библиография в моей жизни

Библиография и ее роль в современном мире

Библиография как область деятельности, история ее возникновения, основные задачи и роль в современном мире. Рецензия на статью «Зачем нужна фантастика Стругацких» С. Матлиной. Составление аналитического библиографического описания книг и газетной статьи.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления21.05.2017
Размер файла27,5 K

библиография в моей жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Что такое библиография? Какую общественную роль она играла в прошлом и выполняет в наши дни?

библиография статья книга

У библиографии 3 главные задачи

2. Знакомство с их содержанием ;

3. Поиск нужных книг.

Как сориентироваться в книжном фонде, используя библиографию?

— каталог (каталожная карточка)

Остановимся на каждом из них.

Давайте охарактеризуем книгу, обратимся к титульному листу, на нем помещены самые главные сведения о книге: автор, заглавие книги, подзаголовок, сведения об иллюстраторе, год и место издания, аннотация. (Показать, как можно познакомиться с книгой, не читая, а лишь просматривая ее.)

Первое знакомство с книгой помогает оценить ее. Все элементы книги участвуют в этом: и титульный лист, и предисловие, и аннотация, и оглавление.

— заказывать книги в библиотеках и книжных магазинах;

— самостоятельно описывать документы и на этой основе составлять для себя списки литературы и личные картотеки;

— вести самостоятельный библиографический поиск.

Слово «каталог» пришло к нам из древней Греции и означает оно «опись», «перечень».

Часто вам бывают нужны сведения о последних событиях в жизни нашей страны или за рубежом, о достижениях науки и техники, новостях литературы и т.д. Такие материалы вы можете найти только в периодических изданиях. Однако, пролистать все имеющиеся в библиотеке журналы невозможно, и тогда вам на помощь придет СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ (показать на примере).

Кроме того, составляются ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ, которые посвящены какой-то определенной теме, науке, предмету

Список содержит перечень материалов по определенной теме.

Список литературы бывает рекомендательным («Что читать в 8 классе») и тематическим («О кошках.) Все произведения, перечисленные в списке, расположены в алфавитном порядке с указанием выходных данных.

Указатель содержит перечень произведений печати по определенной теме, но с краткой аннотацией (характеристикой) произведения. Указатели бывают универсальные (обо всем) и тематические. Для облегчения поиска имеется алфавитный указатель авторов и названий книг с указанием страниц, на которых помещен данный материал.

Необходимо подчеркнуть, что на развитие библиографии оказывают большое влияние успехи науки и культуры, рост читательских запросов общества. В свою очередь библиография воздействует на научное, литературное и техническое творчество, издательское и библиотечное дело, книжную торговлю, образование и самообразование. Это выражается в том, что, выявляя произведения печати, отбирая и характеризуя их, библиография помогает подведению итогов развития науки и созданию исходной базы для дальнейших исследований; отражает вклад отдельных лиц, народов или стран в развитие культуры; указывает литературу, необходимую для изучения историографии вопроса, вводя при этом в обиход как новые опубликованные произведения, так и старые, не получившие известности или забытые. Пропагандируя произведения печати, накопленные в библиотеках или вновь выпущенные издательствами, библиография способствует распространению определённых научных положений, политических, философских и эстетических взглядов, а также технических усовершенствований. Она играет большую роль в руководстве чтением и таким образом содействует формированию общественного сознания.

Будучи отчужденной от документа, библиографическая информация является средством его поиска и способствует его известности и популяризации. Без библиографии издательское дело, книжная торговля, научно-информационная деятельность не в состоянии полноценно функционировать.

Выясняя роль библиографии в современном мире, прежде всего, отметим, что она интенсивно функционирует в науке, где выступает инструментом творческого процесса, своего рода отчетом и средством измерения научной продукции (библиометрии), определении ее ценности. Библиографическое обеспечение входит в инфраструктуру науки, библиография рассматривается в ней как вспомогательная дисциплина.

Библиография теснейшим образом связана с социальными и гуманитарными научными дисциплинами, особенно с текстологией, гражданской историей, историографией, языкознанием, историей литературы, семиотикой. Без опоры на библиографические ресурсы и применения методов библиографического поиска эти дисциплины не могут полноценно развиваться.

Важную роль играет библиография в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появления описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об истории научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплески интереса к открытиям, методам, напротив, угасание, когда выясняется недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.д. Науковедение, которое изучает науки в целом, закономерности развития научных направлений и школ, опирается на материалы библиографии.

Общественное признание библиографии как ценного компонента науки и культуры находит многообразное выражение. В частности, об этом свидетельствуют статьи о библиографии, библиографических учреждениях и выдающихся библиографах в универсальных и отраслевых энциклопедиях.

В различных классификациях выделяют несколько десятков родов коммуникационных барьеров. Достаточно четко различают физические, экономические, социально-психологические, информационные барьеры.

Физические обозначают пространственное разделение документов и их потребителей. Библиографическая информация сообщает о местонахождении документов и тем самым способствует преодолению физического барьера.

Экономический барьер ограничивает доступ к документам по причине их высокой стоимости. Библиографическая информация сообщает о наличии потребных документов в общедоступных бесплатных библиотеках.

Социально-психологические барьеры препятствуют потреблению документов по причине непонятности, сложности их содержания, неизвестности фиксирующей их содержание знаковой системы. Библиографическая информация отражает документы учебные и популярные.

Многообразны информационные барьеры. Они воплощены главным образом в различных и часто несовместимых информационно-поисковых языках (способах описания документов, классификационных системах, тезаурусах). Библиографическая информация «находит» соответствия обозначений в национальных, профессиональных и других языках и жаргонах или близких по смыслу понятий и терминов и тем самым способствует преодолению информационных барьеров.

Таким образом, преодолевая вышеописанные барьеры, библиографическая информация способствует непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во взаимосвязь.

Количество книг, изданных после изобретения книгопечатания, не поддается точному учету. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг поистине грандиозных масштабов. По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Поэтому огромную социальную значимость приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающиеся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано. По образному сравнению академика С.И. Вавилова «современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому не нужно забывать об огромном значении рекомендательной библиографии, которая способствует воздействию на читательскую активность личности. Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. Рекомендательная библиография, как и критика, призвана играть роль компаса в информационном океане.

Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.

2. Выбрать из журнала «Библиотечное дело» (август, 2013 г.) статью. Выделить базовые (ключевые) термины и написать их значение. Написать рецензию на данную статью

Статья из журнала « Библиотечное дело», № 16 (202)’13

Название: Зачем нужна фантастика Стругацких

Автор: Слава Матлина,

ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело»

Зачем нужна фантастика Стругацких

Рядом с ними мальчик лет 3-х. Сзади стоят его родители. Примерно 1927-28 гг. Три поколения Стругацких: у родителей гостят сын с невесткой и первенцем Аркадием….

О них написаны книги и сотни статей. Но об истоках их биографий известно немного. А ведь психологи утверждают: всё начинается с детства.

20-летним юношей-большевиком погиб в 1919 г. на фронте. По словам мамы до войны в Севске была улица его имени. Средний брат, которого в семье называли Саней, тоже коммунист, крупный советский инженер, сгинул в 1937 г. Именно тогда Натана исключают из партии « за притупление политической бдительности».

Термины и их значения:

Статья-это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также, в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.

Биография-описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

Жанр общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

В статье: «Зачем нужна фантастика Стругацких», помещенной в журнале «Библиотечное дело» № № 16 (202)’13 за 2016 год, рассматривается жизнь, судьба и творчество нескольких поколений талантливых людей.

В статье речь идёт о детстве и творчестве братьев Аркадия и Бориса Стругацких, об истоках и биографиях создателей художественных утопий, которых называли мудрецами и даже пророками, т.к. психологи утверждают: все начинается с детства. Так же речь идет и о жизни их родителей, Александре Ивановне Стругацкой и Натане Борисовиче Стругацком.

Творчество братьев Стругацких сегодня знает весь мир. Выбранный ими жанр, несомненно связан с «семейным менталитетом».

Стоит рассказать о матери и отце братьев, о Алекснадре И.С., которая из провинциальной «училки» выросла в педагога-словесника, известного всему Ленинграду, она смогла приобщать ребят к чтению русской классики.

3. Составьте библиографическое описание 3 книг, которые имеют 1,3 и более 4-х авторов и аналитическое библиографическое описание газетной статьи и статьи из сборника; 2-х ГОСТ, имеющих отношение к вашей специальности. Используйте образцы титульных листов издательской продукции

Борисова, Т. Магистрали особого режима/Татьяна Борисова//Кузбасс.- 2005.- 19 февраля (№30).-С.5.

Статья из сборника

Список источников и литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и содержание информации, оценка ее роли и значения в современном обществе, классификация, типы. Противоречия между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Значение библиографии.

реферат [26,7 K], добавлен 18.01.2014

Роль истории в современном и перспективном развитии библиографии, ее особенности, тенденции и достижения. Первая библиотека на Руси. Роль Академии наук Петербурга в становлении отечественной библиографии. «Российская ученая история» епископа Дамаскина.

реферат [37,4 K], добавлен 25.12.2011

Изучение сущности и задач библиографии, предметом изучения, описания, учета для которой служат не только книги, но и периодические издания, сборники, брошюры, ноты, географические карты, графические материалы. Научно-вспомогательное значение библиографии.

доклад [17,9 K], добавлен 12.02.2012

История становления библиографии в Древнем мире: использование идеографических символов для фиксирования информации, зарождение алфавитного письма, создание первых библиотек в Греции. Специфика книгособирательной деятельности в период Средневековья.

реферат [27,4 K], добавлен 27.08.2011

Основная функция и принципы библиографии, ее объект и предмет. Сущность и методы библиографического поиска. Основное назначение библиографического описания, его виды. Процесс библиографической группировки. Аннотированный библиографический список.

контрольная работа [49,5 K], добавлен 22.04.2012

Источник

Библиография в моей жизни: Ученый, писатель, рабочий, инженер о роли библиографии в их работе и творчестве

Описание книги

Редакция научно-практического журнала «Советская библиография» обратилась к ученым, писателям, инженерам, краеведам, рабочим с просьбой рассказать, какую роль играет библиография в их жизни и работе. Полученные очерки и свое время были опубликованы на страницах журнала, а сейчас собраны в этой книге. Широкие круги читателей найдут здесь полезные и поучительные сведения о роли библиографических пособий, справочников, всевозможных картотек, помогающих быстро ориентироваться в огромном потоке литер.

Редакция научно-практического журнала «Советская библиография» обратилась к ученым, писателям, инженерам, краеведам, рабочим с просьбой рассказать, какую роль играет библиография в их жизни и работе. Полученные очерки и свое время были опубликованы на страницах журнала, а сейчас собраны в этой книге. Широкие круги читателей найдут здесь полезные и поучительные сведения о роли библиографических пособий, справочников, всевозможных картотек, помогающих быстро ориентироваться в огромном потоке литературы, находить нужные книги.
Сборник призван способствовать распространению библиографические знаний, повышению культуры работы с книгой.
Рассчитан на широкие круги книголюбов. Книга «Библиография в моей жизни: Ученый, писатель, рабочий, инженер о роли библиографии в их работе и творчестве» оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Источник

Библиография в моей жизни : Ученый, писатель, рабочий, инженер о роли библиогр. в их работе и творчестве : Сборник очерков / Ред.-сост. А.Г. Глухов

О произведении

Другие книги автора

УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

ТЕРМОСТАТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Юным друзьям книги Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

НАША БИБЛИОТЕКА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

КНИГИ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЕ ВЕКА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

«В ЛЕТО 1037» Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Судьбы книг Книги, пронизывающие века Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М. И. Рудомино

В СВЕТЕ СОЛНЦА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ЗВУЧАТ ЛИШЬ ПИСЬМЕНА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Эссе: «Чтение и библиотека в моей жизни»

библиография в моей жизни Ольга Павлова
Эссе: «Чтение и библиотека в моей жизни»

Эссе: «Чтение и библиотека в моей жизни».

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.

Мир без книги – мир дикарей».

Будучи ребёнком, я была окружена любовью родных и близких мне людей. Мне, как и большинству детей, читали стихи, рассказывали сказки. Так я заинтересовалась книгами, а позже начала их читать. И уже в дошкольном возрасте, я хорошо читала. Бабушка, поддерживая меня в этом начинании, и любящая книги, часто повторяла слова Сэмлоэла Смайлса,и я с ними согласна: «Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности».

В школьные годы я с большим интересом читала дополнительную литературу, которая не входила в программу обучения школы, посещала библиотеки города и засиживалась в читальных залах, ведь там собраны интересные книги, не доступные для свободного пользования. Также я прочитала домашнюю библиотеку, передаваемую из поколения в поколение, и стала её пополнять.

К концу школьной жизни я поняла, что интерес к чтению книг закладывается ещё в дошкольном возрасте, и решила стать воспитателем, чтобы воспитывать в детях любовь к книгам с малых лет. Теперь я уверена, что такой выбор был сделан по велению души.

На Востоке говорят: «Чтобы пройти путь длинной в тысячу километров, нужно сделать первый шаг».

Свой первый шаг я уже сделала в детстве и двигаюсь по этому пути до сих пор, открывая дошколятам сказочный, неповторимый, захватывающий, добрый мир детской литературы.

Поэтому, постоянно окружённая детской любовью, я думаю, что главная моя задача – научить детей любить книги, видеть в них культурную ценность мира, захотеть подружиться с книгами и в трудную минуту уметь получать от них добрый совет.

В своей работе я уделяю внимание развитию интереса у детей к художественной и познавательной литературе, знакомству с различными книгами, потребности в чтении книг, пополнению литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами, баснями, загадками.

В своей работе по формированию интереса к литературе я опираюсь на художественные средства. Научить дошкольников бережно обращаться с книгами мне помогают литературные произведения З. Александровой, Е Благининой, К Ушинского.

Работая в инновационном режиме, я провожу интегрированные и нетрадиционные виды непосредственной образовательной деятельности.

Деятельность дошкольников я не ограничиваю рамками группы. Дети включаются в «шефскую»работу с малышами: рассказывают ребятам сказки, делают им книжки – малышки в подарок, чинят порванные книги малышам, участвуют в сценках и театральных постановках по мотивам сказок и стихотворений.

Зону общественно полезной деятельности детей расширяю благодаря развитию дружеских контактов с младшими школьниками. Дети делают закладки для книг в подарок школьникам, сочиняют стихи, посещают школьную и городскую библиотеки.

Посещаем детские выставки, спектакли, концерты по мотивам сказок и рассказов, организованные школьниками.

Признавая приоритетное значение семейного воспитания, я уделяю большое внимание работе с родителями, в развитии интереса у детей к художественной литературе. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как круглый стол, родительские гостиные,тематические вечера: «Умники и умницы», где совместно с родителями мы составили картотеку наиболее интересных книг для детей, составили правила общения с книгой; составили правила поведения в книжном уголке группы, в школьной библиотеке,оформили альбомы: «Книга – это волшебница», «На картинку посмотри, что за сказка расскажи».

Особым интересом в моей инновационной работе пользуется направление – «Семейное чтение», которое даёт возможность развивать интерес детей к художественной литературе. Совместное чтение книг, обсуждение прочитанного сюжета, сближает членов семьи. На сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка – одна из важных задач социума.

Моя целенаправленная работа по развитию интереса к художественной литературе у дошкольников привела к важным изменениям в личности детей: они стали бережно относиться к книгам, проявлять интерес к литературе, проявлять уважение к людям, чьими руками были написаны произведения, в играх стали использовать сюжеты сказок, стали брать в пример хорошие поступки героев произведений, у детей появились полюбившиеся ими книги.

Я счастливый человек: мои знания помогают детям понять,что: «В книгах заключено особое очарование;книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Ф Петрарка.

Я постоянно совершенствую свой профессиональный рост. У меня много планов на будущее. И я верю, что со временем воплощу их в жизнь вместе с моими воспитанниками.

Людвиг Андреас Фейербах сказал: «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни». И я искренне верю, что мои воспитанники в будущем продолжат общение с книгами и выберут в их лице достойных друзей.

библиография в моей жизниЭссе «Цветы жизни» оспитатель-слово то какое! В нем таятся свет,добро,тепло. Кто детей порадует игрою? Кто их пожурит совсем не зло? Им благодаря взрослеют.

библиография в моей жизниДва важных события в моей жизни Ура! Свершилось! Дорогие друзья и коллеги! В моей жизни два знаменательных события! Юбилей и выход сборника стихов (с моим участием)-«Книга.

Открытый показ по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Репка» Тема: «Помоги зайчику советом». Цель: формировать представления о добре и добрых делах на основе русской традиции. Идея произведения: согласие.

библиография в моей жизниПриятные события в моей жизни. Фотоотчет Спешу сообщить, что в моей жизни произошли приятные события. Второго марта 2016 года мне вручили Почетную грамоту Министерства образования.

Сочинение на тему: «Языки в моей жизни» Звучный и нежный русский язык Свое сочинение я хотела бы посвятить языку, который имеет огромный интерес у людей на всей планете- русскому языку. Еще с раннего детства.

Эссе «Музыка в моей жизни» Ирина Карпова Эссе «Музыка в моей жизни» В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания снов… (К. Бальмонт).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *