библия о загробной жизни

Библия о загробной жизни

библия о загробной жизни

Существует ли жизнь после смерти? В Библии написано: «Человек, рожденный женою, краткодневный и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает как тень, и не останавливается… Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14:1-2, 14).

Как и Иова, почти всех нас волнует этот вопрос. Что же происходит с нами после смерти? Неужели мы просто перестаем существовать? Или жизнь – это постоянное возвращение на землю для обретения личного совершенства? Существует ли рай и ад в действительности, или же это просто душевное состояние?

В Библии сказано, что существует не только жизнь после смерти, но жизнь вечная, настолько славная, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Иисус Христос, Бог во плоти, пришел на землю чтобы подарить нам вечную жизнь. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

Иисус принял наше наказание на Себя и пожертвовал Своей собственной жизнью. Три дня спустя Он доказал Свою победу над смертью и воскрес в духе и плоти. Он оставался на земле на протяжении сорока дней, и тысячи людей видели Его до вознесения в вечный дом на Небесах. В Послании к римлянам 4:25 о Христе говорится: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

Воскрешение Христа было хорошо известным событием. Апостол Павел призывал людей убедиться в его подлинности от очевидцев, но никто не пытался возражать ему. Поэтому, воскресение является краеугольным камнем христианской веры; благодаря Иисусу, восставшему из мертвых, и мы можем верить, что воскреснем.

Апостол Павел упрекал первых христиан в неверии: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Коринфянам 15:12-13).

Хотя все мы будем однажды воскрешены, не все смогут попасть в рай. Перед каждым человеком в жизни стоит выбор, от которого зависит, где он проведет вечность. Библия говорит, что мы умрем только один раз, а после смерти последует Божий суд (Евреям 9:27). Те, кто получил праведность, обретут вечную жизнь в раю, а неверующие будут отправлены на вечное наказание, или в ад (Матфей 25:46).

Ад, как и рай, – это буквальное и очень реальное место, где неверующие ощущают на себе непрекращающийся Божий гнев. Она будут терпеть эмоциональные, психологические и физические мучения, страдая от досады, разочарования и позора.

Ад описан, как бездна (Лука 8:31; Откровение 9:1), как озеро огненное и серное, где день и ночь обитатели ада несут мучения (Откровение 20:10). Там будет плач и скрежет зубов от горя и гнева (Матфей 13:42). Это место, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк 9:48). Без сомнения, страдания грешников не доставляют Богу удовольствие – Он хочет, чтоб они отвернулись от своих грешных путей и получили жизнь (Иезекииль 33:11). Но Он не будет заставлять нас покоряться Ему, поэтому если мы решим отвергнуть Его, у Него не останется иного выбора, как только дать нам желаемое – жизнь врозь с Ним.

Земная жизнь является проверкой, подготовкой к будущему. Для верующих – это вечная жизнь рядом с Богом. Так как же нам получить вечную жизнь и праведность? Существует только один путь – вера в Сына Божьего, Иисуса Христа. Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек…» (Иоанн 11:25-26).

Если вы хотите принять Иисуса Христа как своего Спасителя, произнесите следующую молитву. Сама по себе молитва не приводит к спасению, а только вера в Иисуса Христа может дать прощение грехов. Эти слова – просто способ показать, что мы верим в Бога и благодарим Его за спасение. «Боже! Я знаю, что согрешил перед Тобой и заслуживаю наказания. Но Иисус Христос понес мое наказание, чтобы через веру в Него я мог быть прощен. Я отворачиваюсь от своего греха и верю, что Ты – мое спасение. Спасибо Тебе за милость ко мне и прощение! Аминь!»

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Есть ли жизнь после смерти — доказательства науки и Библии

библия о загробной жизни

Существует ли жизнь после смерти, что об этом говорит Библия и наука? Как вы убеждаете людей в этом и какие приводите доказательства? Я недавно просмотрел эссе ученого Дагласа Джакоби. К концу эссе он немного сказал о рае, и я всегда хотел найти факты и доказательства о жизни после смерти в Библии. А также о Рае и Аде. Я знаю, что после смерти там живут до суда не так долго, но я хотел бы сделать некоторые исследования относительно того, что говорит об этом Ветхий Завет и Новый Завет.

Жизнь после смерти и текст Библии

Очень сложно привести логические аргументы того, что жизнь продолжается после смерти. Мы точно не можем использовать научные или физические аргументы в качестве доказательств существования жизни после смерти. Если мы просто животные, чья реальность состоит в том, что они обладают физическими телами, пронизанными электрическими сигналами, тогда точно нет жизни после смерти.

Как ученый я точно верю в физические факты. Тем не менее вера в физические вещи не мешает вере в духовную реальность. Я причисляю себя к тем людям, которые верят в обе эти реальности – физическую и духовную. Если мы хотим поверить, что есть жизнь после смерти, мы должны понимать сначала, что человек имеет духовную природу – душу. Есть много логических аргументов, говорящих в пользу существования души. Философ Рене Декарт был одним из самых убежденных защитников дуализма – идеи того, что мы имеем и тело и душу. И того, что наше существо и наша природа это не наше тело, но наша душа.

Если быть честным, я не верю в подобные логические или философские аргументы, не верю, что это самые сильные аргументы, доказывающие существование жизни после смерти. Я верю, что сильнейший аргумент для жизни после смерти основан на вдохновении и авторитете Библии. Как Бог говорил через еврейского автора: «Вера есть уверенность в невидимом». Я верю в жизнь после смерти из-за того, что говорит Библия о Судном Дне, рае и аде. Я верю в жизнь после смерти из-за того, что Иисус Христос воскресил Лазаря из мертвых. Я верю в это из-за многочисленных доказательств, подтверждающих воскресение Христа. Есть много о доказательствах воскресения в моей книге «Причины для веры» (“Reasons for Belief”, www.ipibooks.com).

Есть неоспоримые факты того, что Иисус Христос был распят во времена Понтия Пилата, что Его гробница оказалась пустой и что тысячи свидетелей видели эти факты. Все это говорит мне о том, что есть жизнь после смерти. Иисус, проживший прекрасную жизнь, и сотворивший множество чудес, сказал:

«Много покоев в доме Отца Моего; если бы это было не так, Я сказал бы вам. Я иду туда, чтобы подготовить для вас место. И когда пойду и приготовлю для вас место, приду опять и заберу вас с Собою, чтобы вы были там, где Я. (Евангелие от Иоанна 14:2,3)»

Я верю в жизнь после смерти. Эта вера основана на разумном мышлении, но больше она основана на вере в Иисуса и вдохновение Библии.

Давайте посмотрим цитату Павла:

Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся. Ибо это бренное тело должно облачиться в нетленное, и это смертное тело должно облачиться в бессмертное. (1 Послание Коринфянам 15:51-53)

Если вы полностью прочтете эту главу, то поймете, что более, чем 500 человек были свидетелями того, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Более того, Павел говорит, что большинство из них живо и по сей день (на день написания послания). Это сильные доказательства того, что есть жизнь после смерти, но еще большие – вера в силу Христа и богодухновенность Библии.

Еще я бы хотел направить вас к маленькой книге Дагласа Джакоби «Что происходит, когда мы умираем?» (доступна на www.ipibooks.com). Соответствующих отрывков в Библии о жизни после смерти (или про ад и рай) около десятка – об аде, рае, преисподней и т. д. Доказательства о жизни после смерти главным образом содержатся в псалмах и в некоторых притчах. Вы можете найти их в 1 Петра 3:19-20, Евангелие от Луки 16:19-31 и еще несколько (см ниже). Там может быть больше, чем вы думаете. Надеюсь, это поможет.

Библия о жизни после смерти. Ад и рай.

Откровение 1:18 Я жив! Я был мертв, но вот, Я навеки жив! У Меня ключи от смерти и ада!

Луки 16:23 В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.

Откровение 19:20 И схвачен был зверь и вместе с ним лжепророк, который сотворил от имени зверя знамения и обманул тех, кто получил клеймо зверя и поклонялся его изображению. И тот, и другой были брошены заживо в огненное озеро, горящее серой.

Деяния 2:27 Ведь Ты не оставишь Мою душу в мире мертвых и не дашь Твоему Святому увидеть тление.

Матфея 16:18 И Я говорю тебе: ты — Петр, и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее.

Деяния 2:31 он, видя будущее, говорил о воскресении Христа, что Он не был оставлен в мире мертвых и Его тело не увидело тления.

Матфея 25:41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов.

Псалмы 86:13 потому что велика милость Твоя ко мне, Ты избавил душу мою от глубин мира мертвых.

Псалмы 15:10 Ведь Ты не оставишь мою душу в мире мертвых, и не дашь Твоему святому увидеть тление.

Иакова 3:6 Язык — это тоже огонь, это место обитания неправедности среди других наших органов. Он оскверняет все тело и воспламеняет весь ход жизни, сам загораясь от ада.

Луки 16:19-23 Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы. Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.

Матфея 11:23 И ты, Капернаум, думаешь, что будешь вознесен до небес? Нет, ты будешь сброшен в ад, потому что если бы в Содоме были совершены такие чудеса, какие были показаны тебе, то он существовал бы и до сегодняшнего дня.

Луки 10:15 И ты, Капернаум, будешь ли ты вознесен до небес? Нет, ты будешь сброшен в ад.

Матфея 23:15 Горе вам, учители Закона и фарисеи! Лицемеры! Вы проходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного человека, а когда вы его обращаете, то делаете его вдвое больше достойным ада, чем вы сами.

Откровение 20:10 Дьявол, который их обманул, был брошен в озеро, наполненное горящей серой, туда, где уже были зверь и лжепророк. Там они будут мучиться день и ночь, во веки веков.

Луки 23:43 Говорю тебе истину: сегодня ты будешь со Мною в раю, — ответил ему Иисус

Иона 2:2 Он сказал: — В горе я к Господу воззвал — Он ответил мне. Я закричал — Ты услышал мой крик из глубин мира мертвых.

Источник

Что происходит с умершим человеком до всеобщего воскресения?

В Писании сказано, что в конце времен все мертвые воскреснут и предстанут перед судом Господа. Но что происходит с умершими до всеобщего воскресения? Они «спят» или находятся «в сознании»? Могут ли они видеть живущих, и могут ли живущие общаться с ними? Разбираемся в слайдах «Фомы».

Со смертью для человека все заканчивается?

Так кто радуется, а кто страдает после смерти?

Для тех, кто умер в вере и принес Богу покаяние в грехах, исход из тела может оказаться невероятно торжественным и радостным событием. Как говорит Священное Писание, блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр 14:13).
При этом, как предостерегает Сам Христос, те, кто умер в грехе и противлении Богу, как богач из притчи о богаче и Лазаре, могут оказаться в аду, месте мучения (Лк 16:19–31).
Это посмертное разделение на оправданных и осужденных называют «частным судом», в отличие от общего (так называемого Страшного) суда, который совершится после общего воскресения мертвых.

Человек умер — что же радостного может быть, даже если он верил в Бога?

Благочестивый христианин оказывается после смерти тела в присутствии Христа, вместе с Его святыми, в невыразимой красоте, радости и утешении. Его путь завершился, он прибыл домой, где его с ликованием встречают ангелы и человеческие души, сохранившие верность Господу. Все скорби, труды и страдания земной жизни остались позади.
Как говорит об этом святой апостол Павел: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле] (Флп 1:23).

Это и есть место вечного упокоения усопших?

Нет, это временное пристанище праведников. Они находятся в нем до дня общего воскресения, когда их души вновь соединятся с нетленными, то есть уже не подверженными болезни и смерти, телами. Только после воскресения людям станет доступна вся полнота радости жизни в преображенном мироздании.
Схожим образом обстоит дело с теми, кто после смерти попадает в место страдания. Их тоже ждет телесное воскресение, общий суд — и только затем определится их окончательная участь.
О том, как будет выглядеть Страшный суд, можно прочесть здесь.

Знают ли усопшие о том, что происходит на земле?

Да. Например, в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мученики, пребывающие на небесах, молятся о прекращении творящегося на земле зла: И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр 6:10). Святые на небесах видят нас, знают о всех испытаниях, через которые мы проходим. Недаром Церковь обращается к ним с просьбой: «Все святые, молите Бога о нас».

Можем ли мы повлиять на участь усопших?

Да, мы можем молиться о них Богу: как келейно, то есть каждый у себя дома, так и соборно, в храме. Особенно в дни, специально установленные Церковью для поминовения умерших, — родительские субботы. При этом уточним, что наша молитва изменяет не участь умершего, а его духовное состояние, которое и определяет его посмертную участь.

Можем ли мы общаться с усопшими?

Напрямую — пока нет. Придется потерпеть до того дня, когда все мы воссоединимся у Бога. Попытки вызывать мертвых, самочинно проникать в загробный мир, как и любые другие оккультные практики, категорически запрещены Писанием: Не должен находиться у тебя… обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор 18:10‭–‬12)‬.‬‬
Однако мы можем обращаться к Богу с просьбами позаботиться о наших усопших близких, простить их прегрешения, упокоить их души в месте светлом и радостном. Таким образом мы установим опосредованное общение и с ними самими.

Источник

Православное учение о жизни после смерти

В некоторых религиях и философских системах (например, в индуизме и стоицизме) приводится мысль, что главное в человеке – это душа, а тело – лишь временная оболочка, в которой душа развивается. Когда душа достигает известного духовного уровня, тело перестает быть нужным и должно быть сброшено, как сносившаяся одежда. Освободившись от тела, душа восходит на более высокую ступень бытия. Христианская вера не разделяет такое понимание человеческой природы. Давая предпочтение духовному началу в человеке, она все же видит в нем принципиально двухсоставное существо, состоящее из друг друга дополняющих сторон: духовной и материальной. Существуют и простые бестелесные существа, как ангелы и бесы. Однако у человека – другое устройство и назначение. Благодаря телу его природа не только сложнее, но и богаче. Богом определенный союз души и тела – это вечный союз.

Когда после смерти душа покидает свое тело, она попадает в чуждые для себя условия. Действительно, она не призвана существовать как призрак, и ей трудно приспосабливаться к новым и неестественным для нее условиям. Вот почему для полного упразднения всех разрушительных следствий греха Богу угодно было воскресить созданных им людей. Это произойдет при втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное и обновленное тело. Надо повторить, что она войдет не в новую оболочку, а соединится именно с телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленным и нетленным, приспособленным для новых условий бытия.

При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» ( Сирах 11:26 ). И дальше: человеку надлежит «однажды умереть, а потом суд» (Ев. 9:27), очевидно, индивидуальный. Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» – о детях (в прямом и переносном смыслах).

О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18).

Таким образом, Православная Церковь различает два состояния души в загробном мире: одно – для праведников, другое – для грешников, – рай и ад. Она не признает римско-католического учения о среднем состоянии в чистилище, поскольку в Священном Писании нет никакого указания на среднее состояние. При этом Церковь учит, что мучения грешников в аду могут быть облегчены и даже могут быть сняты по молитвам за них и по добрым делам, совершаемым в их память. Отсюда обычай подавать помянники за Литургией с именами живых и умерших.

Источник

37. Что говорит Библия о смерти?

«День смерти лучше дня рождения»

Есть в книги Екклезиаста удивительные слова: «Имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня его рождения» (7:1). Екклезиаста, конечно, трудно назвать оптимистом, но это, кажется, слишком мрачно даже для него. В каком же это смысле следует понимать? По-видимому, речь здесь идет вот о чем. Новорожденный ребенок, словно драгоценное масло, существует пока только телесно и еще не имеет имени. Его потенциал, как и благовоние, может быть потрачен – или растрачен? – на очень разные цели, и может очень быстро улетучиться, как и аромат драгоценного масла. Но если в течение жизни человек приобретет себе доброе имя, в день смерти оно остается за ним навсегда.

Такое понимание присутствует и в традиционных толкованиях. Вот что пишут по этому поводу авторы талмудических трактатов «Шемот Рабба» и «Когелет Раба»: «Когда рождается человек, все радуются; когда он умирает, все плачут. Это подобно тому, как один корабль покидал гавань, а другой входил в нее. Уходящему кораблю радовались, а входящему никто не радовался. Там был один умный человек, и он сказал людям: “Я вижу, вы все перепутали. Нет причин радоваться уходящему кораблю, ибо никто и не знает, какова будет его участь, какие моря и бури встретит он на своем пути; но тому, кто возвращается в гавань, всем следует радоваться, так как он прибыл благополучно”.

Подобным образом, когда человек умирает, всем следовало бы радоваться и благодарить, что он покинул этот мир с добрым именем».

Другое место – в книге Иова (19:25–26). Синодальный перевод и здесь вполне оптимистичен: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Но на самом деле оригинал здесь полно неясностей; достаточно сказать, что там стоит не «во плоти», а буквально «из плоти» или «вне плоти», и, по всей видимости, это значит, что плоти у Иова больше уже не будет. В моем переводе это место звучит так: «Я же знаю, что жив мой Заступник, Он – Последний – встанет над прахом! Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога».

Но даже если оба этих места действительно говорят о благой участи за гробом, никаких других им подобным мы просто не найдем. Но мы найдем в тех же Притчах, у того же Иова множество упоминаний смерти как страшного, окончательного, положенного всем нам предела, за которым не будет уже ни света, ни радости, ни спасения. Тот же Иов говорит: «Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего… Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (14:11–12, 20–22).

И все-таки в этой же книге мы встречаем удивительное, дерзновенное, пророческое слово о Шеоле – мире мертвых. На мой взгляд, эти строки стоят ближе к Голгофе и воскресению, чем всё остальное в Ветхом Завете. Я позволю себе процитировать их в собственном переводе:

Я тоскую по Шеолу, как по дому, и во тьме себе ложе готовлю,

я гроб зову своим отцом,

а червя – матерью и сестрой. Где же она, моя надежда?

Надежду мою – кто видел? Сойдет ли она к вратам Шеола?

Ляжет ли вместе со мной в землю? (17:13–16)

Да, сойдет, да, ляжет – готовы крикнуть мы Иову с высоты Нового Завета, но он-то об этом еще ничего не знает. Он готовится сойти туда безвозвратно, не ожидая там для себя ничего хорошего. Он умер «старцем, насытившись жизнью», он видел своих правнуков, и примерно то же самое говорится о других праведниках, но это только подчеркивает основную мысль Ветхого Завета: всё хорошее бывает здесь и сейчас, не жди никакого блага там. С одной стороны, до Голгофы, до искупления грехов всего человечества и в самом деле невозможно было говорить о рае. А с другой – может быть, так Господь приучал израильтян к верности Богу не ради загробных наград, а ради самой жизни с Богом уже здесь и сейчас?

Итак, для человека Ветхого Завета всё ценное и важное в жизни происходило здесь, на земле; но человек времен Нового Завета уже знал, что за гробом ему предстоит дать отчет в земной жизни и что дальнейшая его судьба будет зависеть от этого суда. Люди верили, что воскреснут «в последний день», когда завершится земная история и начнется что-то новое, непонятное, но прекрасное, о чем говорили пророки.

«Бог не сотворил смерти»

Но что говорит Библия о самом этом переходе, о смерти? Она появляется вместе с грехопадением; давая Адаму заповедь не есть от древа познания добра и зла, Господь предупреждает его: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт 2:17 ). Прочитав немного дальше, мы увидим, что Адам и Ева прожили не просто долго, а невероятно долго после того дня, когда нарушили заповедь. Видимо, предупреждение означало, что в тот день они станут подвластны смерти. Адам, рассказывает Бытие, прожил 930 лет, его сын Сиф – 912, а внук Енос – 905 лет. Сроки, конечно, немыслимые в нашем мире, и об их символическом значении уже было сказано в 9-й главе: по мере удаления от источника жизни, Бога, постепенно сокращается и срок земного существования.

Подробнее об этом рассуждает неканоническая книга Премудрости Соломона (1:13–16): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». А в Новом Завете об этом рассуждает апостол Павел ( Рим 5:12 ):

А можно понять то же самое несколько иначе: в Адаме и Еве Библия поэтически изобразила первобытное человечество на каких-то очень ранних стадиях его развития, когда люди решили жить своим умом и отвернулись от Единого Бога. Мы все причастны этому человечеству, сказавшему Богу твердое «нет», потому что и мы в своей жизни периодически делаем то же самое.

Смерти, конечно, никто себе не желал и при возможности ее старался отвратить. Мы почти не находим в библейских книгах самоубийств. Для греко-римской античности, к примеру, способность человека покончить со своим бренным существованием была признаком мужества и духовной высоты. Совсем не то в Библии, там это поступок крайнего отчаяния: убивает себя раненый Саул, чтобы не попасть в плен к филистимлянам, которые надругаются над ним ( 1Цар 31 ); убивает себя мудрец Ахитофел, чей совет был впервые отвергнут правителем ( 2Цар 17 ). Об Иуде Искариоте и говорить нечего ( Мф 27:3–5 ).

Но к своей и чужой смерти люди библейских времен относились, кажется, гораздо спокойнее, чем мы. Пророк Валаам, глядя на израильский народ, благословляет его и неожиданно говорит: «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» ( Числа 23:10 ). Как же это можно желать себе смерти? Нет, он просто знает, что смерти не избежать, и молится о том, какой именно он желает себе смерти: как у праведников. То самое спокойное завершение благого пути, о котором, по-видимому, говорил и Екклезиаст. Кстати, Валааму не было даровано то, чего он просил: этот «пророк по найму», принявший в свое время заказ проклясть израильтян, был ими убит вместе с мадиамскими царями (Ис Нав 13:22 ). О смерти – и своей, и чужой – в библейские времена говорили достаточно просто, как о чем-то естественном и обыденном, от нее не прятались, как принято теперь, когда и надгробные речи звучат порой так, словно произошла какая-то немыслимая случайность, которой никто не мог ожидать. Но вот как начинается последняя речь царя Давида, обращенная к его сыну и наследнику Соломону: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» ( 3Цар 2:1–3 ). И Соломон не возражает, не говорит отцу, что тому еще жить да жить; он понимает, что в «путь всей земли» лучше уходить подготовленным, с ясным сознанием своей судьбы.

«Смерть, где твое жало?»

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со смертью. Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда…

«не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ( Ис 65:20–22 ).

А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем?

Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек:

«Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между смертью и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ( 3Цар 17 )

Позднее подобное чудо сотворит Елисей ( 4Цар 4 ), и конечно, Христос (Лука 7:11– 17). «Бог посетил народ Свой» – говорят евреи, когда видят воскрешение сына вдовы в ничем не примечательном городке. Вряд ли они так быстро признали Христа Богом, почему же они так говорили? И почему вообще Христос воскресил этого юношу?

Понятно, что вдова, потерявшая сына, оставалась безо всяких средств к существованию, но ведь не один он умер тогда в Палестине, и ничего примечательного в этом городке и в этой семье, кажется, не было.

Эти проявления человеческой слабости во Христе заставляли немало потрудиться экзегетов. Но общий смысл, видимо, прост: так раскрывается полнота Его человеческой природы, немощной и ограниченной, как у нас, и непричастной только греху. Природы, подвластной смерти. Но именно такой человек и говорит Лазарю: «Выйди!» – и тот выходит из могилы, из Шеола, из царства теней. И после этого становится предельно ясно: Христа уже не оставят в живых; слишком сильному противнику бросил Он вызов.

А дальше… Мы все знаем, что было дальше. Мы поем об этом каждую Пасху:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *