билибино чукотка уровень жизни 2021
В округе первом: Чукотка обошла все регионы страны по зарплате
Самую высокую среднюю зарплату в России получают жители Чукотки — 124,3 тыс. рублей, на втором месте Ямало-Ненецкий автономный округ — 109,6 тыс., на третьем — Москва — 104,4 тыс. рублей. Об этом говорится в исследовании Фонда развития гражданского общества, подготовленном на основе данных Росстата за I квартал 2021 года (есть в распоряжении «Известий»). Как отмечают авторы, главным выводом исследования стало уменьшение индекса социального благополучия населения у всех субъектов, в некоторых из них сократились зарплаты и ухудшился уровень жизни. В результате в рейтинге изменились позиции лидеров. Как объясняют эксперты, это связано с последствиями влияния на экономику пандемии.
Упали в зарплате
Фонд развития гражданского общества подготовил исследование «Индекс социального благополучия регионов» по итогам I квартала 2021 года. Его критерием стало отношение ежемесячной средней зарплаты к стоимости потребкорзины. Как объясняют авторы исследования, чем больше их соотношение, тем выше позиция субъекта в рейтинге.
Особенностью этого исследования стало уменьшение индекса социального благополучия населения. Так, у лидера рейтинга он упал с 5,4 до 5,1. Также он сократился у всех субъектов по сравнению с IV кварталом 2020 года на 0,03 пункта. В итоге в топ исследования вошли 30 из 85 регионов.
Самый высокий индекс и первое место в рейтинге получил Ямало-Ненецкий автономный округ. При средней зарплате в 109,6 тыс. рублей минимальный потребительский набор в регионе обходится в 21,1 тыс.
На втором месте оказалась Москва — средняя зарплата 104,4 тыс. рублей, стоимость потребительской корзины — 24,2 тыс. На третьем — Сахалинская область — 88,1 тыс. и 20,5 тыс. рублей соответственно.
Также в первую десятку рейтинга вошла Чукотка, которая в этот раз обошла все регионы по величине зарплаты и одновременно по стоимости потребительской корзины: зарплата 124,3 тыс., потребкорзина — 29,1 тыс. рублей. За ней следует лидер прошлого года Магаданская область — 99,7 тыс. и 24,1 тыс. В 2020 году средняя зарплата составляла 127 тыс. рублей, минимальный потребительский набор — 23,6 тыс.
А вот другие субъекты свои позиции улучшили. В Ненецком автономном округе в этот раз уровень зарплаты составил 85,3 тыс. (в прошлом году было 81,5 тыс.), а прожиточный минимум — 21,5 тыс. (21,2 тыс.). В Санкт-Петербурге — 71,6 тыс. (65,4 тыс. в 2020-м), прожиточный минимум — 18,7 тыс. В ХМАО зарплата поднялась до 76,3 (с 69,7 тыс.), потребкорзина — 20,5 (20,1 тыс.).
Немного потеряли в деньгах в Якутии — средняя зарплата уменьшилась с 75,5 тыс. до 72,5, прожиточный минимум составил 21,5 тыс. рублей. В Мурманской области доходы повысились с 65,6 до 66,8 тыс., минимальный набор продуктов обходится в 20 тыс. (в 2020-м — 19,8 тыс.).
Выпала из десятки лидеров Тыва, оказавшаяся в этот раз на 21-м месте. Зарплата в регионе составила 40,7 тыс. рублей (было 49,2 тыс.), прожиточный минимум — 15,5 тыс. рублей (15 тыс. рублей).
Последние три места в рейтинге благополучия заняли Карелия, Приморский край и Новосибирская область. В первом регионе средняя зарплата составила 45,3 тыс. рублей (44 тыс.), прожиточный минимум — 18,8 тыс. рублей (17,9 тыс.). Во втором — доходы выросли с 47,3 тыс. до 48,4 тыс., а потребкорзина подорожала с 19,2 тыс. до 19,6 тыс. рублей. В третьем — 40,6 тыс. (40 тыс.) и 16,6 тыс. рублей (16,1 тыс.) соответственно.
Виновата пандемия
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин в разговоре с «Известиями» отметил, что результаты рейтинга интересны прежде всего тем, что можно выделить регионы, продемонстрировавшие положительную динамику по сравнению с результатами пандемийного 2020 года.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин
— Это прежде всего Москва, Красноярский край, Республика Коми, Республика Карелия, Камчатский край, Архангельская, Томская и Ленинградская области, Хабаровский край. Отдельно нужно отметить появление в топе регионов Астраханской области, — пояснил он.
По его словам, положительная динамика — это прежде всего маркер успешного преодоления субъектами РФ социально-экономических последствий ограничительных мер, принятых в ходе пандемии. Эти регионы нашли ресурсы и эффективные методы поддержки и стимулирования социальной сферы, малого и среднего бизнеса.
— Что же касается снижения среднего показателя индекса социального самочувствия, то надо отметить незначительность падения — 0,3 единицы, то есть речь идет об отрицательной разнице между изменениями зарплаты и прожиточного минимума в среднем в 159 рублей в месяц, что в первую очередь я бы связывал с сезонным фактором: в данном случае сравнивается конец года, когда, очевидно, происходит максимальная экономическая активность, с I кварталом, когда традиционно она, напротив, минимальна, — подчеркнул Константин Костин.
Политолог, автор Telegram-канала «Давыдов.Индекс» Леонид Давыдов полагает, что причиной снижения доходов населения стали последствия пандемии COVID-19.
— Думаю, колебания индекса носят статистический характер и не имеют содержательного масштаба. А то, что индекс социального благополучия не
растет, достаточно закономерно для экономики, только начинающей выходить из-под влияния пандемийных факторов. Что касается стратегии для регионов, то она, конечно же, будет состоять в помощи бизнесу в создании рабочих мест и росте зарплат. В противном случае им трудно будет выполнить целевые ориентиры, поставленные программами правительства, — пояснил «Известиям» эксперт.
Политтехнолог Дмитрий Фетисов с этим мнением согласен.
— На снижение индекса социального благополучия повлияло два фактора. Первый — это коронавирус, который серьезно ударил по экономике. А второй также имеет непосредственное отношение к пандемии: это рост рынка серых доходов, — пояснил эксперт.
По его словам, сегодня одна из задач кабмина — вывод этих доходов из тени.
Билибино — уникальный атомный город в Арктике. Появится ли еще один город — призрак?
Сегодня немного расскажу еще об одном городе в Арктике, на самом востоке страны, который уникален не только тем, что в 1955 году на реке Каральваам нашли большие запасы золота, но и тем, что почти 20 лет спустя здесь была построена и запущена самая северная в мире атомная электростанция.
Как уже наверное, догадались, что речь пойдет о городе Билибино на Чукотке.
Город, который правильнее относить к Колыме, чем к Чукотке. Город атомщиков, золотодобытчиков, город, где вместо голой тундры растут деревья — большая редкость для Арктической Чукотки.
Билибино — второй из трех городов по численности в Чукотском Автономном округе, помимо Анадыря и Певека, с населением чуть более 5 тысяч человек.
Между прочим, город окружен деревьями, словно находишься не на Чукотке, а в Якутии. Лиственницы в прилегающей к городу тайге контрастируют с пейзажами остальной территории Чукотки, которая преимущественно состоит из тундры и лысых горных хребтов.
Как и у многих населенных пунктов на Чукотке, его пик расцвета пришелся на конец 80-х годов XX века. Тогда население Билибино достигало почти 16 тысяч человек и при этом он не имел статуса города.
Этот статус он приобрел только в 1993 году, но к тому моменту население уже сократилось почти в 1,5 раза до 9 тысяч человек.
В начале 1960-х был образован Билибинский горно-обогатительный комбинат (БГОК), который являлся одним из крупнейших ГОК в СССР.
Добыча золота росла рекордными темпами и для производственного кластера требовалось много электроэнергии. Мощностей дизельной электростанции стало не хватать и была проложена ЛЭП из Певека от Чаунской ТЭЦ.
И в 1965 году принимается беспрецедентное решение о строительстве самой северной в мире атомной электростанции на 48Мвт.
Энергоблоки станции были последовательно запущены в 1974 — 1976 годах.
Уникальность Билибинской АЭС не только в её самом северном расположении в мире, но и в том, что она работает в изолированной Билибинской энергосистеме, не связанная с остальной энергосистемой страны и Чукотки.
После окончательного закрытия БГОК, АЭС постепенно стала градообразующим предприятием.
Сейчас на АЭС работают около 700 человек и 5 тысячного населения города.
После череды банкротства золотодобывающих предприятий в начале 1990-х годов, избыточные мощности АЭС стали не нужны.
И к концу 2000-х годов загрузка мощностей АЭС составляла уже не более 35%.
Тогда же встал серьезный вопрос о дальнейшей судьбе уникальной АЭС. И решен он был не в пользу градообразующего предприятия. Власти приняли решение закрыть АЭС в 2019-2021 году. Но город без тепла и электричества оставить нельзя, поэтому планируется постепенное замещение мощностей Билибинской АЭС мощностями новой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТС). Ввод ПАТС в эксплуатацию планируется в 2019 году после транспортировки в Певек и заправкой её ядерным топливом.
Для нас Билибино был первым населенным пунктом на Чукотке, после того как мы покинули Черский и автозимник «Арктика».
Несмотря на предстоящее закрытие градообразующего предприятия, город живет и довольно оптимистично смотрит в будущее. По улицам мелькают многочисленные такси, кофейня, супермаркеты, салоны — красоты, автомагазины, бассейн и многое другое.
Говорят, что еще 5-7 лет назад, Билибино считался самым дорогим городом в России именно по причине трудностей с логистикой. Но в 2016 году по уровню цен он уже ничем почти не отличался от столичного Анадыря, так что одну из своих уникальных особенностей город потерял.
А с закрытием АЭС, когда без работы останутся 700 человек трудоспособного населения города — потеряет и вторую уникальную особенность.
В остальном же город мало, чем отличается от других населенных пунктов Чукотки — такие же раскрашенные дома, бетонные плиты на улицах вместо асфальта, повсеместные японские иномарки и какое-то несколько иное отношение между людьми. Оно отличается от остальной части Чукотки. Единственное место на Чукотке, где нам было непросто достать топливо в обход АЗС, люди довольно настороженно относились к приезжим с «большой земли».
И если говорить про еще один важный нюанс — погоду, то в Билибино были самые комфортные погодные условия на Чукотке. Крепкий якутский мороз и отсутствие ветра вместе с низкой влажностью. Таких условий мы больше не встречали на всем нашем дальнейшем путешествии по Чукотке.
И все — же, что же ждет этот маленький город в Арктике на востоке страны после закрытия градообразующего предприятия?
Чиновники успокаивают, что закрытие АЭС будет происходить не менее десяти лет с 2019 году, и за это время в городе будет построена промышленная база золотодобывающего сектора для месторождений Песчанка, да и к тому моменту будет построена федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь, которая свяжет Чукотку с остальной Россией.
Но честно говоря, в это верится с огромным трудом. Трассу на Чукотку уже строят более 5 лет и построено всего несколько десятков километров от Омсукчана в сторону Омолона. А необходимо построить более 2500 км.
Поэтому, после закрытия АЭС, большая часть трудоспособного населения, скорее всего покинет Билибино, а в городе останутся только жители, работающие на руднике «Каральвеем». Иного на Чукотке нам наблюдать не приходилось. Всё направлено на ликвидацию постоянных поселков и работу вахтовым методом, так выгоднее — не надо строить и поддерживать инфраструктуру.
Я хотел бы ошибаться в случае с Билибино, но время покажет…
Надеюсь, статья была Вам интересна и полезна.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться «классического механического времени». Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека » с материка» аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.
Реплика из жизни чукотских туристов: «Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад».
Главным действующим «лицом» на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.
Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.
Анадырь. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
— Почему мы не летим?
— Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
— А сколько до него?
— 230 км.
— Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно «суровее». Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.
Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку «из вне» можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии «ЧукотАвиа». Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными «авиаворотами» Чукотки.
2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).
Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: «Чукотавиа» ( более 200.000 руб. полётный час) и «Билибиноавиа» (цена процентов на 10-15 ниже чем у «ЧукотАвиа»). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: » Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!»
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Реплика из жизни чукотских туристов: «И как вы здесь живёте?».
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
Турист «не организованный» потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так «дорого» для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как «манну небесную», а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в «первое» кафе, или во «второе». Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе «Доступная информационная среда» появились бесплатные точки WI-FI.
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список «культурных» заведений и заканчивается.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.
Блог на краю света
Автор Телеграм-канала из Билибино рассказывает стране о реальной жизни на Севере
Уже два года энтузиаст-блогер из чукотского города Билибино Дмитрий Федоров ведет популярный телеграм-канал, посвященный российскому Северу – «В самой крайней точке бытия». За это время на канал подписалось больше трех тыс. человек, которых автор канала знакомит с жизнью северян в России, ведя его из самого дорогого города страны, где хороший интернет до сих пор считается роскошью. Корр. EastRussia узнал, как блогеру удалось создать известный информационный паблик с уникальным контентом при серьезной ограниченности Интернет-ресурса.
На Чукотку с Поволжья
Дмитрий Федоров попал в Билибино десять лет назад из республики Марий Эл. Там он окончил педагогический институт, служил в армии. После демобилизации вернулся домой, но найти работу с хорошей зарплатой в республике оказалось трудно. Выручила сестра, уехавшая за год до этого в Билибино и устроившаяся работать учителем английского языка. Правда по профессии работать Федоров не стал, а устроился сотрудником охраны на золото-серебряном месторождении «Каральвеем».
«После дома было немного сложно адаптироваться в условиях сухого воздуха и плохого интернета. Тогда он был довольно дорогой и нерегулярный, поэтому читать новости удавалось только урывками. Потом в городе появился 3G и стало легче вести поиск информации в сети», – вспоминает Дмитрий.
Сейчас в Билибине есть все операторы большой тройки, однако, чтобы постоянно быть на связи жители города используют минимум две сим-карты каждого из них. Но если для жителей остальной России понятие безлимитного интернета за небольшую абонентскую плату стало уже привычным, то в самом дорогом городе страны за десять гигабайтов трафика в месяц придется заплатить 900 рублей. А для голосовой связи нужно использовать сим-карту уже другого оператора. При этом связь может отсутствовать в некоторых районах города и за его пределами.
Telegram вместо WhatsApp
Работа предполагала наличие свободного времени, которое Дмитрий решил потратить на объединение на одной платформе всей найденной информации о российском Севере. Первоначально Дмитрий вел группу новостей в WhatsApp, однако мессенджер не позволял создавать большие паблики, ограничивая их состав 256 участниками, в Телеграме таких ограничений не было. За два года к проекту присоединилось 3,2 тыс. подписчиков, многие из которых живут на Чукотке и читают паблик в условиях плохого интернета. Есть у паблика подписчики из Казахстана, Беларуси, Украины, Самары, Камчатского края.
Одной из составляющих паблика стали фотографии известного регионального фотографа Константина Лемешева, объехавшего всю Чукотку и согласившегося безвозмездно передать часть своего архива для некоммерческого использования. В его коллекции есть редкие фотографии морзверобоев и жителей отдаленных сел в национальных костюмах. Рассказывает Дмитрий Федоров и о белых медведях, которые за последние годы резко изменили пути миграции. Так, один медвежонок недавно забрел в окрестности Анадыря, чем вызвал переполох в городе.
Несмотря на то, что Чукотка постепенно становится все более открытой в информационном пространстве, о жизни в регионе и сегодня ходит много мифов. Жители материка (у обитателей Чукотки из-за труднодоступности выработался островной менталитет) часто уверены, что в этом регионе высокие зарплаты, а люди постоянно имеют возможность видеть оленей и северное сияние. Одна из задач блогера – развенчивать такие мифы и объяснять, как они образовались.
«То, что на Чукотке можно много зарабатывать – правда, но для этого придется немало потрудиться. К примеру, у меня две работы, в Билибине люди, которые хотят чего-то добиться, всегда чем-то заняты, тем более, здесь для этого есть все возможности в виду низкого уровня конкуренции. Но есть и люди, которые постоянно чем-то недовольны, но при этом не хотят менять свой образ жизни. Есть хорошая присказка про Север, который принимает или не принимает к себе человека», – уверен Дмитрий.
Но при этом одни из самых популярных постов паблика посвящены билибинским ценам, которые удивляют даже жителей Анадыря. Так, один кг помидоров в зависимости от сезона может стоить 500-600 рублей, а десяток яиц – 330 рублей. Стоимость некоторых продуктов субсидирует государство, например, яблоки в Билибине можно найти и за 200 рублей. Блогер старается объяснять читателям из других регионов, как может складываться цена на тот или иной товар и почему стоимость продуктов, завезенных по зимнику в контейнере, резко отличается от тех, что доставили на самолете.
Рассказывает автор и о продуктах с истекшим сроком годности – проблеме для всей Чукотки. В некоторых магазинах Билибина есть даже отдельные полки с просрочкой, на которую снижена цена. Но встречаются и торговые точки, в которых о просрочке покупателей не предупреждают, а срок годности товара мог закончиться еще два года назад.
Еще одна злободневная тема – перелеты. Прямого рейса из Кепервееема (аэропорт Билибина) в Москву нет, а билибинцы предпочитают выбираться на большую землю с пересадкой в Магадане. Билеты на семью из четырех человек в обе стороны могут обойтись в 500 тыс. рублей. Правда работодатель оплачивает их раз в два года, поэтому многие билибинцы выбираются на материк с этой периодичностью. Внимательно следит Дмитрий и за новостями об одном из крупнейших золото-медных месторождений в мире – «Баимское». Его скорая разработка должна обеспечить рабочими местами жителей района.
Курс на этнографию
Со временем в ленте канала стало появляться много постов, посвященных этнографической тематике. Федоров подписан на страницу Российского государственного музея Арктики и Антарктиды в ВКонтакте, читает работы известного этнографа и исследователя быта чукчей Владимира Тан-Богораза.
«Я увлекся этнографией, много читаю о самобытной культуре чукчей. Вместо отфотошопленных фотографий северного сияния мне интересно публиковать интересные факты о коренных жителях севера и проводить опросы среди читателей паблика. Хочется выполнять небольшую просветительскую функцию для подписчиков», – отмечает автор телеграм-канала.
По словам Дмитрия Федорова, жители Севера отличаются отзывчивостью, а чукчи, живущие в Билибине, всегда приходят на помощь жителям национальных сел, приезжающим в город. Дмитрий рассказывает, что в городе живет женщина из числа коренных, которая всегда выручает приезжих, часто занимая им деньги в долг, понимая, что он не будет возвращен. Часто в паблике появляются публикации о закрытых рабочих поселках.
«Несмотря на то, что оленей и оленьи упряжки в городе не встретишь, мне удалось посмотреть на них. Много оленеводов живет в селах Анюйск и Островное. Конечно, мне бы хотелось получать больше информации из национальных сел, поэтому в решении этого вопроса я надеюсь на своих подписчиков, некоторые из которых как раз и живут в селах», – добавляет Федоров.
Дмитрий отмечает, что он не планирует покидать Чукотку. Сейчас ему интересно делать канал о Севере, преодолевая многочисленные препятствия с дорогим и не всегда качественным интернетом, отсутствием связи, проверкой контента, выработкой авторского стиля и видения паблика, предоставляя читателям уникальную информацию. На Чукотке аналогичных каналов почти нет, а это, по словам автора, налагает на него дополнительную ответственность как рассказчика о жизни в самой крайней точке бытия.


























