биография аарона брата моисея
Аарон
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коаним. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне.
Аарон был на три года старше брата. Все время, проведенное Моше в доме фараона в качестве приемного сына его дочери, Аарон оставался в среде евреев. Отличался красноречием и способностью увлечь за собой людей. Вместе с Моше участвовал в переговорах с фараоном в попытке уговорить того отпустить евреев. Именно руками Аарона были «устроены» три первых удара по Египту. Аарон упоминается среди помощников Моше в битве против Амалека. В дни получения Торы на горе Синай, оставался в еврейском стане (пока его брат пребывал на горе), где безуспешно пытался отговорить народ от участия в грехе «золотого тельца».
Умер Аарон на подходе к Святой земле.
Аарон был приветлив даже с грешниками. После встречи с ним самые нечестивые раскаивались в содеянном, ибо им было стыдно глядеть в глаза праведника Аарона. Что касается поссорившихся, то с ними Аарон поступал так. Шел к одному и говорил: «Послушай, сын мой, твой друг признался мне, что ему стыдно, но он не знает, как попросить прощение». После таких слов из сердца человека уходила ненависть к товарищу. А Аарон шел ко второму, чтобы сказать те же слова. В результате оба мирились.
Когда Аарон умер, скорбел «весь дом Израиля», ибо все знали, что потеряли великого миротворца.
В магазине
Пути мира и добра. Законы взаимоотношений между людьми
ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК
Родился в 1574 г. до н.э. [2] в Египте, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариам и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7).
По архимандриту Никофору, его имя означает «высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый» [3]. По Библейской энциклопедии Брокгауза, значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому «великое имя».
Аарон взял себе в жёны Елисавету, дочь Аминадава и сестру Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7), и имел от неё четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).
В 1491 г. до н.э. Аарон был призван Богом в помощники своему брату Моисею. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить за него перед народом и египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16, Исх. 7:1).
| Прав. Аарон. Фреска (1546 г.) в храме свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон |
Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами еврейского народа (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трёх казнях египетских Аарон действует жезлом (Исх. 7:9,19; Исх. 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божие позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).
В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние тельца. Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). По архимандриту Никифору, это произошло в 1490 г. до н.э.
| Аарон Первосвященник. Сохранившийся фрагмент фрески (между 782 г. и сер. XI в.) в алтаре (после перестройки XI-XIII вв. на чердаке) церкви Введения Богородицы во храм католического женского монастыря на о. Фрауенкимзе, Бавария |
На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариам выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариам, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и благодаря молитве последнего ей даруется исцеление (Чис 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвёл (Чис 16; Чис 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр. 9:4).
В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них Елеазара, который занимает место своего отца.
| Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы (1502 г.) из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря |
Скончался Аарон в 1451 г. до н.э., 123-х лет от роду, на горе Ор в пустыне (Чис. 33:39). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).
В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). В Евр 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.
По учению апостола Павла (Евр. 5:4-6), Аарон как первосвященник Израиля был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.
Использованные материалы
[3] Весьма употребительна на Востоке форма этого имени «Гарун».
Пророк и первосвященник Аарон
Память: предпоследняя неделя перед Рождеством (Неделя Святых праотец); 20 июля / 2 августа
Пророк и первосвященник Аарон. Икона
Господь призвал Аарона на служение в возрасте 83 лет (Исх. 7:7). Первоначально деятельность Аарона была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх. 4:10; 6:30). Тогда Господь указал на Аарона как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх. 4:15-16; 6:30-7. 2). С горы Божией Моисей и Аарон сошли в Египет, где Аарон убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем Аарон участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл Аарона поглотил жезлы егип. магов (Исх 7:10-12).
В период странствия по пустыне Аарон всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1:3); сносили ропот и угрозы народа (Числ. 14:2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ. 16:22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы Аарон и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20:8-13). Лишь однажды Аарон вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам Аарон не был наказан проказой (Числ. 12).
Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с Аароном священства (Числ 16:1-3), Господь подтвердил избрание Аарона и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея Аарон «стал. между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16:24-40). Подтверждением избрания Аарона было также чудо с жезлом Аарона, к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество Аарона, отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем. 18: 20-25; Пс 76:21; 105:16). Аарон умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с Аарона священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ. 20:27-28; 33:39). Народ Израиля оплакивал Аарона 30 дней.
В НЗ говорится, что к Аарону восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк. 1:5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства Аарона, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр. 7:11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр. 9:11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр. 7:11-17).
Владимир Кильчевский, иерей
Гимнография
Иконография
Изображения Аарона известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: Аарон представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод, наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета.
Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра
Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве, середина XI века
Аарон в иудейской традиции
Аарон в мусульманской традиции
Аарон известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой Аарон был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20:90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не Аарону, а некоему самаритянину. Аарон не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7:148/146-151/150; 20:29/30-33/34. 90/92-94/95; 28:34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен Аарон, до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).
Брат и помощник пророка Моисея
Народ Израиля много веков томился в египетском плену. Для того чтобы спасти его, Господь послал пророка Моисея. Моисей не умел красиво говорить и поэтому хотел отказаться исполнить это поручение Господа.
Чтобы этого не произошло, Бог указал ему на его родного брата Аарона. Он стал «устами его» и говорил перед египетским народом и фараоном за Моисея.
Аарон — потомок Левия
Аарон — брат и помощник пророка Моисея. В переводе с греческого его имя означает «высокий», «гора света», «учитель». Оно известно на Востоке как аналог популярного имени Гарун.

Родился праведник в 1574 году в Египте, где израильский народ находился в египетском плену. Он потомок Левия. Его отец Амрам, а мать Иохаведа.
Аарон старше своего брата пророка Моисея на три года, при этом младше сестры Мириам.
Брат пророка Моисея известен тем, что он стал первым ветхозаветным первосвященником и основал линию еврейских священников, которыми стали его дети и потомки.
Он женился на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наасона. Она происходит из колена Иуды.
Его четырёх сыновей звали: Авиуда, Надава, Ифамара и Елеазар. Из них в живых осталось всего двое. Остальные поражены Господом за нарушение священнических правил — их поглотила трещина в земле.
Жизнь Аарона описана в Торе и Ветхом Завете
В Библии, в Ветхом Завете, Аарону, отводится второстепенная роль. Главным действующим лицом везде выступает его брат, пророк Моисей.
При этом он активно участвовал во всех событиях, связанных с освобождением израильского народа из египетского плена, творил вместе с ним чудеса и участвовал в ниспослании на Египет некоторых из египетских казней.
Кроме того, Аарон первый библейский священник и все его потомки стали священниками Израиля.

Сведений о молодости Аарона не сохранилось, но из рассказа о молодых годах Моисея известно, что пророка взяли на воспитание при дворе фараона как приёмного сын его дочери.
Его же старший брат в это время находился на восточной окраине Египта среди израильтян, томившихся в плену.
Естественно, что он не получил хорошего образования, но при этом отличался красноречием.
Моисей же, наоборот, косноязычен и поэтому отказывался исполнить поручение Господа освободить народ Израиля от Египетского плена.
Видеоролик Аарон. Лекция. На 5 минуте 22 секунде говорит о том, что Аарон всегда был рядом с Моисеем.
Чтобы побудить Моисея исполнить свою волю, Бог указал на Аарона и сказал Моисею, что он будет говорить за него перед фараоном и египетским народом. Именно поэтому он назван Богом
«… устами Моисеевыми и пророком его».
При этом необходимо отметить, что Моисее, несмотря на косноязычие, всегда оставался центральной фигурой и всегда разговаривал с народом самостоятельно.
Жезл Аарона поразил египетского фараона, и он отпустил евреев из плена
Когда Аарону исполнилось 83 года, он встретился с Моисеем в пустыне для того, чтобы выступить перед старейшинами египтян и перед фараоном.
Такое выступление потребовалось для того, чтобы просить их отпустить евреев из египетского плена.
Им предстояло служить Богу в Иерусалимском Храме. Именно в это время ветхозаветный пророк Моисея совершил своё первое чудо.

Дело в том, что фараон не поверил словам Моисея и Аарона и отказался отпустить евреев в Израиль. Для того чтобы показать ему могущество Господа, Аарон превратил свой жезл в змею.
Египетские чародеи сотворили такое же чудо и Господь, доказывая своё всемогущество, через Аарона приказал ему поглотить жезлы факиров. Это произошло и повергло фараона в страх перед могуществом Божьим.
В дальнейшем, при помощи жезла первосвященник навёл три первые казни на египтян.
Далее наказывал их уже сам Моисей, и жезл мог осуществлять чудеса только в его руках. Пример этому — рассечения Красного моря.
При этом Аарон поддерживал руки Моисея вместе с Ором во время молитвы пророка при битве израильтян с амаликитянами, то есть оставался его ближайшим помощником.
Когда Моисей опускал руки, израильтяне начинали проигрывать, если же руки молящегося подняты, побеждал Израиль.
После того, как фараон отпустил евреев в Израиль, он повелел посвятить Аарона в первосвященники
При заключении Моисеем Завета с Господом он не присутствовал на месте нахождения Божества, но сопровождал его вместе с 70 старейшинами и своими сыновьями Надавом и Авиудом при восхождении на гору Синай.
Туда Господь допустил только Иисуса Навина и сам Моисей. После того как пророк снова поднялся на гору, он назначил Аарона и Ора вершить суд и следить за народом.

Во время отсутствия Моисея, который пребывал на Синайской горе для того, чтобы получить от Господа скрижали Завета, Аарон провинился перед Господом и преступил его заповедь «Не сотвори себе кумира».
Уступая просьбам народа, он изготовил золотого тельца. Дело в том, что израильтяне хотели видеть видимое изображение Бога, освободившего их из египетского плена.
После этого в народе начал свирепствовать мор: так Господь наказал преступивших Его Завет. Аарона же из-за заступничества Моисея перед Богом он не затронул.

Далее, в течение 40 дней Господь дал Моисею несколько поручений, среди которых находилось поручение призвать к священнической службе колено Левино.
Его облачили в одежды священника, и Моисей рассказал ему о его обязанностях.
При этом они, а также права священников и порядок совершения жертвоприношения установлены самим Господом, архимандрит Никифор утверждает, что это произошло в 1490 году до нашей эры.
Именно поэтому отступление от этих правил жестоко каралось.
В сам день посвящения Наддав и Авиуд совершили жертвоприношении недозволенным Господом способом.
«… Принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им».
За это они сожжены Божьем огнём, при этом Аарон молча принял такое наказание, которое потребовалось чтобы показать, что священники должны серьёзно и внимательно относиться к своим обязанностям.
Преимущества в священстве колена Левина подтвердил Моисей
Когда шёл второй год странствования по египетской пустыне первосвященник выступил против Моисея.
Он присоединился к сестре пророка Мириам, которая утверждала, что пророк имеет особое положение перед Богом. Кроме того, они укоряли Моисея, который взял в жёны эфиоплянку.
Скорее всего, инициатором выступления стала Мириам, ведь недаром Господь наказал её проказой. Аарону приходится просить Господа о том, чтобы он исцелил её.
Сам он покаялся в грехе и не пострадал от болезни потому, что его защитил священнический сан.

В это же время произошло восстание Корея, Дафана и Авирона. Восставшие выступали против Моисея, а также оспаривали закрепление за потомством Аарона права на священство. Бунтовщики погибли.
Их поглотила разверзнувшаяся бездна, а народ обвинил Моисея и Аарона в этом. Чтобы прекратить волнение среди евреев, Господь наслал на них мор. Аарону пришлось принести жертвоприношение, чтобы прекратить его.
После этого события Господь ещё один раз подтверждает первосвященство Аарона. Он совершил чудо, заставив цвести жезл Левия, который носил на себе имя Аарона.
Аарон и Моисей не вошли в землю обетованную
Аарон и Моисей не вступили в землю обетованную. Дело в том, что пророк проявил нетерпение в Кадеше или Мерибе.
Это произошло тогда, когда израильтяне последний год блуждали по пустыне. Это безлюдная и безжизненная местность. Здесь отсутствовала вода и растения.

Так как народ стал роптать, Моисей решил извлечь воду из скалы. При этом он просил помощи у Господа, и он сказал ему приказать скале, чтобы из неё начала течь вода.
Пророк же ослушался Господа и использовал свой жезл. Он ударил им два раза по скале. Таким образом, он использовал Благодать Божию без Его разрешения.
В наказание Аарону, который неоднократно ослушался Бога и Моисею, поддавшегося на его уговоры и извлекшему из скалы воду с помощью жезла Господь запретил входить в землю обетованную, куда они выели народ Израильский.
«За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».
За ослушание Бога Аарон лишился звания священника.
Что же касается Аарона, Господь наказал его отдельно: Он повелел Моисею взойти на гору Ор с Аароном и его сыном Елеазаром.
Здесь ветхозаветный первосвященник потерял своё священничество. Моисей снял с него одеяние священника и передал их его сыну.

Существует две версии смерти Аарона.
Первая говорит о том, что он умер на горе Ор. На этом момент его возраст насчитывал 123 года. Народ Израиля плакал о нем в течение 30 дней.
Вторая же версия говорит о том, что праведник скончался в Мосере, где его и похоронили. Между вершиной и городом насчитывается всего семь дневных переходов.
Поминание первосвященника в православии
В поместных православных Церквах праведного первосвященника отдельно не почитают. Поминание его имени происходит совместно с именами других ветхозаветных праведников.
Обычно оно встречается в службах Недель праотец и отец в преддверии Рождества Христова.
Это две последних недели, то есть воскресенья Рождественского поста. Они посвящены воспоминаниям о прародителях Спасителя и о всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.
Кроме того, также поминают праведника вместе с пророком Моисеем в первую неделю Великого поста.
Большинство старых месяцесловов говорят о дне Аарона, упоминая 20 июля.

Что же касается икон пророка, то они обычно изображаются в ряду сцен Исхода. Одно из таких изображений сохранилось в синагоге Дура-Европос, что в Сирии.
Роспись относится к 245-250 годам нашей эры и на ней изображен старец.
Он облачён в одежды первосвященника: ефод, наперсник, поддир, кидар — головной убор. Находится праведник внутри Храма, в котором хранился Ковчег завета.
В ранних же памятниках изобразительного искусства Византии изображение Аарона можно увидеть в виде юноши в античной одежде. Устойчивое же его изображение складывается в иконописи в IX-XI веках.
Для него характерно наличие изображения седовласого старца. Он с длинной бородой и держит в руках жезл, кадило или же ларец. Одет он в одежды священника.

Иногда можно увидеть изображения, в которых описываются те или иные события из жизни пророка.
Например, распространён сюжет, в котором жезл Аарона превращается в змею. Кроме того, часты изображения первосвященника вместе с Моисеем. На иконостах он обычно изображается в пророческом ряду.
Почитание Аарона в иудаизме и исламе
Кроме христианской церкви Аарон почитается в иудаизме и исламе. Иудеи считают, что первосвященник — это предвестник прихода Мессии.
Кроме того, в сочинениях раввинов подчеркивается, что брат Моисея имел очень кроткий нрав. Он считался миротворцем, за это его Господь и сделал первосвященником.

То есть пророка нельзя назвать греховным. «Змей» искусил его на ослушание Божьей Воли. О смерти первосвященники израильтяне горевали больше чем о смерти Моисея.
Мусульмане называют его Харун ибн Имран, то есть старший брат Муссы или Моисея. Коран следует традиции отображения Аарона как помощника косноязычного Моисея.
При этом в исламе не признаётся тот факт, что золотого тельца для поклонения создал он. Вся вина за этот поступок возлагается на неизвестного самаритянина.
Ааронова могила почитается представителями трёх религий
Под Ароновой могилой понимают гору Джабаль-Харун или гору Аарона. Она находится на расстоянии в пять километров западнее города Петра Набетская, что в Иордании.
Иосиф Флавий, известный римский историк, считал, что она тождественна библейской горе Ор, где праведник умер в возрасте 123 года.
Арабы до сих пор почитают это место, приходят к ней так же иудеи и христианские паломники.

В 1999 году на вершине горы провели археологические раскопки под руководством финского археолога Яаако Фрёсина.
На имеющихся развалинах церковного комплекса обнаружены остатки византийской базилики. Её упоминает папирус, относящийся к VI веку.
В нём говорится о том, что это «дом Аарона». Также нашли остатки капеллы, на постаменте которой существует греческая надпись «ΑΑΡΩΝ».
Кроме того, на горе стоит мечеть, которую, скорее всего, перестроили из христианского храма периода правления византийского императора Юстиниана.


