биография алишера навои на русском языке
Великий поэт и философ Алишер Навои
Каждый, кто хотя бы раз бывал в районе Серпуховской площади в Москве, видел необычный памятник Алишеру Навои – великому узбекскому поэту и философу Средневековья. Загадочный восточный мудрец смотрит на прохожих, застыв в каменном изваянии. Его образ окутан таинственностью и восточным колоритом. Чем же был известен этот мудрец? Какие афоризмы и высказывания Алишера Навои запомнились не только его землякам, но и всем просвещенным людям мира?
Алишер Навои: биография
Алишер Навои по праву признан величайшим тюркским поэтом и философом, видным государственным деятелем XVI века. Удивительно, но в наши дни сохранились исторические источники, описывающие биографию Алишера Навои.
Поэт был настолько популярен еще при жизни, что книги об Алишере Навои начали публиковать его современники. Потомки также чтут память мыслителя Востока Средних веков. Поэт увековечен в каменных изваяниях, расположенных в Москве, Баку, Шанхае, Ташкенте, Вашингтоне и других мегаполисах. Мировая интеллектуальная элита почитает его творчество, а некоторые цитаты прочно укоренились в народных сердцах.
Детство и юность Навои
Будущий прославленный поэт и философ Средней Азии Низамаддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в семье видного чиновника царства Тимуридов Гиясаддина Кичкине. Семья в то время проживала в Герате, а отец мальчика состоял на государственной службе. Блестящей карьеры ему удалось добиться благодаря своему происхождению из знатного монгольского рода Барлас и дружбе с иными тимуридскими семьями, которые входили в круг политической элиты города.
С раннего детства мальчик был окружен представителями науки и искусства: один его дядя – Абу Саид – занимался литературой, другой – Мухаммад Али – был талантливым музыкантом, а также преуспел в каллиграфии. Все друзья ранних лет Алишера впоследствии стали заметными представителями общественной жизни, поскольку воспитывались в среде просвещенных членов властной верхушки того времени. Так, близкий друг Алишера султан Хусейн Байкара в дальнейшем проявил себя в качестве правителя Хорасанского царства и покровителя творческих людей.
Будущий поэт и государственный деятель получил блестящее образование: начав обучение в Герате, он продолжил его в медресе Самарканда и Мешхеда. В годы учебы будущий поэт сблизился со своим учителем Джами – почитаемым философом тех лет, который разглядел искру таланта в своем ученике и оказал большое влияние на его творчество. Учитель и подопечный продолжали дружить до конца своих дней.
Первые поэтические произведения увидели свет, когда парню исполнилось 15 лет. Современники отмечали, что равный успех имели труды как на тюркском языке, так и на фарси. Это говорит еще и о незаурядных лингвистических способностях юноши.
С приходом к власти друга и сподвижника будущего мыслителя, тимурида Хусейна Байкары, начинается карьера поэта на государственной службе.
Государственная деятельность
Уже в 1469 году Навои был призван ко двору и получил должность хранителя печати Хусейна Байкары, с которым они дружили с детства. Вскоре он был наделен титулом эмира и чином визиря.
В годы государственной деятельности Алишер Навои запомнился современникам как покровитель людей искусства:
миниатюра Алишер Навои
Этим он заслужил небывалую популярность в творческой среде. Когда Алишер Навои был советником султана Байкары, в Герате произошел расцвет культурной жизни: было учреждено первое поэтическое общество, в которое входили Джами и сам визирь. Также функционировали кружки историков, философов и художников.
Под руководством поэта в Хорасане открыты более 20 мечетей и 10 суфийских обителей, возведены мосты и дамбы, вырыты водоемы, воздвигнуты мавзолеи. Развивались зодчество и архитектура. Особое внимание уделялось ремеслам:
Большой вклад внес Алишер Навои в строительство медресе и реставрацию действующих храмов, среди которых Соборная мечеть XIII века. Историки сходятся во мнении, что его деятельность на государственной службе сыграла большую роль в становлении Герата как одного из социальных и административных центров Ближнего Востока.
Навои завершил карьеру чиновника в 1488 году. Биографы называют различные причины такого решения. Некоторые говорят, что он устал от государевых дел и решил целиком посвятить себя творчеству. Другие утверждают, что его отставке предшествовал разлад с Хусейном Байкарой и последующее назначение в далекую Астрабадскую область
Дальнейший жизненный путь философа был связан исключительно с его творческой деятельностью.
Личная жизнь Алишера Навои
О личной жизни известно немного. Доподлинно установлено, что поэт проповедовал суфизм в составе ордена Накшбандия, в связи с чем добровольно принял целибат – обет безбрачия. Он никогда не был женат и не имел детей, о чем свидетельствуют строки поэмы «Бабурнама», вышедшие из-под пера его современника Захиреддина Бабура: «Без сына, без дочери, без жены – прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».
Портрет Алишера Навои
Существует и другая версия одиночества философа. По легенде, еще в юношестве Навои и его небезызвестный друг Хусейн Байкара полюбили одну и ту же девушки по имени Гули. Будучи верным и преданным товарищем, Алишер решил не мешать счастью близкого человека и добровольно отошел в сторону, уговорив Гули выйти замуж за Хусейна. Говорят, что поэт пронес теплые чувства к первой возлюбленной на протяжении всей жизни.
Но в своем творчестве поэт отрицательно относится к одиночеству и аскезе, убеждая читателя в том, что никто в мире еще не «слыхал хлопки единственной руки». Согласно воспоминаниям Бабура, Навои отличался сложным характером и вспыльчивым нравом, однако пытливый ум и невероятный поэтический дар Алишера заставляли сподвижников прощать ему маленькие слабости.
Смерть
Алишер Навои скончался 3 января 1501 года в месте своего рождения – Герате. Смерти поэта предшествовала длительная болезнь, ослабившая его силы. Незадолго до кончины он ушел от мирской жизни, уединившись в келье неподалеку от мавзолея своего суфийского наставника.
Несмотря на то, что с момента смерти философа прошло уже более 500 лет, его труды по-прежнему живы и ценятся потомками.
Творчество Алишера Навои
Алишер Навои, чьи цитаты и афоризмы широко знакомы мировой интеллектуальной элите, творил на двух языках. Лирические труды поэта на тюркском языке публиковались под псевдонимом Навои, что в переводе означает «мелодичный». Произведения на фарси были написаны под именем Фани, что можно перевести, как “бренный”.
Творческое наследие поэта поистине неоценимо и насчитывает более 30 значимых произведений, среди которых поэтические сборники, философские размышления и научные догматы. Имя Алишера Навои вошло в мировую литературу еще несколько веков назад, однако по сей день продолжает радовать потомков уникальностью и мудрыми афоризмами.
Лирика
Ни один любитель лирики не может остаться равнодушным после ознакомления с плодами творчества Алишера Навои. Поэт оставил после себя более 3 000 стихотворений – газелей, объединенных впоследствии в тематические сборники, называемые «диванами».
Самым популярным поэтическим сборником считается «Сокровищница мыслей» (1498–1499 гг.), включающая в себя 4 дивана, каждый из которых характеризует определенный временной отрезок жизни творца:
«Пятерица» Навои
Миниатюра “Хамса” Алишер Навои
Венцом лирического творчества мыслителя называют знаменитую «Пятерицу» – сборник, состоящий из пяти эпических поэм, среди которых «Смятение Праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандера».
Четыре из пяти поэм «Пятерицы» написаны в стиле героического повествования, и лишь одна из них (первая по счету) представляет собой дидактический философский трактат. Алишер Навои, написав «Смятение праведных», заявил о себе как о великом мыслителе того времени. Он поднимал в своих произведениях извечные темы добра и зла, религии и морали.
Филологические трактаты
Творчество этого человека необычайно многогранно – известны и труды из области филологии. Своим трактатом «Суждение о двух языках» (1499 г.) поэт опроверг распространенное в те времена мнение о том, что тюркский язык слишком груб для лирики. Он доказал, на чагатайском наречии можно писать удивительные по красоте стихи. В произведении «Весы размеров» Навои рассуждает о теории и методах стихосложения.
Исторические сочинения
Многие произведения автора носят исторический или биографический характер. Так, четыре героические поэмы «Пятерицы» посвящены жизнеописаниям философа Джами, правителей царства Тимуридов и прочих легендарных современников поэта.
Поздние произведения о государстве
Посвятив последние годы отшельническому уединению, Алишер Навои завершает «Язык птиц» и «Возлюбленного сердец» – аллегорические поэмы, посвященные размышлениям на тему наилучшего общественного устройства. Над этой проблемой ломали головы все величайшие философы восточных и западных цивилизаций. Подводя итог своего жизненного пути, Навои высказывает идею, что расцвет общества возможен только под чутким руководством мудрого и духовно развитого правителя.
Мемориальный комплекс имама Аль Бухари в городе Самарканд
Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди
Великий узбекский ученый и астроном – мирзо Улугбек и его обсерватория
Алишер Навои (1441-1501)
Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) – выдающийся узбекский поэт, убежденный гуманист, мыслитель, государственный деятель.
Родился 9 февраля 1441 года в семье Гиясаддина Кичкине, известного государственного чиновника, в Герате. Отец Алишера – выходец из известного монгольского племени Барлас, был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.
С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта – Абу Саид, был литератором, второй – Мухаммад Али – известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми власть придержащих семей, его лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасана.
Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате, Самарканде, Мешхеде. Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами – знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.
Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском. Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность – хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.
По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека, медресе, ханака, больница.
Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди, он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.
Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.
Разгневанная знать, все чаще поднимала голос в пользу его наказания, и чтобы не нагнетать атмосферу, Хусейн Байкара отослал друга в далекую провинцию Астрабад, в качестве правителя.
Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов. И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат.
Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.
Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка, наряду с фарси, в творчество литераторов. До него никто не писал на тюрки, считая его слишком грубым для стихосложения.
Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.
Алишер Навои
Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.
Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я персом, оба мы были близки друг к другу».
По Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей По мнению А.А. Семенова, Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей, т.е. из секретарей и письмоводителей уйгуров, писавших по традиции и при тимуридах на уйгурском языке некоторые официальные бумаги. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.
Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени.
Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде.
Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси.
В 1466-1469 гг. Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.
В 1469 г. он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения.
Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Кемаледдин Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.
Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Он любил лишь господа (Аллаха) и поэтому он не интересовался браком. И об этом он напишет своё «Лисон ут-тайр» (язык птиц): «Я как феникс родился в пламя любви. А он только рождается в пламени и умирает в нее. Он рожден только что бы горит. Нет, нет, что я говорю, я только обжигался от искр от пламя которого горел настоящий феникс (он хотел сказать Аттар)».
«Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.
Деятели Узбекистана
На сайте «Деятели Узбекистана» представлена информация об известных людях, внёсших вклад в развитие Узбекистана. Сайт является просветительским, научно-популярным и познавательным.
Алишер Навои
День рождения: 9 Февраля 1441 год
Дата смерти: 1501 год
Место рождения: Герат
Биография
В течение своей жизни Навои посещает различные страны мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65 годах поклонники творчества Навои готовят первый его сборник стихов (диван). Данный факт показывает, что к этому времени Навои уже стал знаменитым как поэт. До 1469 года — во время внутренних междоусобиц тимуридов — Навои был вынужден жить далеко от своего родного города – Герата.
В 1480-годы за свой счет в Герате и в других регионах страны строит несколько мадрессе, 40 рабатов (остановка для путников) 17 мечетей, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 бань, 9 мостов. И многое другое для всеобщего пользования. Но такая деятельность Навои во благо народа не нравится окружению правителя и путём интриг им удаётся испортить отношение Навои и Хусайна Байкара.
Последний освобождает Навои от занимаемой должности и отправляет в 1487 году в город Астрабад в качестве его главы. Здесь он остается в течение двух лет и только после окончания данного срока Х. Байкара разрешает ему вернуться в Герат и предлагает ему занять должность в правительстве. Но Навои отказывается. Несмотря на отказ Х. Байкара дает ему должность приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). На этой должности Навои имел право участвовать в решении всех государственных дел.
С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше занимается творчеством. Основная часть его произведений создана в течение этого периода. Навои жил и творил в последние годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи. В 1490-1501 годы Навои создал самые лирические, общественно-философские и научные произведения.
Творчество Алишера Навои велико. Объем шести его поэм составляют около 60 000 строк (мисра). В 1483-85 годы Навои создал произведение «Хамса» («Пятерица»), состоящий из поэм: «Хайрат ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе традиции хамса — создания пятерицы (пяти поэм).
«Хамса» Навои является первым произведением в данном жанре, созданное на тюркском языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение. И в действительности, Навои стремится доказать, что и на чагатайском (староузбекском) языке можно создать произведение, которое может стоять на одном уровне с произведением из персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через свою пятерицу.
Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более 120 поэм на тему «Лайли и Мажнун». Навои тоже создает поэму на эту тему со своим подходом. В поэме описывается любовь между Лайли и Мажнун. Навои через описания этого стремится выразить и интерпретировать человеческую и суфийскую любовь. Свои суфийские взгляды Навои выражает еще в поэмах «Фархад и Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах поднимается на общефилософский уровень.
Одновременно в данных поэмах на повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через гуманистические взгляды поэта. В двух других поэмах из «Хамса» Навои – «Сабъаи сайяр» и «Садди Искандари» на первое место выходит проблемы, связанные с правителем (см.: Каюмов А. Садди Искуандарий. Ташкент, 1980 на узбекском языке).
Как известно, Навои был близок ко двору тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Навои выразил идеи, адресованные Х. Байкаре: непостоянность мира и царского трона; обязанности правителя в отношении к своему народу. В традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Навои отличается своим общественным и политическим характером, оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав «Хамса» Навои оценил его очень высоко.
По своему общественному и художественному значению «Хамса» Навои имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали. В настоящее время мы имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в фондах Института востоковедения им. Абу Райхана Бируни хранятся 166 рукописей, переписанных в XV-XX веках, и имеющие или все пять, или некоторые поэмы из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Распространение и количество списков «Хамса» Навои показывает, что она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии.
В течении всей жизни Навои создал огромное количество лирических произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника имеют объем более 50 000 строк. При этом Навои написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока.
Навои собрал свои стихи, написанные на персидском языке, под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноваться и с персидскими поэтами. Если посчитать только количество стихов, написанных в жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет 3150 единиц. Можно утверждать, что Навои лидирует хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Навои собрал свои касиды на персидском языке и создал два сборника: «Ситтаи зарурия» («Шесть необходимостей») и «Фусули арбаа» («Четыре сезона года»).
Алишер Навои через свою поэзию поднял узбекскую (чагатайскую) литературу на новый уровень. Его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до него. Он и в лирике, как и в поэмах, выразил актуальные мирские и духовные, суфийские вопросы. Были также опубликованы религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»).
Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб» (1500). В нем выражены его самые последние взгляды на общество и политику.
Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.
Как видим, наследие Навои по тематике и по жанру разнообразно. Его произведения с ХV и по сей день служат развитию узбекской литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и воодушевления.
Алишер Навои

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате. Отец Алишера – выходец из известного монгольского племени Барлас, был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.
С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта – Абу Саид, был литератором, второй – Мухаммад Али – известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасана.
Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате, Самарканде, Мешхеде. Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами – знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.
Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.
Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность – хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.
На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди, он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.
Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.
Разгневанная знать, все чаще поднимала голос в пользу его наказания, и что бы не нагнетать атмосферу, Хусейн Байкара отослал друга в далекую провинцию Астрабад, в качестве правителя.
Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов. И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат.
Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.
Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка, наряду с фарси, в творчество литераторов. До него никто не писал на тюрки, считая его слишком грубым для стихосложения.
Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.


