биография аллы демидовой личная жизнь
Муж Аллы Демидовой
Алла Демидова – советская, российская актриса театра и кино. В 1984 г. ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР. Демидова – автор 15 книг, организатор экспериментального Театра А, который специализируется на авторских и античных постановках.
Биография Аллы Демидовой
Отец Аллы происходил из семьи известных золотопромышленников Демидовых. В 1932 г. его за это арестовали, но быстро отпустили. Он погиб на войне в 1944 г. под Варшавой. Актриса плохо помнит родителя. Военные годы девочка провела у бабушки во Владимире.
Когда война закончилась, мама забрала Аллу в Москву. Александра Демидова трудилась в МГУ на экономическом факультете в отделе программирования. Дочь поднимала одна.
Об актерской профессии Алла мечтала с пяти лет
В школьные годы артистка посещала драматический кружок. Чаще всего ей приходилось играть роли вместо мальчиков. Получив аттестат, Демидова отправилась поступать в театральный. Но стать студенткой Щукинского училища с первой попытки ей было не суждено. Приемная комиссия отказала девушке из-за плохой дикции.
После неудачной попытки стать артисткой Алла поступила в МГУ на факультет экономики. Детскую мечту она постаралась забыть. Актриса некоторое время после получения диплома работала по специальности, все это время она занималась с логопедом. В 1959 г. Демидова решила еще раз попробовать стать студенткой театрального института. Вторая попытка увенчалась успехом. Ей удалось покорить приемную комиссию.
По окончании вуза актриса получила красный диплом, но испытала второе разочарование в жизни. Она хотела служить в театре им. Вахтангова, но там ей отказали. Актриса пришла на прослушивание, не подготовив отрывок.
Алле пришлось работать в театре на Таганке. Она была очень расстроена этим обстоятельством, не смогла раскрыть свой потенциал в полной мере. Режиссер Юрий Любимов, давший артистке роль в постановке «Герой нашего времени», больше не доверял ей играть ведущих героинь.
Длительное время в театре на Таганке актрисе приходилось довольствоваться ролями в массовке
Постепенно Алла смогла завоевать доверие режиссера снова. В 70-е годы Демидова стала ведущей артисткой театра на Таганке, играла в спектаклях вместе с Владимиром Высоцким. Он часто появлялся на репетициях с перегаром, но между ними сложились дружеские отношения. Когда великого актера не стало, Алла ощутила пустоту.
В 1986 г., когда театр переживал не лучшие времена, актриса приняла решение уйти к Роману Виктюку. Демидова недолго сотрудничала с ним, затем решила основать собственный экспериментальный театр, получивший название «Театр А».
Сколько лет Алле Демидовой
Актриса появилась на свет 29 сентября 1936 г. в Москве. По знаку зодиака она Весы, по восточному календарю покровителем ее года стала Огненная Крыса.
Осенью 2021 г. Алла Демидова отпразднует 85-летний юбилей
Где живет Алла Демидова
Актриса продолжает жить в той же пятикомнатной квартире на Тверской, где прошли ее лучшие с мужем годы. В кабинете Владимира Валуцкого актриса все оставила так, как было при его жизни. После смерти супруга одиночество Аллы Сергеевны скрашивают домашние питомцы.
Стены квартиры актрисы увешаны картинами известных художников. Кроме того, в доме много антиквариата. Мебель дорогая и добротная, куплена еще при жизни супруга.
Рост и вес Аллы Демидовой
При росте 168 см, вес актрисы 75 кг
Женщина отлично выглядит в свои годы. Она придерживается правильного питания.
Семья и дети Аллы Демидовой
Первым мужем Демидовой стал Владимир Котелкин. Ранее он был женат на Людмиле Зыкиной. Котелкин был преподавателем иностранного языка, работал переводчиком. Брак просуществовал недолго, о нем актриса вспоминать не любит.
Муж Аллы Демидовой – Владимир Валуцкий
В 1961 г. состоялось знакомство Аллы и Владимира Валуцкого. Его как раз исключили из ВГИКа за создание пародии на фильмы о В.И. Ленине. Позже Владимир восстановился в институте, заработал в мире кино отличную репутацию. По его сценариям сняты фильмы «Зимняя вишня», «Адмирал», «Мэри Поппинс, до свидания!».
Первое время после свадьбы молодожены жили с матерью Валуцкого. Владимир сразу понял, что его жена не умеет вести домашнее хозяйство. Он несколько лет умело сглаживал конфликты между свекровью и невесткой.
Супруги тщательно скрывали семейную жизнь от журналистов. Актриса прощала Владимиру связи на стороне. О том, что у мужа есть внебрачная дочь, она узнала, когда девочке было пять лет. Алла не препятствовала общению Валуцкого с дочерью. Он признал Александру, дал свою фамилию. Позже у сценариста было еще несколько романов с актрисами, но Демидова прощала супругу физические измены.
Прожив в браке с Владимиром Валуцким 54 года, Алла Сергеевна так и не родила ребенка. На вопросы журналистов, почему так получилось, ответила, что никогда не хотела иметь детей, у нее отсутствовал материнский инстинкт.
Когда Владимиру был поставлен диагноз онкология, Алла была рядом с мужем до его последнего вздоха
Уже после смерти Валуцкого в 2017 г. в программе «Судьба человека» сестра Бориса Хмельницкого рассказала, что в студенческие годы ее брат и Демидова состояли в любовной связи. Алла Сергеевна все отрицала. Хотя были свидетели инцидента, когда артиста чуть не исключили из театрального вуза за связь с замужней студенткой.
Фильмография Аллы Демидовой
Дебют Аллы Демидовой в кино состоялся в возрасте 21 года. В 1957 г. артистка воплотила образ студентки в военной драме «Ленинградская симфония». Затем последовало несколько незначительных эпизодов, фамилию актрисы даже не внесли в титры.
Первая популярность пришла к Алле в 1968 г. после премьеры картины «Дневные звезды», повествующей о судьбе советской поэтессы Ольги Берггольц. Актриса воплотила образ главной героини.
После выхода «Дневных звезд» на актрису обратили внимание кинорежиссеры, Демидова стала много сниматься в кино
В 90-е годы актриса отклоняла предложения сниматься в кино. Настоящее искусство в те годы переживало упадок, а растрачивать свой талант во второсортных боевиках, где актрисе могли предложить сыграть только маму нового русского, она не желала.
С приходом нового тысячелетия ситуация в кинематографе изменилась, Демидова стала чаще появляться на экранах. В 2004 г. Алла Сергеевна сыграла главную роль в мелодраме Киры Муратовой «Настройщик», в 2006 г. перевоплотилась в Меропию Мурзавецкую в комедии «Русские деньги».
На сентябрь 2021 г. фильмография Аллы Демидовой состоит из 79 работ в 78 проектах
Алла Демидова сейчас
В силу преклонного возраста актриса редко появляется на театральной сцене и в кино. В последние годы она руководит экспериментальным театром, который ставит авторские программы.
Картина с ее участием вышла в 2018 г. Это драма, снятая по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «Мешок без дна». Алла Сергеевна предстала перед зрителями в образе Бабы-Яги.
В том же году состоялась премьера постановки «Анна Ахматова. Поэма без героя», в которой артистка вместе с Кириллом Серебрянниковым выступили в роли режиссеров. Спектакль создан по стихам Ахматовой, а также книги Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 г.
Это не единственное литературное произведение Демидовой. Первая проба пера «Вторая реальность» вышла в 1980 г. В 2018 г. артистка выпустила роман «Всему на этом свете бывает конец…». Библиография актрисы состоит из 15 книг.
За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России Алла Демидова в 2018 г. была удостоена звания лауреата Премии Станиславского
Фото Аллы Демидовой в молодости
В историю российского киноискусства Демидова вошла как одна из самых стильных актрис
Заключение
Аллу Сергеевну называют представительницей настоящей русской интеллигенции. Критики отмечают, что Демидова обладает широким стилистическим диапазоном. Классические произведения, к которым она прикладывает руку, приобретают новые краски.
Алла Демидова
Биография
Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных звезд сцены и экрана. Даже сейчас, в зрелом возрасте, артистка, фото которой украсили многие киноиздания, сохраняет репутацию символа интеллигентности и остается иконой стиля.
Детство и юность
Алла Сергеевна родилась в Москве 29 сентября 1936 года. Отец актрисы Сергей Алексеевич, родом из семьи золотопромышленников, в годы Великой Отечественной войны погиб на фронте при освобождении Варшавы, и дочь практически не сохранила воспоминаний о папе. Вырастила девочку одна мама — Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.
Демидова уже в 5-летнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты девочка выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. В молодости Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но Аллу не взяли из-за дикции — девушка слегка шепелявила.
В расстроенных чувствах москвичка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала: вела семинары по политэкономии. Но затем Алла решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз дикция актрисы осталась небезупречной, несмотря на занятия с логопедом.
Театр
Тем не менее театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но сама стремилась в другой коллектив — в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.
Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.
После этого режиссер долгое время использовал исполнительницу только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до расцвета популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет» (в последнем она играла с Владимиром Высоцким).
В 1986 году в коллективе театра начались разногласия, и Демидова приняла решение покинуть сцену, ставшую родной. Она недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовала собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.
Репетиция спектакля «Гамлет», Варшава, Польша, 27.05.1980, Алла Демидова (Гертруда), Владимир Высоцкий (Гамлет).
В 2016-м артистка стала лауреатом премии «Звезда театрала» в почетной номинации «Легенда сцены». А через год Алла Сергеевна получила Гран-при журнала «Сноб» «Сделано в России – 2017» за Кирилла Серебренникова.
Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» в это время оказался под домашним арестом после обвинения в хищении государственных средств. Актриса произнесла по этому поводу речь, в котором назвала происходящее трагической ошибкой.
В ноябре того же года в БДТ имени Г. А. Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя», постановщиком которого выступила сама Демидова в соавторстве с Серебренниковым, а сыграли в нем актеры «Гоголь-центра». Проект создавался по стихам Ахматовой, отрывкам «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.
Визуальная составляющая новой постановки была взята из идей, высказанных в книге Демидовой: эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью знаменитого ахматовского произведения.
Фильмы
Кинодебют Аллы Демидовой состоялся в 1957 году — она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино Алла тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической драме «Дневные звезды» о ленинградской писательнице Ольге Берггольц.

В 90-е годы Алла Сергеевна попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса отечественного кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в 21-м веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах. Прежде всего нужно обратить внимание на ее роль состоятельной вдовы в мелодраме «Настройщик», трагикомедию «Русские деньги», являющуюся экранизацией пьесы Александра Островского, и комедию Киры Муратовой «Вечное возвращение». В этом фильме партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.
В июне 2017 года Алла Сергеевна появилась в роли Бабы-яги в сказочной драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском международном кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие первого слоя разворачивается, когда страной правит русский император Александр II. Фрейлина княжеского двора рассказывает сказку, в фантастическом мире которой и происходит главный сюжет о мистическом убийстве Царевича в лесу. Ранее у актрисы уже был опыт съемок в детских фильмах — в сказке «Аленький цветочек» режиссера Ирины Поволоцкой Демидова сыграла колдунью.
Концерты
Параллельно с участием в театральных постановках и съемках в фильмах Алла Сергеевна давала концерты, авторские программы, позволяя поклонникам насладиться неповторимой манерой речи. Традиционно на таких встречах со зрителями актриса читала ахматовские «Реквием» и «Поэму без героя», а также демонстрировала оригинальное прочтение стихотворений русских классиков Золотого и Серебряного веков. Часто голос исполнительницы дополняло музыкальное сопровождение.
Алла Демидова
Алла Сергеевна Демидова. Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1984).
Алла Демидова широкую известность получила как актриса Театра на Таганке.
Вошла в историю отечественного искусства как одна из самых значительных и стильных современных русских актрис.
Критики неизменно отмечали широкий стилистический диапазон актрисы, независимость и смелость её творческих решений, умение по-новому высветить классические образы, каждый раз проявляя «тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи.
Алла Демидова в программе «Временно доступен»
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве.
Актриса вспоминала, что уже в пятилетнем возрасте, отвечая на вопросы взрослых о планах на будущее, говорила, что мечтает стать «великойактрисой» (произнося это словосочетание слитно).
В школьном театре женских ролей девочке не предлагали: «Играла всё больше каких-то Бакул-бобылей». Зато она подготовила собственную чтецкую программу, куда входили монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной».
По окончании школы попыталась поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина, но не была принята из-за плохой дикции.
В том же году поступила на экономический факультет МГУ, попала на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками, окончила его в 1959 году.
По окончании университета Демидова стала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета.
В 1959 году начала учёбу на курсе педагога Анны Орочко, актрисы трагического амплуа, работавшей, в частности, с Е. Б. Вахтанговым.
Благодаря симпатии Р. Симонова Демидова была занята также в «Принцессе Турандот» (где играла одну из рабынь) и в танцевальных сценах «Стряпухи». Тогда же первокурсницу училища Аллу Демидову заметил приехавший в Москву с театром TNP Жан Вилар. Увидев, как она фехтует в гимнастическом зале, режиссёр сказал: «Вот закончите училище, приезжайте к нам в театр». Свой первый курс актриса называла во всех отношениях «трамплинным».
На сцене Щукинского училища Демидова сыграла ещё в трёх спектаклях: главную роль в «Далёкое» (А. Афиногенов, реж. А. Орочко), миссис Мун («Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун», Дж. Б. Пристли, реж. В. Г. Шлезингер) и мадам Фризетт («Фризетт», водевиль Лабиша; реж. Александр Ширвиндт).
В 1957 году состоялся ее кинодебют. В фильме «Ленинградская симфония» (режиссёр З. Аграненко, 1957) она сыграла эпизодическую роль кондуктора.
Далее последовали малозаметные роли в фильмах «Девять дней одного года» (М. Ромм, 1961, студентка), «Что такое теория относительности» (С. Райтбурт, 1963, учёный-физик) и «Комэск» (1965, главный метеоролог). В первом из них Демидова поначалу снималась в массовке, но Ромм заметил молодую актрису и (как сама она вспоминала) «вытащил» её на «первый план». О двух других фильмах Демидова говорила: «Это была просто разведка. Я вообще относилась к кино подозрительно. Больше всего отпугивала система кинопроб: роль даже не оговорена, а ты стараешься доказать, что можешь её сыграть. В театре готовишься к роли задолго до премьеры».
В 1964 году А. Демидова с отличием окончила училище. Её дипломной работой была роль госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана» (1963), поставленном на курсе Юрием Любимовым. Считается, что этот спектакль (где поначалу именно она была назначена на главную роль, но режиссёр предпочёл затем З. Славину, с которой до этого работал в постановке некоторых сцен «Укрощения строптивой») положил начало «эре Таганки», характерными чертами которой стали «почти забытые к тому времени традиции Мейерхольда в соединении с элементами политического театра Брехта, предполагавшего для актёра возможность временного выхода из образа и прямого контакта со зрительным залом».
Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы.
По окончании училища она вознамерилась поступить в Вахтанговский театр, причём была настолько уверена в своих силах, что даже не подготовила специального отрывка для показа. Её не взяли. Начинающая актриса восприняла это как трагедию.
В какой-то момент Алла Демидова участвовала в одной из постановок Театра им. Маяковского, подыгрывая Виктору Речману. Именно здесь Н. П. Охлопков (с подачи Речмана) предложил начинающей актрисе сыграть Гамлета, провёл с нею несколько вводных разговорных репетиций, но проект не осуществился. Провела в театре месяц и, как сама говорила, «блудной овечкой вернулась на Таганку».
Театр на Таганке официально открылся в апреле 1964 года в помещении тогдашнего Московского театра драмы и комедии. Алла Демидова стала одной из основных актрис труппы, но долгое время не получала здесь больших ролей.
Первый успех Алле Демидовой принёс фильм режиссёра Игоря Таланкина «Дневные звёзды» по мотивам автобиографической повести Ольги Берггольц. Сам фильм, из которого были вырезаны некоторые сцены, был положен «на полку». Пять лет спустя он был показан на кинофестивале в Венеции и принёс режиссёру «Золотую медаль участия».
Алла Демидова в фильме «Щит и меч»
С конца 1960-х годов Алла Демидова стала получать крупные роли в Театре на Таганке. Первой из её заметных работ здесь стала Эльмира в «Тартюфе» Ю. Любимова по Мольеру (1968). За небольшую, но важную роль Боженцкой в постановке «Час пик» (по роману Е. Ставинского, 1969) Демидова получила премию на фестивале польской драматургии. Как выдающаяся была отмечена критиками Демидова-Гертруда в «Гамлете» (1971).
Однако жизнь актрисы с её яркой индивидуальностью, не всегда принимавшейся режиссёрами и коллегами, в театре не была лёгкой. Ей приходилось участвовать в танцах, массовках, пантомиме, ничем не выдавая разочарованности предлагаемой работой. В годы расцвета Таганки Демидова вынуждена была отвоёвывать себе творческое пространство, «не сливаясь с массовкой», очерчивать «свою неприкосновенную территорию, которая зачастую казалась мхатовским островком».
В 1970-х годах Алла Демидова активно снималась в кино. Позже она говорила, что в те годы мимо неё «не проходил ни один заслуживавший внимания сценарий». При этом в «Новейшей истории отечественного кино» Демидова характеризуется как одна из самых невоплощённых в экранном пространстве.
В числе других заметных ролей Демидовой начала 1970-х годов была Лизавета Павловна («Зеркало», 1974).
Волшебница в фильме Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» (1977) стала одной ролью Демидовой в сказке. Но и здесь, во многом благодаря её участию, произошло жанровое смещение: сказка сделалась притчей.
Яркий образ А. Демидова создала, сыграв герцогиню Мальборо в фильме «Стакан воды», в сюжетном противостоянии главе оппозиции, герцогу Болингброку (К. Лавров).
Алла Демидова в фильме «Стакан воды»
В 1974 году Ю. Любимов впервые надолго оставил свой театр, пригласив А. Эфроса поставить на «Таганке» любую пьесу по своему выбору. Эфрос взялся за «Вишневый сад» А. П. Чехова, пьес которого в репертуаре «Таганки» до тех пор не было.
Эфрос предложил артистам сделать спектакль, который словно бы противостоял легендарной мхатовской постановке. Сад здесь олицетворял умиравшую на глазах зрителя культуру прошлого, а спектакль воспринимался как прощание с ней. Действие происходило на белом кладбищенском холме, среди серых могильных плит и белых вишневых деревьев. По замыслу режиссёра все линии спектакля должны были сходиться к фигуре Раневской. Идея оказалась чрезвычайно близка Алле Демидовой, всегда предпочитавшей экспериментальный подход к театральному искусству.
Предложение Эфроса строить роль Раневской на столкновении трагизма и эксцентрики, уходить от сентиментальности в самоиронию удачно совпало с эстетическими исканиями самой исполнительницы. Актриса признавалась впоследствии, что «в то время была ушиблена модерном, смотрела бесконечные альбомы по искусству того времени». В результате роль Раневской получила необычное решение: героиня предстала перед зрителем дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новую страницу в отечественной истории исследования этого классического образа.
Во второй половине 1970-х годов Демидова исполнила в спектаклях Театра на Таганке несколько ведущих ролей. Василису Милентьевну (Ю. Любимов, «Деревянные кони», 1974) она сыграла без грима и внешней атрибутики, опираясь на собственные воспоминания о бабушке-старообрядке.
К концу 1970-х годов относятся её попытки начать сценические эксперименты с Владимиром Высоцким. У них уже сложился уникальный сценический тандем, в котором, по выражению критика, раз за разом «схлёстывались лёд и пламень».
Поначалу актриса предлагала поставить на сцене композицию по письмам и дневникам Л. Н. Толстого и Софьи Андреевны. Затем специально для Демидовой и Высоцкого Виталий Вульф перевёл пьесу Теннесси Уильямса «Крик», в которой было два действующих лица: режиссёр и его сестра. За постановку взялся сам Высоцкий.
Перед отъездом «Таганки» на гастроли в Польшу эксперимент был приостановлен. Через полтора месяца после возвращения Высоцкий умер.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий
Высоцкий и Демидова рассматривали также возможность совместной работы в композиции по «Федре» Жана Расина, которую Высоцкий начал разрабатывать. Этой идее также пришёл конец одновременно со смертью актёра.
Позже, вспоминая Таганку, Демидова именно В. Высоцкого называла своим любимым сценическим партнёром, хоть и замечала, что его игра зависела от состояния, в котором он находился: «Скажем, после запоев у него возникало гипертрофированное чувство вины, и он изумительно подстраивался под партнёра». Лишь после смерти актёра она осознала, насколько нуждалась в его сценической поддержке. Параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова вела успешую концертную деятельность и выступала на телевидении с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы.
На концертах, как правило с музыкальным сопровождением, актриса читала «Реквием» и «Поэму без героя» А. Ахматовой, представляла аудитории собственные оригинальные интерпретации произведений А. Пушкина, И. Бунина, поэтов Серебряного века. Постепенно критики признали, что неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием.
В 1986 году А. Эфрос восстановил «Вишнёвый сад», в котором актёры, произнося чеховские реплики, «оплакивали утраченный театр Любимова». Спектакль в тот год получил Первую премию на фестивале «БИТЕФ». После смерти Эфроса постановка с успехом прошла в Париже: восхищённый Мишель Курно назвал Демидову «чайкой из Люксембургского сада».
Алла Демидова и Валерий Золотухин в спектакле «Вишневый сад»
После возвращения на «Таганку» Юрия Любимова А. Демидова сыграла несколько ключевых ролей: Марина Мнишек («Борис Годунов», 1988), Донна Анна («Пир во время чумы», 1989), «Электра» («Электра», Софокл, 1992) были отмечены в основном трагическим звучанием. При этом актриса продолжала давно начатый эксперимент: попытку привить эстетику Серебряного века античной трагедии.
Последней работой с Любимовым стала для Демидовой заглавная роль в трагедии Софокла «Электра», премьера которой прошла в 1992 году в Афинах. Спектакль, отмеченный желанием режиссёра «дать сиюминутный отклик на социальную ситуацию», сюжетными линиями и атмосферой напоминал «Гамлета».
В дни раскола «Таганки», когда часть коллектива вступила в конфликт с Ю. Любимовым, Демидова последовательно поддерживала последнего.
Алла Демидова и Юрий Любимов
Вскоре разногласия в коллективе начали сказываться на качестве любимовских спектаклей. Некоторое время Демидова, по ее словам, «отлынивала от выхода на сцену», а в затем написала заявление об уходе.
В 1988-м началось сотрудничество Демидовой с режиссёром Романом Виктюком началось. В его постановке на сцене Таганки (по инициативе актрисы) вышла «Федра» по пьесе Марины Цветаевой.
Однако, по словам Демидовой, «актрисы Комеди Франсез не захотели признать русскую приезжую». Тогда Витез решил сделать спектакль сначала только с русскими актёрами, а потом перенести его в Театр «Одеон». Он приехал в Москву, в репетиционном зале Ленкома набрал труппу и распределил роли. Но 30 апреля 1990 года его не стало.
К началу 1990-х годов актриса стала всё более явно ощущать тягу к искусству античности. В новом амплуа, как отмечали критики, по-новому реализовались свойственные её актёрскому дару «изысканный психологизм и эксцентричная характерность». На фоне кризиса отечественного театра (когда современная драматургия практически исчезла из репертуаров), Демидова создала собственный «Театр А», на сцене которого вновь поставила «Федру».
В 1993 году, будучи ещё формально актрисой Таганки, Демидова приступила к сотрудничеству с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом.
В числе киноролей А. Демидовой 1990-х годов критиками были отмечены Лебядкина («Бесы», 1992), мисс Минчин («Маленькая принцесса», 1997), императрица Елизавета («Незримый путешественник», 1998).
В течение двух лет актриса преподавала года в Щукинском училище.
В середине 1990-х годов А. Демидова отказалась от съёмок в сериале «Королева Марго», где ей предлагалась роль Екатерины Медичи.
В 2004 году значительный резонанс имел фильм «Настройщик» Киры Муратовой, где А. Демидовой досталась роль «комической старухи».
В 2004 году на экраны вышел фильм Б. Бланка «Смерть Таирова», где Демидова сыграла роль Алисы Коонен.
В январе 2005 года А. Демидова выступила в Кракове на концерте, посвящённом 60-летию со дня освобождения узников «Освенцима», где перед залом, где присутствовали президенты четырёх стран, прочла отрывки из дневников узников лагеря. Месяц спустя она выступила в Мальтийском дворце в Гатчине в рамках XI Российского кинофестиваля «Литература и кино» с поэтическим вечером «От Пушкина до Бродского».
В 2007 году А. Демидова провела серию авторских концертов: «Поэты XX века: от Блока до Бродского», «Два Тарковских», «Анна Ахматова. Марина Цветаева» (в Киеве), «От Пушкина до Бродского» (в Болдино), «Поэзия Ахматовой и Цветаевой» (в Минске). 13 декабря в Кремле актрисё был вручен Орден «За Заслуги перед Отечеством» IV степени (по Указу от 9 мая 2007 года).
В 2008 году А. Демидова заявила, что практически утратила интерес к актёрской работе и теперь откликается лишь на отдельные проекты, которые ей интересны.
Весной 2009 года А. Демидова (наряду с И. Антоновой) стала инициатором серии «Поэтических мартовских вечеров по четвергам» в Музее частных коллекций (ГМИИ им. Пушкина) и 5 марта выступила с программой стихов М. Цветаевой. 3 апреля в Большом зале Консерватории состоялся концерт хора под управлением В. Н. Минина, на котором Алла Демидова прочла стихотворение Г. Державина «Бог» и отрывки из поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин».
Алла Демидова и эзотерика:
А. Демидова, не раз говорившая о театре как о средстве общения человека с космосом, всегда испытывала интерес к эзотерике.
Некоторые аспекты личной и творческой жизни она склонна объяснять с точек зрения, близких к оккультным. Актриса говорила, что всегда ощущала себя «старой»: «Я родилась с сорокалетней душой. Даже когда мне было двадцать лет, я чувствовала себя на сорок».
Она утверждала, что разработала «метод выявления психической энергии». По этой теме она проводила мастер-классы в Канаде, Греции, Японии, Италии, Франции.
Рост Аллы Демидовой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Аллы Демидовой:
Детей в браке не было.
Алла Демидова и Владимир Валуцкий
Фильмография Аллы Демидовой:
Озвучивание мультфильмов Аллы Демидовой:
Библиография Аллы Демидовой:





















