биография андрея эшпая композитора
Андрей Яковлевич Эшпай
Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в Козьмодемьянске Марийской автономной области (ныне Республика Марий Эл).
В 1941 году окончил школу-семилетку имени Гнесиных, класс В.В. Листовой. В семейном архиве Эшпаев сохранилась программка «Андрюша Эшпай и Славик Ростропович представляют. ». Андрея Эшпая очень любила Елена Гнесина.
Во время эвакуации обучался в средней школе № 1 города Мариинского Посада, который впоследствии считал своей второй родиной и часто посещал.
С началом Великой Отечественной войны выразил желание уйти на фронт добровольцем, однако в связи с возрастом не был принят. В 1943 году поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище, окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА. С конца 1944 года воевал на 1-м Белорусском фронте. Приказом № 62/н от 07.05.1945 года по 146 стрелковой дивизии Эшпай, военный переводчик 2-го разряда 608-го стрелкового полка 146-й Островской Краснознамённой дивизии 3-й Ударной армии, за данные, полученные в результате допроса пленных, которые привели к подавлению множества огневых точек, и личное уничтожение 8 солдат и офицеров противника в боях за Берлин, был награждён орденом Красной Звезды.
9 мая 1945 года встретил в Берлине.
композитор Андрей Эшпай в молодости
После демобиизации учился в Музыкальном училище при Московской консерватории на фортепианном (класс Р. Чернова) и композиторском (класс Е. Месснера) факультетах.
В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Е. К. Голубева (занимался вначале у Н. Я. Мясковского) и по фортепиано у В. В. Софроницкого. В 1956 году окончил там же аспирантуру (рук. А. И. Хачатурян).
Написал балеты «Ангара» (по пьесе А. Н. Арбузова «Иркутская история») и «Круг», оперетты «Нет меня счастливее» («Внимание, съёмка!») и «Любить воспрещается».
Писал композиции для солистов, хора и оркестра, автор 9 симфоний («Кремлёвские куранты», «Симон Боливар», «Переход Суворова через Альпы», «Игры», «Песни горных и луговых мари» и др.).
Написал пьесы для струнного оркестра «Lamento и Toccata» и «Контуры».
Писал камерно-инструментальные сочинения.
В 1957 году сыграл небольшую роль в фильме «Повесть о первой любви».
композитор Андрей Эшпай в фильме «Повесть о первой любви»
Песни Андрея Эшпая исполняли Майя Кристалинская, Леонид Утёсов, Марк Бернес и другие знаменитые певцы.
Музыка Андрея Эшпая звучит в таких знаменитых советских и российских фильмах как «Карьера Димы Горина», «Приходите завтра. », «Майор «Вихрь»», «Адъютант его превосходительства», «Кремлёвские куранты», «Трактир на Пятницкой», «Емельян Пугачёв», «Униженные и оскорблённые», «Умирать легко», «Иван Грозный», «Куприн».
В 1965-1970 годах преподавал композицию в Московской консерватории (профессор).
Президент Российского авторского общества (1996-2001, 2006-2015).
Андрей Яковлевич Эшпай умер 8 ноября 2015 года в Москве в результате инсульта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
С 2013 года в Йошкар-Оле проводится Всероссийский конкурс-фестиваль молодых музыкантов имени Андрея Эшпая.
композитор Андрей Эшпай
Личная жизнь Андрея Эшпая:
Андрей Эшпай и жена Александра
Фильмография Андрея Эшпая:
Работы Андрея Эшпая в кино как композитора:
Песни Андрея Эшпая:
Награды и звания Андрея Эшпая:
Андрей Эшпай: биография и личная жизнь композитора
| ФИО: | Эшпай Андрей Яковлевич |
| Дата рождения: | 15.05.1925 |
| Место рождения: | Козьмодемьянск |
| Знак зодиака: | Телец |
| Деятельность: | Композитор, пианист, педагог |
| Дата смерти: | 08.11.2015 (90 лет) |
«А снег идёт», «Два берега», «Москвичи» — эти песни, исполнявшиеся такими популярными исполнителями, как Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Марк Бернес знают и любят миллионы россиян.
Свыше 100 песен, романсов и других музыкальных произведений написано композитором Андреем Эшпаем, с творчеством которого вы сейчас познакомитесь.
Годы детства и юности
Будущий композитор родился в городе Козьмодемьянске (сегодня — Республика Марий Эл) 15 мая 1925 года в музыкальной семье. Его мама Валентина Тогаева (чувашка), хорошо знала и исполняла народные песни. Композиторами были Анатолий Тогаев (дядя) и отец Яков Эшпай (мари), который был музыковедом-фольклористом. Яков Эшпай и его двоюродный брат Палантай, заложили основы марийской профессиональной музыки. От них и передалась любовь к искусству Андрею.
Спустя 3 года семья сменила место жительства на Москву. Сначала обучением сына музыке руководил отец. Затем ДМШ имени Гнесиных, которую он окончил в 1941 году. Далее семья эвакуировалась в Чувашию. Здесь, в Мариинском посаде, юноша продолжил школьное образование.
С началом ВОВ Эшпай просился добровольцем на передовую, но, будучи несовершеннолетним, получил отказ. В 1943 году молодой человек поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище. Там же окончил курсы военных переводчиков.
Андрей Эшпай в молодости
Краткая биография
Андрей Эшпай в старости
Взаимоотношения в семье, дети, внуки
Всю жизнь Андрей Яковлевич был предан одной женщине — своей супруге, пианистке Александре Михайловне Эшпай (род.1927). Родители были заботливы и в воспитании детей предпочитали личный пример.
Сыновья, вращавшиеся с раннего детства в творческой среде, также связали свою жизнь с искусством. Валентин (1953-2016) стал киноведом, Андрей (род.1956) состоялся как успешный кинорежиссер, к сериалам которого отец сочинял музыку. Внучка композитора — Мария Эшпай (род.1986) стала пианисткой, а внук Валентин обрел себя в качестве кинооператора.
С женой Александрой
Заключение
Андрей Яковлевич Эшпай был прекрасным музыкантом и человеком, продолжившим линию русской культуры. Доброжелательный, активно работавший до последних лет жизни.
С Эшпаем ушла целая эпоха. Но осталась его музыка. И она всегда будет с нами.
Андрей Яковлевич Эшпай : жизнь и музыка
Андрея Яковлевича Эшпая по праву считают «последним классиком современности». Мелодии, написанные им, что называется, у каждого «на слуху». Он – автор множества симфонических произведений, написал музыку к спектаклям, кино- и телефильмам, среди которых: «Бабье царство», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Карьера Димы Горина», «Трактир на Пятницкой», «Емельян Пугачев». Песни: «Снег идет», «Два берега», «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), которые принесли композитору известность и всенародную любовь.
Вопреки трудностям, которых встречалось немало на долгом и незаурядном жизненном пути, Эшпай всегда оставался преданным своей музе: «Моё кредо — быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию».
Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в маленьком волжском городке Козьмодемьянске, но уже через пару лет его семья переехала в столицу России, чтобы отец мог учиться в Московской консерватории, а мать — в пединституте.
В своей будущей профессии мальчик не сомневался никогда.
Музыкальное детство не тяготило мальчика, он с ранних лет проявлял свой талант и без труда поступил в музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано, где его очень быстро отметили и окружили особым вниманием сами сёстры Гнесины — Елизавета, Елена и Ольга.
Мирную жизнь юного музыканта нарушила Великая Отечественная война, которая началась, когда мальчику едва исполнилось 16 лет. Учёбу в десятом классе средней школы ему пришлось продолжать во время эвакуации в Мариинском Посаде.
Эшпай рвался на фронт и уже в январе 1943-го поступил в Оренбургское военное училище, потом окончил военные курсы переводчиков, а с 1944-го находился в армии на Первом Белорусском фронте. Военная биография Эшпая ничуть не уступает его музыкальным достижениям: лейтенант взвода разведки был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. А после окончания войны ещё год служил в управлении информации в Берлине. Именно на фронте Эшпай остро почувствовал тягу к творчеству и осознал своё призвание. После демобилизации он поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где обучался сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском.
В 2011 году в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» Андрей Яковлевич так рассказывал об истории написания одной из известнейших его песен:
«„Москвичи“ десять лет спустя после Победы я написал для Марка Бернеса. Мы жили на Большой Бронной в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и он так пришёл. Громко крикнул через подоконник: „Марийцы здесь? (Мой папа — мари, он и его двоюродный брат Палантай — основоположники марийской профессиональной музыки.) Есть слова, нужна музыка!“ Я прочёл текст и был буквально ошеломлён. Поразительное совпадение! Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама всё ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была даже девушка, которая не дождалась…».
Никто не сомневался в таланте музыканта. За год до окончания консерватории Эшпай был принят в Союз композиторов СССР, где стал одним из самых молодых его членов. А в 1953 году поступил в аспирантуру. Спустя десять лет Эшпай уже сам преподавал в Московской консерватории, однако проработал там всего пять лет, ведь организаторские дела отвлекали от главного — самой музыки. У композитора же было много забот: предстояло написать сотни симфонических произведений, музыку к кинофильмам, спектаклям, балетам, опереттам.
На протяжении всей своей жизни в искусстве А. Я. Эшпай писал и киномузыку. Он — автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны. Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами: А. Салтыковым («Бабье царство», «Директор», «И был вечер, и было утро», «Сибирячка», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Емельян Пугачев», «Путь в бессмертие»); Е. Ташковым («Страницы былого», «Жажда», «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Дети Ванюшина», «Преступление»); В. Левиным («Повесть о первой любви», «Сильнее урагана», «Долгий путь в лабиринте»); В. Жилиным («Исправленному верить», «Водил поезда машинист»). Три последние работы в кино: фильм режиссера В. Пендраковского «Я свободен, я ничей» с прекрасными актерами Н. Руслановой и В. Гафтом в главных ролях, детский фильм «Лиза и Элиза» режиссера А. Згуриди и триллер «Умирать легко» режиссера А. Хвана.
Кинематограф сблизил композитора со многими поэтами: Г. Регистаном, Р. Рождественским, Л. Дербеневым, В. Карпеко, Г. Поженяном, Е. Евтушенко, в содружестве с которыми написаны чудесные песни. Творческие контакты не прекращались и после выхода фильмов на экраны. Песни обретали крылья, уносились в самостоятельную жизнь. Среди них: «С первой встречи с тобой», «Почему, отчего? Я не знаю сам», «Ты, только ты» — на стихи Г. Регистана; «Я сказал тебе не все слова», «Над рекой ленивой наклонилась ива…» — на стихи В. Карпеко; «Ночь была с ливнями» (или «Мы с тобой два берега у одной реки») — на стихи Г. Поженяна; «Тысячу лет дружит студент», «Если не вспомнишь меня» — на стихи Л. Дербенева; «Марш строителей», «А снег идет», «Что знает о любви любовь?», «Зашумит ли клеверное поле…».
Но, несмотря на уникальную плодотворность, Эшпай всегда говорил: «Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это — наша жизнь».
Композитор никогда не останавливался на достигнутом. Уже накануне 2000 года он осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, — завершил «золотую серию» концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы). Автор популярных хитов не забывал создавать и музыку для детей, помогая открывать в самых отдалённых уголках страны детские музыкальные школы. Да и сам всегда оставался юным, энергичным, обаятельным человеком.
Про свой почтенный возраст А. Я. Эшпай говорил: «Я никогда не буду стариком. Мне 75, и мне 19», — подтверждая истину, что «душа не стареет», а настоящий талант неподвластен времени. И смерти.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Андрей Эшпай
Биография
Режиссер Андрей Эшпай кинематографической биографией обязан отцу. Глава семьи, написавший шлягеры «А снег идет», «Москвичи», «Два берега», глядя на посредственные успехи сына в музыкальной школе, решил, что не стоит усердствовать в этом направлении.

Выбор профессии был предопределен, поскольку домой постоянно наведывались постановщики, сценаристы и актеры. Впоследствии старший и младший Эшпаи много работали вместе: один снимал фильмы, другой писал к ним музыку.
Детство и юность
Андрей Андреевич Эшпай родился в Москве 18 апреля 1956 года. Андрей Яковлевич Эшпай – отец режиссера, по национальности мариец, известный композитор. Он с ранних лет старался привить сыну любовь к искусству. Потому уже в раннем возрасте Андрей знал, что свяжет жизнь с кино. Школьные годы режиссер вспоминает с улыбкой. Юноша считался заводилой в классе, часто подбивал друзей на разные шалости. Учителя относились лояльно к поведению мальчишек, а проделки не раз сходили юным хулиганам с рук.

После школы Андрей поступил в Московский государственный институт культуры на факультет театральной режиссуры. Способного и талантливого студента часто выделяли среди остальных сверстников. Будущий режиссер пытался добиться высоких результатов уже в молодости. Окончив МГИК, амбициозный абитуриент подал документы в другой вуз – Всероссийский государственный институт кинематографии. Фильм «Звана», ставший дипломной работой, получил сразу 3 награды на студенческом фестивале.
После получения второго диплома парень занимался самосовершенствованием и саморазвитием, дебютировав на телевидении уже в 1983 году с короткометражной лентой «Когда играли Баха».
Режиссура
«Когда играли Баха» открыл дорогу своему создателю в мир кино. Спустя 5 лет после выхода первой картины Андрей Эшпай снял полнометражную ленту «Шут». Фильм получился сложным для восприятия, но близким зрителю. В этой работе раскрыта тема социального неравенства и психологических отклонений. После такого удачного старта Андрей Андреевич продолжил совершенствоваться в режиссуре. Вскоре его фильмография пополнилась проектами разной направленности, которые зрители воспринимали с восторгом.

Следующей вышла в свет драма «Униженные и оскорбленные», снятая по мотивам одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Киноленту некоторое время критиковали, но общие моменты восприняли позитивно, тем более что в картине участвовал Никита Михалков. Через 6 лет состоялся премьерный показ на Венецианском фестивале.
«Цветущий холм среди пустого поля» – следующая работа режиссера. Фильм снят по новым технологиям того времени. Сначала фрагменты отсняли на цифровую камеру, а позже перенесли на пленку. За интересный ход и развитие кинематографа лента получила премию «Ника», престижную награду в российском кино.

Сложные образы и социальные взаимодействия удаются режиссеру легко и непринужденно. Телесериал «Дети Арбата» по произведениям Анатолия Рыбакова настолько полюбился зрителю, что многие предлагали снять продолжение по собственным сценариям. По словам продюсеров, руководство съемками сначала предложили Сергею Урсуляку, но тот был занят. Обращались к Ивану Дыховичному и Александру Прошкину, остановились на кандидатуре Андрея как на «мастере психологического междометия, владеющего языком полутонов и подтекстов».
На роль Саши Панкратова пробовался Даниил Страхов, однако от молодого актера так и веяло отрицательным обаянием. В итоге он сыграл не самого положительного офицера НКВД Юрия Шарока.
Анонс сериала «Дети Арбата»Иосиф Сталин в картине получился необычным во многом благодаря исполнителю роли Максиму Суханову, не подходившему ни по возрасту, ни по росту. Андрей Андреевич впоследствии заметил, что стоит продемонстрировать фильм 3 раза, как зритель начнет хорошо воспринимать персонажа.
Яркая страница творчества Эшпая – мелодрама «Многоточие», в которой режиссер вновь обратился к страшному 1937 году. Фильм словно бы заточен на исполнительницу главной роли Евгению Симонову, но удались образы и у Чулпан Хаматовой, Инги Оболдиной, Евгения Цыганова.

В 2000-х Андрей Андреевич преподает режиссерское искусство в собственной мастерской во ВГИКе, где воспитал много талантливых последователей. С 2010 года к работе режиссера добавились еще и мастер-классы в Школе кино. Эшпай прекрасно совмещает съемки новых фильмов с интересными лекциями для молодого поколения.

В 2010 году появилась мистическая драма «Элизиум». Картина стала победителем фестиваля «Киношок» в номинации «Лучшая операторская работа».
Сюжет ленты очень понравился зрителям, ведь загадочная мистификация связана с именем Николая Гумилева, а также Максимилиана Волошина, великими русскими поэтами. Согласно мифу, из-за несуществующей поэтессы Черубины де Габриак, которая была придумана Волошиным, между поэтами произошла дуэль, поскольку Гумилев влюбился в вымышленного персонажа и считал себя обманутым.

Сам режиссер говорил в интервью, что в ленте конкретно не рассматривались судьбы героев, а просто предпринята попытка передать дух времени. По словам Эшпая, это время связано с неким предельным состоянием, колоссальными изменениями в обществе, ведь в период Первой мировой войны поэты пытались создавать шедевры, творения, которые в будущем станут символом эпохи, одновременно пребывая на пределе своего существования.
В сериале «Взрослые дочери» Андрей Андреевич обратился к современности. Фильм рассказывал о капитане милиции, воспитывающем 6 девочек. Финансовое положение оставляет желать лучшего, и герой соглашается сымитировать покушение на бизнесмена, а после вынужден 17 лет скрываться от правосудия. За это время умерла жена, родив долгожданного сына, мальчика усыновили чужие люди. И всю эту ситуацию ему не могут простить выросшие дочери.

В апреле 2017 года прошел XХIII кинофестиваль «Литература и кино», где Андрей Эшпай возглавил жюри. Вместе с известным режиссером лучшие игровые и неигровые фильмы оценивали видные представители российской культуры: народная артистка РФ Татьяна Догилева, писатель и эссеист Владислав Отрошенко, композитор Алексей Шелыгин и оператор-постановщик Сергей Юриздицкий.
14 апреля 2017 года в московском Башмет-центре состоялось открытие цикла музыкально-поэтических вечеров «Musica con Text». В программе прозвучали симфонические произведения композитора и отца режиссера Андрея Яковлевича Эшпая, а также поэзия Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Первый вечер посвятили симфониям Эшпая-старшего. Музыкальные произведения исполнила Мария Эшпай, дочь Андрея Андреевича, а выбор стихов доверили Евгении Симоновой, жене режиссера. Сам постановщик предложил использовать в программе «Реквием» Ахматовой.
Личная жизнь
В молодости и сейчас Андрея в личной жизни сопровождали и сопровождают яркие, незабываемые российские актрисы. Первая жена – неповторимая исполнительница роли эксцентричной Маньки-облигации Лариса Удовиченко. Слава и востребованность супруги сыграли злую шутку: как утверждают СМИ, брак развалился из-за ревности Эшпая. Общих детей у пары не было, потому и расстались без проблем. В интервью Лариса отзывается о бывшем муже крайне положительно, сравнивая с Антоном Чеховым.

С Евгенией Симоновой, второй женой, режиссер познакомился во время съемок фильма «Когда играли Баха». Красавица с выразительными глазами запала в душу Андрею Андреевичу. Эшпая ничуть не смутил тот факт, что у актрисы уже была дочь от первого брака с Александром Кайдановским. Влюбленные вдвоем воспитывали маленькую Зою. Спустя пару лет родилась дочь Мария, и только тогда родители девочки зарегистрировали отношения.

Зоя окончила ГИТИС, снялась в популярных сериалах «Метод» и «Склифосовский», в проектах отчима «Многоточие» и «Иван Грозный». Там же засветилась и Мария, которая в титрах фигурирует под двойной фамилией Эшпай-Симонова. Однако на первом месте у девушки музыка, она талантливая пианистка. Мужа Евгении Симоновой, как Григория Александрова и Леонида Гайдая, попрекали тем, что он постоянно задействует в своих проектах членов семьи. Режиссер отвечает, что никто другой о близких ему людях не побеспокоится.

Андрей Эшпай не присутствует в социальных сетях, однако актеры, участвующие в его проектах, с удовольствием публикуют фото режиссера в своих аккаунтах. Снимки сопровождают комментарии с благодарностями за интересную работу и богатый опыт.
Андрей Эшпай сейчас
В 2019 году Андрей Эшпай выпустил на экраны сериал «Скажи правду». Родственные узы сказались и в этом проекте: сценарий к фильму написала Анастасия Вяземская, дочь профессора МГИМО и телеведущего Юрия Вяземского, который приходится братом Евгении Симоновой. Повесть Юрия Павловича легла в основу социальной драмы «Шут».

По традиции в съемочном процессе задействованы супруга и падчерица. Кроме них, роли в картине о женщине, подозревающей мужа в измене, играют Павел Трубинер, Гоша Куценко, Аглая Шиловская, Виктория Исакова.








