БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина — Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину — это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это — усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литературны», а «бытийственны».
Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.
Якубович Д. П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.
Томашевский Б. В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.
Читайте также
КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.)
КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.) Две главные темы проходят через все творчество А. Казанцева. Первая — благородный труд ученых, стремящихся своими изобретениями поднять жизнь человечества на высшую ступень; иногда раскрытие этой темы принимает у писателя форму
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы будущего писателя прошли в Арзамасе.В годы
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы писателя прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны,
Валентин Петрович Катаев (1897–1986)
Валентин Петрович Катаев (1897–1986) Валентин Петрович Катаев родился в Одессе в семье учителя. С девяти лет он начал писать стихи, некоторые из них были опубликованы в одесских газетах.В начале Первой мировой войны пошёл в действующую армию в артиллерийскую бригаду.
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. Мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны, когда отца
Александр Петрович Сумароков
Александр Петрович Сумароков А. П. Сумароков – выдающийся деятель русской культуры XVIII века. Именно он был основателем и директором первого русского государственного театра. Его пьесы стали основой национального репертуара русских театров, а в стихотворстве он успешно
Александр Петрович Сумароков
Александр Петрович Сумароков «Сокрылись те часы, как ты меня искала…» Сокрылись те часы, как ты меня искала, И вся моя тобой утеха отнята: Я вижу, что ты мне не верна ныне стала, Против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты Вообрази
Михаил Петрович ПОГОДИН
Михаил Петрович ПОГОДИН Путевой дневник – один из популярнейших литературных жанров в XIX веке. Своим происхождением он во многом обязан литературе путешествий эпохи романтизма и сентиментализма. Л. Стерн на Западе, А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин в России сформировали
ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР
ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР (Petrovic Aleksandar). Югославский кинорежиссер. Родился 14 января 1929 г. в Париже, умер в 1994 г. там же. Закончил философский факультет Белградского университета, в 1948 г. учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии (ФАМУ), но был вынужден прервать учебу и
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ *
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ * Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ ОЗ, 1868, № 10, отд. «Совр. обозрение», стр. 273–274 (вып. в свет — 9 октября). Без подписи. Авторство указано В. Е. Евгеньевым-Максимовым на основании письма Салтыкова к Н. А. Некрасову, датируемого концом сентября — началом октября 1868 г. («Печать и
Виктор и Петрович
Виктор и Петрович «Иваныч и Глеб» – называлась статья Дмитрия Мережковского о Глебе Ивановиче Успенском, впервые опубликованная в газете «Речь» в 1909 году. (Кстати, благословенные для литературной критики и публицистики времена, когда большая статья могла печататься аж
Егор Петрович Ковалевский
Егор Петрович Ковалевский Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная, так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,
Сумароков Александр Петрович
Сумароков Александр Петрович Действительный статский советник и св. Анны кавалер, родился 1718, умер в 1777 году.Имя Сумарокова было в свое время так же велико, как имя Ломоносова. Один славил Елисавету на лире и на кафедре академической; другой пленял ее чувствительность
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев В. П. Астафьев – наш современник. Он родился и живет в Сибири. Его творчество широко и разнообразно, как природа этого края. У писателя «сибирский характер», и такие же сильные русские характеры он любит изображать в своих книгах. Перу
Иван Петрович Белкин – литератор, писатель, вымышленный Александром Сергеевичем Пушкиным. Его перу принадлежат знаменитые «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик».
Обложка первого издания 1831 года
Иван Петрович Белкин родился 1 апреля 1801 года в семье секунд-майора в родовом имении в селе Горюхино.
Его родители: отец, Петр Иванович Белкин, и мать, Пелагея Гавриловна (в девичестве – Трафилина), были честными и благородными помещиками. Имение, в котором родился Иван Петрович, на протяжении нескольких поколений принадлежало роду Белкиных. Здесь жил когда-то и его дед, Иван Андреевич Белкин, с супругой, Евпраксией Алексеевной.
Начальное образование Иван Петрович получил от деревенского дьячка, который привил любовь к чтению и, в целом, к литературе. Иван читал все, что было в их доме. Родители Белкина не любили читать, поэтому в доме, кроме Азбуки, календарей и Новейшего письмовника, книг не было. К десяти годам мальчик знал наизусть письмовник, чтение которого было любимым делом ребенка.
В 1812 году родители отправили Ивана учиться в Москву в пансион Карла Ивановича Мейера. Однако, обучение продлилось лишь три месяца. На Москву наступили войска Наполеона.
После изгнания французов из Москвы родители вновь решили отправить сына на обучение, но он уговорил их оставить его дома ввиду того, что он из-за проблем со здоровьем не мог вставать в 7 утра по правилам пансиона.
Так Иван жил дома, играя в лапту с потешными мальчишками, пока в 1815 году не поступил на службу в пехотный егерский полк. Переходил из губернии в губернию, из квартиры в квартиру, проводил время с жидами и маркитантами, играя в бильярд и маршируя в грязи.
41-й егерский полк. Слева направо: егеря, карабинер, прапорщик, унтер-офицер. 1815 г.
В 1820 году юнкер Иван Петрович поехал в Петербург по делам. Каждый день ходил в театр и знал поименно всех актеров. В одну из актрис, игравшую роль Амалии в драме «Ненависть к людям и раскаяние» был влюблен. К слову, Белкин был очень влюбчив и имел склонность к женскому полу. По утрам он заходил в конфетную лавку. Однажды утром за чашкой шоколада Иван читал литературный журнал. В лавку зашел незнакомец, заказал бифштекс, выпил полбутылки вина и ушел. Это был писатель. А так как Белкин всегда мечтал стать писателем, он бросился догонять его. На улице ему приходилось замедлять шаг при встрече с офицерами, будучи в служебной шинели и находясь на службе. У Аничкина моста Иван догнал писателя и узнал, что это не он, а повар: писатель повернул у другого моста. Эта погоня стоила Ивану Петровичу 30 копеек потерянной сдачи, выговора по службе и «чуть-чуть не ареста». Поэтому страсть к писательству пришлось придержать.
В 1823 году родители Белкина умерли, Иван Петрович оставил службу и, дослужив до офицера с выигрышем в 245 рублей, вернулся в родное Горюхино.
Белкин с нетерпением ждал встречи с отчим домом. В имении его встретили тепло: обнимали, затопили баню, приготовили ужин, кормилица плакала.
В течение трех недель Иван Петрович оформлял наследство у разных чиновников. Родители не подготовили его к управлению имением, поэтому Белкин испытывал трудности. Он применил некоторые изменения в ведении хозяйством: кормилица стала ключницей и управительницей, была отменена барщина и введен оброк.
Решив все хозяйские дела, Иван Петрович взялся за сочинительство, мечтая попасть в писатели. Он сшил толстую тетрадь и занялся писательской деятельностью. К раннему творчеству Ивана Петровича относится незаконченная эпическая поэма про Рюрика.
Затем, подробно изучив 54 старинных календаря, летопись горюхинского дьячка, устные предания местных жителей и ревижские сказки о нравственности и состоянии крестьян, Белкин написал «Историю села Горюхина», в которой осветил нравы и обычаи его обитателей.
Виньетка (птица) Пушкина к «Истории села Горюхина»
Повести «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик» Иван Петрович писал со слов особ разных сословий. От недостатка образования и фантазии в описании событий и местности применял названия близлежащих сел и деревень, имена своим героям давал вымышленные.
По жизни Иван Петрович был человеком честным, открытым, общительным, вел умеренную жизнь, избегал излишества, поэтому был худощав, не имел привычку выпивать. У него был средний рост, серые глаза, русые волосы, прямой нос и белое лицо.
Умер Иван Петрович Белкин осенью 1828 года от осложнения простуды.
Похоронен в церкви села Горюхино рядом с могилами родителей.
При жизни творчество Белкина не было опубликовано. Часть рукописей утеряна, часть сохранилась у соседа, который передал ее издателю.
И только благодаря издателю, Александру Сергеевичу Пушкину, свет увидел произведения сочинителя Ивана Петровича Белкина.
А.С.Пушкин. Повести Белкина. Илл. А.Смирнов
И.П.Белкин. Илл. И.Иванюк
А.С.Пушкин. Илл. И.Иванюк
Сведения о жизни и творчестве И. П. Белкина взяты из автобиографии «История села Горюхина» и из главы «От издателя» «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.
Его именем названа улица в Туле. Он полный тёзка Пушкинского героя, он был знаком с внуком Пушкина, он строил первый в России земский санаторий, он революционер, художник, полиглот, медик, он спас целый дворец.
Кто же это? Знакомитесь – Иван Петрович Белкин.
В старинном живописном парке дворцового ансамбля Богородицка рядом с Казанской церковью есть скромная могила. На темном граните высечены слова: Белкин Иван Петрович (1874–1934 гг. ), организатор санатория «Красный шахтер».
Врач из села Троицкое
Иван Петрович Белкин родился в 1874 году в городе Елисаветграде Херсонской губернии. Окончил курс медицинских наук в Киевском Императорском университете св. Владимира, получил специальность лекаря — и оставался им всю свою жизнь, куда бы ни бросала его судьба.
С августа 1901 года Иван Петрович состоит на службе запасного врача в Одесском уездном земстве. С 1902 года возглавляет Троицкий медицинский участок и переселяется в с. Троицкое, где занимается строительством здания больницы и лечением жителей приднестровских сел. Здесь, в Новороссийском крае, знакомится со своей будущей супругой, русской поэтессой, писательницей, прозаиком Любовью Михайловной (урожд. Родионовой, в первом браке Клячко). Всю жизнь пройдут они рука об руку, вырастят двоих сыновей, и уже после смерти мужа в холодной послевоенной Москве Любовь Михайловна будет вспоминать весенние сады Троицкого и счастливые дни, проведенные на этой земле.
Однако пребывание Ивана Белкина на юге России длилось недолго. Еще будучи студентом, И. П. Белкин принимал участие в студенческих выступлениях против самодержавия. Незадолго до восстания на броненосце «Потемкин», 12 июня земский врач Иван Белкин с женой составили прошение о прекращении войны, установлении демократических свобод и разделе помещичьей земли от имени крестьян Троицкого — оно было прочитано на сельском сходе…
В 1905 году И. П. Белкин был административно выслан на время военного положения в Самарскую губернию.
Как строить санатории
Декабрьское вооруженное восстание Иван Петрович встречает в Москве. На баррикадах Красной Пресни руководит врачебными пунктами и санитарным отрядом. После подавления революции 1905 года работает врачом Речицкой земской больницы Бронницкого уезда Московской губернии. Параллельно совершенствует свои языковые навыки. Занимается живописью. На XXVII периодической выставке Московского общества любителей художеств было представлено10 картин, написанных И. П. Белкиным.
В 1909 году Иван Петрович был приглашен на должность врача первого в России земского санатория легочных больных имени Г. А. Маркова, расположенного в сосновом лесу вблизи д. Коняшино. Председатель Бронницкой земской управы А. А. Пушкин, внук знаменитого русского поэта А. С. Пушкина, посылал даже доктора Белкина за границу — в Швейцарию, Италию, Францию — с тем, чтобы узнать, как такие санатории строить.
В дальнейшем судьба связывает доктора с Полтавской губернией. Иван Петрович участвует в организации санатория для учителей земских школ в Алупке, на базе дачи общественного деятеля, депутата I Государственной Думы Российской империи И. Н. Присецкого, по его смерти переданной Полтавскому обществу борьбы с туберкулезом. А также — в создании домов отдыха в городе Гадяче.
В годы 1-й мировой войны в санитарном полевом поезде № 132 Белкин оказывает помощь больным и раненным в ходе боевых действий воинам.
После революции 1917 года Иван Петрович прибивает в Тулу, где последовательно избирается в ряды различных руководящих органов — заместителем госпродуправы, членом губкома, заместителем председателя губернского исполнительного комитета.
В ноябре 1918-го во время 108-го заседания Тульского губисполкома, на котором депутаты обсуждали доклад врача Лысаковского о развившейся эпидемии сыпного тифа, Белкин предлагает открыть в Туле общественные бесплатные прачечные, требует от ответственных лиц и учреждений увеличить количество мест раздачи продуктов и скорейшей доставки дров в город.
Помимо того, Иван Петрович — комиссар всех военно-лечебных заведений Тулы и губернии, член коллегии Губздравотдела, а также врач Губкома, Тулгубчека, председатель различных медицинских комиссий, врач рабфака и губсовпартшколы, лектор по вопросам здравоохранения, в должности врача Губполитотдела г. Тулы, специализирующегося на туберкулезных болезнях.
В январе 1921 года в Туле по инициативе Белкина, а также художников Покаржевского и Шегаля были созданы Государственные свободные художественные мастерские.
Дворцовая история
С 1925 года Иван Петрович последовательно возглавляет и развивает ряд крупных санаториев — туберкулезный санаторий «Ильичево», расположенный в усадьбе Ильинское, некогда великокняжеском поместье владений царской семьи Романовых; группу дач с лечебно-профилактическими учреждениями поселка Мисхор (Крым), один из корпусов которой размещался в имении князей Долгоруких; санаторий «Узкое», устроенный в подмосковной вотчине князя Трубецкого.
Летом 1934 года И. П. Белкина назначают директором санатория «Красный шахтер» в городе Богородицке, расположенного во дворце бывшей усадьбы графов Бобринских. Иван Петрович стремился создать из этого разрушенного и запущенного санатория образцовую здравницу. Тем самым он фактически спас от окончательного уничтожения Богородицкий дворец.
Напряженная работа подорвала здоровье И. П. Белкина. 4 октября 1934 года Наркомздрав РСФСР с прискорбием извещал о смерти врача. В память о нем в его квартире был организован красный уголок, открыта библиотека. Вскоре было принято решение о присвоении санаторию «Красный шахтер» имени Белкина.
В 1967-м Песочная улица Тулы была переименована и также названа именем И. П. Белкина. Несмотря на то, что очень многое было утрачено и, несомненно, забыто, скромная могила врача И. П. Белкина в Богородицком дворцово-парковом ансамбле бережно хранит память о судьбе этого человека.
Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского
Псевдонимы:
26 мая (6 июня) 1799 ( 17990606 )
поэт, прозаик, драматург
Стихотворения, повести, драмы.
К другу стихотворцу (1814)
Содержание
Биография
Происхождение
Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала; отец — Сергей Львович (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель, дядя по отцу, Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797—1868) и сын Лев (1805—1852).
Детство
Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове (сейчас на её месте находится Богоявленский собор в Елохове) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись:
Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Олга Васильевна Пушкина [10]
Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины [12]
Юность
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
В начале 1815 года Пушкин читает в присутствии Гавриила Державина своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (напечатано в журнале «Российский музеум» в том же году за полной подписью автора).
Ещё на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле.
Ранняя поэзия поэта передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром.
Молодость
Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (см.Декабристы). Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона.
На юге (1820—1824)
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Пушкина перевели из столицы на юг в кишиневскую канцелярию И. Н. Инзова.
По пути к новому месту службы Пушкин заболевает воспалением легких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного Пушкина с собой на Кавказ и в Крым. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821).
Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом его школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую вплоть до конца 1820-х гг. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан».
Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время Пушкин сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года Пушкин был отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.
Михайловское
Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 г. он возобновляет работу над автобиографическими записками, брошенную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» (окончена 7 ноября 1825 (отдельное издание в 1831)), пишет шуточную поэму «Граф Нулин».
В 1825 году встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В конце 1825 — начале 1826 года Пушкин завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».
После ссылки
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I.
8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к царю для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.
Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава».
Не заводя собственного дома, Пушкин останавливается в Москве и Петербурге ненадолго, мечется между ними, иногда заезжая в Михайловское, рвётся то на театр военных действий с началом турецкой кампании 1828, то в китайское посольство; самовольно уезжает на Кавказ в 1829 году.
К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти.
В 1827 началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825 г.), в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825, а в 1828 правительству стала известна кишинёвская поэма «Гавриилиада». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор.
Болдино
Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 повторное его сватание к Наталье Николаевне Гончаровой, 18-летней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина», «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830.
«Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершённым прозаическим произведением пушкинской прозы, опыты которой предпринимались им неоднократно. Уже в 1821 он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью.
18 февраля (2 марта) 1831 Пушкин венчается в Москве с Н. Н. Гончаровой.
Весной того же года Пушкин переселяется с женой в Петербург, сняв на лето дачу в Царском Селе. Здесь Пушкин пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который стал его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.
Новое восприятие действительности, наметившееся в творчестве Пушкина в конце 20-х годов, требовало углублённых занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 он получает разрешение работать в архивах и зачисляется вновь на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события, поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»: последние два вместе со стихотворением В. А. Жуковского были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали обвинение в политическом ренегатстве, обусловили падение популярности Пушкина на Западе и в какой-то мере — в России. Вместе с тем Ф. В. Булгарин, связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям.
С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831) успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставляет работу над ним, хотя роман был и близок к концу. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным), а в 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик, переименованной после крестьянского восстания в Урал.
Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
Петербург
В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.
Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».
Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».
В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. В благодарность за послушание ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — нач. 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила о измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были неплодотворны.
Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения были не пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.
«Современник»
В этих условиях он находит выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского.
Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными.
В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка».
Тем же устремлением к будущим поколениям вдохновлено и итоговое стихотворение Пушкина, восходящее к Горацию, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (август 1836).
Гибель
Зимой 1837 возник конфликт поэта с Жоржем Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли.
27 января поэт был смертельно ранен в бедро. Пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Он знал о приближающемся конце и стойко переносил страдания.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два выдающихся человека:
— Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:
Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.
— Считается, что эту записку передал Жуковский
Николай видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев» (в этой связи были ограничены народные выступления в его память) и впоследствии уверял, что он «насилу довёл Пушкина до кончины христианской», что не соответствовало действительности: ещё до получения царской записки поэт, узнав от врачей, что его рана смертельна, послал за священником, чтобы причаститься. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.
Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.
Адреса
В Санкт-Петербурге
В Одессе
В Москве
В Московской области
В Нижегородской области
В Псковской области
Память о Пушкине
Имя Пушкина носят общественные и культурные организации:
Потомки Пушкина
Из детей Пушкина только двое оставили потомство — Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину. [18]
Изучение Пушкина
Осмысление Пушкина в русской культуре делится на два направления — художественно-философское, эссеистическое, основателями которого были Николай Гоголь и Аполлон Григорьев (в этом ряду — многие русские писатели, включая Фёдора Достоевского, Марину Цветаеву и Андрея Синявского, и философы), и научное историко-биографическое, заложенное Павлом Анненковым и Петром Бартеневым. Расцвет научной пушкинистики в России начала XX в. связан с созданием Пушкинского дома в 1905, Пушкинского семинария в 1908 г., появлением серийных публикаций о Пушкине. В советское время, в условиях ограничений изучения идеологии Пушкина, большое развитие получила пушкинская текстология и исследования его стиля. Ряд важных достижений связан с пушкинистикой за рубежом (Польша, Франция, США и др.), в том числе в русской эмиграции.