биография блока интересные факты
Биография блока интересные факты
1.Александр Блок — признанный поэт Серебряного века.
2.Своё первое стихотворение Блок написал в 5 лет.
3.В 9 лет будущий поэт поступил в Веденскую гимназию.
4.В 11 лет Блок посвящал цикл своих стихотворений маме.
5.В 16 лет Александру Блоку пришлось заняться актерским искусством, потому что он хотел покорять зрителей.
6.В 17 лет молодой Блок заболел романтизмом и влюбился.
7.Впервые Александр Блок влюбился во время путешествия с мамой по Германии.
8.Александр Блок также получил образование в Петербургском университете.
9.Сначала Блок учился на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете.
10.Детские годы поэта проходили в Гренадских казармах, что расположены поблизости с Санкт-Петербургом.
11.Побывав в 1909 году в Италии, Александр написал уникальные стихи, что стали пропуском в общество литераторов «Академия».
12.Зимой 1919 года Блок был арестован на 1,5 суток.
13.Александр Блок очень любил мороженое и пиво.
14.В начале 20-ых годов Александр Блок страдал от недостаточности денежных средств и голода.
15.По весне 1912 году Александр Блок был приглашен на рыбалку, но он туда не поехал, чем спас собственную жизнь. Товарищи Блока, которые были тогда на рыбалке, погибли, у них лодка перевернулась.
16.Перва книга Александра Блока – «Стихи о прекрасной даме».
17.Мать Блока — Александра Андреевна была дочерью ректора университета.
18.В 1916 году поэт был призван служить Родине.
19.В 9 лет Александр Блок выпускал журнал с названием «Корабль».
20.Ректором университета, в котором проходил учение Блок, был его дед, которого звали А.Н.Бекетов.
21.Александр Блок интересовался детской литературой, а поэтому он писал много стихов именно для детей.
22.Женой Александра Блока была дочка химика Менделеева.
23.Александр Блок с ранних лет увлекся театром.
24.Детей у Блока его и супруги не было.
25.Александр Блок служил в инженерно-строительных войсках.
26.В 1909 году Александр Блок с супругой отдыхали в Италии и Германии.
27.Александру Блоку приписывался любовный роман с писательницей Анной Ахматовой.
28.В 1918 году у Блока появилось достаточно загадочное произведение «Двенадцать».
29.Александр Блок выше всех ценил Жуковского, Полонского и Пушкина.
30.Супруга Блока родила ребенка от другого мужчины, который вскоре после рождения умер.
31.В 1912 году Блоком была написана драма с названием «Роза и крест».
32.Кроме его супруги Александр Блок был связан еще с 2-мя женщинами: оперной певицей Андреевой-Дельмас и актрисой Натальей Волоховой.
33.Несмотря на то, что родители Блока были разведены, он носил отцовскую фамилию.
34.Блок служил в Белоруссии во время 1-ой Мировой войны.
35.Первой женщиной Блока была Ксения Михайловна Садовская.
36.В доме Бекетовых, где проходили детские годы Блока, любили стихи.
37.Со своей будущей супругой Любой Менделеевой Блок познакомился в университетские годы.
38.Поэтическим творениям Блока присуща мистика.
39.Ксения Садовская, бывшая женщиной Блока, была старше его в два раза.
40.Поэт перед смертью сознательно отказывался от питья и еды.
41.Астероид, найденный в 1971 году, был назван в честь Блока.
42.Последним штрихом творчества Александра Блока был цикл стихотворений «Скифы».
43.Поэт умер в 41 год от воспаления сердечного клапана.
44.Александр Блок пытался вызвать на дуэль любовника супруги.
45.У Блока длился роман с Ксенией Садовской на протяжении 4 лет.
46.Последняя книга, которая издавалась Блоком, была «Рамзес».
47.У Александра Блока незадолго до его смерти развивалась астма и психические заболевания.
48.Служба Блока в армии подтолкнула его на написание книги с названием «Последние дни императорской власти».
49.Перед тем, как умереть, Блок находился в бреду.
50.Перед смертью Блок попытался уничтожить собственные рукописи.
Блок: биография, интересные факты
«Ночь, улица, фонарь, аптека», «Вхожу я в темные храмы», «Скифы», «Двенадцать»… Эти произведения известны каждому школьнику, изучающему Серебряный век русской поэзии. Автор приведенных текстов — душа и голос этого периода — Александр Блок. Биография поэта — отображение взлетов и духовных падений эпохи начала ХХ века.
Блок: биография и творчество
Спросите у старшеклассника, кто такой Блок, и получите ответ — лирик, воспевший Прекрасную Даму, поэт, поклоняющийся Любви.
Начало ХХ века в русской культуре — это период активных творческих поисков, рождение новых литературных течений, творческих групп и кружков. Разнообразие художественных направлений этого периода объединено единым понятием — «модернизм».
Символизм — самое популярное и масштабное течение в русской литературе. Блок, стихи которого вобрали эстетические принципы символизма, стал духовным лидером этого направления, вдохновителем многих поэтов-символистов. Откуда же возник этот талант? Кто был его наставником и учителем? Об этом подробнее.
Источник фото: syg.ma
Александр Блок — голос трагической эпохи. Одаренность и талант передались ему по крови. Отец — блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать — одаренная личность — блестящая переводчица и писательница. Ко всему прочему Александра Андреевна — дитя эпохи эмансипации. Поэтому ее брак с отцом Александра Блока был недолгим: после рождения сына в 1880 году она оставила Александра Львовича и вернулась в Северную Пальмиру.
По тем временам это была скандальная выходка молодой особы. Вскоре Бекетова добилась, чтобы высший церковный орган официально расторг их брак. Во второй раз она выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять.
Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения.
Источник фото: culture.ru
Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил в Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца — поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории.
Поступление в университет и обучение совпадают с его увлечением дочерью известного химика Дмитрия Менделеева — Любовью. Это было не первое и не последнее любовное увлечение русского поэта, но именно то, которое нашло свое отображение в поэзии.
В 23 года он сочетался браком с Менделеевой. К супружеским отношениям оба относились легко, даже легкомысленно, однако это не помешало Блоку воспеть возлюбленную в стихах. Молодая женщина стала прообразом Прекрасной Дамы:
Цикл, воспевающий божественную женственность («Стихи о Прекрасной Даме»), был опубликован в 1902 году стараниями Андрея Белого — соперника и друга Блока. Появилась подборка на страницах альманаха «Северные цветы».
Основу миросозерцания Александра Блока составило мистическое учение Владимира Соловьева о Софии — воплощении женского начала бытия, всеединства человека и Бога. Для поэта женщина — источник чистоты и света, дарящий любовь, уводящий мужчину от обыденности и серости.
Источник фото: svoboda.org
Стихи Блока 1906 года пронизаны этой религиозной идеей, мистическими видениями, в которых воспевается светлый лик Софии. Однако появляются размышления поэта о божественном и демоническом, высоком и примитивном в человеке, особенно это касается женщины. Намечается перелом в мироощущении Блока.
В стихотворении «Незнакомка» мастер открывает сущность природы Дамы. Городская суета срывает с женщины покров тайны, лишает ее очарования, превращает в распущенную кокотку. Тоска по идеалу — мистической, таинственной Даме — лейтмотив этого произведения.
Источник фото: poembook.ru
В «Снежной Маске» эти переживания углубляются. Вскоре поэт в буффонадной форме комедии «Балаганчик» разрушает иллюзию и мистику женственности.
Блок проходит сложным путем переосмысления жизни. Ему открываются социальные стороны бытия, сложность человеческой натуры, ее примитивность и низменность. Рождается образ ужасного мира («Страшный мир», 1908–1916).
Эти переживания навеяны поэту событиями первой русской революции и начавшейся в 1914 году мировой войной. Блок выражает трагедию мира и современного человека в ряде поэтических циклов: «Возмездие», «Ямбы», «Родина».
В этот период Блок постепенно отходит от символизма. Если раньше его стихи были наполнены музыкальной гармонией, которая символизировала красоту мира, то после 1909 года в его лирике власть переходит к какофонии социальной жизни, прорываются берущие за душу мотивы цыганских напевов.
Такой душевный и творческий перелом у Александра Блока был обусловлен несколькими причинами — смертью отца и новорожденного сына Любови Менделеевой.
Состояние, которое оставил отец Блоку, было весьма внушительным. Поэт упрочил финансовое положение и даже уехал за границу. Путешествуя по Италии, кумир русских символистов приходит к выводу, что символизм исчерпал себя (цикл «Итальянские цветы»). Он практически отходит от лирического творчества и переключается на драматургию (пишет пьесу «Роза и Крест») и публицистику.
Источник фото: 24smi.org
Произошедшая в России в 1917 году революция не вызвала у Блока негативной реакции, как у большинства представителей петербургской творческой интеллигенции. Он не только остался в России, но и даже в свойственной ему лирической манере пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы», где появился образ воинствующего поколения азиатов с «раскосыми и жадными глазами», и поэма «Двенадцать».
Из-за этой поэмы с Блоком порвали отношения многие писатели. Они не могли принять воспевание тонким лириком жестокой большевистской власти, которая окунула Россию в кровавую пучину ненависти и разрушения. Как гротеск восприняли его коллеги по перу образ Христа в «белом венчике из роз», возглавляющем отряд из двенадцати красноармейцев.
Сам Блок в этот период переживал не лучшие времена, несмотря на то что получил поддержку новой власти. Он жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, принимал активное участие в митингах и демонстрациях.
Исторические и социальные потрясения, бытовая неустроенность, возрастающие объемы работы подорвали его здоровье. Блок тяжело заболел: сначала началась астма, к ней подключилась цинга. Знаменитый поэт страдает тяжелыми психическими расстройствами.
Несмотря на увещевания врачей и друзей, он отказался от медикаментозного лечения, даже объявил голодовку. Умер Блок в 41 год (в 1921-м). Случилось это 7 августа.
Блок: интересные факты из жизни
Биография Александра Блока полна загадок и домыслов. Все от того, что сам поэт был весьма неординарной личностью со своеобразным отношением к жизни. Он с удовольствием мистифицировал своих поклонников и задал немало труда современным блоковедам.
Кроме того, эпоха, в которую жил и творил поэт, отличалась разрушением старых устоев, морали и нравов, историческими потрясениями, вносившими кардинальные изменения в жизнь творческой интеллигенции.
Источник фото: yaplakal.com
В контексте этого предлагаем узнать о самых интересных фактах из жизни кумира русских символистов Александра Блока:
Франц Кублицкий-Пиоттух — так звали второго мужа Александры Андреевны — матери поэта. Она вторично сочеталась узами брака в 1889 году, но решила не менять ни свою фамилию, ни фамилию сына. Таким образом, Александр остался Блоком.
Родственники и близкие друзья поэта называли его Сашурой. Под этим именем он фигурирует в воспоминаниях К. Суворовой.
В десятилетнем возрасте Александр Блок вместе с двоюродными братьями делал рукописные журналы. Самостоятельно он создал два номера журнала «Вестник», где попробовал свои силы в разных жанрах: фельетоне, путевых заметках, лирической поэзии и прозе.
Впервые стрела Амура пронзила сердце Александра Блока, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Дамой его сердца стала 37-летняя Ксения Садовская — красивая и грациозная украинка с огромными синими глазами и мелодичным голосом. Мог ли не влюбиться в нее трепетный Блок, тонко чувствовавший красоту? В его тетрадях появляются стихи с криптонимом «К.М.С.», посвященные пленительной Наяде, повстречавшейся ему на немецком курорте Наумгейте.
Это мимолетное увлечение показало, насколько страстным может быть Блок. Его лирическая душа жаждала бурных чувств, острых любовных переживаний. Чувства к Ксении не угасали еще некоторое время, хотя колебались от искреннего восхищения к острой ревности и ненависти. Это нашло отображение в поэзии, где автор обращается к возлюбленной то на Вы, то на Ты.
Источник фото: rg.ru
Настоящую страсть и возвышенные переживания у молодого Блока вызвала Любовь Менделеева — умная и интеллигентная барышня — выпускница знаменитых Бестужевских курсов. К тому же восемнадцатилетняя девушка была дочерью близкого друга Андрея Николаевича Бекетова — деда Блока по материнской линии. Александр очень часто бывал в поместье деда Шахматово, что в нескольких километрах от поместья Менделеевых.
Осмысленное знакомство с Любой у Блока состоялось в 1895 году. Они на пару играли в домашней постановке «Гамлета». Он был главным героем, она играла Офелию. Увлечение Ксенией Садовской не мешало ему восхищаться Любой. Поэтому любовные поэзии этого периода он посвящал как одной, так и другой.
После годичного разрыва отношений с Менделеевой (1900–1901) Блок начал снова ухаживать за девушкой. Через два года сделал ей предложение.
В период ухаживаний за Любовью Дмитриевной Блок посчитал недостаточным тот эмоциональный накал, который сопровождал их отношения, и решил привнести немного драматизма.
Источник фото: liveinternet.ru
Даже после женитьбы Александр Блок не скрывал своей увлеченности женщинами. С завидной периодичностью он завязывал романы: его избранницами становились Наталья Волохова — актриса театра, в котором играла Комиссаржевская, а также Любовь Дельмас — оперная певица. Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой, но от этой связи жена Николая Гумилева открестилась. Не гнушался Блок и любовью куртизанок и падших женщин.
Любовь Дмитриевна отвечала мужу «взаимностью». Устав от бурных романов супруга, она решила утешиться в объятьях своего второго поклонника — Андрея Белого. Блок воспринял эту связь как расплату, однако жену не осуждал. Этот любовный треугольник писатель воссоздал в пьесе «Балаганчик».
Несмотря на то что с Любовью Менделеевой Блок прожил восемнадцать лет, совместных детей у них не было. Поэт длительное время не воспринимал жену как объект вожделения. Она оставалась Девой Радужных Врат.
В первый год после свадьбы их связывали исключительно платонические отношения. Любовь оставалась девственницей при том, что Блок уже имел достаточный сексуальный опыт. После их любовные утехи не приносили радости — муж исполнял обязанности, а не горел страстью.
Александр Блок обожал сладости. Особенно он любил мороженое, мог есть его в неограниченном количестве. Любимый напиток утонченного Блока — пиво.
Источник фото: ruvera.ru
Поэма «Двенадцать» Блока вызывала бурю осуждений и возмущений у коллег по перу. Зинаида Гиппиус обвинила поэта в предательстве гуманистических идеалов. Остракизм и травля со стороны бывших друзей привели Блока к душевному расстройству. Владимир Маяковский утверждал, что так поэту мстила поэма. В приступе помешательства Блок пытался ее уничтожить, но ему это не удалось.
Долгое время причиной смерти Блока называли душевную болезнь. На самом деле умер он из-за воспаления сердечной мышцы.
Трагический голос эпохи — так называют Александра Блока. Он был своеобразным камертоном мятежного человеческого духа, который искал утешения то в красоте, то в разрушении. Таковым было начало ХХ века, которое нашло отображение в преисполненной музыкальности символической поэзии Блока.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Фактчек: 14 самых популярных легенд о Блоке
Ровно 100 лет назад, в августе 1921 года, умер Александр Блок. В новом выпуске рубрики «Фактчек» собрали мифы об одном из главных русских поэтов
Если сравнивать с другими поэтами Серебряного века, кажется, что творчество и биография Блока исследованы наиболее полно. Но это только на первый взгляд. Даже спустя 100 лет после смерти поэта его записные книжки и дневники не опубликованы полностью, и многое еще предстоит узнать. Фигура Блока противоречива: тонкий лирик и певец революции, рыцарь Прекрасной Дамы и посетитель публичных домов. Все это порождало различные слухи и легенды. Блок был не просто поэтом, но поэтом-символистом и, как все символисты, стремился к жизнетворчеству, то есть хотел воплощать в жизнь то, о чем писал, достраивая действительность и делая ее продолжением литературного текста. Жена поэта Любовь Дмитриевна Блок (урожденная Менделеева) назвала свои воспоминания «И были, и небылицы о Блоке и о себе» — это довольно метко описывает жизнь ее мужа. Разбираемся, как отличить одно от другого и где правда, а где вымысел.
Легенда 1. Блок считал свою жену Прекрасной Дамой, поэтому с ней не спал, а ходил в бордели
Вердикт: это правда.

«Стихи о Прекрасной Даме» — название первой книги стихов Блока, изданной в 1905 году. Прототипом Прекрасной Дамы действительно была будущая жена поэта и дочь известного химика Дмитрия Менделеева. Блок находился под влиянием идей русского философа Владимира Соловьева: согласно его учению, так называемой софиологии, гармонию в мир должна принести, воплотившись в человека, София, душа мира, или вечная женственность. Именно таким земным воплощением Софии Блок считал Любовь Дмитриевну, жившую в соседнем поместье Боблово под Москвой. Они познакомились, когда ей было 16, поженились в ее почти 22 года. Через несколько лет после знакомства Блок решил, что именно она и есть воплощение Софии. Менделееву это крайне смущало:
«Мне вдруг совершенно неожиданно и безо всякого повода ни с Вашей, ни с моей стороны стало ново — до чего мы чужды друг другу, до чего Вы меня не понимаете. Ведь Вы смотрите на меня как на отвлеченную идею; Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели…
Вы, кажется, даже любили — свою фантазию, свой философский идеал, а я все ждала, когда же Вы увидите меня, когда поймете, что мне нужно, чем я готова отвечать от всей души… Но Вы продолжали фантазировать и философствовать…» Текст этого письма, правда так и не попавшего в руки адресата, Любовь Дмитриевна Блок приводит в своих мемуарах.
Л. Д. Блок. И были, и небылицы о Блоке и о себе. Бремен, 1979.
После свадьбы, следуя своим жизнетворческим установкам, Блок считал невозможным осквернять похотью душу мира и удовлетворял свои сексуальные потребности в публичных домах или с любовницами. Брак не был счастливым, поскольку очень скоро Блок убедился, что идеи Соловьева не смогли воплотиться. Тем не менее Блоки прожили вместе вплоть до смерти Александра Александровича.
Легенда 2. Поэтому у жены Блока был любовник — Андрей Белый. И жили они втроем
Вердикт: первое — правда, второе — нет.

Андрей Белый, поэт-символист, друг и единомышленник, был влюблен в Менделееву. Спустя почти три года после свадьбы, измученная странными отношениями с мужем, она приняла эти ухаживания и ушла к Андрею Белому, но очень быстро вернулась к Блоку:
Что касается второй части легенды, то втроем они никогда не жили. Все участники этой истории переживали ее тяжело. Подавленный уходом Менделеевой, Андрей Белый писал десятки писем ей и Блоку, умоляя Любовь Дмитриевну вернуться:
К августу 1906 года напряженность в отношениях достигла пика: Белый собирался вызвать соперника на дуэль, и Блокам пришлось ехать в Москву, чтобы объясниться. Тетя Блока, Мария Бекетова, писала у себя в дневнике 7 августа 1906 года:
«Завтра Сашура едет с Любой в Москву по делам своей книги, но, главное, объясняться с Борей. Дела дошли до того, что этот несчастный, потеряв всякую меру и смысл, пишет Любе вороха писем и грозит мщением, если она не позволит ему жить в Петербурге и видеться. С каждой почтой получается десяток страниц его чепухи, которую Люба принимала всерьез; сегодня же пришли обрывки бумаги в отдельных конвертах с угрозами. Решили ехать для решительного объяснения. Они оба уверяют, что все кончится вздором, смеются и шутят. Люба в восторге от интересного приключения, ни малейшей жалости к Боре нет. Интересно то, что Сашура относится к нему с презрением, Аля Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух, урожденная Бекетова, мать Блока. с антипатией, Люба с насмешкой и ни у кого не осталось прежнего. Все не верят в его великую силу».
8 августа Бекетова зафиксировала результаты встречи:
Уже 9 августа Белый прислал Блоку покаянное письмо:
«Саша, милый.
Я готов на позор и унижение: я смирился духом: бичуйте меня, гоните меня, бейте меня, бегите от меня, а я буду везде и всегда с Вами и буду все, все, все переносить. Планы один ужасней другого прошли передо мной, и я увидел сегодня, что не могу рассудком, холодно преступить: я всех Вас люблю. Мне остается позор: унижение мое безгранично, терпение мое не имеет пределов. Я все вынесу: я буду только с вами, с вами. Я орудие ваших пыток: пытайте, и не бойтесь меня: я — собака Ваша всегда, всю жизнь.
До в Дедове. Потом в Москве, с сентября там, где вы, и на все унижения готовый. Отказываюсь от всех взглядов, мыслей, чувств, кроме одного: беспредельной любви к Любе.
Твой несчастный и любящий Тебя
Боря.
P. S. Скажи Любе, что мы можем, можем, можем быть сестрой и братом».
Судя по свидетельствам современников, историю своих отношений с Блоками Белый даже спустя десятилетия не раз рассказывал многочисленным конфидентам. Нина Берберова, литератор и жена Владислава Ходасевича, вспоминала через полвека:
Легенда 3. А у самого Блока был роман с Ахматовой
Вердикт: это неправда.

Слухи о том, что у Блока и Ахматовой был роман, возникли после того, как в первом номере журнала «Любовь к трем апельсинам» за 1914 год была опубликована их поэтическая переписка. В декабре 1913 года Блок написал свое «Анне Ахматовой» («„Красота страшна“, — Вам скажут…»), а в начале 1914 года та ответила ему стихами «Я пришла к поэту в гости…». У обоих стихотворений довольно интимный лирический тон, и читатели журнала заподозрили, что авторов связывают романтические отношения:
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
На протяжении десятилетий эти слухи росли. Даже в Ахматова сетовала на то, что ей приходится опровергать миф об этом романе. Анатолий Найман вспоминал:
«Она сказала, что Блок, который при случае хвалил ее стихи, никогда не любил ее, но что любая школьная учительница в России верит и будет продолжать верить, что у них был роман, — „и историки литературы тоже поверят, а основано все это, вероятно, на моем стихотворении ‚Я пришла к поэту в гости‘, которое я посвятила ему в 1914 году; и, возможно, на стихотворении о смерти ‚Сероглазого короля‘, хотя оно было написано больше чем за десять лет до смерти Блока…“» А. Г. Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989.
Найман так описывает разговор после передачи:
«Когда очередь дошла до ее выступления, ведущий объявил, что, благоговея перед именем, не может объявить его сидя, и встал. Оператор был к этому не готов и довольно долго показывал его живот. Зазвучал голос Ахматовой, и только тут камера стала медленно подниматься к лицу стоявшего. Он же тем временем начал неуверенно садиться и исчез из кадра: некоторое время ахматовские фразы раздавались на фоне пустой стены. Однако окончательное впечатление от всего вместе было торжественное, таинственное и пронзительное.
„И все равно никто не поверил, что у вас не было с ним романа“, — сказал я. Она поддержала разговор: „Тем более что его мать, как известно, даже рекомендовала ему этот роман“. — „Нет, нехорошо, вы обманули ожидания миллионов телезрителей…“ — „Теперь уже поздно исправлять — передача прошла“. И еще несколько фраз в том же тоне, пока я не сказал: „А что вам стоило сделать людям приятное и согласиться на роман!“ Она ответила очень серьезно: „Я прожила мою, единственную жизнь, и этой жизни нечего занимать у других“. И еще через некоторое время: „Зачем мне выдумывать себе чужую жизнь?“» А. Г. Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989.
Легенда 4. А мужа Ахматовой Николая Гумилева он терпеть не мог
Вердикт: это неправда.

Расхожее мнение о взаимной неприязни Блока и Гумилева возникло противостояния, сложившегося в последние годы жизни поэтов (в начале оба выдвигались на должность председателя Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов Союз поэтов — литературное объединение советских поэтов разных направлений. Существовало с 1918 по 1929 год, после вошло в состав Всероссийского союза писателей. ), а также из-за статьи Блока «„Без божества, без вдохновенья“ (Цех акмеистов)», написанной весной 1921 года. В ней Блок обвинял акмеистов в излишней рационализации творческого процесса:
На самом деле никакой вражды не было. В начале годов Блок симпатизировал молодому литературному объединению «Цех поэтов», возглавляемому Гумилевым. 20 октября 1911 года, посетив первое заседание «Цеха», он записал в дневнике:
Легенда 5. Блок был антисемитом
Вердикт: это отчасти правда.

По свидетельству писателя Аарона Штейнберга, Блок не раз отмечал в себе антисемитские чувства и размышлял об их природе:
С другой стороны, в 1911 году Блок подписал письмо «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», составленное Владимиром Короленко во время все того же дела Бейлиса, в котором разные писатели выступали в защиту евреев.
В конце XIX — начале XX века в России были распространены антисемитские настроения. В письмах и дневниках Блока нередко встречаются его высказывания о «жидах» и «евреях»: первыми он называет тех, кто ему неприятен, вторыми — тех, к кому он расположен:
Легенда 6. А еще он был алкоголиком
Вердикт: это отчасти правда.

Однако важно понимать, что «пьянство», как и все в жизни Блока, было частью его жизнетворческой концепции. Прочитав в 1906 году статью Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», очень важную для всех символистов, Блок замечает в записной книжке:
Юность Блока, когда были написаны «Стихи о Прекрасной Даме» и он был полон надежд на грядущее счастливое обновление мира, можно назвать «аполлоническим», гармоничным периодом. После свадьбы, когда преображения бытия не последовало и надежда сменилась глубоким разочарованием в жизни, на смену Аполлону пришел дионисийский хаос, что совпало с описанными выше семейными обстоятельствами. Пьянство при этом имело символистское значение: поэту надо было погрязнуть в разврате, чтобы потом снова переродиться.
Легенда 7. Блок болел сифилисом
Вердикт: возможно, это правда.

народного художника СССР Ильи Глазунова
В начале XX века сифилис был очень распространенной болезнью, и при определенном образе жизни заразиться им было довольно легко. В воспоминаниях Любовь Дмитриевна описывает следующий эпизод из своей досвадебной жизни:
Легенда 8. Блок поддерживал советскую власть и даже был не против, чтобы крестьяне разграбили его имение
Вердикт: это только отчасти правда.

Блок отнесся к революции как поэт-символист и считал, что крестьяне и пролетариат, чистые и первозданные, являются возмездием «страшному миру» Так называется один из самых известных циклов стихов Блока. дворянства и буржуазии, погрязшему в духовном разврате. В революции он слышал музыку — один из главных признаков гармонии. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок пытается оправдать ужасы революции и призывает современников «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» А. А. Блок. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7. М.; Л., 1963. услышать ее музыку. Это же оправдание встречается в дневниковых записях. 6 января 1919 года, узнав о грабежах в его усадьбе, он пытается убедить себя в справедливости такого поворота событий:
Легенда 9. Но когда он заболел, советские власти не разрешили ему уехать за границу
Вердикт: это отчасти правда.

Это свидетельство от 18 июня 1921 года было приложено к письму Любови Дмитриевны к Горькому: в нем она просила помочь им с Блоком получить разрешение на выезд в Финляндию для Блока:
1 августа Любовь Блок снова пишет Горькому:
Легенда 10. Перед смертью Блок сошел с ума
Вердикт: это только отчасти правда.

С одной стороны, Любовь Дмитриевну явно беспокоила наследственность мужа:
С другой — она подчеркивала, что Блок отличается от своих родственников.
Близкие друзья поэта, судя по сохранившимся источникам, так же нигде не упоминали о его «безумии». О «сумасшедших глазах» Блока писала в своих воспоминаниях Ахматова: «И снова я уже после революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами. » А. А. Ахматова. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М., 1990. — но это не более чем образ.
В последние годы, а особенно месяцы жизни неврастеническое состояние усилилось депрессией, вызванной фатальным несоответствием ожиданий от революции и действительности. Старый мир успешно разрушался, причем уничтожалось не только все несправедливое и пошлое, но и доброе, прекрасное. Любовь Дмитриевна вспоминала:
Легенда 11. Блок перестал писать стихи и собирался уничтожить поэму «Двенадцать»
Вердикт: это неправда.

«…Прежде чем показать, как он сам, умирая, относился к своей прекрасной и отвратительной поэме, я хочу попытаться объяснить, почему Блок не ответствен за создание „Двенадцати“, не запятнан, невинен.
Блок был уже без сознания. Он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры „Двенадцати“ уничтожены? Не остался ли хоть один? „Люба, хорошенько поищи и сожги, все сожги“. Любовь Дмитриевна, жена Блока, терпеливо повторяла, что все уничтожены, ни одного не осталось. Блок ненадолго успокаивался, потом опять начинал: заставлял жену клясться, что она его не обманывает…» Г. В. Иванов. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. М., 1994.
Разочаровавшись в революции, получив массу гневных откликов на поэму (известно, например, что Зинаида Гиппиус обещала публично больше не подавать Блоку руки), он тем не менее не отказался от нее. В дошедших до нас письмах и записных книжках поэта, а также в письмах и воспоминаниях его близких друзей и родственников нет ни слова о том, что он пожалел, что написал «Двенадцать», и хотел бы ее уничтожить.
Легенда 12. Он умер в нищете
Вердикт: это только отчасти правда.

Любовь Блок вспоминала в своих мемуарах:
Жизнь после революции была тяжелой, но все-таки утверждение о том, что Блок умер в нищете, — натяжка.
Легенда 13. Причем от нехватки воздуха
Вердикт: не в прямом смысле.

«В пушкинской своей речи, ровно за полгода до смерти, он говорил:
„Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармоний. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл“.
Вероятно, тот, кто первый сказал, что Блок задохнулся, взял это именно отсюда. И он был прав. Не странно ли: Блок умирал несколько месяцев на глазах у всех, его лечили врачи — и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все — таки умер? Неизвестно. Он умер „вообще“, оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти».
Легенда 14. Череп Блока похоронили отдельно от тела
Вердикт: это неправда.

Слух об отделении головы появился не после похорон поэта 9 августа 1921 года на Смоленском кладбище, а позже, при перезахоронении тела. В конце 1930-х годов Смоленское кладбище попало в список некрополей, подлежащих ликвидации, и останки Блока решили перезахоронить на Литераторских мостках Волковского кладбища, ленинградском некрополе-музее. Присутствовавший при этом исследователь творчества Блока Дмитрий Максимов вспоминал, как 26 сентября 1944 года останки Блока извлекли из могилы, а затем перенесли на Литераторские мостки, где повторно похоронили 28 сентября. Из этих воспоминаний следует, что перенесены были все имевшиеся останки поэта, а также его ближайших родственников:
Сюжет с отдельными похоронами головы (или других частей тела) имеет довольно устойчивую фольклорную основу, встречавшуюся еще в сказках, а затем перекочевавшую в городские легенды. Такие же слухи ходили о черепе Гоголя, будто бы исчезнувшем сразу после перезахоронения в 1931 году.



















