биография дельвига друга пушкина
Дельвиг Антон Антонович

Лицейские годы
В 1811 году Антон Дельвиг поступил в царскосельский лицей. Был способным, но очень ленивым ребенком, играм и шалостям предпочитал валяться на постели, бродить по царскосельскому парку или читать. Читал он много и порой бессистемно. Он обладал живым и ярким воображением, умел мастерски фантазировать. Его рассказы завораживали лицеистов. Его фантазиям верили даже преподаватели.
В 1814 году, в 16-летнем возрасте его стихи «На взятие Парижа» были напечатаны в «Вестнике Европы». К выпуску он написал стихотворение «Шесть лет», которое сокурсники-лицеисты приняли с восторгом. Стихотворение положили на музыку, лицеисты его разучили и пели. Пушкин высоко оценивал талант Дельвига. Он писал:
На государственной службе
По окончании лицея он определен на службу в департамент горных и соляных дел, а потом в министерстве финансов. Гуманитарий по природе, Дельвиг чувствовал себя в департаменте и в министерстве неуютно, не на своем месте, поэтому всеми силами добивался перевода. Он вел переписку с директором Императорской публичной библиотеки Олениным. И только в 1821 году стал в ней помощником библиотекаря. В тот период библиотекарем служил известный баснописец И. А. Крылов. За то, что Дельвиг посетил в Михайловском Пушкина, его под другим предлогом отстранили от службы в библиотеке. Не помогло даже заступничество влиятельных друзей.
Сердечное увлечение. Женитьба
30 октября 1825 года Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Сватовство Антона Антоновича было не безоблачным. Дело в том, что до Дельвига к Софье Салтыковой сватался Петр Каховский, но получил отказ отца девушки. Хотя сама Софья была увлечена молодым человеком. Это был тот самый, который впоследствии оказался в числе повешенных за активное участие в декабрьском восстании. С Дельвигом Софья Михайловна познакомилась в мае 1825 года. Сначала отец Софьи Михайловны дал согласие на брак, но потом неожиданно отказался от своего слова. Какова была в том причина, так и осталось неизвестным. Сама Софья Михайловна считала, что все дело в ипохондрии отца.
До сватовства к Софье Салтыковой у Антона Дельвига было еще одно сердечное увлечение. Ее звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где свои басни читал Крылов, а Гнедич знакомил поклонников своего творчества с переводами «Иллиады». Молодые литераторы преклонялись перед Пономаревой. Не обошла сия участь и Дельвига. Он признавался ей в своих чувствах, но был отвергнут. После неудачи в любви к Пономаревой, этот отказ Салтыкова-отца привел Дельвига в отчаяние. Он чувствовал, что с Софьей Михайловной они были близки духовно. Оба носили очки и оба увлекались литературой. Лето пролетело быстро, и отец, видимо, заметив, что Дельвиг не успел охладеть к его дочери, дал согласие на брак.
Литературная деятельность Дельвига
Дом Дельвигов стал известным в тот период литературным салоном, который посещали Пушкин, Баратынский, Языков, Жуковский, издатель Плетнев. В этот же период Дельвиг начал свою издательскую деятельность. За 5 последующих лет было выпущено семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник». В 1830 году он начал издавать «Литературную газету», которая продолжала издаваться и после его смерти.
Как у всякого талантливого человека, у Дельвига были почитатели, завистники и враги. Литературные враги не жалели яда, упрекая Дельвига в лени и в том, что он стоит в тени своих талантливых друзей – Баратынского и Пушкина. Его, Кюхельбекера и Баратынского упрекали в том, что они в стихах хвалят друг друга. Были и другие выпады в адрес «пушкинского круга». Рождение «Литературной газеты» стало своеобразным ответом на выпады недругов. В ее создании, кроме Дельвига, активное участие приняли Пушкин, Вяземский, Жуковский, Языков, Плетнев, Баратынский.
Некоторые считают, что имя Дельвига оказалось увековеченным благодаря его дружбе с Пушкиным, но это не так. Дельвиг сам по себе был незаурядной личностью и талантливым поэтом. Ведь не случайно директор лицея Энгельгардт поручил написать прощальный гимн не признанному гению Пушкину, не Кюхельбекеру, и не Илличевскому, который тоже писал стихи, а именно Дельвигу. Романс Дельвига «Соловей» на музыку Алябьева до сих пор исполняют лучшие голоса России.
Антон Дельвиг
Биография
Антон Дельвиг – поэт и лицейский друг Александра Пушкина. Его имя неоднократно встречается в стихотворениях самого знаменитого русского поэта. Дельвиг был организатором литературного салона в Петербурге, издавал альманах «Северные цветы» и основал «Литературную газету».
Детство и юность
Антон Антонович Дельвиг – представитель старинного, но разорившегося рода. Его предки были баронами, перебравшимися в Россию из Прибалтики. Антон родился в Москве 6 августа 1798 года. Кроме титула, его семья не располагала никакими богатствами. Отец служил в Астраханском полку и, выйдя в отставку в звании генерал-майора, стал комендантом Московского Кремля. Его жалованья с трудом хватало на самое необходимое. Мать Любовь Красильникова приходилась внучкой ученому-астроному Андрею Красильникову.

Родители отдали мальчика на обучение в частный пансион. В его образовании и дальнейшей биографии важную роль сыграл педагог Александр Дмитриевич Бородков. Именно он привил ребенку любовь к словесности и литературе, рекомендовал отцу отправить сына в недавно открывшийся Царскосельский лицей.
Антону было 13 лет. По счастливой случайности он попал в один класс с Иваном Пущиным, Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. Друзья-лицеисты были из небогатых семей, но отличались талантами и массой благородных качеств.
Полноватого и немного неуклюжего Дельвига быстро приняли в компанию. Как и его приятели, мальчик не питал склонности к точным наукам, поэтому учителя считали его лентяем. Одноклассники же писали колкие эпиграммы и дразнили ровесника из-за его непонятливости и нерасторопности, дав прозвище «Лень Тоси».

Но стоило дойти до литературы, Дельвиг менялся на глазах. Он цитировал классиков на языке оригинала, не зная его, и писал стихи. Когда дело касалось творчества, юноша демонстрировал богатое воображение и проницательность. Рассказы Антона завораживали приятелей, а его выдумкам верили учителя. В остальное же время поэт праздно валялся в постели, бродил по парку вблизи лицея или наслаждался чтением.
Одним из первых произведений Дельвига стало «На взятие Парижа», которое в 1814 году опубликовал «Вестник Европы» под псевдонимом Русский. В честь окончания лицея поэт сочинил стихотворение «Шесть лет». Выпускники написали для него музыку и распевали как песню.
Карьера
Завершив обучение, Дельвиг поступил служащим в департамент горных и соляных дел, а спустя некоторое время оказался сотрудником канцелярии министерства финансов. Будучи гуманитарием, Антон не испытывал интереса к новым обязанностям, поэтому работал без вдохновения и отдачи. Данные ему поручения выполнялись медленно, что раздражало начальство.

Дельвиг мечтал о переводе и даже вел переписку с Алексеем Николаевичем Олениным, директором Императорской публичной библиотеки. В 1820-м его старания увенчались успехом: поэта приняли на службу помощником библиотекаря. С 1821 по 1825 год библиотекарем в этом учреждении работал баснописец Иван Андреевич Крылов. Но и здесь Антон не пришелся ко двору.

Вместо того, чтобы составлять описание книг и заносить их в картотеку, поэт зачитывался произведениями, забывая о работе. Предлог для увольнения нашелся скоро. За посещение Пушкина, находящегося в Михайловском, нерадивого служащего уволили, несмотря на заступничество его высокопоставленных друзей. Дельвиг сменил несколько ведомств, но нигде не мог проявить себя. Однообразная деятельность тяготила мечтательного молодого человека, поэтому его карьера не задалась.
Творчество
Антон Дельвиг не оставил огромного литературного наследия, но его стих «Соловей», музыку к которому сочинил Александр Александрович Алябьев, считается классическим произведением. Его исполняют лучшие российские и мировые вокалисты.

Дельвиг был известен как литературный деятель, поэт и издатель. В 1819 году с друзьями Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером и Евгением Баратынским сочинитель создал «Союз поэтов». Это общество не было профессиональным, а скорее представляло собой дружеское объединение.
Поскитавшись по разным ведомствам и так и не найдя себе применения, поэт взялся издавать альманах «Северные цветы». Он обладал удивительным чутьем на таланты и проявлял организаторские способности, привлекая к сотрудничеству авторов из Москвы и Санкт-Петербурга. Следующим альманахом, выпускаемым Дельвигом, стал «Подснежник».
Песня «Соловей» на стихи Антона ДельвигаГлавным детищем поэта оказалась «Литературная газета». Основав ее в 1830 году при поддержке Александра Пушкина и Петра Вяземского, Антон выступал в роли критика, противоборствующего с «коммерческой» литературой и необразованной аудиторией.
На страницах издания нашлось место произведениям Пушкина и Кюхельбекера, бывших в опале. Газета пользовалась спросом и обсуждалась в разных кругах, но в 1831 году отношения Антона Дельвига с цензорами обострились, и редакцию закрыли. Любопытно, что работа издания возобновилась после кончины основателя.

Дельвиг примкнул к числу людей, которым были не чужды оппозиционные общественно-политические взгляды. Он дружил с декабристами Михаилом Бестужевым и Кондратием Рылеевым, участвовал в судьбе газеты «Полярная звезда». Несмотря на близкие отношения с воинствующими революционерами, Антон предпочитал оставаться на безопасном расстоянии от эпицентра событий.
Литературное наследие поэта состоит из 170 стихов. Автор занимался творческими поисками и оказался в числе первых создателей сонетов в России. Дельвигу нравился размер русского народного стиха. К произведениям Антона писали музыку Михаил Глинка, Александр Даргомыжский и Александр Варламов.
Личная жизнь
Первую любовь Антона Дельвига звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где представлял свои произведения Крылов, а Николай Гнедич читал переводы «Иллиады». Дама поражала сердца многих начинавших литераторов, и Дельвиг не был исключением. Признание в страстных чувствах не нашло отклика в ее душе, и поэту пришлось забыть о своей любви.

Новой подругой Антона стала Софья Михайловна Салтыкова, дочь тайного советника при дворе Александра I. Ранее к ней сватался Петр Каховский, получивший отказ от отца девушки, хотя чувства молодых людей были взаимны.
Знакомство Салтыковой с Дельвигом произошло весной 1825 года. Поначалу суровый родитель Сони благословил их брак, но позднее взял свое слово обратно: Салтыков был ипохондриком, часто менявшим собственное мнение. Так или иначе, но свадьба состоялась осенью того же года, Софья Михайловна стала женой Антона Антоновича.

Духовная близость, схожие интересы, увлечение литературой – у молодоженов было много общего. Их дом быстро стал литературным салоном, где бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Евгений Баратынский и другие. Супруга заучивала наизусть стихи и играла на фортепиано. Девушка понимала, кто становился гостем ее дома: она с юности увлекалась творчеством приятелей Дельвига.
Личная жизнь Антона Дельвига сложилась удачно, он очень любил жену. В их союзе не появилось много детей, но единственная дочь Елизавета Антоновна была горячо любима отцом.
Смерть
На закрытие «Литературной газеты», созданной Дельвигом, повлияли доносы писателя и журналиста Фаддея Булгарина. Потеряв любимое детище, поэт затосковал. Сказалась и угроза шефа жандармов Александра Бенкендорфа сослать в Сибирь. В непростое революционное время слова чиновника могли стать судьбоносными.

Поэзия Дельвига не столь популярна, чтобы строки из его произведений стали цитатами, но память о деятельности автора сохранена. Сегодня существует ежегодная литературная премия имени Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству», присуждаемая литераторам, пропагандирующим в творчестве русские традиции. Портрет поэта можно увидеть в учебниках по литературе и в книгах, посвященных истории Царскосельского лицея.
Биография Дельвига
Всего получено оценок: 154.
Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) — русский поэт и издатель. Один из лучших друзей Пушкина, чьё имя неоднократно встречается в произведениях великого поэта. Организатор популярного литературного салона в Петербурге, основавший «Литературную газету» и издававший альманах «Северные цветы». Антон Дельвиг, биография которого тесно связана с выдающимися людьми начала XIX века, внёс весомый вклад в развитие культуры России.
Ранние годы
Антон Антонович Дельвиг появился на свет 6 (17) августа 1798 года в Москве в старинном дворянском семействе. Предки мальчика перебрались в Россию из Прибалтики и имели очень богатую историю, однако к моменту рождения Антона род был разорён, и Дельвиги, кроме громкой фамилии, не обладали никакими богатствами.
Несмотря на затруднительное финансовое положение, родители старались дать Антону приличное образование. Один из педагогов частного пансиона, где учился юный Дельвиг, привил мальчику большую любовь к литературе. Он посоветовал родителям отправить способного сына в Царскосельский лицей, который к тому времени только открылся.
В лицее 13-летний Антон быстро сошёлся с одноклассниками: Александром Пушкиным, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Интересный факт: дружба этих талантливых мальчиков оказалась очень крепкой и смогла сохраниться в течение долгих лет.
В лицейский период самым главным предметом для Дельвига была литература, с которой он хотел связать всю свою жизнь. В 1814 году он под псевдонимом Русский опубликовал своё дебютное стихотворение «На взятие Парижа».
Карьера
После окончания обучения Антон Дельвиг устроился на должность служащего в Департамент горных и соляных дел, а спустя время перешёл работать в канцелярию Министерства финансов. Чиновничья работа была не по душе Дельвигу, который с большой неохотой выполнял свои обязанности.
В 1820 году Антону Антоновичу удалось добиться перевода в Императорскую публичную библиотеку, где в течение нескольких лет он работал вместе известным баснописцем Иваном Крыловым. Однако и здесь Дельвиг зарекомендовал себя плохим работником: вместо того, чтобы составлять описания книг и заносить их в картотеку, он с головой погружался в чтение, забывая о работе. При первой же возможности Дельвиг был уволен.
При изучении краткой биографии Дельвига стоит отметить, что дальнейшем он сменил ещё несколько ведомств, но нигде подолгу не задерживался. Карьера чиновника была явно не для Дельвига, который мечтал заниматься литературой.
Творчество
Антон Дельвиг не оставил после себя внушительного литературного наследия. Если говорить о его творчестве кратко, то наиболее популярным произведением стало стихотворением «Соловей». Его строки были положены на музыку Алябьева, и лирическое произведение стало одним из самых популярных среди вокалистов с мировым именем. Дельвиг был одним из первых создателей сонетов в России. К его произведениям написали музыку такие выдающиеся композиторы, как М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов.
В 1819 году Дельвиг со своими верными друзьями Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским создал Союз поэтов. Не найдя применения своим талантам, он взялся издавать альманах «Северные цветы», а спустя некоторое время — новый альманах «Подснежник».
Самым важным проектом Дельвига стала «Литературная газета», основанная им в 1830 году при поддержке Пушкина и Вяземского. Сам Антон Антонович выступил в роли литературного критика, который всячески боролся с литературой низкого пошиба и необразованностью аудитории.
Личная жизнь
Супругой Антона Антоновича стала Софья Михайловна Салтыкова, дочь тайного советника при дворе Александра I. Этот союз оказался на редкость удачным: супругов объединяла не только любовь, но и взаимное уважение, схожие интересы, увлечение литературой. В браке родилась дочь Елизавета, в которой Дельвиг души не чаял.
Скончался Антон Антонович Дельвиг 17 (29) января 1831 года в возрасте 32 лет. Причиной смерти поэта стал тиф.
Биография дельвига друга пушкина
Поэт, критик, журналист
Дельвиг Антон Антонович (1798/1831)—русский поэт, один из близких друзей А.С. Пушкина. Поэтическое творчество Дельвига было очень тепло принято современниками. В нем он обращался к самым разнообразным жанрам и традициям. Так, с одной стороны, он следует законам античной поэзии и становится мастером идиллии. С другой стороны, в творчестве Дельвига отчетливо проявились и фольклорные традиции, связанные, в частности, с лирической песней. В целом поэзия Дельвига наполнена чувственными мотивами, душевными переживаниями, отличается изысканностью слога.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 80.
Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек. ” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).
Антон Дельвиг работы неизвестного художника
Дельвиг и Пушкин
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).
Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.
Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.
Дельвиг Антон Антонович (1798-1834).
«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».
Дельвиг стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике.
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Поэтическое наследие Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей», «Ах ты, ночь ли, ноченька. », «Не осенний частый дождичек. », положенные на музыку. Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно иметь. и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы».
Дружба поэтов прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.
В годы ссылки Пушкина они поддерживали переписку как личного, так и литературного характера. Радостным был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, О. М. Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы» (1825—1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них свои стихотворения и критические статьи. Своему другу великий поэт посвятил множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных. » ) (1815), «Любовью, дружеством и ленью. » (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он. »). Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще празднует Лицей. » и других.
У Дельвига было много друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.
Незадолго до смерти, осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и Барк- лая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:
. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мною доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг
и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!
Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 27-29.
Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.
После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», много пишет.
Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью («Соловей», музыка А.Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
А. А. Дельвиг Художник В. П. Лангер. 1830
Искал новых путей
Дельвиг Антон Антонович (6[17].08.1798—14[26].01.1831), барон, поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов н. XIX в., обусловливалось романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века». В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», муз. А. А. Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», муз. М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу. Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».
Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—1831) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1825
Не осенний мелкий дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.
«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!
— «Не тоска, друзья-товарищи,
Грусть запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко».
«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!»
— «И как русский любит родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать».
«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!
Сотрудничал с декабристами
Жена (с 30.10.1825) — Софья Михайловна Салтыкова. Сестра — Мария (р. 1809), братья Александр (28.8.1816 — 2.12.1882) и Иван (р. 9.8.1819).
Софья Михайловна Дельвиг (Салтыкова), жена Антона Антоновича.
Портрет работы К.Шлезингера.
Исторический анекдот:
Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил».
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 17-ти т. М.—Л., 1949. Т. 12, с. 159.
Далее читайте:
М.В. Майоров. Родословная баронов фон Дельвиг (тульская ветвь). В кн.: Немцы Тульского края. Тула: Левша, 2007.





