биография добролюбова интересные факты
Николай Александрович Добролюбов
Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). С детства много читал, писал стихи. Получив хорошую домашнюю подготовку, был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях». Осенью 1853 г. с рекомендацией для поступления в Духовную академию Добролюбов едет в Петербург где поступает в Главный педагогический институт. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.
Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания.
Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.
Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни.
Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
Критиковал и теорию «свободного воспитания» Л. Н. Толстого.
Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений. Воспитание через труд, так как труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.
Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. В одних учебниках дается материал в заведомо ложном, извращенном виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имен и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать упрощенчества и тем более вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, что оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.
Дисциплина: выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считали заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительное осуждение физических наказаний. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.
Взгляды на деятельность учителя. Выступал против унизительного материально-правового положения учителя. Стояли за то, чтобы учитель был сторонником передовых идей своего времени. Большое значение придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличать ясность, твердость, непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие.
Педагогические труды Добролюбова:
«О значении авторитета в воспитании» (1853-1858)
«Основные законы воспитания» (1859)
«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857)
«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860-1861)
«Учитель должен служить идеалом. ».
Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил нанять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.
Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище.
Биография Добролюбова
Всего получено оценок: 108.
Николай Добролюбов (1836–1861) — известный российский критик, журналист, поэт. Наиболее известен как талантливый публицист и литературный эстет, который проповедовал свои социально-политические идеи даже в рецензиях на чужие произведения. Прославился как человек, отстаивающий принцип народности и литературы как гражданского инструмента. Продвигал новые принципы педагогики, критикуя жёсткое подчинение ребёнка взрослым.
Ранние годы
Николай Добролюбов родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде в духовно развитой семье священнослужителя. Вначале поступил в семинарию, а затем в Педагогический институт в Санкт-Петербурге. В жизни и творчестве Николая Александровича всегда было место критике современного ему общественного строя: он закончил обучение с блестящими результатами, но за вольнодумство его лишили золотой медали.
Интересным фактом является то, что еще в студенческие годы молодой человек умел собирать вокруг себя соратников. Таким образом было собрано нелегальное сообщество, а также газета под названием «Слухи».
«Современник»
Благодаря знакомству с Чернышевским и Некрасовым в 1857 году Добролюбов начал работать в журнале «Современник», где публиковал статьи различного публицистического характера, а также фельетоны и стихи. В его рецензиях всегда присутствовали острые общественно-политические высказывания, в том числе практически открытые призывы к революции, а некоторые статьи, направленные против Николая I, не были напечатаны при жизни.
«Журнал для воспитания»
Примерно в это же время Добролюбов начал сотрудничать и с другим изданием, которое называлось «Журнал для воспитания». Там он проработал пару лет вплоть до 1859 года.
Самым главным в карьере Добролюбов считал просветительскую деятельность, которой успешно занимался, печатая различные статьи философской, литературно-эстетической и исторической направленностей. Такими являются публикации: «Первые годы царствования Петра Великого», «О степени участия народности в развитии русской литературы» и другие.
Кроме того, имел много образовательных идей, которые включали в себя отказ от воспитания полной покорности, угодничества и подавления личности в ребёнке.
Добролюбов как литературный критик
Краткая биография Добролюбова будет неполной, если не упомянуть его деятельность как литературного критика. С 1859 по 1860 года в журналах он печатал свои литературно-критические публикации на различные произведения классиков. Таким образом появились статьи «Что такое обломовщина?» (на произведение «Обломов»), «Когда же придёт настоящий день?» (на произведение «Накануне) и многие другие.
Его особенность как критика состояла в том, что Добролюбов умел соединять личный анализ литературных героев и произведения со своим опытом, полученным из реальной жизни. Он был поклонником принципов реализма и народности, и полагал, что литература должна служить общественности и гражданам. В этом он видел её основное предназначение.
Выражал свою критику Добролюбов различными художественными приёмами: ироническим восхвалением, пародией в стихах или прозе (достаточно язвительной, чтобы был понятен важный посыл).
Смерть
Добролюбов был болен туберкулёзом. Он выезжал за границу для лечения своего недуга, где написал много работ, но так и не смог поправить здоровье. Вернувшись в Санкт-Петербург, он знал, что умирает, и воспринимал это как жестокую шутку судьбы.
Незадолго до своей смерти Добролюбов попросил друзей снять ему квартиру, дабы не омрачать смертью жильё знакомых ему людей. Рядом с его постелью в самые последние минуты находился Чернышевский, с которым он был знаком уже многие годы.
Николай Добролюбов скончался 29 ноября 1861 года в возрасте 25 лет.
Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной (ГБУК НО НГОДБ)
Николай Добролюбов. Интересные факты
5 февраля – 185-летие нашего земляка, литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова! Его короткая жизнь (умер от туберкулёза в 25 лет) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал – по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки! Печатался в журнале Н.А.Некрасова «Современник» с историческими и особенно литературно-критическими работами. Только за один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий!
Добролюбов – явление крупное и самобытное в нашей культуре. Литературный критик, философ, публицист, историк, педагог, поэт, переводчик и фольклорист. Это всё – наш земляк Николай Добролюбов!
Некоторые его произведения (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Родился Николай Добролюбов в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника. Учился в Нижегородской духовной семинарии, где был первым учеником. Кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы». Добролюбов вел реестр прочитанного, записывая свои впечатления. Только в записях за 1849–1853 г.г. насчитывается несколько тысяч названий книг!
Николай Добролюбов собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии. После отъезда из Н.Новгорода он продолжил заниматься этой темой – написал “Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева” (1854), “О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах” (1854).
Собрание сочинений Добролюбова – это девять томов, девять толстых книг – при том, что жизнь его была короткой – всего 25 лет! А наш город Нижний Новгород – это место, колыбель, где родился, взрослел и формировался великий Добролюбов.
Мемория. Николай Добролюбов
5 февраля 1836 года родился Николай Добролюбов, литературный критик и публицист.
Личное дело
Николай Александрович Добролюбов (1836–1861) родился в Нижнем Новгороде в семье священника, хорошо образованного и уважаемого в городе человека. Получил начальное домашнее образование, чему способствовала огромная библиотека отца. В 1847 году поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848-м – в Нижегородскую духовную семинарию, где был первым учеником.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», писал статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В институте начинается общественная жизнь Добролюбова: он борется со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовывается кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждаюших политические вопросы и читаюших нелегальную литературу.
За сатирическое стихотворение, в котором он назвал царя «державным барином», Добролюбов был посажен в карцер. Но это уже не могло его остановить: в 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – «Тайные общества в России 1817–1825», «Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев» и другие. В том же году познакомился с Николаем Чернышевским, который привлек его к сотрудничеству в журнале «Современник».
В 1857-м по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики журнала.
В том же году блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал репетитором и продолжал активно писать в «Современник»: только в 1858 году им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ «Делец» и несколько стихотворений.
К концу 1858 года Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. В ряде материалов он прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие; в целом пафос его статей скорее носит общественно-политический, чем литературоведческий характер. Как отметил литературовед Дмитрий Святополк-Мирский: «Хотя все, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди».
Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона, скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и других вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы у Добролюбова обострился туберкулез. В 1860 году он отправился на лечение в Европу (Германия, Швейцария, Италия, Франция). В 1861-м вернулся в Петербург. В сентябре в «Современнике» была опубликована его последняя статья «Забитые люди», посвященная творчеству Достоевского.
Лечение не дало результатов. Незадолго до смерти критик попросил нанять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины, о приближении которой знал, неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты Добролюбов был в сознании.
25-летнего критика не стало 29 ноября 1861 года. Николай Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться знаменитые Литераторские мостки.
Чем знаменит
Один из главных русских критиков революционно-демократической направленности XIX века, автор термина «реализм» (употреблен в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы»). Заголовки его статей «Когда же придет настоящий день?» и «Луч света в темном царстве» стали крылатыми выражениями.
За свою короткую, но яркую жизнь Добролюбов стал героем разночинной интеллигенции, а впоследствии одной из икон революционного движения 1860-х годов и последующих десятилетий. Его талант как публициста признавали и его противники – Герцен, видевший в нем революционного фанатика, Достоевский, обвинявший Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального, и Писарев, считавший, наоборот, что он чересчур увлечен эстетикой.
О чем надо знать
После разрыва с религией оформились философские взгляды Добролюбова. В центре его системы – человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Под влиянием руссоизма «естественным состоянием» человеческой природы критик считал равенство людей; угнетение же является следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Добролюбов утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.
Добролюбов успел уделить внимание и педагогике, выступая с критикой существующей системы воспитания, убивающей в детях «внутреннего человека». При этом подлинную реформу образовательной системы он закономерно полагал невозможной без коренной перестройки всей общественной жизни в России. Он также критиковал как существующие учебники, которые либо лгут, либо сообщают множество мелких ненужных фактов, так и детские книги для чтения с их приторным морализированием и бедным языком.
Прямая речь
О любви: «Любовь – физиологическое влечение полов друг к другу».
О патриотизме: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, – сколько возможно больше и сколько возможно лучше… В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве, ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас… Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям».
О воспитании народа: «Неведение народа о самых простых вещах гибельно делается для тех самых, которые его воспитывали. невежество ненадежно, на него нельзя положиться ни в чем, потому что оно постоянно может служить орудием в руках первого обманщика. »
О чистом искусстве: «Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать».
О беспринципности: «Если ты отвергаешь в людях возможность искреннего, глубокого, бескорыстного убеждения, то я вполне основательно могу вывести, что тебе самому незнакомы никакие убеждения».
Николай Некрасов о Добролюбове:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
5 фактов о Николае Добролюбове
Материалы о Николае Добролюбове
Добролюбов биография кратко – жизнь критика Николая Александровича, творчество и интересные факты

Николай Добролюбов (1836–1861) — известный российский критик, журналист, поэт. Наиболее известен как талантливый публицист и литературный эстет, который проповедовал свои социально-политические идеи даже в рецензиях на чужие произведения. Прославился как человек, отстаивающий принцип народности и литературы как гражданского инструмента. Продвигал новые принципы педагогики, критикуя жёсткое подчинение ребёнка взрослым.
Ранние годы
Николай Добролюбов родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде в духовно развитой семье священнослужителя. Вначале поступил в семинарию, а затем в Педагогический институт в Санкт-Петербурге. В жизни и творчестве Николая Александровича всегда было место критике современного ему общественного строя: он закончил обучение с блестящими результатами, но за вольнодумство его лишили золотой медали.
Интересным фактом является то, что еще в студенческие годы молодой человек умел собирать вокруг себя соратников. Таким образом было собрано нелегальное сообщество, а также газета под названием «Слухи».
«Современник»
Благодаря знакомству с Чернышевским и Некрасовым в 1857 году Добролюбов начал работать в журнале «Современник», где публиковал статьи различного публицистического характера, а также фельетоны и стихи. В его рецензиях всегда присутствовали острые общественно-политические высказывания, в том числе практически открытые призывы к революции, а некоторые статьи, направленные против Николая I, не были напечатаны при жизни.
«Журнал для воспитания»
Примерно в это же время Добролюбов начал сотрудничать и с другим изданием, которое называлось «Журнал для воспитания». Там он проработал пару лет вплоть до 1859 года.
Самым главным в карьере Добролюбов считал просветительскую деятельность, которой успешно занимался, печатая различные статьи философской, литературно-эстетической и исторической направленностей. Такими являются публикации: «Первые годы царствования Петра Великого», «О степени участия народности в развитии русской литературы» и другие.
Кроме того, имел много образовательных идей, которые включали в себя отказ от воспитания полной покорности, угодничества и подавления личности в ребёнке.
Добролюбов как литературный критик
Краткая биография Добролюбова будет неполной, если не упомянуть его деятельность как литературного критика. С 1859 по 1860 года в журналах он печатал свои литературно-критические публикации на различные произведения классиков. Таким образом появились статьи «Что такое обломовщина?» (на произведение «Обломов»), «Когда же придёт настоящий день?» (на произведение «Накануне) и многие другие.
Его особенность как критика состояла в том, что Добролюбов умел соединять личный анализ литературных героев и произведения со своим опытом, полученным из реальной жизни. Он был поклонником принципов реализма и народности, и полагал, что литература должна служить общественности и гражданам. В этом он видел её основное предназначение.
Выражал свою критику Добролюбов различными художественными приёмами: ироническим восхвалением, пародией в стихах или прозе (достаточно язвительной, чтобы был понятен важный посыл).
Смерть
Добролюбов был болен туберкулёзом. Он выезжал за границу для лечения своего недуга, где написал много работ, но так и не смог поправить здоровье. Вернувшись в Санкт-Петербург, он знал, что умирает, и воспринимал это как жестокую шутку судьбы.
Незадолго до своей смерти Добролюбов попросил друзей снять ему квартиру, дабы не омрачать смертью жильё знакомых ему людей. Рядом с его постелью в самые последние минуты находился Чернышевский, с которым он был знаком уже многие годы.
Николай Добролюбов скончался 29 ноября 1861 года в возрасте 25 лет.


