биография екатерины васильевой актрисы личная жизнь
Екатерина Сергеевна Васильева
Фото Все
Видео Все
Екатерина Васильева. Линия жизни / Телеканал Культура
Сегодня вечером (HD) Выпуск от 11 февраля 2017
Екатерина Васильева. Мой герой
Екатерина Васильева — биография
Екатерина Васильева привыкла очень придирчиво выбирать себе роли, но если уж актриса решилась на участие в картине, то она неизбежно станет шедевром. Она уже не молода, и очень набожна, но это не мешает ей работать, и доставлять радость своим многочисленным поклонникам. Васильева очень органично вписывается в любой образ, поэтому всё происходящее на экране или сцене воспринимается не как игра, а настоящая жизнь.
Слава пришла к актрисе Екатерине Васильевой в 70-80-х годах прошлого века, когда она засветилась в лентах «Бумбараш», «Соломенная шляпка» и других.
Детство и юность
Родилась Екатерина Васильева 15 августа 1945 года в Москве. Отец Кати – Сергей Васильев, был известной личностью в литературных кругах. На его стихи были написаны многочисленные песни, он был одним из десяти самых публикуемых поэтов Советского Союза. Маму звали Олимпиада Макаренко, и принадлежала она к семье известного педагога Антона Макаренко. Если быть абсолютно точным, то доводилась ему родной племянницей. Отцом Олимпиады был офицер-белогвардеец, и когда его не стало, девочка попала на воспитание к бездетному дяде. Знакомство Катиных родителей состоялось перед самым окончанием войны. Девочка была не единственным ребенком родителей – вскоре после нее родился сынишка Антон, сделавший успешную карьеру режиссера, публициста и эколога.

Когда девочке было всего двенадцать, родители расстались, причем особой поддержки от отца семья не получала. Маме было очень трудно поднимать самой двоих детей, и Катя решила, что ей нужно найти работу. Девочка подрабатывала почтальоном, училась в школе, а все вечера проводила в театральной студии. Она очень мало времени уделяла урокам, поэтому отличницей никогда не была.
В выпускном классе Екатерина уже твердо знала, что будет пытаться поступать в театральный вуз. Она выбрала ВГИК, и в 1962-м стала его студенткой.
Театр
Васильева оказалась на курсе у педагога Белокурова. И если в школе она была незаметной серой мышкой, то в институте девушка стала одной из самых талантливых студенток. По словам ее однокурсника, Сергея Соловьева, она была абсолютно раскована и непринужденна, хотя и не блистала красотой. Васильева была высокого роста, с копной рыжих волос на голове, и постоянной сигареткой в накрашенных губах. Иногда в ее прекрасных губ мог даже слететь мат, но это совершенно не вредило ее популярности. Екатерина всегда умудрялась быть центром, вокруг которого все крутятся, даже самые неотразимые красавицы.
После получения диплома театрального вуза Екатерина попала в труппу театра им.Ермоловой, но задержалась там недолго. В 1970 году ее переманили в «Современник», на сцену которого она выходила три года, и была задействована в лучших постановках. В 1973-м актриса поступила во МХАТ. По мнению самой актрисы, этот период стал самым плодотворным в ее актерской биографии.

В те годы труппа театра состояла из очень популярных артистов, пользовавшихся любовью зрителей и уважением критиков. Васильева была в актерском составе постановок «Обвал», «Тамада», «Вагончик». Самой запоминающейся ролью артистки стала Клитемнестра, из постановки «Ореста». Екатерину все чаще задействуют в образах центральных персонажей.
Настоящий шок поклонники актрисы испытали в 1987-м, когда она, актриса достигшая вершин славы, решила уйти из театра, и посвятить себя религии. Васильева пришла с заявлением об увольнении к руководителю театра, Олегу Ефремову, но тот ответил категорическим отказом. Но Екатерина настояла на своем, и покинула сцену, причем в самый неподходящий для театра период. Они как раз готовились к гастрольному туру в Японию, поэтому решение актрисы вызвало недоумение и поклонников и коллег. В те годы поездка за границу считалась большой удачей, это было очень почетно и выгодно оказаться в списках отъезжающих на гастроли. К тому же оплата была намного выше, что существенно сказывалось на семейном бюджете. Несмотря на все преимущества и перспективы, Васильева отказалась.
Фильмы
Путь в кинематограф актриса начала еще в годы студенчества. Первой ее работой стала лента «На завтрашней улице», в которой она снялась в 1965-м.
Но настоящая слава и узнаваемость пришли немного позже, в 70-е годы, которые актриса сама считает пиком своей популярности. В этот период выходят самые лучшие картины с ее участием – «Бумбараш», «Вас вызывает Таймыр», «Соломенная шляпка». Васильева с первых ролей смогла показать всем разноплановость своего таланта. Ей легко давались все жанры, от комедийного до драматического. Ей не дают главную роль, но даже в эпизоде актриса не оставалась незамеченной.
Екатерине Васильевой под силу и современные образы, в которых она засветилась в лентах «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи». Ее яркая и самобытная Эмилия из «Обыкновенного чуда» запомнилась зрителям всех возрастов. Эту ленту считают звездной в творческом наследии актрисы Васильевой.
Образ главной героини Екатерина Васильева воплотила в ленте «Визит дамы», снятой режиссером Михаилом Козаковым. Актриса сыграла миллионершу, приехавшую на родину. Она узнала, что ее любимый мужчина нуждается в помощи, и решила ее оказать, хоть и стала когда-то жертвой его предательства.
Поклонники актрисы очень расстроились, когда в СМИ появилась информация, что Васильева ушла в монастырь. В 1993-м уже бывшая актриса, а ныне казначей храма, переехала в Средние Садовники. Священником стал и сын актрисы, хоть до этого он учился во ВГИКе.
Все изменилось в 1997 году, когда Екатерина приняла решение вернуться в профессию. Васильева не играет все подряд, она очень избирательно относится к предложенным ролям, и соглашается, если их благословит ее духовный наставник. Когда Олег Янковский пригласил ее в ленту «Приходи на меня посмотреть», актриса тоже обратилась к священнику. После получения его благословения, дала согласие на съемки. Фильм стал настоящей сказкой под Новый год, которая так понравилась зрителю.
После этого Васильева приняла участие в съемках двух замечательных сериалов – «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Затем был еще один интересный проект под названием «Кто, если не мы», снятый Валерием Приемыховым. Одновременно с этой картиной, Екатерина снимается в фильме «Горе от ума», режиссера Олега Меньшикова.
2007 год пополнил фильмографию актрисы драмой «Анна Каренина», где она сыграла мать Вронского. Были в карьере Екатерины Васильевой и многочисленные мелодрамы. Актриса говорит, что благословение на съемки она получила от своего духовника, потому что цель ее работы очень благородная – материальная помощь родственникам.
Личная жизнь
В личной жизни актрисы кипели бури и страсти. Первый раз она вышла замуж за режиссера Сергея Соловьёва. У них не было своего жилья, поэтому молодые довольствовались съемными квартирами, и едва сводили концы с концами. Прожили они недолго, но сумели сохранить человеческие отношения. Соловьёв всегда восхищался бывшей женой, и уважал ее всю жизнь.
Второй раз Екатерина сочеталась браком с писателем Михаилом Рощиным. В этом случае актриса стала разлучницей, потому что Михаил в то время был женат. Их знакомство состоялось с легкой руки Олега Ефремова и его жены Аллы Покровской, которые пригласили Васильеву и Рощина в ресторан.

В 1973 году у них родился сын Дмитрий. Собственного жилья у них не было, и с этим мужем Васильева была вынуждена жить на съемной квартире. Спустя годы, пришла известность, стало легче с деньгами, появилась квартира. Но, исчезло самое главное, что связывает людей — любовь. Поэтому последовал закономерный развод. И с этим мужем развод получился цивильным, с сохранением нормальных отношений.
В настоящее время Васильева продолжает трудиться в храме святого Антипы, в качестве казначея. Туда же настоятелем был определен и ее единственный сын, а ныне протоиерей Димитрий. Актриса полностью согласна с сыном по поводу выбранного пути, и считает, что это большая честь и благословение Божье. Сын Васильевой женился на Любови Клыковой, дочери скульптора Вячеслава Клыкова, и уже стал отцом семерых детей. Именно это обстоятельство повлияло на решение актрисы снова вернуться в профессию. Она должна помочь многочисленному семейству материально.
Избранная фильмография
Ссылки
Екатерина Васильева
Биография
В молодости Екатерина Васильева хотела уйти в монастырь, но не получила дозволения у личного духовника. В своей творческой биографии актриса принадлежала к узкому кругу коллег, которые отказывались от роли, если на это не дано благословение батюшкой. Однако все же бросила карьеру, предпочтя духовные искания материальным благам.
Детство и юность
Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа 1945 года в семье московских интеллигентов. Папа Сергей Васильев – известный российский поэт-песенник, входивший в десятку самых издаваемых в СССР. Мама Олимпиада Макаренко – племянница педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.

Собственных детей у основателя колоний для беспризорных не было, и Олимпиада после исчезновения отца, белогвардейского офицера, воспитывалась дядей. Родители Екатерины познакомились в самом конце войны. Кроме Кати, в семье подрастал младший сын Антон, впоследствии ставший публицистом, режиссёром и экологом.
Когда Кате исполнилось 12 лет, папа и мама решили развестись. Отец не слишком помогал семье, и Екатерине пришлось работать, чтобы поддержать маму. Днём девочка разносила почту, а вечером бегала в театральную студию. Времени на уроки катастрофически не хватало, и Катя была не лучшей ученицей. В 1962 году Васильева стала студенткой знаменитого ВГИКа.
Театр
В театральном вузе Екатерина попала в мастерскую Белокурова. Здесь она сразу же заняла место среди самых ярких и талантливых на курсе. Сергей Соловьёв, учившийся вместе с Васильевой, вспоминал её как совершенно неотразимую и раскованную девушку. При этом Катя, мягко говоря, не слыла привлекательной. Но высокую, с ярко-рыжими волосами и сигаретой в зубах, не считавшую зазорным употребить крепкое матерное словцо Васильеву окружало всеобщее внимание. А признанные красавицы крытились где-то вокруг неё.
Сразу же после окончания ВГИКа Васильеву приняли в театр имени Ермоловой. В 1970-м актриса перешла в «Современник». На протяжении 3 лет она сыграла здесь множество ролей, но в 1973 году покинула и этот театр ради службы в знаменитом МХАТе.
Сама Екатерина Васильева позже вспоминала эти годы как лучшие в творческой биографии, ведь на тот момент состав МХАТа был по-настоящему звёздным. Театралы со стажем помнят игру актрисы в спектаклях «Обвал», «Вагончик», «Тамада» и других. Великолепной была в исполнении Екатерины Сергеевны Клитемнестра в спектакле Питера Штайна «Ореста».

В 1987 году артистка удивила поклонников, покинув театр и кино ради церкви на пике славы. Олег Ефремов, услышав просьбу Екатерины Сергеевны отпустить её, наотрез отказался подписывать заявление об увольнении. Но Васильева ушла, причём перед самым отбытием театра в большой и длительный гастрольный тур по Японии. Коллеги и друзья актрису не поняли, поскольку в то время зарубежные гастроли считались неплохим способом поправить семейный бюджет. Попасть в число гастролёров считалось очень почётным.
С того времени, признается Васильева, она работала за деньги, а не из любви к искусству, не по велению чувств. Театр актриса воспринимала через призму веры, как насмешку над церковью и дьявольское явление. Екатерина никогда не обожествляла режиссеров, как это делали некоторые коллеги, и не принимала мнение, что артист на сцене должен умирать.
Единственный постановщик, который разделял позицию Васильевой – Кшиштоф Занусси. С этим человеком, у которого «был большой зазор между тем, что он делает, и тем, что у него внутри», актриса чувствовала себя легко. Результатом совместного творчества стал спектакль «Игры женщин» с участием Евгении Добровольской и Михаила Ефремова.
Обе артистки дружат, Васильева, по словам Евгении, выступила проводником в вопросах религии и согласилась стать крестной мамой Николая, сына Добровольской и Ефремова.
Фильмы
Кинематографическая биография Екатерины Васильевой началась довольно рано, когда она ещё была студенткой вуза. В 1965 году девушка сыграла в фильме «На завтрашней улице». Периодом, когда артистка обрела популярность, стали 70-80-е годы. Причём одинаково талантливо она представала во всех амплуа – и комедийном, и драматическом. Даже эпизоды с Васильевой становились яркими.

В это двадцатилетие блистательная Екатерина Васильева исполнила запоминающиеся роли в знаменитых картинах «Бумбараш», «Вас вызывает Таймыр» и «Соломенная шляпка». В первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» женщина сыграла заботливую и чуткую супругу командира корабля.
Органично Екатерина Сергеевна вписывалась в роли современных героинь. Это ясно из фильмов «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи». Но не менее естественно выглядела артистка в образе Эмилии в «Обыкновенном чуде». Кстати, эта работа считается одной из самых лучших в карьере.
Очень удачным критики считают преображение Екатерины Васильевой в трагикомичной картине «Визит дамы» Михаила Козакова. Тут актриса появилась в образе миллионерши, вернувшейся в родной городок, чтобы помочь любимому человеку, который когда-то её предал.
Известие о том, что любимица миллионов покинула кинематограф и удалилась в монастырь, расстроило поклонников Екатерины Васильевой. Стало известно, что в 1993 году она ушла служить казначеем в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Путь священника выбрал и сын Васильевой, окончивший ВГИК.

К счастью и большой радости поклонников таланта актрисы, в 1997-м она вернулась на сцену. Правда, теперь Васильева редко принимала предложения, спрашивая на них благословения у духовного наставника.
Артистка сыграла коварную интриганку и фанатичную мать Екатерину Медичи в сериалах «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Через год она снялась в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы». В этот же период Васильева приняла предложение Олега Меньшикова и поучаствовала в его сценическом проекте «Горе от ума».
В 21 веке фильмография кинозвезды пополнилась главной ролью в комедийной мелодраме «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским и Ириной Купченко. За образ женщины-инвалида, собравшейся однажды избавить дочь от забот по уходу за ней, Васильева номинирована на «Нику».
В 2009-м Сергей Соловьев представил на суд зрителей свое прочтение романа «Анна Каренина». Васильевой в фильме отведена роль матери Вронского. Главную роль исполнила Татьяна Друбич.

Не отказалась Васильева от приглашения в мистическую драму «Рубеж» с Павлом Прилучным и Семеном Трескуновым. Она сыграла блокадницу, чьи воспоминания помогают главному герою в поисках подтверждения родства с погибшими в войну бойцами Красной армии.
В 2018 году Екатерина получила премию за лучшую женскую роль Международного кинофорума «Вместе» в мелодраме «Аниматор». Героиня Васильевой – женщина с тяжелым характером, позабытая звезда, доживающая свой век в хосписе.
Личная жизнь
Личная жизнь Екатерины Васильевой складывалась непросто. Первым мужем стал режиссёр Сергей Соловьёв. Долгое время пара скиталась по съёмным квартирам и, как рассказывал Соловьёв, почти нищенствовала. Брак продлился недолго, но супруги расстались друзьями. Бывшую жену Сергей очень уважал и отзывался только в положительном ключе.
Рощин и Васильева также не имели собственного угла и снимали жильё. Но, когда слава и успех этих двух людей стали неоспоримыми, появились и деньги, и квартира, чувства закончились. Супруги расстались по-доброму. У Васильевой сохранились дружеские отношения с бывшими мужьями и мужчинами, занимавшими в жизни заметное место.
Михаил позднее вспоминал, что Екатерина – это гремучая смесь дурного нрава и невероятного таланта. Говоря о первом, драматург имел в виду пристрастие актрисы к алкоголю. Да и сама женщина соглашалась с мнением, что пришла в церковь с покаянием:
«Нам искалечили жизнь, отняв Бога. Если бы я знала, что делаю, никогда не прожила бы свою жизнь так, как прожила. Все, что я делала, было от безбожия, гордыни, тщеславия».
Дмитрий Рощин пробовал продолжить творческую династию, в 1995 году получил во ВГИКе специальность актера и режиссера, но живя рядом с воцерковленным человеком, поменял взгляды и отношение к окружающему миру. В 2001-м молодой человек окончил Московскую духовную семинарию, служил клириком, настоятелем ряда столичных храмов, в том числе священномученика Антипы. Там Екатерина помогала сыну в должности казначея.
Екатерина Васильева (актриса)
Екатерина Сергеевна Васильева. Родился 15 августа 1945 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1987).
Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве.
У нее есть младший брат Антон, эколог, публицист, режиссёр.
Когда ей было 12 лет родители развелись. Отец в воспитании детей практически не участвовал, поэтому и самой Екатерине пришлось рано начать работать, чтобы поддержать мать. Она разносила почту, а по вечерам посещала театральную студию.
В такой ситуации на школу времени почти не оставалось и училась Екатерина плохо.
Екатерина Васильева в детстве с родителями
В 1962 году поступила во ВГИК, который окончила в 1967 году, мастерская В. В. Белокурова.
После окончания вуза была принята в труппу Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, в которой прослужила до 1970 года, была занята в спектаклях «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса и «Месяц в деревне».
В 1970 году Васильева перешла работать в «Современник», на сцене которого она выступала до 1973 года, работала в постановках «Валентин и Валентина» и «Как брат брату».
Работала в Театре на Красной Пресне — «Отчего застрелился Константин?» (1987), Театре на Таганке — «Электра» (1992), Центральном академическом театре Российской армии — «Орестея» (1994, эксклюзивный проект Международной конфедерации театральных союзов), Театральном товариществе «814» — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1998).
Екатерина Васильева в молодости
Популярность у зрителей актриса завоевала благодаря роли атаманши в фильме «Бумбараш», дежурной в «Вас вызывает Таймыр», Анаис Бопертюи в «Соломенной шляпке». Также широкую любовь публики завоевали картины с ее участием «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи», «Обыкновенное чудо».
Безусловно успешной стала работа актрисы в в трагикомедии «Визит дамы» Михаила Козакова, где она предстала в образе миллионерши, вернувшейся в родной городок, чтобы помочь любимому человеку, который когда-то её предал.
Екатерина Васильева в фильме «Бумбараш»
Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо»
Екатерина Васильева в фильме «Соломенная шляпка»
Екатерина Васильева в фильме «Чародеи»
Екатерина Васильева в фильме «Визит дамы»
В 1993 году актриса решила оставить и сцену, и кинематограф, и ушла послушницей в Толгский монастырь.
О том, как так случилось, что она сменила мирскую жизнь на религиозную, актриса рассказывала: «Господь привел меня в Церковь через подругу. В то лето наша семья снимала дачу в Лесном городке. Неожиданно у сына Мити, ему было тогда два года, поднялась страшная температура. Я не знала, что делать. Ночью мы с мужем, Михаилом Рощиным, побежали в поселок. Нашли детский сад. Разбудили врача. Женщина, заспанная, не очень соображая, что делает, как она призналась позже, совершенно случайно сделала нужную клизму. И Митя на наших глазах будто воскрес. С тем врачом, Катей Трубецкой, мы очень подружились. Катя – прямой потомок именитого рода Муравьевых, замужем была за потомком не менее известных Трубецких и, кроме всего прочего, родная племянница недавно почившего владыки Василия Родзянко. Она выросла в православной традиции, всю жизнь была церковным человеком. Именно Катя Трубецкая с достаточной настойчивостью привела меня в храм, что в Телеграфном переулке, это Антиохийское подворье, тогда очень популярное, где собиралась верующая интеллигенция. Моим духовным наставником стал отец Владимир Волгин, тоже друг Катюши».
О том, что ушла из профессии, актриса не жалеет: «Вы знаете, чем дальше от нее отхожу, тем меньше хочется о ней вспоминать и ею заниматься. Хотя я очень любила свою профессию, любила играть в театре. А вот в кино сниматься не любила, делала это исключительно ради того, чтобы получить большую известность, заработать денег – одним словом из чистого расчета. Без кинематографа актеру ну никак творческой карьеры не сделать и признания не добиться».
В 1996 году Васильева вернулась в кинематограф, сыграв в телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» королеву Екатерину Медичи, затем появилась в картине Валерия Приёмыхова «Кто, если не мы».
Екатерина Васильева в фильме «Королева Марго»
В 2000-е нередко появлялась в телесериалах. В 2001-м получила Приз XII-го кинофестиваля «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Софьи Ивановны в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». В 2009-м была удостоена звания «Лучшей актрисы года» на III-м Международном кинофестивале «Русское зарубежье» (Москва) за роль в исторической драме «Кромовъ».
Теперь Васильева весьма скрупулезно относится в выбору ролей, а разрешение на съемки спрашивает у своего духовного отца.
Летом 2021 года стало известно, что Екатерина Васильева приняла монашеский постриг.
Екатерина Васильева в программе «Наедине со всеми»
Рост Екатерины Васильевой: 176 сантиметров.
Личная жизнь Екатерины Васильевой:
Екатерина Васильева и Сергей Соловьёв
второй муж Екатерины Васильевой Михаил Рощин с сыном Дмитрием
Сейчас Екатерина Сергеевна работает казначеем церкви храма святого Антипы, настоятелем которого является ее сын.
Фильмография Екатерины Васильевой:
Озвучивание Екатерины Васильевой:
последнее обновление информации: 26.08.2021




















