биография елены камбуровой певицы
Елена Камбурова
Имя: Елена Камбурова (Elena Kamburova)
Отчество: Антоновна
День рождения: 11 июля 1940 (81 год)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Новокузнецк, Кемеровская обл.
Карьера: певица, актриса
Семейное положение: не замужем
Биография Елены Камбуровой
Детство и юношеские годы
Родители любили музыку и часто устраивали импровизированные домашние концерты. Мама пела, отец тихо перебирал струны гитары и вторил ей в унисон, а Лена и ее брат слушали, затаив дыхание. Несмотря на то, что у девочки самой был прекрасный голос, она никогда не подпевала родителям – стеснялась, хотя в глубине души всегда мечтала стать артисткой.
Ее первое сольное выступление состоялось только в десятом классе и закончилось полным провалом: она хотела выйти на сцену как в кино – выбраться из зрительного зала, начав петь на ходу.
После этого она еще два года не решалась петь на публике, но природный талант все-таки взял свое, и девушка постепенно преодолела робость и застенчивость.
К тому времени семья уже перебралась на Украину, в город Хмельницкий, где Елена окончила среднюю школу. Не решившись подать документы в театральный, Камбурова стала студенткой Киевского института легкой промышленности, в котором проучилась два года. Осознав со временем, что выбрала неправильный путь, Елена все-таки отправилась в Москву и попробовала поступить в Щукинское училище.
Первая попытка не увенчалась успехом, но девушка не вернулась домой, а устроилась работать маляром на стройку.
Путь к успеху
Также в ее репертуаре были детские песенки на стихи Агнии Барто, а в 1973 году в сотрудничестве с композитором Яковом Дубравиным вышла ее пластинка «Песенка за песенкой», в которую вошли 8 композиций.
Личная жизнь Елены Камбуровой
Камбурова ведет довольно замкнутый образ жизни и предпочитает не афишировать свои личные отношения. С первым мужем, музыкантом Кириллом Акимовым, Елена познакомилась еще в цирковом училище и прожила шесть лет.
Вторым супругом Камбуровой стал певец Алексей Воскресенский, но и с ним артистке не удалось построить крепкую семью.
Елена Камбурова
Елена Антоновна Камбурова. Родилась 11 июля 1940 года в Сталинске (ныне Новокузнецк). Советская и российская певица и актриса. Народная артистка России (1995).
Елена Камбурова родилась 11 июля 1940 года в Сталинске, позже переименованном в Новокузнецк.
Ее детство прошло в Хмельницком на Украине, куда переехала семья.
В то время Камбурова мечтала стать актрисой, увлекалась поэзией.
Однако после школы поступила в Киевский институт легкой промышленности. Через два года все-таки рискнула поступать в театральное училище имени Б.В. Щукина. Но не прошла третий тур.
Чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.
Песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену.
Елена Камбурова в молодости
Шестидесятые годы — время необычайного подъёма интереса к поэзии, поэтические вечера собирали тогда стадионы. И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьёзном и сокровенном.
С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Поэзия — один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии.
Судьба свела её с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе, они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар — песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского. Вместе с Ларисой Критской на фирме «Мелодия» в 1970 году был записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. В него вошли песни Критской на стихи Левитанского, песни Таривердиева и Саульского на стихи Г.Поженяна, Ю.Кима и др. С Ларисой Критской Елена Камбурова сотрудничает и по сей день.
В начале 70-х в результате работы с композитором Микаэлем Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна (среди которых, ставшая своего рода автографом певицы песня «Я такое дерево. », о неотъемлемом праве на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств) и цикл на стихи А. Вознесенского по мотивам романа Э. Хемингуэя под названием «Прощай, оружие».
Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учётом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений.
В 1970 году вышел фильм-концерт «Монолог» с Еленой Камбуровой.
С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. Так, вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ века. Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая — «Сохрани мою речь навсегда» на стихи Осипа Мандельштама.
Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а её концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву. Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить. Вместе с Владимиром Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», на нём собраны песни Дашкевича на стихи Ф. Тютчева, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Маяковского и др.
Булат Окуджава отозвался об этой работе так: «Природа позаботилась о её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова».
В 1986 году на фирме «Мелодия» была записана пластинка Камбуровой под названием «Да осенит тишина» (в это же время в её концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в котором певица предложила слушателям взгляд на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл песен, включающий в себя и русские народные песни, и авторские баллады, написанные на исторические темы.
Среди зарубежного репертуара Елены Камбуровой следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия — Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре. Как посвящение французским единомышленникам Елена Камбурова выпустила отдельную программу «Ты видишь, я помню. », в которой звучат песни Франции от средневековья до наших дней.
Дружила с Фаиной Раневской. Она об этом рассказывала: «Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской — одно из таких чудес. На радиостанции «Юность» я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу — и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привел меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало я пришла в её опустевшую квартиру и увидела что в Таганрог, где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи. Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф, театральной звезде начала века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин. Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо»».
Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актёрское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром».
Её голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в 100 кинофильмов и мультфильмов — Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ.
Среди её закадровых работ в кино — «Пассажир с Экватора», «Пони бегает по кругу», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Однажды двадцать лет спустя», «Гардемарины, вперед!», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др.
В 1974 году исполняла главную песню «Мальчишки и девчонки» для Киножурнала «Ералаш», а в 1988 году — колыбельную «Спи, моя радость, усни» в передаче «Спокойной ночи, малыши».
Среди актёрских работ певицы роли в фильмах-концертах «Монолог» (1970), «Прощай, оружие» (1972), «Поет Елена Камбурова» (1984), «Мой театр» (1989), в художественных фильмах — «Театр неизвестного актёра» (1976), «Клоун» (1980), «Воспоминание» о Владимире Высоцком (1986), «Мой нежно любимый детектив» (1986) и других.
С 1992 года Елена Камбурова — художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. Первым опытом в театре стал спектакль «Игра снов» (режиссёр В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро.
Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как она может переходить в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, так наряду с «Игрой снов» существует и озорной, лукавый спектакль по страницам американских мюзиклов. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе и для детей.
В 2015 году Театр Музыки и Поэзии получил театральную премию «Хрустальная Турандот» в номинации Музыкальное оформление за спектакль «Тишина за Рогожской заставою», премию получали музыкальный руководитель театра Олег Синкин и режиссёр и музыкант Александр Марченко.
Помимо своих спектаклей и концертов, экспериментов с песенным материалом, театр предоставляет свою сцену «смежным жанрам» — на сцене театра проходят также моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления камерных джазовых коллективов, концерты авторской песни и др.
Певица много гастролирует по России и за рубежом: с огромным успехом проходят её концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, Швеции.
С Еленой Камбуровой постоянно на сцене её музыканты: лауреат Всероссийского конкурса пианистов, заслуженный артист России Олег Синкин, дипломант международного конкурса классической гитары в Брюсселе Вячеслав Голиков.
С начала 2000-х годов певица принимает активное участие в защите животных. Была председателем общественного совета по созданию первого памятника бродячей собаке «Сочувствие».
В 2006 году Камбурова была награждена Орденом Дружбы. При получении награды актриса обратилась к президенту с просьбой принять закон о защите животных от жестокого обращения, добавив: «Это будет лучшей защитой чести и достоинства человека».
В июне 2008 года певица участвовала в митинге на Пушкинской площади в Москве в защиту бездомных животных. В январе 2010 года Камбурова стала инициатором письма к мэру Москвы с предложением о введении должности уполномоченного по правам животных в столице.
Мечта Елены Камбуровой — построить гостиницу для бездомных животных.
Личная жизнь Елены Камбуровой:
Первый муж — Кирилл Дмитриевич Акимов, композитор, концертмейстер.
Второй муж — Алексей Воскресенский, актёр и певец.
Фильмография Елены Камбуровой (вокал):
Фильмография Елены Камбуровой:
Елена Камбурова
Биография
Елена Антоновна Камбурова – самобытная певица с широким голосовым диапазоном и прекрасным музыкальным вкусом. Она выступает не только на сцене, но и участвует в «пении за кадром». Именно ее голосом поет всем известный Сыроежкин – герой картины «Приключения Электроника».
Детство и юность
Елена Камбурова родилась за год до Великой Отечественной войны в Сибири. Ее отец, Антон Семенович Камбуров, по национальности крымский грек, работал инженером, а мама, Лидия Марковна Захарова, была педиатром. В семье воспитывался еще брат Елены, Владимир, который пошел по стопам отца.
Елена Антоновна в детстве не интересовалась родословной, но в дальнейшем она узнала много информации о своем генеалогическом древе. Некоторые из ее предков были священниками, которых с приходом советской власти подвергли репрессиям, учителями, писарями.
Родители Леночки любили музыку: мать пела низким тембром, а отец подыгрывал ей на гитаре. Сама девочка в детстве не пела и не выступала, но в мечтах грезила о том, что станет драматической актрисой.
Школу Елена окончила в Украине, куда переехали Камбуровы вскоре после окончания войны. Когда были сданы последние экзамены, она подала документы в институт промышленности города Киева. Там Елена проучилась два года. В молодости она была слишком стеснительна и не решилась сразу на поступление в театральный институт. Но мечта звала за собой, и в 1959 году девушка отправилась покорять столицу.
Несмотря на то, что на вступительных экзаменах в Щукинское училище Елену отметили такие мэтры советской сцены, как Цецилия Мансурова и Борис Захава, ее не взяли на курс по причине невероятной самобытности. Подумав, упрямая абитуриентка остается в Москве, но для того, чтобы выжить, она устраивается работать маляром.
Музыка
Через год Елена Камбурова поступила в цирковое училище города Москвы, на курс Сергея Андреевича Каштеляна. Маэстро воспитал целую плеяду артистов эстрады, которые были известны в 60-е годы в Советском Союзе. Позже Елена окончила ГИТИС по той же специальности. Именно ее первый учитель направил Камбурову по пути эстрадного пения, подарив ей сборник произведений Новеллы Матвеевой, который наряду с песнями Булата Окуджавы, такими как «Любовь и разлука», стал визитной карточкой молодой певицы.
Уже в ранние годы Елена стала популярной молодежной певицей. Эту славу она снискала, участвуя в устных журналах того времени. Многочасовые выступления, которые проходили на площадках университетов или библиотек, собирали ораторов, выступавших с разными темами. В эти же годы талантливая певица познакомилась с Микаэлом Таривердиевым и Ларисой Критской, с которыми она сотрудничала затем на протяжении всей жизни.
В конце 60-х Елена и Лариса подготовили целый цикл песен, который вышел отдельным диском на студии звукозаписи «Мелодия». Впервые на телевидении молодая певица появилась в 1970 году в автобиографическом телефильме «Монолог».
70-е годы ознаменовались расцветом творчества Елены Камбуровой. Она раскрылась как разносторонне увлеченная личность. В репертуаре Камбуровой появились романсы композитора Владимира Дашкевича на стихи русских авторов начала XX века: Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой. Композитор и певица записали две сюиты на стихи Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Эти произведения обрели новое звучание с началом эпохи гласности, когда о репрессиях и расстрелах можно будет говорить открыто. Не раз в начале 90-х годов сюиты прозвучали со сцены концертного зала Московской консерватории.
Открыла для себя певица и стихи зарубежных авторов, таких как Жак Брель и Лео Ферре. Они легли в основу ее музыкального цикла «Ты видишь, я помню…». Впервые певица выстроила свое выступление в виде песенного спектакля. Елена Антоновна взялась за исполнение классики: романсов и песен Франца Шуберта, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского. Эти академические произведения по-новому прозвучали в ее исполнении. Своим непредвзятым видением артистка разрушила сформировавшиеся стереотипы в отношении восприятия произведений русской классики – циклов «В детской» и «Песни и пляски смерти».
В 1997 дискография артистки пополнилась альбомом «Дрема», куда вошли русские колыбельные». Среди них – «Зеленая карета», «Осенний блюз», «Умка».
В годы ослабления советского режима Елена Камбурова выступала за рубежом, где публика принимала ее с восторгом. Певица объездила со своими программами Европу, побывала в Северной Америке и Израиле.
Неизменными спутниками артистки в ее музыкальных путешествиях всегда были пианист Олег Синкин, который стал ее верным концертмейстером, и гитарист Вячеслав Голиков. Оба музыканта окончили Московскую консерваторию, лауреаты международных музыкальных конкурсов.
Фильмы
Особой строкой в биографию певицы вписан кинематограф. С ним у Елены Камбуровой давние и тесные взаимоотношения. Помимо того, что она снялась в нескольких картинах, таких как «Театр неизвестного актера», «Воспоминание», «Клоун», «Мой нежно любимый детектив», Елена Антоновна озвучила более 100 фильмов различных жанров.
Голосовой диапазон позволял артистке петь голосами детей, волшебных или смешных героев. Поэтому в фильмографии артистки большое количество разноплановых картин, где ее голос можно услышать в музыкальном сопровождении. Среди них такие: «Приходи на меня посмотреть», «Пассажир с “Экватора”», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», «Мой нежно любимый детектив». Также Елена Камбурова озвучила персонажа Сергея Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника». А Елена Шуенкова озвучивала его копию – Электроника.
Зрителям запомнилась ее работа в приключенческой ленте «Гардемарины, вперед!». Режиссеру Светлане Дружининой удалось собрать уникальный певческий коллектив. Дмитрий Харатьян спел за себя и за Сергея Жигунова. Михаил Боярский исполнил песню о любви «Голубка». Прекрасная Елена Камбурова вместе с Олегом Анофриевым прозвучала в композиции «Разлука», она же озвучила все песни за героиню Татьяны Лютаевой.
А в фильме «Женская логика» Елена Камбурова исполнила романс «Говорят, бабий век – сорок лет». Ее трогательный вокал проникает в самую глубину сердца.
Голос Камбуровой стал самым востребованным на телевидении. Без нее не обходились выпуски «Ералаша», и даже песня из любимой всеми детьми «Спокойной ночи, малыши!» на мелодию Моцарта была спета популярной исполнительницей.
В 2017 народная артистка России стала гостьей передачи «Наедине со всеми». В рамках интервью артистка рассказала ведущей Юлии Меньшовой о своей карьере, взлетах и падениях, отношениях с коллегами.
Театр
90-е годы внесли свои коррективы в творческую жизнь страны. Госзаказов практически не осталось, актеры сидели без работы. Но такая обстановка только подстегнула талантливую личность и подтолкнула Елену Антоновну к созданию собственного Театра музыки и поэзии.
В наше время этот театр не только не ушел в небытие, но и стал одной из эталонных камерных сцен Москвы. Театр Камбуровой дал старт талантливым российским шансонье, таким как певица и композитор Ульяна Ангелевская, которая проработала в коллективе более 10 лет.
Первый сезон театра открылся спектаклем «Игра снов», в котором певица выступила в новом для себя амплуа – лирического героя Пьеро. Помимо современной поэзии, в труппе ставят большое количество греческих трагедий. Так, в спектакле «Антигона» Елена Антоновна сыграла все роли трагедии, что стало для нее новым опытом.
Елена Камбурова на репетиции спектакля «Маленький принц. Полёт в одном действии»
В репертуаре театра несколько десятков спектаклей. Среди них наиболее известны: «Капли датского короля», «Софокл. Антигона», «На свой необычный манер», «Снился мне сад…», «Сны поэта Левитанского», «Вот вам, в сотый раз, Россия…», «Победа. Реквием».
В 2015 году коллективу театра за работу «Тишина за Рогожской заставою» была вручена награда «Хрустальная Турандот» в номинации за лучшее музыкальное оформление спектакля.
Значимым проектом Елены Камбуровой стала ее совместная с Никитой Высоцким программа «Дорога поперек судьбы», которая посвящена жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Со сцены артисты представили публике известного поэта-песенника, его письма, стихи, музыку.
Личная жизнь
О личной жизни певицы Елены Камбуровой известно мало. Она не афиширует свои отношения с мужьями, эта тема закрыта на всех интервью артистки, нет в СМИ и фото семьи Елены Антоновны.
Известно, что первым мужем певицы был композитор и пианист Кирилл Дмитриевич Акимов. Они познакомились еще во время поступления Елены Антоновны в цирковое училище. Прожили супруги вместе всего шесть лет. Вторым мужем певицы стал ее коллега Алексей Воскресенский. Детей у нее не было ни в первом, ни во втором браке.
Елена Камбурова сейчас
В январе 2020 года Елена Камбурова стала гостьей программы «Привет, Андрей!». Это было первое появление народной артистки на телевидении за долгое время. На шоу также присутствовали актрисы Елена Соловей и Елена Проклова.
Лето Елена Антоновна провела на самоизоляции под Коломной. Это время она посвятила чтению и размышлениям. А в июле знаменитая артистка отпраздновала юбилей. Ей исполнилось 80 лет.
4 сентября в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой состоялась премьера спектакля «Маленький принц. Полет в одном действии». Артистка этой постановкой, можно сказать, возвращается к самому началу, к своей дебютной песне в кино. Эта композиция звучит в самом конце спектакля. А начинается постановка тем, что Елена Камбурова предстает перед зрителями в образе летчика. Затем она меняет свои амплуа, впечатляя зрителей актерским мастерством.
В этом же году Елена Антоновна выпустила книгу «Совсем другая песня». В ней она рассказывает читателю прежде неизвестные стороны личной жизни и творческой судьбы.
17 февраля 2021 года в репертуар Театра музыки и поэзии вернулся спектакль «Двенадцать. Опера». Постановка была посвящена столетию со дня смерти Александра Блока. В исполнении Елены Камбуровой, а также других артистов прозвучали опера Владимира Дашкевича по поэме Александра Блока и фрагменты вокальной симфонии «Солдатский реквием».
Сейчас артистка играет и в других спектаклях. Среди них «Terra Гуэрра. Каприччио», «Снился мне сад», «Победа. Реквием», «Нелепо. Смешно. Безрассудно». На сайте театра можно узнать информацию обо всех грядущих постановках. Там также можно купить билеты.
В январе Елена Антоновна выразила соболезнования в связи со смертью Бориса Грачевского, основателя тележурнала «Ералаш», к которому она исполнила заглавную песню.
«Хотя у нас с Борисом Юрьевичем не настолько были тесные отношения, но знаю, что он был хорошим человеком», – отметила артистка.
Елена Антоновна Камбурова
Фото Все
Видео Все
Елена Камбурова. Мой герой
Главная роль. Елена Камбурова. Эфир 21.10.2020
Елена Камбурова — биография
Елена Камбурова – замечательная исполнительница с безупречным музыкальным вкусом, широким голосовым диапазоном. Долгие годы она занималась озвучиванием кинофильмов, мультипликационных фильмов. В 90-е годы прошлого века Камбурова стала основателем и руководителем Театра Музыки и Поэзии.
Елену Камбурову называют символом шестидесятников, когда поэзия и бардовская песня была в большой цене. Своим творчеством певица и актриса сумела заслужить любовь и признательность миллионов советских людей. Голосом Елены Камбуровой разговаривают герои самых любимых мультиков, поют многие известные актрисы.
Детство и образование
Елена Камбурова родилась в Новокузнецке 11 июня 1940 года. Ее родители были интеллигентными, образованными людьми из хороших семей. Отец, Антон Семенович, занимал должность инженера. Мама будущей исполнительницы работала детским врачом. В семье росло двое детей, Владимир, брат певицы, выбрал профессию инженера.
С Леной с самого начала все было непросто. С раннего детства ей хотелось стать драматической актрисой, но она никогда не делилась своими мечтами с родителями. Зато ей очень нравилось слушать, как поет мама. У Лидии Марковны был очень красивый низкий голос, а Антон Семенович великолепно аккомпанировал ей на гитаре. Такие домашние концерты были частыми в доме Камбуровых, но девочка стеснялась принимать в них участие.

В раннем детстве она еще не понимала, насколько важна для человека его родословная. Но в подростковом возрасте девочка постаралась как можно больше узнать о своих родственниках. Ее отец по национальности был крымским греком. В роду будущей певицы было немало интересных, образованных людей, ее родственники занимали должности писарей, учителей. Было и несколько священников, репрессированных в годы Советской власти.
Когда окончилась война, дружное семейство Камбуровых переехало жить на Украину. Получив аттестат зрелости, девушка поступила учиться в Киевский институт промышленности. В душе она мечтала о совсем другой специальности, но закомплексованность не позволила Елене воплотить свои идеи в реальность. Она уже тогда считала себя «неформатом», человеком, непохожим на других. Ей хотелось быть актрисой, но Елена прекрасно видела, как она отличается от девушек, востребованных в этой профессии.
У нее не было кукольного личика, зато было прекрасное лицо с сияющими лучезарными глазами, и изумительный голос. Но Камбурова считала, что этого ничтожно мало, чтобы стать актрисой. Два года она потратила на обучение в институте, пока не поняла, что предавать собственную мечту не стоит. Девушка бросила ВУЗ, отправилась в Москву. Ее целью было обучение в Щукинском училище.

Приемная комиссия посчитала эту девушку чересчур самобытной, настоящим «неформатом», над которым придется слишком долго трудиться. В училище ее не приняли, и чтобы как-то закрепиться в столице, девушка пошла работать на стройку разнорабочим. Хрупкая, субтильная Елена явно не рассчитала собственные силы, на стройке ей приходилось очень нелегко. И только поддержка товарищей помогла ей выжить в самый тяжелый в ее жизни год.
Через некоторое время ее назначили на новую должность, Камбурова стала помощником каменщика. Сам каменщик, которого звали Михаилом, был прекрасным специалистом. А еще он был очень увлечен оперой, имел хороший голос, постоянно напевал арии из опер. Так прошел год, по окончанию которого Елена вновь стала студенткой. Но теперь она уже не решилась покорять приемную комиссию Щукинского училища. Девушка отнесла документы в цирковое училище, стала учиться на эстрадном отделении.
Камбурову записали в мастерскую С. А. Каштеляна. Этот знаменитый педагог в свое время вывел на сцену целую плеяду эстрадных звезд, блиставших на подмостках в 60-е годы прошлого века. Эстрадное отделение было новым проектом циркового училища. Педагоги и сами не слишком понимали, чему они должны обучать студентов, и на всякий случай передавали им все свои умения и навыки. И это было просто здорово – Елена с удовольствием обучалась художественному слову, пению, актерскому мастерству у лучших мастеров того времени.
Внимательные педагоги циркового училища высоко ценили талант студентки Камбуровой. Ее первый учитель выбрал правильное направление для развития способностей своей ученицы, он предложил ей заняться эстрадным пением. Настольными книгами Елены в то время были сборник произведений Матвеевой и песни Окуджавы. Стихи этих поэтов были очень близки начинающей певице, они отражали состояние ее души.
В 60-е годы жители Советского Союза, независимо от их возраста, очень увлекались поэзией, бардовской песней. Популярность Елены Камбуровой выросла на гребне любви к этим видам искусства. Молодежная исполнительница стала известной после участия в устных журналах. В университетах и библиотеках проходили многочасовые выступления, воодушевлявшие восторженных слушателей. В годы оттепели искреннее слово, задушевная песня звучали особенно свежо, были особенно актуальными.
В этот период Камбурова познакомилась с Ларисой Критской, Микаэлом Таривердиевым, с которыми в дальнейшем ее связывало многолетнее сотрудничество. Критская и Камбурова в конце 60-х годов записали пластинку на студии «Мелодия». Это был целый цикл песен, который пользовался большой популярностью у советских людей. В 1970 году Елена Антоновна впервые появилась на телевидении, зрители увидели ее телевизионном фильме-автобиографии «Монолог».
Пик творческого расцвета
Критики и ценители высокого искусства считают, что расцвет творчества Камбуровой наступил в 70-е годы. Именно в тот период она сумела раскрыться как разносторонне увлеченная личность. Сотрудничество с композитором Владимиром Дашкевичем было очень плодотворным. Камбурова пела романсы на стихи В. Маяковского, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Было записано и две сюиты на произведения Мандельштама и Ахматовой.

Сюиты сильно опережали время. Через 20 лет, когда наступило время гласности и о репрессиях и расстрелах стали говорить открыто, эти произведения много раз звучали в концертном зале Московской консерватории.
Поэзия зарубежных авторов тоже привлекает исполнительницу. Она увлекается творчеством Л. Ферре, Барбары, открывает для себя стихи французских поэтов, живших в период Средневековья. Французская поэзия лежит в основе музыкального цикла Камбуровой, получившего название «Ты видишь, я помню…». Тогда певица впервые построила свое выступление в виде песенного спектакля. В указанный период Елена Антоновна живо интересовалась классикой, исполняла романсы и песни П. Чайковского, Ф. Шуберта, М. Мусоргского.
Самобытная актриса по-новому интерпретировала академические произведения. Ее всегда отличало непредвзятое видение, с помощью которого Камбурова сломала сложившиеся стереотипы по отношению восприятия русской классики. Циклы «Песни и пляски смерти», «В детской» в ее исполнении звучали совсем по-другому. В те годы артистка часто бывала за границей. Зарубежная публика относилась к ее выступлениям очень тепло. Она объездила всю Европу, побывала в Израиле, Северной Америке.
В гастрольные поездки вместе с Камбуровой всегда выезжал Олег Синкин, пианист и концертмейстер, гитарист Вячеслав Голиков. Эти выдающиеся музыканты, лауреаты международных конкурсов в свое время получили блестящее образование в Московской консерватории.
Карьера в кинематографе
Елена Антоновна с молодости была тесно связана с кинематографом. Она снялась в целом ряде фильмов – в «Театре неизвестного актера», «Воспоминании», «Клоуне», в киноленте «Мой нежно любимый детектив». Кроме того, актриса занималась озвучиванием кинокартин, принадлежавших к разным жанрам. Этих фильмов – более сотни.
В картинах Елена Антоновна пела детскими голосами, озвучивала волшебных и смешных персонажей. Голос Камбуровой мы слышим в музыкальном сопровождении к знаменитым фильмам. Среди них — «Раба любви», «Приключения Электроника», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», другие известные картины.
Следует сказать особое слово о фильме «Гардемарины, вперед!», в создании которого принимала непосредственное участие Елена Антоновна. Режиссер Светлана Дружинина поработала на славу, собрала необыкновенно талантливый певческий коллектив. Здесь работал Дмитрий Харатьян, исполняя композиции за себя и Жигунова. Песня о любви досталась Михаилу Боярскому, Камбурова и Анофриев пели композицию «Разлука». Кроме того, Елена исполнила все песни за героиню, которую сыграла Татьяна Лютаева.
Многие критики считают голос Камбуровой самым востребованным на телевидении. Она принимала участие в создании многих выпусков «Ералаша», пела композицию для программы «Спокойной ночи, малыши», созданную на мелодию Моцарта.
Основание театра
В 90-е годы многие актеры остались не у дел. Но это не коснулось Елены Антоновны, которая занялась созданием собственного Театра Музыки и Поэзии. За 25 лет работы этот проект стал очень успешным. Его называют образцом камерной сцены столицы. В репертуаре театра – более трех десятков спектаклей.

Здесь играют греческие трагедии, спектакли, основанные на произведениях современных поэтов. В 2015 году коллектив театра получил заслуженную награду – «Хрустальную Турандот» за лучшее оформление спектакля. Театр Камбуровой стал настоящей кузницей молодых кадров, дал дорогу в жизнь целой плеяде талантливых шансонье, среди которых на первом месте стоит Ульяна Ангелевская.
Личная жизнь
Елена Антоновна дважды выходила замуж. Ее первым супругом стал Кирилл Акимов, пианист и композитор. Семейная жизнь творческой четы была недолгой, через шесть лет супруги расстались. После Камбурова вышла замуж за своего коллегу, Алексея Воскресенского. Второй брак исполнительницы тоже не стал счастливым, супруги расстались.

Возможно, все это происходило потому, что своим главным предназначением певица всегда считала работу. Детей у нее не было ни в одном браке. Певица с большой любовью относится к домашним животным, особенно ей нравятся собаки. Она считает этих животных настоящими символами верности, преданности и огромной любви к людям.




















