биография елены петровны блаватской
Елена Петровна Блаватская
Фото Все
Видео Все
Тайны времени Елена Блаватская.
Елена Петровна Блаватская (фильм Олега Мартынова, Москва 2018 год)
Елена Блаватская — биография
Елена Блаватская – русская дворянка, гражданка Соединенных Штатов Америки, литератор, публицист, путешественница, спиритуалист, оккультист, религиозный философ, основательница теософского направления.
Она росла необычной девочкой. В ее жилах текла немецкая кровь ее отца, французская и русская матери. Это слияние разных кровей девочка чувствовала очень остро, ей иногда казалось, стараниями потусторонних сил ее организм наполняется каким-то дьявольским зельем, и она превращается в своеобразный «полигон» для его испытания. Елена Блаватская, самая загадочная женщина 19-го века, прожила невероятную жизнь, окутанную тайной, загадками и мифами. «Русский сфинкс», открывший миру Тибет, и «соблазнивший» запад восточной философией и оккультными науками. Для одних она – пророк и медиум, для других – мошенница и аферистка. Даже время не расставило все по местам, споры о ее личности ведутся до сих пор.
Детство
Родилась Елена Блаватская (урожденная Ган) 31 июля (12 августа по новому стилю) 1831 года в Екатеринославе (Днепропетровск, сейчас Днепр). Отец – офицер конной артиллерийской батареи, полковник Петр Ган имел немецкие корни. Мама – Елена Ган (в девичестве Фадеева), романистка. Ее называли «русской Жорж Санд». Дедушка по материнской линии – саратовский губернатор А. Фадеев, бабушка – княгиня Елена Долгорукая, прадед – генерал-майор князь П. Долгоруков. Елена родилась недоношенной, на восьмом месяце беременности. Перед самым рождением дочери Елена переболела холерой, и это было просто чудо, что и она и дочь выжили. Матери не стало в 1842 году, когда девочке исполнилось 11 лет, и она выросла в доме своего деда в Саратове.

Девочка сильно отличалась от других детишек своего возраста, с ранних лет она понимала, что обладает какими-то необычными способностями. Леля, как называли ее дома, была уверена, что она медиум. Обучение давалось ей очень легко, особенно нравилось заниматься иностранными языками, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Со временем Леночка стала прекрасной наездницей.
Еще в молодости к ней приходили невероятные видения, она слышала звуки, недоступные для других. Зачастую Лена говорила об индусе, которого звали Хранителем. С помощью этого персонажа ей удавалось избежать различных неприятностей, он как будто бы оберегал ее от зла и невзгод.
Творчество и учение
В 1851 году Елена переехала в Лондон, где встретила Морию – восточного посвященного из раджпутов. Он был очень похож на Хранителя, индуса, приходившего к ней во время ночных видений. Именно он познакомил ее с тайными знаниями, которые впоследствии сыграли основную роль в ее биографии. Прошло немного времени, и «вооруженная» новыми знаниями Блаватская, отбыла в Канаду на пароходе. Ее путь лежал на Тибет, по дороге Елена побывала в Южной Америке, Мексике, посетила Вест-Индию и Цейлон.

С первой попытки попасть в желанное место у женщины не получилось. Второй раз Елена собралась на Тибет только в 1853-м. Вместе с отрядом поселенцев Блаватская сумела преодолеть Скалистые горы, но свою цель так и не достигла. Не увенчалось успехом и третье путешествие, через Японию женщина тоже не смогла добраться до Индии. Только после поездки в Кашмир и Ладакх, упорная дама смогла достичь Тибета. По приезду она полностью погрузилась в изучение оккультных наук.
В Европу Елена вернулась только в 1858-м, потом переехала в Россию. По возвращению она всячески способствовала распространению спиритизма, вскоре все петербургское высшее общество было посвящено в таинство обряда. В 1860 году Блаватская отправилась в путешествие по Кавказу, растянувшееся на три года. Ее одолевал духовный кризис, женщине нужно было найти способ «обуздать» свои экстраординарные способности. После этого она побывала в Турции, Греции, Египте, на Ближнем Востоке, в Париже и Одессе. В 1873-м Елена Блаватская добралась до Нью-Йорка.

С помощью махатм Елене удалось справиться со своими способностями, и она принялась работать над теософией, своеобразным синтезом религии, философии и науки. Это учение бросило вызов общепринятым правилам того времени. В Европе и Штатах интерес к эзотерике рос с каждым годом, и с помощью новых веяний, творчество Блаватской вызывало невероятный ажиотаж. Елена Блаватская, адвокат Уильям Куан Джадж и юрист Генри Стил Олкотт стали организаторами нового теософского движения. Его цель – объединить и распространить информацию о законах, управляющих Вселенной.
В издательстве J.W.Bouton’a вышла первая книга Блаватской, которую она назвала «Разоблаченная Изида». Весь тираж в количестве одной тысячи экземпляров, разошелся в течение двух дней. Ее работа удостоилась только наивысших похвал, причем не только у интеллигенции, но и критиков, и представителей оккультизма. В 1878-м Елена Блаватская стала гражданкой США, она была первой из женщин, кто осмелился на такой решительный шаг. В 1879 году штаб-квартиру Теософского общества было решено перевезти в Бомбей. Там Елена встретила Алфреда Перси Синнетта, редактора издания The Pioneer, и вскоре стала автором еще одной книги – «Из пещер и дебрей Индостана».

Елена помогла Синнетту наладить переписку с двумя учителями – Морией и Кут Хуми, которая длилась с 1880-го по 1884-й годы. Эти диалоги спустя много лет вышли отдельным изданием, получившим название «Письма Махатмы А.П.Спиннетту».
В 1879 году Елена создала журнал «Теософист» и заняла в нем кресло редактора. На то время движение, созданное ею, обрастало многочисленными поклонниками. Через год Блаватская и Олкотт отправились на Цейлон, женщина приняла буддизм.


В результате заговора, случившегося а Адьяре в те годы, Блаватская была обвинена в мошенничестве. Отстоять свое честное имя женщине не удалось, и в 1885-м она окончательно уехала в Европу. Больше она в Индии так и не была. Лондон тоже начал свои расследования, результатом которых стало признание Блаватской мошенницей и российской шпионкой.
Из Германии Елена переехала в Бельгию, потом оказалась в Великобритании. Она жила в доме теософов, там же обосновалась и ее ложа, распространявшая идеи оккультизма. В 1887-м вышел первый номер журнала «Люцифер», спустя год писательница опубликовала первые два тома своей книги «Тайная доктрина». В книге затрагивались темы мифологии и символики религий, теория возникновения Вселенной, происхождение человека и путь его эволюции.

Одновременно с этим открылась секция, где Елена читала курс лекций по эзотерической философии. В 1889 году одно из лондонских издательств выпустило три книги Елены Блаватской – «Книга золотых правил», «Голос безмолвия», «Ключ к теософии».
Личная жизнь
По меркам того времени Елена вышла замуж как раз вовремя, в восемнадцать лет. Ее избранником оказался 40-летний вице-губернатор Эриванской провинции Никифор Блаватский. Но это замужество было всего лишь предлогом вырваться из-под опеки родных и близких, жить с мужем она совершенно не планировала. Прошло всего три месяца с момента заключения законного брака, как Елена сбежала из дома за границу. Она не располагала собственным капиталом, поэтому жила на деньги отца, регулярно высылавшего ей переводы.
В 1875 году Елена заключила фиктивный брак. Ей нужно было получить гражданство США, и замужество оказалось самым приемлемым вариантом. Ее новый избранник – грузин Майкл Бетанелли, в свое время переехавший в Штаты. Блаватская развелась с ним через три года после вступления в брак. Настоящее счастье в личной жизни Елена испытала только после того, как в ней появился венгерский оперный певец Агарди Митрович. Она познакомилась с ним в 1850-м, во время пребывания в Константинополе.
По официальной версии, у Елены не было детей. Однако есть мнение, что мальчик Юра, которого она всем представляла, как приемного, приходился ей родным сыном. Он умер в 1857-м, во время переезда в Киев.
Елена Блаватская
Биография
Елена Блаватская – философ-мистик XIX века, эзотерик и автор трудов, которые предсказали некоторые исторические события и научные открытия. Женщина сделала огромный вклад в философию, став создателем последовательного учения о человеке и мироздании, а также основоположником теософского движения. Блаватская также интересовалась оккультизмом, спиритизмом и путешествием душ.
Детство и юность
Елена Блаватская в девичестве носила фамилию Ган. Девочка родилась 31 июля (12 августа) 1831 года на территории современной Украины. Ее родным городом стал Екатеринослав. Несмотря на немецкие корни фамилии, девочка была русской по национальности. Отец ребенка был полковником, а мать – романисткой. Она скончалась, когда дочери было 11 лет. Бабушкой малышки была княгиня Елена Долгорукая. По ее линии корни династии Ганов восходили к Рюриковичам. Внучка воспитывалась в доме дедушки, губернатора Саратовской губернии Андрея Фадеева.
Девочка не была похожа на других детей и о наличии необычных способностей начала рано догадываться. Она считала себя медиумом. Ей также везло в учебе: легко давались иностранные языки, рисование, игра на музыкальных инструментах. Девушка уверенно чувствовала себя в седле.
Уже в молодости Елена рассказывала о необычных видениях и звуках, которые наблюдала только она. В них часто фигурировал индус по имени Хранитель. Персонаж оберегал подопечную от плохих событий.
Личная жизнь
Девушка вступила в брак, когда ей было 18 лет. Она не планировала строить личную жизнь с Никифором Блаватским, 40-летним вице-губернатором Эриванской провинции. Спустя 3 месяца после свадьбы новобрачная сбежала в поисках независимости от родителей и супруга. Оказавшись за границей, девушка жила на деньги, которые высылал отец.
В 1875-м она вступила в брак с Майклом Бетанелли — грузином, переехавшим в США. Фиктивный союз был необходим для получения гражданства. Спустя 3 года состоялся развод. Настоящие чувства Елена испытала лишь рядом с венгерским оперным певцом Агарди Митровичем, знакомство с которым произошло в Константинополе в 1850 году.
Официально детей у Блаватской не было. Но есть сведения, что она родила мальчика Юрия, хоть и выдавала его за приемного сына. Ребенок скончался при переезде в Киев в 1857 году.
Творчество и учение
В 1851-м Елена оказалась в Лондоне, где познакомилась с Морией — восточным посвященным из раджпутов. Облик мужчины был схож с образом индуса из видений. Он посвятил девушку в тайные знания, с которыми оказалась связана вся ее последующая биография. Через некоторое время после судьбоносной встречи исследовательница отправилась на пароходе в Канаду. Стремясь в Тибет, она посетила США, Южную Америку и Мексику, побывала в Вест-Индии и на Цейлоне.
Первая попытка добраться до места оказалась неудачной. Путешественница предприняла вторую уже в 1853 году. Вместе с поселенцами она пересекла Скалистые горы, но вновь не достигла цели. Безуспешным оказалось и путешествие в Индию через Японию. В Тибете Елена оказалась, проехав Кашмир и Ладакх. Здесь женщина посвятила себя изучению оккультных наук.
В 1858 году Блаватская вернулась в Европу, а затем в Россию. На родине философ распространяла спиритизм, посвятив в его таинство петербургское общество. С 1860-го мистик 3 года путешествовала по Кавказу, изнуряемая духовным кризисом и потребностью совладать со своими экстраординарными способностями. Затем следовали поездки в Турцию, Египет и Грецию, на Ближний Восток, в Одессу и Париж. К 1873 году женщина оказалась в Нью-Йорке.
Благодаря махатмам Елена обуздала свои силы и начала работу над теософией. Синтез философии, религии и науки явился вызовом догматам текущей эпохи. В США и Европе царил интерес к эзотерике, и новые веяния способствовали продвижению творчества медиума. Совместно с юристом Генри Стилом Олкоттом и адвокатом Уильямом Куаном Джаджем женщина организовала теософское движение. Целью стало объединение и распространение информации о законах, которые управляют Вселенной.
Издательство J.W. Bouton’a опубликовало первую книгу Елены Блаватской — «Разоблаченная Изида». Тираж в 1 тыс. экземпляров распродали за 2 дня. Труд хвалили представители интеллигенции, критики и околонаучные деятели. В 1878 году писательница получила американское гражданство, став первой женщиной, предпринявшей такой шаг. Через год штаб-квартира Теософского общества переехала в Бомбей. Здесь автор познакомилась с Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты The Pioneer, и написала книгу «Из пещер и дебрей Индостана».
Исследовательница организовала переписку Синнета с учителем Морией и учителем Кут Хуми. Адепты давали ответы на многочисленные вопросы оппонентов с 1880 по 1884 год. Впоследствии диалоги были опубликованы в книге «Письма Махатмы А.П. Спиннетту».
В 1879-м Блаватская инициировала издание журнала «Теософист», где стала редактором. К тому времени к ее движению стали примыкать заинтересованные. Спустя год Елена вместе с Олкоттом приехала на Цейлон и приняла буддизм.
4 года основоположница учения с единомышленниками жила в Адьяре, где обосновалось Теософское общество. По всей Индии возникали его филиалы. К 1884-му здоровье писательницы ухудшилось, она осуществила поездку в Европу. Посетив Париж и Лондон, философ обосновалась в немецком Эльберфельде, где приступила к написанию «Тайной доктрины». В своем труде автор описывала космогенезис и антропогенезис, делала предсказания, рассуждала о путешествии души после смерти и реинкарнации.
В этот период в Адьяре произошел заговор, в результате которого Блаватскую обвинили в мошенничестве. Елене не удалось отстоять честь, и в 1885 году она снова уехала в Европу. Писательница больше не возвращалась в Индию. В ходе исследований, проводившихся в Лондоне, женщину также признали мошенницей, решив, что она занимается шпионажем. Речь шла о России и работе в пользу родины.
Переезжая из Германии в Бельгию, а затем в Великобританию, Елена остановилась в доме теософов. Здесь основали ложу Блаватской и стали распространять ее идеи. К 1887 году организовали журнал «Люцифер». В 1888-м увидели свет два тома «Тайной доктрины». В числе феноменов и явлений произведение рассматривало символику религий и мифологию, теорию появления Вселенной, происхождение и эволюцию человечества.
В том же году состоялось открытие секции, где под предводительством Елены изучали эзотерическую философию. В 1889-м в Лондоне опубликовали книги «Голос безмолвия», «Книга золотых правил» и «Ключ к теософии».
Смерть
Мистик скончалась 8 мая 1891 года. Причиной смерти послужил грипп. Тело женщины предали кремации. Прах эзотерика разделили центры теософии в Лондоне, Адьяре и Нью-Йорке.
Память
Персоне медиума посвященно несколько документальных фильмов, в числе которых «Кто вы, мадам Блаватская?». В память о ней сохранились фото, а последователи учения до сих пор заучивают цитаты основоположницы теории.
Две Елены На свете две Елены жили. Такие судьбы разные но схожие сердца. И имя на двоих одно носили, И истинам одним.
Астрологи, занимаясь исследованием жизни Елены, составляли ее персональные гороскопы релокации и натальные карты, чтобы объяснить события, происходившие в биографии женщины.
Увлекшись философией Блаватской, ее тезка Елена Рерих с супругом, художником Николаем Рерихом, создали движение, посвященное изучению Шамбалы, аффирмаций и медитаций.
После смерти эзотерика некоторые ее произведения были переведены и изданы в формате сборников: «Путь самопознания», «Хроники познания истины» и другие.
Елена Петровна Блаватская
Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn). Родилась 31 июля [12 августа] 1831 года в Екатеринославе, Российская империя — умерла 26 апреля [8 мая] 1891 года в Лондоне, Англия. Религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.
Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ею в качестве «хранителей сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии.
В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».
Позднее штаб-квартира Общества переместилась в Индию, в г. Адьяр, около Мадраса. С 1895 года Общество называется Теософское общество Адьяр.
Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей. Основные сочинения написала по-английски.
Некоторые авторы предполагали у Е. П. Блаватской наличие способностей к ясновидению.
В ходе своей деятельности Блаватская часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве.
Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был видный дипломат своего времени Сергей Григорьевич Долгоруков, брат члена Верховного Тайного Совета при Петре II Алексея Григорьевича Долгорукого. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.
Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755—1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем Кутузова.
Его женой была Генриетта де Бандре дю Плесси, дочь Адольфа Францевича, который командовал армейским корпусом в Крымской кампании. Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Блаватской, получила многостороннее домашнее образование, знала 5 иностранных языков, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом и основателем Геологического общества Родериком Мурчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа.
В 1813 году княжна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии — тайного советника, губернатора Саратова и Тифлиса, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе.
У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей:
старшая дочь — Елена Ган — известная писательница (её называли русской Жорж Санд), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской и Леонида Ган;
сын — Ростислав Фадеев — генерал, военный писатель и реформатор;
дочь Екатерина Андреевна — мать видного русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте;
дочь — Надежда Андреевна, активный член Теософского общества.
Двоюродный брат Блаватской С. Ю. Витте сообщал, что его прадед П. В. Долгоруков во время свадьбы дочери благословил дочь и зятя древним крестом, который, по семейным преданиям, принадлежал Великому князю Киевскому, святому Михаилу Черниговскому. Позже этот крест перешёл к Елене Павловне, а затем и самому С. Ю. Витте.
По линии своего отца — Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов (предков ЕПБ по отцовской линии) к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.
Между тем, до сих пор не найдено никаких документов подтверждающих родство семьи Елены Блаватской с мекленбургскими графами: в послужном списке «Алексей Фёдоров сын Ган» (1751—1815) — дед Елены Блаватской, комендант крепости Каменец-Подольск — указан как происходящий из «Эстляндских жителей, отец его иностранного» подданнства «и был в Эстляндии Крайскомиссаром».
В архивах хранятся бумаги, подтверждающие существование «Крайскомиссара» Иоганна Фридриха (Фёдора) Гана (Johann Friedrich Hahn), родившегося в 1719 году в Нарве и умершего там же 31 мая 1803 года, но в которых ничего не говорится о происхождении и родственных связях семьи. Интересно, что сам Цирков — по женской линии — был причастен роду Ган, но не Иоганна Фридриха, а Иоганна Августа фон Гана (документально не связанному с семьёй Блаватской).
Детство и юность Блаватской
Елена Петровна Ган родилась недоношенной в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе в семье известной писательницы-романистки того времени Елены Андреевны Ган (Фадеева) и офицера конной артиллерийской батареи полковника Петра Алексеевича Гана.
Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Так, через год после рождения Елены семья переехала в Романково (в настоящее время входит в состав Каменского), а в 1835 году — в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера — будущая писательница Желиховская.
Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года. Из Петербурга Елена Петровна с сестрой, матерью и дедом — Андреем Михайловичем Фадеевым, едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами.
В 1838 году мать с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки танцев, а мать стала обучать её игре на пианино.
Весной 1839 года из-за ухудшения здоровья Елены Андреевны семья переехала в Одессу. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая обучала их английскому языку.
В ноябре, после того, как деда — Андрея Михайловича, по одобрению Николая I назначили губернатором в Саратов, к нему переехала Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид.
В 1841 году семья снова возвращается на Украину, а 6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.
После смерти матери дедушка — Андрей Михайлович и бабушка — Елена Павловна, забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Е. П. Блаватская получила солидное домашнее образование.
Любимым местом в доме для Елены стала бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от её отца.
В этой обширной библиотеке Елена Петровна особое внимание уделяла книгам по средневековому оккультизму.
В 1844 году Блаватская ездила в Лондон и Париж обучаться музыке.
Эту версию впоследствии поддержали многие биографы Блаватской. По воспоминаниям А. М. Фадеева и В. П. Желиховской в конце 1847 года давний знакомый Андрея Михайловича — князь Владимир Сергеевич Голицын (1794—1861), генерал-майор, начальник центра Кавказской линии, а позже тайный советник, прибыл в Тифлис и провёл там несколько месяцев, почти ежедневно посещая Фадеевых, часто вместе с молодыми сыновьями Сергеем (1823—1873) и Александром (1825—1864).
В Тифлисе зимой 1848/49 Елена Петровна была помолвлена с человеком намного старше её — вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. Через 3 месяца после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.
Путешествия Блаватской
Следующий период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.
В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия.
А. Н. Сенкевич пишет, что Пётр Алексеевич Ган, отец Блаватской, «не забывал непокорную и свободолюбивую дочь» и периодически высылал ей деньги.
По воспоминаниям князя А. М. Дондукова-Корсакова, Блаватская в 1853 году рассказывала ему, что, после побега от мужа, она через Одессу попала в Константинополь, где в течение года работала наездницей в цирке, и после того, как сломала руку, перебралась в Лондон, где дебютировала в нескольких драматических театрах.
В то же время Л. С. Клейн утверждает, что, прочтя произведения писателя Эдварда Булвер-Литтона, а особенно вышедший в 1834 году роман «Последние дни Помпеи», где велось повествование о культе Изиды в древнем Риме, в 1848 году Блаватская едет в Египет, известный как «страна пирамид, древних культов и тайных знаний, надеясь приобщиться к ним», что потом нашло отражение «в её книге «Разоблачённая Изида» (1877, нов. изд. 1902), полной страстных обличений современной науки и вообще рационализма».
По утверждению американца Альберта Росона, в Каире Е. П. Блаватская встретила его, в ту пору ещё студента, изучавшего искусство.
После смерти Е. П. Блаватской А. Росон, будучи уже почётным доктором права Оксфордского университета, описал их встречу в Каире.
Покинув Ближний Восток, Е. П. Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.
Согласно Л. С. Клейну Блаватская путешествовала по «Греции, Малой Азии, наконец, по Индии (была в пути до 1851 г.) и несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет».
В 1851 году в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Е. П. Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах.
Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передает подробности этого разговора, в котором Мория сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».
По мнению Кеннета Джонсона, на ранние представления Блаватской о Мории и других её оккультных учителях повлияло франкмасонство.
Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году.
Елена Петровна вспоминала, что «пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги — понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года». Хотя, Н. Л. Пушкарёва отмечает, что всё это время путешествий Блаватская жила «на деньги, которые ей присылали родственники». Согласно Н. Л. Пушкарёвой, в 1855 году Блаватская проникла в Тибет, где с помощью Мории прошла первое обучение.
Согласно Колумбийской энциклопедии, Блаватская пробыла в Тибете 7 лет, где изучала оккультизм.
В 1858 году Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам. В России Е. П. Блаватская устраивала спиритические сеансы, пристрастив к этому занятию петербургское общество.
В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево Новоржевского уезда, где Е. П. Блаватская прожила почти год. Пребывание Блаватской в Ругодево закончилось её сильной болезнью, оправившись же от болезни, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке.
В 1860—1863 годах путешествовала по Кавказу.
По данным Л. С. Клейна, Блаватская с 1853 года не путешествовала и на десять лет осела сначала у родных в Одессе, затем в Тифлисе. По его мнению, она продолжила свои путешествия с 1863 года, странствуя по Индии и проникнув в Тибет.
Из России в 1863 году Е. П. Блаватская снова отправилась в путешествие посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы. Л. С. Клейн также отмечает, что «с 1863 г. Блаватская снова в странствиях по Индии, проникает, наконец, в Тибет. На эти странствия уходит ещё десять лет — до 1872 г.».
В это же время, потерпев кораблекрушение, Блаватская смогла добраться до города Каира, где основала своё первое «Спиритическое общество» (фр. Societe Spirite), которое просуществовало недолго.
В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам, посетила Венецию, Флоренцию и Ментан. По данным Нандора Фодора, переодетая в мужскую одежду, 3 ноября 1867 года она участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев.
В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е. П. Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет. Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, «что таятся в каждой человеческой душе»; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и — где никогда не проливают кровь животных».
По свидетельству биографов, её путь пролегал в монастырь Ташилунпо (рядом с Шигадзе). Своё пребывание в Ташилунпо и Шигадзе подтверждала и сама Блаватская.
В одном из писем она описывала своему корреспонденту уединённый храм Таши-ламы около Шигадзе.
Со слов Е. П. Блаватской, как утверждает С. Крэнстон, не известно была ли она в это время в Лхасе, однако В. П. Желиховская утверждала: «достоверно, что она (Е. П. Б.) бывала в Лассах (Лхасе), столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе (Шигадзе). и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали».
Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская, как отмечают биографы, провела в доме своего Учителя К. Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец.
В письме от 2 октября 1881 года она сообщала М. Холлис-Биллинг, что дом Учителя К. Х. «находится в области гор Каракорума, за Ладаком, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой».
Исследователи считают, что именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Безмолвия». Л. С. Клейн по этому поводу замечает, что «в Тибете она, по её словам, прошла посвящение в оккультные мистерии».
В 1927 году один из крупных современных исследователей Тибета и его философии У. И. Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги Мертвых» писал: «Что касается эзотерического значения сорок девятого дня Бардо, то посмотрите об этом в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской (Лондон, 1888, т.1, с.238,, 411; т.2, с. 617, 628). Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Е. П. Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение».
Ланкийский буддолог Гунапала Малаласекара, основатель и президент Всемирного братства буддистов писал о Блаватской: «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».
Японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки считал, что «несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны. ».
После почти трёхлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции.
В начале 70-х гг. XIX века Блаватская начинает проповедническую деятельность.
В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала и было распущено.
После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев.
С. Ю. Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе. сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери. Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом. многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным. В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».
Из Одессы в апреле 1873 года Е. П. Блаватская направилась в Бухарест навестить свою подругу, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана. В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка. Г. С. Олкотт и графиня К. Вахтмейстер сообщают, что в Гавре Е. П. Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание третьим классом.
Теософское общество Блаватской
В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.
3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом / Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.
8 июля 1878 года она приняла американское гражданство. New York Times по этому поводу писала: «Мадам Елена П. Блаватская была натурализована судьёй Лэрримором по гражданскому делу в особом порядке вчера»(англ. Mme. Helen P. Blavatsky was naturalized by Judge Larremore in the Special Term of the Common Pleas yesterday.)
В феврале 1879 года (по данным Колумбийской энциклопедии в 1878) Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии с 1879 года были опубликованы в книге «Из пещер и дебрей Индостана», в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала.
В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.
В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской и Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Блаватской.
В 1880 году Блаватская посетила буддийского монаха на Цейлоне, у которого приняла прибежище в трёх драгоценностях и пять обетов, тем самым став буддисткой.
В 1882 году Блаватской и Олкоттом была создана штаб-квартира в Адьяре (ныне — Теософское общество Адьяр), неподалёку от Мадраса.
Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества. Используя медиумическое посредничество Е. П. Блаватской, он начал переписку с махатмами. Сам Синнетт считал, что ценность писем была значительно уменьшена таким посредничеством, и потому был против их публикации в полном объёме, отобрав для обнародования лишь те отрывки, которые, по его мнению, достаточно точно отражали мысли махатм.
Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.
С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist).
Утверждая, что обладает сверхъестественными способностями, Блаватская совершила поездки в Лондон и Париж, и в 1884 году была обвинена индийскими СМИ в шарлатанстве.
Кто Вы, мадам Блаватская?
Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья.
После этого около двух лет она жила в Германии и Бельгии, работая над книгой «Тайная доктрина», затем, переехав в Лондон, занялась изданием первых двух томов «Тайной доктрины» (1888), продолжая работу над третьим томом и другими книгами и статьями. В это время были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Ключ к теософии» (1889).
Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Тело её было кремировано, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения, расположенными в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре, близ Мадраса (с 1895 года здесь находится штаб-квартира Теософского Общества Адьяр).
День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями как «день Белого Лотоса».
Учение Блаватской
В России письма Е. П. Блаватской о её путешествиях, под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор», были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватская проявила крупный литературный талант.
В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида», 1877), где выступила с критикой науки и религии и заявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.
Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению рецензента нью-йоркской газеты «New York Herald», книга являлась одним из «выдающихся творений века». В. П. Желиховская, сестра Е. П. Блаватской, в своей книге «Радда-Бай (правда о Блаватской)» пишет, что «Первый её капитальный труд «Разоблаченная Изида» вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе» и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского (брата выдающегося живописца, умершего в 1880 году в Тифлисе). По её свидетельству, Айвазовский написал ей, что «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины» — и быть не может.
В «The Republican» работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», «The Sun» — «выброшенным мусором», а рецензент «New York Tribune» писал: «Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».
В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:
Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.
В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».
Е. Л. Митюгова пишет, что теософия Блаватской в её интерпретации «есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо «божественная мудрость выше человеческих разделений»».
В «Кратком философском словаре» авторы статьи о Блаватской пишут, что «учение Блаватской — теософия — ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в универсальный божественный принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».
В. С. Соловьёв видел в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления». В «Русском обозрении» за август 1890 г. Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии». Е. П. Блаватская основала периодическое издание «Lucifer» и являлась его редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года.
По инициативе Епископальной церкви США в Лондоне произошло несколько встреч. Однако, по утверждению В. П. Желиховской, письмо, написанное Е. П. Блаватской в журнале «Lucifer» под заглавием «Lucifer to the Archbishop of Canterbury», прекратило конфликт. В. П. Желиховская пишет, что примас Англии заявил, что это письмо принесло «если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение», а также, что после этого на встречах Теософского общества стало бывать духовенство. По её сведениям, их посещала супруга епископа Кентерберийского.
Интересные факты о Елене Блаватской
В своей автобиографической книге «Моя жизнь» Махатма Ганди отмечал, что на его мировоззрение оказали влияние личное общение с членами Теософского общества и чтение трудов Е. П. Блаватской.
Согласно книге публициста и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».
В 1927 году администрация Панчен-ламы IX Тубден Чокьи Ньима (Tub-ten Chö-gyi Nyima) (1883-1937) помогла Китайскому обществу исследования буддизма в Пекине опубликовать книгу Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия». Книга была дополнена посланием самого Панчен-ламы IX, специально для этого им написанным:
«Все существа желают освободиться от страданий.
Посему ищите причины страданий и устраняйте их.
На этом пути достигается освобождение от страданий.
Посему побуждайте все существа ступить на этот путь».
В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Блаватской, было выпущено юбилейное издание, предисловие для которого написал Далай-лама XIV. В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим».
Далай-лама XIV на официальной встрече сказал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е. П. Блаватской.
В 1991 году киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла Народная артистка Российской Федерации Ирина Муравьёва.
Распространено мнение о том, что 1991 год был якобы объявлен ЮНЕСКО годом памяти Елены Петровны Блаватской. Например, это указано на первых страницах «Тайной Доктрины» Блаватской, напечатанной в издательстве «Наука» в 1991 году и в 1992 году в журнале «Вестник Российской академии наук». Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт, в этих источниках не приводится. Существуют свидетельства ряда лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие «Годы»» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат.
В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990—1991 годы, который был составлен в 1989 году, имя Е. П. Блаватской не фигурирует.
Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на многие европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.
В 1881 году Е. П. Блаватская опубликовала в журнале «The Theosophist» переведённый ею отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — «The Grand Inquisitor».
В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».














