биография елизаветы федоровны романовой кратко

Краткая биография Елизаветы Романовой самое главное

Елизавета Федоровна родилась в Германии в 1864 году. В детстве ее обучали введенью домашнего хозяйства, прививали религиозный дух. В 1884 году состоялся обряд бракосочетания в Придворном соборе Зимнего дворца Елизаветы и Сергеем Александровичем, родственником Александра 3, императора Российской империи. Ее муж приходился дальним родственником. Привыкшая к благотворительности, Елизавета Федоровна построила больницу возле Ильинска, периодически устраивала ярмарки для крестьян. Она очень быстро освоилась на родине своего мужа, говорила на русском практически без акцента, стала посещать православную церковь, хотя сама пока имела протестантские взгляды.

В 1892 году открыла Елизаветинское благотворительное общество и уже через некоторое время стала председателем управления Красного Креста в Московской губернии. К сожаления, своих детей у супружеской пары не было, потому Елизавета Федоровна занималась воспитанием детей брата.

Когда началась война с Японией, она организовала комитет по оказанию помощи военным. В Кремлевском дворце находился место, где собирались все необходимое: бинты, шили одежду и другое.

В 1905 году ее муж погиб вовремя террористического акта. Это было огромное горе в их семье, но, тем не менее, Елизавета убийцу своего супруга простила и просила у императора о снисхождению, но его отклонили. После смерти своего супруга Елизавета Федоровна возглавила должность руководителя Императорского православного палестинского общества.

С 1919 года стала существовать под ее руководством жилище милосердия. Это не был женский монастырь, но, тем не менее, в нем действовали как традиции православной церкви, так и католической. Обитатели проходили самую лучшую подготовку, как оказывать медицинскую, психологическую, духовную помощь другим. На территории действовала больница, аптека, бесплатная столовая. Сама ж Елизавета там тоже жила и, не боясь, трудилась на благо другим. За это ее очень уважали.

Времена первой войны для нее были полны забот за ранеными русскими солдатами или пленниками. В 1916 году княгиня Романова содействовала открытию Московского первого протезного заводу.

Новая власть ее не любила и всячески способствовала депортации со страны. В 1918 году ее схватили и убили вместе с остальными членами семьи Романовых. В 1992 году Елизавета Романова была добавлена к святым православной церковью.

Источник

Краткая биография Елизаветы Федоровны Романовой

биография елизаветы федоровны романовой кратко

ФИО:Романова Елизавета Федоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская)
Дата рождения:01.11.1864
Место рождения:Дармштадт, Германия
Знак зодиака:Скорпион
Деятельность:Принцесса, княгиня
Дата смерти:18.07.1918 (53 года)

Елизавета Фёдоровна Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская при рождении) – великая российская княгиня, немка по происхождению. Жена князя Сергея Александровича Романова. Была убита большевиками вместе с остальными членами правящей семьи.

Детство и юность

Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 года в городе Дармштадт в семье герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской королевы Виктории – принцессы Алисы. Елизавета (Элла) вместе со старшей сестрой Алисой (после замужества Александрой Фёдоровной) воспитывались как будущие принцессы в доме своей бабушки, были религиозны, обучались ведению домашнего хозяйства и принимали участие в благотворительных мероприятиях.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Изначально в качестве мужа Елизаветы рассматривали кандидатуру её двоюродного брата Фридриха Баденского, но помолвка так и не состоялась. Также по слухам принцессе Гессен-Дармштадтской делал предложение замужества другой кузен – будущий прусский король Вильгельм II, но Елизавета это предложение отвергла.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Елизавета в юности

Краткая биография

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Личная жизнь

Единственным супругом Елизаветы был великий князь Сергей Александрович Романов, с которым она была знакома с детства, и друг другу они приходились дальними родственниками (Сергей приходился супруге четвероюродным братом и двоюродным дядей). Собственных детей у пары не было, и это лишь это подогревало слухи среди народа о гомосексуальных наклонностях князя. Слухи ничем не подтверждены, а письма с тёплыми нежными словами к своей жене заставляют историков верить, что Елизавету Сергей всё-таки по-настоящему любил и к гомосексуализму отношения не имел.

Чета Романовых воспитывали племянников Сергея – Марию и Дмитрия от его брата Павла Александровича. Мать детей княгиня Александра Георгиевна скончалась при родах. После гибели мужа Елизавета не снимала с себя траур и вела образ жизни, больше напоминающий монашеский, а не придворный.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

С супругом Сергеем Александровичем (1884)

Старшая сестра Елизаветы стала императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за императора Николая II. В этом браке было пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Племянники Елизаветы также были жестоко убиты большевиками.

Помимо Александры, у Елизаветы Фёдоровны были другие братья и сёстры: Виктория, Мария, Ирена, Фридрих, Эрнст Людвиг. Брат Фридрих умер в 2-х летнем возрасте, выпав из окна, сестра Мария умерла в возрасте 4-х лет, когда вся семья заболела дифтерией. Кроме сестры умерла и мать княгини, тогда Елизавете было всего 14 лет.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Портрет Елизаветы Федоровны (1905)

Выводы

Елизавета Фёдоровна была глубоко сострадательным и отзывчивым человеком. Даже убийцу своего мужа – революционера Ивана Каляева – она лично навестила в камере после заключения, провела с ним уединённую беседу, выразила своё прощение за его преступление против любимого мужа и просила Николая II помиловать террориста, но император не согласился со столь добродушным жестом. Изначально Иван Каляев тоже отзывался о вдове князя, как о доброй и понимающей женщине, но в ходе дальнейших разборок заявлял, что Елизавету к нему подослали специально, дабы добиться от него раскаяния и признания.

Елизавета же наоборот старалась помочь всем и каждому, о чём свидетельствуют многочисленные благотворительные организации, созданные ею, а также отказ от собственных благ в пользу простых граждан. Пожалуй, в царской семье у неё было самое доброе сердце, что, к несчастью, не спасло великую княгиню от страшной гибели.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Возможно, именно религиозность Елизаветы сделала её настолько сострадательной и небезразличной к чужим нуждам и горю. Княгиня не только в совершенстве выучила новый для неё русский язык, но и всей душой прониклась новой православной верой.

Мощи Елизаветы хранятся в Иерусалиме, как и мощи многих других людей, наделённых ликом святых.

Источник

Елизавета Федоровна Романова:правила жизни

О человеке лучше всего говорят его дела и письма. Письма Елизаветы Федоровны близким людям раскрывают правила, на которых она строила свою жизнь и отношения с окружающими, позволяют лучше понять причины, побудившие блестящую великосветскую красавицу превратиться в святую еще при жизни.

В России Елизавета Федоровна была известна не только как «самая красивая принцесса Европы», сестра императрицы и жена царского дяди, но и как основательница Марфо-Мариинской обители милосердия – обители нового типа.

О вере: «Внешние признаки только напоминают мне о внутреннем»

По рождению лютеранка, Елизавета Федоровна, при желании, могла всю жизнь ею и оставаться: каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие только тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако на седьмом году брака Елизавета принимает решение стать православной. И делает это не «из-за мужа», а по собственному изволению.

Из письма к отцу, Людвигу IV, великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому(1 января 1891 г.):

Я решилась на этот шаг [ – переход в Православие –] только по глубокой вере и я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена».

Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Ты говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение — но основа веры. Внешние признаки только напоминают мне о внутреннем…

О революции: «Предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом, чем сидеть, сложа руки»

Из письма В.Ф. Джунковскому, адъютанту великого князя Сергея Александровича (1905 г.):

Революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг – заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания… Предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки.

Из письма императору Николаю II (29 декабря 1916 г.):

Всех нас вот-вот захлестнут огромные волны Все классы — от низших и до высших, и даже те, кто сейчас на фронте, — дошли до предела. Какие еще трагедии могут разыграться? Какие еще страдания у нас впереди?

биография елизаветы федоровны романовой кратко

О прощении врагов: «Зная доброе сердце покойного, я прощаю Вас»

Из шифрованной телеграммы прокурора Сената Е.Б. Васильева от 8 февраля 1905 г.:

Свидание великой княгини с убийцей состоялось седьмого февраля в 8 часов вечера в канцелярии Пятницкой части. На вопрос кто она, Великая Княгиня ответила «я жена того, кого Вы убили, скажите за что Вы его убили»; обвиняемый встал, произнося «Я исполнил то, что мне поручили, это результат существующего режима». Великая Княгиня милостиво обратилась к нему со словами «зная доброе сердце покойного, я прощаю Вас» и благословила убийцу. Затем осталась наедине с преступником минут двадцать. После свидания он высказал сопровождавшему офицеру, что «Великая Княгиня добрая, а вы все злые».

Из письма императрице Марии Федоровне (8 марта 1905 г..):

Жестокое потрясение [от смерти мужа] у меня сгладил небольшой белый крест, установленный на месте, где он умер. На следующий вечер я пошла туда помолиться и смогла закрыть глаза и увидеть этот чистый символ Христа. Это была великая милость, и потом, по вечерам, перед тем, как ложиться спать, я говорю: «Спокойной ночи!» — и молюсь, и в сердце и душе у меня мир.

О молитве: «Я не умею хорошо молиться…»

Из письма княгине З.Н. Юсуповой (23 июня 1908 г.):

Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия. Если бы и Вы могли в храме подойти к святым мощам и, помолясь, просто приложиться к ним лбом – чтобы мир вошел в Вас и там остался. Я едва молилась – увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала: именно припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна.

О монашестве: «Я приняла это не как крест, а как путь»

Через четыре года после гибели мужа Елизавета Федоровна продала свое имущество и драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала дому Романовых, а на вырученные деньги основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Из писем императору Николаю II (26 марта и 18 апреля 1909 г.):

Через две недели начинается моя новая жизнь, благословленная в церкви. Я как бы прощаюсь с прошлым, с его ошибками и грехами, надеясь на более высокую цель и более чистое существование. Для меня принятие обетов — это нечто еще более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним.

Из телеграммы и письма Елизаветы Федоровны профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А. Дмитриевскому (1911 г.):

Некоторые не верят, что я сама, безо всякого влияния извне, решилась на этот шаг. Многим кажется, что я взяла на себя неподъемный крест, о чем и пожалею однажды и — или сброшу его, или рухну под ним. Я же приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь после смерти Сергея, но который за долгие годы до этого начал брезжить в моей душе. Для меня это не «переход»: это то, что мало-помалу росло во мне, обретало форму. Я была поражена, когда разыгралась целая битва, чтобы помешать мне, запугать трудностями. Все это делалось с большой любовью и добрыми намерениями, но с абсолютным непониманием моего характера.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Об отношениях с людьми: «Я должна делать то же, что они»

Из письма Е.Н. Нарышкиной (1910 г.):

…Вы можете вслед за многими сказать мне: оставайтесь в своем дворце в роли вдовы и делайте добро «сверху». Но, если я требую от других, чтобы они следовали моим убеждениям, я должна делать то же, что они, сама переживать с ними те же трудности, я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта – ничего у меня нет, кроме любви к Христу, но я слаба; истинность нашей любви к Христу, преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей – именно так мы отдадим Ему свою жизнь…

Об отношении к себе: «Продвигаться вперед надо настолько медленно, чтобы казалось, что стоишь на месте»

Чем выше мы пытаемся подняться, чем большие подвиги налагаем на себя, тем больше старается диавол, чтобы сделать нас слепыми к истине. Продвигаться вперед надо настолько медленно, чтобы казалось, что стоишь на месте. Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы долж­ны прийти — с помощью Божией все возможно.

О том, почему Бог допускает страдания

Из письма графине А.А. Олсуфьевой (1916 г.):

Я не экзальтированна, мой друг. Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит. Я много читала Евангелие за последнее время, и если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными.

О Распутине: «Это человек, который ведет несколько жизней»

Елизавета Федоровна крайне негативно относилась к тому чрезмерному доверию, с которым ее младшая сестра, императрица Александра Федоровна, относилась к Григорию Распутину. Она считала, что темное влияние Распутина довело императорскую чету до «состояния слепоты, которое бросает тень на их дом и страну».

Интересно, что двое из участников убийства Распутина входили в ближайший круг общения Елизаветы Федоровны: князь Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович, приходившийся ей племянником.

Из письма императору Николаю II (4 февраля 1912 г.):

Я ясно видела то, что надвигалось, разные люди со всех концов страны просили предупредить тебя, что это человек, который вел несколько жизней, так говорят те, с кем он соприкасался, и что ты никогда не увидишь глубин его души, он будет прятать от тебя ту сторону, что покажется кошмаром каждому честному подданному.

Из письма императору Николаю II (29 декабря 1916 г.):

Может, ни у кого не достало смелости сказать тебе, что на улицах города, и не только там, люди целовались, как в пасхальную ночь, в театрах пели гимн, все были захвачены единым порывом — наконец черная стена между нами и нашим государем исчезла, наконец все мы услышим, почувствуем его таким, каков он есть. И волна сострадательной любви к тебе всколыхнула все сердца. Бог даст, ты узнаешь об этой любви и почувствуешь ее, только не упусти этот великий момент, ведь гроза еще не кончилась и вдалеке раздаются громовые раскаты.

О смерти «Я не люблю это слово»

Из писем великому князю Павлу Александровичу (31 марта 1905 г.) и княгине З.Н. Юсуповой (1 июля 1908 г.):

До последних минут

Из воспоминаний монахини Надежды (в миру – Зинаиды Бреннер (1890—1983 гг.),, бывшей насельницы Марфо-Мариинской обители):

На вопрос, какую добродетель Елизавета Феодоровна почитала большей, матушка Надежда ответила: «Милосердие. Причем, во всяком самомалейшем его проявлении».

Милосердной она была до последних минут своей светлой жизни:

Из послания митрополита Анастасия (Грибановского, РПЦЗ), посвященного «Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы» (Иерусалим, 5/18 июля 1925 г.):

Источник

История Елиcаветы Феоровны Романовой

Великая княгиня Елисавета Феодоровна

биография елизаветы федоровны романовой кратко
Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары празднуем 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю) в день их мученической смерти.

Биография Великой княгини

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
В 1878 г. вся семья, кроме Эллы (как её звали в семье) заболела дифтерией, от которой вскоре умерла младшая сестра Эллы, четырёхлетняя Мария и мать, великая герцогиня Алиса. Отец Людвиг IV после смерти жены заключил морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, а Элла и Аликс воспитывались у своей бабушки, королевы Виктории в Осборн-хаусе. С детских лет сёстры были религиозно настроены, участвовали в делах благотворительности, получили уроки по ведению домашнего хозяйства. Большую роль в духовной жизни Эллы играл образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.
В качестве потенциального жениха для Елизаветы рассматривался её кузен Фридрих Баденский. Другой кузен, прусский кронпринц Вильгельм, некоторое время ухаживал за Елизаветой и, по неподтверждённым сведениям, даже сделал ей предложение руки и сердца, которое она отвергла.
Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие.

Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия

биография елизаветы федоровны романовой кратко
О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:
« … Дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы, знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но, тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Ново-Тихвинский монастырь, где накануне гибели содержалась Елизавета Фёдоровна

Где покоятся мощи великой княгини

Канонизация

Икона святой Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны

биография елизаветы федоровны романовой кратко
Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее права рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда, в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.
Также традиционно великую княгиню Елисавету Феодоровну пишут на иконах вместе с инокиней Варварой — «Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские». За плечами мучениц изображается Марфо-Мариинскя обитель; у их стоп — шахта рудника, в который их сбросили палачи.
Еще один иконописный сюжет — «Убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею». Красноармейцы ведут под конвоем великую княгиню Елисавету, инокиню Варвару и других Алапаевских узников, чтобы сбросить их в шахту. В шахте на иконе изображен лик преподобного Сергия Радонежского: казнь совершилась в день обретения его мощей 18 июля.

Молитвы святой Преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Тропарь
глас 1
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак
глас 2
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Стихотворение о великой княгине Елисавете Феодоровне

В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елисавете Феодоровне стихотворение.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Марфо-Мариинская обитель

После гибели мужа от рук террориста Елисавета Феодоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.
Часть своих драгоценностей продала (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.
Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.
Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.
Елисавета Феодоровна была сторонницей возрождения чина диаконисс — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.
При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. «Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными (на один год, на три, на шесть и только затем на всю жизнь), так что, хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Сестры могли покинуть обитель и выйти замуж, но по желанию могли быть и пострижены в мантию, минуя иночество.» (Екатерина Степанова, Марфо-Мариинская обитель: неповторимый образец, статья из журнала «Нескучный сад» на сайте «Православие и мир»).
«Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Для этого ей понадобилось создать новый вид женского церковного служения, нечто среднее между монастырем и сестричеством. Мирские сестричества, которых в России тогда было множество, не нравились Елисавете Феодоровне своим светским духом: сестры милосердия часто бывали на балах, вели слишком светский образ жизни, а монашество она понимала исключительно как созерцательное, молитвенное делание, полное отречение от мира (соответственно и от работы в больницах, госпиталях и т. д.).» (Екатерина Степанова, Марфо-Мариинская обитель: неповторимый образец, статья из журнала «Нескучный сад» на сайте «Православие и мир»)
Сёстры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о.Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Елисавета Феодоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Скульптурный портрет Елизаветы Фёдоровны работы Павла Трубецкого, 1899

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Статуи мучеников XX века на западном фасаде Вестминстерского аббатства: Максимилиан Кольбе, Манче Масемола, Джанани Лувум, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро, Дитрих Бонхёффер, Эстер Джон, Лусиан Тапиеди и Ван Чжимин

биография елизаветы федоровны романовой кратко

Рака с мощами святой Елизаветы в церкви Марии Магдалины

Храмы и монастыри

Реабилитация

8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Елисавету Феодоровну. Постановление о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 «О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918—1919 годов».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *