биография еременко старшего николая
Николай Ерёменко старший
Николай Еременко (старший) родился 17 июня 1926 года в Новосибирске.
Николаю с детства очень нравилось выступать, сначала в детском саду, потом на вечерах в школе.
В Новосибирске дом их семьи был рядом с голубятней знаменитого летчика Александра Покрышкина, который был на десять лет старше. Николай Ерёменко считал Покрышкина своим кумиром.
Окончил семилетку, затем ремесленное училище, работал на заводе токарем.
Вернувшись с фронта, он стал заниматься в театральной студии одного из клубов Витебска. Однажды в городе устраивали театральный смотр, на котором членом жюри был знаменитый актер Игорь Ильинский. Увидев Николая на сцене, он подошел к нему и сказал: «Парень, у тебя прекрасные психофизические данные, становись профессиональным актером». Тогда Еременко поступил в театральную студию при Театре имени Якуба Коласа.
По окончании студии в 1948 году стал актёром театра имени Якуба Коласа в Витебске.
Широкая известность к нему пришла в 1962 году. Его талант в кинематографе открыл Сергей Герасимов, сняв Николая Еременко в главной роли в фильме «Люди и звери». Герасимов впервые увидел его в Минске, придя на его спектакль. Это была пьеса «Побег из ночи», где Еременко играл советского летчика. Сразу после спектакля Сергей Аполлинариевич пришел за кулисы, поздравил Николая с успешной ролью и сказал: «Такие герои сделали нашу победу».
Стоит отметить, что сам актер считал образ лейтенанта Алексея Павлова своей лучшей ролью.
Николай Ерёменко старший в фильме «Люди и звери»
С легкой руки Герасимова Николай Ерёменко старший стал часто сниматься в кино. В последующие годы исполнил заметные роли в картинах «Погоня» (егерь Анатолий Иванович), «Взрывники» (Дмитрий Борисович Бутров), «Освобождение» (Иосиф Броз-Тито), «Море в огне» (Евгений Иванович Жидилов), «Человек в проходном дворе» (капитан милиции Сибул).
Значимой стала роль Ивана Михайловича Субботина в киноэпопее «Вечный зов» по одноимённому роману Анатолия Иванова.
Николай Ерёменко старший в фильме «Вечный зов»
Стоит отметить фильмы с его участием «Молодость с нами» (Колосов), «Вкус хлеба» (Веденин), «Петровка, 38» (генерал милиции).
Последние годы жизни Николай Николаевич практически не работал, у него началась страшная депрессия. Порой ему не хотелось даже выходить на улицу, мог целый день просидеть у телевизора. Тогда его сын Николай Ерёменко младший решил снять как режиссер картину «Сын за отца». Главные роли сыграли оба Еременко. По сюжету фильма преуспевающий врач, имеющий собственную клинику в Москве, приезжает к отцу в Минск. Некогда один из ведущих медиков, теперь отец оказывается ненужным и забытым. Сын помогает ему не только начать новое дело, но и разобраться с криминальными элементами.
Николай Ерёменко старший в фильме «Сын за отца»
Последней работой в кино стала роль Скворцова в фильме «Зал ожидания», вышедшем в 1998 году.
Член КПСС с 1964 года.
Народный артист БССР (1967).
Народный артист СССР (05.07.1989).
Медаль Франциска Скорины (28.06.1996).
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Смерть Николая Еременко (старшего)
Николай Ерёменко старший перенёс два инфаркта.
Умер 30 июня 2000 года в результате второго сердечного приступа в Минске.
Похороны актёра состоялись 4 июля на Восточном (Московском) кладбище белорусской столицы. Рядом с Николаем Ерёменко-старшим похоронен его сын Николай Ерёменко-младший, скончавшийся через 11 месяцев после смерти отца
Николай Еременко старший
Личная жизнь Николая Еременко (старшего):
Николай Ерёменко старший с женой и сыном
Николай Ерёменко старший и сын Николай Ерёменко младший
Николай Ерёменко старший и жена Галина Орлова
Фильмография Николая Еременко (старшего):
Драма в стране и драма в семье: Актер Николай Еременко-старший прошел концлагерь, но не выжил в «ельцинской» России
Актер Николай Еременко-старший родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. Так, получилось, что войну Николай встретил в Сибири. Именно туда отправилась его мать сразу же после развода с мужем. Парня записали работать на военный завод, однако у 15-летнего Николая были свои планы на этот счет. Как и многие подростки того времени, он рвался на фронт, чтобы, сражаясь бок о бок с советскими бойцами, разгромить врага.
Война, попытки побега из концлагеря и бунтарский дух
В итоге юноша подделал справку о рождении, прибавив себе три года. Из военкомата его отправили сначала на ускоренные курсы, где обучали будущих бойцов, а затем на фронт.
В начале 1942 года Николай Еременко уже бился плечом к плечу со своими сотоварищами, рыл окопы и сражался с фашистской заразой. Через полгода сражений молодого бойца взяли в плен.
В кино Еременко дебютировал в 1960 году. Всего за плечами Еременко около 50 разноплановых ролей в кино. Фото: Шуба Владимир/Фотохроника ТАСС.
«Вы так молодо выглядели в том фильме»: Зрители начали путать отца и сына
Почти двадцать лет Николай снимается в кино и играет в театре. Как говорила его жена, «совсем себя не щадит». В этот момент его сын грезит о кино. Он поступает в вуз, а затем получает роли. Постепенно становится узнаваемым и он.
Отца и сына, кстати, часто путали. Присылали приглашения на пробы «Николаю Еременко», шел старший, а оказывалось, что звали младшего.
Были и курьезы. Однажды к Еременко-отцу на улице подошла поклонница. Она похвалила его, мол, вы так молодо выглядите в фильме «Красное и черное». Просто засыпала комплиментами. Но в «Красном и черном» снимался его. В общем, чтобы прекратить путаницу, актеры Еременко решили называться «старший» и «младший», что, в общем-то, довольно логично.
После невероятного успеха «Пиратов ХХ века» Еременко-старший получил неформальное звание «отца того самого Еременко». А его сын занял пьедестал зрительского внимания и любви.
«За что я сражался?»: Драма в стране и драма в семье
Два инфаркта. Больницы и лечение. Только близкие знали, каких трудов ему стоило выкарабкаться. Он драматично переживал происходящее в стране, не веря тому, что все, за что они с товарищами боролись многие десятки лет, вдруг стало никому не нужным в одночасье.
Но все волнения в стране отошли на второй план, когда он узнал об алкоголизме и многоженстве сына.
Семейная драма подкосила Еременко-старшего еще сильнее. Больше в большом кино он не играл.
Кинолента «Пираты ХХ века» сделала Еременко-младшего суперзвездой того времени. И сын пошел по стопам отца. Фото: globallookpress.com
Но за неделю до поездки он скончался от сердечного приступа. Похоронили Николая Еременко-старшего на Восточном кладбище в Минске. Через 11 месяцев за отцом последовал и сын.
ДОСЬЕ: К 90-летию народного артиста Беларуси и СССР Николая Еременко
Родился Николай Николаевич 17 июня 1926 года в Новосибирске. Его родители были родом из Витебской области. После окончания ремесленного училища Николай пошел на завод, где работал токарем, затем поступил в Новосибирское военное училище. Великая Отечественная война внесла безжалостные коррективы в судьбу юноши. В 18 лет он пошел на фронт. Командир кавалерийского взвода Николай Еременко воевал на Калининском фронте. В 1942 году в боях под Вязьмой был тяжело ранен, попал в фашистский плен и стал узником штрафного лагеря для советских офицеров в Штутгарте. Сумел выжить в фашистском концлагере, из которого несколько раз пытался бежать.
Почти три года Николай Еременко пробыл в лагерях военнопленных, участвовал в подпольной антифашистской организации. На чужой земле, далеко от своего Отечества встретил светлый день Победы.
После войны еще некоторое время Николай Еременко работал в Венгрии, помогал репатриировать советских граждан на Родину. В декабре 1945 года он вернулся в Беларусь и стал культпросветработником, возглавил Бешенковичский дом культуры. В 1946 году на смотре художественной самодеятельности в Витебске Николая Еременко заметил знаменитый мастер белорусской сцены Александр Ильинский, который пригласил способного юношу учиться в драматическую студию при театре имени Якуба Коласа.
Занятия в студии, встречи с прекрасными педагогами и артистами Павлом Молчановым, Тимофеем Сергейчиком, Любовью Мозолевской, Александром Ильинским, Еленой Родзяловской содействовали раскрытию таланта, формированию мировоззрения, творческого отношения к труду. Именно в студии Николай Еременко впервые познакомился с системой известного реформатора русской сцены Константина Сергеевича Станиславского, творческие заветы которого были определяющими в его дальнейшей творческой деятельности.
Значительно позднее, в 1976 году, Николай Николаевич в опубликованном в газете «Літаратура і мастацтва» диалоге с Анатолием Соболевским сформулировал свое творческое кредо: «У межах рэалізму, як вядома, ёсць розныя творчыя накірункі. Што тычыцца асабіста мяне, то з’яўляюся прыхільнікам псіхалагічнага тэатра. Лічу самым высокім з пункту гледжання яго магчымасцей і самым складаным з пункту гледжання творчасці».
В 1948 году Николай Еременко был зачислен в труппу театра имени Якуба Коласа, где начался его самостоятельный путь на профессиональной сцене. В этом же году он женился на сокурснице, Галине Александровне Орловой. По ходатайству театра им выделили комнату в коммунальной квартире. Супруги любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино. Галина Александровна была женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни. В 1949 году у них родился сын Николай, ставший впоследствии очень популярным актером, сыгравшим замечательные роли в фильмах «Красное и черное», «Пираты XX века», «Царская охота», «Юность Петра» и других картинах.
Творческий диапазон Еременко-старшего был очень широким. Он создавал разные, неповторимые, очень разносторонние сценические типы и характеры. В его репертуаре были герои произведений Виктора Розова и Юлия Чепурина, Даниила Гранина и Галины Николаевой, Сергея Смирнова и Петра Глебки, Максима Горького и Льва Толстого. Но в этой пестроте его репертуара в быстром времени начали определяться роли основные, в которых актер мог сказать свое важное личное слово. Образы социальных героев, людей по натуре цельных, волевых, крепких духом, уверенных в обязательной победе добра над злом необыкновенно удавались актеру. В 1950 году Еременко сыграл Инсарова в инсценировке по роману Ивана Тургенева «Накануне», позднее в драматической поэме Петра Глебки «Свет с Востока» воплотил образ революционера Азорича, в «Битве в дороге» по роману Галины Николаевой показал бескомпромиссного Бахирева.
В 1955 году Николаю Еременко было присвоено звание заслуженного артиста Беларуси, а в 1959 году его пригласили в труппу театра имени Янки Купалы, где он проработал почти до конца своей жизни. Здесь в прославленном коллективе купаловцев для актера началась новая творческая жизнь.
Имя Николая Николаевича хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами благодаря его блестящему таланту. Это был актер чрезвычайно широких возможностей, превосходно проявивший себя как в классическом репертуаре, так и в произведениях мировой современной драматургии. За свою творческую жизнь Николай Еременко сыграл более ста ролей на театральной сцене.
Много лет Николай Еременко был во главе Белорусского союза театральных деятелей. Благодаря усилиям этого неутомимого человека в республике была создана Белорусская конфедерация творческих союзов, которую он же и возглавлял. В последние годы Николай Еременко руководил советом Президентского фонда материальной помощи молодым талантам, был членом Совета Республики Национального собрания, лидером белорусской интеллигенции.
Умер Николай Еременко в 2000 году. Он навсегда остался для белорусской земли гордостью страны, гордостью народа и яркой личностью. «Последним романтиком XX столетия, который искренне верил, что мир можно изменить к лучшему», назвал Николая Николаевича Еременко народный артист Беларуси Владимир Гостюхин.-0-
Знаменитые актеры и артисты
Николай Еременко (старший)
Детство и юность
Николай Николаевич Еременко родился в Новосибирске 17 06 26 г., хотя его родители были уроженцами Витебской области. Окончив ремесленное училище, успел поработать токарем, а после окончания краткосрочных лейтенантских курсов его отправили на линию фронта.
На войне раненным попадает в плен, из немецкого лагеря не с первой попытки сумел сбежать и участвовать в движении сопротивления. Позднее попал уже в наш фильтрационный лагерь, где после проверки был восстановлен в звании.
По окончанию войны Николай Еременко возвратился в Витебск, где поступил по совету Игоря Ильинского в студию при Витебском театре.
Театр и кино
После окончания учебы Николая зачислили в основную труппу Витебского драмтеатра им. Я.Коласа, где он проработал более 10 лет. В 1959 г. стал выступать на сцене академического театра им. Янко Купалы в г. Минске.
Первым сыгранным в 1960 г. для молодого артиста фильмом стал «Впереди — крутой поворот», где ему досталась небольшая роль следователя Радевича. Через 2 года С. Герасимов предложил Петренко сыграть в главной роли в к/ф «Люди и звери». Н.Н.Еременко позднее всегда считал доставшуюся ему роль л-та Павлова одной из своих лучших работ в кинематографе.
После этой знаковой роли приглашения от других режиссеров не стали долго ждать.
В «Погоне» Николай Еременко снялся в роли егеря, далее последовали роли Бугрова в «Взрывниках», Броз-Тито в «Освобождении».
Знаковый образ Ивана Субботина доверили актеру в киносериале «Вечный зов», которую он исполнил на присущем ему высоком профессиональном уровне.
Дальше были роли Колосова в «Молодость с нами», Веденина во «Вкусе хлеба», милицейского генерала в «Петровке 38».
Когда в 90-е годы туго стало с работой и заказов на новые фильмы практически не поступало, на помощь актеру пришел Еременко младший, который в качестве режиссера решил снять фильм «Сын за отца», где они оба сыграли в главных ролях.
Последней киноработой артиста за 2 года до его смерти стала роль начальника УВД Скворцова в «Зале ожидания».
Семья
Со своей будущей женой Галиной Орловой Николай Николаевич познакомился еще будучи актером Витебского драмтеатра. В семье родился сын Николай, который пошел по стопам отца, став не менее известным актером. Поскольку оба артиста носят совершенно одинаковые имена, отчества и фамилии, их после этого начали величать старшим и младшим.
Николай Николаевич перенес 2 инфаркта, второй стал для него последним. Похоронили Народного артиста СССР и Белоруссии на Восточном кладбище Минска.
Тайны актерской династии Еременко: Как отец и сын сыграли в кино собственные судьбы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Юность в лагерях
Николаю Еременко-старшему пришлось повзрослеть очень рано. Его родители развелись вскоре после его рождения. Чтобы помочь матери, он, окончив семилетку и ремесленное училище, пошел работать токарем на завод. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Он подделал свои документы, приписав себе 3 года, чтобы поступить в школу младших лейтенантов, и в начале 1942 г. ушел на фронт. В июле того же года Николай попал в плен и 3 года провел на каменоломнях в концлагере под Штутгартом. После победы он был освобожден, но из одного лагеря сразу же попал в другой – фильтрационный, организованный НКВД. После долгих проверок его освободили и восстановили в звании.
Осеню 1945 г. Николай отправился к матери в Витебск. Еще в школе ему нравилось выступать на сцене, он участвовал во всех творческих вечерах и праздничных спектаклях, и после возвращения с фронта Еременко устроился в районный Дом культуры и начал заниматься в театральной студии. На его актерский талант первым обратил внимание известный белорусский актер Александр Ильинский: однажды в Витебске проводили театральный смотр, и артист посоветовал ему получить актерское образование. Еременко окончил театральную студию при Театре имени Якуба Коласа и начал выступать в том же театре. Там он провел 11 лет, а затем его пригласили в Минск, в Белорусский академический театр им. Я. Купалы, которому отдал 40 лет своей жизни.
Как Сергей Герасимов зажег звезду Николая Еременко
Однажды кто-то посоветовал актеру отправить свою анкету и фотографии на киностудию «Беларусьфильм», и в 1960 г., в 34 года Николай Еременко дебютировал в кино, снявший в фильмах «Впереди – крутой поворот» и «Первые испытания». Возможно, имя актера никогда бы не стало известно широкой аудитории, если бы не судьбоносная встреча с Сергеем Герасимовым. Впервые знаменитый режиссер увидел Николая Еременко в Минске на спектакле, где он играл летчика и так впечатлил режиссера в этом образе, что Герасимов пришел з кулисы и сказал ему: « Такие герои сделали нашу победу! »
А в 1961 г. Еременко увидел в «Литературной газете» сценарий будущего фильма Сергея Герасимова «Люди и звери», написанный его женой, актрисой Тамарой Макаровой. Эта история поразила его сходством с его собственной судьбой: главный герой, командир Красной армии, попал в немецкий плен, а после 1945 г. долго не решался вернуться на родину, опасаясь попасть в ГУЛАГ. Прочитав сценарий, Еременко тут же написал Герасимову письмо с просьбой вызвать его на пробы.
Позже Сергей Герасимов вспоминал: « При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль. Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту – налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино ».
В 1962 г. фильм «Люди и звери» посмотрело больше 40 млн зрителей, и к Николаю Еременко пришла всесоюзная популярность. Так случилась, что роль, в которой он узнал самого себя, открыла ему путь в большой кинематограф. После этого актер регулярно получал новые предложения от режиссеров, и в 1960-х – 1970-х гг. он стал одним из самых востребованных артистов советского кино, сыграв запоминающиеся роли в фильмах «Дни летные», «Погоня», «Вечный зов» и др. В 1970-х гг. к его фамилии стали добавлять «старший», ведь уже через 10 лет после его собственного кинодебюта взошла звезда сына, его полного тезки.
Наследник актерской династии
Матерью Николая была актриса того же Национального академического театра им. Я. Купалы, народная артистка Белорусской ССР Галина Орлова. В кино она практически не снималась, посвятив всю свою жизнь театру и заботам о семье. Собственная карьера никогда не стояла для нее на первом плане, ведь успехи мужа и сына были для нее куда более значимыми. Она гордилась своим супругом и писала о нем: « Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера… Твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят ».
В 1949 г. у них родился сын, которого назвали в честь отца Николаем. Все свое детство он провел за кулисами театра, и уже в школьные годы у него не было никаких сомнений по поводу выбора будущей профессии. Еременко-младший не скрывал того, что попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова ему помог отец. Благодаря режиссеру, который зажег звезду Еременко-старшего, его сын дебютировал в кино, в фильме Герасимова «У озера». А широкая популярность пришла к нему через 7 лет, после главной роли в фильме «Красное и черное».
В 1970-х гг. Еременко-младший уже был не менее известным актером, чем его отец, и из-за этого часто возникала путаница. Он вспоминал: « Когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к отцу в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано: «Николай Еременко», все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма? ».
В 1970-1980-х гг. резонансные фильмы с участием Еременко-младшего выходили один за другим: «Трактир на Пятницкой», «31 июня», «Пираты ХХ века», «Юность Петра», «В поисках капитана Гранта» и др. Актер не скрывал, что ему не удалось не поддаться звездной болезни: ему вскружили голову всесоюзная слава и невероятный успех у противоположного пола. Он признавался, что был тогда слишком заносчивым и высокомерным, из-за чего потерял многих друзей. Еременко начал злоупотреблять алкоголем, что негативно отразилось на его здоровье.
В 1990-х гг. его отцу предлагали все меньше ролей, состояние его здоровья ухудшилось, он перенес инфаркт. В 1995 г. Еременко-младший дебютировал в качестве режиссера и снял свой единственный фильм «Сын за отца», в котором они снялись вместе с отцом. Эта киноработа стала одной из последних в фильмографии Еременко-старшего. Это была история основателя частной клиники, врача-бизнесмена, помогающего отцу, профессору медицины, приспособиться к новым жизненным реалиям в условиях капитализма. К сожалению, за кадром Еременко-старший свыкнуться с новой действительностью так и не смог. И в жизни, и в кино после распада Союза правили бал совсем другие герои. 30 июня 2000 г. он ушел из жизни после сердечного приступа.
Режим самоуничтожения
Сын пережил его всего на 11 месяцев. Близкие Еременко-младшего считали, что он сам приблизил свой уход. Его мать говорила, что в последние 10 лет у него словно включился механизм самоуничтожения, а его сокурсница Нина Маслова говорила: « Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения ». Уход отца окончательно его подкосил.
Одной из последних ролей в кино Еременко-младшего стал главный герой фильма «Подари мне лунный свет». Многие его знакомые говорили, что он словно сыграл самого себя – успешную звезду телевидения, переживающую кризис среднего возраста. Слава и признание не смогли заполнить его внутренней пустоты, что разрушало личные отношения. Его герой размышлял о любви и небытии, пытаясь понять, ради чего пришел в этот мир, и произносил фразу « Я пока еще живой! », которая заставляла зрителей плакать на премьере фильма. Ведь когда она состоялась, актера уже не было в живых. Однажды вечером он выпил, ему стало плохо, но Николай запретил своей гражданской жене вызывать «скорую». А когда все-таки она это сделала, было уже поздно – у актера случился инсульт, и спасти его не удалось. 27 мая 2001 г. его не стало. Ему было всего 52 года. Тяжелее всего его уход перенесла мать, ведь ей довелось пережить и мужа, и сына…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
































