Габдулла Тукай биография кратко и интересные факты
Габдулла Тукай – один из самых известных татарских поэтов, активный защитник демократии и преобразователь татарского языка.
Габдулла Тукай появился на свет 26 апреля 1886 года в маленькой деревне, находящейся под Казанью. Семья будущего писателя была глубоко религиозной. Его отец ушёл из жизни, когда мальчику едва исполнилось 5 месяцев. Через 2 года его мать успешно выходит замуж и оставляет ребёнка одного. Вскоре она забрала Габдуллу обратно, но идиллия продлилась недолго. Мать умерла и Тукай остался сиротой. Его взяли на попечение приёмные родители, жившие в селе Учили. Детство татарского поэта было полно жестокости и недопонимания. Его часто унижали сверстники, а попытки пристроить Габдуллу к новым родителям с треском проваливались. Сам писатель никогда не любил вспоминать этот период жизни.
В 1890-ых годах Тукай обучается в мусульманской школе (медресе), расположенной в городе Уральске, параллельно посещая русский класс. В это время он начинает увлекаться русской классикой. Особенно ему нравились произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Он начинает заниматься переводом их романов и стихотворений на татарский язык, сохраняя рифму и звучание. В юношестве Габдулла начинает писать собственные стихи и очерки. Вместе с этим он занимается общественной деятельностью. Его творения печатались в журнале «Новый век».
Революция 1905 года очень сильно повлияла на мировоззрение татарского поэта. Он начал осознавать, что татарский народ угнетают и притесняют. Демократические настроения охватили Тукая. Переехав в 1907 году в Казань, он сотрудничает с революционными организациями. Несколько месяцев спустя Габдулла отправляется в путешествие и пишет такие произведения, как «Пара лошадей», «Светлой памяти Хусаина», «Татарская молодежь» и «Маленькое путешествие». Его материальное положение становилось плачевным. За ним началась слежка со стороны властей. Тем не менее писатель продолжал бороться за права людей. Он ездит по поселениям Казанской губернии, где общается с простыми людьми.
В 1911 году Тукай отправляется в Астрахань, где наблюдает плачевную жизнь Поволжья. Он также посещает Самару и Уфу, где знакомится с башкирским писателем Мажитом Гафури. Затем он останавливается в Санкт-Петербурге на 2 недели. Здоровье Габдуллы начинает ухудшаться. Вскоре он заболевает чахоткой. Для лечения он отправляется в казахские степи. Его состояние не улучшалось. Писатель возвращается в столицу Казанской губернии, где продолжает работать над своими произведениями, изредка появляясь в типографии. Умер поэт 15 апреля 1913 года от обострившейся болезни.
Детство и юность
14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.
Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.
В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.
Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.
Память
В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро, прилегающий к площади сквер, улица в Старо-Татарской слободе в Казани, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана, в Уфе (улица Тукаева) и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане, в Йошкар-Оле — столице Республики Марий Эл, в Челябинске и в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области, в Алматы и Уральске (Казахстан), в Ташкенте и Нукусе (Узбекистан), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле и бульвар в Тарсусе (Турция), улица в г. Ижевске, улица в г. Березовский (Свердловская обл.).
Памятники поэту установлены:
Существует три музея Габдуллы Тукая:
Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая».
В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай».
Памятник Тукаю в Москве
Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге
Литературный музей Габдуллы Тукая
Памятник Тукаю в Астрахани
Творческий путь
После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.
В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.
Наиболее известные произведения Тукая – « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».
Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.
Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.
Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.
Габдулла Тукай
Габдулла Тукай был известнейшим деятелем Татарстана. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком.
Габдулла Тукай / Фото взято из открытых источников
Личная жизнь
По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться. Поэт не слыл модником, потому что не позволяли финансы, да и интереса к этому не было. Деньги в его кармане периодически появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай не умел копить: он раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.
Габдулла Тукай и Зайтуна Мавлюдова
Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем. Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась. Всего молодые люди виделись 5 раз.
Габдулла Тукай в больнице
Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.
Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.
Памятник Габдулле Тукаю в Москве
Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это. Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, ее сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить ее как можно ближе к могиле Тукая. На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.
Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.
Примечания
После революции
После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).
Творчество
Одна из работ Габдуллы Тукая, «Балалар күңеле», 1914 год. Семён Израилевич Липкин пишет:
После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события[16]
В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:
Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет
К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…
Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки
Также, после революции 1905 г. он пишет стихотворение «Паразитам» (1906 г.), где поэт призывает народ не дать «безмозглой туше придавить наш день грядущий…». Выступает за светское образование («Национальные чувства»).
Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:
Хочу разумным быть, чистосердечным. Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много,
Исполню ль их — известно только Богу [17]
Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца» [18]
Литературная деятельность
Непросто оказалось для Тукая осознать причины поражения движения к переменам. В его стихах заметно разочарование. В Казань автор вернулся, чтобы развивать в родном городе литературу.
Он познакомился с прогрессивной молодежью, начала писать сатирические произведения. За год было создано несколько очерков, публицистических и стихотворных сочинений. Их основной темой стала тревога за народ, вера в справедливость, оптимизма, превознесение достоинства и чести.
Труды литератора публиковали журналы «Молния» и Зарница». Приобретший опыт писатель создал цикл произведений, в число которых вошло посвященное другу «Светлой памяти Хусаина».
На бумаге поэт прямо выражал свои чувства, делился мнением с читателями. В его стихах «Возвращение в Казань» и «Гнет» отчетливо прослеживается уход от мира иллюзий, объективная оценка действительности.
Литератор был востребован в выбранной им профессии. Созданные с 1911-2012 произведения написаны под влиянием ностальгических размышлений о патриотизме и родине.
Литератор побывал в Астрахани, отправился в Санкт-Петербург через Уфу. В путешествии он познакомился с поэтом Нариманом Наримановым и писателем Мажитом Гафури.
Произведения
Поэзия
Литературная критика
Призвание
Работы молодого автора впервые были опубликованы в 1904 в журнале «Новый век». Поначалу поэт придерживался арабско-персидских традиций, затем его поэзия обрела новые черты.
Огромное влияние на переводчика оказали произведения Лермонтова, Пушкина. Они вдохновили его. В произведения татарского автора им вложены самые светлые мотивы.
Заметно в творчестве Тукая непростое время, начиная с 1905. Он писал острые памфлеты на родном языке, стихи. Популярные периодические издания с удовольствием публиковали его творения.
От корректора и наборщика текстов Габдулла постепенно дошел до сотрудника издательства. Он активно принимал участие в общественной жизни страны. В 1907 мусульманская школа была оставлена. Произведения автора того периода наполнены призывами к боевому духу соотечественников. Согражданам предлагалась борьба за честь родины.
14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.
Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.
В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.
Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.
Детские годы
Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).
Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.
Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.
Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».
Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.
Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.
В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.
Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.
В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.
Творческий путь
После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.
В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.
Наиболее известные произведения Тукая – « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».
Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.
Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.
Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.
Биография Г.Тукая методическая разработка
Габдулла Тукай — великий татарский поэт
учитель начальных классов
Хасянова Зифа Арслановна
Биография Габдуллы Тукая
Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы.
Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы — терпел одни обиды. Вот он что пишет об этом: «Сам я этого времени не помню. Я думаю, что мне было тогда года два – два с половиной. Женщины и старухи в нашей деревне, которые помнят моё младенчество, сейчас рассказывают о том, как скверно обращалась со мной моя воспитательница. Такой эпизод. Зимою ночью я, босой, в одной рубашке, выхожу на двор и потом иду к двери, чтобы войти в дом. Открыть дверь в избу зимой трудно не то что ребёнку, но даже взрослому человеку. Я, естественно, не могу её открыть и стою, пока ноги мои не примёрзнут ко льду. «Благодетельница » моя, рассуждая: «Небось, не околеет, подкидыш!», держала меня за дверью и впускала в избу с ругательствами, когда ей заблагорассудится».
Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сосну. Читая об этом в автобиографическом очерке Тукая «Что я помню о себе», облегченно вздыхаешь: наконец-то он у родной своей матери! Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы — мальчик оказывается круглым сиротой. Соснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду по матери. Но и здесь родной бабушки уже не было в живых, семья многодетная. «Среди шести голубков не родной бабушки я был единственным галчонком: плакал — некому было утешить, норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть-попить — некому пожалеть — все толкали да обижали меня…». Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но еще и голодал. Дед был вынужден побираться по соседним деревням, нести домой черствые куски, спасая кучу детей от голодной смерти. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел из толпы мужчина — он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Года два прожил Габдулла в этой семье, но… вдруг он опять оказывается лишним. Оба враз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем… Вернемка его лучше обратно в деревню…» — проводили они его обратно в Училе. «Можно представить себе, как восприняли мое возвращение в семье дедушки, где были уверены, что избавились от меня навсегда». Отсюда, приложив немало усилий, спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый — для Габдуллы это был уже шестой дом… В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Во-первых, здесь он задержался подольше и начал учиться в медресе. Во-вторых, жизнь в Кырлае дала ему обилие таких впечатлений, которые позже щедро питали его творчество. Говорят, чтобы понять поэта, нужно побывать на его родине. Во времена Тукая близ Кырлая дремучие леса еще были. И маленький Габдулла ходил с мальчишками в ночное стеречь лошадей. Вокруг до небес высились величественно стройные ели и, вне всякого сомнения, откуда-нибудь из чащобы тихонько наблюдал за мальчишками сам Шурале — все это навсегда западало в чуткую душу Габдуллы.
Но вот забирают Габдуллу из Кырлая в Кушлавыч, чтобы отправить его к родственникам по отцу, в далекий Уральск.
Первые шаги к творчеству
Выходцами Заказанья были тетя Тукая по отцу Газиза с ее мужем Галиасгаром Усмановым, в чей дом приехал Тукай.
В Уральске было три медресе: «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния». Галиасгар Усманов отвел Габдуллу в первое — «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка. Среди шакирдов был силен интерес к литературе, поэзии. В доме хозяина медресе Мутыгуллы-хазрета звучали музыка, пение. Габдулла быстро сдружился с его сыном Камилем, а Камиль получил европейское воспитание, хорошо пел, одевался по последней моде, прилично знал русский, арабский, мог наизусть читать Коран…
Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур.
Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 г. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинаетея новый этап: он поступает в типографию наборщиком. Большевики Уральска пользуются типографией «Уральца» для распространения революционных листовок. В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», фактическим редактором которого становится Тукай. Он уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) — на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.
Казань в судьбе поэта
…Поэта давно тянуло в родные края. И осенью 1907 года Тукай на извозчике въезжает в Казань.
Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким.
С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни Тукая, составляющий около пяти с половиной лет вдохновенного служения своему народу, своей Родине.
В Казани Тукай начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» (Реформа) и в журнале «Яшен» (Молния). У него появляются новые друзья:
Ф. Амирхан, Х. Ямашев, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни.
Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей — Тукая с Фатихом Амирханом.
Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг. Творческая энергия Тукая нуждалась в широком поле деятельности. В 1910 г. под редакцией журналиста Ахмета Урманчеева начинает выходить сатирический журнал «Ялт-юлт» (Зарница), которому Тукай отдавал много сил. Там опубликовал он большинство своих сатирических произведений. Совместно с Г.Кулахметовым, Ф.Амирханом, Ф.Агеевым, С.Рахманкуловым и др. писателями и журналистами Тукай проводит литературные вечера, концерты, лекции.
Тукай придавал огромное значение становлению татарского национального театра. Виднейшую роль в создании татарского театра играл друг юности Тукая по Уральску Габдулла Кариев.
Тукай в Казане жил в гостинице возле Сенного базара.(в гостинице «Булгар», в знаменитом 40-ом номере
Сенной базар. Это еще что такое? Но мы же говорим о Казани не сегодняшней, а начала XX столетия. А тогда в слободах, считай, в каждом дворе держали корову, разводили коз, овец. Слободские татары имели лошадей. Словом, Казань тогда не могла обойтись без Сенного базара. Сено возили из окрестных деревень. А продав сено, сельский люд тут же, на Сенном, накупал всякого товару. Здесь было все, начиная от рыболовных удочек и кончая кумганами и молитвенными ковриками. Бойко вели торговлю хозяева, выставляя напоказ свое мусульманство и именем аллаха клянясь в добротности своего товара. Здесь же крутились байские угодники, крикливые фанатики от ислама, ярые противники всякого новшества — изучения русского языка, европейской моды, театра и концертов. Тут же шныряли сыщики, аферисты. Кое-кто с Сенного базара запросто заглядывал к Тукаю в номер. А у поэта уже от одного духа Сенного базара спирало дыхание — в этом базаре видел он отвратительный исток всякого мракобесия и фанатизма. Но и Сенной базар сослужил службу творчеству Тукая: дал повод создать непревзойденный образец татарской сатирической поэзии — поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Жизнь в Казани на многое раскрыла глаза Тукаю. Меняется настроение его духа..
Путешествия по России
Последний год жизни
Тукай уже чувствовал, что жить ему остается считанные месяцы. Он старается воспользоваться каждой минутой, чтобы успеть высказать народу свои последние слова.
В начале 1913 г. здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины. Снова и снова обращается он в своих стихах к Толстому, воспевает заслуги ученого и мыслителя Ш.Марджани. Его публицистические статьи «Первое дело по пробуждении», «По случаю юбилея», «Два напоминания», стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем», «Мороз» — это подлинные шедевры. В поэтическом переводе коранической суры «Наср» Тукай выражает свое преклонение перед Всевышним и искреннюю приверженность исламу. Поэт как бы подводит итоги своему творчеству, высказывает свои заветные мысли.
Отправляясь из гостиницы «Амур» в Клячкинскую больницу, Тукай сознает, что для него это — последнее «путешествие». Накануне он зашел проститься к Ф. Амирхану, снимавшему номер по соседству. Фатих сказал ему:
— Выздоравливай скорей, чтобы нам с тобой поскорей свидеться!
— Ты уж не спеши свидеться со мной, живи-ка подольше.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.
Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.
Прошел год, и газеты снова посвящают свои страницы воспоминаниям, стихам и статьям о поэте, информациям о «Тукаевских вечерах», которые с этого дня стали традиционными.
Издатели, не теряя времени, начинают выпускать большими тиражами книги Тукая. В 1913 году увидели свет пять его сборников, а в следующем – восемь! Выходит однотомник его произведений в четыреста страниц, который начал готовить к изданию еще сам поэт. Появляется целая библиотека воспоминаний о Тукае. Стихи Тукая публикуются в русской печати, выходят обширные статьи о нем на русском языке.
Тукай завещал пятьсот рублей, которые ему следовало получить с издателей, на стипендии для обучения двух подростков в русских учебных заведениях. После смерти поэта началась кампания сбора средств для создания специального стипендиального фонда Тукая. Тут Мусульманское благотворительное общество в Петербурге оказалось проворнее казанского. В его отчете за 1913 год появился следующий пункт: «Во исполнение постановления общего собрания правление назначило две стипендии имени покойного поэта Габдуллы Тукаева, по сто рублей каждая».
Не дремлют и торговцы. Они принимаются за продажу раскрашенных открыток с портретом Тукая, карамели и мыла, упакованных в бумагу с изображением поэта.
За годы, прошедшие со дня смерти Тукая, его произведения издавались множество раз. Одно из солидных изданий его произведений увидело свет даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны (1943), стихи Тукая вместе с отважными воинами, сыновьями Татарстана сражались с гитлеровскими захватчиками и под Москвой, и на Курской дуге, и при штурме Берлина. И ныне творчество Тукая не теряет своей действенной силы. Да почему? Потому, что оно является составной частью мирового культурного наследия. Татарский национальный балет «Шурале», созданный композитором Ф.Яруллиным на основе поэмы-сказки великого Тукая, выйдя за пределы нашей страны, обошел многие страны Запада и всюду встречал самый восторженный прием. Песни на слова Тукая в исполнении артистов Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая звучали со сцен Италии, Мальты и стран далекой Африки. В Финляндии уже многие годы один из отделов общества культурных связей с Россией составляет «Общество Тукая». Примечательно, что творчество Тукая питает, обогащает все отрасли искусства, стимулирует их расцвет. Свидетельством тому являются балеты «Шурале» Ф.Яруллина, «Кисекбаш» Р.Губайдуллина, «Водяная» А. Бакирова. симфония «Кырлай» Н.Жиганова, скульптурные и живописные произведения Б.Урманче, И.Казакова. Б.Альменова, Ф.Аминова и др.
Живет и здравствует Тукай и на театральной сцене, и в исторических романах. За лучшие произведения литературы и искусства учреждены в Татарстане ежегодные Государственные премии имени Габдуллы Тукая. Центральная площадь и одна из улиц древней Казани названы именем Тукая. Со дня открытия в столице Литературного музея Габдуллы Тукая прошло уже 20 лет.
Имя великого поэта присвоено также бывшему Челнинскому району Татарстана. Имя Тукая носят улицы городов Уральска Казахстана, столицы Узбекистана Ташкента. Горячо, празднично выражает народ любовь к своему великому сыну весной, в апреле, в месяц его рождения. Каждый год 26 апреля проводится праздник поэзии в память о крупнейшей фигуре национальной поэзии нового времени. Писатели группами выезжают в Тукай-Кырлай, Арск, в Тукаевский район, где они проводят литературные встречи с населением. Такие же торжества проводятся в Нижнекамске, Н.Челнах, Альметьевске и др. городах и районных центрах Татарстана на празднике поэзии, кульминацией которого являются торжества у здания Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. Здесь казанцы знакомятся с новыми лауреатами Государственных премий Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.
В честь Габдуллы Тукая названа площадь в Казани, а по ней и станция метро. В г. Уральске названа улица и поставлен памятник великому татарскому поэту Г.Тукаю. В Уфе есть улица Тукаева. В башкирской деревне Дау́тово, г.Верхний Уфале́й Челябинской области центральная улица Тукай ура́мы (улица Тукаева).
В Санкт-Петербурге на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы установлен памятник Габдулле Тукаю.
15 ноября 2006 года на сцене Татарского Государственного Академического Театра Оперы и Балета была представлена премьера оперы «Любовь поэта», в основу сюжета которой легла история жизни Габдуллы Тукая. Опера была поставлена на музыку Резеды́ Ахия́ровой и либретто Рина́та Ха́риса. Режиссёр-постановщик — Михаил Панджави́дзе из Большого Театра г. Москвы. Опера была номинирована на соискание премии «Золотая Маска 2008» в пяти категориях. Оценочный показ состоялся 4 февраля 2008 г в рамках Международного Оперного Фестиваля им. Ф. Шаляпина.
Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.
Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается…
2011 год объявлен в Татарстане Годом Габдуллы Тукая
Постановлением президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в целях увековечения памяти и творческого наследия великого татарского поэта Габдуллы Тукая, учитывая выдающийся вклад, внесенный им в отечественную и мировую культуру, а также в связи с исполняющимся в 2011 году 125-летием со дня его рождения 2011 год объявлен Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Благородную инициативу поддержали и в ЮНЕСКО.
У каждого народа есть свои герои. У Татарстана – это, без сомнения, поэт Габдулла Тукай. Его в клад в развитие татарской поэзии трудно переоценить. За свои неполные 27 лет он написал свыше сотни стихотворений. В каждом из них – целая жизнь. Тукай писал, как чувствовал, его произведения – остры, честны и полны житейской мудрости.
Год Тукая, объявленный, впрочем, не только в Татарстане, но и во многих тюркских странах, подразумевает огромное количество тематических мероприятий. Ожидается, что в театрах реанимируют и покажут спектакли по произведениям классика, а в домах культуры пройдут творческие вечера. Также в школах и вузах республики введут факультативы по изучению биографии и произведений поэта.
25 января в штаб-квартире ТЮРКСОЙ Турции дан старт Году Тукая. В церемонии приняли участие делегация Республики Татарстан во главе с вице-премьером, министром культуры Зиля Валеевой.
Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства — ТЮРКСОЙ — была создана в 1993 году. В ее составе 14 членов, в том числе 6 субъектов РФ — Татарстан, Хакасия, Якутия, Башкортостан, Алтай, Тыва.
В организации разработан перечень мероприятий в рамках объявленного в ТЮРКСОЙ 2011 года Годом Тукая. Эти мероприятия пройдут в государствах СНГ — Казахстане, Киргизии, Узбекистане, а также в Турции и других тюркоязычных странах.
Пройдут международные научные симпозиумы, конференции, посвященные творческому наследию Г.Тукая и его влиянию на литературу тюркоязычных народов.
Это позволит людям ближе познакомиться с творчеством Тукая, которое оказало огромное влияние на поэзию многих тюркоязычных народов.
Также в Турции действует Общество татарской национальной культуры имени Габдуллы Тукая.
Кино к 125–летию Г.Тукая
С 1 по 30 апреля киномероприятия, посвященные 125 – летию со дня рождения Г. Тукая, пройдут в Бугульме, Бавлах, Лениногорске, Ютазе, Азнакаево и сельских школах Сармановского района Республики Татарстан. Жителям предоставляется возможность посмотреть документальные фильмы «Тукай», «Сны Тукая», «121», «Г.Тукай. Пять мгновений любви», «Вдохновленный Тукаем» и мультипликационные фильмы по произведения Г.Тукая.
Встреча с кандидатами на премию Тукая
В Литературном музее Габдуллы Тукая состоялась встреча с кандидатами на присуждение Республиканской премии имени Г. Тукая в 2011 году.
«Казан егетләре» выпустят альбом с песнями на стихи Тукая
В честь 125–летия со дня рождения Габдуллы Тукая татарская группа «Казан егетләре» выпускает альбом с песнями на стихи поэта, а также татарскими народными песнями. Это будет подарочное издание, которого не будет в продаже.
«Дни дарения» в Национальном музее Татарстана
Национальный музей Татарстана приглашает принять участие в традиционной акции «Дни дарения», которая пройдет с 1 по 5 апреля. 2011 год – год 125-летия со дня рождения великого татарского поэта Г.Тукая, год 100-летия со дня рождения выдающегося татарского композитора Н.Г. Жиганова. Национальный музей РТ просит откликнуться всех, кто может помочь в сборе подлинный вещей и архивов выдающихся деятелей татарской культуры.
Вечер посвященный Тукаю в музее Сайдаша
25 марта в Казани в музей-квартире татарского композитора СалихаСайдашева пройдет мероприятие «Сказание земли Казанской». Вечер будет посвящен 125-летию татарского поэта Г.Тукая. Рассказ об образах Шурале, Су анасы, Зиланта, основанное на материалах народного фольклора и творчества Г.Тукая, не оставит равнодушными посетителей.
Встреча «Образ Тукая на сцене»
25 марта в Казани в Литературном музее Габдуллы Тукая пройдет встреча «Образ Тукая на сцене», приуроченная Международному дню театра. В музее великого поэта хранятся документы и экспонаты, связанные с рождением татарского театра: представлены программки, входные билеты и афиши казанских, в том числе и татарских, театров начала ХХ века.
В Москве показали фильм «Тукай»
В московском Культурном в рамках кинопроекта «17 мгновений кино. Фестивальные фильмы России» состоялся показ документально-постановочного фильма «Тукай» режиссера Марата Ганиева. Фильм посвящен 125-летию со дня рождения татарского поэта Габдуллы Тукая, переведен на русский и английский языки.
В Национальной библиотеке РТ открылась выставка к юбилею Тукая
Выставка освещает жизненный путь поэта в основных вехах и событиях его творческой биографии.
Список использованной литературы
1.Т. Ф. Бабынина. Традиции национальных культур. — Казань. 2005 год
2. интернет-сайт: https://tukay.ucoz.ru/
Творчество
Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.
Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья – такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.
Примечания[ | ]
Проблема переводов Г. Тукая[ | ]
В предисловии к работе Семён Израилевич Липкин пишет, что зачастую переводы неверны в работе «Идегей»[19], поэт и переводчик указывает, что по словам И. В. Сталина вся история Золотой Орды признавалась «паразитической» (от 1944 года), а историки, которые описывают её в другом свете — «буржуазные националисты». Следует отметить, что эпос Идегей был запрещён к изданию как «ханско-феодальный»[20]. 19 декабря 1936 года был расстрелян М. Г. Худяков.
Переводы на русский и другие языки нередко расходятся с оригиналом[21][22]. В источниках и переводах от 1930 годов указывалось, что причиной стихотворения «Не уйдём!» было: «Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия»[23]. Также подчёркивалось, что за этим стояло мусульманское духовенство и буржуазия.
Семён Израилевич Липкин отмечал, что сама структура стихотворения направлена не против татарской интеллигенции, а против черносотенцев[15], выделяя тот факт, что последняя строчка написана на русском:
К единой цели мы идем, свободной мы хотим России, Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда: Вам лучше в Турции? Туда пожалте сами, господа!
Сегодня есть другие переводы: «Самая высокая цель наша — вольная страна, свободная Россия!
Нас не просто сдвинуть отсюда, о черносотенная толпа»[24]. Оригинал[25]:
Иң бөек максат безем: хөр мәмләкәт — хөр Русия! Тиз генә кузгалмыйбыз без, и гөруһе ру сияһ!
Ап-ачык бу бер җаваптыр, сүздә түгел, басмада:
— Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!
В действительности история появления этих строк такова: Известный политический деятель предреволюционной поры В. М. Пуришкевич, во время выступления с думской трибуны депутата от Уфимской губернии Калимуллы Хасанова, потребовавшего участия государства в финансировании мусульманских образовательных учреждений, так же, как оно финансирует русские образовательные учреждения, закричал с места: «Езжайте в Турцию, будут там вам мусульманские школы!». Этот случай получил широкую известность, и Тукай откликнулся своим «Не уйдём» («Kitmibez»)
Творчество[ | ]
Одна из работ Габдуллы Тукая, написанная на языке тюрки, 1914 год. Семён Израилевич Липкин пишет:
После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события[16]
В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:
Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет
К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…
Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки
Также, после революции 1905 г. он пишет стихотворение «Паразитам» (1906 г.), где поэт призывает народ не дать «безмозглой туше придавить наш день грядущий…». Выступает за светское образование («Национальные чувства»).
Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:
Хочу разумным быть, чистосердечным. Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много,
Исполню ль их — известно только Богу [17]
Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца» [18]
Казань
Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни – 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».
Первые творческие шаги
Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».
Память[ | ]
Памятники поэту установлены:
Существует три музея Габдуллы Тукая:
Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая[37]. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая»[38][39].
В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай»[40].
Произведения[ | ]
Поэзия[ | ]
Литературная критика[ | ]
Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая
1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань, где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница».
В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.
Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.
Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru
Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.
Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.
Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников
Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. Путешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.
Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.
Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников
Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.
В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.
Революционные стихи Тукая
Когда произошла революция 1905 года, Тукаю было 19 лет. Он работал наборщиком в типографии своего друга, сына имама Камиля Тухватуллина. Вместе они начали выпускать первые в Уральске газеты и журналы на татарском языке: «Фикер» («Мысль»), «Уралец». На страницах этих газет появились первые революционные стихи Тукая.
Татарин, русский ли — взгляни: Теперь права у всех одни. Зипун и фартук в наши дни Узнали вкус свободы. Закрыт цензурный комитет, Чернилам красным сбыта нет, И обанкротились вослед Чернильные заводы.
Габдулла Тукай, из стихотворения «О свободе», перевод Рувима Морана
Поэт, охваченный социалистическими настроениями, часто принимал участие в уличных демонстрациях, публиковал политические статьи и эссе. В фельетоне «Условия» Тукай писал: «Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами».
В этом же году Тукай стал редактором журналов, которые выходили в типографии Камиля Тухватуллина, — «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век») и сатирического «Уклар» («Стрелы»). Тукай размещал на страницах новых изданий собственные произведения, переводы на татарский язык басен Ивана Крылова и стихов русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова. Вскоре о Габдулле Тукае узнали в Казани и Оренбурге.
Частная жизнь и творчество
Стеснительный и робкий Габдулла не решался на обустройство личной жизни. Увлеченная им Зайтуна Мавлюдова сама организовала их знакомство. После первой встречи девушка поняла, что ее идея была неудачной, так как молодой автор выглядел смущенным. Однако они не расстались. Последовало еще несколько встреч. Зайтуна и Габдулла вместе посетили литературный вечер, гуляли. Расставание произошло после отъезда девушки в Чистополь. До последних дней она сохранила теплые чувства к поэту.
Сам Тукай так и не обзавелся женой, не создал семьи. Ни одного ребенка у него не было. Уход литератора из жизни 2 (15) апреля 1913 года превратился в большую утрату для литературы.
В истории искусства Татарстана писатель остался навсегда. В его сочинения заметна эстетическая концепция развития национальной культуры, литературы под флагом реализма и народности. Литератор стал фундатором татарских языка и литературы.