биография галины макаровой артистки
Почему «всесоюзная бабушка» советского кино скрывала свое настоящее имя: Тайны Галины Макаровой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Настоящее имя Галины Макаровой – Агата (Агафья) Чехович. Ее дед был священником, а отец – офицером царской армии. Во время Первой мировой войны он служил в ставке царя и за усердие получил от самого государя в подарок серебряный поднос и чайный сервиз. Потом он воевал в армии Деникина, в Крыму у него была возможность вместе с другими белогвардейцами отправиться на корабле за границу, но он вернулся в поселок Старобин в Белоруссии, где его ждала жена с детьми. В 1921 г. его арестовали и посадили в тюрьму. Чтобы избежать расправы, его родные были вынуждены уничтожить все документы, связывающие их с именем Климентия Чеховича. В новом паспорте Агаты указали фамилию матери – Апанащик, и записали неверный год рождения. Позже она подсчитала, что на самом деле родилась не в 1919 г., а в 1916 г.
В 16 лет Агата переехала в Минск. Там она работала домработницей и санитаркой, а позже отец подруги обратил внимание на ее артистизм и посоветовал поступить в студию при театре. Там она взяла псевдоним и выступала под именем Галина – по мнению коллег, имя Агафья было простоватым и «слишком деревенским» для актрисы. В юности она увлекалась конным спортом, метанием копья и мотоспортом, в 20 лет став чемпионкой республики по мотокроссу.
После окончания учебы в студии Галина выступала на сцене Первого Белорусского драматического театра. Однажды спектакль с ее участием увидел офицер Иван Макаров – и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре он сделал ей предложение, и Галина ответила согласием. После замужества она взяла фамилию супруга. Вместе они переехали в Москву, в 1941 г. у пары родился сын Эдуард. В начале войны Иван Макаров ушел на фронт, а Галина с сыном отправились в эвакуацию. Муж вернулся с войны целым и невредимым, вот только приехал он не один – его сопровождала «походно-полевая жена». Он заявил о том, что хочет развестись с Галиной и предложил ей с сыном переехать к его матери. Предательство мужа стало для нее тяжелым ударом, она так и не смогла этого ему простить. После развода актриса решила вернуться в Минск, в родной театр.
Ее коллегой по сцене стал актер Павел Пекур, который принялся за ней ухаживать. Вскоре они поженились, в 1951 г. у них родилась дочь Татьяна. Позже она рассказывала, что мать очень уважала и ценила Павла, но при этом всю жизнь продолжала любить своего первого мужа. А Макаров никогда не верил в то, что она сможет добиться таких успехов, и удивился, когда она получила звание народной артистки СССР. Он обижался на то, что актриса никогда не звонила ему, приезжая в Москву, и даже не догадывался, что на самом деле происходило у нее в душе. Его предательство было не единственным ударом, который он ей нанес. Когда их сыну было 12 лет, Макаров потребовал, чтобы он переехал к нему. Конечно, Галина не хотела расставаться с сыном, но бывший муж пригрозил ей, что раскроет правду о ее происхождении, что могло бы разрушить ее жизнь. И актрисе пришлось согласиться. С тех пор Эдуард жил в Москве, а на каникулы приезжал к матери. Он получил хорошее образование и построил блестящую карьеру, став личным помощником Михаила Горбачева.
В театре Галина Макарова была настоящей звездой. Драматург Андрей Макаенок специально под нее писал роли в своих пьесах, которые затем Галина Макарова блестяще воплощала на сцене. Ее муж, которому всегда доставались роли второго плана, никогда не испытывал по этому поводу творческой ревности и не переживал из-за того, что оказался в тени знаменитой супруги, – он искренне радовался за нее и гордился ею. Они оба умели расставлять приоритеты – Галина Макарова не гналась за славой, и на первом месте и у нее, и у Павла Пекура всегда оставались семья и дети.
Кинокарьера Галины Макаровой началась очень поздно, на тот момент ей было уже около 40 лет. Первые роли не принесли ей популярности – это были совсем небольшие эпизоды, ее имя даже часто не упоминалось в титрах. Ей доставались малоприметные роли нянечек, кассирш, крестьянок, вахтерш, уборщиц и прочих «женщин из народа». Первую главную роль актриса получила только в 60 лет в фильме «Вдовы», после которого к ней пришел первый громкий успех. Многим зрителям запомнились и другие яркие образы, созданные Макаровой: бабушка Агаша в фильме «Молодая жена», билетер в цирке из «Удивительных приключений Дениса Кораблева», ветеран в фильме «Контрольная по специальности», Матрена в драме «Белые росы», главная героиня из «Прощания славянки», Прасковья в фильме «Белые одежды» и др.
Чаще всего ей предлагали роли бабушек главных героев. С одной стороны, Макарова радовалась многочисленным предложениям и охотно на них соглашалась, ведь именно эти образы и принесли ей всесоюзную славу и негласный титул «всесоюзной бабушки» и «истинно народной» актрисы. С другой стороны, ее огорчала однотипность сыгранных ролей.
Несмотря на обширную фильмографию и всенародное признание, ее актерский талант все же не был реализован в полной мере. Ее дочь Татьяна говорила о ней: « Ни один человек в театре не знал о ее происхождении. Она молчала и вечно строила из себя простолюдинку. Хотя потом эти бабки, которых она играла, так ей надоели. Ведь в молодости она была разноплановой актрисой – и Шекспира играла, и русскую классику. Она хотела для себя масштабной исторической роли ».
Галина Макарова часто шутила, что, если бы не стала актрисой, была бы председателем колхоза – ей очень нравилось работать на земле, а ее любимой отдушиной была дача в 30 км от Минска. Там она проводила все свободное время, выращивая цветы. Одних пионов у нее было более сотни кустов! Актриса выписывала журнал «Цветоводство» и по найденным в нем адресам рассылала письма с просьбой прислать ей семена редких растений. Она гордилась тем, что даже эдельвейсы росли у нее на даче. Там она провела и свои последние дни. В сентябре 1993 г. ее не стало. Ее внучка Анастасия сказала о ней прекрасные слова, которые могли бы вслед за ней повторить и кинозрители: « Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы учились у нее не фальшивить; не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Галина Макарова
Биография
Наверное, не было в Советском Союзе семьи, в которой актрису Галину Макарову не считали бы родным человеком. Ее называли «всесоюзной бабушкой» за силу духа и щедрость сердца, за мудрые мысли, которые она доносила с экрана до зрителей. И в кино, и в жизни артистка оставалась искренней и честной.
Детство и юность
Актриса прославилась под именем, взятым по совету подруги, и фамилией, которую оставила от первого мужа. Галина Макарова – урожденная Агата Чехович, дочь офицера царской армии. Когда отца арестовали и посадили на 5 лет в тюрьму, уже при советской власти, родственники со страху уничтожили документы. Потому и дата рождения – декабрь 1919-го – тоже придумка артистки. Галина вообще считала, что она старше на 3 года, но документальных подтверждений не нашлось.

В 16 лет Агата уехала из родного села Старобин в Минск, работала прислугой в состоятельных семьях, санитаркой. С детства девочка отличалась заводным, задиристым характером. В городе увлеклась верховой ездой, метала копье на стадионе и даже освоила мотоцикл – в 1937-м стала чемпионкой Белоруссии по мотокроссу.
По протекции отца подруги, чиновника со связями, Чехович взяли в студию при Первом Белорусском драмтеатре. Там она и стала Галиной, поскольку Агата, по мнению будущей коллеги Валентины Семенюк, было простовато для актрисы. Заодно девушка поменяла и фамилию на девичью мамину Апанащик.
По воспоминаниям дочери и внуков, Галина Климентьевна обожала детей, и своих, и чужих. В молодости как-то купила мороженое целому классу, который встретила на улице, просто потому, что захотела порадовать малышей. Могла привести в дом совсем незнакомых людей, если видела, что они нуждаются в помощи.
В театре Макарову задействовали в разноплановых ролях – от кикимор до шекспировской классики, и к каждой актриса подходила с выдумкой, чтобы зрители запомнили ее игру. Специально для Галины драматург Андрей Макаёнок написал пьесу «Лявониха на орбите» и в ультимативной форме потребовал, чтобы главного персонажа отдали именно Макаровой. В противном случае спектакль не поставят. И режиссёр уступил.
Фильмы
По-настоящему серьезную кинематографическую биографию Макарова начала поздно, на 6-м десятке лет, хотя дебютировала еще в 1958 году в мелодраме «Счастье надо беречь». В дальнейшем к Галине обращались режиссеры в поисках той, кто воплотит на экране добрую и душевную женщину, умудренную жизненным опытом. Или наоборот – принципиальную и прямую, которая за словом в карман не лезет.

Такими стал режиссерский проект Елены Цыплаковой «На тебя уповаю» (нянечка в детском доме), драма Александра Итыгилова «Свидание» (мать персонажа Ольги Матешко), картина Леонида Менакера «Молодая жена» (бабушка героини Анны Каменковой).
Всесоюзная слава пришла к актрисе с драмой Сергея Микаэляна «Вдовы», в которой Макарова сыграла главную роль вместе с Галиной Скоробогатовой. По сценарию героини, потерявшие на войне мужей, ухаживали за могилами неизвестных бойцов. Когда в селе торжественно установили памятный монумент, о бабушках в пылу празднования позабыли.

Фильм 2 года не выпускали в прокат – слишком уж реалистичным оказался. Добро дал сам генеральный секретарь Леонид Брежнев. После премьеры и слов лидера страны о том, что о вдовах войны надо лучше заботиться, в СССР увеличили пенсии.
Персонаж актрисы по прозвищу Гоголиха в киноповести «Родное дело» помог герою в исполнении Геннадия Егорова понять, в чем ценность малой родины и живущих там людей, проявить незаурядный характер и перестать обманывать самого себя.
В драме «Штормовое предупреждение» героиня Макаровой – одна из немногих, кто не теряет головы в опасной ситуации. Не уступили в личном мужестве и персонажи Валентины Талызиной, Алексея Жаркова и Натальи Егоровой.

Лента «Дело для настоящих мужчин» рассказывала об опасном наследии Второй мировой: в городе обнаружен склад боеприпасов, и население надлежит эвакуировать. Персонаж Галины – пожилая женщина, отказывающаяся покидать дом даже под страхом гибели.
Лирическая картина «Белые росы» подарила Макаровой еще один материнский образ, на этот раз экранной дочерью артистки стала Наталья Хорохорина, сыгравшая бойкую почтальоншу. Девушку в качестве невесты для сына присмотрел герой Всеволода Санаева.

С Натальей Галина снимется еще в приключенческом фильме «Неизвестный солдат» по повести Анатолия Рыбакова. У актрис будет одна роль на двоих, только по сюжету между ними пройдет полвека. Героиня Хорохориной живет в 1942 году, Макаровой приходится вновь вспоминать о войне, рассказывая о пережитом молодому поисковику.
В психологической ленте «Кафедра» актриса перевоплотилась в немногословную хранительницу покоя старого профессора, много лет проработавшего в научном институте. Забавные персонажи достались Галине и Стефании Станюте в комедии «Не ходите, девки, замуж». В фильме задействованы звезды советского кино Вячеслав Невинный и Татьяна Догилева, Юрий Назаров и Нина Русланова. Камео исполнил Валерий Леонтьев.

В 1985-м Галина снялась в психологической драме «Противостояние» о военном преступнике, на след которого милиция выходит благодаря случайному стечению обстоятельств. Макарова сыграла родственницу одной из его жертв.
От предложений играть мам и бабушек Галина Макарова не отказывалась, но такая однотипность актрису огорчала. Увидев однажды Римму Маркову в характерном образе игуменьи в историческом фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», призналась, что тоже мечтает о подобном материале.
Личная жизнь
С первым мужем Иваном Макаровым Галина познакомилась в 1939 году в театре. Кадровый офицер был поклонником молодой актрисы. Супруги переехали в Москву. В апреле 1941-го родился сын Эдуард. С началом войны Иван ушел на фронт, а Галина отправилась в эвакуацию.

В 1944 году артистка вернулась в столицу, к родителям мужа, получила место в театре имени Вахтангова. Но личная жизнь дала трещину – Макаров приехал с фронта не один, а с той, кого в армии называли «полевая походная жена», и сразу подал на развод. К тому же мужчина не поверил, что Галину пригласили играть на московской сцене. Обидевшись, актриса уехала в Минск, устроилась в родном театре. Тем не менее, с семьей Ивана она общалась всю жизнь, сын жил то с матерью, то с отцом.
Второй супруг Макаровой – коллега по Белорусскому драматическому театру Павел Пекур. В 1951 году появился общий ребенок – дочь Татьяна. Будучи замужем, Галина так и не забыла первую большую любовь. По словам Татьяны, ее отца актриса уважала и ценила, но по-настоящему искренние и глубокие чувства испытывала только к Ивану, о чем позднее и сказала дочери.

Макарова к собственной известности относилась совершенно спокойно. Павла также нисколько не смущало, что он находится как бы в тени жены. Несмотря на занятость, оба старались вложить как можно больше в детей. Татьяна ходила в музыкальную школу, занималась фигурным катанием, стала чемпионкой республики по легкой атлетике. Окончила институт иностранных языков и режиссерские курсы, 30 лет посвятила телевидению.
Эдуард после университета имени Баумана продвинулся по партийной линии, работал помощником Михаила Горбачева.
Смерть
Свободное время Галина Макарова проводила на любимой даче, в 30 км от Минска. Там актриса разбила огород, в невероятных объемах выращивала цветы. Шутила, что, если бы не творческая профессия, стала бы председателем колхоза, настолько нравилось копаться в земле и следить за всходами.

В сентябре 1993 года Макарова, отметив день рождения внука Егора, вновь уехала на дачу, где и умерла. О причинах смерти родные не сообщали. Похоронили актрису в Минске, на Восточном кладбище, ставшем местом упокоения выдающихся представителей белорусского народа.
Пять мгновений из жизни народной артистки Беларуси и СССР Галины Макаровой, по пути к признанию сменившей имя, дважды — фамилию и «помолодевшей» на три года
Всесоюзная бабушка из Старобина
Внучка священника, дочь белогвардейца
Окончив в Старобине школу, подалась в Минск. С большой мечтой — стать аптекарем. Для начала поработала домработницей, потом — медсестрой. Как всегда, веселила молодежь звонкими частушками, интересными историями. Природный дар кого-то скопировать, изобразить, передразнить заметил и оценил отец ее подруги, прекрасный балалаечник, чиновник Министерства культуры БССР. И порекомендовал продемонстрировать свои способности в театре.
Агата только вздохнула: куда ей? Дедушка — священник, имеет свой приход в Старобине. Отец, Климентий Чехович, был не просто офицером царской армии. В Первую мировую войну служил в ставке царя, за усердие сам государь подарил ему серебряный поднос и чайный сервиз… Потом воевал в армии Деникина. В Крыму мог сесть на корабль, с белогвардейцами податься за границу. Но одумался, вернулся в Старобин, где его ждала молодая жена с детьми. И арест. Отсидел в тюрьме. Был лишен многих гражданских прав: учиться в институте, получать продуктовые карточки. Ограничения автоматически распространялись и на семью белогвардейца.
— А об отце-офицере не обязательно всем рассказывать, тем более писать в анкетах, — намекнул умудренный жизнью балалаечник.
Девушка послушалась совета. Родные уничтожили все документы, напоминающие о прошлом семьи, отце. При выдаче нового паспорта возраст девушки определяли «по внешнему виду». Как признавалась актриса, родилась она где-то в 1916 году, но так как выглядела очень молодо, ей записали: 27 декабря 1919-го. В паспорте девушка была уже под фамилией матери — Апанщик. Агата поступила в студию Первого Белорусского драматического театра — ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы. Подруга как-то заметила: Агата — имя крестьянское, не сценическое. Заменили более звонким — Галина.

Иван на всю жизнь
Однажды в театр заглянул представительный офицер Иван Макаров. И с первого взгляда влюбился в энергичную актрису. Галина ответила взаимностью. В 1939 году Апанщик бросила театр, уехала с любимым на место его службы — аж на Кольский полуостров. Там стала Макаровой, и у молодой пары родился сын Эдик. В начале войны муж ушел на фронт, а Галина Макарова с ребенком переехала в Москву, где успешно прошла пробы в театр Вахтангова.
Но радость длилась не долго. С фронта супруг вернулся с молодой женщиной, так называемой полевой походной женой. Предательство мужа стало для актрисы большим ударом. Не уняло боль и предложение Ивана переехать с сыном к его матери, дескать, он будет заботиться и о них. Галина Климентьевна резко обрубила концы. В 1944 году сразу после развода переехала в Минск, где быстро завоевала известность. Именно под нее Андрей Макаенок в пьесах «Лявониха на орбите», «Трибунал» и других произведениях создавал образы мудрых, сильных духом и добрых душой белорусских женщин. Галина Климентьевна, не раз с гордостью заявлявшая: «Я — полешучка!» — привнесла на сцену Купаловского поистине народный дух, образ женщины, на первый взгляд, простоватой, но смекалистой, независимой, гордой. Что самобытная артистка убедительно доказала, сыграв шесть десятков самых разнообразных запоминающихся ролей.

— Впервые Галину Климентьевну я увидел подростком в каком-то кинофильме, — рассказывал известный белорусский драматург Алексей Дударев. — И подумал: зачем учиться в каких-то театральных институтах? Достаточно просто снимать женщин такими, какие они есть. Я был убежден, что Галина Макарова не играет вовсе, ее просто снимают в определенных жизненных обстоятельствах.
Всесоюзная известность пришла к Галине Макаровой поздно. Почти в 60 лет она снялась в художественном фильме «Вдовы». В картине — такая горькая тяжелая правда, что ее запретили к показу. Но, говорят, однажды на ее просмотре расчувствовался и даже прослезился сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Фильм вышел на экраны. А потом в одном из своих докладов руководитель СССР напомнил о солдатских вдовах. Вскоре им повысили пенсии.
Картину посмотрели десятки миллионов советских людей. Галину Макарову, сыгравшую роль полюбившейся героини, многие зрители стали величать Всесоюзной бабушкой. Да и семейная жизнь «бабушки» к тому времени сложилась: вышла замуж за известного актера Купаловского театра Павла Пекура, родила дочь Татьяну, которой на старости лет призналась: заботливого внимательного Павла она всегда ценила, уважала, но всю жизнь любила только Ивана…

Слоновьи сюрпризы
Дачный участок Галины Климентьевны летом был оазисом благоухания и уюта. Актриса просто обожала цветы. Собственными руками без всяких перчаток высаживала и лелеяла красивые растения. Одних пионов было около сотни кустов! Выписывала и от корки до корки читала журнал «Цветоводство», по его адресам рассылала во все уголки СССР письма с просьбой прислать семена редких, иногда экзотических растений. Например, тех же эдельвейсов, которых и в родных-то для них горах нечасто встретишь. Иногда Макарова, отработав утром на репетиции, а вечером — на спектакле, возвращалась домой очень поздно. И тут же бежала полоть, подкармливать, поливать свои эдельвейсы и другие цветы. Можно представить состояние соседей, когда в полночь они видели женщину, копающуюся на грядке при лунном свете…
Как-то вычитала: конские удобрения лучше коровьих и совсем уж замечательные — от африканского слона. А тут как раз в Минском цирке дрессировщик с группой слонов стал работать… Галина Климентьевна — в дирекцию цирка: «Мне бы мешочек из-под этого, с хоботом. » Кто же откажет известной артистке, да еще в такой «экзотической» просьбе? Упаковала она слоновьи лепешки так, чтобы даже самая капризная дамочка в электричке не воротила нос от довольно объемной сумки. И повезла необычный груз на дачу. В электричке задремала, а когда проснулась — бесценного слоновьего «эликсира» рядом не оказалось. Умыкнули сумку-то. Воры были уверены, что известная народная артистка везет в ней богатства несметные… Потом, рассказывая об этом забавном случае, Галина Климентьевна смеясь и говорила: мол, готова еще раз поусердствовать возле слонов, чтобы посмотреть на выражение лиц тех, кто потрошил ее «сокровища»… Слушатели от смеха за животы хватались — Макарова всегда отличалась остроумием, неожиданными точными сравнениями и выводами.

Красота в душе и руках
Зная цветочное пристрастие Галины Климентьевны, поклонники не раз дарили ей шикарные букеты. А однажды артистка получила цветы и коробку конфет вовсе не за сценическое мастерство…
Какой-то подвыпивший мужичок, не рассчитав свои силы, не дошел до дома и прилег на скамейку. Уснул. К счастью, острых реплик, едких комментариев в свой адрес от проходивших мимо людей он не слышал. Поздно вечером, возвращаясь после спектакля, Галина Климентьевна увидела «отдыхающего». Поднялась в свою квартиру за постельными принадлежностями. А вернувшись, накрыла бедолагу одеялом, подложила ему под голову подушку. Утром проспавшийся мужчина купил цветы и сладости и стал искать благодетельницу. Местные жители безошибочно указали ему квартиру доброй женщины…
У простой и общительной Галины Макаровой было много друзей, настоящих ценителей прекрасного, знатоков искусства. И все они покидали квартиру народной артистки изумленными, потрясенными. Нет, там не было персидских ковров, заморских мехов или бриллиантов. На стенах и подушках висело множество прекрасных картин, вышитых руками хозяйки. Вот уж поистине талантливый человек талантлив во всем.
— Ваши вышивки украсят любую выставку, — не раз говорили знатоки рукоделия.
— Что вы! — отмахивалась Макарова. — Это просто так, для души.
Без дела она не могла просидеть ни минуты. Сына и дочь тоже приучала к труду чуть ли не с пеленок. Детей Галина Климентьевна любила безумно. Причем не только своих. Как-то встретила на улице шедший на экскурсию класс — и всем ребятишкам купила по мороженому. А однажды даже решила удочерить сироту. Долго навещала больную в палате и сильно переживала, что задумка не осуществилась — девочка страдала тяжелой формой лейкемии. В Керчи во время съемок фильма «Улица младшего сына» Галина Макарова привязалась к многодетной полуголодной семье. В течение месяца носила продукты, одежду. Очень просила несчастную мать отдать ей на воспитание особо полюбившуюся беззащитную девочку. Опять осечка…

Неразрывные нити
Общительную неунывающую Галину Климентьевну часто посещали коллеги из родного Купаловского театра, московские звезды Клавдия Шульженко, Глеб Стриженов, Роман Филиппов, Юрий Саранцев. Но с особым душевным трепетом ждала и принимала хозяйка гостей из Старобина, где в далеком детстве водила за собой ватаги ребят, купалась, загорала на берегу Случи, мечтая о будущем. Щедрые угощения, подарки, бесконечные воспоминания, песни…
— И сегодня мы бережно храним память о нашей славной землячке, поистине народной артистке Галине Макаровой. Ее именем в городском поселке названа улица, интересные экспонаты демонстрируются в школе, где она училась, — рассказывает директор Старобинского филиала государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района» Тамара Савицкая. — Сотни взрослых и ребят посещают в нашем центре музей народной артистки СССР Галины Макаровой. В экспозиции представлено более 160 экспонатов, в том числе личные вещи актрисы: рукописный рабочий дневник, семейные фото, любимый платок, очки, пенсионное удостоверение, медаль имени Попова…
Посетители с интересом узнают, что дочь Галины Климентьевны Татьяна увлекалась фигурным катанием, занималась музыкой, после окончания школы поступила в Институт иностранных языков, затем окончила режиссерские курсы и тридцать лет отработала на телевидении. Сын Эдуард окончил университет имени Баумана, был референтом Президента СССР Михаила Горбачева, но отказался работать в администрации непредсказуемого Бориса Ельцина…

Макарова стала легендой еще при жизни. В 1967 году — звание народной артистки БССР, в 1980-м — СССР. Награждена орденом Ленина.
Впервые снявшись в картине «Счастье надо беречь» в 1958 году, Галина Макарова сыграла в кино более 70 ролей. Вот некоторые фильмы, в которых она снималась:
«Альпийская баллада» — Пелагея (1965).
«Вдовы» — Александра Матвеевна Громова (1976).
«Молодая жена» — бабушка Агаша (1978).
«Родное дело» — Гоголиха (1979).
«Штормовое предупреждение» — Макарьевна (1981).
«Кафедра» — Дарья Степановна (1982).
«Белые Росы» — Матрена (1983).
«Неизвестный солдат» — Клавдия Григорьевна Иванцова (1984).
«Берега в тумане» — Авдотья Ефимовна (1985).
«Не ходите, девки, замуж» — бабуся-«чумичка» (1985).
«Противостояние» — Клавдия Егоровна Ефремова (1985).
«К расследованию приступить» — Клавдия Тимофеевна (1987).
«Выживший» — бабка Маруся (1991).
«Белые одежды» — Прасковья (1992).
«На тебя уповаю» — Матвеевна (1992).
ЗНАКОВЫЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ
Лушка — «Лявониха на орбите» А. Макаенка.
Агата — «Павлинка» Я. Купалы.
Дятличиха — «Люди на болоте» по И. Мележу.
Ганна — «Вечер» А. Дударева.
Дарья — «Последний шанс» В. Быкова.
Матрена — «На крутом повороте» К. Губаревича.
Колхозница — «Врата бессмертия» К. Крапивы.
Санитарка — «Платон Кречет» А. Корнейчука.
Таня — «Падь серебряная» Н. Погодина.
Тетя Катя — «Кто смеется последним» К. Крапивы.
Таня — «Хозяйка зимовья» А. Арбузова.
Кормилица — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
Старуха — «Святая простота» А. Макаенка.
Лизавета — «В метель» Л. Леонова.
Марфа Петровна — «Русские люди» К. Симонова.
Оксана Сметанкина — «Таблетку под язык» А. Макаенка.
Кабаниха — «Гроза» А. Островского.
Квашня — «На дне» М. Горького.
Старая вдова из Флоренции — «Конец — делу венец» У. Шекспира.


















