биография гайдна краткое содержание самое главное
Краткая биография Йозефа Гайдна

Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).
В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению.
Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене.
В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой.
В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.
С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции.
В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет.
После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно.
Особенно прославили Гайдна его симфонии.
Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.
Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.
В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).
Талант Гайдна был высоко оценён его современниками.
В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки.
В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.
Биография Гайдна
Всего получено оценок: 681.
Франц Йозеф Гайдн (31.03.1732 – 31.05.1809) – австрийский композитор, основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов.
Детские и юношеские годы
Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.
В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.
Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.
Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.
Молодые годы
В 50-х годах Гайдн написал ряд своих первых музыкальных произведений, принесших автору знаменитость. Среди них были зингшпиль «Хромой бес», который ставили в различных городах Священной Римской империи, а также дивертисменты, серенады, струнные квартеты, а самое главное – Симфонию №1 Ре мажор.
В 1759 году ему удалось устроиться работать капельмейстером у графа Карла фон Морцина. Граф имел личный небольшой оркестр, в котором Йозеф продолжил свое творчество, сочиняя для графа симфонии.
Работа у Эстерхази
В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.
В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.
В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.
11 февраля 1785 года Гайдн становится членом общества масонов.
Наследие
Работа при дворе рода Эстерхази была творческим расцветом в биографии Гайдна. За 29 лет службы было создано множество квартетов, 6 Парижских симфоний, различные оратории и мессы. Широкую известность получила «Прощальная» симфония 1772 года. Возможность приезжать в Вену помогла Гайдну общаться с самим Моцартом.
Последние годы
Тест по биографии
Проверьте, насколько хорошо запомнили краткую биографию Гайдна.
Биография гайдна краткое содержание самое главное
Йозеф Гайдн
Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Гайдна
Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.

Последним произведением композитора считается оратория «Времена года». Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.
Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.


Интересные факты
Фильмы о Йозефе Гайдне
По биографии Гайдна снято много познавательных документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:

Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна
Дом-музей Гайдна
В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой «уголок» с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.
К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Йозефе Гайдне
Краткая биография Йозефа Гайдна самое главное
Йозеф Гайдн был рожден весной 1732 года в деревне в Австрии. Его отец был мастером, чинившим колеса у карет. Родители мальчика любили петь и музицировать. Они заметили в своем сыне склонность к музыке и отправили его учиться. Мальчик пел в капелле на праздниках и похоронах. Он научился играть на разных инструментах.
Молодой человек занимался с известным музыкантом, так как в его образовании было много пробелов. Он изучал разные книги о музыкальной теории. В этот период Йозеф сочинял сонаты.
В 50-е годы молодой человек работал при дворе. Он писал произведения для оркестра.
Композитор женился в 1760 году. Несмотря на то, что музыкант хотел детей, пара ими так и не обзавелась. Супруги не сошлись характерами. Жене не нравилась профессия музыканта. Она была равнодушна к его произведениям. Но разводы тогда были запрещены, поэтому паре пришлось жить вместе.
Потом Йозеф работал при дворе князя, его семья была самой влиятельной в Венгрии и Австрии. Он писал музыку, руководил оркестром. Вскоре композитору было дано разрешение писать свои произведения не только для королевской семьи, но и продавать их, и печатать. Благодаря этому изменению в жизни композитора, музыкант довольно быстро завоевал международную популярность.
В Вене музыкант был представлен Моцарту, они сдружились. В Европе в это время появились новые музыкальные жанры. Искусство активно развивалось.
Когда князь умер, его сын распустил оркестр, так как не любил музыку. Композитор поехал в Англию, там он писал симфонии. В столице Англии музыкант давал концерты. Он был очень популярен и разбогател. Около года спустя композитор познакомился с Бетховеном и стал его преподавателем.
Йозеф вернулся на Родину, поселился в большом доме, работал капельмейстером, продолжал писать музыку. Композитор скончался весной 1809 года.
Биография Йозефа Гайдна о главном
Великий венский классик родился в 1732 году в деревне, которая находилась на границе Австрии и Венгрии. Отец Иоганна Гайдна был колёсным мастером. Человеком он был грамотным, и разбирался в музыке. Вся большая семья, а было у ремесленника двенадцать детей, увлекалась любительским пением. Уже в раннем возрасте у мальчика обнаружили прекрасный голос, и стремление учиться музыки. Это привлекло внимание дальнего родственника, который был учителем музыки в соседнем городе. В возрасте шести лет родители отпустили мальчика учиться в город, где жил кузен отца, учитель и дирижёр местного хора. Два года Иоганн учился читать, писать, играть на различных инструментах, пел в хоре.
В 1740 году Иоганн был зачислен в Собор Святого Стефана в Вене хористом и получил место солиста. Жизнь хористов была спартанской: плохо питались и много работали. Но, несмотря на тяжёлые условия, преподавание было профессиональным.
В 1749 году капельмейстер выгнал его из хора из-за сломавшегося голоса. Пять лет Иоганн ведёт нищенское существование, стараясь заработать себе на жизнь. Одолжив денег, Гайдн снял маленькую комнатушку, приобрёл старенький клавесин и начал работать. Круглые сутки он преподавал и учился. Всё, что ни делал молодой музыкант, было связано с музыкой. В эти годы он создал свои первые произведения, сочинял и на заказ.
В 1759 году Гайдна приглашают на должность капельмейстера к графу Морцина. Для венского аристократа он сочиняет лёгкую музыку, которая ему нравилась, полную радости и любви. Сочиняет первые симфонии.
В 1760 году композитор влюбляется в одну из своих учениц, но девушка решила уйти в монастырь. Поторопившись, в 28 лет Иоганн женится на её старшей сестре. О чём потом жалел всю жизнь. Брак был весьма неудачный. Мало того, что Мария-Анна была бесплодна, так ещё и терпеть не могла музыкальное творчество мужа и старалась при каждом удобном случае досадить ему.
Период с 1761 по 1790 Гайдн работает капельмейстером в семье богатейших аристократов венгерского рода. Музыкант руководил оркестром, сочинял музыку, проводил каждую неделю концерты. В течение 29 лет он пережил три поколения Эстерхази. Работой у аристократов Иоганн был доволен, приличное жалованье, на которое он позже купил дом, и относительная творческая свобода. Сочиняет многочисленные симфонии, оперы, оратории и многое другое. Становится известным во всей Европе.
В одной из рабочих поездок в Вену, Гайдн встретился с Моцартом. На протяжении всей жизни композиторов связывала крепкая дружба. Моцарт был большим поклонником таланта Гайдна, и посвятил ему целых шесть струнных квартетов.
В 1790 году оркестр Эстерхази был расформирован.
С 1791 года работал в Лондоне, где в Оксфорде его наградили званием «Доктор музыки». Жизнерадостный характер Гайдна и его остроумие нашли отражение во всех его сочинениях.
Возвратившись в Вену, композитор стал ведущим музыкантом эпохи. Одним из его учеников был Бетховен, но из-за его нелёгкого характера совместная работа была недолгой. До конца жизни композитор оставался мастером музыкальных шуток. Даже в Симфониях №83 «Курица» и №82 «Медведь» ему удавалось шутить. Обладая умением подражать с помощью звуков животным и природным явлениям, создаёт оратории «Создание мира» и «Времена года».
В 1809 году Иоганн Гайдн умер в своём доме, после насыщенной и плодотворной жизни.
Франц Йозеф Гайдн
Фото Все
Видео Все
Йозеф Гайдн Биография великого композитора Гайдна
Йозеф Гайдн — биография
Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.
Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.
Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.
Детство
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.

Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.
Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал ректором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.
Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.
Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.

Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.
Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.
Творчество
Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.
Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.

Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.
Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).
Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.
Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.

Йозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.
Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.
В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.
Личная жизнь
Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.
Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.

Семейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.
Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям. Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.
И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.
Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.
Смерть
Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».
Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.
В 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.





















