биография герасимова сергея васильевича

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Фотографии птиц. Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Эта птич.

Полезная информация Картинка ВЗЯЛА ЭТОТ ПОСТ С САЙТА FACEBOOK У ЮЛИИ МАМЕДОВОЙ Прислали и.

РАЗМЫШЛЯЯ О ЖИЗНИ.. * * * * * Всё красивое хрупко, но в то же время здесь столько радост.

Рубрики

Ссылки

Приложения

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Жизнь и творчество Сергея Васильевича Герасимова.( Из интернета)

Художник С.В. Герасимов – мастер помпезного соцреализма или тонкий лиричный пейзажист?

биография герасимова сергея васильевича

Известный советский художник Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Уже став маститым художником, Герасимов писал о своих детских годах: «Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась Нива, она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились».

Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву и поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Занимался старательно и уже с 1905 года начал выставлять свои еще по-ученически наивные работы на местных выставках. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К. А. Коровина, С. В. Иванова, В. А. Серова и А. Е. Архипова.

В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника первой степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он пробует силы и в преподавании, ведет занятия в художественной школе при типографии И. Д. Сытина. Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Об этом периоде своей жизни он позднее вспоминал: «Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний».

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

Результатом поездок стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен. Но творческие планы пришлось отложить на неопределенное время, началась Первая мировая война. В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь. Теперь от кистей и красок его отрывали только заботы о хлебе насущном, так как живописью в тот период прокормиться было практически невозможно. Герасимов писал лозунги и плакаты, оформлял митинги и массовые мероприятия. А «для души» писал небольшие картины, пейзажи и портреты. Работы Герасимова начинают появляться на выставках. Вместе с коллегами по творчеству он ищет новые пути в искусстве, участвует в художественных объединениях «Московский салон», «Мир искусства», «Маковец», но от реалистической живописи отказываться не спешит. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками:

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

Крестьянин в картузе

«Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки». Художника интересует не только живопись, он пробует свои силы в рисунке, гравюре, литографии. Как и в довоенный период, продолжает преподавать, ведет занятия в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии и Вхутемасе. В 1931 году получает звание профессора. На выставках появляются его крупные полотна, идеологически выдержанные в духе времени:

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

«Клятва сибирских партизан», «В. И. Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян», «Колхозный праздник». Событием в художественной жизни эти работы не стали, чувствовалось, что создавались они без вдохновения. Но и не писать подобных полотен он, наверное, не мог, так как уже в начале 30-х годов прочно вошел в обойму обласканных властью мастеров, от которых ждали именно таких соцреалистических работ. Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина

биография герасимова сергея васильевича

На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью. Так уж сложилось, что эпические полотна Герасимова как-то затеняли его пейзажи, отодвигая их на второй план. А ведь он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях. Время расставило все по своим местам. Из крупных полотен, если и вспоминают, причем вполне заслуженно, только «Мать партизана», а вот пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью. Кстати, именно поэтичность пейзажей мастера всегда отмечали коллеги по творчеству. Так, художник П.Д. Корин писал о Герасимове: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт». О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Кстати, и власть вынуждена была признать Герасимова как мастера пейзажа. В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. Среди них только одно, «За власть Советов», героико-эпической направленности, остальные же все пейзажи:

биография герасимова сергея васильевичаПейзаж с лошадьми

Источник

Биография и картины Сергея Герасимова

Герасимов Сергей Васильевич (1885 – 1964)

Сергей Васильевич Герасимов – выдающийся русский и советский живописец, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Доктор искусствоведения, профессор, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943—1948 годах, первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—1964 годах. Иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова.

Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, от которых он унаследовал лучшие традиции русского реалистического искусства.

Одни, из наиболее известных произведений художника: «Мать партизана», «Колхозный праздник», «Туча», «Ранняя весна», «Лед прошел».

биография герасимова сергея васильевича

Сергей Герасимов родился 14 сентября 1885 года в Можайске (ныне Московская область) в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.

В 1901 году Герасимов приехал в Москву и поступил на декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища, которое окончил в 1907. Окончив Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Сергей Иванов, Константин Коровин, Валентин Серов и Леонид Пастернак.

В ранний период творчества Герасимов предпочитал работать акварелью, писал пейзажи, сценки из народного быта, портреты. С молодых лет художник преподавал: его педагогическая деятельность началась в 1912 году, в художественной школе типографии Товарищества И. Д. Сытина и продолжалась вплоть до 1914 года, когда Герасимова призвали в армию.

биография герасимова сергея васильевича

После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии. Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам. С 1918 года художник вернулся к педагогической деятельности, преподавал в Государственной школе печатного дела, затем во ВХУТЕМАСе, Московском полиграфическом институте. В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции.

В 1937 году Герасимова пригласили преподавать в МГХИ им. В. И. Сурикова, который художник возглавил в годы войны. В 1948 году его сместили с поста директора, обвинив в излишней либеральности. Впрочем, через два года Герасимов вернулся к активной педагогической деятельности и до преклонных лет проработал в Московском высшем художественно-промышленном училище.

Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького.

Умер Герасимов в Москве 20 апреля 1964. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

биография герасимова сергея васильевича

Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великолепный мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советским пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник Павел Корин:

«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, – очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А. С. Пушкина (Капитанская дочка) Н. А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А. Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, а его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.

биография герасимова сергея васильевича

Сегодня картины Сергея Герасимова находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова, Государственном музее русского искусства в Киеве и во многих других музеях.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Видео

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Наш чудесный Сергей Васильевич Герасимов.

Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние на становление нескольких поколений художников, представителей многонационального советского искусства.

биография герасимова сергея васильевича

Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому, кто у него учился, найти своё место в творчестве.

С.В. Герасимов. Сирень в цвету. 1955

Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте. Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Автопортрет (1923г.). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей

. Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича, как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму», «как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого большого художника-педагога.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г

«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная постановка подходила к концу. А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос «почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать, Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 см. 1929 г.

Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца было первоосновой педагогической системы Герасимова. Он придерживался того мнения, что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого решения художественных задач.

С.В. Герасимов. Зима. Холст, масло.

Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее, смелее! На страх врагам России!»

В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего» произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза, и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!»

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Девушка с зонтиком. Холст, масло. 90х72 см. 1930-е годы

Появление учителя в мастерской всегда оживляло работу, сразу же вносилась ясность в запутанные споры, решались любые вопросы, на которые Сергей Васильевич отвечал с лёгкостью и с присущим ему чувством юмора. Помню, например, как в этюде головы одна наша студентка написала иллюзорную прическу. Одним это нравилось, а другие нашли, что живописная фактура находится на плоскости, а не лежит на объёме. С юношеской любознательностью хотелось послушать «арбитра». И вот появляется Сергей Васильевич и, увидев этот этюд, восклицает: «Барышня, барышня, прическу ведь с головой надо написать, а она у Вас получилась отдельно. »

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937. Холст, масло. 234 x 372 см. Государственная Третьяковская галерея

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Акварель (Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель. Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.)

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Акварель

С.В. Герасимов. «Прогулка за городом». 1910 Бумага, акварель, белила 44 × 57 см.

С.В.Герасимов «Лермонтовское время». 1940 Бумага, акварель 46 × 58 см.

Или, помню, как один из нас довольно интересно «увидел» постановку с обнажённым натурщиком — в сложном жемчужном колорите. Этот этюд привлёк внимание Сергея Васильевича, и он его запомнил. Но способный живописец, не уверенный в своей силе рисования, на следующей неделе попросил своего друга-рисовальщика выручить его в рисунке. Тот довольно быстро и ловко прорисовал всю фигуру, и при этом она оказалась написанной в одних красных тонах. Чем дальше, тем краснее стала вся работа, и ни следа не осталось от первого впечатления. Услышав шаги Сергея Васильевича, все сразу притихли и, затаив дыхание, с любопытством ждали, что же он скажет на это.

— Это ещё что?! — громко спросил Сергей Васильевич.

— А ну-ка дайте палитру сюда. Есть у Вас краплак?

— Есть! — достав из этюдника большой тюбик краплака, тот преподнёс ему,

— пожалуйста, Сергей Васильевич.

— Сейчас же выкиньте его!

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Крестьянин в картузе. Холст, масло.

Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал, что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему применить это мастерство.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. На южном курорте. Холст, масло. 86×115 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это. ala, ala, да Вы делайте все по существу, только по существу!»

Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины». Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу. Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал: «Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно. Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.

Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности. В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Шура. Портрет племянницы. Холст, масло. 90х71 см. 1949 г.

«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном ему обществе.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Мать партизана. 1943. Холст, масло. 184 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея

Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства». Его волновали вопросы становления и развития советской художественной школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов. «Художественная школа не может существовать и развиваться без органической связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей Васильевич ещё четверть века тому назад.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.

Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд, заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника, а благоприятствовать именно его развитию и процветанию.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. К осени. 1953. К.М. 50х65,5 см.

Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский, Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв, В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.

О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе. В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР, в поездках по республикам.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см. 1920-е годы. Частная коллекция.

С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики, и искусство Средней Азии. Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо идёт вперёд». Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.

Итак, я завершаю свой рассказ о Сергее Васильевиче воспоминанием о самой первой встрече с ним.

1939 год. Просмотр летних работ. Мы, любопытствующие первокурсники (мне было 18 лет), в мастерской у старшекурсников. У порога при выходе чуть не столкнулись с Сергеем Васильевичем. Сразу отступая, я, склонив голову, предложил ему первому войти. «Нет, нет»,— возразил Сергей Васильевич и, правой рукой указывая на дверь, произнёс: «Прошу». Растерявшись, я подумал, что это будет нетактично с моей стороны, и ещё раз предложил: «Пожалуйста, пожалуйста, Сергей Васильевич».

Тогда Сергей Васильевич спросил меня: «. Нет, нет, почему Вы хотите, чтобы я сначала вошёл?» Я, весь красный, еле внятно сказал: «У нас на юге — дорога старшему».

«Ах вот как,— расхохотался он и двумя сильными руками обхватил меня за плечи,— а у нас на севере — дорога младшему».

Только теперь могу сказать, что всей своей сознательной жизнью я обязан Сергею Васильевичу — за эту дорогу.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. Портрет А.Г. Герасимовой, жены художника. 1913

автор статьи Народный художник СССР Микаил Абдуллаев

Журнал «Юный художник» №9 1982 г.

И ещё о художнике (и его картины)

Автопортрет. 1923 г.

Еще в детстве Сергей решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками.

Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова.

В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.

биография герасимова сергея васильевича

С.В. Герасимов. «Пионы». 1929г. Холст, масло, 117х117см. Сочинский художественный музей

Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы. Художник всегда находил время для выезда на натурные этюды.

С.В. Герасимов. «Можайск». 1908 г. Акварель

Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.

Сергей Герасимов. «Букет цветов»

биография герасимова сергея васильевича

Картина «Вид из окна. Можайск» 1938 г. Холст, масло. 88х100 см.

Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома у человека.

С.В. Герасимов. «Отдых в поле» 1920−1930-е гг. Бумага, акварель. 31 × 21 см.

Художник П.Д. Корин писал о Герасимове: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

«Букет цветов» 1913, холст,масло 90х71,5 см. Вятский художественный музей им.Васнецовых.

«Весенний разлив» 1934-1935 гг., Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

«Девушка на солнце». 1938 г. Холст, масло, 68 х 89,5 см.

Кисловодск 1939. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Кисловодск» Астраханская картинная галерея.

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей.

Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов сумел почувствовать и запечатлеть атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов.

Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его живописной манере непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

На пейзаже перед зрителем открывается вид на Курортный бульвар, центральную улицу Кисловодска, со стороны Октябрьских ванн и Галереи нарзанов.

В импрессионистическом строе и колорите работы заметно влияние Константина Коровина, одного из учителей Герасимова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Пейзаж «Кисловодск» является настоящим украшением коллекции произведений русских и советских импрессионистов в Астраханской картинной галерее.

Портрет девочки. 1950, картон, масло. 63,5х49,5 см. Частная коллекция

Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны

Сергей Герасимов. «Можайск»

Начало апреля

Герасимов С.В. «Вечер в Копривштице» (из серии «Поездка в Болгарию»)

1954 г. Бумага, темпера, карандаш Размер 34 x 44 см.

биография герасимова сергея васильевича

Герасимов С.В. «Мистра». Серия «Поездка по Турции». 1961г. Картон, масло. 70,0х50,0 см.

Герасимов С.В. «Утро в Венеции». 1956 г. Картон, масло. 49 х 69,5 см. Государственный Русский музей

Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

биография герасимова сергея васильевича

На родине художника открыт музей в его доме. Отсюда я взяла часть фотографий, посмотрите.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *