биография и с остроухова

Художник как знаток

Жизнь и коллекция Ильи Остроухова в Музее истории российской литературы имени Даля

В Музее истории российской литературы им. Даля (бывший Гослитмузей) открылась первая в истории выставка, посвященная едва ли не самому загадочному среди московских коллекционеров начала ХХ века Илье Остроухову. Картины, фотографии и архивные материалы воссоздают судьбу просвещенного барина с тонким вкусом, который, к счастью, не увидел финальной катастрофы своего детища.

биография и с остроухова биография и с остроухова

Михаил Вербов. «Портрет И.С. Остроухова». 1924 год

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Михаил Вербов. «Портрет И.С. Остроухова». 1924 год

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Смерть Ильи Семеновича Остроухова (1858–1929) выглядит мирной — он скончался в центре Москвы, в собственном доме в Трубниковском, который при его жизни стал музеем иконописи и живописи и носил его имя. Остроухов был директором самого себя — судьба вроде бы справедлива к владельцу огромной коллекции русской и европейской живописи, от Дега и Ренуара до Поленова, Репина и Серова (40 живописных работ только трех последних) и фантастическую по качеству подборку икон.

Многие из сокровищ Остроухова выставлены сейчас в его доме в Трубниковском — картины и рисунки Брюллова и Серова, Куинджи и Сурикова, Поленова и Левитана, иконы и мебель предоставили Третьяковка и Абрамцево, музей в Поленове и фонд Валентина Серова.

биография и с остроухова биография и с остроухова

Архип Куинджи. «Березовая роща». Эскиз. 1870-е годы

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. «Березовая роща». Эскиз. 1870-е годы

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Купец-академик, музыкант-любитель и «верховод пейзажа», завидно женившийся на дочке богатейшего чаеторговца Боткина — кем только не выглядел в глазах современников сын елецкого купца-мукомола! Художник и общественный деятель, коллекционер и музейный начальник — Остроухов многолик и вездесущ, говорят, ни одна работа на московском арт-рынке начала века не проходила мимо него.

Третьяков именно Остроухова хотел видеть после себя во главе галереи, ради этого тот стал гласным Московской городской думы (одно было связано с другим) и занимался делами галереи вплоть до 1913 года, это было едва ли не лучшее время с точки зрения пополнения коллекции.

Остроухов часто настаивал на покупке современного искусства, которое сам при этом не всегда любил, и это один из многих связанных с ним парадоксов.

биография и с остроухова биография и с остроухова

Антуан Воллон. Натюрморт. Не позднее 1898-го

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Антуан Воллон. Натюрморт. Не позднее 1898-го

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Говорит Ольга Залиева, куратор выставки:

— Остроухов был из семьи среднего достатка, отец обеспечивал ограниченно, денег не жалел только на образование. На выставке есть письмо Нестерова 1888 года, тот желает Остроухову разбогатеть в новом году — «мы поехали бы за границу!» Но коллекционерами рождаются, коллекционерский, «дефектный ген», как его называют, в крови. Остроухов коллекционировал всегда и все подряд, он просто не мог ничего выбросить. В детстве интересовался изучением природы, собирал птичьи гнезда и яйца. И позднее увлекался многим, кажется, что разбрасывался, выставка не случайно названа «Художник, коллекционер, музейщик», это не просто три ипостаси Остроухова, сферы его деятельности, он не занимался всем одновременно. Если им овладевала страсть, предыдущее отходило на второй план. Он всегда оставался художником, но это не было главным, хотя писал и в 20-е, когда появилось время, довольно неплохо продавал новое, сразу покупал иконы в коллекцию, которая уже была государственной. Многих расстраивает, что Остроухов не оставил трудов по древнерусской иконописи, в которой был настоящим специалистом, к нему постоянно обращался Грабарь. Но страсть коллекционера заслонила все.

— После революции ему оставили две комнаты в доме-музее, но после его смерти вдову из них выселили — без пенсии?

— Она хлопотала о пенсии, но безуспешно. Возможно, проблемы были связаны с тем, что вдову, как и Остроухова, лишили избирательных прав. Когда вывозили коллекцию в Третьяковку, почему-то вывезли и ее личное имущество. Часть мебели вернули, за огромную библиотеку выплатили какую-то компенсацию. Сохранились письма, где она рассказывает о нечеловеческих условиях существования в последние годы в крохотной, не приспособленной для жилья комнатке рядом с кухней; та находилась в подвале.

Источник

Художник Илья Остроухов (1858 – 1929). Ощущение всеобщей любви

биография и с остроухова

Илья Семёнович Остроухов. Портрет работы С.В. Малютина

Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.

Биография художника Ильи Остроухова

Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.

В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.

биография и с остроухова

Речка в полдень (Купавы на пруду)

Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.

С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.

В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.

Начало творческого пути Ильи Остроухова

Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.

Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.

биография и с остроухова

Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.

Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.

Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.

биография и с остроухова

А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.

биография и с остроухова

Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.

Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».

биография и с остроухова

И снова восторженные отзывы публики и критиков.

Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.

биография и с остроухова

Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.

Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.

Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.

А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.

В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.

биография и с остроухова

После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».

В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.

В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.

Источник

биография и с остроуховабиография и с остроухова
Библиотека в доме Остроухова

Четкое осознание целей и задач своего собирательства очень скоро придало коллекционерской деятельности Остроухова подлинно научный характер: он не просто следовал уже сложившейся истории развития русского искусства, но искал и находил ее новые страницы, смело открывая их и вводя в исторический оборот. Подобный подход к созданию коллекции, довольно быстро приобретшей музейный характер, принес Остроухову славу и авторитет не только ценителя, но и знатока русского искусства.

По свидетельству самого Остроухова[6] и его биографов, первую коллекционную икону он приобрел в ноябре 1909 года. Ею стала, с большой долей вероятности, икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием». Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому, и раньше. В 1904 году он стал инициатором создания в Третьяковской галерее иконного зала, в котором в специальных шкафах экспонировались иконы, приобретенные в начале 1890-х годов Павлом Михайловичем Третьяковым. По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н.И. Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания.

Иконный зал открывал собой постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

В 1904-1905 годах Московское археологическое общество поручило Остроухову организацию и наблюдение за первой профессиональной (для того времени) реставрацией (вернее, расчисткой) знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Источник

Илья Семёнович Остроухов, картины и биография

биография и с остроухова

Биография:

Остроухов Илья Семенович – русский пейзажист и коллекционер, друг создателя знаменитой московской галереи Павла Третьякова. За свою жизнь он занимал многочисленные должности, был академиком Академии художеств в Санкт-Петербурге, одним из людей, руководивших Третьяковской галереей, членом Союза русских художников и участником Товарищества передвижных выставок.

Родился будущий художник в 1858 году в зажиточной купеческой семье. В возрасте 12 лет поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, чтобы в будущем продолжать семейное дело. Во время учебы он стал интересоваться живой природой. Увлечение было очень серьезным, так как будущий художник через 7 лет даже написал книгу об ужении рыбы, а также переписывался с самим Бремом. За эти годы Илья собрал настолько достойную, качественную и объемную коллекцию насекомых, что она впоследствии была передана в Московский университет.

Желание рисовать в юноше пробудило знакомство с семьей известных купцов и меценатов Мамонтовых. Он дружил с сыновьями издателя Анатолия Мамонтова и общался с их преподавателем Киселевым. Интерес к пейзажу спровоцировали картины Поленова, увиденные Ильей на выставке передвижников. Впоследствии Остроухов учился у Киселева и брал уроки у своего тезки – Ильи Репина.

Период учебы художника и начала его карьеры пришелся на благодатное время. В число его учителей и друзей входили такие титаны русской живописи, как Васнецов, Серов, Маковский, Чистяков и многие другие. Вместе с Васнецовым он оформлял спектакли и оперную постановку дома у Мамонтовых, которые имели успех. Но свое сердце он отдал пейзажу.

Желая продолжить свое образование, в 1882 году Илья пытался поступить в Петербургскую Академию художеств, но первый год провел вольнослушателем. В это же время он продолжал учиться и брать частные уроки у известных педагогов и художников.

Уже через два года он начал выставлять свои работы на выставках. В 1887 году две его работы были куплены Третьяковым для галереи. В это же время живописец выехал в Европу, посетил Австрию, Германию и Францию, а затем и Италию вместе со своим другом Серовым и братьями Мамонтовыми. Одна из картин, написанных во время путешествия, принимала участие в 27 Передвижной выставке и тоже была куплена для Третьяковской галереи.

В эти годы пейзажист становится известен и как коллекционер. В 1898 году скончался Третьяков, и возникла необходимость в организации работы галереи. Был предложен список людей, которые должны были войти в руководство организации. Остроухов стал членом попечительского совета. Затем многие годы в течение некоторых периодов ему отводилась роль фактического руководителя совета.

Его деятельность вызывала зависть и желание отстранить художника от должности. В 1903 году Остроухова обвинили в слишком высоких тратах на закупки произведений. После отстранения от должности мастер уехал на отдых в Европу, в санаторий во французских Вогезах. В 1905 году он сумел вернуть себе должность. Но через восемь лет сумасшедший испортил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», после чего коллекционера затравили до такой степени, что он ушел с должности.

Пейзажист имел обширную коллекцию живописных полотен, икон и большую библиотеку. После победы Революции в 1918 году музей национализировали, а бывшего владельца сделали хранителем на пожизненный срок. Живописец в это время уже был очень больным, разбитым человеком со слабым зрением, которого подкосили катастрофические перемены в жизни. Он скончался в 1929 году. Буквально через месяц после смерти владельца музей был уничтожен, экспонаты были разобраны по музеям. Не пощадили и престарелую вдову художника. Ее лишили дома, и старушка доживала в подвале.

Источник

ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)

ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)

Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг.) родился в Москве в купеческой семье. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские. В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А.И.Мамонтова. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Очерки понравились, понравился и юный автор. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. Через А.И.Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С.И.Мамонтова. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.

Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *