биография и творчество астафьева кратко
Биография Виктора Астафьева
Всего получено оценок: 3911.
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
Детство и юность
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).
В краткой биографии Астафьева нельзя не упомянуть о трагических моментах жизни писателя. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
Служба
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
Литературная карьера
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие: его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Смерть
Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Астафьев: биография и творчество писателя
Виктор Петрович Астафьев: YouTube/Учебник вслух
Талантливым писателем, лауреатом государственных премий был Виктор Петрович Астафьев. Биография классика наглядно демонстрирует, что в жизни нет ничего невозможного. Главное — искреннее желание и настойчивое стремление его реализовать.
Виктор Астафьев: биография, факты из жизни
Биография Астафьева с самого раннего возраста была непростой. Судьба не жалела этого одаренного человека, много страданий и горя довелось ему пережить.
Астафьев: детство
Родина будущего классика — село Овсянка, что в Красноярском крае. Его родители, Петр Павлович и Лидия Ильинична, похоронили двух дочерей в младенческом возрасте, а затем на свет появился сын, которому дали имя Виктор. Когда ему исполнилось семь лет:
Воспитанием мальчика занялись родители матери. О бабушке с дедушкой у Виктора остались очень теплые и добрые воспоминания, которые нашли отражение в произведении «Последний поклон».
Отец после освобождения женился вновь и сына забрал в новую семью. Однако вскоре был раскулачен. Виктор с отцом, мачехой и маленьким сводным братом оказался в Игарке. Здесь Петр Астафьев с сыном занялся рыбным промыслом. Но случилось несчастье: он заболел и ушел из жизни.
Виктор стал беспризорником, а затем оказался в детском доме. Именно там раскрылся его литературный дар. Окончив шестой класс, юноша перешел на фабрично-заводское обучение, после чего работал на железной дороге как сцепщик и дежурный.
Виктор Петрович Астафьев: военные годы и личная жизнь
В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. Обучение прошел в новосибирском автомобильном подразделении. Уже через год он своими глазами увидел Брянский, Воронежский и Степной фронт:
Виктор и Мария Астафьевы: YouTube/Краткая Биография
На фронте Виктор встретил будущую жену Марию Корякину, которая была медсестрой. После войны пара поженилась и переехала в городок Чусовой, что в Пермской области. Мария также занялась писательской деятельностью.
Супруги очень отличались друг от друга. Виктор писал от сердца, в чем ему помогал талант, а вот для его жены в этом труде было больше самоутверждения.
Что касается детей, то:
Астафьев как мужчина видный и статный всегда был окружен женщинами. Известно о его двух внебрачных дочерях, о которых супруга очень долго ничего не знала. При этом она всегда была очень ревнивой. Причем испытывала такое чувство не только к женщинам, но и к литературе.
Семья Астафьевых: YouTube/Краткая Биография
Виктор неоднократно оставлял жену, но всегда возвращался. Семейная жизнь пары продлилась 57 лет. Когда в 1984 году внезапно не стало их дочери Ирины, то внуки Витя и Полина воспитывались у Виктора Петровича и Марии Семеновны.
Уход из жизни
Весной 2001 года писателя госпитализировали из-за инсульта. В течение двух недель он был в реанимации, затем его выписали. Чувствовал себя Виктор Петрович лучше, даже газеты читал сам. Но менее чем через полгода он снова оказался в больнице из-за проблем с сосудами. Вскоре писатель потерял зрение, а 29 ноября ушел из жизни.
Виктор Астафьев: книги, творчество
Началом творческого пути Астафьева можно считать то время, когда он стал сиротой и оказался в стенах детского дома. Там работал преподаватель по имени Игнатий Рождественский, который сам писал стихи, а в мальчике заметил настоящий дар.
Он помог Виктору с литературным дебютом. Рассказ «Жив» напечатал школьный журнал. Позже он был переименован в «Васюткино озеро».
Дальше последовали годы работы. Затем грянула Вторая мировая война. По возвращении с фронта перед Виктором Петровичем оказалась поставлена непростая задача содержать семью. Кем он только ни был в эти годы — чернорабочим, слесарем, грузчиком, вахтером, мойщиком туш на мясокомбинате.
Но что бы Астафьев ни делал, чем бы ни занимался, он всегда помнил о литературе, о своем истинном призвании. Вернулся к творчеству писатель так:
Дальнейшая жизнь и творчество Астафьева были таковы:
В том же 1958 году состоялась презентация первого романа под названием «Тают снега». Кроме того, Виктора Петровича выбрали в члены Союза писателей РСФСР.
Спустя год он получил направление в Москву на учебу в Литературный институт. К этому времени творчество Астафьева уже было известно стране. Достижениями Астафьева стали такие повести, как «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».
Писатель Виктор Астафьев: YouTube/Краткая Биография
В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь. Писатель работал над циклом миниатюр, которые называл «затесями» и печатал на страницах журналов.
Спустя десять лет на их основе получилась одноименная книга. Эти истории повествуют о важных темах: писал Астафьев о войне, патриотизме, деревенской жизни.
Также в его творческом наследии примечательна:
Виктор Астафьев подписывает свою книгу: YouTube/Краткая Биография
В 1991 году Виктор Петрович приступил к работе над произведением «Прокляты и убиты». Книга увидела свет в 1994-м и нашла широкий отклик у читательской аудитории.
Высказывались и критические замечания. Многие были удивлены смелостью автора, но признавали правдивость написанного. Повесть посвящена важной и страшной теме: она рассказывает о бессмысленных репрессиях военного времени. В год выхода этой книги писатель был награжден Государственной премией России.
Астафьев, биография которого была сложной и трагической, показал, что человек может достичь в жизни любых высот. Виктор Петрович следовал за талантом, за голосом своего сердца, что и запечатлел в словах и навсегда оставил для читателей на страницах своих произведений.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткая биография Астафьева
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом «Красной Звезды», а также медалью «За отвагу».
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение «Гражданский человек». В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании «Чусовский рабочий», данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в «Союз писателей». Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение «Прокляты и убиты» было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.
Биография Виктора Астафьева
Русский писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме.
В 1942 году Виктор Астафьев окончил Железнодорожную школу ФЗО, затем работал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Во время Великой Отечественной войны Астафьев ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, был ранен. Фронтовые заслуги Астафьева отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Польши».
Вернувшись с фронта, Астафьев поселился на Урале. Работал слесарем, подсобным рабочим, учителем.
С 1951 года по 1955 год Астафьев был литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1951 году в этой газете был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В 1953 году в Молотове (ныне — Пермь) вышла первая книга Астафьева «До будущей весны». В 1955 году — опубликована вторая книга писателя под названием «Огоньки».
С апреля 1957 года Астафьев — специальный корреспондент Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега».
В 1959-1961 годах Виктор Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом Александром Твардовским.
Конец 1950-х годов отмечен расцветом лирической прозы Виктора Астафьева. Повести «Перевал» (1958-1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад» (1960), написанная всего за несколько дней, принесли писателю широкую известность.
Чрезвычайно плодотворными для писателя были 1960-е годы: написана повесть «Кража» (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон». В 1968 году повесть «Последний поклон» вышла в Перми отдельной книгой.
К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатались в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» вышли отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».
С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах «Царь-рыба». Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году.
С 1978 года по 1982 год Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», изданной в 1988 году.
В 1980 году писатель переехал жить на родину — в Красноярск. Здесь начался новый период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны романы «Печальный детектив» (1985) и «Прокляты и убиты» (1995), повести «Так хочется жить» (1995), «Обертон» (1995-1996) и «Веселый солдат» (1997), рассказы «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).
Параллельно с художественным творчеством в 1980-е годы Астафьев занимался публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 года по 1979 год, о Сибири, куда вернулся в 1980 году, составили сборники: «Древнее, вечное…» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).
В 1997-1998 годах в Красноярске было осуществлено издание Собрания сочинений Виктора Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.
Виктор Астафьев был народным депутатом СССР (1989-1991), секретарем Союза писателей СССР, вице-президентом ассоциации писателей «Европейский форум».
Астафьев — Герой Социалистического Труда (1989), кавалер орденов Ленина (1989), Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999).
Творчество писателя было отмечено Государственной премией РСФСР имени М. Горького (1975), Государственной премии СССР (1978, 1991), Российской независимой премией «Триумф» (1994), Государственной премией РФ (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1997), премией «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда (1998), премией имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1999).
29 ноября 2001 года писатель скончался в селе Овсянка Красноярского края, похоронен там же.
Виктор Астафьев был женат на писательнице Марии Астафьевой-Корякиной (1920-2011). В браке родилось трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987), сын Андрей (родился в 1950 году).
В 2002 году в селе Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева, в 2006 году в Красноярске был установлен памятник писателю.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Краткая биография Виктора Астафьева — самое главное
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и юность
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).
В краткой биографии Астафьева нельзя не упомянуть о трагических моментах жизни писателя. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
Произведения Астафьева
В 1953 г. Виктор Астафьев опубликовал сборник рассказов «До будущей весны», а спустя 2 года издал еще один сборник под названием «Огоньки». В последней книге находились рассказы, рассчитанные на детскую аудиторию.
Ребятам очень понравились интересные и содержательные произведения писателя, в связи с чем классик продолжил писать для детей.
В период биографии 1956-1958 гг. Астафьев написал еще 3 детских книги. После этого он опубликовал свой первый роман «Тают снега», который был положительно принят критиками и простыми читателями.
В 1958 г. Виктора Астафьева приняли в Союз писателей РСФСР. Вскоре из-под его пера вышли 3 повести: «Звездопад», «Перевал» и «Стародуб».
С каждым днем его творчество приобретало все большую популярность и вызывало живой интерес у советских граждан.
В 1962 г. в свет выходит ряд миниатюр Астафьева, которые начинают печататься в разных издательствах. Любопытно, что в своем творчестве он уделял серьезное внимание войне, патриотизму и жизни простых крестьян.
В 1968 г. Виктор Астафьев написал автобиографический рассказ «Фотография, на которой меня нет».
В данном произведении встречалось много диалектизмов, архаизмов и просторечных слов. В нем он между прочим упоминает о последствиях раскулачивания, о которых знал не понаслышке.
В 1976 г. Астафьев написал одну из самых известных повестей в своей биографии – «Царь-рыба». Интересен факт, что она подверглась настолько серьезному редактированию цензоров, что писатель оказался в больнице после перенесенного стресса.
За свой вклад в развитие советской литературы Астафьев дважды удостаивался Государственной премии СССР в 1978 и 1991 гг.
После распада Советского Союза Виктор Астафьев занимался написанием книги «Прокляты и убиты», вызвавшей неоднозначную реакцию в обществе. В его сторону было высказано немало критики, однако именно за это произведение он получил Государственную премию России в 1994 г.
Позже он будет еще два раза удостоен этой почетной награды.
Служба
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
«Война — везде и всюду»

Виктор Астафьев на фронте. Фотография: patriofil.ru
Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается.
Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»
Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским. Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.
Литературная карьера
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие: его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Краткая биография Астафьева
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом «Красной Звезды», а также медалью «За отвагу».
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение «Гражданский человек». В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании «Чусовский рабочий», данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в «Союз писателей». Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение «Прокляты и убиты» было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.
Жизнь и творчество писателя
Творчество Астафьева через повороты сюжета произведений и образы героев непосредственно отражает его богатый жизненный опыт. События нелегкого детства получили воплощение в повести «Перевал», фронтовое знакомство с будущей женой — в «Звездопаде».
Детство и начало пути
Родился В. П. Астафьев в сибирском селе Овсянка в 1924 году в семье крестьян Лидии Ильиничны Потылицыной и Петра Павловича Астафьева. Виктор рано остался без попечения родителей — его мать утонула в Енисее, когда мальчику было всего 7 лет, а отец за порчу социалистического имущества был осужден и получил срок.
Несколько лет мальчик оставался на попечении своей бабушки Екатерины Петровны. Это время запечатлелось в памяти будущего писателя как самое светлое в его жизни — впоследствии в автобиографическом цикле рассказов «Последний поклон» он воссоздаст с непередаваемой любовью и нежностью портреты своей бабушки, деда, односельчан, образы суровой сибирской природы и трогательные воспоминания о сельских учителях.
После выхода из тюрьмы отец Виктора повторно женился и забрал мальчика в новую семью, переехав в Игарку в расчете на хорошие заработки. Жизнь мальчика на новом месте не задалась — отец вел беспорядочный образ жизни, мачеха откровенно недолюбливала пасынка, и после того как отец оказался в больнице, Виктор в прямом смысле слова очутился на улице. Бродяжничал, жил в заброшенной парикмахерской, а после инцидента в школе попал в детдом, где и воспитывался до 1941 года.
Уже в интернате Виктор проявляет недюжинные способности в русском языке и литературе, его школьное сочинение впоследствии станет основой рассказа «Васюткино озеро». Школу он не закончил, поступил в фабрично-заводскую школу и устроился на железнодорожную станцию составщиком поездов.
Великая Отечественная война
Будущий писатель был о и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 годах».
Конец войны застал его в должности сортировщика писем под Винницей — из-за ранений и контузии он не мог больше участвовать в боевых действиях. Там же он познакомился со своей будущей женой Марией Корякиной.
Военная тема долгие годы оставалась лейтмотивом его произведений. В отличие от многих авторов, пишущих на тему Великой Отечественной, Астафьев никогда не придавал ей пафосно-героической окраски. Война в его романах показана явлением такой силы, что оно разрушает и испепеляет героев изнутри, несмотря на очевидную цельность и силу их духа. В повести «Звездопад» война сводит на нет романтические устремления главного героя, ужас пережитого перекрывает чувства, и любовь истончается, умирает.
В романе-эпопее «Прокляты и убиты» Астафьев показывает, как война провоцирует все самое низменное в человеческой натуре, и высказывает мысль, что такие страдания посланы русскому человека в наказание за неверно выбранный путь.
Зрелые годы писателя
Мария Корякина и Астафьев женятся в 1945 году и приезжают на Урал в родной город Марии — Чусовой. В послевоенное время Астафьев перепробовал множество занятий: работал учителем, разнорабочим, слесарем, вахтером на мясокомбинате.
Виктор всегда испытывал интерес к книгам и, следуя своей страсти, вступил в местный литературный кружок. Вскоре ему предлагают работу журналистом в газете «Чусовский рабочий», где и публикуют его рассказ «Гражданский человек». Работа в газете утвердила его в стремлении связать свою жизнь с печатным словом, а главное, позволила отточить словесное мастерство, и уже в 1953 году издается книга для детей «Огоньки», а в 1953 — роман «До будущей весны». Успешно публикуется роман «Тают снега», повествующий о восстановлении колхозов после войны. В год его выхода Виктора Петровича принимают в Союз писателей.
Широкую известность Астафьеву принесли лирические произведения «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад», в которых он отразил личные переживания: раннее сиротство, чувство одиночества и потерянности.
В 1959 году Астафьев отправляется в Москву на двухгодичные литературные курсы. Оттачивал мастерство писатель с такими в будущем известными литераторами, как Евгений Носов, Юрий Гончаров, Анатолий Знаменский.
В 1962 году Астафьев с семьей переезжает в Пермь, где из-под его пера выходят знаменитые произведения, которые сделали узнаваемым его имя: «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Кража». Тогда уже формируется оригинальный стиль и поэтика писателя, которые выражаются в сочетании крайней реалистичности, документальности изображения жизни, и крайней же лиричности, стремления вовлечь читателя в эмоциональный фон повествования. Роман «Пастух и пастушка» до сих пор остается образцом фронтовой лирической прозы.
В 1969 году Виктор Петрович переезжает в Вологду. В интервью писатель признается, что был поражен красотой русского севера, его суровой притягательностью. В Вологде Астафьев создает повести «Царь-рыба», пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха».
В 1980 году Астафьев возвращается на родину, в Сибирь. Именно там выходят его самые тяжелые творения: «Печальный детектив», «Людочка». Тональность произведений теперь гораздо более жесткая — в «Людочке» писатель приходит к выводу о черствости и равнодушии человеческой натуры, такие же мысли одолевают главного героя «Печального детектива» Сошнина.
В 90-е годы выходит эпопея «Прокляты и убиты», получившая неоднозначные оценки критиков, и повесть «Так хочется жить». Рецензенты романа «Прокляты и убиты» осуждали писателя за излишнюю реалистичность и сгущение темных красок при описании нравов, царивших в казармах военного времени.
ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА
См. учебник Н.Л.Лейдермана (по Астафьеву – Первая глава), Лейдерман «Крик души» (очерк, посвященный Астафьеву).
Из поколения военного, Астафьев – фронтовик. Творчество Астафьева прорастает на перекрестье двух традиций 20 века: это фронтовая лирическая повесть (лейтенантская проза – Бондарев, Бакланов), с другой стороны – деревенская литература. Формирует и обновляет традиции литературных течений. Астафьев и принадлежит генетически к этим двум художественным течениям, и одновременно обновляет их. Не каноничен и не похож на те традиции, из которых он вырастает. Например, «Пастух и пастушка» — одно из лучших произведений, не канонично продолжает традиции фронтовой лирической повести. Сборник книги новелл «Последний поклон» — также одни из лучших.
Периоды творчества Астафьева:
1.50-60 – ранний период творчества, становление и формирование писателя, первые повести, более крупные тексты «Звездопад», «Стародум».
2.60-80-е годы — этап творчества Астафьева, когда окончательно находит свой путь к писателю.
3.С конца 80 по начало 2000-х – поздний период творчества. Более полемичен, публицистичен в это время. Перестройка, слом и историческое обновление. Пишет роман-эпопею «Проклятые и убитые», несколько повестей, во многом автобиографические «Обертон», «Веселый солдат». Продолжает писать новеллы. Астафьев работает весьма активно. В 75 лет его не стало, в начале 2000-х годов.
Темы и мотивы, стилистическая манера переходят из одного периода в другой, в чем-то изменяясь, в чем-то сохраняясь. Полное собрание сочинений Астафьева осталось, издано при жизни в Красноярском крае. После войны – тяжелое ранение и восстановление, непростая жизнь с семьей. Становится одним из ведущих советских писателей. Астафьев – писатель очень умный и интеллектуальный. Формально образование – 7 классов, при этом в его текстах звучат аллюзии, реминисценции из символистской поэзии, великолепное знание русской классической литературы, искусства. Творческое наследие, собрание сочинений в 15-ти томах в Красноярске вышло. Астафьев работал плодотворно в каждый из периодов творчества. Основная отличительная черта Астеафьевской прозы (если говорить о стилевом своеобразии, творческой доминанте): Астафьев представляет обновленную версию реалистической традиции. Но в чем его отличие от других авторов? У Астафьева на уровне стиля сочетаются две полярные доминанты (в чем-то противоположные друг другу). Это проявляется на уровне субъектной организации, сюжета, конфликта – на всех уровнях:
1)натурализм – жесткое изображение действительности, проза достаточно сурова, очень много работает и с военным материалом, но натурализм не есть смакование деталей и жутких подробностей, натурализм тяготеет к документальности, максимальной художественной достоверности. Точной и документальной выглядит проза Астафьева. Автобиографические мотивы, максимально искреннее и предельно открытое авторское ощущение.
2)лиризм, лирическое начало, которое доминирует несмотря на жесткий натурализм, суровую стилевую интонацию. Это лиризм, доходящий до сентиментализма (не в чистом виде направление сентиментализм, но именно накал чувств, эмоций, который свойственен и сентиментализму, а также стремление максимально воздействовать на эмоциональную сферу читателя). «Я» лирическое проступает в прозе, сфера присутствия автора в его текстах высока. Авторское «я» присутствует достаточно часто, открыто, проявляется намеренно. Астафьеву нужно, чтобы читатель был эмоционально увлечен текстом, сопереживал. Не только сострадание, но и сорадование.
Повесть «Звездопад». Одно из первых произведений, которое заставило говорить об Астафьеве читающую публику, — это повесть «Звездопад» — о Великой Отечественной войне. Взбудоражило публику: от неприятия до восторженных откликов. Повесть «Звездопад» близка к традиции лейтенантской прозы. В центре внимания главный герой – солдат. Есть элементы личного повествования. Интересен сам сюжет. Хотя Астафьев вызова не планировал, но умел заострить противоречие в действительности, саму картину мира показать не однобоко, а во всей ее противоречивости. Действие – 42 год, юг, Краснодар, происходит на фронте. Краснодар еще прифронтовой, в достаточно далеком тылу. Солдат лежит раненый в госпитале. Солдат встречает свою первую любовь, которая работает там медсестрой, ответная симпатия со стороны девушки пробуждается. Первая любовь, влюбленность. Все обостряется обстоятельствами: война, испытания, угроза смерти – обостряет чувства. Он стремится добиться взаимности со стороны девушки. Кульминация повести – встреча с матерью возлюбленной. Вечером, сбежав в самоволку, герой идет по адресу, который девушка ему оставляет, чтобы побыть с ней, но, придя, встречает не ее, а ее мать (которая по стечениям обстоятельств возвращается с работы, а девушку неожиданно вызвали). Происходит неожиданная реакция, которая позволяет иначе взглянуть на ситуацию. Мать – женщина достаточно умная, интеллигентная, решительная, просит оставить солдата ее дочь, чтобы не поломать жизнь дочери. Он – молодой парень, практически без образования, дочь хочет поступить в институт. «Вы – обычный солдат, долечиваетесь, скоро отправитесь на фронт, и Вас убьют» — говорит мать достаточно цинично, но в то же время справедливо. Это тот самый натурализм, жестокая правда. Психологический конфликт – в душе героя и в столкновении с жесткой реальностью – вызвал бурю, неоднозначные суждения: мать дискредитирует подвиг простого обычного солдата, а значит и сам Астафьев подвергает сомнению народный подвиг. Хотя Астафьев никакого обобщения здесь не делает, рассказывает конкретную историю. Он не оправдывает и не осуждает героиню, оставляет сделать выбор читателю. Но мы понимаем, что мать права в оценке ситуации. Может быть, это даже помогает ему выжить. Он стремится вернуться на фронт в свою часть, инициатива поддерживается удивленным главврачом. Госпиталь воспринимался как место отдыха, где можно в себя прийти, сбросить с себя груз психологического напряжения, отоспаться. Если бы он поехал на фронт, окрыленный любовью, то его скорее всего убили бы в первом же бою. Не испытывая иллюзии о том, что ждет его, отправляется на фронт, он едет туда воевать, побеждать и выживать. Это не оправдывает мать, хотя она жалеет солдата. Повесть воспринимали отчасти как неверие в подвиг советского народа, хотя Астафьев описывает конкретную судьбу.
*У Астафьева меньшая часть текстов написана о войне. Повествование разворачивалось в трех планах: он весь мир осмыслял целиком, совокупно, поэтому 3 повествовательных пласта присутствуют:
2) Тексты о детстве – силен автобиографизм и лирический элемент.
3) Тексты о современной автору действительности, судьба советского общества, людей, которые формируют этих персонажей.
Книга Астафьева «Последний поклон» — книгу начал писать кусочками, как новеллы. Каждая новелла обладает своим законченным сюжетом, рассказывается своя история, но все вместе они образуют более крупный образ мира. «Последний поклон» – это книга о детстве маленького человека, входящего в жизнь. Книга автобиографична. Главного героя зовут Виктор. Встречаемся с ним, когда ему 6 лет. В первой части ему от 6 до 9 лет, а во второй – от 12 до 14 лет.
1 часть книги «Последний поклон».
Действие происходит на опушке бескрайней тайги, эпический хронотоп, мир предстается загадочным и в то же время близким и родным. Книга связана с ощущением заботы, теплоты, душевности, которые идут от бабушки и деда. Мать утонула в Ангаре (лодка перевернулась). Образ матери – тоскует, плачет, страдает ребенок, но с другой стороны он еще ребенок, и жизнь продолжается. В новеллах содержатся истории из жизни мальчика, его шалости, проказы, его друзья, детские игры, ссоры, конфликты и в то же время наблюдения ребенка, с одной стороны, мир предстает как единый организм (люди находятся в близких отношениях, но у каждого двора свой облик). Для Вити весь мир пронизан энергией тепла и загадки, он открывает его как тайну. Одна из новелл «Конь с розовой гривой» рассказывает историю оного дня, когда бабушка пообещала пряник за хорошее поведение. Но у Вити не получается, шалости и проказы наслаиваются, чем больше он пытается их скрыть, тем хуже становится. Мир не прост, его тайна до конца не раскрывается. Мир далек от мистики, но присутствуют трансцендентные мотивы, связанные с неподвластностью разуму человеческому, невозможностью объяснить все в мире появляются в книге нередко. Новелла «Мальчик в белой рубашке» — история реалистично рассказывается. Повествователь, повзрослев, рассказывает историю. Мальчик заблудился в лесу. На фоне закатного солнца фигура мальчика в белой рубашке, он как будто бы растворяется в этом янтарном солнце. Размышление о тайне и загадке жизни человека и ухода этого человека. Повзрослев, повествователь вспоминает и размышляет об этой тайне. Понимает, что как не было тогда ответов у него еще семилетнего мальчика, так и сейчас нет окончательного ответа на эту загадку, и не будет никогда. Лирические размышления большого философского масштаба.
Вторая часть книги «Последний поклон».
Отрочество, подростковый возраст, взросление оказываются предметом рассмотрения во второй части книги. Уголовники, освобождённые из лагерей – собирается пестрое людское сообщество, сильно отличное от людей, с которыми Витя рос в деревне. По сравнению с этим посёлком, мир деревни предстает идиллией. Отец бросает сына на произвол судьбы (сначала в переносном смысле, потом по-настоящему). Отец оставляет Витю родственникам, Витя не единственный ребенок, в обще-то им не нужен. Другие родственники — дед Павел. Его не кормят. Он тянется к знаниям, ходит в школу. «Ронжа» — прозвище, которое придумали дети своей учительнице. Она начинает придираться и унижать Витю, который приходит погреться в теплом помещении в натопленном классе, получить бесплатно завтрак, отоспаться на уроке. Жить Вите негде. Ронжа в очередной раз вызывает его к доске, отчитывает за его лень, хулиганский вид, внешне не опрятный. Она видит, что у него завелись вши. Она отшатывается и начинает при всем классе унижать Витю, итак уже лишенного нормального детства. Происходит взрыв: Витя кидается с вениками на учительницу (как в угол загнанный волчонок). Из школы после этого его выгоняют. Витя сам решает свою судьбу. Он идет и просится, чтобы его определили в интернат. Оказывается, что это не просто сделать, нет мест. Он доходит до начальника отдела образования (жесткой женщины). Она видит, что в нем есть человеческие ресурсы, сильный характер, что у такого характера два пути: либо озлобится, станет бандитом, либо можно помочь ему стать нормальным человеком. Встречались ему и несколько других хороших людей: женщина из столовой, начальника районо, воспитательница. Постепенно выковывается крепкий человеческий характер. Те уроки добра и любви, которые заложены в детстве, на этой базе характер героя укрепляется и развивается, готовясь взрослой жизнью. Дальше уже не детские воспоминания…
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка». Военная эпоха. Соответствует канону лейтенантской прозы. Борис Костяев – главный герой. Ассоциативный план связан с литературными и культурными перекличками, связан с восприятием и осмыслением военных событий. Не просто повесть, а современная пастораль (видно по названию). Повесть о ВОВ, но с необычным названием, Здесь виды черты Ас: натуралистическое и сентиментальное начало (уже на уровне семантики эти два начала сталкиваются), символизируя своего рода стилевой «взрыв». Повесть связана с жанром пасторали. Пастораль – античный жанр (романы о чистой и верной любви героя, счастливое или драматичное развитие любви, после смерти воссоединяются в мире загробном, либо живут счастливо и умирают вместе). Почему Астафьев актуализирует память этого архаичного жанра? Перед нами несколько месяцев из жизни лейтенанта Бориса Костяева. 4 части повести рисуют эпизоды из жизни лейтенанта: бой, непосредственно боевые действия, ранение, последний бой, угасание героя, заканчивается трагично. Встреча с девушкой Люсей происходит между двумя боями, первая и взаимная любовь лейтенанта, продолжавшаяся всего несколько суток. Пасторальный мотив, восходящий к античному романы- влюбленные, испытание судьбой, обстоятельствами. Важна молодость, юность. В центре авторского внимания – поиски ответа на вопрос: что происходит с душой человека на войне, выдерживает ли она может ли любовь противостоять силе любви. С одной стороны, жесткий облик войны, с другой стороны, мир нормальных, естественных отношений, чувство любви. Любовь как главное счастье, главное испытание в жизни. Астафьев рассматривает ситуацию в контексте всей человеческой истории, всей человеческой культуры. Эпиграфом является строфа французского поэта? (стих-е о сути и природе любви, созвучное Астафьеву, теме пастуха и пастушки, верной любви, невозможности разделить души и сознания любящих людей). Эпиграфы к каждой из частей выбраны из мировой классики: эпиграф к первой части – строка из пушкинской Полтавы, которая сталкивается с авторскими мыслями. Эпическое восприятие конфликта, борьбы. Сам Астафьев практически избегает батальных сцен. Главным событием становится создание высокой, чистой любви Бориса и Люси. Эта любовь подготовлена мотивами пастуха и пастушки, пасторальными мотивами. Пасторальные мотивы проявляются, когда Борис вспоминает свое детство – яркое, большое впечатление. Сцена аллитерации сцен – зеленая трава, белые овечки. Это воспоминание приходит по контрасту с реальной жизнью.
9. «Интеллектуальная тенденция в литературе 1970-х – 1980-х гг. Новые черты конфликта личности и социально-политической системы в реализме 1970-х гг (на примере произведений В.Тендрякова, Б.Хазанова, Г.Владимова, Ю.Бондарева, В.Быкова).
Литература
Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.

Писатель Виктор Астафьев
В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.
Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».

Книги Виктора Астафьева
В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».
В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.

Виктор Астафьев
В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.
В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».

Иллюстрация к книге Виктора Астафьева «Царь-рыба»
А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.
Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.








