биография игоря дмитриева актера
Игорь Дмитриев
Игорь Дмитриев родился 29 мая 1927 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Родители расстались, когда он был еще очень маленьким и отца он не запомнил. Его воспитывали мама, а также дедушка с бабушкой.
Мать повторно вышла замуж за инженера «Алтайредмета», в 1930-е годы он был арестован. Также на некоторое время арестовывалась и мать Дмитриева, но через несколько месяцев ее выпустили. Отчим так и не вернулся из лагерей.
Мать выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы», также преподавала историко-бытовой танец в Пермском хореографическом училище. Как рассказывал актер, цирк стал для него одним из самых ярких впечатлений детства.
С 7 лет он участвовал в школьной самодеятельности. И вскоре его приняли в Ансамбль песни и пляски при ленинградском Дворце пионеров. Этот ансамбль был известен тем, что им руководил Исаак Дунаевский.
Не окончив школу, он буквально поселился в театре – после занятий оставался на спектакли, играл в массовых сценах, и потом ночевал в фойе на диване, так как жил далеко от города.
В сентябре 1944 года отправился в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, в класс Павла Массальского и Сергея Блинникова. Его однокурсниками были Андрей Гончаров, Александр Михайлов, Евгений Жаров и Михаил Пуговкин.
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил школу-студию МХАТа и поступил в труппу Ленинградского драматического театра (теперь носит имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской). Его первой работой стала роль матроса Гошева в пьесе Петра Капицы «В открытом море».
Игорь Дмитриев в молодости
В 1953 году после 5 лет работы в театре Игорь Дмитриев сыграл князя Ветринского в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». Исполняя эту роль, Дмитриев много пел, танцевал и импровизировал, эта работа актера была особо отмечена на смотре творческой молодежи Ленинграда в 1953–1954 годах.
В начале 1970-х годов Игорь Дмитриев подготовил моноспектакль «Маскарад» по драме М. Ю. Лермонтова, в котором играл все роли: Арбенин, Нина, Казарин, баронесса Штраль. Спектакль прошёл более 60 раз во многих театрах страны.
Сотрудничал с Санкт-Петербургским театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова.
Игорь Дмитриев воскресил жанр мелодекламации и, сумев достичь подлинной гармонии звука и слова, являлся единственным российским актёром, владеющим этим искусством.
Был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Английского клуба и Всемирного клуба Петербуржцев.
Широкому зрителю стал известен по своим многочисленным работам в кино.
Игорь Дмитриев в фильме «Тихий Дон»
Игорь Дмитриев в фильме «Собака на сене»
Игорь Дмитриев в фильме «Приключения принца Флоризеля»
Классикой отечественного кино стали фильмы с его участием «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом», Идеальный муж, «Сильва», «Русь изначальная», «Покровские ворота», «Дон Сезар де Базан».
Во всех этих картинах Игорь Дмитриев был абсолютно разный и в то же время очень убедительный как исполнитель отведенной ему кинороли.
Игорь Дмитриев в фильме «Сильва»
Игорь Дмитриев в фильме «Дон Сезар де Базан»
Актер запомнился по роли Елисатова в картине «Любовь Яровая», Мордвинова в картине «Пароль не нужен», губернатора Медынского в картине «Огненные дороги», Керенского в картине «Хождение по мукам» и барона Фредерикса в картине Глеба Панфилова «Романовы – венценосная семья» и многим другим.
Кроме того, Дмитриев много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко и Алжира, где его партнерами были Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич и Уго Тоньяцци.
В многочисленном потоке персонажей, воплощённых актёром на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были учёные, сыщики, учителя, наездники, врачи и т.д. и т.п. Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, ещё реже трагические.
Зрители называли Игоря Борисовича Дмитриева «настоящим аристократом Советского Союза». Его манеры, внешний вид и поведение были безукоризненны, как у человека «голубых кровей».
В 2000-х годах Дмитриев редко снимался и появился лишь в нескольких фильмах и сериалах. С 2003 года он сотрудничал со «Смешариками», в сериях он читал от автора, также записал диск с аудиосказками.
В 2001 году Дмитриев принял участие в записи спектакля Вологодского радио (режиссёр Марина Маевская) по пьесе Нины Авдюшкиной «Сыграем в любовь», где озвучил текст «От автора» и главную роль.
Смерть Игоря Дмитриева
В 2006 году Игорь Дмитриев пережил инсульт. Но огромным усилием воли он сумел побороть последствия болезни и вернулся в профессию. Артист продолжал выходить на сцену и сниматься в кино до последнего дня.
В январе 2008-го случился второй инсульт. После того, как Дмитриев перенес инсульт, он в день своего 80-летнего юбилея сообщил журналистам, что репетирует новую роль. Но вскоре наступило резкое ухудшение его здоровья.
Игорь Борисович скончался в Санкт-Петербурге 25 января 2008 года в 23:55 вечера после повторного инсульта. За его жизнь боролись лучшие медики страны, но, увы, великого артиста не стало. Похоронен актёр 29 января на Серафимовском кладбище северной столицы.
Народный маркиз. Игорь Дмитриев
Рост Игоря Дмитриева: 180 сантиметров.
Личная жизнь Игоря Дмитриева:
После окончания учебы они вместе отдыхали в Дагомысе. Игорь Борисович вспоминал: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять. Она в шутку спрашивает: «А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?» Я тут же ляпнул: «Женюсь на тебе!» И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, пришлось жениться!».
Вместе прожили тридцать лет. У них родился сын Алексей, он закончил отделение восточных языков Ленинградского университета, работает в американской технической компании.
Игорь Дмитриев с женой Ларисой
Фильмография Игоря Дмитриева:
последнее обновление информации: 12.02.2021
Игорь Дмитриев. 88 лет Таланту и Благородству (16 фото)
В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности в ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Дунаевский, и именно тогда Игорь решил, что станет актером. В 12 лет состоялся его дебют в кино в картине В. Файнберга «Голос Тараса», в котором Дмитриев сыграл роль польского гимназиста.
В 1930-е годы был арестован отчим Игоря, работавший горным инженером в экспедициях «Алтайредмета», а вскоре была арестована и мама Игоря. Но через несколько месяцев ее выпустили, а отчим так и не вернулся из лагерей.
Курс в студии состоял всего из девяти студентов, среди которых были Андрей Гончаров, Александр Михайлов, Евгений Жаров и Михаил Пуговкин, ставший другом Дмитриева, и соседом по общежитию. О своей учебе в школе-студии МХАТ Игорь Борисович рассказывал: «Учеба во мхатовской студии дарила нам, студентам, бесценную возможность общения с великими артистами. Связь с педагогами была очень тесной. Даже архитектурно студия соединялась с театром небольшим переходом, и вечером мы могли видеть на сцене тех, кто преподавал нам утром актерское мастерство. Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии. Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоем. Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду: в здании помимо нескольких комнат для иногородних студентов размещались декорационные мастерские. Жили мы, как все студенты, голодно и весело».
В школе-студии преподавателями приветствовались порядок и дисциплина, и не прощалось даже минутное опоздание. Невыполненное задание или небрежность в костюме строго наказывались. Утром и вечером студенты занимались в студии, а вечерами садились на ступеньках бельэтажа театра, которые были их традиционным местом встречи, и оттуда наблюдали за работой Качалова, Москвина, Книппер-Чеховой, Хмелева, Кторова, Добронравова, Массальского, Блинникова и Кудрявцева. Игорь Дмитриев около 20 раз просмотрел постановку «Трех сестер», роли в которой сыграли Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Борис Ливанов и Екатерина Еланская. Позднее, в Театре Комиссаржевской, Игорь Дмитриев сам сыграл в «Трех сестрах» роль Федотика. В школе-студии часто бывали музыканты и поэты, среди которых были Святослав Рихтер, Анна Ахматова и английский драматург Пристли. Гостей обычно приводил театровед Виталий Виленкин, который преподавал в школе-студии стилистику и историю МХАТа.
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил школу-студию МХАТа и поступил в труппу Ленинградского драматического театра. Его первой работой стала роль матроса Гошева в пьесе Петра Капицы «В открытом море». Актер Федор Никитин рассказывал: «И вот пришел в театр такой юный парень, уж очень он был какой-то лощеный. Однако, приглядываясь к тому, как он работает, я понял, что он не теряет школу, стремится продолжать делать то, чему его учили. Смотрю: от роли к роли крепчает парень. И вижу: фантазия у него большая, он очень изобретательный, смелый актер. Учась во МХАТе, Игорь Дмитриев обнаружил родственную актерскую душу. Это был Кторов. Эти кторовская высокая культура, кторовская лощеность, кторовская глубина и легкость, необычайная легкость, – они запали в душу Игоря Борисовича и сыграли огромную роль в его актерском становлении».
Дмитриев был прав – в его фильмографии были роли Елисатова в картине «Любовь Яровая», Мордвинова в картине «Пароль не нужен», губернатора Медынского в картине «Огненные дороги», Керенского в картине «Хождение по мукам» и барона Фредерикса в картине Глеба Панфилова «Романовы – венценосная семья». Кроме того, Дмитриев много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко и Алжира, где его партнерами были Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич и Уго Тоньяцци.
В 1960 году Игорь Дмитриев сыграл роль князя Нехлюдова в инсценировке романа Льва Толстого «Воскресение» режиссера Ильи Ольшвангера. Дмитриев так же сыграл роль идеалиста-романтика Антонио в пьесе «Светите, звезды», Чебакова в постановке «Женитьба Бальзаминова», Грацианского в постановке «Живая вода», Вагина в постановке «Дети солнца», Якимо в постановке «Цимбелин», Робинзона в «Бесприданнице», физика Тулина в спектакле «Иду на грозу» и Блендербленда «Миллионерше». С актрисой Марией Бабановой Дмитриев сыграл в пьесе «То, что знает каждая женщина», а сыгранная Дмитриевым роль Глумова в 1965 году в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» была высоко оценена критиком С.Владимировым: «Глумов в исполнении И. Дмитриева не просто центральное лицо интриги. Он еще вездесущий, неутомимый режиссер задуманной им комедии, вдохновенный актер, готовый сыграть здесь чуть ли не все роли. Он упивается своим актерством, на наших глазах меняя одну маску за другой».
Игорь Дмитриев более 40 лет проработал на Петербургском радио, где сыграл огромное изобилие ролей. Так, например, в «Станционном смотрителе» Пушкина, «Портрете» Гоголя, «Скверном анекдоте» Достоевского и в «Кентервильском привидении» Уайльда Дмитриев сыграл практически все роли. С его помощью приобрела огромную популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева «В легком жанре», шедшая в эфире более 17 лет. Игорь Дмитриев стал автором около 30 телепрограмм из цикла «У Игоря Д. » на телевидении Санкт-Петербурга, и этот цикл был удостоен Гран-при «Золотой конек» на международном фестивале «Бархатный сезон».
В 1984 году Игорь Дмитриев вновь начал работать в театре после семнадцатилетнего перерыва. Главный режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Акимова Юрий Аксенов пригласил Дмитриева сыграть роль Чинзанова в пьесе Сергея Михалкова «Все могут короли». Аксенов рассказывал: «Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем. Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет – это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев». Критика отметила, что артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную и неукротимую молодую сценическую энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года. Позже Дмитриев сыграл роль Дирижера в спектакле «День победы среди войны», Телятева в «Бешеных деньгах», клоуна Фредди в комедии «Фредди» и незадачливого инспектора Марио в спектакле «Ночь в Венеции».
В 2000 году у Игоря Борисовича состоялся юбилей – он провел 50 лет на сцене. Для бенефиса была выбрана пьеса «Милый лжец» Д.Килти и Б.Шоу. Премьера спектакля состоялась 9 сентября на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Акимова, а партнершей юбиляра стала актриса Эра Зиганшина. Зал был переполнен. Коллеги отмечали жизнерадостность и тягу к работе Дмитриева. Актер и режиссер Леонид Быков писал Дмитриеву: «А Вам спасибо за аппетит в работе, за того черта, который сидит в Вас, за кураж, за одержимость, за умение спать в сутки два-три часа в самолете, за вашу заразительность в работе и жизнелюбие! За снайперское умение ходить по лезвию жанра – это редчайший дар».
Актер также сотрудничал с санкт-петербургским театром «Русская антреприза» имени Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Игорь Дмитриев освоил жанр мелодекламации, и в интервью рассказывал: «Музыка не только не мешает разнообразию декламационной передачи, а, наоборот, дополняет ее, выявляет ее рельефность». Доказывая правоту своих слов, он выступал не только в России, но и в Вашингтоне, и в Гамбурге. Голос Игоря Дмитриева был его особой приметой, его многозвучная, с великолепной дикцией речь в кино и на сцене была мгновенно узнаваема слушателями. Игорь Дмитриев был актером, в котором острый, насмешливый, ироничный ум сочетался со склонностью к мелодраматическим коллизиям, трагическим страстям и сентиментально-романсовым чувствам. Аристократическая внешность Дмитриева, его благородные манеры и элегантность удачно соседствовали с тягой к эксцентрике, импровизации, гротеску, им самим спровоцированным комическим ситуациям, озорным проделкам, выдумкам и розыгрышам на сцене и съемочной площадке.
После того, как Дмитриев перенес инсульт, он в день своего 80-летнего юбилея сообщил журналистам, что репетирует новую роль. Но вскоре наступило резкое ухудшение его здоровья. Директор театра Лилия Семенова рассказывала: «Приехала «скорая», врачи которой констатировали повторный инсульт. Знаменитого артиста повезли во 2-ю городскую больницу. Но, несмотря на все меры, а за его жизнь боролись лучшие медики клиники, 25 января в 23 часа 55 минут сердце Игоря Борисовича остановилось».
Игорь Дмитриев был похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Игорь Борисович Дмитриев
Фото Все
Видео Все
Игорь Дмитриев. «В гостях у Дмитрия Гордона» (2004)
Игорь Дмитриев Джентльмен Серебряного века
Игорь Дмитриев — биография
Игорь Борисович Дмитриев – советский и российский актёр театра и кино, имел дворянские корни. Известен по картинам «Собака на сене», «Приключения принца Флоризеля», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и многим другим.
Актёр с аристократическими манерами Игорь Дмитриев действительно происходил из рода дворян. Да и в фильмографии актера было немало ролей персон голубых кровей. Зрители помнят его по картинам «Собака на сене», «Приключения принца Флоризеля», «Звезда пленительного счастья», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и многим другим.
Детство
Игорь Борисович Дмитриев родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Своего отца он не помнил, поскольку родители расстались сразу после его рождения. Мать Игоря Дмитриева, Елена Таубер, еврейка по национальности, была выпускницей класса А.Я. Вагановой Петроградской балетной школы, работала в труппе Касьяна Голейзовского, выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы» в Свердловске и преподавала в Перми. Воспитанием Дмитриева главным образом занимались бабушка с дедушкой, но в то же время он боготворил свою мать и влюбился в цирк с ранних лет.
Со школьной скамьи будущий актёр участвовал в самодеятельности и в жизни Ансамбля песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым в то время руководил Исаак Дунаевский.

Семью Дмитриева не обошли стороной сталинские репрессии. Был арестован его отчим, затем мать. Мать через несколько месяцев отпустили, а отчим так и не вернулся.
С началом Великой отечественной войны семья эвакуировалась в Пермскую область в посёлок Нижняя Курья. Там в местном Клубе речников Дмитриев вместе с другими ребятами выступал со стихами и песнями перед раненными бойцами, проходившими лечение в военном госпитале.
Когда юный актёр узнал, что Пермский драматический театр объявил набор в театральную студию, он отправился на прослушивание. Он подготовил отрывок из драмы М. Лермонтова «Маскарад», а поскольку партнёрши для реплик Нины не было, он читал текст за обоих. В приёмной комиссии ему сказали, что Арбенин он никакой, а вот Нина получилась хорошо, и взяли.

Доучившись до девятого класса, Дмитриев забросил школу, поскольку всецело был увлечён театром. В результате, у него не было аттестата о среднем образовании. А когда он надумал ехать в Москву, чтобы поступить в какой-нибудь из четырёх театральных, надо было либо доучиться, либо раздобыть каким-то образом пресловутый аттестат. Изобретательный молодой человек, прознав случайно, что недавно в авиационном институте был пожар и сгорели все документы, отправился туда и прикинулся студентом этого вуза. Он настолько правдоподобно изобразил отчаяние, что ему немедленно выдали «дубликат» аттестата.
В 1944 году Дмитриев прошёл по конкурсу в два из четырёх театральных вузов Москвы и отдал предпочтение школе-студии МХАТа. Курс, на котором учился актёр, был небольшим – всего девять человек, но зато каких. С ним учились: Евгений Жаров, Марина Ковалёва, Михаил Пуговкин, Андрей Гончаров, Александр Михайлов. Одним из любимейших предметов Дмитриева была дисциплина под названием «манеры», которую вела актриса княжеских кровей Елизавета Волконская. Он явно преуспел в этой дисциплине, в чём в дальнейшем смогли убедиться тысячи зрителей.
Благополучно окончив вуз в 1948 году, Дмитриев вернулся в родной город и поступил на службу Ленинградский драматический театр, которому позднее присвоили имя В. Ф. Комиссаржевской. Первой его ролью был матрос Гошев в постановке по пьесе П. Капицы и С. Обранта «В открытом море». Вот где пригодился его опыт выступлений в Клубе речников.
В дальнейшем на сцене театра Комиссаржевской Дмитриев сыграл немало разноплановых ролей – играл малодушного Марка в постановке по В. Розову «Вечно живые» (1956 год), совестливого князя Нехлюдова в спектакле «Воскресенье» по роману Л. Толстого (1960 год), физика Олега Тулина в инсценировке по произведению Д. Гранина «Иду на грозу» (1963 год), гуляку Робинзона в «Бесприданнице» А. Островского (1963 год) и ряд других.

Его увольнение из театра в 1967 году было довольно-таки нелепым. Актёр получил приглашение от друзей в Италии приехать к ним погостить на несколько дней. Оформив неделю отпуска, он предупредил директора, что может задержаться на неделю, прекрасно понимая, что все эти дни его в театре сможет подменить дублёр. Однако директора всё это разозлило (завидовал, наверное, в те времена заграничные поездки были диковинным делом) и он уволил Дмитриева. Позднее пожалел, позвал обратно, но актёр тоже был с норовом и отказался.
Дмитриев остался без работы в театре, но зато стал чаще сниматься в кино и по приглашению директора Студии киноактёра Ильи Николаевича Киселёва вошёл в штат студии.
Однако актёр совершенно не мог жить без сцены и сочинил моноспектакль «Маскарад», в котором один играл всех действующих лиц. Реквизит – белые перчатки, веер и маску, и старинное кресло из красного дерева он таскал из дома на каждое представление.
Возвращению Дмитриева на сцену сопутствовал горячий приём зрителей и одобрительные рецензии критиков. В конце 1984 года он сыграл роль доктора наук Чинзанова в спектакле «Всё могут короли» по пьесе С. Михалкова на сцене Театра комедии имени Н.П. Акимова, стал актёром этого театра и проработал в его стенах до конца своих дней. Как никто другой он подошёл на роль премьер-министра в знаменитую «Тень» по сказке Е. Шварца.
Поскольку Дмитриев за годы интенсивной работы в кино приобрёл колоссальную известность, теперь в театр Комедии публика зачастую шла именно на те спектакли, где был задействован актёр. Это были постановки – «День победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского, «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Фредди» Р. Тома. «Ночь в Венеции» И. Тердзоли, «Дон Педро» С. Носова и «Милый лжец» Д. Килти, в котором он играл Бернарда Шоу, а Эра Зиганшина – Стеллу Патрик Кэмпбелл.
Кроме того, Игорь Борисович играл свои моноспектакли в театрах «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и «Приют Комедианта, был занят в постановке «Таланты и поклонники» на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова.































