биография игоря стравинского краткое содержание
Стравинский – краткая биография

Родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) в семье известного оперного певца Ф. И. Стравинского. Тем не менее музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
В студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 г.
Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по инициативе С. П. Дягилева в рамках Русских сезонов за границей (проходившие в период с 1907 по 1913 г. в Париже гастроли русских актёров и музыкантов).
Следующий балет Стравинского — «Петрушка» (1911 г.) также стал событием Русских сезонов и принёс композитору мировую известность.
Третий, написанный в 1913 г., балет — «Весну священную» — публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.
В 1914 г. Стравинский обратился к жанру оперы и создал «Соловья» по сказке Г. X. Андерсена. В том же году он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. — во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А. С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского.
В 1939 г. Игорь Фёдорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки.
В 1945 г. был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда».
Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX в.
Игорь Стравинский краткая биография
Игорь Федорович Стравинский краткая биография расскажет Вам о жизни и творчестве русского композитора и дирижера. «Стравинский Игорь» доклад можно дополнить интересными фактами.
Игорь Стравинский краткая биография
Стравинский Игорь Федорович появился на свет в Ораниембауме 17 июня (5 июня) 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Род семьи происходит от польских землевладельцев и вначале фамилия звучала так — Сулима-Стравинские. В 9 лет стал обучаться игре на фортепиано.
Стравинский в 1905 году посещал курс лекций юридического факультета, однако выпускных экзаменов не стал сдавать. Через год он получает свидетельство о прослушанных курсах. Стоить отметить, что музыкой в профессиональном плане Игорь Федорович увлекся после обучения в Петербургском университете. Тогда он 5 лет занимался с Николаем Римским-Корсаковым композицией, параллельно пополняя знания во всех сферах музыкального искусства.
Будущий композитор сближается с Сергеем Дягилевым, посещает «Вечера современной музыки», концерты новой музыки пианиста и дирижера Александра Зилоти. Первая музыка Игоря Стравинского была написана для фортепиано. В ней прослеживалось влияние французских импрессионистов и школы Римского Корсакова.
В 1920 году Игорь Федорович переезжает во Францию и через 14 лет принял гражданство. Парижский период был очень плодотворным. Он написал оперу-буфф «Мавра», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей» и «Игра в карты». Также его перу принадлежат опера «Похождения повесы», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», мелодрама «Персефона», концерт для скрипки с оркестром и октет для духовых.
Жизнь Игоря Стравинского изменилась в 1939 году: композитор переезжает в США и начинает читать лекции «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете. В 1945 году принимает американское подданство. В 1950 –тых годах он обращается к библейским сюжетам в своем творчестве. Самые значительные произведения «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию», «Агон», «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка». Его стиль стал конструктивно нейтральным и более аскетичным.
В 1962 году Министерство культуры СССР пригласило автора известных произведений дать несколько концертов в Ленинграде и Москве. В 1966 году он серьезно заболел. В этот период Игорь Стравинский пишет «Заупокойные песнопения» для камерного оркестра, хора и солистов.
Кроме музыки Игорь Федорович занимался литературоведеньем. Он является автором таких автобиографичных книг как «Диалоги» и «Хроника моей жизни», сборника «Музыкальная поэтика». Свое последнее произведение написал на немецком языке.
Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.
Игорь Стравинский музыкальные произведения: соната для фортепиано, симфония ми-бемоль мажор, сюита «Фавн и пастушка», «Фейерверк», «Фантастическое скерцо», балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», оперы «Соловей», «Истории солдата», «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана», хореографические сцены «Свадебки», «Пульчинелла».
Игорь Стравинский личная жизнь
Был женат дважды. В 1906 году композитор венчается с Екатериной Носенко, своей двоюродной сестрой. В браке родилось 4 детей – Федор, Людмила, Святослав и Милена. Жена и дочь Людмила умерли от туберкулеза. Стравинский также заразился туберкулезом, но сумел справиться с болезнью. В 1940 году он женился во второй раз на Вере де Боссе, художнице и актрисе.
Краткая биография Стравинского
Игорь Федорович Стравинский
В юношеском возрасте Игорь учился играть на фортепиано у Снетковой и у Кашперовой. В 1904-1906 годах Стравинский обучался у Римского-Корсакова. В это время он написал первые произведения: соната для фортепиано и скерцо. Также начинающий композитор создал сюиту «Фавн и пастушка». На премьере присутствовал Сергей Дягилев. Он высоко оценил талант Стравинского и предложил сотрудничество. Игорь согласился и написал три балета, которые принесли ему известность. Это «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка».
В 1906 году композитор женился на Екатерине Носенко, которая была его двоюродной сестрой. В семье родилось четверо детей: Федор, Людмила, Святослав и Милена. Во время проживания в Париже в 1938-1939 годах у композитора умерла мать, старшая дочь и супруга. В 1940 году композитор женился во второй раз. Его супругой стала Вера Боссе, актриса немого кино и театра.
В 1911 году композитор в Париже встретился с Эриком Сати, которого считал остроумным и замечательным. В дальнейшем он с ним переписывался и изучал творчество. В этом же году состоялась встреча творческих людей: Сати, Стравинский и Дебюсси. Три композитора сфотографировались вместе в доме Клода Дебюсси.
Во время проживания во Франции композитор сочинил камерную оперу «Мавра» и кантату «Свадебка». Также Стравинский написал «Симфонию псалмов» и «Отче наш». В 1924 году Игорь Федорович выступил на концерте в качестве пианиста. Это был его дебют.
Стравинский гастролировал по США и по европейским странам на протяжении десятилетий. Он был дирижером, отличавшимся требовательностью к нюансам. Также композитор придавал огромное значение аудиозаписи. Поэтому большинство произведений были записаны. Авторские аудиозаписи до сегодня являются ориентиром для современных интерпретаций.
В 1962 году Стравинский приезжал в Москву и в Ленинград. Его концерты понравились публике.
Краткая биография
На протяжении всего творческого периода (почти шесть десятилетий). Стравинский поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли «человек тысячи одного стиля», «Пикассо в музыке», «законодатель музыкального языка», «Композитор-хамелеон». В своей музыке Стравинский блестяще отразил важные черты эпохи, которая стремительно менялась. В его творчестве преобладают театрально-сценические произведения.
В возрасте 10 лет начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре увлекся импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Первые сохранившиеся произведения были написаны, когда ему не было 16 г. После окончания гимназии (19 л.), идя на встречу желанию родителей, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические предметы. Среди университетских друзей был сын Римского-Корсакова, через которого состоялось знакомство с композитором. Сначала Стравинский обращался к Римскому-Корсакову лишь за советами, а с осени 1905 г. занятия стали регулярными, дважды в неделю. Парнем он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции. Становится участником «вечеров современной музыки», их возглавляли А. Нуроки и В. Нувель. С их помощью сближается с деятелями «мира искусств» и российским импресарио С. Дягилевым, сыгравшим решающую роль в дальнейшей судьбе композитора. Дягилев предложил написать музыку к балету «Жар-птица» 1909 г.
Русский период творчества
Вскоре знаменитый импресарио предложил Игорю Федоровичу сотрудничество. Он заказал ему написание музыки к балету для «Русских сезонов» в Париже. В. Стравинский сотрудничал с С. Дягилевым три года и за это время написал для его труппы три балета, которые сделали его знаменитым: «Весна священная», «Петрушка» и «Жар-птица».
Неоклассический период творчества
В годы войны распалась труппа Дягилева, поэтому Стравинский обращается к малым музыкальным формам. II период творчества «Неоклассический» (1920-1954).
Неоклассицизм утверждал порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу экспрессионизма. Переосмысление музыкальных стилей и направлений XVIII в. стало основой для создания опер «Мавра» и «Царь Эдип», балета «Пульчинела» (декорации Пикассо).
Традиции и новаторство в творчестве композитора сливаются в единое целое, а стили старинной музыки «прочитываются по новому». (В 1935г.поселился в США. А в 1945г.стал гражданином США.)
Додекафонный период творчества Стравинского
Умер Игорь Федорович 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в Венеции.
Заключение
Стравинский написал (если учитывать микстовые формы) около 15 балетов.
Стравинский значительно углубил реформу Петра Чайковского, который «поднял» музыку к определяющего фактора балетного произведения, безапелляционно утверждая идею ее диктаторской роли в системе балетной образности, а также пропагандируя приоритет симфонического начала в развертывании сюжетной рассказы.
Имя Игоря Стравинского носит музыкальная школа, которая находится в Ораниенбауме. В честь композиора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтре есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, фонтан в Париже, аллею в Лозанне, площадь в Ораниенбауме. На Украине (Волынь) открыт музей Игоря Стравинского. А также там с 1994 года проводится международный музыкальный фестиваль имени композитора, дирижера и пианиста.
Игорь Фёдорович Стравинский
Фото Все
Видео Все
Игорь Стравинский Документальный фильм
Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе. 2012
Игорь Стравинский – величайший дирижер России, композитор и музыкант, творчество которого представляет музыкальный модернизм.
Игоря Стравинского можно по праву назвать одним из самых великих музыкальных деятелей в истории XX века. Дирижер, талантливый исполнитель и композитор, который тяготел к традициям модернизма.
Детские годы
В 1882 году на окраине Петербурга родился мальчик, которому в будущем предстоит стать одним из величайших музыкантов мира. Отцом Игоря был знаменитый солист Мариинского театра. Федор в течение многих лет выступал на подмостках легендарного театра, даже получил звание заслуженного артиста имперской России. Мать мальчика, Анна была не менее талантливой пианисткой, которая часто аккомпанировала знаменитому мужу. В доме музыкантов часто собирались самые великие люди тех лет. Особенно стоит отметить дружбу отца семейства с писателем Достоевским.

Впервые за клавишные Игорь сел в девятилетнем возрасте. И больше он с инструментом не расставался. Мальчик не только красиво исполнял чужие музыкальные шедевры, вскоре он начнет мастерски создавать свои собственные. После завершения гимназистского обучения, мальчика отдают в петербургский университет. Первое образование будущего гения было юридическим. Однако и в Северной столице юноша не бросил занятий музыкой – он самостоятельно изучал любимое занятие, даже брал частные уроки у другого великого музыканта-самоучки, Римского-Корсакова.
Познакомились два музыканта благодаря дружбе Игоря с сыном Римского-Корсакова. Композитор сразу понял, что у Игоря несомненный талант, поэтому посоветовал последнему поступать на консерваторское обучение. Знаний у молодого человека было достаточно для этого. Педагог помогал талантливому ученику разобраться в нюансах создания оркестровок, а также корректировал его сочинения. Вскоре композитор использует свое влияние, чтобы музыку Стравинского начали исполнять на концертах.
Огромное влияние на музыкальный стиль и на художественные вкусы молодого Игоря оказывали другие деятели искусств. К примеру, сам будущий композитор рассказывал о несомненном влиянии на свою жизнь И. Покровского, популярного на тот момент пианиста. Покровский и Игорь начали дружить еще во времена гимназической жизни юноши, старший друг стал для Стравинского авторитетом. Игорь проводил с талантливым другом все свое свободное время.
Музыка
Как и его легендарный учитель, Игорь тяготел в начале своей музыкальной биографии к фольклорным мотивам и к сказочным сюжетам. Это было видно еще по первым произведениям музыканта.

В 1908 году два сочинения Игоря исполняются знаменитым оркестром, который играл для императора. Через год непрерывных исполнений сочинений маэстро на один из его концертов попадает Сергей Дягилев. Знаменитый художественный деятель был буквально поражен гением юного музыканта. Между Игорем и Сергеем сразу же завязалась дружба, которая в будущем приведет к плодотворному сотрудничеству. Вскоре Дягилев закажет у Стравинского аранжировки для балетных выступлений. Спустя год музыкальный деятель вновь обратится к талантливому другу, на сей раз для заказа аранжировки к новому балету под названием «Жар-Птица».
Премьера балета произошла в 1910 году и имела головокружительный успех. Игорь превращается из молодого и неопытного музыканта в настоящего мэтра композиторского искусства в глазах общественности. В следующем сезоне выходит вторая совместная работа Стравинского и дягилевской труппы. Балет «Петрушка» также был обречен на успех и вызвал большой ажиотаж.

Стравинский был окрылен своими творческими победами, он даже задумал для себя маленький рабочий эксперимент. Задумка композитора, которую он воплотил в жизнь в парижском театре, наделала немало суматохи. Это произошло на концерте, где исполнялась «Весна священная». Зрители сразу же начали возмущаться: кто-то был впечатлен и раздосадован смелым танцем, а кто-то – неоднозначной музыкой. Нашлись и почитатели необычной постановки, они только приветствовали смелость автора. По словам свидетелей, танцоры в тот день просто не могли расслышать музыку – так сильно гудел возмущенный зал.
С того знакового концерта в музыкальных кругах Стравинский становится автором нашумевшей «Весны…». Его даже прозвали деструктивным сторонником модернизма. Игорь решает отправиться в путешествие и уезжает в другую страну. 1910 год он встретит во Франции.
А потом грянула Первая мировая война. Начавшиеся военные события не дают продолжаться «Русским сезонам», музыканту перестают платить. К 1914 году молодая семья Стравинских оказывается на гране нищеты. Однако Игорь продолжает творить, его все сильнее интересуют народные мотивы, русские сказки. В то же время музыка композитора становится более выдержанной и аскетичной, не теряя своей знаменитой ритмики.

С 1914 года музыкант начинает работать над новым балетом под названием «Свадебка». Произведение будет завершено только спустя несколько лет, в 1923 году. Сочинение композитора было основано на русских деревенских песенках, которые обычно исполнялись на свадебном и венчальном обрядах. В 1920 году Игорь напишет другое свое не менее знаменитое произведение, которое все назовут шедевром, – «Симфонию для духовых».
Вскоре мастер увлекается новыми идеями в творчестве – неоклассицизмом. Именно в этой стилистике будут созданы его новые произведения, Игорь окончательно отходит от национального колорита. В своих последующих сочинениях Стравинский начинает давать собственную интерпретацию старинной музыке Европы, экспериментирует с историческими стилями. С 24 года прошлого века музыкант решает завершить свою деятельность в качестве дирижера и пианиста. Отныне он сосредоточил внимание исключительно на создании музыкальных произведений.
После завершения Второй мировой концерты маэстро стали особенно популярными.
«Русские сезоны» вновь ставятся на зарубежных подмостках, однако прежнего масштаба уже не было. Концертная деятельность велась значительно скромнее, чем это было во времена российских императоров. Последним шедевром от Стравинского и Дягилева становится «Аполлон Мусагет». Сотрудничество двух великий деятелей завершается смертью Сергея. Группа Дягилева просто распадается без своего несомненного лидера.
1926 год становится особенно трудным в жизни музыканта. Он начинает духовно меняться, но меняется и его музыка. Духовный кризис и последующая трансформация Стравинского как личности ведут к появлению в его последующих сочинениях религиозных мотивов. Это характерно для «Царя Эдипа» и для других произведений этого периода. Даже либретто пишется на «церковном» языке католицизма – на латыни.
Попробовал себя маэстро и в роли педагога. Он преподавал в американском Гарварде, читая курс лекций о музыкальной поэтике.

В середине прошлого столетия в Европе начинают меняться стилистические вкусы. Общество тяготеет к другому стилю, к Авангарду. Любовь к неоклассике, которая царила в начале века, постепенно сходит на нет. Стравинского ожидал очередной кризис, его музыка просто выбивается из хода времени и начинает терять свою актуальность. Композитор впадает в депрессию. Его последними экспериментальными сочинениями станут «Памяти Дилана Томаса», а также другое значимое произведение под названием «Кантана».
Без оглядки на депрессию, кризисы и многочисленные дилеммы, композитор продолжает работать. Несмотря на инсульт и проблемы со здоровьем, он создает «Реквием», который мастер написал на рубеже своего 84-летия. Тонкое и лирическое произведение становится своеобразным реквиемом и для творчества Стравинского, символом его таланта и огромного запаса энергии.
Музыкальный стиль
Критики и сам Стравинский отмечали «русскость» звучания авторских композиций. Музыкант активно использовал мотивы из городского и народного фольклора, занимался переработкой сказочных мотивов. Позже один из интерпретаторов композитора скажет, что в каждом произведении Стравинского видны интонации русского музыкального говора, фольклорные нотки.

Музыкальный стиль мастера невозможно описать лаконично, поскольку для его творческой биографии характерен постоянный поиск, эклектика, смешение различных жанровых особенностей. Стравинский известен как композитор-экспериментатор, его даже называли музыкальным Протеем двадцатого столетия.
Личная жизнь
Игорь влюбился в собственную кузину, Екатерину, на которой вскоре и женился. Влюбленность молодой четы невозможно было остановить – это не удалось сделать даже кровным узам и порицанию таких браков в обществе. В семье родилось два сына и две дочери. Сыновья музыканта пошли по его стопам: старший Святослав также стал композитором и известным исполнителем, младший Федор предпочел другое творческое занятие – рисование. Одна из дочерей маэстро, Людмила, станет в будущем женой известного поэта Мандельштама.

Молодая супруга болела чахоткой и сырой воздух Северной столицы был для нее крайне вреден. Семья постоянно уезжала для поправки здоровья Екатерины, возможно, именно эта традиция и спасла супругов от дальнейших репрессий. В 1914 году семейство композитора как обычно выехало в Швейцарию: воздух Альп был очень полезен молодой женщине. Однако вернуться у них уже не получилось – на родине начнется Первая мировая, а потом и революция. Все имущество и денежные средства, которые Стравинский успел скопить в России, будут конфискованы большевиками.
Эта новость очень опечалила музыканта, ведь он обеспечивал средствами не только собственную семью, но и сестру, мать, многочисленных племянников. В России ему перестали выплачивать проценты по авторским платежам. От краха семейство спасли только новые редакции сочинений композитора, которые ему пришлось в скором времени выпустить.

Помогла Стравинскому легендарная Коко Шанель, которая буквально содержала семейство несколько лет. Модельер пригласила композитора пожить на ее вилле, обеспечивала его деньгами, кормила и одевала семейство. Не обошлось и без спонсирования концертов, на которые Коко не жалела денег. Невероятная доброта мадемуазель привела к слухам о том, что между ней и музыкантом появилась любовная связь. Влиянию Шанель на личную жизнь великого русского композитора даже будет посвящен отдельный художественный фильм.
Хотя вскоре Игорь поправит материальные дела семьи, Коко продолжит высылать ему деньги. Делать это она будет долгие 13 лет, в течение каждого месяца. Именно этот факт и станет в будущем основой для слуха о том, что между Игорем и Шанель был бурный роман.

Вскоре первая жена музыканта умирает. Через год он переезжает в Америку и встречает свою вторую любовь, популярную актрису Веру Судейкину. Артистка немого кино и знаменитый композитор образовали очень гармоничную пару.
Вместе они проживут полвека, а любая разлука будет восприниматься влюбленными как трагедия.
Супруги потом посетят Москву, в которой Стравинский не был многие годы. Побывают они и в Ленинграде, в котором началась музыкальная биография маэстро. Встречу музыканта с журналистами даже покажут в одной из телевизионных программ.
Смерть
Музыкант прожил длинную, наполненную творчеством жизнь. Даже перед смертью он не переставал творить. Дожил композитор до 88 лет и умер весной 1971 года. Причиной смерти врачи назовут сердечную недостаточность.
Могила композитора находится в Венеции. Интересно, что музыкант был похоронен рядом со своим другом и творческим соратником Дягилевым. Вера переживет мужа на 11 лет, а потом будет похоронена рядом со своим супругом.
Имя легендарного музыканта навсегда вошло в музыкальную историю России и зарубежья. В честь композитора названа музыкальная школа, теплоход, а также один из самолетов. Каждый год в честь великого музыкального деятеля проводится украинский фестиваль, на котором выступают современные исполнители.




















