биография ильфа и петрова кратко о каждом
Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров
Ильф Илья (настоящая фамилия Файнзильберг Илья Арнольдович) появился на свет в семье одесского сотрудника банка 15 октября 1897 года. Первые трудовые годы прошли в Югросте и газете «Моряк», а с 1923 года Ильф переезжает в Москву и всерьез начинает заниматься литературной деятельностью.
Петров Евгений (Катаев Евгений Петрович) также как и Ильф, родился в г. Одесса в семье преподавателя истории. Проработав некоторое время на должностях корреспондента украинского телеграфного агентства и инспектором по уголовному розыску, он также уезжает в Москву в 1923 году.
Знакомство будущих соавторов произошло 1925 года, а уже через год они начали работу над первыми совместными произведениями, состоящими из небольших сочинений для фельетонов журнала «Смехач» и газеты «Гудок».
Самой значительной из их работ считается, опубликованный в 1928 году роман «Двенадцать стульев», на который позже снято одноименный художественный фильм. Еще одним совместным произведением Ильф и Петров порадовали своих читателей в 1931 году, опубликовав роман «Золотой телёнок», ставший долгожданным продолжением об истории странствий героя из «Двенадцати стульев».
С 1935 по 1936 годы писатели путешествуют по Соединенных Штатах Америке, и создают все новые литературные произведения. Илья Ильф умирает 13 апреля 1937 года в столице при обострившейся форме туберкулеза. Его товарищ по перу занимается написанием нескольких киносценариев. Ильфа, Петров пережил на пять лет и умер 1942 года по дороге из Севастополя в Москву.
Ильф и Петров: биография писателей-сатириков

Трудился статистиком, редактором юмористического журнала “Синдетикон”, в котором выпускал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.
В 1923 году он становится профессиональным литератором. Переселившись в Москву, Ильф начал работать в газете “Гудок” на постоянной основе. Свои очерки и фельетоны писатель в это время печатал в различных изданиях.
Уже в обработке рабкоровских писем выявилась влечение Ильфа к острой сатире. Итогом командировки в Среднюю Азию стала серия очерков “Москва – Азия” (1925).
Евгений Петров родился 30 ноября в городе Одессе в семье учителя истории. Окончив в 1920 году классическую гимназию, он приступил к работе корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а потом стал инспектором уголовного розыска.
В 1923 году Петров перебрался в Москву, где продолжил свое образование и увлекся журналистикой. Трудился в различных газетах и юмористических журналах, издал несколько сборников юмористических рассказов. Фельетоны Петрова издавались и в “Гудке”.
В 1925 году свершается знакомство будущих соавторов, но лишь через год завязывается их общая совместная деятельность как писателей, так как Петров обязан был сначала отслужить в армии. Первую свою существенную коллективную работу Ильф и Петров написали в 1928 году. Это был знаменитый роман “Двенадцать стульев”, издававшийся в журнале “30 дней”, который немедленно завоевал любовь и признание читателя, но “критикой” был встречен довольно прохладно. Книгу молодых советских писателей поддержал Владимир Маяковский.
В 1920-е годы рождается ряд фельетонов и повестей, сочиненных совместно авторами и издается в “Правде” и “Литературной газете”.
В 1931 году Ильф и Петров издают еще один роман – “Золотой теленок”, на этот раз тепло встреченный “критикой” и получивший самые восторженные отзывы таких маститых писателей как М.Горький, А.Зощенко, А.Барбюс.
В 1935 году писатели совершили поездку в США, и позднее написали ещё одну сатирическую книгу “Одноэтажная Америка” (1936).
Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), которая обострилась во время путешествия по Америке, стала причиной его смерти, последовавшей 13 апреля 1937.
После кончины Ильфа Петров сочинил несколько замечательных киносценариев: “Воздушный извозчик” (1943), “Антон Иванович сердится” (1940), совместно с Г.Мунблитом – “Музыкальная история”.
С началом Великой Отечественной войны Петров как и некоторые другие писатели того времени становится военным корреспондентом “Правды” и “Информбюро”. За это время он побывал на многих фронтовых участках, и плодом его впечатлений о войне явилась книга “Фронтовой дневник”.
2 июля 1942 года Е.Петров погиб при возвращении самолетом из осажденного Севастополя в Москву.
Биография Ильи Ильфа и Евгения Петрова
Ильф и Петров — советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса.
Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и Петров, десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Одноэтажная Америка».
Но у каждого из писателей – своя жизнь. Впрочем, и в биографиях двух кумиров есть сходство: оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениям и трагической кончине.
Илья Ильф (псевдоним; настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего.
Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в Освенциме).
Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.
Горький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги Редьярда Киплинга, Роберта Стивенсона и Антона Чехова, которые тайком читал.
В 1913 году окончил техническую школу. 16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».
Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.
Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой.
После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал членом Союза поэтов.
После подведения баланса выяснилось, что перевес оказался на литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году И. Ильф приехал в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».
Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.
Евгений Петров (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1902 года в Одессе, в семье учителя истории.
Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.
Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.
Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и Джека Лондона.
Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.
Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.
До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.
Знакомство будущих соавторов произошло в 1925 году, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты «Гудок».
В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.
Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными рабами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ». Роман был опубликованн в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году вышел отдельной книгой, принесши авторам славу. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.
В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем 1929 году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».
В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.
Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.
В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.
После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.
Илья Ильф подарил читателям замечательные, изданные после его смерти, «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.
Петров после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Георгием Мунблитом), «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.
Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.
Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.
Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.
Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.
Собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова в пяти томах было повторно (после 1939 года) издано в 1961 году Госиздательством художественной литературы. Во вступительной статье к этому собранию сочинений Д. И. Заславский писал: «Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе недолго, всего десять лет, но в истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Память о них не меркнет, и любовь читателей к их книгам не слабеет. Широкой известностью пользуются романы „Двенадцать стульев“ и „Золотой телёнок“».
Ильф и Петров
Ильф и Петров – советские писатели – сатирики Илья Ильф (наст. имя Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897-1937) и Евгений Петров (наст. имя Евгений Петрович Катаев; 1902-1942). Авторы совместно написанных культовых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Их произведения были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, часто экранизировались и инсценировались.
В биографиях Ильфа и Петрова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Биографии Ильфа и Петрова
Хотя оба сатирика родились в Одессе, их знакомство произошло в Москве. Это случилось в 1925 г. и уже в следующем году молодые люди начали плодотворное сотрудничество.
Изначально Ильф и Петров придумывали темы для иллюстраций и фельетонов для изданий «Смехач» и «Гудок». Они сразу нашли между собой общий язык, проводя много времени друг с другом. По словам знавшего их Константина Паустовского, они являлись «веселыми и едкими людьми тогдашней Москвы».
Творчество
За годы творческой биографии Ильф и Петров написали немало повестей, новелл, очерков, пьес, романов и киносценариев. Первая всесоюзная слава пришла к ним после издания романа «Двенадцать стульев», который стал настоящей сенсацией в литературном мире.
Книга изобиловала множеством сатирических ситуаций и жизненных неурядиц, и была разобрана на цитаты. И хотя в основе сюжета лежали поиски бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев, смысл произведения был гораздо глубже.
По мнению ряда критиков, в романе авторы представили «глобальный образ эпохи». В будущем по мотивам данной книги будут снято несколько художественных картин, которые приобретут большой успех.
После этого Ильф и Петров издали ряд фельетонов, повестей и рассказов, среди которых «Светлая личность» и «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада». Параллельно с этим они активно сотрудничали с изданиями «Правда» и «Литературная газета».
В 1931 г. сатирики представили свой очередной выдающийся роман «Золотой теленок», представлявший собой продолжение похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. Книга вызвала неоднозначную реакцию среди критиков, некоторые из которых увидели в Бендере карикатуру на «русского интеллигента».
В романе также было множество юмора и сарказма, а также масса афоризмов. И хотя в произведении имелись персонажи, нарушающие закон и не соблюдающие этические нормы, они вызывали симпатию у читателя.
Ильф и Петров показали, что в их антигероях много положительных качеств, а мошенниками они стали по причине ряда обстоятельств. Интересен факт, что по замыслу авторов в финальной части «Золотого теленка» Остап Бендер должен был жениться с Зосей и создать новую ячейку общества строителей социализма.
Однако из-за «звонка сверху» о том, что Бендер не может значиться строителем социализма, Ильфу и Петрову пришлось отредактировать концовку в том виде, в котором мы ее знаем. Стоит отметить, что главным читателем одесситов был лично Иосиф Сталин.
В середине 30-х годов Ильф и Петров посетили США, что побудило их написать книгу «Одноэтажная Америка», созданную в жанре путевого очерка. В этом труде подвергались критике стандартизация жизни, умственная пассивность и доверчивость американцев.
Вместе с этим, советские литераторы высоко оценили американские дороги, сервис, организацию в буту и на производстве, а также трудолюбие этого народа.
После смерти были изданы «Записные книжки» Ильфа, состоявшие из личных наблюдений, очерков, фельетонов и афоризмов автора. «Книжки» были единогласно оценены литературоведами, как выдающееся произведение.
Евгений Петров пережил своего единомышленника на 5 лет. Интересен факт, что оба одессита умерли в возрасте 39 лет. За эти 5 лет Петров написал много сценариев к фильмам, пьесу «Остров мира» и «Фронтовой дневник». В 1940 г. он стал членом Компартии, а с началом Великой Отечественной войны (1941-1945) работал военным журналистом.
Евгений Петров погиб 2 июля 1942 г. в авиакатастрофе при перелете из оккупированного нацистами Севастополя в Москву. В 1961 г. были опубликованы собрания сочинений Ильфа и Петрова, разместившиеся на страницах 5 томов.
Фото Ильфа и Петрова



Ильф и Петров: два разных человека в одном авторе
Именно так продвигалась работа над каждым фрагментом книги. Любой из них вызывал спор до хрипоты, видимо, поэтому до сих пор, что «Золотой телёнок», что «12 стульев» пользуются успехом. Потому что каждое слово взвешено и продумано. Вот что писал по этому поводу Петров:
Хотя чего уж там, если говорить объективно, то «ИльфПетров» ушли из читательского рациона. Причин много, одна из них – старшее поколение знает романы наизусть. А перечитывать то, что и так знаешь, мало кто любит. Поэтому никто не перечитывает «Преступление и наказание» вместе с «Евгением Онегиным». Ну а с другой стороны, роман очень сильно отошёл от реалий того времени. Хотя, прочитав сей шедевр в возрасте 14 лет, сразу по получению паспорта, я был впечатлён прежде всего юмором, осторожным цинизмом и всем этим робким обаянием русско-еврейского тандема.
Кстати, про автора. Составить автобиографию автора «Двенадцати стульев» довольно затруднительно. Дело в том, что автор родился дважды: в 1897 и в 1903 году. В первый раз – под видом Ильи Ильфа, а во второй – Евгения Петрова. Хотя чего уж там, будем говорить прямо: под видом Ильи Арнольдовича Файзильберга и Евгения Петровича Катаева. Оба одесситы, оба писали фельетоны для «Крокодила» и «Правды», оба обладали невероятно острым умом и слогом, и… на этом, пожалуй, сходство двух личностей внутри одного великого автора заканчивается.
Вот, например, старший товарищ, Файзильберг, – выходец из того чудесного, окутанного мифами, байками и стереотипами народа, который, по сути, создал ту мифическую и остроумную славу самобытной Одессы. Спокойный тихий талант или, как говорят «у нас в Одессе», поц мог бы и не связать свою жизнь с авторством, а продолжил бы работать в чертёжном бюро, или на телефонной станции, или на военном заводе. Но начал непосредственно марать бумагу в одесских газетах, куда благодаря врождённому остроумию и наблюдательности писал материалы юмористического и сатирического характера – в основном фельетоны. Конец его был печален, а вот заря карьеры радовала до невозможности. Прямо как у созданных им героев: Паниковского, Бендера и тех других, чьи имена стали нарицательными. Трагичный конец настиг и его не менее талантливых братьев. Один из них – Срул (не надо смеяться над иностранными именами, это неприлично) – стал известным во всём мире фотографом и художником-кубистом, радуя своими работами капризную публику. Но, увы, псевдоним Сандро Фазини не скрыл его происхождения, за что он и был загублен в Аушвице. Другой брат – советский художник-график и фотограф Михаил (он же Мойше) – погиб при эвакуации в Ташкенте. Остался только скромный Беньямин, продолживший славный талантливый род.
Кстати, фамилия является аббревиатурой его еврейского имени. Возможно, какому-то чахлому уму покажется, что автор непозволительно много упомянул слово «еврейский». Но во-первых, из песни слов не выкинешь, а во вторых, разве в этом есть что-то плохое? В самом романе гораздо больше иудейского, чем может показаться.
А вот Евгений Катаев был помладше, но жил поинтереснее, хоть и рисковал на каждом шагу. Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. Всё потому, что Петров 3 года отработал в Одесском уголовном розыске, где и приключилась одна весьма странная история. Был у Жени Катаева один старый приятель – Саша Козачинский. Обычный сорвиголова, дерзкий поц с большими амбициями. Поезжайте в Одессу и спросите, кем был Козачинский до революции. Он был простым благородным работником уголовного розыска и продолжал искать себя в жизни. А потом стал наш Саша простым благородным бандитом. Промышляли они здорово, но вот беда, накрыли их доблестные чекисты во главе с Катаевым. Козачинский сдался другу, и неспроста. Старая Одесская хитрость: сделай человеку приятно, особенно, если он работает на власть. Вот Катаев, уже будучи в Москве, пристроил пропащего друга в «гудок», а потом заставил его, уже ведущего маститого журналиста, написать повесть «Зелёный Фургон», рассказывающую про их одесские дела. Наверняка ты смотрел старый фильм с Харатьяном, снятый по этому сценарию.
После стольких приключений разрозненным частям удалось, наконец, встретиться в Москве в 1923 году. Два талантливых бумагомарателя быстро сдружились и обнаружили у себя схожий круг интересов и тягу поработать друг с другом. Вот написали они фельетоны в соавторстве. А почему бы не посягнуть на крупные формы? Тем более что Петров… Кстати, читатель наверняка спросит, а почему Петров, если он Катаев? А всё очень просто: не у одного Ильфа братья были талантливыми. Вот и у Евгения был брат Валентин – ученик Бунина, ставший маститым писателем, проживший бурную жизнь в революциях и написавший такие произведения, как «Сын полка» и «Белеет парус одинокий». Вот Петров и подумал, что двух Катаевых быть не может и сменил простую русскую фамилию на ещё более, прямо до безобразия, русскую «Петров». Именно братец Валентин подкинул двум авторам идею такой нетленки, как «12 стульев». Всё очень просто: старший брат, уже известный к тому времени писатель, решил использовать брата и его лучшего друга в качестве литературных негров и отнюдь не за «золотые гири». Мол, напишите, а я подкорректирую. Но когда через некоторое время Ильф с Петровым явили ему плоды своих трудов, он понял, что как минимум неэтично отбирать такой шедевр у, как оказалось, таких талантливых авторов. А книга цепляла уже первым предложением:
Хотя сам Ильф описывал впечатления от написания так:
Однако критики и читатели с большой любовью приняли остросоциальные шедевры, обозвав авторский стиль «ударом палашом по вые» (кто не знает, выей в старину называли шею).
И понеслась. Сценарий к фильму «Цирк», а затем приключения Великого Комбинатора в компании Проходимца Паниковского и Шуры Балаганова в монументальном «Золотом телёнке». Мораль у всех произведений была такая, какую не видывали даже всемогущие басни Крылова. Такая мораль была очень нужна молодому Советскому государству. Хотя всё равно это были самые антисоветские книги из всех антисоветских. Ильф и Петров были журналистами, а потому все их герои имели прототипов. Они собирали образы и истории и благодаря изящному слогу расставляли всё на свои места, делая филигранный шедевр литературы. Под их острый слог попал даже Маяковский, представленный в виде поэта Ляписа-Трубецкого. Да-да, Ляпис Трубецкой – это тоже отсюда. Даже в Фашистской Германии по-своему экранизировали образ Великого Комбинатора. Не зря спорили авторы над каждым фрагментом.
Однако, самой антисоветской книгой главных советских журналистов была «Одноэтажная Америка» – своего рода дневник путешествия по США из одного края в другой и обратно. Восхищённые заводами «Ford» и с каким-то сожалением наблюдавшие за массовой автоматизацией, они встретились лично с Рузвельтом, пообщались с русскими иммигрантами и такими значимыми личностями, как Хэмингуэй и Генри Форд. Неизвестно, кто у кого вызывал больший интерес – русские репортёры у американцев или американцы у Ильфа с Петровым. Очерки понравились не всем, потому что всегда находятся недовольные писательским трудом комментаторы. Зато всем нравились фотографии, сделанные Ильфом. Да-да, он снимал до того, как это стало мэйн… ну, вы поняли. Но в наши дни Познер вдохновился повторить путь журналистов по своей второй Родине (первой является Франция).
Но им было всё равно на отзывы, нужно было писать третью книгу про Остапа. Тем более, множество идей буквально распирает голову. Книга обещала быть лучше предыдущих, но судьба-злодейка распорядилась иначе. Ильф ещё в Америке заметил, что кашляет кровью. По возвращении его туберкулёз превзошёл все рамки приличия. Как вспоминал Петров:
Петров каждый день бегал к угасающему другу, дабы сочинить с ним в вечных спорах хотя бы пару строк нового романа, ибо времени оставалось всё меньше. Но не судьба: в 1937-м году Ильфа не стало.
Жизнь резко изменилась. Стало как-то сразу не до смеху. Захотелось писать что-то более серьёзное, однако публика требовала остроты и юмора.
Тоскуя по старому другу, петров задумал на основе записных книжек Ильфа написать монументальный труд – «Мой друг Илья Ильф». Это требовало большой и долгой работы, но вот опять в писательские планы вмешалась суровая жизнь. Началась война, и Петров отправился фронтовым корреспондентом, параллельно получив задание написать монументальный труд про героев войны. Но вот в третий раз что-то вмешалось в творческие планы известного журналистам писателя. Снова гибель, но на этот раз самого Петрова. В июле 1942 года самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. Знал бы немецкий пилот, кого он только что сбил! Это не просто писатель, а последний тонкий наблюдатель человеческой души в условиях творящегося бардака. Таким был Зощенко, таким был Хармс и такими были они – Ильф с Петровым. Они написали произведения, которые либо любят, либо не читали. А романы – загляденье. Хороший юмор любят все. Он есть и в фельетонах, которые тоже стоит прочесть, дабы насладиться авторским слогом, юмором и лучше понять, как жили люди той тоскливой эпохи.
Н,у а мы будем и дальше повторять фразы, плотно засевшие в нашей повседневной речи, даже не думая о том, что их произносили такие личности как Бендер, Воробьянинов, отец Фёдор и Паниковский:



