биография имама аль бухари
Жизнеописание имама аль-Бухари
(810 – 870/194 − 256 гг.х.)
Рождение и детство
Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца Шавваль 194 года хиджры. Он лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».
Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?”. Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».
Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».
Аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».
Как-то один правитель, желавший, чтобы Аль-Бухари занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.
Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид сказал: «С наступлением первой ночи священного рамазана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
Удивительная память аль-Бухари
Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.
Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.
Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари
Имам аль-Бухари передал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.
К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.
Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.
Отзывы ученых об имаме аль-Бухари.
Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из ученых- его современников. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу [2], и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».
Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана [3], люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».
Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов Пророка (мир ему и благословение).
Что послужило причиной составления этого свода?
Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.
Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение), с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё это и побудило его заняться трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламу. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.
Об этом труде поэт сказал так:
«Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,
следует переписать его не иначе как золотыми буквами.
Отделяет он правильное руководство от заблуждений
и хранит юношу от погибели,
а его иснады, подобные звёздам небесным,
предшествуют матнам, похожим на кометы.
Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии Посланника,
и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.
Служит она несомненной завесой от огня
и позволяет отличать благоволение от гнева,
является связующим звеном между нами и Пророком (мир ему и благословение)
и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.
О знающий, относительно высокого места которого
среди алимов нет расхождений!
Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов
и, по свидетельству их, добился своей цели.
Ты отверг слабых передатчиков
и тех, кого обвиняли во лжи,
и привёл в изумление всех,
приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.
Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,
и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!».
В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении близких, моля Аллаха забрать из этой жизни, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха Пророк (мир ему и благословение).
Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы (да помилует его Аллах и да будет Он доволен им).
“Сахих” аль-Бухари
Абу ‘Абдуллах аль-Бухари (да помилует его Всевышний и да будет Он доволен им) назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то ученые говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.
Кроме того, ученые были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима.
Достоверность обоих этих книг общепризнанна, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.
Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».
Имам ан-Навави сказал:
− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».
Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой Пророка (мир ему и благословение) и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».
Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».
Имам ан-Навави сказал:
− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази (да помилует его Аллах) сказал: «Однажды я увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О Посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?”, на что он сказал, что его книга это «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари».
В книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:
− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хадж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».
Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».
Имам ан-Навави сказал:
− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».
Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:
− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».
Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть из которых провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:
− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мечеть, либо ко мне домой».
В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».
Количество хадисов “Сахиха”.
Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.
Причины повторения хадисов.
Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения[4] и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.
Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что Пророк (мир ему и благословение) сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.
Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик”[5]. Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много аятов Священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только аятами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв[6] сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Ученые из числа факихов[7] и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.
Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари (да помилует его Аллах) часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».
Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды! Амин.
[1] Кунья − имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).
[3] Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 − 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.
[4] Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.
[5] Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” − подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.
[6] Фетва − решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.
[7] Факих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.
Мухаммад аль-Бухари
Детство и учеба
Уже в раннем возрасте он обнаружил в себе способности к хадисоведению. В шестилетнем возрасте он многие суры из Корана читал наизусть. По милости Аллаха, Мухаммад с детства обладал прекрасной памятью и это стали замечать окружающие. О нем рассказывал Хашид бин Исмаил, что Мухаммад аль-Бухари, посещал в юношеском возрасте в Басре шейхов-знатоков хадисов, но он никогда ничего не записывал. И когда ему наставники стали указывать на это, Мухаммад долго слушал их увещевания, но через шестнадцать дней упрекнул их в том, что они досаждают этим ему. Он попросил их достать свои записи и не читать, и стал цитировать каждый из записанных пятнадцати тысяч хадисов наизусть. Наставникам даже пришлось исправлять свои записи, чтобы они соответствовали тому, что он запомнил по памяти. Мухаммад аль-Бухари тогда дал понять, что не стоит думать, что он посещает шейхов ради шутки и тратит свое время напрасно – все знания, которые они передают ему, он запоминает.
Когда он достиг шестнадцатилетнего возраста, предпринял паломничество в сопровождении матери и брата Ахмада в Мекку. В Мекке он остался и в течение последующих четырех лет, изучая под кураторством имама Ахмада бин Ханбала (известного в те времена ученого-хадисоведа), хадисы, список которых у имама бин Ханбала насчитывал тогда тридцать тысяч.
Обучение Мухаммада аль-Бухари проходило в самых известнейших в то время центрах исламских наук: с Ахмадом ибн Ханбалем, который был в те времена величайшим хадисоведом, Мухаммад встречался в Багдаде восемь раз, а в Дамаске его учил Абу Мусхира. Проведя шесть лет в Хиджазе, в Нишапуре он также обучался у Яхьи ибн Мунхари, учителя и знаменитого хафиза тех времен. По его собственным свидетельствам, одна тысяча восемьсот учителей передавали ему свои знания.
Рассказывается, что за юношей Мухаммадом аль-Бухари всегда следовали множество жителей Басры, любившие послушать хадисы, и просили его рассказать их. Они преследовали его до тех пор, пока он не соглашался, а затем усаживали его, сами располагались вокруг, и слушали его внимательно и даже записывали за ним, хотя он в то время был еще совсем юным парнем.
Феноменальная память ученого
О точности его и прекрасной памяти ходили легенды. Широко известна история, когда имам аль-Бухари поехал в Самарканд и встретился там со знатоками хадисов, которых было четыреста человек. Хадисоведы смешали между собой цепочку передатчиков или и сн ады иракских и шамских передатчиков, затем их присоединил к текстам других хадисов, все это было прочтено имаму аль-Бухари, а он указал им, какие тексты к каким хадисам относятся, приведя все в такой порядок, каким он должен быть изначально. Когда все было приведено в первоначальный порядок, ни в одном иснаде или тексте хадиса ни одного соответствия найдено не было.
Похожая история произошла и в Багдаде: там он прочитал книгу лишь один раз, и сразу же запомнил ее содержание наизусть.
Труды аль-Бухари
После имама аль-Бухари осталось великое наследие: это и огромное количество трудов, которые были очень важными и получили большое распространение многие из них, в их числе “Аль-джами ас-сахих”. В число его сочинений входят и “Ас-сунан фи-ль-фикх”, и “Аль-асма’ ва-ль-куна”, и “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, и “Аль-кыра’а хальфа-ль-имам”, и “Аль-адаб аль-муфрад” и “Ат-тарих аль-кабир”. О каждом из этих сочинений можно говорить долго.
Сборник хадисов «Сахих»

В результате перечисленных причин имам аль-Бухари приступил к составлению труда, которому суждено было стать его лучшим творением. Сборник хадисов «Сахих» поставил его автора на самое высокое место в ряду ученых, а также стал важнейшим явлением для всей религии Ислама. В ходе работы над «Сахихом» имамом аль-Бухари было проверено почти шестьсот тысяч хадисов, которые в то время были в ходу. Он проанализировал весь этот громадный материал и отобрал в свой сборник 7250 из них. К задаче, которую он перед собой поставил, он отнесся ответственно и тщательно, придерживаясь самых строгих и высоких критериев проверки и отбора. Работа над этим сборником продолжалась долгие годы, автором в ходе работы были разработано несколько методов, применяя которые он смог поставить всю работу, которую он проделал по сбору хадисов и их систематизации, на научную основу. И сн ад стал его главным методом: он занимался установлением цепи передатчиков определенного хадиса методом от последнего к первому передатчику.
По инициативе благотворительного Фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» в двухтысячном году был выпущен на русском языке двухтомник «Сахих аль-Бухари» в кратком изложении, а тремя годами позднее в издательстве Умма была выпущена книга Сахих аль-Бухари (Мухтасар полный вариант).
«Сахих» стал книгой, которая после Книги Аллаха стала наилучшей, и в этом мнении единодушны все члены общины мусульман, ведь мусульманская община приняла «Сахих» с того самого дня, когда этот труд был завершен. И спустя долгие годы до сих пор этот труд имеет высокую и безусловную ценность. Над созданием этой книги Мухаммад аль Бухари работал в течение долгих шестнадцати лет.
Жизнь имама
Всю свою жизнь аль-Бухари посвятил поклонению и науке. По его словам, никогда за всю свою жизнь он не покупал ничего ценою в дирхем и не продал ничего ценою в дирхем, а когда ему нужно было купить хлеб, он поручал кому-то это, и для него покупали.
Он был крайне стыдливым человеком, но смелым и щедрым, благочестивым и отрешенным от земного мира. Всю свою жизнь он стремился к миру вечному. Ему принадлежат такие слова: “Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним”.
Упоминается в книге “Тарих Найсабур”, что ибн Али был свидетелем того, как Мухаммад аль-Бухари рассказывал, что, живя в Басре, в процессе работы над своими книгами он совершал ежегодно хадж, а затем возвращался из Мекки опять в Басру, и выражал надежду, что Всевышний сделает его труды для мусульман благословенными.
Путешествия
Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, а также ат-Тирмизи, который эти хадисы включил в “Джами”. Среди известных передатчиков был и ан-Насаи, который включил, по мнению некоторых улемов, эти хадисы в “Сунан” и многие другие.
Испытания
Имя Мухаммада аль-Бухари часто оказывалось связано с заговорами и смутами, жертвами которых он становился. Несколько раз по этой причине он был изгнан из своего города. Однажды это произошло, когда на одном из собраний его спросили, сотворена ли была Речь Аллаха. Несмотря на то, что Мухаммад аль-Бухари попытался избежать прямого ответа на этот вопрос, спрашивающий настоял на том, чтобы он ответил, и тогда Мухаммад аль-Бухари сказал, что Речь Аллаха сотворена не была, но сотворены действия человека. Не поняв до конца того, что имел в виду имам, его обвинили во введении новшества.
Другой раз он был изгнан в последние годы своей жизни за то, что однажды отказался обучать детей Халида аз-Зухали, который тогда был эмиром Бухары. Тогда эмир стал подбивать определенных людей отзываться об убеждениях Мухаммада аль-Бухари дурно, и в результате имам был вынужден покинуть Бухару в четвертый раз, отправившись к Хаджабад, который тогда назывался Хатанг, к своим родственникам.
На закате жизни в свои последние годы он переехал жить в Хартанк. Это селение находилось неподалеку от Самарканда.
Кончина
Жизнь имама Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари прервалась ночью в 256 году хиджры после вечерней молитвы в ночь праздника разговения. На следующий день по нему была совершена заупокойная молитва. На тот момент ему было шестьдесят лет.
Достижения в методологии хадисов
Имам аль-Бухари стал ведущим разработчиком и тем, кто применял в своей работе принципы, давшие возможность классификации хадисов, учитывая их принадлежность к источнику. Он же является одним из основоположников типологии разделения их на отвергаемые и приемлемые, а также разработал систему причин, по которым те или иные хадисы отвергались.
Проделанный им поистине титанический труд по их критике и отбору привел к блестящим результатам. Из шестисот тысяч хадисов, которые были известны аль-Бухари, он включил в число достоверных только около одного процента хадисов, то есть семь тысяч двести семьдесят пять, но эти хадисы шли от таких источников, которые в действительности вступали в диалог с Пророком Мухаммадом лично.
Для чего изучать хадисы?
О Сунне Пророка Мухаммада ﷺ существует немало сведений как в мусульманской литературе, так и в научных трудах, и мало, что можно добавить к этому. Но важно в этом вопросе особое внимание уделять нескольким наиболее принципиальным моментам.
Сунна Пророка ﷺ – явление уникальное для всех религий и истории мировой религии. Она изложена в хадисах, которые заслуживают доверия и многократно проверены. Благодаря хадисам Сунны люди имеют самое большое количество информации достоверной по сравнению с информацией о других пророках.
При ознакомлении с хадисами необходим особый подход. Для мусульман Сунна является во всех их мирских и религиозных делах непосредственным руководством к действию, что говорит о том, что в Сунне важно все и нет ничего незначительного, чему можно было бы не придавать значения.
Сунна оказала продолжительное и глубокое влияние на целые народы, которые исповедают Ислам, поэтому для того, чтобы понимать логику и психологию поведения мусульманина, следует учитывать все факторы, которые оказали влияние на формирование личности мусульманина, и в данном вопросе влияние и значение Сунны и Корана не подлежит сомнению.
Наследие Бухари
Имаму принадлежат слова о том, что Коран является Словом Аллаха, а религия – словами и делами, и, по его словам, за все время, когда он встречался с учеными в Египте, Шаме или Хиджазе, которых было более тысячи, ни одного ученого не встретилось ему, кто бы расходился в этом утверждении.
В истории Ислама и памяти мусульманской общины имам аль-Бухари остался как достойнейший человек, писатель, факих, мухаддис и богослов, который обладал потрясающей памятью и оставил после себя значительное наследие.
В советские годы имя аль-Бухари, как великого богослова и мыслителя, подверглось незаслуженному забвению, но после того, как Узбекистан обрел независимость, память о Мухаммаде аль-Бухари с годами начали восстанавливать, чтобы потомки могли знать его имя и его заслуги. В память о великом ученом в Хартанге воздвигли мемориальный комплекс, в который были включены мечеть, мавзолей, медресе и библиотека.
На сегодняшний день мусульмане всего мира знают имя имама аль-Бухари и отдают дань его памяти как одному из великих мусульманских ученых, мыслителей и писателей, человеку, обладавшему несравненными достоинствами и удивительными способностями, являвшему собой образец истинного мусульманина, посвятившего свою жизнь изучению хадисов и поклонению Всевышнем Аллаху. Хадисоведы всего мира и в нынешние года опираются в своих исследованиях на его работы, занявшие в ряду сборников хадисов первое почетное место и являющие собой образец истинности и достоверности.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)