биография ирины печерниковой и личная жизнь
Ирина Печерникова
Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном.
Затем с семьёй переехала в Москву. Жила на Ленинском проспекте.
В школьные годы Ирина занималась фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми. А затем записалась в театральную студию.
С первого раза поступила в театральный, и уже на втором курсе Школы-студии МХАТ Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле «Зима тревоги нашей».
Впоследствии Печерникова уже не обращала внимания, когда ей приписывали, что она любовница того или иного режиссера (хотя романов в ее жизни было много).
В 1978-1990 годах играла в Академическом Малом театре.
Печерникова вспоминала, что когда Михаил Иванович Царёв брал её в Малый театр, сразу предупредил: «Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная». И она действительно забрала в театре все репертуарные роли.
Роли Печерниковой в театре:
В кино судьба Ирины Печерниковой складывалась удачно. Уже первые картины принесли успех, всесоюзную славу и звание одной из главных красавиц Советского Союза.
С Владимиром Высоцким Печерникова находилась в дружеских отношениях.
Актриса много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы.
В 2010-е годы актрису вновь стали приглашать в кино и на телевидение, она стала участницей телешоу «Формула красоты». Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать, и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу.
Смерть Ирины Печерниковой
В последнее время актриса жила в деревне в Ярославской области вместе с близкой подругой Ниной, которая была ее поклонницей. Женщины съехались после смерти мужа Печерниковой актера Александра Соловьева.
Умерла 1 сентября 2020 года.
Вскрытие показало, что причиной столь неожиданного ухода из жизни звезды стал инфаркт. В морге в Ростове Великом было установлено, что Печерникова умерла в результате острой коронарной недостаточности. При этом на сердце Печерникова никогда не жаловалась, а лечилась от онкологии.
Печерникова жила на пенсию. Свою квартиру на Красных Воротах в Москве и дом в деревне в Ярославской области она завещала сестре.
Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, где находится семейная могила Печерниковой (там покоятся ее родители и третий муж).
Ирина Печерникова
Личная жизнь Ирины Печерниковой:
Трижды была замужем.
Ей было всего 23 года. Она лежала в гипсе, и друзья, чтобы встряхнуть Ирину, решили устроить ей культурную вылазку на концерт польской джаз-группы «Бизоны».
Вечером Ирина и Збигнев уже вместе пили чай в кафе. Печерникова забыла про все свои болячки. Она так быстро пошла на поправку, что удивила тогда всех своих врачей. Збышек вдохнул в нее новую жизнь.
Ирина Печерникова и Збигнев Бизон
Вторым мужем Печерниковой был актер Борис Галкин.
Борис Галкин
Главной любовью своей жизни Печерникова считает актера Александра Соловьева, который ждал ее почти 30 лет.
Ради Печерниковой Соловьев устроился служить в Малый театр. Но она долго его не замечала.
Главная любовь Ирины Печерниковой
В 1997 году в маленькой церкви на Арбате они тихо обвенчались.
Ирина Печерникова и Александр Соловьев
Они не расставались ни на минуту, старались все делать вдвоем. Вместе убирались по дому, ходили по магазинам и обеды с ужинами всегда готовили вместе. Как говорила Печерникова, они как будто предчувствовали, что отведенное им вместе время на исходе.
26 декабря 2000 года в 68-е отделение милиции Москвы заглянул прохожий и сообщил, что за углом на цветочной клумбе валяется прилично одетый мужчина. Его лицо показалось знакомым дежурному оперуполномоченному, но где именно он его видел, вспомнить так и не смог. Мужчину оформили, как неизвестного и отправили в Институт Склифосовского. После недельной реанимации, не выходя из комы, он умер. Это был Александр Соловьев.
Случилось то, чего Печерникова боялась больше всего на свете: Соловьев выпил и то ли подрался, то ли просто упал, но нашли его в бессознательном состоянии.
Печерникова приехала домой только 30 декабря. Ее не было в Москве пять дней. Дома Ирину никто не ждал. Она решила, что Саша обиделся на нее и ушел из дома. Так бывало и раньше, Александр мог вскипеть из-за пустяка и неделю скитаться по друзьям, а потом ворваться домой с огромной охапкой цветов и подарков и на коленях вымаливать прощение.
Ира начала обзванивать друзей, знакомых, но никто Александра не видел. День за днем Печерникова искала Соловьева. Смутно помнит, как проходили дни: звонки друзьям, беседы с участковым, поездки в больницы и морги. Она завела знакомых среди санитаров травмпунктов и реанимаций. А вечера проводила в церкви, где молилась, чтобы любимый вернулся.
После недельной реанимации, не выходя из комы, неопознанный больной, которого привезли в Институт Склифосовского прямо с улицы, умер от кровоизлияния в мозг. Это произошло 1 января 2000 года. А через две недели после всех новогодних празднеств в 68-м отделении милиции вспомнили про незакрытое дело. Оперуполномоченный приехал в морг оформить бумаги. Милиционер посмотрел на Соловьева: «Где же я все-таки его видел. Вспомнил! Он же в кино снимался! «Зеленый фургон» с Харатьяном».
Фильмография Ирины Печерниковой:
последнее обновление информации: 01.09.2020
Ирина Печерникова
Биография
После выхода культовой картины «Доживем до понедельника» актриса Ирина Печерникова проснулась знаменитой. Ее популярность вышла далеко за границы Советского Союза. За рубежом Печерникову называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка». Наверное, именно тогда молодая артистка поняла, что ее детская мечта сбылась в полном объеме.
Детство и юность
Ирина Викторовна Печерникова появилась на свет в Грозном в начале сентября 1945 года. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в столицу. На Ленинском проспекте, где поселились Печерниковы, жила известная актриса Руфина Нифонтова. Уже тогда будущая звезда школьной саги мечтала о сцене. Она тайком носила цветы знаменитой Нифонтовой, но никак не могла решиться вручить букет ей в руки. Поэтому Ира тихонько подкладывала цветы под дверь и убегала. Но однажды решилась. Когда недосягаемая звезда открыла дверь, девочка пролепетала, что тоже мечтает стать актрисой и спросила, что для этого нужно. Руфина Дмитриевна, подумав, коротко ответила своим грубовато-хриплым голосом: «Все». И закрыла дверь.
После такого исчерпывающего ответа Печерникова записалась во все кружки сразу: на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование. Но главное, начала посещать драмкружок, который вела ученица великого Всеволода Мейерхольда. Именно она сумела подготовить Ирину к поступлению, причем выбрала ей вуз: непременно МХАТ.
Однако уверенности в том, что она поступит, у Ирины Печерниковой не было. Как утверждала актриса, поступила она случайно. Решила, что сначала год поработает в театре имени В. Маяковского, присмотрится к артистам, а поступать пойдет на следующий год.
А в Школу-студию МХАТ Ирина заглянула только затем, чтобы посмотреть, как поступают другие. Несмело открыла двери в студию, где принимали экзамен, и тут же была замечена. Девушку пригласили войти и спросили, сколько ей лет. Ей было 16, но она прибавила еще год. А на вид тоненькой и невысокого роста девочке было не больше 13. На голове огромный капроновый бант. Из одежды – коричневое школьное платье и белые носочки. Поэтому ответ «17» был встречен дружным хохотом.
На просьбу что-то почитать Печерникова продекламировала стихотворение «Сеттер Джек» Веры Инбер и рассказала отрывок из пьесы «Дашенька, или История щенячьей жизни» Карела Чапека. И снова хохот. Тем не менее, ее приняли.
Театр
Творческая биография Ирины Печерниковой началась уже на 2-м курсе Школы-студии. Ей доверили сложную и одновременно интересную роль в постановке «Зима тревоги нашей». Тотчас начинающая актриса узнала, что такое театральные интриги. За тонкой перегородкой гримерки Ирина услышала, как ее, совсем еще девчонку, не успевшую ни разу поцеловаться, обсуждали завистливые старшие коллеги. В том, что студентке доверили такую ответственную роль, они заподозрили ее любовную связь сразу с двумя режиссерами.
Ирина долго плакала, забившись в театральные декорации. Ее всхлипы с «подвываниями» услышал режиссер. Тогда он дал начинающей артистке дельный совет:
«Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».
С тех пор подобные разговоры у себя за спиной Печерниковой доводилось слышать не раз. Иногда слухи имели под собой основания, но чаще нет.
После окончания вуза Ирину Викторовну приняли в Ленком, где она работала 2 года, до 1968-го. Но потом перешла в Театр имени В. Маяковского, в который мечтала попасть еще в юношестве, увидев «Гамлета». В «Маяковке» актриса задержалась на 10 лет. Оттуда ее переманил в свой театр, Академический Малый, известный режиссер Михаил Иванович Царев. Правда, сразу же предупредил, что года два ее «будут есть», а она по виду «съедобная».
Так и случилось. Ирину Печерникову ненавидели. Ей завидовали черной завистью. Ведь «новенькая» отобрала все репертуарные роли. Часто бывало, ей звонили перед премьерой и вкрадчивыми голосами угрожали изуродовать лицо кислотой или навести страшное проклятие.
Когда не стало Царева, которого артистка боготворила, ее жизнь в театре потеряла смысл. Лучшие роли были сыграны. Ей стало скучно и неинтересно. К тому же начались «лихие 90-е», сломавшие карьеру многим актерам. Не была исключением и Печерникова. От безысходности и ненужности актриса начала пить. Остановиться сумела только на краю пропасти.
Фильмы
Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась так же удачно, как и театральная. Это становится понятным после перечисления ее кино-партнеров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырев.

После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своем пронзительном фильме «Доживем до понедельника». Режиссер искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съемочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.
После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, девушка даже дышать при нем боялась. Влюбленность действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала ее «уважительной».
Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому, кроме дружеских отношений, с Далем ничего иного быть не могло.
Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий ее страшно раздражал. Артист часто бывал выпившим и старался ее ущипнуть. Знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поет бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.

Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он еще что-то, кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.
Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.
Однако бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.
Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя она едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал:
«Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».
В эти годы актриса не сходила со страниц «Советского экрана», публикации с рецензиями и многочисленными фото следовали одна за другой.
Среди запомнившихся зрителям работ Ирины значится главная роль в фильме «По собственному желанию». Ее партнером на экране стал Евгений Киндинов. Вскоре последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу», где играли Игорь Костолевский, Борис Хмельницкий, Лариса Удовиченко. В драме «Необыкновенное лето» Ирина Печерникова исполнила роль Лизы Мешковой. А в 1981 году ее ждала работа в популярном советском фильме-катастрофе Андрея Малюкова «34-й скорый». Ирина тогда перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу, а в главных ролях блистали Лев Дуров, Елена Майорова и Александр Фатюшин.
Еще одна страница в творчестве Ирины Печерниковой – участие в телеспектаклях. Актриса представляла героинь постановок «Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней».
В 1990-х актриса почти не снималась, но фильмография актрисы пополнилась проектом, который был положительно воспринят международными критиками. Ирина сыграла в драме «Анна Карамазофф», которая была представлена позднее на Каннском фестивале. Вместе с Татьяной Друбич Печерникова перевоплотилась в узбечку.

В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждала, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорила, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.
Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-м, когда ее пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой актриса удивительно помолодела. Далее последовало участие в программах «Раскрывая тайны. Звезды», «Автограф по субботам», «Бабье лето», «Ирина Печерникова. Мне не больно». Приглашал актрису в авторский проект «Серебряный шар» и искусствовед Виталий Вульф.
Позднее актриса не раз становилась героиней авторских передач. В ток-шоу «Наедине со всеми» Ирина Печерникова рассказала Юлии Меньшовой о главных событиях своей жизни. В эфире передачи артистка вспомнила, что еще в самом начале кинокарьеры Леонид Гайдай предложил ей главную роль в «Кавказской пленнице». Режиссер обратился к молодой актрисе с предложением сняться в сцене с осликом в качестве пробы в новую комедию, но Ирина тогда работала над ролью донны Анны в экранизации произведения Александра Пушкина, поэтому отказалась от столь сомнительного предложения. Позднее Леонид Гайдай неоднократно при встрече подшучивал над Печерниковой.
В 2017 году актриса появилась в ток-шоу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где подробно рассказала о том, как непросто складывалась ее жизнь.
Ирина Печерникова: сломанная судьба хрупкой красавицы
«Польша тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Казалось, Ире достался счастливый лотерейный билет, когда она вышла замуж за поляка и уехала с ним. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много», — рассказывают друзья актрисы Ирины Печерниковой, которой не стало меньше года назад.
В Ире чувствовалась мощная женская магия
Валерий Плотников, фотограф:
«Ира жила на Ленинском проспекте со своими совершенно прекрасными родителями. Ее папа был ученым, и ему дали квартиру от института, который располагался где-то недалеко. У Ирки имелась своя комната — в то время роскошь. В их доме поражало огромное количество книг — в моем-то детстве их почти не было…
Мы были молоды и восторженны, и постоянно читали стихи. Из поэзии, которая тогда вдруг стала нам доступна, я выбрал Ахматову, а Ирка — Цветаеву. Она даже повесила на стену фотографию Цветаевой. У нас была прекрасная компания: Нина Попова, Коля Бурляев, Ира и я. Как-то раз зимой мы все вместе поехали на Финский залив. Жили в домике на самом берегу. Ветер просто сносил с ног, была ужасная метель. Но там имелся проигрыватель, и мы крутили Фрэнка Синатру. Золотое, счастливое время! Мы нежно дружили, и я часто засиживался у Ирки дома, а потом посреди ночи добирался на такси с Ленинского проспекта до своего общежития, которое находилось на платформе Яуза. Стоило это всего три рубля.
В Ире чувствовалась мощная женская магия — особый голос, выразительнейшие глаза, красота. Даже не понимаю, как я смог удержаться и не влюбиться в нее. Наверное, мне повезло, ведь я был мальчишка, студент, я просто пропал бы, затерялся среди ее поклонников…
Ирка тогда была на взлете — уже снялась в фильмах «Доживем до понедельника» с Тихоновым, «Первая любовь» со Смоктуновским и «Каменный гость» с Атлантовым. Она и в театре у Гончарова была звездой. Помню, как в спектакле «Два товарища» по Войновичу в сцене в отделении милиции она уморительно смешно произносила: «Выплюнь свисток, он заразный». Потрясающая, яркая, свободная и, я бы сказал, солнечная артистка.
Как-то меня пригласили поснимать на выставке польской моды на ВДНХ. И я пригласил Ирку. Она интересовалась модой, вязала платья. В тот вечер выступала группа «Бизоны», которой руководил Збигнев Бизонь. Збышек был очень эффектный, громогласный, яркий и удивительно располагающий к себе. Он, конечно, выделялся на нашем скромном и достаточно ровном фоне. Ира не могла не влюбиться. Довольно быстро он сделал ей предложение. Свадьбу играли в ресторане «Прага», собрались многочисленные друзья и родственники. Но мы вчетвером: Ирка, Збышек, я и Коля Бурляев — со свадьбы сбежали. Отправились в Театр имени Маяковского и там, в кабинете Андрея Александровича Гончарова, пили коньяк…
Смешно, но на Иркиной свадьбе я не фотографировал. У меня украли камеру. Я пришел к Печерниковой, ее еще не было, я стал ждать. Кофр с камерой достаточно тяжелый, и я повесил его на ручку парадной, а сам прогуливался туда-сюда вдоль фасада дома. Шел замечательный летний дождь, как в песне Шпаликова. А в какой-то момент я повернулся и увидел, что камеры нет. Катастрофа! Упустить такой исторический момент…
После свадьбы Ира уехала с мужем. Польша нам тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Например, наш авангардный кинематограф ориентировался на польский. Роман Полански и Ежи Сколимовский — это же были такие величины! А поэзия, а литература польская, а польский театр — это было что-то. Казалось, Ирке достался счастливый лотерейный билет. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много. Какое-то время Иру искали, ей поступали предложения. Но ее не было в стране. Кстати, отпуская Иру, Гончаров сказал, что возьмет назад, когда она вернется. Он чувствовал, что за границей она своей не станет. И Ира вернулась. Сказала Збышеку, что съездит домой на месяц, а осталась навсегда. Гончаров действительно взял ее обратно в театр, но вот только ни прежних ролей, ни прежнего положения она так и не вернула. В «Маяковке» уже царствовала Наташа Гундарева — так же, как до своего отъезда царствовала Ирка.
С тех пор жизнь Печерниковой больше не летела галопом, а тащилась кое-как, спотыкаясь. Пошли болезни, слабости, напасти, новые браки. Ну и алкоголь…
Ира по-прежнему вязала платья. И для себя, и на продажу. Это помогало ей выживать. Ее изделия пользовались спросом. Еще бы, платья от самой Печерниковой! Но разве можно было предположить, что ей когда-нибудь придется этим заниматься…»
Печерникову называли советской Одри Хепберн
Николай Бурляев, актер, режиссер:
«Наша дружба с Ирой началась в 1967 году, когда я после Щукинского училища пришел в театр «Ленком». Сразу душевно соединились. Даже когда она жила в Польше, я ездил к ней в гости в Варшаву. Мы весело проводили время, ходили на концерты ее мужа Збышека. Не будучи поклонником рока, я ощущал — они играют приличную музыку. Как-то я прочитал Збышеку стихи, которые написал за дружеским застольем в Доме кино: «Фарисеи вкруг нас хоровод ведут», нечто о нашей дружбе, о бренном бытии. Збышек сказал, что он напишет на мой текст песню. Не знаю, написал или нет, наше общение прервалось.
Не знаю, была ли Ирина счастлива по-женски. Я видел рядом с ней людей очень на нее не похожих. Искал ответ, почему она раз за разом делала такой выбор. Так и не нашел…
Саша Соловьев был самой большой любовью
Юрий Чернов, артист (снялся с Ириной Печерниковой в фильме «Доживем до понедельника»):
«Ирочка умерла 1 сентября, когда на многих каналах шел фильм «Доживем до понедельника». В свое время все ребята, которые снимались с нами, были влюблены в нее. Она же не намного старше нас. Я родился в 49-м году, а она в 45-м.
Долгие годы потом мы с Ирой общались. Не знаю почему, но она часто вспоминала Олега Даля. Мне казалось, она просто не может о нем не говорить. О том, какой он удивительный, необыкновенный артист. У них были совместные фильмы — «Вариант «Омега», «Страницы журнала Печорина», где Ира играла княжну Мери, потом еще одна работа. Далеко не сразу они подружились, но перед смертью Олега сблизились так, что он решил всегда работать только вместе с Ирой. Они планировали поставить «Маскарад» Лермонтова, но не случилось. У них была какая-то невидимая связь — но не любовная, а человеческая и творческая. Все говорили об Олеге как о человеке сложном, противоречивом, невероятно тяжелом, а Иришка им только восхищалась. Ей казалось, что и после смерти Олега эта их связь не прервалась…
Когда я снимался в картине «Андрей и злой чародей», параллельно на «Беларусьфильме» запустили картину «Ожидание полковника Шалыгина», где играл второй муж Иры — Боря Галкин. И вот она приехала к Боре на съемки в городок Смолевичи под Минском. И я работал там же недалеко. Однажды сел на велосипед и прямо в своем костюме Водяного поехал к ним. Выезжаю из леса, а у них на площадке немцы стреляют… Потом я пригласил Иру к нам на площадку. С ней и с Мишей Кононовым, игравшим Лешего, купили бутылку какого-то легкого алкоголя и втроем — мы в костюмах сказочных героев, а Ира в белоснежном платьице — выпивали и закусывали одной конфеткой…
Казалось, Ира создана для любви, но у нее что-то всегда не складывалось. Мне кажется, она переживала, что у нее нет детей. Один муж, второй, третий — но никому она так и не родила. Годы шли, ничего нельзя было исправить, и ее это мучило. Думаю, отсюда пошел и алкоголь, а вовсе не от распущенности. В ней жила боль, которую Ира пыталась заглушить. С профессией тоже становилось все хуже, Иру не снимали. И она, как улитка, забралась в свой домик. Этот домик находился в 200 километрах от Москвы, в крошечной деревне. Я туда так и не доехал. Ее сосед по даче потом рассказывал, что он помогал ей, они вместе коротали вечера, он даже песню написал и посвятил Ире. Песня предсказуемо называлась «Доживем до понедельника».
Как «поженили» Печерникову с Тихоновым
Анна Тихонова, актриса, дочь Вячеслава Тихонова:
«Когда снимался фильм «Доживем до понедельника», я еще не родилась. Мы начали общаться с Ириной, когда и она, и мой папа уже были в возрасте. Ира один раз приезжала к нам на фестиваль «17 мгновений» в Павловский Посад, но много раз бывала на папиных юбилеях. Она очень хорошо относилась к нашей семье. И периодически мне звонила, когда по ТВ показывали какой-то папин фильм, и говорила добрые слова. Я слышала от нее про то, как они работали с папой. Мне запомнилась история их знакомства. Папа и режиссер фильма Ростоцкий очень любили ловить рыбу. Этим они занимались и на Валдае, готовясь к съемкам. Тут приехала Ира. Ростоцкий ей сказал: в таком-то номере живет Тихонов, пойди познакомься. Она зашла и увидела, что актер, в которого она была влюблена еще подростком, ползает по полу, потому что там расползлись черви для рыбалки. Тут и Тихонов повернулся к ней и так, будто они уже давно знакомы сказал: «Ирочка, проходите, посмотрите, какая прелесть».
После выхода «Доживем до понедельника» зрители их «поженили» — решили, что между Ирой и моим папой что-то есть. Но, конечно, ничего не было, потому что как раз в это время папа с мамой познакомился. Кстати, это мама посоветовала ему согласиться на роль учителя — она ведь и сама учительница. А то, что возник миф о романе папы с Ириной Печерниковой, лишь свидетельствует о том, что они действительно хорошо сыграли в паре. »
Со Смеховым возникла особая химия
Юлия Колесник, режиссер последнего фильма Ирины Печерниковой «Земля Эльзы»:
«Мой фильм — о любви двух пожилых людей. Там есть отголоски истории Ромео и Джульетты. Признаюсь, Ромео и Джульетту такого возраста найти было сложно. Точнее, с Вениамином Смеховым я определилась довольно быстро, а вот с героиней было сложнее. Был даже этап, когда мы с продюсерами фильма рассматривали на главную роль европейских актрис, потому что были перспективы копродукции с европейцами. И в этой ситуации главная женская роль, скорее всего, «ушла» бы к одной из них. Они, конечно, все очень красивые, но сложно представить их в алтайской деревне, как-то это слишком. А потом мама напомнила мне: «Ты помнишь Ирину Печерникову? Я ее видела в какой-то программе, она выглядит замечательно, и вообще, любовь — это ее тема». Я нашла телефон Ирины Викторовны, мы созвонились, передали ей сценарий. А потом она уехала на лето в деревню за 200 километров от Москвы. И когда мы собрались познакомиться с Печерниковой лично, оказалось не так уж и просто туда добраться, дороги не было. Поехали мы не с пустыми руками: купили торт, цветы… А когда добрались наконец, нагруженные, до ее дома, оказалось, что там и без нас все в цветах. У Ирины Викторовны на участке красовались гортензии, пионы, лилии и еще миллион цветов. Она сама для себя создала удивительное место. Помню живую изгородь и вход в виде арочки, как в английских поместьях. Ирина Викторовна встретила нас в самом живописном наряде: в потрясающих сережках, в шикарной белой разлетающейся блузе, в трениках и резиновых сапогах.
Идея сниматься ее и обрадовала, и напугала. Все-таки прошло 13 лет после последних съемок. При этом Ирина Викторовна рассказала потрясающую вещь. Она знала много каких-то языческих способов привлекать удачу. И, когда мы подружились, могла позвонить и сказать: «Юля, внимание, сегодня хорошая луна, тебе нужно обязательно подумать о чем-то хорошем, чтобы это осуществилось». Так вот, буквально за день до того, как мы ей позвонили с предложением прочитать сценарий, было солнцестояние, или солнцеворот, середина лета. И Ирина Викторовна загадала, чтобы ей предложили такой материал, который бы затронул струны ее души.
Потом, когда мы снимали на Алтае, вокруг Печерниковой образовался целый девичий кружок — костюмеры, гримеры, администраторы и так далее. Под руководством Ирины Викторовны они ходили общаться с Солнцем, с Луной и загадывать желания.
Ей было за семьдесят, но она оставалась легкой и открытой, как ребенок. Кстати, она не любила, когда ее Ириной Викторовной называли. Чувствовала себя слишком молодой для этого. Помню, как она входила в кадр, распрямляла спину, у нее загорались глаза… А в сцене, когда Эльза делает зарядку, Печерникова поразила всех, продемонстрировав просто балетные махи: стоя на месте, ногой доставала до вытянутой руки. Она была в изумительной форме. Единственное, она с трудом ходила на каблуках. Но так нужно было для роли, и Ира терпела, хотя это же Горный Алтай, там вместо асфальта камни, скалы, земля, и все ужасно неровное.
У них со Смеховым получился идеальный дуэт, возникла особая химия. Хотя целоваться Вениамин Борисович, мне кажется, стеснялся. И мне приходилось настаивать: «Пожалуйста, целуйтесь по-настоящему! Что вы как маленькие?!»
Уверена, когда Печерникова была молодой, на мужчин производила ошеломляющий эффект. Даже в пожилом возрасте она оставалась интересной и красивой женщиной. Недаром наш режиссер озвучания в нее влюбился, хотя ему лет 45. После того как Печерникова приехала на студию переозвучить пару сцен, он каждый день меня спрашивал: «Юля, нам ничего больше не нужно записать с Ириной Викторовной? Может быть, вот это еще?» И наш оператор тоже был очарован, да господи, вся мужская часть съемочной группы! Причем, поразительная вещь, Печерникова же ничего для этого не делала. Просто была естественной…
После съемок мы с Ириной Викторовной продолжили общаться. Хотя не так часто, как стоило бы. У нее был чудесный дом — такой настоящий, артистический. Много книг. И еще какие-то поделки, штучки хендмейд, картиночки — многое из этого она сделала сама. Мне нравилось к ней приходить. В последний раз мы виделись незадолго до локдауна. Собирались у нас, небольшой компанией, засиделись допоздна, разговаривали обо всем на свете. Потом всех закрыли, а вскоре Ирины Викторовны не стало.
Очень часто ее представляют как фигуру трагическую. Но мне кажется, что Ирина Печерникова прожила, скорее, счастливую жизнь. Потому что иначе бы она не сохранила в себе ту невероятную душевную чистоту, ту открытость и доверие к людям, которые в ней были до самого конца».























