биография ивана шмелева обширная
Биография Ивана Шмелёва
Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в патриархальной купеческой семье. Дед Ивана Сергеевича – государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии – поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя принадлежит купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, держал он и банные заведения.
Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелёв обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. В шестой Московской гимназии, куда он поступил в 1884 году, круг его чтения расширился – Толстой, Успенский, Лесков, Короленко, Мельников-Печерский становятся любимыми писателями. Однако «символом веры» для Шмелёва всегда оставался Пушкин.
Известность получили произведения Шмелёва, написанные под воздействием революции 1905-1907 гг. (повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907). М. Горький поддержал И. Шмелёва в завершении работы над одним из значительных произведений – повестью «Человек из ресторана» (1911).
С начала войны Шмелёв с женой уезжает в Калужское имение. Здесь писатель воочию видит и понимает, как пагубно влияет на нравственность человека мировая бойня. Шмелёв не принял Октябрьскую революцию. В первых же деяниях новой власти видит серьезные прегрешения против нравственности. Вместе с семьей в 1918 году Шмелёв уезжает в Крым и покупает домик в Алуште.
Вернувшись из Крыма в Москву весной 1922 года, Шмелёв принялся хлопотать о выезде за границу, куда его настойчиво звал Бунин. 20 ноября 1922 года Шмелёв с женой выезжает в Берлин.
Бунин старается помочь семье Шмелёвых, приглашает Ивана Сергеевича в Париж, обещает выхлопотать визы. В январе 1923 года Шмелёвы перебираются в Париж, где писатель проживает долгих 27 лет.
22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена Ивана Шмелёва – Ольга Александровна, как никто не понимающая его. Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений, он сорвал несколько цветов. В последний год жизни болезнь приковала его к постели. В ноябре 1949 года ему сделали операцию. Она была успешной. Вернулось желание работать, появились новые планы. Он хочет приняться за третью книгу «Путей небесных».
Иван Сергеевич Шмелёв скончался от сердечного приступа 24 июня 1950 года в Париже.
Иван Сергеевич Шмелев
Фото Все
Видео Все
Пути небесные Ивана Шмелева
Русские без России. Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой
Творчество Шмелева и современность (Культура)
Иван Шмелев — биография
Книги Ивана Шмелева захватывают внимание с первой строчки. Создается впечатление, что писатель даже не думает о читателе, он просто вводит его в самый эпицентр событий, в стремительно развивающийся сюжет. Шмелев был исконно русским человеком, он понимал душу русского человека, знал все потаенные уголки его души, умел разбередить его сердце. Писатель прожил трудную жизнь – рано остался без отца, натерпелся от царской цензуры, потерял сына, вынужден был отправиться в эмиграцию, однако это не сломило его дух.
Детство
Родился Иван Шмелев 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1873 год в Москве. Его дед по отцовской линии – провинциальный крестьянин, в свое время переехал в Москву, наделал кучу долгов и скончался. Отец писателя – Сергей Шмелев сумел раздать долги отца и организовал плотницкую артель. Потом купил несколько бань. Женился на купеческой дочери Евлампии Савиной, которая родила ему шестерых детей. Первенца назвали Иваном, в честь деда.

Мама отличалась холодным и строгим характером, Иван ее даже побаивался. Она в свое время окончила институт благородных девиц, получила хорошее образование. Именно мама занималась обучением сына, приучила его читать русскую классику. Но отца мальчик любил сильнее, и старался провести с ним как можно больше времени. Любил Ваня общаться и с мастерами, нанятыми отцом, особенно с Михаилом Горкиным. Мужчина был истинно верующим пожилым человеком, физически работать уже не мог, поэтому Сергей Шмелев попросил его заниматься с маленьким сыном. Именно он сформировал интерес будущего писателя к религии.
Ване только исполнилось семь лет, когда в их дверь постучала беда. Отец сильно травмировался после падения с лошади, и больше не встал. Маме пришлось обеспечивать шестерых детей.
Небольшой доход давали бани, сдача в аренду третьего этажа и подвала их дома. Счастливое детство мальчика закончилось в одиннадцать лет, когда не стало денег оплачивать частный пансион, расположенный недалеко от их дома. Он продолжил учебу в Московской гимназии, и эти годы считал самым тяжелым воспоминанием тех лет. Ему не понравились преподаватели, сухие и холодные люди – именно так он отзывался о них всю жизнь.
Шмелев часто конфликтовал с учителями, не успевал по многим предметам, поэтому спустя два года ему пришлось искать другое место учебы. В 1894 году он вышел из стен шестой Московской гимназии, имея на руках отличный аттестат. Иван мог бы получить золотую медаль, однако не «дотянул» до нее полбалла. Шмелев стал студентом факультета юриспруденции Московского университета и начал писать свои первые произведения. Буквально через год на страницах журнала состоялся дебют его творческой биографии – издание напечатало его зарисовку «У мельницы».
Литература
Успех вдохновил молодого автора, и через 2 года он отдает в печать сборник небольших рассказов под названием «На скалах Валаама». В поисках материала писатель специально ездил в прославленный монастырь. И тут Шмелеву впервые пришлось столкнуться с царской цензурой, которая не пропустила его детище в печать. От Шмелева требовалось внести коррективы в свои очерки, избавиться от критических отрывков. Автор учел замечания, предъявленные цензорами, но в таком виде его произведения не понравились читателям. Шмелев разочаровался в себе, он уже не уверен в своих способностях, и бросает писать. Вынужденная пауза длилась девять лет.

За это время он успел получить образование, год отслужить в армии, жениться и стать отцом. Вместе с семьей Иван поселяется во Владимире, устраивается на работу во Владимирскую казенную палату МВД на должность чиновника по особым поручениям. В 1905-м он снова начинает писать, отправляет Максиму Горькому несколько своих произведений с просьбой дать им свою оценку. Героем повестей и рассказов Ивана Шмелева становится «маленький человек», с его проблемами и переживаниями.
В 1909-м Шмелев возвращается в Москву, вступает в литературный кружок под названием «Среда». Там же он знакомится с Александром Куприным, Иваном Буниным, Федором Шаляпиным. Бунин и Шмелев становятся соучредителями «Книгоиздательства писателей в Москве».
В 1911-м Шмелев публикует повесть «Человек из ресторана». В 1927 году режиссер Яков Протазанов экранизировал это произведение о падении нравов. К своему сорокалетию Шмелев уже приобрел некоторую популярность, его повести и очерки охотно печатают многие издания. В своих произведениях он описывает нелегкую жизнь обычных людей. Когда наступил февраль 1917-го, Шмелев восторженно встретил эти события. Но вслед за этим пришло полное разочарование, он увидел, что новая власть сеет разруху и неразбериху. Писатель полностью раздавлен.

Шмелев видел, что рушится государственность, мораль, нарастает хаос и жестокость. Он забирает жену и сына, офицера царской армии, прошедшего Первую мировую войну, и отправляется с ними в Крым. Они купили дом с участком, Шмелев продолжает работать. В это время из-под его пера выходит повесть «Как это было», потом рассказ под названием «Чужая кровь». Однако вскоре Шмелевы снова оказываются в центре трагических событий. Войска Красной армии оккупируют Крым, сына писателя арестовывают и вскоре казнят. Сергею Шмелеву на тот момент было всего 25 лет.
Через некоторое время Шмелев представил свое новое произведение – роман «Солнце мертвых», отображающий бесчеловечную российскую революцию. Писатель Томас Манн сказал об этом романе: «Прочтите, если у вас хватит смелости». По мнению Александра Солженицына, роман стал настоящим свидетельством против большевизма, передающим боль и отчаяние людей.
Шмелев видел, как разрушается сформированная веками русская культура и духовные ценности. Он не мог оставаться равнодушным и выражал свое отношение к происходящему в рассказах-памфлетах. К 30-м годам писатель затосковал по старинному укладу, сменил свою критику на ностальгию и написал рассказы «Русская песня», «Обед для бедных». В них описаны русские православные обычаи, традиции, быт, праздники.
Этот этап жизни писателя завершился написанием романа «Лето Господне» и повести «Богомолье». Он писал их одновременно, и оба эти произведения пришлись по душе российским эмигрантам.
Искренне и тепло он вспоминает о детстве, а заодно и об утраченной навсегда дореволюционной России. Роман «Лето Господне» увидел свет в 1933-м, «Богомолье» напечатали спустя два года. Они вышли в Белграде, а вот соотечественники писателя смогли познакомиться с его произведениями только в конце 80-х годов. До этого его книги были запрещены в СССР.
С годами тоска по родине все больше усиливалась, и это очень заметно из произведений прозаика в последнем периоде его творчества. Он снова вспоминает свою поездку в Валаамский монастырь в 1896 году, и пишет очерк под названием «Старый Валаам». В 1936-м Шмелев стал автором романа «Няня из Москвы», о пожилой женщине, которой пришлось отправиться в эмиграцию.
Писатель был ярым противником большевизма, поэтому, когда Гитлер развязал войну с СССР, посчитал это божьим провидением. В переписке с философом Иваном Ильиным он называет вторжение Германии не иначе, как подвиг Рыцаря, который поднял меч на Дьявола. Шмелев очень надеялся, что коммунистическая власть будет свергнута, и в стране начнется духовно-нравственное возрождение.
В СССР Ивана Шмелева записали в ярые антисоветчики, его произведения начали появляться в печати только в годы перестройки. В алуштинском доме писателя, где он жил с семьей до отъезда за границу, в 1993-м открылся музей. Вскоре после этого Шмелев получил признание в России.
Личная жизнь
Писатель женился очень рано, ему едва исполнилось двадцать лет. Незадолго до этого Шмелев стал студентом института. Его избранницу звали Ольга Охтерлони, в ее жилах текла кровь знатных шотландских дворян. Предки девушки поселились в России в конце XVIII века, отец Александр Охтерлони участвовал в обороне Севастополя.

Личная жизнь писателя сложилась счастливо, они прожили вместе четыре десятка лет. Благодаря жене он отправился в Валаам в 1896 году, сразу после рождения их единственного сына Сергея. Ольга умерла в 1936-м, писатель прожил в одиночестве четырнадцать лет.
Смерть
Два раза Ивана Шмелева номинировали на Нобелевскую премию, как и других русских писателей – Ивана Бунина и Дмитрия Мережковского. Однако он ее так и не получил. С годами материальное положение писателя становилось все хуже, конец жизни он встретил практически в нищете.

Сердце Ивана Шмелева остановилось 24 июня 1950 года. Он умер в результате сердечного приступа. Местом упокоения стало известное кладбище русских эмигрантов – Сент-Женевьев-де-Буа. Но в 2000-м году останки писателя перевезли в Россию и предали земле в Донском монастыре Москвы. Рядом с ним покоятся его супруга и сын.
Интересные факты
Ссылки
Иван Шмелев: под солнцем Родины
Книги на столе: «Лето Господне» (о ней русский философ Иван Ильин написал: «Это сама духовная ткань верующей России») – такая светло-радостная, что дух захватывает; а рядом – «Солнце мертвых», от которой судорогами сжимается горло («Читал ее… задыхаясь», – отзовется один из современников). Такие разные книги вышли из-под пера одного автора – Ивана Шмелева (1873–1950). В день его рождения – 4 октября (21 сентября по ст.ст.) – и в год 65-летия смерти вспомним о нелегкой судьбе писателя.
Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй, – лицо старовера, страдальца…
Ю.А. Кутырина. Иван Шмелев (Париж, 1960)
Неразвеянный экстракт русскости
Когда рождается ребенок, мир словно распахивает ему свои объятия. У малыша еще всё впереди. Родители, близкие полны радости и надежд. Рождение ребенка – это всегда чудо, которое наполняет счастьем всё вокруг.
А между тем есть культуры, в которых всё наоборот: люди радуются смерти как переходу в лучшее состояние и оплакивают рождение. Ведь что ждет только что появившегося на свет человека – никто не ведает.
«В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).
Знай бы родители маленького Ивана, появившегося на свет далеким 1873 годом, 21 сентября, как сложится его жизнь, они бы, наверно, горько плакали. Ему предстояла долгая и тяжелая жизнь. Судьба, так похожая на судьбу Родины.
Но, по милости Божией, провидеть будущее нам не дано.
Иван Сергеевич родился в Москве, в Замоскворечье. Мир белокаменной древней столицы в сорок сороков до конца жизни подпитывал писателя силами и вдохновением.
«Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… и дымные облачка за ними, и эта моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов… – были во мне всегда. И всё я знаю. Там, за стенами, церковка под бугром – я знаю. И щели в стенах – знаю. Я глядел из-за стен… когда. И дым пожаров, и крики, и набат… всё помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны… – все мнится былью… – будто во сне забытом».
(Иван Шмелев. Лето Господне)
“Это не случайно, что Шмелев родился и вырос в Москве… Вот откуда у него эта национальная почвенность”
В своем труде «О тьме и просветлении» великий русский философ Иван Ильин, рассуждая о творчестве Ивана Шмелева, отмечал: «Это не случайно, что Шмелев родился и вырос в Москве, проникаясь от юности всеми природными, историческими и религиозными ароматами этого дивного города… Вот откуда у Шмелева эта национальная почвенность, этот неразвеянный, нерастраченный, первоначально-крепкий экстракт русскости. Он пишет как бы из подземных пластов Москвы, как бы из ее вековых подвалов, где откапываются старинные бердыши и первобытные монеты. Он знает, как жил и строился первобытный русский человек. И, читая его, чувствуешь подчас, будто время вернулось вспять, будто живет и дышит перед очами исконная Русь, ее израненная историей и многострадальная, но истовая и верная себе, певучая и талантом неистощимая душа».
Мама писателя, Евлампия Гавриловна Савинова, происходила из купеческого рода. Она окончила один из московских институтов благородных девиц и была образованнее своего мужа. В воспитании детей была строга. Близости с матерью Иван не чувствовал. Шмелев вспоминал: когда его пороли, веник превращался в мелкие кусочки. О матери Иван Сергеевич практически не пишет, зато об отце – Сергее Ивановиче Шмелеве – бесконечно. С восхищением, любовью и нежностью. Сергей Иванович вообще умел расположить к себе людей: он был открытым и радушным и обладал неиссякаемей энергией. Набожность была неразрывно связана с бытом и делом. Благодаря этим качествам, получив от своего отца (который умер, когда Сергею Ивановичу было 16 лет) 3 тысячи рублей наличными, дом на Калужской улице в Замоскворечье (купеческая сторона Москвы) и долг на 100 тысяч рублей, он сумел наладить дела и спасти семью от нищенства и разорения.
Сергей Иванович владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды. Рабочие Шмелевых были даже представлены царю Александру II за прекрасно выполненную работу – помосты и леса храма Христа Спасителя. Последним делом С.И. Шмелева стала работа по изготовлению мест для публики на открытии памятника А.С. Пушкину. За несколько дней до открытия памятника Сергея Ивановича трагически не стало: он разбился на лошади и так и не сумел выздороветь. Ивану тогда было 7 лет.
«Мы сидим в темноте, прижимаясь друг к дружке, и плачем молча, придавленно, в мохнатую обивку. Я стараюсь думать, что папашенька не совсем умрет, до какого-то срока только… будет там, где-то, поджидать нас… И теперь папашеньку провожают в дальнюю дорогу, будут читать отходную. И все мы уйдем туда, когда придет срок…»
(Иван Шмелев. Лето Господне)
Собственно, похоронами отца Шмелев и закончит свое самое известное произведение – «Лето Господне». С уходом отца детство закончилось. Началась уже совсем другая жизнь – взрослая.
«Превознесешься своим талантом»
После окончания 6-й московской гимназии Иван Сергеевич поступил на юридический факультет Московского университета.
Весной 1891 года Шмелев познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони; тогда ему было 18, а ей 16 лет. Женитьба состоялась 14 июля 1894 года. Вместе они проживут 41 год. 6 января 1896 года у них родится единственный сын Сергей. По просьбе молодой жены они едут в несколько необычное свадебное путешествие – на остров Валаам. Перед отъездом отправляются в любимую Шмелевым с детства Троице-Сергиеву Лавру. Еще мальчиком он ходил туда пешком на богомолье и получил благословение от отца Варнавы.
«И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку – скуфейку, светлое, доброе лицо, подрясник, закапанный густо воском. Мне хорошо от ласки, глаза мои наливаются слезами, и я, не помня себя, трогаю пальцем воск, царапаю ноготком подрясник».
(Иван Шмелев. Лето Господне)
И вот, спустя столько лет, он снова приехал за благословением, хотя, как сам признавался, делал это скорее по инерции, чем по велению сердца. Но встреча со старцем снова пробудила душу писателя.
В смотревшись в юношу, старец положил руку ему на голову и раздумчиво произнес: “Превознесешься своим талантом”
Еще при жизни старца «современники находили духовное родство между иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским». У Шмелева богомольцы видят старца в сиянии света, его слова и улыбка озаряют, освещают душу, «как солнышко Господне».
Всмотревшись в юношу, старец положил руку ему на голову и раздумчиво произнес: «Превознесешься своим талантом». Предсказание сбылось.
Шмелев, видя множество несправедливости и неправды в окружающей действительности, надеялся на очищающую силу Февральской революции. Он был воодушевлен «идеей чудесного социализма» и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан. Однако «красного октября» Шмелев не принял – последовало разочарование, так знакомое многим его современникам. Большевистский переворот привел к значительным переменам в мировоззрении писателя.
Одна роковая буква
В июне 1918 года он вместе с женой и сыном, отравленным газами на фронтах Первой мировой войны, уехал в Алушту. Уже оттуда горячо любимый сын Сережа был мобилизован в армию Деникина. Во время отступления Белой армии Шмелевы вынуждены были остаться: у Сергея открылся туберкулез.
Он был расстрелян без суда и следствия в январе 1921 года, после трехмесячного пребывания в арестантских подвалах.
Иван Сергеевич долго не знал о судьбе сына.
«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу – помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».
(Из писем А.В. Луначарскому)
Стоит ли говорить о величине горя отца, узнавшего о гибели единственного сына…
“Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят”
Эти события в истории получили название «красного террора в Крыму» и стали самыми массовыми убийствами за всё время гражданской войны. По сей день общее число жертв неизвестно. Современники событий были под таким впечатлением от размаха террора, что говорили о совершенно невероятном количестве жертв – до 120 тысяч. Позднее исследователи называли разные данные – от 20 до 56 тысяч жертв. Но несомненно одно: ужас от произвола и осознание собственной беспомощности проникли в сердце каждого, кто находился в то время на полуострове.
«Не знаю, сколько убивают на чикагских бойнях. Тут дело было проще: убивали и зарывали. А то и совсем просто: заваливали овраги. А то и совсем просто-просто: выкидывали в море. По воле людей, которые открыли тайну: сделать человечество счастливым. Для этого надо начинать – с человечьих боен.
…в подвалы Крыма свалены были десятки тысяч человеческих жизней и дожидались своего убийства. А над ними пили и спали те, что убивать ходят. А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву… одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. “Расход” и “Расстрел” – тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят».
(Иван Шмелев. Солнце мертвых)
На семи ветрах
В 1922 году Иван Сергеевич и его жена Ольга Александровна покинули Советскую Россию и отправились сначала в Берлин, а затем в Париж, где и прожили до конца жизни.
Началась жизнь «на семи ветрах, у семидесяти семи дорог». Так называется одна из статей Шмелева.
В марте-сентябре 1923 года в Париже и в Грассе, в гостях у Бунина, Иван Сергеевич пишет «Солнце мертвых». Эпопею об ужасах большевистского террора. Хронику распада мира и человека. «Читайте, если у вас хватит смелости», – писал Нобелевский лауреат по литературе Томас Манн.
С библейской простотой книга рассказывает об апокалиптических событиях не только – а может, и не столько – российской истории, сколько истории мировой, общечеловеческой. Ритмику почти документальной эпопеи исследователи сравнивают с ритмикой и напевностью псалмов царя Давида.
«О чем книга И.С. Шмелева?
О смерти русского человека и русской земли.
О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.
О смерти русского солнца.
О смерти всей вселенной – когда умерла Россия, – о мертвом солнце мертвых…» (Иван Лукаш).
Весь прежний миропорядок, складывавшийся веками, рушится.
Новых хозяев мира – «тех, что убивать ходят», – Шмелев изображает больше похожими на животных, чем на людей:
Теперь люди говорят срыву, нетвердо глядят в глаза. Начинают рычать иные…
…здесь отнимают соль, повертывают к стенкам, ловят кошек на западни, гноят и расстреливают в подвалах, колючей проволокой окружили дома и создали “человечьи бойни”! На каком это свете деется? …звери в железе ходят, здесь люди пожирают детей своих, и животные постигают ужас. »
(Иван Шмелев. Солнце мертвых)
“Солнце мертвых” – это предостережение: не заигрывайтесь лозунгами! не становитесь частью толпы!
Настоящая литература – это всегда не только и не столько о прошлом, сколько о будущем. Пророчество или предостережение. «Солнце мертвых» – это предостережение сытому и успокоившемуся человечеству. Не заигрывайтесь лозунгами! Не становитесь частью толпы! Даже если она упорно твердит о грядущем счастье миллионов. Потому что жизнь одного ничуть не менее ценна, чем жизнь десятков и сотен людей. Потому что Господь пострадал за каждого…
Позже в творчестве Ивана Сергеевича снова засветит солнце жизни, солнце памяти – «солнце живых». Будут написаны «Богомолье» и «Лето Господне», так полюбившиеся в среде русских эмигрантов и любимые нынешней Россией. Эти произведения полны солнечного света, радости и любви. Любви к Родине и к людям, которые ее населяли.
«Зажмуришься и вдыхаешь – такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость – со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках…
И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься – и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, – маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший… с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад… – до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, – все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой… и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца… и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки…»
(Иван Шмелев. Лето Господне)
Будут и «Пути небесные», и очерки, романы, статьи… Но всё же «Солнце мертвых» стоит особняком среди всего творческого наследия Ивана Сергеевича. Это произведение сегодня незаслуженно забыто. А ведь поколению, выросшему в относительном комфорте и покое, так важно знать о тех событиях вековой давности. Знать, чтобы суметь распознать «Бабу-Ягу с железной метлой» еще на дальних подступах. Помнить, чтобы не повторить.
Завещание исполнилось
“Я хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском!”
24 июня 1950 года Иван Сергеевич Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь.
Иван Сергеевич писал:
Похоронен он был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Памятник-бюст писателю торжественно был открыт 29 мая 2000 года в старом столичном районе Замоскворечья, где прошло его детство.
А на следующий день, 30 мая 2000 года, в родной Москве на кладбище Донского монастыря прах Ивана Сергеевича был захоронен рядом с могилой отца. Перед погребением останков Ивана Шмелева и его жены Ольги Александровны Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду.
Завещание исполнилось: прах обрел покой под солнцем Родины.










