биография ивана яковлевича билибина

Иван Билибин

Биография

Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.

биография ивана яковлевича билибинаПортрет Ивана Билибина

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

биография ивана яковлевича билибинаИван Билибин в молодости

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

биография ивана яковлевича билибинаИван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

биография ивана яковлевича билибинаИллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче. », «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

биография ивана яковлевича билибинаИллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

биография ивана яковлевича билибинаИллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.

биография ивана яковлевича билибинаИллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

биография ивана яковлевича билибинаРисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.

биография ивана яковлевича билибинаИван Билибин и его первая жена Мария Чемберс

Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.

биография ивана яковлевича билибинаРене О’Коннель, вторая жена Ивана Билибина

Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О’Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.

биография ивана яковлевича билибинаИван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом

Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.

Смерть

Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме располагаются две мемориальные доски (судя по фото, висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Одна:

«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».

«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».

Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.

Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Произведения

Иллюстрации к сказкам:

Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:

Источник

Иван
Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (16 августа 1876, Тарховка, Санкт-Петербургский уезд – 7 февраля 1942, Ленинград) – русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства».

Особенности творчества Ивана Яковлевича Билибина: Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамленные нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги. Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художинка можно встретить выражение «русский модерн». Иван Билибин перенес свои художественные решения работ в промышленную графику, а затем и в оформление театральных постановок. Он оформил самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) (1, 2, 3), «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930). Художник сотрудничал с такими известными театральными антрепренерами, как Сергей Дягилев и Анна Павлова. Русская былинная и сказочная тема, русская старина были излюбленными темами работ Ивана Билибина. Издания русских сказок с яркими, волшебными иллюстрациями Билибина стали любимыми книжками для многих советских детей и их родителей.

Самые известные работы Ивана Билибина: художник, в первую очередь, знаменит книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Прекрасная» (1, 2, 3), «Сказка о царе Салтане» (1) и «Сказка о золотом петушке» (1, 2), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1) А.С.Пушкина, «Марья Моревна» (1), «Царевна-лягушка» (1, 2).

Детство и юность
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в семье военного моряка и врача Якова Ивановича Билибина; отец художника принимал участие в войне с турками в 1877-1878 годах; впоследствии был назначен главным доктором Либавского морского госпиталя. Мать Ивана и его младшего брата Александра, Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила из семьи потомственных моряков, очень любила музыку и брала уроки фортепьяно у А. Г. Рубинштейна.

Билибины жили в Санкт-Петербурге, на Загородном проспекте. Рисовал Иван с самого детства. В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я. Ф. Ционглинского. В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии; находясь в Мюнхене, он два месяца посещал мастерскую художника Антона Ашбе, а по возвращению в Санкт-Петербург поступил в школу княгини Марии Тенишевой, где обучался под руководством Ильи Репина до 1900 года.

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учебой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца. Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет – здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал. Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

Рождение стиля
1899 год стал знаменательным для творческого пути Ивана Яковлевича. Рассказывают, что, посетив в феврале выставку Виктора Васнецова, он долго не мог отойти от картины «Богатыри». Здесь же были представлены эскизы костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова. Тема русской старины, народного искусства заинтересовала Билибина. Художник вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа…». Летом он отправляется в гости к друзьям, в Тверскую губернию. Здесь, в глухой деревушке Егна, Билибин впервые сталкивается с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, ее глухими таинственными лесами и укромными озерами… Под впечатлением картин Васнецова и поездки в Егну он создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки; работа продолжалась четыре года. За это время Билибин посетил Новгород и впервые приехал в Москву, которая поразила его своей архитектурой, нарядностью и яркостью, что также нашло отражение в работах художника.

Народное искусство в творчестве художника
Увлечение книжной графикой привело Билибина в «Мир искусства», в компанию художников, которые работали на стыке искусств и знаменовали художественные искания начала ХХ века. Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по русскому Северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвященные народному искусству. В былинах и преданиях Древней Руси он черпал свои темы; технику их реализации в рисунке художник искал и находил в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах. Итогами поездок Билибина стали иллюстрации к былине «Вольга», а также к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Сам он описывает их как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)». Оформляя книгу, художник старался создать полный ансамбль графических решений – от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки».

В первую русскую революцию Билибин оставался в стороне от политических вопросов, разделяя, впрочем, настроения революционной интеллигенции. В феврале 1906 года его арестовали и продержали сутки в полицейском участке за карикатуры, которые художник сделал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».

Пейзажи как часть иллюстрации
Художник много внимания уделяет станковому пейзажу. В 1908 году он путешествует по Англии, посещает Ирландию, рисуя этюды величественных скальных британских берегов. На родине же одним из мест, которое вдохновляло Ивана Билибина, стало Крымское побережье. С 1910 года он каждое лето приезжал сюда на этюды, а в 1913-м стал совладельцем коллективного имения «Профессорский уголок» в урочище Батилиман рядом с Балаклавой. Его соседями были известные люди того времени – писатели Александр Куприн и Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз, знаменитый физик Абрам Иоффе, режиссер Константин Станиславский, артистка МХТ Ольга Книппер-Чехова и другие именитые деятели науки и искусства.

Новая техника рисования
Продолжая изучение различных техник, Билибин переходит от лубка к древнерусской иконописи. Это отражается в его манере исполнения рисунка: художник уходит от четкого черного контура, взамен появляются тонкие цветные линии, которые подчеркиваются тональными усилениями насыщенности цвета. Используя эту технику, Билибин создает знаменитые росписи интерьеров здания Нижегородского Государственного банка (1913), построенного архитектором Владимиром Покровским к 300-летию Дома Романовых. Росписи сохранились до наших дней.

Три жены: ученицы и художницы
В женщинах Ивана Билибина привлекала не только красота, но и творческое начало, желание реализовать собственный потенциал. Он был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей – Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.

Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891-1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже – оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах.

Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908-1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892-1967). Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, Рене О`Коннель, была другом дома Билибиных в Петербурге и даже одно время у них жила; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции – Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий.

Октябрьская революция и отъезд за границу
В 1916 году Ивана Билибина избрали председателем общества «Мир искусства». В том же году художник получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств. После Февральской революции Иван Билибин вошел в состав Особого совещания по делам искусств. Им был разработан и создан эскиз нового герба для партии кадетов – двуглавый орел без короны. Однако, не желая погружаться в вихрь революции, который вот-вот должен был захлестнуть Петербург, художник и его жена Рене уехали в свой крымский дом. Здесь они прожили около двух лет. К большому сожалению Рене, Билибин вернулся к периодическим запоям, к которым был склонен. Это не мешало художнику принимать участие в общественной жизни – он участвовал в организации выставки «Искусство в Крыму», которая прошла в октябре 1918 года, работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма.

Однажды жена Билибина, Рене, заключила с ним пари: художник обязался не пить в течение года. В случае проигрыша он обязался оставить жену, дать ей свободу. Пари Билибин проиграл; супруги расстались.

В декабре 1919 года Билибин приехал в Новороссийск, где на его попечении оказались сестры Чириковы – Людмила и Валентина, дочери соседа Билибина по Батилиману, писателя Евгения Чирикова. Художник заботился о девушках, доставал еду и лекарства, когда обе слегли с тифом еще в Новороссийске. В Людмилу Чирикову он был влюблен, но без взаимности. Сестрам надо было эвакуироваться, и через три месяца после приезда в Новороссийск Билибин вместе с Чириковыми сел на пароход «Саратов». Из-за эпидемии тифа корабль не приняли в Константинополе, не приняли и на Кипре. Только через месяц изможденные пассажиры увидели на горизонте огни Александрии. Так судьба занесла Билибина в Египет.

Жизнь в Египте
В газетах на протяжении двух лет возникали домыслы, один курьезней другого – вести о смерти художника, о том, что его видели в Софии или Праге. Тем временем Билибин осел в Каире, где прожил более четырех лет. Его первая персональная выставка прошла именно в Египте, в Александрии.

В 1929 году Билибин оформляет «Сказку о царе Салтане», часть костюмов к которой создала его жена. В этом же году в Амстердаме успешно проходит совместная выставка Билибина и Щекатихиной-Потоцкой. Год спустя художник создает декорации к постановкам «Князя Игоря» и «Царской невесты», а в 1931 году оформляет балет Стравинского «Жар-птица» по заказу театра Коллон (Буэнос-Айрес).

Возвращение на родину
Билибин провел за границей 15 лет – с 1920 по 1935 годы, однако так и не сменил гражданство. «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны», — вспоминал художник. В 1935 году он получил гражданство СССР. Выполнив панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, в 1936 году Билибин вместе с женой и сыном вернулся в Ленинград. По приезду его пригласили на обед к Иосифу Сталину – Шурочка шутила: «приняли по высшему чину». Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук. В 1937 году он оформил спектакль «Сказка о царе Салтане», в 1939 – «Полководец Суворов». Он проиллюстрировал роман А.Н. Толстого «Петр I», «Песнь про купца Калашникова». Шурочка по-прежнему успешно работала на фарфоровом заводе.

Великая отечественная война
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот». В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию.

Источник

Иван
Яковлевич Билибин

Биография и информация

Иван Яковлевич Билибин (16 августа 1876, Тарховка, Санкт-Петербургский уезд – 7 февраля 1942, Ленинград) – русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства».

Особенности творчества Ивана Яковлевича Билибина: Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамленные нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги. Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художинка можно встретить выражение «русский модерн». Иван Билибин перенес свои художественные решения работ в промышленную графику, а затем и в оформление театральных постановок. Он оформил самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) (1, 2, 3), «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930). Художник сотрудничал с такими известными театральными антрепренерами, как Сергей Дягилев и Анна Павлова. Русская былинная и сказочная тема, русская старина были излюбленными темами работ Ивана Билибина. Издания русских сказок с яркими, волшебными иллюстрациями Билибина стали любимыми книжками для многих советских детей и их родителей.

Самые известные работы Ивана Билибина: художник, в первую очередь, знаменит книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Прекрасная» (1, 2, 3), «Сказка о царе Салтане» (1) и «Сказка о золотом петушке» (1, 2), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1) А.С.Пушкина, «Марья Моревна» (1), «Царевна-лягушка» (1, 2).

Детство и юность
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в семье военного моряка и врача Якова Ивановича Билибина; отец художника принимал участие в войне с турками в 1877-1878 годах; впоследствии был назначен главным доктором Либавского морского госпиталя. Мать Ивана и его младшего брата Александра, Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила из семьи потомственных моряков, очень любила музыку и брала уроки фортепьяно у А. Г. Рубинштейна.

Билибины жили в Санкт-Петербурге, на Загородном проспекте. Рисовал Иван с самого детства. В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я. Ф. Ционглинского. В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии; находясь в Мюнхене, он два месяца посещал мастерскую художника Антона Ашбе, а по возвращению в Санкт-Петербург поступил в школу княгини Марии Тенишевой, где обучался под руководством Ильи Репина до 1900 года.

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учебой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца. Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет – здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал. Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

Рождение стиля
1899 год стал знаменательным для творческого пути Ивана Яковлевича. Рассказывают, что, посетив в феврале выставку Виктора Васнецова, он долго не мог отойти от картины «Богатыри». Здесь же были представлены эскизы костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова. Тема русской старины, народного искусства заинтересовала Билибина. Художник вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа…». Летом он отправляется в гости к друзьям, в Тверскую губернию. Здесь, в глухой деревушке Егна, Билибин впервые сталкивается с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, ее глухими таинственными лесами и укромными озерами… Под впечатлением картин Васнецова и поездки в Егну он создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки; работа продолжалась четыре года. За это время Билибин посетил Новгород и впервые приехал в Москву, которая поразила его своей архитектурой, нарядностью и яркостью, что также нашло отражение в работах художника.

Народное искусство в творчестве художника
Увлечение книжной графикой привело Билибина в «Мир искусства», в компанию художников, которые работали на стыке искусств и знаменовали художественные искания начала ХХ века. Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по русскому Северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвященные народному искусству. В былинах и преданиях Древней Руси он черпал свои темы; технику их реализации в рисунке художник искал и находил в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах. Итогами поездок Билибина стали иллюстрации к былине «Вольга», а также к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Сам он описывает их как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)». Оформляя книгу, художник старался создать полный ансамбль графических решений – от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки».

В первую русскую революцию Билибин оставался в стороне от политических вопросов, разделяя, впрочем, настроения революционной интеллигенции. В феврале 1906 года его арестовали и продержали сутки в полицейском участке за карикатуры, которые художник сделал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».

Пейзажи как часть иллюстрации
Художник много внимания уделяет станковому пейзажу. В 1908 году он путешествует по Англии, посещает Ирландию, рисуя этюды величественных скальных британских берегов. На родине же одним из мест, которое вдохновляло Ивана Билибина, стало Крымское побережье. С 1910 года он каждое лето приезжал сюда на этюды, а в 1913-м стал совладельцем коллективного имения «Профессорский уголок» в урочище Батилиман рядом с Балаклавой. Его соседями были известные люди того времени – писатели Александр Куприн и Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз, знаменитый физик Абрам Иоффе, режиссер Константин Станиславский, артистка МХТ Ольга Книппер-Чехова и другие именитые деятели науки и искусства.

Новая техника рисования
Продолжая изучение различных техник, Билибин переходит от лубка к древнерусской иконописи. Это отражается в его манере исполнения рисунка: художник уходит от четкого черного контура, взамен появляются тонкие цветные линии, которые подчеркиваются тональными усилениями насыщенности цвета. Используя эту технику, Билибин создает знаменитые росписи интерьеров здания Нижегородского Государственного банка (1913), построенного архитектором Владимиром Покровским к 300-летию Дома Романовых. Росписи сохранились до наших дней.

Три жены: ученицы и художницы
В женщинах Ивана Билибина привлекала не только красота, но и творческое начало, желание реализовать собственный потенциал. Он был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей – Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.

Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891-1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже – оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах.

Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908-1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892-1967). Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, Рене О`Коннель, была другом дома Билибиных в Петербурге и даже одно время у них жила; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции – Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий.

Октябрьская революция и отъезд за границу
В 1916 году Ивана Билибина избрали председателем общества «Мир искусства». В том же году художник получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств. После Февральской революции Иван Билибин вошел в состав Особого совещания по делам искусств. Им был разработан и создан эскиз нового герба для партии кадетов – двуглавый орел без короны. Однако, не желая погружаться в вихрь революции, который вот-вот должен был захлестнуть Петербург, художник и его жена Рене уехали в свой крымский дом. Здесь они прожили около двух лет. К большому сожалению Рене, Билибин вернулся к периодическим запоям, к которым был склонен. Это не мешало художнику принимать участие в общественной жизни – он участвовал в организации выставки «Искусство в Крыму», которая прошла в октябре 1918 года, работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма.

Однажды жена Билибина, Рене, заключила с ним пари: художник обязался не пить в течение года. В случае проигрыша он обязался оставить жену, дать ей свободу. Пари Билибин проиграл; супруги расстались.

В декабре 1919 года Билибин приехал в Новороссийск, где на его попечении оказались сестры Чириковы – Людмила и Валентина, дочери соседа Билибина по Батилиману, писателя Евгения Чирикова. Художник заботился о девушках, доставал еду и лекарства, когда обе слегли с тифом еще в Новороссийске. В Людмилу Чирикову он был влюблен, но без взаимности. Сестрам надо было эвакуироваться, и через три месяца после приезда в Новороссийск Билибин вместе с Чириковыми сел на пароход «Саратов». Из-за эпидемии тифа корабль не приняли в Константинополе, не приняли и на Кипре. Только через месяц изможденные пассажиры увидели на горизонте огни Александрии. Так судьба занесла Билибина в Египет.

Жизнь в Египте
В газетах на протяжении двух лет возникали домыслы, один курьезней другого – вести о смерти художника, о том, что его видели в Софии или Праге. Тем временем Билибин осел в Каире, где прожил более четырех лет. Его первая персональная выставка прошла именно в Египте, в Александрии.

В 1929 году Билибин оформляет «Сказку о царе Салтане», часть костюмов к которой создала его жена. В этом же году в Амстердаме успешно проходит совместная выставка Билибина и Щекатихиной-Потоцкой. Год спустя художник создает декорации к постановкам «Князя Игоря» и «Царской невесты», а в 1931 году оформляет балет Стравинского «Жар-птица» по заказу театра Коллон (Буэнос-Айрес).

Возвращение на родину
Билибин провел за границей 15 лет – с 1920 по 1935 годы, однако так и не сменил гражданство. «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны», — вспоминал художник. В 1935 году он получил гражданство СССР. Выполнив панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, в 1936 году Билибин вместе с женой и сыном вернулся в Ленинград. По приезду его пригласили на обед к Иосифу Сталину – Шурочка шутила: «приняли по высшему чину». Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук. В 1937 году он оформил спектакль «Сказка о царе Салтане», в 1939 – «Полководец Суворов». Он проиллюстрировал роман А.Н. Толстого «Петр I», «Песнь про купца Калашникова». Шурочка по-прежнему успешно работала на фарфоровом заводе.

Великая отечественная война
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот». В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *