биография кагирова филюса кагирова
Салават Фатхетдинов: «Кандидатов много, но Филюс – несравненный!»
Первую республиканскую премию им. великого татарского певца получили достойные люди. Такое мнение выражают члены жюри. Филюс Кагиров, Резеда Галимова и Флер Шакиров вошли в историю. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на праздничном мероприятии, где, помимо награждения победителей, прошел и традиционный концерт в честь дня рождения легенды татарской эстрады.

«УЗНАВАЕМОСТЬ БУДЕТ ТОГДА, КОГДА ЗРИТЕЛЬ НАЧНЕТ ПРИХОДИТЬ НА КОНЦЕРТ ЖИВОЙ МУЗЫКИ»
Имена лауреатов первой республиканской премии им. Ильгама Шакирова стали известны еще пару месяцев назад, но само торжественное мероприятие с вручением наград решили приурочить к 86-й годовщине со дня рождения «соловья татарского народа».
И до начала праздничного концерта «БИЗНЕС Online» пообщался с трио победителей. Все они находились в гримерке Татгосфилармонии и терпеливо отвечали на вопросы журналистов. Стоит отметить, что каждый из лауреатов был знаком или даже работал с Шакировым, а победитель в номинации «Народное исполнение» Флер Шакиров не просто однофамилец Ильгама Шакирова, а его племянник.
«Он изредка прослушивал меня, — рассказывает Флер, проработавший всю жизнь агрономом. — Но никогда не хотел, чтобы я стал певцом, говорил: хватит одного в нашем роду. Это сейчас хорошо: артисты на себя работают, а в те годы — только на государство».
Еще одна лауреатка, профессиональная певица, солистка Государственного ансамбля народных инструментов Татарской государственной филармонии им. Тукая Резеда Галимова не просто соприкасалась с легендой, а долгие годы работала вместе с Шакировым, который был художественным руководителем Татгосфилармонии. Выпускница Российской академии им. Гнесиных, лирическое сопрано на профессиональной сцене достаточно давно. Она народная артистка Татарстана, при этом широким кругам любителей татарской эстрады не слишком известна.
Впрочем, саму Галимову это никак не смущает. «У меня нет никаких сомнений, неуверенности по данному поводу, — говорит певица. — Кого выбрала общественность, комиссия — это не мне решать. Я человек, который должен принять награду. И по-своему очень счастлива и горжусь этим. Жизнь настолько длинная и красивая в нашем мире, что есть возможность очень многим исполнителям, конечно же, стремиться к лауреатству». О популярности обладательница первой в истории премии им. Шакирова в номинации «Женский вокал» высказывается так: «Узнаваемость будет тогда, когда зритель начнет приходить на концерт живой музыки. Вот это для публики самое важное, тогда кругозор аудитории расширится. Будут любить и классику, и произведения татарских композиторов, и народную музыку. Это сделает и нас более популярными и повысит культурный уровень населения».
Самое узнаваемое имя из тройки лауреатов — Филюс Кагиров, звезда татарской эстрады, теперь пробующий себя и в оперном театре. «Мы в одном коллективе не работали, естественно. Когда я приехал в Казань, Ильгам-абый был уже в возрасте, но на его юбилейных вечерах, концертах, посвященных его дню рождения, мы пели каждый год, — вспоминает Кагиров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — А в Москве сидели с Ильгамом-абыем в одной гримерке — приятное воспоминание».

«СРЕДИ ЖЕНЩИН СПОРЫ ВСЕГДА БЫЛИ И БУДУТ»
Тем временем публика стала собираться в зале филармонии, среди VIP-гостей были замечены министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, руководитель исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров, вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина, много было представителей национальной культурной интеллигенции.
И тем не менее все равно не покидала мысль, что суперсобытием первое в истории вручение премии им. Шакирова не стало, хотя изначально она и позиционировалась сравнимой по престижности с Тукаевской. Никто особо не спорил о кандидатах и не обсуждал уже вынесенное жюри решение. Разве что директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов на днях в татарской прессе заметил, что считает самым достойным кандидатом Ильгама Валиева — тенора из Башопера, которого «вагаповцы» и выдвигали в этом году.
Но жюри приняло свое решение. Один из его членов Салават Фатхетдинов так оценил качество работы своей и коллег: «Все, как надо!» А потом объяснил нашему корреспонденту логику жюри более развернуто: «Классику еще никто не отменял, да, были споры, ничего не происходит без дискуссий. То, что вручили награду родному племяннику Ильгама-абыя, — это тоже к месту, даже символично. Лучше Филюса нет, кандидатов много, но Филюс — несравненный!» Отсутствие ажиотажа вокруг премии Салават-абый тоже объясняет просто: «Время такое, люди сидят по домам, пандемия. Может, немного в спешке было все, но ведь русские говорят, что хороша ложка к обеду, нужно было ко дню рождения Ильгама-абыя успеть».
Любопытно, но в женской номинации жюри выбирало между Галимовой и Диной Гариповой. Возможно, что лауреатство победительницы шоу «Голос» и участницы «Евровидения» привлекло бы больше внимания к премии.
Вот что говорит еще один член жюри, композитор Риф Гатауллин: «Все-таки нужно смотреть, кто внес больший вклад в татарское искусство. Галимова же всю жизнь здесь работает, солистка оркестра. Гарипова хоть и получила всероссийское признание… Здесь был критерий именно по вкладу в татарское искусство. Резеда — певица с академическим знанием, исполняет и оперные арии, и народные песни». Профессор Казанской консерватории, также член жюри, Зиля Сунгатуллина уверена, что премию получили достойные: «Филюса вы сами знаете, себя показал, Ильгам-абый ему дал свое благословение, они даже дуэтом пели, это было как передача эстафеты».
А вот многолетний помощник татарского соловья Ильхам Хазеев про Флера Шакирова добавил: «Ему еще на обратной стороне награды нужно выгравировать: „За верность Ильгаму Шакирову“».

«ДАЖЕ ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ ОН НЕ ПЕРЕСТАЛ СЛУЖИТЬ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ»
Начался концерт со стихов, посвященных жизни и творчеству Шакирова. Любопытно, но в роли чтецов выступили певцы: Георгий Ибушев, Зухра Шарифуллина, Фердинанд Салахов и др. Ведущими вечера были звезды татарстанского телевидения Эльза Ахметзянова и Ильдар Киямов.
Для вручения премии они пригласили на сцену председателя национального комитета «Милли шура» Василя Шайхразиева, который напомнил собравшимся о роли Шакирова в татарском мире: «Ильгама-абыя нет среди нас, но он навечно в наших сердцах. Даже после своей смерти он не перестал служить татарскому народу, а продолжает это делать. Наш президент Рустам Нургалиевич говорил, что нам надо вместе делать все, чтобы увековечить память Ильгама Шакирова. Сейчас в Казани есть улица, носящая его имя, в музее в его родной деревне мы проводим различные мероприятия, вот и республиканская премия появилась».
После чего вице-премьер РТ возглавил церемонию награждения, а лауреаты выступили со сцены. Правда, Флер Шакиров спел одну песню, а Галимова и Кагиров — по три.
Вторая часть концерта уже была посвящена 86-му дню рождения «татарского соловья». С давних пор 15 февраля в стенах Татарской государственной филармонии проходит подобное мероприятие. Когда Ильгам-абый был жив, он сам участвовал в нем.
Пела молодежь. Со сцены звучали композиции в исполнении Марселя Вагизова, Зарины Хасаншиной, Ильгиза Шайхразиева, Ильнара Миранова, Илюсы Хузиной. Кагиров спел вместе с художественным руководителем филармонии Айдаром Файзрахмановым и Ильгизом Мухутдиновым песню «Олы юл», чем привел в восторг публику. Завершился концерт исполнением всеми артистами неофициального гимна татарского народа «Туган тел». В следующий раз премию им. Ильгама Шакирова будут вручать в 2023 году.
Колумб татарской эстрады: как Филюс Кагиров открыл Америку
Певец стал первым из татар, кто провел турне по США и Канаде.
Сегодня ночью в Казань почти после трех недель гастролей вместе со своей труппой из пяти человек вернулся эстрадный и оперный певец Филюс Кагиров, чему все они несказанно рады. Плохие погодные условия заставили всех изрядно понервничать и кружить в воздухе лишних полчаса.
Заслуженная артистка Татарстана Татьяна Мифтахова полна впечатлений и вспоминает каждую точку с особым восторгом.
По словам Кагировой, несмотря на большие финансовые вложения, поездка окупилась, при том, что средняя цена за один билет составляла 40 долларов. Сейчас коллектив уже задумывается над тем, чтобы повторить гастроли. Об этом его попросили сами американцы.
Заценив фотографии в «Инстаграме» и успех Кагирова в США, турне по Америке заинтересовались уже и многие другие исполнители. Так что вполне возможно, что в ближайшем будущем гастроли по Западу станут модным трендом у татарской эстрады.
Филюс Кагиров
Биография
Бушующая пандемия коронавирусной инфекции весной 2020-го спутала множество планов людей по всему миру и сделала недопустимым проведение массовых мероприятий. Не обошла стороной эта участь и Филюса Кагирова. Ему пришлось перенести на осень ежегодный тур по городам и районам России, Татарстана и Башкортостана и отменить европейские гастроли во Франкфурте, Берлине, Праге и Вене. К тому же у певца был запланирован отдых в США, но и он оказался невозможным.
Детство и юность
Во второй ноябрьский день 1986-го у Фагима Кагирова, проживавшего в маленьком селе Килимово Буздякского района Башкортостана, родился сын Филюс. Если верить толкованию столь красивого имени, то оно, восходя к персидскому Фирузу, означает «победоносный». Чуть раньше в семье принимали поздравления с появлением на свет старшей дочери Ляйсан.
С ранних лет мальчик грезил сценой. Первый опыт выступления на публике он получил еще в детском саду и, учась в местной средней школе, посещал вокальные смотры, став лауреатом конкурса «Моя любимая песня».
Изначально родители были категорически против, чтобы наследник связал свою биографию с творчеством. Мать работала бухгалтером, отец трудился водителем и мечтал, что сын обзаведется серьезной профессией юриста, несмотря на то, что сам лихо справлялся с гармонью, любил петь и плясать.
По окончании девяти классов юноша, никогда не перечивший взрослым, вдруг проявил характер и уехал поступать в Октябрьское музыкальное училище. Выпустившись из учебного заведения в 2006-м, парень покорил и Казанскую государственную консерваторию имени Назиба Жиганова, тем самым исполнив заветную мечту детства — жить в столице Татарстана.
Во время пребывания в вузе студент успел завоевать Гран-при Международного фестиваля имени Рашида Вагапова, а позднее и республиканскую премию имени Мусы Джалиля.
На личной странице в социальной сети «Инстаграм» артист охотно делится с подписчиками воспоминаниями из прошлого. Например, певец рассказал о забавной истории, приключившейся с ним и его лучшим другом Данисом на реке. А также упомянул о том, как они с товарищами соорудили в лесу шалаш, где проводили дни напролет.
Личная жизнь
Личную жизнь Филюс устроил еще в 2012-м, когда взял в жены землячку Эльмиру Кашапову, появившуюся на свет 9 февраля 1986-го в селе Буздяк, расположенном недалеко от города Октябрьского. Фотографии со свадебного торжества поклонники могут увидеть в видеоролике, размещенном артистом 6 января 2018-го в персональном аккаунте в «Инстаграме». Там же найдутся и трогательные снимки детей и родных, хотя мужчина признавался, что далек от Интернета и равнодушен к соцсетям.
26 мая олимпиадного 2014-го супруга подарила певцу первенца — сына Айдара, а через 3 года, 16 марта 2017-го, настал черед и младшего Рустама. В мальчиках счастливый отец души не чает, стараясь баловать и оберегать их.
Со временем любимая женщина стала главной помощницей мужа, его концертным директором и администратором. Сейчас ее сил хватает и на развитие круизного бизнеса InCruises.
Когда выдаются свободные минуты, Кагиров охотно занимается спортом, играет в футбол, бильярд и пейнтбол, посещает тренажерные залы, следит за событиями в мире хоккея и выбирается на рыбалку.
В 2014-м в рубрике «Светский калейдоскоп» общественно-политической газеты «Вечерняя Казань» рассказывалось о том, что Филюса Фагимовича заставили худеть к премьере оперы «Ромео и Джульетта». Мол, концертмейстера не устраивал вес солиста, приближающийся к 90 кг.
«Во всем виноваты моя машина, башкирская кухня и склонность к полноте. До новогодних праздников я был в норме для своих 180 см роста. Но поехал домой, а там курник (огромный пирог, в котором столько мяса, столько картошки), супы мамины, когда говядина, утка, гусь и курица варятся вместе. Да, я люблю поесть», — отшучивался он.
Музыка
«Когда поступал в консерваторию, я и не думал совмещать учебу с концертной деятельностью. Судьбу решил случай — мой педагог Зиля Сунгатуллина посоветовала мне принять участие в Вагаповском фестивале. Там я познакомился с Рифатом Фаттаховым, который предложил мне работать вместе», — вспоминал артист о начале творческого пути.
Вместе с продюсером восходящая звезда отправилась на свои первые зарубежные гастроли в Германию и Польшу, где публика с восторгом рукоплескала татарскому ретро и популярным композициям 70–80-х.
Репертуар «татарского Николая Баскова» поражается разнообразием — народные песни («Имэннэр шаулый») соседствуют со шлягерами прошлых лет, а классика перемежается с качественной эстрадой («Кайда син»). К слову, знаменитость нередко подвергалась критике за то, что часто делает ставку на старые хиты. Артист соглашался с этим, заявляя, что сейчас очень мало авторов, способных создать действительно душевную музыку, а петь то, что ему не хочется, он не станет.
«Как для нас африканцы, так для них татары»: что делал Филюс Кагиров в США и Канаде
«Первое в истории турне татарских артистов по США и Канаде», — так анонсировалась пресс-конференция, посвященная поездке Филюса Кагирова и его группы по Северной Америке. Дорога проложена, но «татарского вторжения» на соседнее полушарие ожидать не следует, так как половина артистов не способны выступать без плюса, хотя Кагиров может и без минуса. О том, чего стоит организовать татарское турне за рубежом, как шокировать русскую дипмиссию, но при этом не разориться, — в материале «БИЗНЕС Online».

«И посыпались люди на сцену…»
Сделав перед посадкой несколько кругов из-за плохой видимости, накануне в час ночи в казанском аэропорту сел самолет из Северной Америки, доставив группу совершивших «первое в истории турне по США и Канаде» татарских артистов. Именно так представляли их спустя несколько часов на пресс-конференции в «Татар-информе».
Филюс Кагиров и его коллектив — всего это 6 человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах, как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами. Как объяснил сам «татарский соловей», взявший слово первым, задумка выступить с концертами в Америке пришла ему в голову там же, когда марте прошлого года он был в Майами на Сабантуе. А в том, что эта идея была в итоге доведена до ума и воплотилась в жизнь, большую роль сыграл проживающий в США родственник Кагирова выпускник уфимского филфака Ильмир Ахметзянов, ныне занимающийся в Штатах бизнесом.
После этого модератор предоставил слово Рустему Рахматуллину, заслуженному артисту РТ и руководителю ансамбля «Мирас», которому после некоторого замешательства предложили говорить по-русски, на что он с радостью согласился. «Казанские джигиты уж по-русски говорят», — подколол Кагиров своего коллегу. К слову, сам певец оказался единственным героем пресс-конференции, способным общаться с журналистами на татарском языке. По словам Рахматуллина, от выступления в Америке у него осталось ощущение полной эйфории, публика встречала стоя чуть ли не каждый номер и «восхищалась нашим искусством».
С неподдельным восторгом продолжила рассказывать о поездке Татьяна Мифтахова, отвечавшая в команде Кагирова за хореографию. По ее словам, поездку с полным правом можно назвать «Приключения татар в Америке». Торонто встретил их неожиданными морозами, заставившими «надеть на себя все что можно». Что касается первого концерта, то на него пришли не только татары, но и русские, евреи, азербайджанцы, турки и киргизы. «После того как закончился концерт, волнение было дикое — что будет дальше? И тут посыпались люди на сцену, и столько слов благодарности, спрашивают, можно ли еще татарскую музыку, можно ли диск, дарили кленовые сиропы, кружки, все пытались нас накормить», — рассказала Мифтахова.
В Питтсбурге, по ее словам, было уже теплее, и там их встретил земляк Ахметзянов. Что касается Вашингтона, то там был «совершенно другой уровень», «светская публика, покинувшая Россию до революции»: «Прошел такой концерт, что русская дипмиссия была просто в шоке. Они до этого смотрели, как мы репетировали, Филюс там что-то пробовал, что-то свистел, а когда мы дали полный концерт — эйфория была, знаете, неимоверная». Концерт в Нью-Йорке состоялся в помещении музыкальной школы, камерно — на сцене без кулис. Кстати, в это же время в городе выступали Баста и Аида Гарифуллина с Ильдаром Абдразаковым, оперные звезды пели в «Дон Жуане» знаменитого театра Метрополитен-опера. «Мы больше собрали зрителей», — пошутил Кагиров, а Мифтахова сказала, что для нью-йоркцев их выступление было дикой экзотикой: «Как для нас африканцы, так для них татары».
Концерт Филюса Кагирова: от Ленского до Джалиля
Концертная программа в зале казанской оперы собрала плеяду молодых музыкантов
Вчерашний концерт, который прошел при аншлаге в ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля, в чем-то можно назвать знаковым. Впервые на сцене главного музыкального театра Татарстана в одной программе сошлись музыканты, которые, вполне вероятно, будут определять лицо татарской музыки в ближайшее время.
«Он сам не знает своих возможностей»
Главным героем вечера был молодой певец Филюс Кагиров. Солист, которого чаще всего воспринимают как эстрадного исполнителя, год назад решил попробовать себя и в оперном жанре. Идея была поддержана казанской оперой, в результате программа состояла из оперных арий, татарской вокальной классики и неаполитанских песен.
Кагирову повезло: аккомпанировал ему симфонический оркестр оперного театра, а за дирижерским пультом стоял главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов. Маэстро, как известно, очень бережно относится к исполнителям и его помощь молодому певцу была неоценима.
Начало концерта — народная песня а капелла, потом — красивейший «Казахский вальс» Хамиди в обработке Рената Салаватова, который исполнил оркестр. И сразу же переход к опере — ария Тукая и дуэт с Зайтуной из «Любви поэта» Резеды Ахияровой. Кагиров демонстрирует артистизм, темперамент, драматизм. Сразу же возникает мысль: наверное, он был бы неплохим исполнителем титульной партии в «Любви поэта», если бы его ввели в эту оперу. Впрочем, возможно, когда-нибудь такое случится.
Концерт прошел в ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля при аншлаге
«Филюс Кагиров — очень одаренный певец, у него есть лиризм, есть темперамент, он обаятелен на сцене. Он очень хорошо работает на эстраде, но вполне мог бы попробовать себя и в опере. Мне кажется, что он просто не знает своих возможностей», — делился в антракте своими впечатлениями народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии РФ Ренат Харис, либреттист «Любви поэта».
Кагиров, который получил академическое образование в Казанской государственной консерватории, действительно демонстрирует хорошее владение голосом и с легкостью берет верхние ноты. Пожалуй, одно из его несомненных достоинств — это умение быть органичным и задушевным, что он демонстрирует, исполняя песню Эльмира Низамова на стихи Рената Хариса. Аккомпанирует ему в этот момент на рояле сам Низамов, которого, пожалуй, можно назвать хедлайнером поколения тридцатилетних татарстанских композиторов.
Кульминация первого отделения — ария Ленского из второго акта «Евгения Онегина» Чайковского. В исполнении Филюса Кагирова ее нельзя назвать совершенной, кое-где можно заметить неточности в фразировке, возможно, певцу не хватило той доли драматизма, которая должна быть в этой арии, предваряющей роковую дуэль, но, в принципе, это все недостатки, которые при работе с хорошим коучем певец сможет легко исправить.
Эльмира Низамова можно назвать хедлайнером поколения тридцатилетних татарстанских композиторов
Такая свежая классика
От номера к номеру гора букетов цветов на крышке рояля росла, публика все громче и громче аплодировала каждому номеру. Филюс Кагиров во втором отделении весьма удачно исполнил арию Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова, знаменитую «Прощай, Казань!», которая требует весьма серьезной драматической окраски, и ария ему явно удалась.
Он пел сочинения Рустема Яхина, Музафарова, и эти культовые, кажется, всем знакомые сочинения в сопровождении симфонического оркестра были такими свежими и новыми, певец сумел наделить их яркими красками, словно снимая с них нанесенные неумелыми исполнителями «тенета». Одним из самых пронзительных моментов концерта стало исполнение солисткой казанской оперы Гульнорой Гатиной романса Рустема Яхина — нежного и какого-то застенчиво-печального.
Татарская песенная классика, затертая синтезаторами и «минусовками», получила в этом концерте новое прочтение, когда во главу угла был поставлен голос певца и деликатный аккомпанемент оркестра. Концерт Кагирова можно рассматривать в данном случае как эхо состоявшегося недавно проекта «Ветер перемен», призванного вывести татарскую эстраду на новый уровень.
Блок неаполитанских песен, который Филюс Кагиров исполнил в дуэте со своим коллегой Русланом Сайфутдиновым, — это была своего рода «дуэль» двух теноров, яркий, азартный диалог, проникнутый радостью от владения голосом, от возможности донести что-то свое до зрителя.
Гульнора Гатина исполнила романса Рустема Яхина
Два номера из второго отделения были целиком отданы оркестру — это фрагмент из балета «Шурале» Фарида Яруллина и полька Штрауса. В польке маэстро Салаватов продемонстрировал свое неповторимое чувство юмора, дирижируя как бы не всерьез, в какие-то минуты вообще предоставив оркестр самому себе, и это было весело, игриво, легко, вдохновенно и очень соответствовало всему духу концертной программы.
А в финале прозвучала «Застольная» из «Травиаты» Верди, где партнершей Кагирова вновь была Гульнора Гатина. Оба молодых певца были очаровательны, вдохновенны, и когда они начали вальсировать, что положено в этом фрагменте оперы, Кагиров выглядел немного смущенным, что уместно ложилось на образ Альфреда, смутившегося от внимания Виолетты.
Эльмир Низамов, Гульнора Гатина, Руслан Сайфутдинов, которых объединил концерт Филюса Кагирова, — это новое поколение музыкантов, которое продемонстрировало интерес и бережное отношение к вечным музыкальным ценностям. И, конечно, сам Филюс Кагиров, обладатель выразительного голоса, который был разным — трагичным, задушевным, лиричным.
«Кагиров очень музыкален, он разноплановый, впрочем, сейчас в музыке нужна именно разноплановость», — так отзывался о Филюсе Эльмир Низамов. Возможно, концертная программа, которую подготовил Кагиров и которая с успехом прошла в зале оперного театра, поможет певцу как-то иначе распорядиться талантом и всерьез подумать об оперной карьере. Свою профессиональную состоятельность он доказал.






