биография кольцова алексея васильевича краткое содержание
Алексей Васильевич Кольцов
Фото Все
Видео Все
Утраченные миры: поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)
Поэт Алексей Кольцов 1809-1842
Алексей Кольцов. «Блажен Муж» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Алексей Кольцов — биография
Алексей Кольцов – русский поэт начала 19 века. В его произведениях впервые лирическим героем стал крестьянин со своими печалями и радостями. Творчество Кольцова высоко ценил А.С. Пушкин. Любимый стихотворный размер поэта получил название в литературоведении «кольцовский пятисложник».
Детство и юность
Кольцов родился в семье зажиточного мещанина в Воронеже осенью 1809 года. Отец будущего поэта Василий Петрович имел суровый нрав. Грубость крестьянина перемешивалась в нем с гордыней мещанина. Отец Кольцова зарабатывал на жизнь перегонкой рогатого скота и торговлей. Мать Прасковья Ивановна была неграмотной. Родители поэта прожили долгую жизнь – больше 75 лет. Сколько всего у них было детей – точно неизвестно.
Алексей поступил в уездное училище, где очень полюбил читать. Его патриархальные родственники считали чтение и писательство баловством. Они полагали, что такие занятия больше подходят дворянскому сословию, а не тем, кому приходится самим зарабатывать на жизнь. Спустя полтора года отец посчитал, что полученных знаний из грамматики и арифметики Алексею достаточно, и привез сына домой.

Но Кольцов казался чужим в своей семье, а все свободное время он отдавал чтению. У его друга, сына купца Варгина была неплохая библиотека. Кроме того, Алексей тратил на книги все карманные деньги, выдаваемые отцом. Торговец книгами Кашкин, пораженный такой любовью к чтению у воронежского мальчика, давал ему читать книги из своей лавки бесплатно. Самыми любимыми у Кольцова стали восточные сказки «Тысяча и одна ночь» и стихи поэта Ивана Дмитриева.
Алексей начал писать стихи в шестнадцатилетнем возрасте. Позже он признавался известному критику Белинскому в том, как его потрясло, когда он смог выразить свои чувства в поэтических строках. В первый раз это произошло в жаркую южную ночь. Кольцов не мог заснуть от множества мыслей и эмоций, терзавших его ум и душу. Внезапно в его голове слова стали складываться в рифмы. С этого момента началась творческая биография крестьянского поэта.
Но Кольцову не хватало знаний и литературного опыта. Ему очень помог студент Андрей Серебрянский, который редактировал стихи Алексея, давал советы, а неудачные вирши просто советовал уничтожить. Затем литературным наставником Кольцова стал профессор Вельяминов, преподававший в воронежской семинарии. В это время начинающий поэт знакомится с неким Сухачевым, который издал некоторые стихи Кольцова под своим именем. Но в Воронеже многим уже были известны произведения талантливого автора, и разоблачить проходимца не составило труда.
Творчество
Кольцов никогда не писал специально для детской аудитории, но его стихи о природе включены во многие хрестоматии для маленьких читателей. Чаще всего поэт писал о тяжелых или грустных моментах. Например, в его стихотворениях «Молитва» и «Могила» сквозит глубокая печаль.
В начале своего творчества Алексей подражал любимым поэтам Дельвигу, Жуковскому, и особенно Пушкину. Но его авторская лирика чудесным образом была похожа на народную фольклорную поэзию. Кольцов любил использовать связки слов («степь-трава», «грусть-тоска», «воет-завывает»), которые часто присутствуют в русских народных песнях. Благодаря этому приему его стихи становились очень напевными, не зря многие из них превратились в песни.

Самыми удачными считаются стихи Кольцова, посвященные тяжелому крестьянскому труду («Урожай», «Косарь» и «Не шуми ты, рожь»). В простой и безыскусной поэзии автора-самоучки рифмы зачастую были примитивно-глагольными, а иногда и вовсе отсутствовали. Но стихи Кольцова высоко ценил сам Пушкин. Он считал воронежского поэта истинным самородком, и даже принимал его у себя в Петербурге в 1836 году. А любимый стихотворный размер Алексея теперь в литературоведении называется «пятисложником Кольцова».
Личная жизнь
В отличие от литературной личная жизнь Алексея Кольцова стала довольно драматичной. В 18 лет он полюбил крепостную девушку Дуню. Но во время отсутствия сына его отец выдал Дуняшу замуж за простого казака. Он мечтал, чтобы Алексей взял в жены девушку купеческого сословия – выгодную партию для продолжения семейного дела. После возвращения Кольцов стал искать любимую, но оказалось, что Дуня погибла из-за побоев злого мужа. Эта трагедия очень повлияла на последующее творчество Алексея.
В конце жизни поэт увлекся Варварой Лебедевой. Молодая купеческая вдова была очень хороша собой. При темном цвете волос у нее были голубые глаза. Кольцов посвятил красавице стихотворение «Последний поцелуй». Но Варвара быстро поняла, что у Алексея почти нет своих средств, а отец давать ему деньги перестал. Она стала содержанкой офицера, и вместе с ним уехала из города.
Кончина поэта
После очередной любовной драмы у Алексея обострился туберкулез. При этом семья о нем почти не заботилась. Отец отказывался оплачивать лечение, а сестра в это время готовилась к свадьбе. В доме стоял постоянный шум и беготня подружек невесты.
Только мать переживала о состоянии Алексея, да еще медик Малышев старался, как мог облегчить страдания поэта из сочувствия к его таланту. Скончался Кольцов в 1842 году в возрасте 33 лет.
Память о Кольцове
О жизни поэта снято два художественных фильма. Картина «Песня о Кольцове» вышла в 1959 году, а фильм «На заре туманной юности» зрители увидели в 1997 году. В родном городе самобытного автора Воронеже установлены два монумента. Скульптура, разработанная А.А.Кюи, стала одним из первых памятников, поставленным литераторам.

Интересно, что оба монумента со временем поменяли свое место. Бюст был перенесен в глубину сквера и развернут в другую сторону. А гранитный памятник 10-метровой высоты, выполненный скульптором И.А.Савичевым, был переставлен через 20 лет после своего открытия к драматическому театру, который носит имя Кольцова.
Образ известного самородка запечатлели многие художники. Г.А.Гончаров изобразил в своей картине «Встреча Пушкина с Кольцовым» разговор двух русских поэтов. Он же показал самобытного автора в общении с родной природой («Кольцов в Донских степях») и в юности («Юность поэта»). Кроме произведений Гончарова, образ Алексея Кольцова передавали в своих картинах художники В. П. Криворучко, И. Е. Лопатин и М. И. Лихачев.
Ссылки
Биография Алексея Васильевича Кольцова кратко
Детство и юность
Алексей Кольцов – великий поэт, родился 15 октября 1809 года, в городе Воронеже, в семье торговца. Его отец, благодаря своей активности и трудолюбию, включался в список самых богатых торговцев этого города. Через 7 лет, после рождения Алексея, семья переехала в центр Воронежа, как и хотела раньше. Почти с десяти лет, маленький Леша помогал отцу и старался учиться, одно закончил всего 2 класса, по воле папы.
Постоянно в делах отца, юные годы поэта были не радостные. Единственное, что его спасало – это ранняя страсть к литературе. Большую часть денег, А. Кольцов тратил на книги, которые частенько носил с собой.
Начало творчества
Первые стихи, были написаны Алексеем в 16 лет, в них он описывал настоящих, русских людей, с которыми любил общаться. На следующий год, он взаимно полюбил девушку, крепостную его папы. Однако тот был против этого брака и не разрешил возлюбленным жениться.
В 1831 году, поэт первый раз в жизни побывал в столице России. Посетил Н.В. Станкевича – философа и организатора кружка литературы, с которым ранее познакомился, разъезжая по делам отца. Станкевич познакомил Алексея с писателем Белинским. И у Кольцова появился не только учитель, но и настоящий друг.
Алексей становится знаменитым
Через 4 года после этого, А. Кольцов стал известным, благодаря вышедшей книге стихотворений, несмотря на то, что там было всего около 18-ти произведений. Однако для славы поэта, этого оказалось достаточно. Мечтой Алексея на тот момент было, оставить торговые дела и полностью отдать себя литературе.
Следующий, 1836 год, стал переломным для Кольцова. Он снова уехал в Москву по делам торговли, и тогда, познакомился наилучшими писателями того времени. В Санкт-Петербурге, Алексей знакомится с Пушкиным и Жуковским, они его творчеством! Пушкину безумно понравился стих «Урожай». После этого, произведения Алексея Васильевича публиковали в самых лучших газетах и журналах Москвы и не только.
Возвращение домой было триумфальным! К поэту проявлялся активный интерес, и даже правительство Воронежа заинтересовалось творчеством Алексея.
Смерть поэта
Несколько лет спустя, он не совсем удачно съездил в столицу по торговым делам, и по приезду, сильно поругался со своим папой. Рассерженный отец, обвинял сына в несерьезном отношении к важным делам. Конфликт в семье и постоянные ссоры так и не завершились. В связи с этими событиями, Алексей Кольцов серьезно заболел, а 29 октября 1842 года внезапно скончался с жизнью.
Спустя 4 года, его лучший друг – Белинский, опубликовал посмертный сборник стихотворений Кольцова. Прокомментировав тем, что это было сокровенное желание друга.
Биография 2
Кольцов Алексей Васильевич – торговец, ставший поэтом, преодолевая препятствующие ему обстоятельства благодаря собственным усилиям и помощи друзей, оценивших его талант.
Будущий поэт родился в 1809 году в семье торговца скотом, в Воронежской губернии. Мать его была неграмотна, а отец считал, что его сыну для ведения торговых дел хватит и элементарного образования, поэтому Алексею не удалось закончить даже второй класс уездного училища. Однако он тянулся к знаниям и исполняя обязанности по перегону и продаже скота, много читал, тратя свои деньги на приобретение книг.
Первая стихотворная публикация Кольцова (1830 год) была анонимной. В следующем году он, во время поездки в Москву, носящей деловой характер, познакомился с литераторами, в чем ему оказал содействие Н. В. Станкевич. Тогда же вышла его первая публикация под своим именем – стихотворение «Перстень».
На творчество Кольцова в большой степени повлияли обстоятельства его жизни. Его стих связаны с фольклорными мотивами, так как первыми книгами, с которых он начал свое самообразование были сказки. Общение с простым народом, в ходе поездок, связанных с торговлей скотом, как и само происхождение из купеческой, а не дворянской семьи близко познакомило будущего поэта с народным творчеством. В частности, впоследствии критики отмечали сходство его стихов с народными песнями. Недаром ряд стихотворений были переложены на музыку.
Значительное место в творчестве Кольцова занимает и любовная лирика. Причиной послужила неудачная любовь его к крепостной девушке, жениться на которой ему помешали.
В 1835 году вышел первый, изданный при жизни сборник поэта (он же стал единственным). Назывался он просто и незатейливо – «Стихотворения Алексея Кольцова». Примечательно, что значительную помощь Кольцову здесь оказали его друзья из литературных кругов – книга была издана на средства, собранные по подписке.
В 1836 году к поэту пришла слава и признание. Его стихи печатали ведущие литературные журналы страны. Одно из них оценил и опубликовал Пушкин.
Талант поэта, к сожалению, не смог быть реализован полностью. В 1842 году, в возрасте 33 года Кольцов скончался от чахотки.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.
Джордж Вашингтон – первый президент Соединённых Штатов Америки, стоявший во главе государства с 1789 по 1797 гг.
Сергей Миронович Киров (1886г.) – политик, ярый революционер, ленинец. Местом его рождения считается г. Уржум. В юности носил фамилию Костриков. Сергей средний из троих детей, девочек Анны и Лизы.
Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным
Настоящее имя мальчика, родившегося 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге, было Николай Корнейчуков, а отчество Васильевич он получил благодаря крестному отцу. Мать его, крестьянка из Полтавы, позднее переехала с сыном в Одессу
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809 – 1842)
Названный современниками гениальным, великий русский народный поэт Алексей Васильевич Кольцов родился в 1809 году – 3 октября по старому стилю и 15 октября по новому – в Воронеже в семье прасола, а, иначе говоря, торговца скотом.
Предположительно на месте дома 53 на ул. Большая Стрелецкая стоял дом, в котором родился Алексей Кольцов
Юность Алексея Кольцова, по его собственному признанию, была безотрадна. Разъезжая по селам и деревням, он покупал и продавал скот, вел дела и тяжбы с крестьянами и купцами.
В шестнадцать лет будущий поэт впервые узнал, что такое стихи. В 1825 году он приобрел на базаре сборник стихов поэта И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с, так называемыми, «русскими песнями». После чего и возникло у него непреодолимое желание самому сочинять стихи.
В 1830 стихи А. В. Кольцова впервые появились в печати. Начинающий поэт В. И. Сухачев, остановившийся у Кашкина проездом из Одессы в Москву, познакомился с Кольцовым и, не мудрствуя лукаво, поместил три его стихотворения в сборнике «Листки из записной книжки Василия Сухачева» в числе собственных стихов, без упоминания имени автора («Не мне внимать», «Приди ко мне», «Мщение»).
И в том же 1930-ом в жизни А. В. Кольцова началась новая эпоха: пригнав в усадьбу богатых острогожских помещиков Станкевичей гурт скота, поэт-прасол познакомился с одним из самых замечательных людей своего времени, организатором известного московского литературного кружка, философом и поэтом Н. В. Станкевичем.
Н. В. Станкевич
Это было первое литературное знакомство Кольцова, открывшее ему вскоре доступ в московские и петербургские литературные собрания. Когда в 1831 году по торговым и судебным делам отца Кольцов в первый раз отправился в Москву, он остановился в доме у Станкевича и через него познакомился с членами его кружка, в состав которого входили такие прославленные русские интеллигенты как Аксаков, Бакунин, Белинский, Грановский, Катков и Киреевский. Они радушно и с участием встретили поэта-прасола, в результате чего в «Литературной газете» за 1831 год появилось стихотворение «Перстень» (1831. № 34) с примечаниями Станкевича, в которых сообщалось имя автора, его возраст, род занятий и степень образования. Затем ряд произведений Кольцова были напечатаны в «Листке», «Молве» и «Телескопе».
Алексей Кольцов читает свои стихи в гостиной у Плетнева
Поэт и критик: Кольцов и Белинский
В 1835 году стараниями кружка Станкевича, на собранные по подписке среди московских друзей деньги, в свет была выпущена книжка, заключившая в себе всего 18 поэтических произведений и озаглавленная «Стихотворения Алексея Кольцова». То было первое отдельное и единственное прижизненное издание стихов воронежского поэта, принесшее ему славу в среде столичных литераторов: появление на литературном Олимпе «поэта-самоучки», «поэта-прасола» казалось им необыкновенным событием.
Два поэта: Кольцов и Пушкин
Маленькая книжечка в 40 страниц дала возможность провинциальному поэту очутиться в обществе писателей, являвшихся столпами русской литературы, и быть признанным живыми классиками. В Москве застенчивого Кольцова принял под свое покровительство Белинский, и они до конца жизни сохранили привязанность друг к другу. В Петербурге поэт-прасол сердечно сблизился с Жуковским, князем Вяземским, князем Одоевским и – главное! – с самим Александром Сергеевичем Пушкиным, который, обласкав, собрата-поэта, опубликовал в своем журнале «Современник» одно из лучших его стихотворений «Урожай».
Два поэта: Кольцов и Жуковский
Из поездки по столицам Кольцов вернулся в Воронеж триумфатором. Со времени отъезда его из родного города в лучших журналах было напечатано несколько его стихотворений. При этом имя поэта-прасола было прочно увязано с именами корифеев русской словесности. Все это возбудило к нему необычайный интерес на родине, и с этого начался период самой большой его местной славы. Достаточно сказать, что в числе новых поклонников Кольцова оказался даже воронежский губернатор Бегичев.
А летом 1837 года случилось происшествие, которое взбудоражило провинциальный Воронеж XIX века и по сей день представляется краеведами, как исторически значимое событие.
В память о нем и установлена эта мемориальная доска, напоминающая потомкам о встрече поэта Кольцова со столпом русской поэзии Василием Андреевичем Жуковским, который несколько дней провел в Воронеже в составе свиты наследника престола, путешествующего по России.
Осенью 1840 года поэт совершил последнюю поездку в столицу, в последний раз окунувшись с головой в столичную жизнь. Невыгодно завершив торговые дела и прожив вырученные деньги, Кольцов вернулся в Воронеж к разгневанному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывало упреки «грамотею» и «писаке». Начались ссоры, которые еще более ожесточились после того, как Кольцов позволил себе влюбиться в женщину легкого поведения, «отверженную» воронежским обществом.
В разрастающийся семейный конфликт оказалась втянутой столь близкая поэту и любимая им сестра Анисья. А завершила драму чахотка: она длилась около года и свела Кольцова в могилу 33 лет от роду.
Панихида у памятника Кольцову
На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.
В 1880 году этот памятник был заменен новым, тем, что и сейчас стоит в ограде «литературного некрополя» и на котором вырезаны три строфы из стихотворения «Расчет с жизнью», красноречивее всех рассуждений обрисовывающие неустанную жизненную борьбу поэта.
Но самый лучший памятник Кольцов воздвиг себе своими прекрасными и задушевными стихами-песнями, под обаянием которых находились поэты Фет и Некрасов, Исаковский и Твардовский, Фатьянов и Рубцов. Неиссякаемые родники музыкальности находили в поэзии Кольцова композиторы, сочинившие около 700 песен и романсов на его стихи. Более ста русских композиторов трудились над музыкальной иллюстрацией стихотворений Кольцова, – и в их числе были почти все самые знаменитые и крупные русские музыканты XIX века — такие как Варламов, Глинка, Балакирев, Рубинштейн, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов…
Сергей Есенин на открытии памятника поэту Алексею Кольцову в Москве
И можно понять великого русского критика В. Г. Белинского, стараниями которого в 1846 году был издан посмертный сборник произведений А. В. Кольцова с предпосланным к стихам биографическом рассказе, где за поэтом признавалось право на определение – гениальный. «Гениальный талант!» — сказано было критиком более чем скупым на слова такого рода. По сути, до Кольцова Белинский говорил о гениальности только трех великих русских литераторов — Пушкина, Гоголя и Лермонтова.
Памятник А. В. Кольцову в Кольцовском сквере (Воронеж)
Воронежский поэт Алексей Кольцов: краткая биография
Ни одному литератору обучение в школе и диплом о высшем образовании еще не помешали. Но, в крайнем случае, талант может обойтись и без этого. Это положение успешно доказал воронежский поэт Алексей Кольцов. Биография его не содержит сведений об окончании университетов и получении дипломов, а вот творчество самородка высокообразованные современники оценивали весьма высоко.

Семья Алексея Кольцова
Судьба Кольцова оказалась не самой счастливой, и не задалась она с самого начала. Ему довелось родиться в семье, где поэтам не место.
Алексей Васильевич Кольцов появился на свет 3 (15) октября 1809 года в Воронеже. Профессия его отца в то время в Российской империи называлась «прасол» – Василий Петрович Кольцов занимался перегонкой гуртов скота и оптовой торговлей живностью.
Семья не была бедной, но проблема была не в материальной, а в моральной стороне вопроса. Отец семейства пользовался доброй славой среди прочих купцов. На практике это означало то, что его интересовал исключительно «бизнес». Выходец из крестьян, Василий Петрович демонстративно гордился отсутствием образования (дескать, и без книжек в люди выбился), а дома был жестким авторитарным тираном, считавшим себя вправе полностью распоряжаться домочадцами. Его супруга, Прасковья Ивановна, была женщиной доброй, но совершенно безграмотной. Она считала поведение мужа единственно правильным.

В семье Алексей не имел сверстников. Одна из сестер была на несколько лет старше, а другие сестры и брат — значительно моложе. И он оказался совершенно одиноким в семье – никто не разделял его увлечений и не поддерживал начинаний.
Алешу дома кое-как научили читать и писать. В 1820 году он поступил сразу во 2-й класс уездного училища. Правда, учиться там ему пришлось менее двух лет, и его друг, критик В.Г. Белинский позже отмечал явное отсутствие в Алексее Кольцове даже признаков систематического образования (а Белинский к нему очень хорошо относился!). Отец забрал сына из училища, решив, что для подсчета выручки полученного образования сыну хватит. А собственные вкусы Алексея его нимало не беспокоили.
Сын-бунтовщик
Между тем, короткого школьного периода хватило Алексею Кольцову для того, чтобы пристраститься к чтению и познакомиться с людьми, разделяющими такие же интересы. И, подчинившись отцу и занимаясь малоинтересными ему торговыми делами, Алексей не пожелал отказаться от своих увлечений.

Его поддержал приятель, сын купца Варгина, не разделявшего взглядов Василия Петровича Кольцова на образование, и имевшего небольшую личную библиотеку. Сын разрешил товарищу пользоваться ею, а потом завещал ему свои книги (Варгин-младший умер молодым).
Помог юноше и крупный воронежский книготорговец Дмитрий Кашкин. Он держал в своем доме нечто вроде литературного клуба, и в течение 5 лет разрешал Кольцову бесплатно пользоваться своей личной (весьма богатой) библиотекой. Немало дала Кольцову дружба с семинаристом Андреем Сребрянским – позже он оставил семинарию, учился в университете и сумел заинтересовать друга философией.
Вопреки политике семьи, будущий поэт Алексей Кольцов и сам покупал книги. Он тратил на них средства, выдаваемые на развлечения и сладости. Таким путем в его руки попал поэтический сборник И. Дмитриева, сделавший его поэтом.
Рождение таланта
Когда это произошло, Кольцову было около 16 лет. Он оказался под таким сильным впечатлением, что начал активно изучать творения других поэтов, а также сам попытался создавать нечто подобное. Никаких знаний по теории и методике стихосложения у него не было, и условий для творчества тоже. Писать приходилось чуть ли не в седле, наблюдая за гуртами скота.
Первые стихи Кольцова были явно подражательскими – он пытался «повторять» своего любимого Дмитриева, а также Дельвига, Жуковского и Пушкина. Но природный вкус позволил ему и на таких сочинениях отточить стиль и проявить свою одаренность. Вероятно, первым пробу пера молодого поэта оценил все тот же Дмитрий Кашкин.

В 1830 году воронежского поэта впервые напечатали. Правда, узнать, что опубликованы произведения именно Кольцова, было непросто – их, без указания авторства, разместил в своем сборнике некто В.И. Сухачев. Но в том же году молодого литератора посетила и удача – среди покупателей скота оказалась богатая дворянская семья Станкевичей. Так поэт-самородок познакомился с Николаем Владимировичем Станкевичем – историком, философом, общественным деятелем, заметной персоной в литературных кругах.
Станкевич получил сильное впечатление от знакомства с Алексеем Кольцовым, и немедленно принял меры – опубликовал в 1831 году подборку его стихотворений в «Литературной газете», с указанием имени автора и со своим благожелательным предисловием (а это кое-что значило в глазах читающей публики). Кроме того, он ввел Кольцова (бывавшего в столице по торговым делам) в круг московских и петербургских литераторов. Несколько лет постоянных наездов в Москву и Петербург изменили творческую судьбу Кольцова и заметно повлияли на его биографию.

Вокруг Станкевича группировался целый кружок (в него входил и Белинский, и так познакомились будущие друзья). Его участники все отнеслись к Кольцову с уважением и интересом. Они способствовали публикации его стихотворений в нескольких популярных изданиях («Телескопе», «Молве» и других), а в 1835 году нашли средства для издания отдельного небольшого сборника поэта.
Творчество Алексея Кольцова полностью базировалось на фольклорной основе, у него были примитивные рифмы (а иногда вовсе рифм не было), но в его стихах отображалась особая моральная чистота человека, готового довольствоваться малым. Не будучи крестьянином, Кольцов отразил в своих произведениях мировоззрение лучшей части русского крестьянства. И «великие» (хорошо образованные, влиятельные литераторы из высших слоев) сумели понять и оценить его талант и личность. Кольцов был в хороших отношениях с Одоевским, Жуковским, Пушкиным. Александр Сергеевич обеспечил Кольцову публикацию в «Современнике». Литераторы даже прозвали любимую воронежским поэтом пятисложную строку «кольцовской».

На родине его тоже оценили. После столичных публикаций в губернии выяснили, что у них появилась знаменитость – поэт Алексей Кольцов. Воронеж был горд известностью земляка, а местный губернатор стал почитателем его творчества. После того, как в 1837 году в город приехал Жуковский (в качестве учителя совершающего «воспитательное путешествие» наследника престола) и много общался с Кольцовым, престиж поэта в глазах земляков уже не вызывал сомнений.
Судьба воронежского поэта
Но получилось так, что краткая биография Кольцова оказалась насыщенной неудачами. Стихотворения, пусть и напечатанные, и одобренные мэтрами литературы, не имели никакого значения в глазах властного отца. Василия Петровича интересовал только заработок, а его-то сын в дом не приносил. Мало того, в 1840 году он завершил деловые предприятия в столице с явным убытком, и глава семейства был в бешенстве.
Не везло Алексею Кольцову и в личном плане. В молодости он влюбился в Дуняшу — девушку крестьянского происхождения, бывшую служанкой в их доме. Но глава семейства вновь решил все по-своему. Не желая «мезальянса», он во время очередной поездки сына силком выдал служанку замуж за донского казака из отдаленной станицы. Склонный к рукоприкладству муж возлюбленной поэта вскоре насмерть забил несчастную женщину. Вернувшийся домой Алексей был поставлен перед фактом и тяжело воспринял случившееся, едва не умерев от сразившей его горячки. Тоска по Дуне вдохновила Кольцова на создание ряда стихотворений.
Незадолго до собственной смерти Алексей Васильевич повстречал другую любовь – купеческую вдову Варвару Лебедеву. Голубоглазую брюнетку с тонкой талией он считал воплощенным совершенством и тратил на нее последние деньги, усугубляя отношения со своим отцом. Но вскоре Варвара уехала из Воронежа, став содержанкой офицера.
Ко всему этому добавились серьезные проблемы со здоровьем. Чахотка мучила поэта в течение года. Отец отнесся к неожиданной напасти равнодушно и не желал давать денег на лекарства. Лишь мать и приходящий к Кольцову доктор относились к нему с сочувствием. 29 октября (10 ноября) 1842 года «поэт-мещанин», «поэт-прасол» Кольцов Алексей Васильевич умер тихо и незаметно.
Творческое бессмертие
Могила Алексея Кольцова ныне расположена в так называемом Литературном некрополе — на небольшом по площади участке, оставшемся от Митрофаньевского кладбища, снесенного в советские годы. На памятнике неверно указана дата смерти – 19 октября вместо 29-го.

В.Г. Белинский позаботился о том, чтобы осуществить посмертное издание произведений друга и написал к нему пространное предисловие, в котором назвал автора гениальным (а Белинский не был склонен разбрасываться этим словом).
Биография поэта в советские годы стала основой двух художественных фильмов — «Песня о Кольцове» (1959) и «На заре туманной юности» (1997). Именем поэта назван городской театр драмы в столице Черноземья. В настоящее время в Воронеже установлены два памятника поэту — бюст работы А.А. Кюи (один из первых российских памятников литераторам) в Кольцовском сквере и десятиметровый гранитный монумент на улице Кольцовской, выполненный И.А. Савичевым.

Но настоящий памятник воронежский поэт воздвиг себе собственными задушевными и талантливыми стихами-песнями, под впечатлением которых находились многие поэты: Некрасов, Фет, Твардовский, Исаковский, Рубцов, Фатьянов и другие. Источники вдохновения находили в поэзии Алексея Кольцова и более ста русских композиторов (Глинка, Варламов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Рахманинов, Даргомыжский, Балакирев), сочинивших около семисот романсов и песен на его стихи.
В поэзии Кольцова со всей полнотой художественности литературного творчества, свойственной фольклору, воссоздается мир русской народной песни. При этом песни Кольцова не имеют прототипов среди известных фольклорных текстов. Поэт, живший с народом одной жизнью, сам творил в народном духе.
Поэта уже не спросишь, как он относится к своей посмертной славе. Конечно, было бы лучше, если бы талант смог подарить ему более долгую и более счастливую жизнь. Но сколько несчастливых людей было способны только жаловаться на судьбу! А Кольцов вместо этого открывал новую страницу в русской поэзии.

























