биография константина коровина художника

Константин
Алексеевич Коровин

Особенности творчества художника Константина Коровина: увлечение светом и цветом присутствует, но в сравнении с французскими импрессионистами Коровин сохраняет слишком большую приверженность предмету изображения, свет и цвет для него чаще всего – прием и способ писать предмет, но не единственный повод для создания картины; отсутствие мимолетности, свет не растворяет предмет; декоративность; этюдизм; применение темных цветов, в то числе табуированного импрессионистами черного.

Первый русский импрессионист

О том, что Коровина так называют, знают многие. Примечательно, что импрессионистом он стал до того, как узнал о таком направлении. Когда любимый учитель Василий Поленов спросил Коровина, импрессионист ли он, тот ответил, что не знает, что это. И действительно, «Портрет хористки» написан в 1883 году. А в Париже Коровин впервые побывал только через четыре года. Кстати, 1883 год – это расцвет Товарищества передвижных художественных выставок, поклонение реализму, жизненности, превознесение воспитательной роли искусства. И тут появляется Коровин со своей хористкой, подумать только! Поленов даже не советовал ее выставлять, понимая, с чем придется столкнуться его ученику. И таки пришлось. «Мазня, декадентство» и другими подобными эпитетами награждали его картины.

Впрочем, жизнь Коровина в дореволюционной России складывалась достаточно успешно. И вообще нраву он был легкого, жизнерадостного, казалось, его характер соответствовал его живописи – солнечной, сияющей, красивой (в самом лучшем смысле этого слова). Его называли Костей, Костенькой, практически никогда – Константином Алексеевичем. В памяти современников он остался человеком оптимистичным, жизнерадостным. Создавалось впечатление, что жизнь его подобна его живописи – счастливая, красочная, солнечная. Отнюдь! Ему пришлось столкнуться с тяжелейшими испытаниями.

Биография: детство Константина Коровина

Коровин-художник

Отец хорошо рисовал, дети оказались не менее талантливы. Старший брат, тоже художник, Сергей Коровин, первый проложил дорогу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За ним последовал и Костя. Там он сблизился с Левитаном, а его любимым учителем на тот момент стал Саврасов. Коровин о нем очень тепло вспоминает. Саврасов к тому времени опустился, много пил. Студенты его любили, но из Училища он был в итоге уволен. Очень расстроенный расставанием с учителем, Коровин решил, что больше ему в этом заведении делать нечего, и отправился в питерскую Академию художеств. Академическое преподавание показалось после училища совершенно мертвым, оторванным от реальности. Выдержав там несколько месяцев, Коровин вернулся в Москву и обнаружил, что в МУЖВЗ новый преподаватель, Василий Поленов. Поленов оказал большое влияние на Коровина, стал его любимым учителем, да и в атмосферу училища внес свежую волну. Поленов же познакомил ученика с Саввой Мамонтовым, и вскоре Коровин стал активным участником Абрамцевского кружка, собравшего лучших художников, писателей, музыкантов того времени. В Частной опере Мамонтова Константин Коровин впервые выступил как театральный художник. Созданием декораций он будет заниматься в течение всей жизни. В царской России Коровин был главным декоратором императорских театров: петербургских Александринки и Мариинского, Большого и Малого – в Москве.

В Абрамцевском кружке Коровин сдружился с Федором Шаляпиным, Михаилом Врубелем, Валентином Серовым. С Серовым они вместе отправились в путешествие по русскому Северу – с легкой руки и щедрого кошелька Саввы Мамонтова. В Крыму Коровин тоже впервые побывал с Мамонтовым и потом часто приезжал туда. Особенно его сердцу был мил Гурзуф. Кстати, Коровин стал одним из первых русских автомобилистов. Очень любил мчаться по Крыму на автомобиле, время от времени по наитию останавливался, доставал мольберт, быстро писал и отправлялся дальше.

В России Коровин участвовал в выставках передвижников, «мирискусников», Союза русских художников. За границу его отправил меценат Савва Мамонтов в 1888 году. Впервые художник смотрел на полотна импрессионистов, впервые писал Париж – столь любимый им и такой живой на его полотнах. 1900 год оказался особенно успешным: за оформление Русского отдела на известной Всемирной выставке в Париже Коровин был награжден орденом Почетного легиона. В следующем году вместе с Серовым они начали преподавать в Московском училище живописи и ваяния. Еще через несколько лет Коровин стал академиком живописи. Жизнь радовала, он был нужен и востребован.

Личная жизнь, семейная драма

На Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, Коровин женился в 1897 году, незадолго до рождения их второго сына Алексея. Вскоре после этого он купил имение в Охотино, Владимирской губернии – место, которое в эмиграции будет вспоминать как потерянный рай. Первый ребенок Коровина умер во младенчестве. Художник считал себя причиной его смерти, был уверен, что не сумел обеспечить достаточный уход. С ощущением этой утраты он остался на всю жизнь, и его отношение ко второму сыну было очень тревожным, на него он изливал всю нерастраченную нежность и словно старался компенсировать то, что недодал первому, так рано ушедшему ребенку. Увы, второго сына тоже постигла беда. В 16 лет он попал под трамвай, в результате аварии лишился обеих ног. С тех пор его жизнь превратилась в череду депрессий с попытками суицида. Характер у него изначально был неуравновешенный. В конце концов, уже после смерти отца, одну из этих попыток он доведет до конца.

По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой. При этом она сильно болела, страдала грудной жабой, и художник выбивался из сил, обеспечивая лечение ее и сына.

Коровин в советской России и эмиграции

Коровин действительно планировал выставку, надеялся сразу получить с нее средства для обустройства. Свои картины, уезжая, он передал галеристу Крайтору. В итоге тот попросту исчез, прихватив и картины, и вырученные за них деньги. Коровину заявил, что картины пропали после выставки в Голландии и не дал ни копейки. Впрочем, художественный критик Иван Мозалевский утверждает, что Крайтор остался агентом Коровина до самой смерти художника. И, судя по собранным исследователем материалам, и впоследствии вел себя крайне бесчестно. А Коровин не обладал ни предпринимательской жилкой, ни напором и позволял обводить себя вокруг пальца.

Он не сидел без работы, писал картины, активно участвовал в театральной деятельности, но при этом жил практически в нищете, находился в кабальной зависимости от недобросовестных агентов и коллекционеров. В его письмах мелькает упоминание об обязательстве написать для кого-то 40 картин, за которые он получил небольшой аванс. Это обязательство (а также жена и сын, на лечение которых требовались постоянно немалые деньги, да и собственное здоровье Корвина оставляло желать лучшего) висело камнем на его шее многие годы. В эмиграции проявился и его литературный талант. Он сотрудничал с журналами, издавал мемуары. Впрочем, нередко и это было лишь попыткой отодвинуть полное безденежье.

В дореволюционной России Коровин был известен, востребован, любим. В Париже – тоже не забыт, но. Для французской живописи импрессионизм уже стал вчерашним днем. И город, который он так вдохновенно писал, что мало кто даже из французов мог соперничать с ним, оказался суровой новой родиной. Вроде бы и слава, и работа, и признание, но при этом постоянная борьба с изматывающим безденежьем, отсутствие друзей, понимания. Как он мечтал вернуться в Россию! Как тосковал по Охотино, по Абрамцевскому кружку! Но не было денег, не было возможности перевезти родных, не было уверенности в том, что на родине он сейчас будет нужен. Да и той родины, что ему была мила – не было ее больше.

Источник

Почему не сложилась личная жизнь богемного художника, который был любимцем женщин: Константин Коровин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

Его называли первым русским импрессионистом, его творчество потрясало современников: одних шокировала небрежность и аляповатость мазков, другие видели главное – новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина «декадентством и мазней», вторые, разглядели гениальность.

Он писал поразительные портреты, пейзажи-настроения, удивительные натюрморты, увлекался монументальной живописью, прикладным искусством, архитектурой. А чего только стоили его театральные декорации, ставшие новаторскими не только в русском, но и в мировом искусстве.

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

Брак этот был очень странным и грустным. Жил Константин Алексеевич по-прежнему отдельно от семьи, по-холостяцки: зимой в мастерской или какой-нибудь недорогой гостинице, летом после окончания театрального сезона, в Охотине. Впрочем, как до свадьбы, так и после на людях вместе они почти не появлялись. Коровин ни разу не написал конкретно портрет жены (лишь на нескольких картинах можно найти легкое сходство с чертами ее лица), ни разу не упомянул о ней на страницах своих очерков и рассказов, где нашлось место всем близким ему людям.

Луч света в жизни художника

биография константина коровина художника

Когда почти 40-летний Константин Алексеевич впервые повстречал 17-летнюю Наденьку Комаровскую, он уже был ведущим художником сцены в Большом, и считался в театральном мире корифеем. Поэтому и неудивительно, что начинающая актриса, встречая за театральными кулисами красавца-художника, робела и теряла способность говорить.

Девушка попала в художественный театр благодаря открывшейся там артистической школе, куда поступила в 1902 году в тайне от отца, юриста из провинции, который был уверен, что его кровиночка учится на филологическом отделении Высших женских курсов. Надежда действительно туда поступила, но параллельно она училась и актерскому мастерству, бегая между театральной школой и курсами. Получив образование, Комаровская некоторое время работала в Киевском театре, а вернувшись в Москву 1908 году, на одном из банкетов вновь повстречала Коровина.

биография константина коровина художника

Художник, очарованный повзрослевшей некогда юной актрисой, тут же предложил: «Так как же, Надежда Ивановна, будете мне позировать?». Он пристально и весело смотрел на смутившуюся Надежду, и ей не хватило духу отказать знаменитому мастеру.

Позировать Наденька ходила исправно в мастерскую живописца, а к тому времени когда портрет был закончен, видеться едва ли не ежедневно стало для обоих не просто привычкой. А вскоре девушка и вовсе влюбилась в живописца до беспамятства, лишь коварная ревность не давала ей покоя. Ну, что тут было поделать, к Коровину, которому уже было далеко за сорок, женщины устремлялись как мотыльки к свече, где бы он ни появлялся.

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

Довелось Надежде видеть эту женщину несколько раз. На то время это была дородная брюнетка с правильными, но через чур уж крупными чертами лица. Во взгляде ни ума, ни интереса к жизни. Как тогда показалось актрисе, была она больше схожа на самодовольную купчиху, в поведении которой так и проскакивало нечто «старомодно-купеческое, натужное, фальшивое». Комаровской как, впрочем, и многим, осознать в то, что тяжеловесная Анна Яковлевна — законная супруга обаятельного, жизнелюбивого художника и мать его единственного сына, было весьма затруднительно.

биография константина коровина художника

Для всех оставалось загадкой, почему именно этой женщине, далекой от всего того, что так волновало художника, чем он жил, чем дышал, удалось занять такое особенное место в его судьбе. Даже старые друзья Константина Алексеевича не могли дать вразумительного ответа, мучающейся в догадках Наде. Не ответил на него и сам Коровин, резко оборвав расспросы возлюбленной.

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

И она искренне стала верить в то, что призрак Анны Яковлевны вскоре исчезнет из их жизни. Но не все оказалось так, как обоим мечталось. Настоящей семьи и дома своего у Надежды Ивановны с Константином Алексеевичем так и не получилось.

Разбитые надежды

В 1914 году случился пожар на театральном складе, который уничтожил почти все созданное художником за долгие годы для театральной сцены. Затем трагедия с сыном Алексеем, преднамеренно попавшим под трамвай. Влюбленный в подругу детства Иру Шаляпину, 18-летний юноша сделал девушке предложение, на что та ответила отказом. И долго не раздумывая, Алексей бросился под трамвай.

Не один месяц он, находясь между жизнью и смертью, переносил одну операцию за другой: изуродованные ступни практически пришлось ампутировать.
Именно тогда мечта Надежды о браке с Коровиным умерла окончательно. Предположить то, что Коровин сможет когда-либо оставить своего несчастного искалеченного сына, было совершенно невозможно. А значит, рано или поздно он должен был бросить ее. Это было лишь делом времени. А она все ждала, не решаясь уйти сама.

биография константина коровина художника

Расставание произошло само собой. Ветер буреломного революционного времени все дальше уносил их друг от друга. В те годы Надежда Комаровская стала востребованной актрисой, новая послереволюционная жизнь звала ее за собой, а для Коровина «былые звезды гасли одна за другой». В 1920 году, уволенный из Большого театра, с женой и сыном уехал в глушь Тверской губернии. Без средств к существованию в столице было слишком уж голодно.

В 1922 году Коровин, измучившись в борьбе за выживание, попросил у новых властей разрешения выехать за границу, чтобы подлечить жену, у которой обнаружился туберкулез, и сделать новые протезы для Леши. И уезжал он в Париж с надеждой на лучшую жизнь. Именно на этот город, который столько раз изображал на своих картинах и где когда-то был так тепло принят, художник возлагал все свои чаяния. Но последние шестнадцать лет жизни проведенные во Франции, оказались для него крайне тяжелыми.

биография константина коровина художника

биография константина коровина художника

Коровин продолжал писать картины, выполнял отдельные заказы для театров Европы и Америки. Но денег катастрофически не хватало. Безденежье угнетало художника, который работал как каторжанин, не покладая рук. И даже когда начал слепнуть он не сдался. Обладая незаурядным литературным талантом, он начал писать рассказы.
Никогда в жизни, даже в самое сложное время, не бравший в долг, Константин Алексеевич занимал теперь где мог. Однако деньги, присланные другом Борисом Красиным на билет обратно в Россию, хранил свято. Но вернуться туда художнику было уже не суждено. Он скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет.

Похороны первого импрессиониста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное погребение Коровина не оказалось. Прах Константина Алексеевича Коровина покоится на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь же под общим с ним крестом лежат Анна Яковлевна и Алексей, покончивший с собой во время очередной депрессии в 1950 году.

биография константина коровина художника

В отличие от своего учителя Константина Алексеевича Коровина, Константин Федорович Юон прожил со своей супругой в любви и согласии 60 лет.
Читайте также: Картины художника, который 60 лет любил одну женщину и один город.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Константин
Алексеевич Коровин

Биография и информация

Особенности творчества художника Константина Коровина: увлечение светом и цветом присутствует, но в сравнении с французскими импрессионистами Коровин сохраняет слишком большую приверженность предмету изображения, свет и цвет для него чаще всего – прием и способ писать предмет, но не единственный повод для создания картины; отсутствие мимолетности, свет не растворяет предмет; декоративность; этюдизм; применение темных цветов, в то числе табуированного импрессионистами черного.

Первый русский импрессионист

О том, что Коровина так называют, знают многие. Примечательно, что импрессионистом он стал до того, как узнал о таком направлении. Когда любимый учитель Василий Поленов спросил Коровина, импрессионист ли он, тот ответил, что не знает, что это. И действительно, «Портрет хористки» написан в 1883 году. А в Париже Коровин впервые побывал только через четыре года. Кстати, 1883 год – это расцвет Товарищества передвижных художественных выставок, поклонение реализму, жизненности, превознесение воспитательной роли искусства. И тут появляется Коровин со своей хористкой, подумать только! Поленов даже не советовал ее выставлять, понимая, с чем придется столкнуться его ученику. И таки пришлось. «Мазня, декадентство» и другими подобными эпитетами награждали его картины.

Впрочем, жизнь Коровина в дореволюционной России складывалась достаточно успешно. И вообще нраву он был легкого, жизнерадостного, казалось, его характер соответствовал его живописи – солнечной, сияющей, красивой (в самом лучшем смысле этого слова). Его называли Костей, Костенькой, практически никогда – Константином Алексеевичем. В памяти современников он остался человеком оптимистичным, жизнерадостным. Создавалось впечатление, что жизнь его подобна его живописи – счастливая, красочная, солнечная. Отнюдь! Ему пришлось столкнуться с тяжелейшими испытаниями.

Биография: детство Константина Коровина

Коровин-художник

Отец хорошо рисовал, дети оказались не менее талантливы. Старший брат, тоже художник, Сергей Коровин, первый проложил дорогу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За ним последовал и Костя. Там он сблизился с Левитаном, а его любимым учителем на тот момент стал Саврасов. Коровин о нем очень тепло вспоминает. Саврасов к тому времени опустился, много пил. Студенты его любили, но из Училища он был в итоге уволен. Очень расстроенный расставанием с учителем, Коровин решил, что больше ему в этом заведении делать нечего, и отправился в питерскую Академию художеств. Академическое преподавание показалось после училища совершенно мертвым, оторванным от реальности. Выдержав там несколько месяцев, Коровин вернулся в Москву и обнаружил, что в МУЖВЗ новый преподаватель, Василий Поленов. Поленов оказал большое влияние на Коровина, стал его любимым учителем, да и в атмосферу училища внес свежую волну. Поленов же познакомил ученика с Саввой Мамонтовым, и вскоре Коровин стал активным участником Абрамцевского кружка, собравшего лучших художников, писателей, музыкантов того времени. В Частной опере Мамонтова Константин Коровин впервые выступил как театральный художник. Созданием декораций он будет заниматься в течение всей жизни. В царской России Коровин был главным декоратором императорских театров: петербургских Александринки и Мариинского, Большого и Малого – в Москве.

В Абрамцевском кружке Коровин сдружился с Федором Шаляпиным, Михаилом Врубелем, Валентином Серовым. С Серовым они вместе отправились в путешествие по русскому Северу – с легкой руки и щедрого кошелька Саввы Мамонтова. В Крыму Коровин тоже впервые побывал с Мамонтовым и потом часто приезжал туда. Особенно его сердцу был мил Гурзуф. Кстати, Коровин стал одним из первых русских автомобилистов. Очень любил мчаться по Крыму на автомобиле, время от времени по наитию останавливался, доставал мольберт, быстро писал и отправлялся дальше.

В России Коровин участвовал в выставках передвижников, «мирискусников», Союза русских художников. За границу его отправил меценат Савва Мамонтов в 1888 году. Впервые художник смотрел на полотна импрессионистов, впервые писал Париж – столь любимый им и такой живой на его полотнах. 1900 год оказался особенно успешным: за оформление Русского отдела на известной Всемирной выставке в Париже Коровин был награжден орденом Почетного легиона. В следующем году вместе с Серовым они начали преподавать в Московском училище живописи и ваяния. Еще через несколько лет Коровин стал академиком живописи. Жизнь радовала, он был нужен и востребован.

Личная жизнь, семейная драма

На Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, Коровин женился в 1897 году, незадолго до рождения их второго сына Алексея. Вскоре после этого он купил имение в Охотино, Владимирской губернии – место, которое в эмиграции будет вспоминать как потерянный рай. Первый ребенок Коровина умер во младенчестве. Художник считал себя причиной его смерти, был уверен, что не сумел обеспечить достаточный уход. С ощущением этой утраты он остался на всю жизнь, и его отношение ко второму сыну было очень тревожным, на него он изливал всю нерастраченную нежность и словно старался компенсировать то, что недодал первому, так рано ушедшему ребенку. Увы, второго сына тоже постигла беда. В 16 лет он попал под трамвай, в результате аварии лишился обеих ног. С тех пор его жизнь превратилась в череду депрессий с попытками суицида. Характер у него изначально был неуравновешенный. В конце концов, уже после смерти отца, одну из этих попыток он доведет до конца.

По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой. При этом она сильно болела, страдала грудной жабой, и художник выбивался из сил, обеспечивая лечение ее и сына.

Коровин в советской России и эмиграции

Коровин действительно планировал выставку, надеялся сразу получить с нее средства для обустройства. Свои картины, уезжая, он передал галеристу Крайтору. В итоге тот попросту исчез, прихватив и картины, и вырученные за них деньги. Коровину заявил, что картины пропали после выставки в Голландии и не дал ни копейки. Впрочем, художественный критик Иван Мозалевский утверждает, что Крайтор остался агентом Коровина до самой смерти художника. И, судя по собранным исследователем материалам, и впоследствии вел себя крайне бесчестно. А Коровин не обладал ни предпринимательской жилкой, ни напором и позволял обводить себя вокруг пальца.

Он не сидел без работы, писал картины, активно участвовал в театральной деятельности, но при этом жил практически в нищете, находился в кабальной зависимости от недобросовестных агентов и коллекционеров. В его письмах мелькает упоминание об обязательстве написать для кого-то 40 картин, за которые он получил небольшой аванс. Это обязательство (а также жена и сын, на лечение которых требовались постоянно немалые деньги, да и собственное здоровье Корвина оставляло желать лучшего) висело камнем на его шее многие годы. В эмиграции проявился и его литературный талант. Он сотрудничал с журналами, издавал мемуары. Впрочем, нередко и это было лишь попыткой отодвинуть полное безденежье.

В дореволюционной России Коровин был известен, востребован, любим. В Париже – тоже не забыт, но. Для французской живописи импрессионизм уже стал вчерашним днем. И город, который он так вдохновенно писал, что мало кто даже из французов мог соперничать с ним, оказался суровой новой родиной. Вроде бы и слава, и работа, и признание, но при этом постоянная борьба с изматывающим безденежьем, отсутствие друзей, понимания. Как он мечтал вернуться в Россию! Как тосковал по Охотино, по Абрамцевскому кружку! Но не было денег, не было возможности перевезти родных, не было уверенности в том, что на родине он сейчас будет нужен. Да и той родины, что ему была мила – не было ее больше.

Источник

Константин Коровин

Биография

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

биография константина коровина художникаКонстантин Коровин и Федор Шаляпин

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея от отца.

биография константина коровина художникаПортрет Константина Коровина

Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.

биография константина коровина художникаКонстантин Коровин и Сергей Коровин

Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист Алексей Саврасов.

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.

биография константина коровина художникаКонстантин Коровин

Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов. Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник. Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».

биография константина коровина художникаКартины Константина Коровина «Портрет хористки» и «Портрет Т.С. Любатович»

На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства. Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным. Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».

биография константина коровина художникаКартина Константина Коровина «За чайным столом»

Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».

биография константина коровина художникаКартина Константина Коровина «Москворецкий мост»

У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков.

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.

биография константина коровина художникаКартина Константина Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок»

В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.

биография константина коровина художникаКартины Константина Коровина «В лодке» и «Сирень»

Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.

биография константина коровина художникаДом Константина Коровина в деревне Охотино

В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.

биография константина коровина художникаКартина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе»

Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.

биография константина коровина художникаКонстантин Коровин и его жена Анна Фидлер

Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.

биография константина коровина художникаНадежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина

Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.

биография константина коровина художникаМогила Константина Коровина

Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *