биография королева конструктора ракет сергея
Биография Сергея Королева
Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.
В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.
Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — «безмоторный самолет К‑5».
В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.
В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).
В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).
В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер «Коктебель» (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию «летчик».
С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер‑аэромеханик».
После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.
С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.
В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р‑1», а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе «ГИРД‑Х». Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак «За активную оборонную работу» ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.
В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).
В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.
В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО «Полет»).
В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.
27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.
С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте «Рабе» в Бляйхероде в должности начальника группы «Выстрел», а позже первым заместителем начальника, главным инженером института «Нордхаузен».
В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.
В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева).
Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники «Электрон», автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи «Молния‑1», спутник фотонаблюдения «Зенит»). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.
Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.
Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом «Знак Почёта» (1945), медалями.
Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.
Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники».
Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) «Энергия», наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.
В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.
Сергей Павлович Королев – человек с характером полководца
Одну из ярчайших страниц в истории нашей Родины вписал выдающийся советский ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Будучи человеком огромной энергии, он сочетал в себе мечтательность и трезвый рационализм, качества терпеливого воспитателя и жесткого руководителя.
Его трудами человечество вступило в новую эру, а СССР стал самой передовой космической державой…
Детство и отрочество
Под новый, 1907 год, 30 декабря (12 января) в Житомире у преподавателя словесности Павла Яковлевича и дочери купца Марии Николаевны Королевых родился первенец. При крещении младенца нарекли Сергеем. Семья переехала в Киев и там, к сожалению, распалась.
Мария Николаевна оставила сына у бабушки с дедушкой в Нежине и пошла учиться на Высших женских курсах.
1911 год можно назвать годом, определившим всю дальнейшую судьбу маленького Сережи — он увидел показательный полет известного летчика С. И. Уточкина. Именно впечатления от этого захватывающего зрелища привели его сначала в авиацию, а затем и в ракетостроение.
После нового замужества, мать Забрала Сережу и в 1916г. переехала в Одессу к новому мужу – Баланину Г. М. В гимназии и единой трудовой школе Сереже удалось проучиться всего несколько месяцев. Революция и затем гражданская война вынудили отчима и мать учить ребенка на дому.
Родители видели, что мальчик сильно интересуется авиацией и Григорий Михайлович записывает его в авиамодельный кружок при клубе в порту. Сергей с вдохновением делает модели, читает все что найдет об авиации.
В 1921 г. в Одессу перебазировался отряд гидросамолетов ГИДРО-3. На летних каникулах Сергей заслужил у пилотов признание как грамотный механик.
После первого полета с командиром авиаотряда Королев решает стать летчиком и при любой возможности стремиться полетать.
В пятнадцать лет Сергей Королев начал учиться в стройпрофшколе, где сконцентрировались лучшие преподаватели Одессы. Сергей учился, много работал в мастерской и умудрялся находить время на дополнительные занятия математикой и астрономией, боксом и гимнастикой, музыкой и литературой. Еще он активный участник планерного кружка, изучает немецкий язык, читает лекции по планеризму рабочим.
Все вышеперечисленное позволило ему в 17 лет не просто рассчитать все параметры нового самолета К-5, но и защитить свой замысел перед комиссией с рекомендацией к постройке.
Учеба в МВТУ
Королев собирался поступать в Военно-воздушную академию, только ряд объективных препятствий помешал исполниться мечте. Пришлось ему с 1924 г. стать студентом Киевского политехнического института, который начал готовить авиационных инженеров.
Учебу пришлось совмещать с подработкой, приходилось ему чуть ли не жить в мастерских планерного кружка. У товарищей считался настоящим мастером. Не прекращал занятия планеризмом.
Однажды на планере КПИР-3 он чуть не погиб при неудачном заходе на посадку.
Следующим шагом получения образования стал перевод в МВТУ им. Баумана на вечернюю форму обучения. Днем работа на авиазаводе, вечером учеба на аэромеханическом факультете.
После окончания 4 курса Королев переходит в КБ при авиазаводе. Во время учебы внес вклад в создание планерной школы и сам заканчивает ее. Затем работа в ней инструктором, испытание новых планеров. Четырежды участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях и даже установил один рекорд по продолжительности полета. Еще за годы обучения успел закончить школу летчиков.
Под руководством А. Н. Туполева, читавшего лекции по самолетостроению, у Королева состоялась защита диплома с названием «Проект самолета СК-4». Все сконструированное Королевым было построено с его непосредственным участием и подтвердило его незаурядные способности. Например, на планере СК-3 «Красная звезда» летчик В. Степанчиков выполнил петлю Нестерова.
Сделать это самому Сергею помешала тяжелая болезнь. Тиф дал осложнения с некоторой потерей памяти.
Встреча с К. Э. Циолковским и работа в ГИРД
Возвращаясь с каникул в 1929 году Королев заехал к К. Э. Циолковскому в Калугу. После этой встречи Сергей Павлович навсегда «заболел» мечтой о космических полетах. Проштудированная книга Циолковского «Реактивный аэроплан» стала еще одной ступенькой в подготовке к исполнению главной мечты.
После случайного знакомства с Ф. А. Цандером, Королев получил приглашение на работу в ГИРД (Группа изучения реактивного движения). С семи утра до обеда он в КБ Григоровича разрабатывал автопилот, а потом до полуночи в качестве заместителя Цандера создавал первые ракеты.
Такой напряженный график не помешал ему 6 августа 1931 года жениться на давно любимой Ксении Винцентини.
В ГИРДе впервые проявился организационный талант Королева. Он навел в организации порядок с делопроизводством, завел пропускной режим, наладил сотрудничество с занимающимися наукой учреждениями, составил план исследований, согласовал взаимодействие служб и укомплектовал бригады по интересам. Именно тогда его начали уважительно называть по отчеству.
Сергей Павлович в 1932г. лично испытал автопилот, который создавал в КБ авиационного завода.
В 1933 году М. Н. Тухачевский издал приказ по Реввоенсовету, которым объединил ГИРД и Ленинградскую ГДЛ (Газодинамическая лаборатория) в Реактивный научно-исследовательский институт(РНИИ). С. П. Королева назначили заместителем И. Т. Клейменова по научной работе. Первое награждение знаком «За активную оборонную работу» совпало с присвоением тоже первого воинского звания – дивизионного инженера (генерал-майор).
И все это в 26 лет!
«Ракетный полет в стратосфере», первая книга Королева, получила высокую оценку Циолковского. Книга доказывала необходимость создания баллистических ракет и самолетных реактивных двигателей.
1935 год — С. П. Королев начальник сектора крылатых ракет.
1936 год — начальник отдела реактивных летательных аппаратов.
Из-за надвигающейся войны Сергею Павловичу пришлось отложить фундаментальные исследования и заняться решением срочных технических задач. Разница в подходах к дальнейшей работе РНИИ с Клейменовым привела к снятию с должности и понижению до старшего инженера.
После расстрела М. Н. Тухачевского в 1937 году волна репрессий вплотную подошла к институту. По косвенным признакам С. П. Королев понимал, что скоро могут прийти и за ним.
Арест и работа в «шарашках»
Арест произошел 27 июня 1938 года. После допросов и обвинении во вредительстве Королева включили в расстрельную категорию, однако 27 сентября осудили на десять лет ИТЛ и пять лет поражения в правах.
С. П. Королеву пришлось пережить Бутырскую тюрьму, каторгу золотого прииска на Колыме, Владлаг. Повторное рассмотрение дела в 1940 году и присуждение восьми лет заключения в лагерях не сломил волю конструктора.
Он пишет письмо на имя И. В. Сталина. Сейчас невозможно разобраться, что сыграло свою роль, то ли приказ Сталина, то ли многочисленные ходатайства А. Н. Туполева, В. С. Гризодубова и М. М. Громова, но 13 сентября 1940 года Королева перевели в закрытое КБ (ЦКБ-29) Туполева.
С. П. Королев деятельно включился в создание знаменитых Ту-2 и Пе-2, проектировал авиационную торпеду и реактивный истребитель. Когда началась война, Королев стал рваться на фронт. Но Туполев не отпустил, ответив: «А кто самолеты будет строить?».
Накопленный опыт привел к переводу Сергея Павловича в другую шарашку – ОКБ-16 на авиазаводе под тем же номером в Казани. Руководил этим КБ В. П. Глушко, будущий разработчик знаменитого «Бурана». Здесь Королев занялся реактивным ускорителем для истребителей.
1 января 1943 года в качестве руководителя отдельной группы Королев занимался созданием ракетной установки для самолетов.
Август 1944 года принес С. П. Королеву и его группе по созданию АРУ (авиационной ракетной установки) долгожданное освобождение из заключения.
Создание ракетного щита
Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.
А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.
В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.
Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.
20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.
С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.
На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».
С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:
После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.
Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.
Создание первого спутника
С. П. Королев совместно с учеными М. К. Тихонравовым и М. К. Келдышем, предложили руководству страны применить Р-7 для вывода в космическое пространство искусственного спутника. На докладе в Академии наук он заявил о возможности пилотируемого полета в космос. Результатом стало выделение ОКБ-1 в отдельную самостоятельную организацию во главе с Королевым в августе 1956 года.
Межведомственный совет во главе с академиком М. В. Келдышем разработал план исследования околоземного пространства и рекомендовал несколько вариантов внешнего вида спутника массой до 1300 кг.
Окончательно форму шара приняли по требованию самого Королева. Также он настоял на установке передатчика, что бы сигнал со спутника принимался по всему земному шару. Выбор орбиты, опять же по настоянию главного конструктора, позволял бы видеть спутник с земли в простейшие телескопы. На основе Р-7 в КБ были спроектированы носители с тремя и четырьмя ступенями.
Финалом многолетней подготовки стал запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника с космодрома Байконур. Об этом событии сообщили все средства массовой информации земли. На всех материках услышали его сигнал. Такой успех поднял на недосягаемую высоту авторитет Советского Союза.
А уже 3 ноября в космический полет отправили собаку Лайку. Спутник с кабиной для собаки весил в шесть раз больше первого. Собаку не собирались возвращать, но 7 суток ученые получали ценнейшие сведения о состоянии животного в условиях невесомости.
От этого полета зависело решение о возможности полета человека.
Параллельно идет создание спутников для сугубо научных исследований («Электрон» и «Спутник-3»).
За 1959 год к Луне запустили три спутника. Результатом стало открытие солнечного ветра, фотография обратной стороны Луны и доставка вымпела на поверхность Луны.
Человек в космосе
14 марта 1959 года в недавно построенном центре подготовки начались занятия первого отряда космонавтов. В ходе подготовки был решен целый комплекс практических и теоретических задач. Например, что подготовленный человек выдерживает 26-ти кратные перегрузки.
Для отработки элементов посадки провели еще два запуска. У предтечи «Востока» с названием КП не сработала тормозная система. Через три месяца после доработки корабль-спутник с различными животными и растениями на борту покинул Землю. Собаки Белка и Стрелка после приземления стали самыми известными собаками в мире.
Весь апрель 1961 года работы на Байконуре велись круглосуточно. Шла подготовка корабля Восток-1. 38-ми метровый носитель весил 287 тонн. Запуск запланировали на 12 апреля. Космонавтом назначен Юрий Алексеевич Гагарин.
И вот старт. Впервые человек смог преодолеть земное притяжение. Полет длился 108 минут. Неприятный момент опять случился на заключительном этапе. Спускаемый модуль отделился на десять минут позже запланированного срока. Посадка под Саратовом прошла успешно, самочувствие космонавта отличное.
За подготовку этого полета главный конструктор получил вторую звезду Героя социалистического труда. Никаких сообщений о награде в прессе не было. А вот Ю. А. Гагарин мгновенно стал знаменитым во всем мире.
Имя главного конструктора, три десятилетия шедшего к победе над земным тяготением, узнали только после его гибели.
Следом за полетом «Востока-1» прошли запуски:
Орбитальная станция и марсианский проект
Для продолжения развития околоземных полетов был разработан абсолютно новый корабль, получивший название «Союз». Из него запланировали сделать так называемую ДОС (долговременную орбитальную станцию). Внутри расположили специальный отсек, предназначенный для продолжительного нахождения в нем космонавтов без скафандров.
В нем экипаж мог спать, есть, вести наблюдения. С. П. Королев планировал провести стыковку двух «Союзов», переход космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.
Бесконечные текущие дела не помешали С. П. Королеву дать задание на проектирование марсианской экспедиции.
С конца 50-х годов по распоряжению Королева было разработано несколько проектов межпланетных кораблей:
Изучение Луны после гибели конструктора осуществлялось беспилотными аппаратами.
История болезни и смерть
Современники считали С. П. Королева человеком, которому все по плечу, что ракеты он заставлял летать своей неоспоримой убежденностью и железной волей. Имея от природы аналитический ум, организаторский талант и умение превращать мечты в конкретную программу действий, он работал больше других, практически подорвав здоровье.
Года, проведенные в лагерях, тоже не добавили здоровья.
Помимо основной болезни саркомы у него обнаружили еще ряд заболеваний. Операцию проводил министр здравоохранения СССР профессор Б. В. Петровский. В силу ряда причин спасти Королева не удалось. Ему в тюрьме сломали челюсть, срослась она неправильно. Последствия травмы помешали ввести трахеостомическую трубку.
По словам А. А. Вишневского, Королев стал несчастным случаем и трагедией медицины. Он не должен был так рано умереть.
Прощались с С. П. Королевым в Колонном зале Дома Союзов 17 января 1966 года. Урну с прахом захоронили в Кремлевской стене со всеми государственными почестями.
В знак памяти и признания заслуг этого гениального человека в стране и мире ему установлено 11 памятников.
В его честь назван город, несколько улиц и площадей, 1 астероид, кратеры на Марсе и на Луне. Выпущены марки и монеты с его именем.
Про него снято множество художественных и документальных фильмов. А его научные разработки будут еще долго актуальны в авиации и космонавтике.
Видео
Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делиться своим мнением о С.П. Королёве.











