биография козловского оперного певца
Иван Козловский
Иван Семёнович Козловский. Родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии — умер 21 декабря 1993 года в Москве. Советский оперный и камерный певец (тенор), режиссёр. Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980).
Иван Козловский родился 11 (24 по новому стилю) марта 1900 года в селе Марьяновка Васильковского уезда Киевской губернии в обычной крестьянской семье.
Таланты родителей унаследовал Иван.
Уже в семилетнем возрасте начал петь в хоре Киевского Михайловского монастыря. Там был замечен известным духовным композитором Александром Кошицем и вскоре стал петь в хоре Троицкого народного дома в Киеве (театр Н. К. Садовского).
Вскоре он стал солистом Большого академического хора.
В 1920 году окончил вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института, класс профессора Е.А. Муравьёвой.
В 1920-1923 годах служил в Красной Армии. Во время службы участвовал в спектаклях Украинского музыкально-драматического театра в Полтаве.
С 1924 года работал в труппе Харьковского оперного театра.
В 1925-1926 годах — солист Свердловского оперного театра.
В 1926 году Ивана Козловского пригласили в знаменитый Большой театр. Он дебютировал в «Травиате» в роли Альфреда. С первых лет службы в Большом театре исполнял главные теноровые партии и приобрел популярность, а также массу почитателей, включая и высокопоставленных. Считается, что с конца 1930-х годов Козловский стал едва ли не самым любимым певцом Иосифа Сталина.
В конце 1930-х Иван Козловский выступает также вместе с созданным в 1936 году государственном джаз-оркестром СССР под управлением В. Кнушевицкого. Осталось несколько записей исполнения Иваном Семёновичем с Госджазом специально написанных для него эстрадных и джазовых произведений, например, танго «Беседка» и блюз «Утро и вечер».
В 1938 году Козловский создает Государственный ансамбль оперы СССР и становится художественным руководителем этого коллектива. Выступал и как оперный режиссёр.
— Что вы, товарищ Сталин, родное село мне намного дороже, чем вся заграница.
— Правильно, молодец. Вот и поезжай в родное село».
Вместе с Иваном Козловским на сцене Большого выступал и Сергей Лемешев (лирический тенор). Между ними возникало весьма острое соперничество. А еще больше соперничали их поклонницы. Оба артиста-тенора были кумирами довоенной Москвы. Оба тенора были мастерами вокала, давшими советской сцене много новых, сильнейших образов. Козловскому было свойственно чувство острого, едкого юмора, он с большим блеском исполнял характерные роли. Талант Лемешева наиболее полно раскрывался в лирических, романтических партиях. Вместе Козловский и Лемешев спели в 1948 году для Ольги Книппер-Чеховой на юбилее театра.
Нередко в свои программы Козловский включал произведения, так или иначе связанные с религиозной тематикой. Например, исполнил и записал ряд произведений И. С. Баха (арии из кантат и книгу напевов Шемели). Также Козловский участвовал в редких для того времени концертах русской духовной музыки. До наших дней дошли записи его соло во «Всенощной» Рахманинова, в «Разбойнике благоразумном» Чеснокова и ряде других православных песнопений.
В 1954 году, находясь на пике популярности, Козловский навсегда покинул Большой театр. Причины этого решения до сих пор до конца не известны.
В репертуаре Ивана Козловского были песни разных народов, в первую очередь русские и украинские, старинные русские романсы, классические песни западных композиторов.
Также он подготовил и записал программу, состоящую из украинских рождественских колядок. Колядки были записаны и исполнены со сцены.
Козловский внёс большой вклад в музыкальную сокровищницу России, посещая деревни, слушая, обрабатывая и исполняя деревенские напевы, романсы, страдания. Так, он нашёл, записал на ноты и исполнял романс «Я встретил вас. », который впоследствии стал чрезвычайно популярным у певцов.
Голос Козловского, по словам экспертов, никогда не отличался особой мощью. Однако свободное извлечение звука и умение концентрировать его позволяло певцу словно пронзать большие пространства. Козловский мог петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучал всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Его отличали эластичность дыхания, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция. С годами он довел владение голосом до высшей степени виртуозности.
Среди лучших работ Козловского специалисты выделяют партии Юродивого («Борис Годунов»), Герцога («Риголетто»), Лоэнгрина («Лоэнгрин»), Дубровского («Дубровский»), Индийского гостя («Садко»), Ленского («Евгений Онегин»).
Великий певец выступал на сцене до 87 лет.
Иван Козловский умер 21 декабря 1993 года. Гражданская панихида прошла 24 декабря в Большом театре. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Личная жизнь Ивана Козловского:
Иван Козловский и Галина Сергеева
После ухода Сергеевой Иван Семенович 30 лет жил один и новой женой так и не обзавелся, а его бытовыми и творческими проблемами до конца его дней занималась его личный секретарь Нина Федосеевна.
Фильмография Ивана Козловского:
1942 — Концерт фронту
1951 — Большой концерт
1958 — Поэма о море
1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь. — камео
Дискография Ивана Козловского:
1937 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Владимир Ленский; с П. М. Норцовым и Е. Д. Кругликовой;
1941 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Владимир Игоревич; с А. И. Батуриным, С. Г. Пановой и Н. А. Обуховой;
1947 — «Травиата» Дж. Верди — Альфред; с Е. В. Шумской и П. Г. Лисицианом;
1947 — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно — Ромео; с Е. В. Шумской;
1947 — «Фауст» Ш. Гуно — Фауст, версия с М. О. Рейзеном, Е. В. Шумской и И. П. Бурлаком;
1948 — «Фауст» Ш. Гуно — Фауст, версия с А. С. Пироговым, Е. В. Шумской и П. Г. Лисицианом;
1948 — «Севильский цырюльник» Дж.Россини — Граф Альмавива, версия с Н.А.Нелиной;
1948 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Владимир Ленский; с А. А. Ивановым и Е. Д. Кругликовой;
1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Юродивый, версия с А. С. Пироговым;
1949 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Юродивый, версия с М. О. Рейзеном;
1949 — «Риголетто» Дж. Верди — Герцог; с А. А. Ивановым и И. И. Масленниковой;
1949 — «Вертер» Ж. Массне — Вертер’; с М. П. Максаковой;
1950 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Индийский гость; с Г. М. Нэлеппом и Е. В. Шумской;
1950 — «Демон» А. Г. Рубинштейна — Синодал; с А. П. Ивановым и Т. Е. Талахадзе;
1951 — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова — Моцарт; с А. С. Пироговым;
1952 — «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка — Орфей; с Е. В. Шумской;
1953 — «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Дж. Пуччини — Пинкертон; с Е. В. Шумской;
1953 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Альмавива; с В. М. Фирсовой, И. П. Бурлаком и М. О. Рейзеном;
1953 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин; с Е. В. Шумской и С. Г. Пановой;
1955 — «Дубровский» Э. Ф. Направника — Владимир Дубровский; с А. П. Ивановым и Н. С. Чубенко;
1955 — «Богема» Дж. Пуччини Рудольф; с Е. В. Шумской, А. В. Яковенко и И. П. Бурлаком;
1957 — «Русалка» А. С. Даргомыжского — Князь; с Е. Ф. Смоленской, А. Ф. Кривченей и В. И. Борисенко;
1957 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин; с Е. В. Шумской и Е. Ф. Смоленской;
1957 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Берендей; с В. М. Фирсовой и Г. П. Вишневской;
1983 — «Галька» С. Монюшко — Йонтек; с Е. Н. Зименковой и И. А. Морозовым
Самые известные оперные партии Ивана Козловского:
«Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Юродивый;
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Владимир Ленский;
«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — царь Берендей;
«Севильский цирюльник» Дж. Россини — граф Альмавива;
«Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин;
«Риголетто» Дж. Верди — Герцог;
«Травиата» Дж. Верди — Альфред;
«Фауст» Ш. Гуно — Фауст
Упущенное счастье Ивана Козловского: Почему первый тенор страны и кумир женщин обрек себя на одиночество
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иван Козловский был ровесником века. Он родился в 1900 г. в крестьянской семье в деревне под Киевом. Таких обычно называют самородками из народа. В 7 лет Иван попал в Михайловский монастырь, где пел в монастырском хоре. Позже певец рассказывал: « Моя мать мечтала, чтобы я стал священником, и меня отдали в школу, оттуда было «рукой подать» до архиерейского сана. После школы принимали в семинарию, где учились четыре года на священника. Если хотел стать богословом – еще один год. Потом могли поступить в академию. Жили мы в Михайловском монастыре ».
Но у юноши были другие планы – спустя 10 лет он сбежал из бурсы, несколько месяцев бродяжничал по деревням, добывая деньги пением, а затем приехал в Киев. Он решил попробовать поступить в Киевский музыкально-драматический институт. Его природная одаренность настолько поразила приемную комиссию, что его зачислили после первого же тура экзаменов. В 1920 г. Козловского призвали в армию. Но даже во время службы в инженерных войсках Красной Армии Козловский продолжал заниматься любимым делом – он руководил в части музыкальной самодеятельностью и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра.
После завершения службы Иван Козловский выступал в Харьковском оперном театре, спустя год перебрался в Свердловский оперный театр, а в 1926 г. он переехал в Москву и был принят в труппу Большого театра. С этого момента и начался его триумфальный путь на оперной сцене. Исполнение партий Юродивого в «Борисе Годунове», Ленского в «Евгении Онегине», Берендея в «Снегурочке» принесли ему невероятную популярность и обожание зрителей. Говорят, сам Шаляпин, считавший тенор «физическим недостатком», услышав этот уникальный тембр, воскликнул: « Здорово поет сволочь Козловский! »
В 1938 г. Иван Козловский стал организатором и руководителем Государственного ансамбля оперы СССР. Власти были благосклонны к нему – его даже называли любимым певцом Сталина. Он слушал Козловского не только в Большом театре – иногда тенора привозили в Кремль ночью и он пел специально для Сталина. Но при этом за границу его не выпускали – в 1919 г. его брат Федор, который вместе с Иваном пел в монастырском хоре и тоже стал певцом, уехал на гастроли в Европу и обратно не вернулся.
В годы войны Козловский работал в Куйбышеве (Самаре), куда был эвакуирован Большой театр, не раз выезжал в составе концертных бригад в действующую армию, выступал в госпиталях, давал концерты в Фонд обороны страны. Его карьера в Большом театре продолжалась 28 лет. За это время Козловский исполнил более полусотни партий из знаменитых опер. В 1954 г. г. певец, к огромному сожалению многотысячной армии своих поклонниц, вдруг решил уйти из театра. Он оставался в прекрасной форме, продолжал петь, и для многих это решение стало полной неожиданностью. Но на это у певца были причины личного характера…
Еще в 20 лет певец женился на ведущей актрисе Полтавского театра Александре Герцик, которая была старше него на 14 лет. Вместе они переехали в Москву, где карьера Козловского пошла на взлет, в то время как звезда его супруги постепенно угасала. Однако она на судьбу не жаловалась – на протяжении 17 лет Александра оставалась не только женой, но и преданным другом, окружившем его почти материнской заботой. Поставив крест на собственной карьере, она занималась хозяйством и бытом, самоотверженно посвятив свою жизнь «первому тенору страны».
В последние 3 года отношения между супругами заметно испортились – в 1934 г. Козловский познакомился с актрисой Галиной Сергеевой и потерял от нее голову. Она была моложе него на 14 лет и во многом оказалась полной противоположностью его первой супруги – она была далека от оперного искусства и полностью сосредоточена на собственной театральной и кинокарьере, ведь после главной роли в фильме «Пышка» 1934 г. она стала настоящей звездой и самой молодой заслуженной артисткой РСФСР.
Тысячи поклонников осыпали ее цветами, дарили подарки и посвящали ей стихи. При этом она безумно ревновала Козловского к его фанаткам, хотя повода для этого не было – певец был так влюблен в Сергееву, что другие женщины попросту перестали для него существовать. Ради нее он был готов на любые безумства – однажды знаменитый артист взобрался по водосточной трубе в номер к любимой на второй этаж. Но актриса упрекала его в недостаточном внимании и, в отличие от Александры Герцик, совершенно не умела идти на уступки.
В 1937 г. они поженились. Оба ради этого брака оставили свои предыдущие семьи. У них родилось двое дочерей, но с появлением младшей их отношения, и до этого слишком бурные, полные ссор и скандалов, окончательно испортились. После войны актриса попала в автокатастрофу, повредила горло, перенесла несколько операций. Из-за проблем со здоровьем ей пришлось уйти из театра. В кино ее не звали еще с 1942 г. К проблемам личной нереализованности добавилась новая беда. У младшей дочери обнаружили врожденный сколиоз, у нее мог развиться горб, она нуждалась в сложной операции. Ее согласился провести профессор Василий Чаклин. Не устояв перед обаянием актрисы, он тоже потерял от нее голову и оставил ради нее жену и троих детей. Сергеева ушла от Козловского и вышла замуж за Чаклина.
Певец так тяжело переживал расставание с женой, что впал в тяжелую депрессию и спустя 4 года принял решение уйти из театра. Он даже задумывался о том, чтобы уйти в монастырь. Хотя новый брак жены продержался недолго, Козловский, продолжая любить актрису, не предложил ей вернуться – он так и не смог простить ее предательства. Певец так тосковал, что после развода более 40 лет провел в одиночестве. При этом в его квартире постоянно обитали «козловитянки» (так называли его поклонниц), которые занимались хозяйством – в быту он был абсолютно беспомощен. Понимая, что ни одна из них не заменит ему Галину, они были счастливы уже тем, что он позволял им находиться рядом. При этом слухи о его романах с певицами и женами партийных чиновников никогда не утихали, но сам он их не комментировал.
Но уход из театра не стал завершением его карьеры – он ездил с концертами по всей стране, исполняя романсы. Именно он нашел ноты и первым записал романс «Я встретил вас…» на стихи Федора Тютчева. Но не раз случалось, что ему запрещали исполнять ту или иную песню, и Козловский впадал в уныние. Его дочь говорила: « Где-то в глубине души его поселилась Великая Печаль. Ему казалось, что его не понимают… родные и близкие, государство, чиновники ».
В зрелом возрасте Козловский нечасто пускал в дом чужих людей, особенно журналистов. Об одной из редких встреч рассказала искусствовед и публицист Инга Каретникова в своих мемуарах: « Дверь открыл он сам – стройный в свои 70 с лишним лет. Приветливый. В движениях и речи – аристократическая естественность, приятная простота, хотя происходил он из крестьян. В его улыбке, во внимании его глаз угадывалась его безграничная одаренность. «Вот какой он, лучший Ленский и, конечно, лучший Юродивый в «Борисе Годунове», – думала я ». Даже в зрелом возрасте он не утратил своего шарма и умения производить впечатление на женщин. Певец оставался не только в прекрасной физической форме (он и в 70 лет делал гимнастический крест на кольцах и не пил лекарств), но и не растерял профессиональных навыков – он продолжал давать сольные концерты до 87 лет!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Биография Ивана Семеновича Козловского
Иван Семёнович Козловский родился 23 (11) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии в крестьянской семье.
Козловский закончил Киевскую учительскую семинарию, а затем в 1919 году – музыкально-драматический техникум. С 1916 г. пел в передвижных оперных труппах в Полтаве и Харькове; в 1925 г. – солист Свердловского театра; в 1926 г. был принят в труппу московского Большого театра, солистом которого являлся до 1954 года.
В репертуаре Козловского насчитывалось более 50 оперных партий, в их числе: Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова и др. Исполнял он также партии западного репертуара, среди которых выделялись Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера и граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини.
тенор Иван Семёнович Козловский
С самого начала творческой деятельности и до последних лет жизни Козловский много выступал в концертах, преимущественно с программами русских старинных романсов, русских и украинских народных песен, камерной лирики русских композиторов (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов). В поздние годы он пел и записывал русскую духовную музыку.
В 1938–1941 гг. Козловский был организатором и художественным руководителем Государственного ансамбля оперы в Москве, с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении.
Голос Козловского – высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра. Певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. Пение Козловского было исключительно эмоциональным, иногда даже балансирующим на границе строгого вкуса (это случалось преимущественно в западном репертуаре).
Голос Козловского и сейчас звучит в памяти старшего поколения. Все знают рассказ «Слава Ивана Козловского» из известного цикла для детей Виктора Драгунского «Денискины рассказы», где маленький герой размышляет: «Неужели Козловский поет громче меня?».
В оперном репертуаре певца насчитывалось около 50 партий: Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини, Принц в опере «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского. Примечательно, что до Козловского роль Юродивого считали эпизодической – певец делает ее одной из центральных. В его исполнении страшно звучали слова: «Нельзя молиться за царя-ирода. Богородица не велит!»
До последних лет жизни Козловский много выступал с концертами, исполняя старинные русские романсы, русские и украинские народные песен, камерную лирику Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова. Современники писали о его репертуаре: «Здесь вы найдете и горе, и радость безмерную, и угнетенность, и смирение». Козловский говорил, что петь надо так, чтобы «не рвать на себе рубаху», уметь голосом убедить слушателя в замысле композитора.
История жизни Ивана Семеновича Козловского
В 54 года певец оставляет сцену Большого театра. Козловский говорил, что пение – это избыток здоровья. Он был замечательным волейболистом, прекрасно играл в теннис, любил плавать в море, в 75 лет занимался на кольцах. Вплоть до восьмидесяти лет Козловский давал ежегодный сольный концерт, исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера.
Однако, по словам дочери, Козловский жил с ощущением непонятости. «Где-то в глубине души его поселилась Великая Печаль. Ему казалось, что его не понимают… родные и близкие, государство, чиновники, с которыми у него всегда были непростые отношения». Не раз по неизвестной причине «свыше» поступало заявление «это петь нельзя».
Например, на открытии киевского дома-музея украинского поэта Максима Рыльского Козловскому запретили исполнять песню «Ой, у полi криниченька». В поздние годы Козловский пел и записывал русскую духовную музыку. В 60-е чиновники уничтожают в магазине Львова четыреста пластинок с рождественскими колядками – замысел, который певец вынашивал долгие годы.
Козловский мечтал хоть раз послушать оперу в Ла Скала, но его не выпускали за рубеж- возможно, из-за старшего брата, также певца, эмигрировавшего в Америку. Русский хоровой тенор зарубежные слушатели могли слышать только по радио.
По мысли Козловского, главное – это оставить след в искусстве, а значит и в жизни. Он на собственные средства построил в родном селе музыкальную школу, которую мечтал превратить в интернат для одаренных детей. В Марьяновке действует дом-музей Ивана Семеновича Козловского, где к столетию певца воздвигнут монумент, символизирующий горящую свечу. На псковщине экскурсоводы показывают алтарную часть Святогорского монастыря, где Козловский пел на пушкинских праздниках. В Вене существует общество «поклонников Козловского».
Как утверждают очевидцы, девицы, которые окружали Козловского, были некрасивыми. Поклонниц Козловского называли «сыры». Откуда пошло это название? Есть версия, по которой жаркие почитательницы его таланта засекли, говоря современным языком, какой сорт сыра их кумир как-то купил в Елисеевском магазине. Они тут же купили его и поделили между собой.
Родился в 1900 году недалеко от Киева — в селе Марьяновка. В семь с половиной лет мальчик уже пел в хоре при Свято-Михайловском монастыре в Киеве. В 15 лет участвовал в постановках Общества украинских актеров снова как хорист.
Обществом руководил известный украинский актер, воспитанник театра корифеев Иван Марьяненко. Он и обратил внимание на голос Козловского, посоветовал прослушаться у педагога Елены Муравьевой. Она за свою жизнь обучила 400 вокалистов, которые впоследствии стали профессиональными певцами. Услышав лирический тенор Козловского, педагог отметила его природную постановку голоса. Так, молодой вокалист стал учиться у Муравьевой в Киевском музыкально-драматическом институте им. Лысенко и параллельно часто посещал спектакли и концерты.
В бурные годы Гражданской войны и разрухи театральная жизнь Киева была особенно интенсивной — со всей страны сюда съезжались гастролеры, лучшие оперные певцы того времени. Впервые как оперный певец Козловский вышел на сцену в театре Садовского в партии Андрея из «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского. Критики отмечали, что еще мало игры, голос пока не отработан и имеет носовой призвук. Однако уже через некоторое время певец полностью овладевает вокальной техникой. Разучивая партию, он знает не только свою роль, но и всю партитуру. Со свойственной ему непосредственностью он прямо во время репетиции начинает останавливать оркестры и указывать на то, что арфа или флейта сфальшивили.
В 24 года Козловский становится солистом Харьковской оперы (напомним, что Харьков в то время был столицей Украины). Через два года его приглашают в Большой театр. На первых порах блестящая карьера не складывается. Молодой певец не поет те партии, о которых мечтал. Чтобы реализовать себя, организовывает вне театра оперный ансамбль. Успех колоссальный. Но Козловского притягивает именно театральная сцена Большого, хотя порядками в театре он не доволен, а театр не доволен им. Дирекция считает Козловского излишне требовательным, а характер его — неуживчивым. В конце 30-х годов его увольняют.
В это же время, совершенно неожиданно для самого Козловского, он становится любимцем Сталина. Вождь возвращает его в театр на исключительных условиях, присвоив звание народного артиста СССР и наградив орденом Ленина. С этого момента начинается звездная пора Ивана Козловского. Он становится ведущим тенором Союза, оспаривая это звание у своего коллеги и соперника Сергея Лемешева. У него появляется масса поклонниц. Хотя, надо сказать, и в те времена не все восхищались бесконечными ферматами тенора. Козловский любил показать уникальность своего голоса, даже невзирая на то, предусмотрел ли это композитор в данном эпизоде. И все же историю Большого театра трудно сегодня представить без Козловского, без его Ленского, Фауста, Лоэнгрина, Дубровского, Берендея, Ромео…
В 54 года певец оставил сцену Большого театра. Он был в прекрасной физической и вокальной форме. Это подтверждали его постоянные выступления, вплоть до восьмидесяти лет. Когда ему было за семьдесят, Козловский давал ежегодный сольный концерт, исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера… Что же послужило причиной ухода из театра, остается загадкой.
С момента переезда в Москву все эти годы — с 1926 г. по 1993 г. — Козловский не порывал связей с Украиной. Он записывал пластинки с украинским репертуаром, выступал с оркестром народных инструментов, ежегодно пел в Каневе на могиле Шевченко, посещал Украину с концертами. Он умер в Москве в 1993 году.























