биография крючкова геннадия константиновича

Крючков, Геннадий Константинович

биография крючкова геннадия константиновича

Геннадий Константинович Крючков
биография крючкова геннадия константиновича
Г. К. Крючков
Дата рождения:20.10.1926
Место рождения:Тула
Дата смерти:15.07.2007
Место смерти:Тула
Род деятельности:пастор, проповедник
Должность в союзе:председатель МСЦ ЕХБ
Преемник:Николай Степанович Антонюк
Отец:Константин Павлович Крючков
Дети:9 детей
Гражданство:СССР/Россия

Содержание

Биография [1]

Г. К. Крючков родился в Туле. Его отец, Константин Павлович, был руководителем хора в Московской общине евангельских христиан. В 1929 году отец был осужден на три года, в их семье в то время было пятеро детей.

После освобождения отца, его выслали сначала в Донбас, а затем на станцию Узловая Тульской области, где он работал шахтером, несмотря на пошатнувшееся здоровье. После смерти матери в 1955 году (детей в семье было уже двенадцать) отец вернулся в Москву, женился во второй раз и стал активным членом общины. В 1961 году отец примкнул к движению инициативников.

Геннадий Крючков служил в Советской армии в 1944-1950 годах. После демобилизации он вернулся в Узловую и пошел работать на шахту электриком. В 1951 году он обратился к Богу, крестился и женился на сестре по вере Лидии Васильевне. Он начал проповедовать. Вскоре он был избран руководителем хора, потом диаконом и, наконец, стал пресвитером в официально незарегистрированной церкви в Узловой.

В 1955 году со стороны руководства ВСЕХБ Крючкову предложили получить богословское образование в Англии, однако, по его словам, ценой за это должно было стать его «сотрудничество» с чиновниками Совета по делам религии (СДР). Крючков отказался.

В начале 60-ых Крючков, наряду с А. Ф. Прокофьевым и дургими, стал одним из лидеров движения инициативников (см. статью «Разделение ЕХБ»).

В 1966 году, после массовой акции верующих ЕХБ у здания ЦК КПСС, Крючков был арестован и осужден на три года.

После освобождения он почти на 20 лет ушел на нелегальное положение. Его штаб-квартира была оборудована в Прибалтике, в городе Вентспилсе, в доме пресвитера местной церкви ВСЕХБ. [3] В это время Крючков жил отдельно от семьи, окруженный только узким кругом приближенных. Заседания Совета проиходили 1-2 раза в год на квартире Крючкова, в остальное время общение происходило только через аудиозаписи.

В это время в СЦ стала сгущаться атмосфера подозрительности и недоверия друг к другу. За каждым из членов Совета наблюдали, Крючков на основе наблюдений составлял досье. Подозреваемых выводили из состава руководства и просто переставали приглашать на различные мероприятия. Под подозрение попадали те, кто проявлял свободомыслие, не соглашался с Крючковым, говорил о негативных явлениях в СЦ ЕХБ. В то же время в церквях Крючков пользовался непререкаемым авторитетом.

В 1970-ых годах, после того как секретаря СЦ Георгия Винса сначала надолго посадили, а затем лишили гражданства и выслали в США, Крючков стал единоличным руководителем СЦ ЕХБ.

Земной путь Крючкова закончился 15 июля 2007 года.

Оценки Г. К. Крючкова

МСЦ ЕХБ

В некрологе МСЦ ЕХБ он называется «верным и несгибаемым служителем Церкви Христовой, бессменным духовным руководителем независимого братства». [4]

Бывшие соратники

«О председателе Совета Церквей.

2. Находим ещё более нетерпимым и тот факт, что сам Совет Церквей годами не встречается со своим председателем. Разговоры с ним через магнитофон или через кого-либо из членов с интервалами между вопросами и ответами в три и более месяца только парализуют работу Совета Церквей и делают его не дееспособным.

3. Убеждены, что нет никакой необходимости в дальнейшей конспирации и разобщенности председателя с самим Советом. Критическое положение братства на сегодняшний день и сами функции председателя Совета Церквей позволяют быть лишь во временной конспирации, но не в изоляции.

4. Предлагаем, в случае невозможности такой меры, поставить вопрос о переизбрании председателя.

Обращение принято на совещании служителей Совета среднеазиатских объединений церквей евангельских христиан-баптистов 9 июля 1979 года. Город Джамбул». Обращение подписали 19 пресвитеров. [8]

Источник

15 июля 2007 года скончался председатель МСЦ ЕХБ Г.К.Крючков

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

В начале 60-х годов прошлого столетия, когда все официальные церкви и религиозные центры и союзы были повержены перед господствующим атеизмом, Геннадий Константинович КРЮЧКОВ, будучи пресвитером незарегистрированной Узловской церкви ЕХБ (Тульской области) призвал всех верующих к молитве и совместным действиям в деле защиты истины и созыва Всесоюзного съезда ЕХБ.

Этот, выраженный в посланиях Инициативной группы, призыв Духа Святого, нашел горячий отклик в сердце тысяч возрожденных христиан. Невзирая на угрозы воинствующего атеизма, верующие стали повиноваться в деле домостроительства Церкви Христовой лишь Богу. Явочным порядком приводили на богослужение детей, воспитывая их в учении наставлении Господнем. Крестили молодежь. За эту чисто религиозную деятельность братьев и сестер гонимой церкви около 30 лет штрафовали, отнимали у них детей, разрушали бульдозерами молитвенные дома и десятилетиями томили в тюрьмах и лагерях.

Геннадию Константиновичу весьма дороги были слова Самого Иисуса Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан. 15, 20). Во славу искупившего нас Господа благословенное обетование Спасителя осуществилось на независимом братстве в полной мере:

Повинуясь Христу во всем, народ Божий убедился, что при любой жестокой власти, можно жить в свободе Христовой и быть побеждающей Церковью!

Геннадий Константинович родился 20 октября 1926 года в городе Волгограде вторым ребенком в семье молодых христиан: Константина Павловича и Александры Евдокимовны КРЮЧКОВЫХ. Маленьким свертком его привезли в Москву родители, переехавшие в столицу на жительство. Пятилетним мальчишкой он испытал разлуку с отцом, приговоренным в 1931 году постановлением коллегии ОГПУ к 5 годам лагерей. По возвращении из заключения жить Константину Павловичу в Москве не позволили, и семья вынуждена была скитаться, находя скромный приют у богобоязненных христиан.

В разгар войны, летом 1943 года, в 16 с половиной лет он был призван в армию, в которой прослужил до начала 1951 года (более семи лет). Демобилизовавшись, приехал к родителям, жившим в городе Узловая (в то время Московской обл.), куда отец был мобилизован на трудфронт для работы на шахтах Московского угольного бассейна. Покаялся. Летом 1951 года на праздник Троицы принял вместе с женой крещение в местной незарегистрированной общине. Стал нести служение сначала проповедника, регента, затем пресвитера церкви и в 1960 году был рукоположен на пресвитерское служение служителями Дедовской незарегистрированной церкви ЕХБ.

С момента открытого выступления Инициативной группы по созыву съезда церкви ЕХБ Геннадий Константинович дальнейшее служение, порученное ему Богом и церковью (а это в 5 первых лет), совершал в нелегальных условиях.

В 1966 году вскоре после ареста майской делегации верующих в Москве у стен здания ЦК КПСС, Геннадий Константинович был арестован и осужден на три года лишения свободы.

В 1969 году, после неудавшейся попытки осудить его на новый срок прямо в лагере, он по усиленным ходатайствам родных и церкви был освобожден. Но уже через год, в августе 1970 года, из-за угрозы ареста дорогой служитель вынужден был оставить дом и 20 лет руководить духовной работой братства в условиях конспирации под неотступной слежкой за семьей и служителями Совета церквей.

«Для нас, многих, он был как добрый отец, учивший живому упованию на Бога. Для веры Геннадия Константиновича не было преград в решении даже самых сложных вопросов. С ним было легко, потому что он шел за живым и всемогущим Богом и уверенно вел народ Божий по угодному Богу пути». В этих теплых словах соболезнования родным и близким друзей из Донецка отражена всеобщая любовь искреннего народа Божьего к дорогому пастырю и верному домостроителю Церкви Христовой.

Международный совет церквей евангельских христиан-баптистов

Новость предоставлена христианским дайджестом новостей JesusChrist.ru со ссылкой на следующий источник: МСЦ ЕХБ

Внимание: При цитировании новостей с нашего сайта необходимо ставить работающую гиперссылку на сайт JesusChrist.ru. Спасибо.

Мнение создателей сайта может не совпадать с мнением, изложенным в цитируемых в дайджесте новостях.

Другие новости за 16.7.2007

Июль 2007
пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Июнь 2007
пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Партнеры:

Поиск по сайту и Интернету. При поддержке Google.

Источник

Стоявший в проломе

биография крючкова геннадия константиновичаМногие годы он продолжал свое служение в условиях строжайшей конспирации.
Фото из архива автора

Евангельские христиане-баптисты всегда считали своим долгом отстаивать принцип полного отделения Церкви от государства. Исповедание веры одной из первых баптистских церквей в Англии гласило: «Мы признаем себя обязанными подчиняться гражданской власти во всем, кроме вопросов веры, в которых мы должны повиноваться только Христу, исповедуя и сохраняя свою веру даже среди испытаний». Тех, кто стойко защищал христианские общины от незаконного вмешательства светской власти, обычно заносили в разряд религиозных диссидентов и жестоко преследовали.

В начале 60-х годов прошлого столетия среди наиболее активных баптистов СССР зародилось движение за право на свободное исповедание и выражение религиозных убеждений. Движение это возглавил пресвитер церкви евангельских христиан-баптистов города Узловая Тульской области Геннадий Константинович Крючков.

Будущий духовный лидер родился 20 октября 1926 года в многодетной семье. Его родители, отец Константин Павлович и мать Александра Евдокимовна, принадлежали к московской общине евангельских христиан, известной под названием «красноворотцев». Их молитвенный дом располагался у станции метро «Красные ворота».

Почти все члены этой общины начиная с 1923 года подвергались жестоким репрессиям за пацифистские убеждения, за активную духовно-просветительскую и благотворительную деятельность. В 30-е годы общину фактически разгромили: десятки мужчин и женщин были расстреляны, сотни отправлены в концлагеря и места ссылок, где выживали лишь немногие.

Константин Павлович, приговоренный в 1931 году к пяти годам заключения, выжил. Но после его возвращения семья с малолетними детьми была обречена на постоянные скитания по городам и весям. Ведь репрессированные не везде могли обосноваться.

Жить Крючковым приходилось в основном в сельской местности и работать от зари до зари в колхозе. Геннадий, 13-летний парнишка, пас двухтысячную отару овец в Ростовской области. Затем была учеба в ремесленном училище Новочеркасска на мастера-краснодеревщика.

Грянула война. В 1943 году Геннадий попал на фронт и смог демобилизоваться только через семь лет. С трудом отыскал местожительство родителей. Их по предписанию властей после войны отправили работать на шахтах Подмосковного угольного бассейна в городе Узловая.

Там в 1951 году Геннадий Константинович заключил брак с Лидией Васильевной, работницей угольного предприятия. Молодые супруги присоединились к местной общине евангельских христиан. Охваченный духовным рвением Геннадий Крючков совершает служение руководителя церковного хора, диакона и затем становится пресвитером.

О молодом талантливом пасторе скоро узнали в Москве. В 1955 году руководство баптистского духовного центра предложило Геннадию Крючкову получить богословское образование в Англии, в Библейском колледже имени Чарльза Сперджена. Но стоило только кандидату написать официальное заявление, ему тут же пришлось иметь разговор с чиновниками Совета по делам религий при Совете министров СССР. Они недвусмысленно дали понять, что служить Богу, вести дела церковные без тесного взаимодействия с различными государственными органами в Советском Союзе не дозволяется.

Глубокое потрясение, по его собственному признанию, Геннадий Константинович испытал, когда те же самые утверждения он услышал из уст почтенных и уважаемых пастырей евангелистского братства. Руководители Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) разводили руками, вразумляя Крючкова не противиться представителям власти, но во всем быть им послушным.

Принять такие условия Геннадий Константинович наотрез отказался. Тогда у него окончательно созрели убеждения, что грубые притязания властей явно противоречат многим статьям Конституции и законам СССР, а позиция служителей ВСЕХБ попирает евангельское учение о независимости Церкви от государства и мира.

60-е годы в истории российского баптизма ознаменовались расколом. Разделились не только баптистские церкви, раскол прошелся и по другим протестантским общинам. Тайная и явная работа по разрушению христианских общин достигла своего апогея в годы хрущевского правления. Часть верующих не смогла пойти на сделку с совестью, не смогла избрать путь компромисса и дипломатической гибкости. Наиболее активное и организованное сопротивление наступлению воинствующего атеизма на права верующих оказала часть евангельских христиан-баптистов. Геннадий Константинович Крючков стал их организатором и вдохновителем.

В апреле 1961 года Крючков создал Инициативную группу по созыву Чрезвычайного Всесоюзного съезда ЕХБ. Законного права на съезды они были лишены с 1926 года. Но вышестоящие служители Церкви давно смирились с попранием прав верующих, довольствуясь ничтожно малой толикой возможностей проведения молитвенных собраний общин и отправлением культа в основном для верующих пожилого возраста.

Когда канцелярию ВСЕХБ посетили ходоки во главе с Крючковым с горячими предложениями совместно ходатайствовать перед властями о съезде, о снятии унизительных ограничений на духовную жизнь, предельно осторожные руководители духовного центра сразу попытались остудить пыл молодых пресвитеров. Инициативников убеждали, что исправить ситуацию якобы уже невозможно, так как государство в лице Хрущева решило покончить с религией раз и навсегда.

После многократных и настойчивых попыток найти общий язык с руководством Союза баптистов Геннадий Крючков и его сторонники решили действовать самостоятельно. За подписью Крючкова от имени Инициативной группы и параллельно от многих общин в высшие органы власти хлынул почти непрерывный поток писем, заявлений, ходатайств о разрешении съезда, о недопустимости нарушения права на свободу совести.

Крючков и другие верующие сознательно встали на жертвенный путь, хорошо понимая, какие репрессии могут обрушиться на них. Отец Крючкова на все вопросы уполномоченного по делам религий о поведении сына отвечал, что он «гордится своим сыном и благословляет его принять мученический венец в борьбе за чистоту Церкви».

Из-за нарастания гонений Инициативная группа вынуждена была перейти на нелегальное положение, но движение за верность евангельским принципам в церковной жизни расширялось год от года. В 1962 году Инициативная группа стала именоваться Оргкомитетом, а в 1965 году на его основе образовался Совет церквей ЕХБ под председательством Крючкова.

Это был как раз тот год, когда гонения немного поутихли – в 1964 году Никита Хрущев был снят с поста председателя Совета министров СССР. В январе 1965 года было даже принято постановление Президиума Верховного Совета «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих». По протесту Генпрокуратуры более 80 дел было пересмотрено, часть верующих освободили и реабилитировали. Официальному Союзу баптистов еще в 1963 году было дано разрешение на проведение съездов.

Некоторое затишье оказалось кратковременным. С 1966 года, когда репрессии возобновились, со стороны баптистов усилились ходатайства за гонимых единоверцев. 30 мая 1966 года Геннадий Крючков был арестован в Москве.

Арест произошел после расправы над многочисленной баптистской делегацией, явившейся к зданию ЦК КПСС с петицией о защите преследуемых христиан и о нормализации государственно-церковных отношений. Крючкова в числе делегатов не было, но власти сочли, что все нити по организации столь смелой и грамотной баптистской акции ведут к нему.

Тогда диссидентов после ареста обычно без нужды томили полгода в следственном изоляторе, а затем устраивали изнурительные судебные процессы по заранее спланированному сценарию с установленным заблаговременно приговором. Всем активным деятелям на поприще инакомыслия обычно давали для начала трехлетний срок заключения – с перспективой на добавление срока уже в лагере. Такая же судьба ожидала и Крючкова. Его приговорили к трем годам лишения свободы. В лагере за отказ покаяться перед властями и «встать на путь исправления» завели новое дело, для этого в ход пустили ложные доносы уголовников. Протестуя против такой фабрикации дела, Крючков объявил 17-дневную голодовку. К тому же верующие на воле писали во все инстанции, требуя его освобождения. Что-то на сей раз в бездушной государственной машине не сработало, и Крючков вышел за пределы зоны вовремя.

Но власти, как и следовало ожидать, о нем не забыли. В августе 1970 года дом Крючкова в Туле оцепил наряд милиции. Но хозяина там уже не оказалось. Геннадий Крючков покинул родной дом и семью не ради того, чтобы где-то просто отсидеться, пожить в потаенном местечке. Он твердо был намерен продолжать свое служение в условиях подполья и строжайшей конспирации. Власти в официальных документах квалифицировали его как злостного тунеядца-антисоветчика и объявили его во всесоюзный розыск. На милицейских стендах во многих городах рядом с изображениями уголовников-рецидивистов размещалось фото проповедника Евангелия.

Подпольная «резиденция» Геннадия Константиновича с небольшим штатом помощников и одной печатной машиной располагалась в чердачном помещении дома лесного эстонского хутора, в окрестностях Тарту. На совещания к председателю с большими предосторожностями, соблюдая меры строжайшей конспирации, добирались служители Совета церквей. Те, кто общался со своим руководителем на территории его «резиденции», отмечали широкую осведомленность Геннадия Константиновича о состоянии церковной жизни, о положении узников за веру и их семей, о мировых религиозных и политических событиях.

Как-то собратья предложили Крючкову организовать тайную встречу с семьей, но тот отказался, не желая рисковать и причинить возможный ущерб общему делу. «Я полагаю, Бог, Которому мы служим, восполнит мое отсутствие Своим присутствием в моей семье», – ответил тогда Крючков на предложения соратников.

биография крючкова геннадия константиновича
Подполье сделало Геннадия Крючкова личностью бескомпромиссной и целеустремленной.

В 1971 году на всем пространстве СССР в общинах христиан-баптистов появились различные издания Совета церквей, отпечатанные нелегально типографским способом. Десять лет подобные материалы изготавливали на гектографе, а тут вдруг необыкновенное достижение – переход на типографскую печать. Как это стало возможно?

Еще в то время, когда формировалась Инициативная группа, Геннадий Константинович мечтал о создании качественной независимой печати. Как-то летом 1963 года вместе со своим братом Юрием они зашли Политехнический музей в Москве на выставку японской малогабаритной полиграфической техники. В глаза сразу бросилась компактная печатная машина, с которой тут же были сделаны эскизы. Она и послужила умельцам-изобретателям исходной моделью для конструирования собственного печатного оборудования.

Однако изготовить печатный станок – только часть непростой кропотливой инженерной работы. Нужно было еще изобрести подходящую технологию набора текста.

Под началом Крючкова в Подмосковье, в тесном частном домике была сооружена подпольная экспериментальная лаборатория по разработке материалов и приспособлений для офсетной печати. Было опробовано много методов, но все они были довольно сложными, очень трудоемкими и мало подходили для скрытой от внешних глаз работы.

Вскоре Крючков придумал совершенно новый и простой способ аппликации: из хорошо изданных светских книг и журналов вырезались буквы и слоги, из них составлялись строки, тексты духовного содержания. Затем из подручного материала пришлось долго конструировать специальные наборные машинки.

Со временем, по настоянию Крючкова и благодаря жертвенному труду умельцев, был налажен серийный выпуск малогабаритного печатного оборудования.

Печатные точки были рассредоточены по разным уголкам Советского Союза. Стоило сыщикам обнаружить одну, тут же начинала работать другая. Усердных работников арестовывали, сажали в тюрьмы, но им на смену, не колеблясь, приходили следующие. Периодика Совета церквей продолжала выходить регулярно. Кроме того, издавались книги Священного Писания, сборники духовных песен, назидательные христианские брошюры. На всех изданиях стояла отметка: «Отпечатано в издательстве «Христианин» на пожертвования верующих. Продаже не подлежит».

Решение о создании подпольного издательства было принято Крючковым только после того, как правительство отказало верующим выпустить Библии и церковные песнопения в государственных типографиях.

Советская антирелигиозная машина продолжала неуклонно набирать обороты. Гонения на активных христиан достигли наивысшего пика с приходом к власти Юрия Андропова, который взял решительный курс на укрепление дисциплины и порядка. По указанию сверху наряды милиции на рынках и улицах стали отлавливать всех праздношатающихся в рабочее время. И, конечно, столь строгие меры по наведению железного порядка напрямую коснулись верующих.

По всей стране прокатилась волна арестов, обысков и судебных процессов. На скамью подсудимых влекли деятельных православных, католиков, протестантов. Газетные и журнальные полосы запестрели заказными статьями о «подрывной работе» церковников и сектантов.

С начала андроповской кампании почти весь состав служителей Совета церквей оказался за решеткой. Тяжелейший прессинг по месту работы и учебы сопровождал детей и молодежь из верующих семей. Если человек делился с кем-либо своими религиозными взглядами, его запросто могли уволить с работы или отчислить из учебного заведения.

Гонения по инерции продолжались и после смерти Андропова. В 1985 году, когда Михаил Горбачев наметил основные контуры перестройки, местные власти вовсю проводили «зачистки» незарегистрированных молитвенных домов, арестовывали служителей, конфисковывали Библии. В то время Геннадий Крючков стал записывать свои проповеди, призывы и рекомендации на аудиокассеты и тайно распространять по церквам.

В 1985 году многие верующие из динамика магнитофона слушали спокойный и уверенный голос пастыря: «Братья! Дополнительные сроки осуждения говорят о том, что наши гонители находятся в последних предсмертных судорогах. Скоро освободят всех узников и широко откроются двери для благовествования».

Слова Геннадия Константиновича оказались пророческими. Через два года число осужденных за активную веру стало резко уменьшаться. А 17 июля 1988 года на имя Крючкова в Тулу пришло уведомление из прокуратуры, что уголовное дело в отношении него «прекращено за отсутствием состава преступления».

В начале июля 1989 года Геннадий Крючков уже выступал с объемной речью на Всесоюзном совещании представителей незарегистрированных баптистских общин в Ростове-на-Дону. В его докладе были слышны отзвуки тогдашних бурных споров о путях перестройки: «Мы должны понять, что без Бога невозможно создать сознательное общество. И Господь пришел не подновить общество, не отремонтировать его, прилепив к старому новые заплаты, а привести к новому духовному рождению».

Когда в августе 1991 года страна оказалась под угрозой коммунистического реванша и возврата к старым порядкам, ближайшие друзья советовали Крючкову вновь удалиться в укромное место. Но он даже и слышать не хотел об этом, заявив, что если Бог открыл двери для христианского служения, то никто их не закроет.

Новая эпоха принесла новые возможности и новые проблемы. Крючков на всех съездах, совещаниях и конференциях подчеркивал, что главное призвание Церкви – проповедь Евангелия окружающему миру. Новое законодательство не принуждает религиозные общины к регистрации. По закону члены незарегистрированных церквей имеют полное право распространять свое вероучение в любой форме. Но проблема в том, что не все чиновники в местных структурах власти достаточно компетентны и демократичны.

На возникавшие вопросы о регистрации Геннадий Крючков отвечал, что законы о религии в странах СНГ разные и в результате регистрации общины могут оказаться в полной зависимости от государства. «Церковь стоит не над государством и не под государством, она стоит вне – вот наша позиция на века!» – провозгласил Геннадий Крючков на последнем съезде в октябре 2005 года.

В разных кругах существуют разные мнения о личности и деятельности Крючкова. Ведь ему выпал жребий пророка, стоящего по примеру библейских праведников «в проломе стены на защите Истины» (Иез. 22:30). Годы напряженного отстаивания личных убеждений, переживания за судьбу вверенного ему братства, боль о страданиях домочадцев – все это не могло не отразиться на складе характера. Столь необычный образ жизни выковал личность бескомпромиссную, прямолинейную и целеустремленную. В его проповедях и докладах попадаются иногда резкие, категоричные высказывания в адрес оппонентов. Он с прямотой библейского пророка говорил то, что лежало на сердце, и нередко наживал себе противников.

15 июля 2007 года завершился жизненный путь Геннадия Константиновича Крючкова. Несмотря на всевозможные толки и противоречивые суждения о нем, влияние этого духовного лидера, несомненно, сохранится на долгие годы. Своим жертвенным служением он внес заметную лепту в дело содействия движению страны от тоталитарного режима к правовому государству.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *