Опубликованы фото и биографии погибших летчиков под Барановичами
Майор Андрей Ничипорчик родился в Поставах 17 октября 1987 года в семье военного летчика-снайпера. Окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси в 2010 году.
Летчик первого класса. Был подготовлен к выполнению боевых задач днем и ночью во всех метеорологических условиях.
С 2016 года служил инструктором – готовил к полетам на Як-130 молодых пилотов.
В 2016 году участвовал в выполнении сложнейшего вида летной подготовки — посадки на аэродромный участок дороги самолета Як-130.
С 2017 года принимал участие в воздушных парадах, демонстрационных полетах. Неоднократно участвовал в учениях и международных конкурсах в Беларуси и за рубежом.
Освоил Як-52, Л-39, Су-25, Як-130. В авиабазе его знали как терпеливого и внимательного инструктора, любящего небо и курсантов.
Майор Андрей Ничипорчик был награждён медалью «За безупречную службу» 3 степени за образцовое исполнение служебных обязанностей.
Лейтенант Никита Куконенко родился 18 сентября 1998 года в Полоцке. Выпускник Полоцкого кадетского училища.
С детства мечтал о небе. В 2020 году он окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси. В этом же году начал службу в Лидской штурмовой авиабазе – назначен летчиком звена учебно-боевой эскадрильи на Як-130.
Освоил Л-39 и Як-130.
Его летчиком-инструктором был майор Андрей Ничипорчик.
Читайте также:
Источник информации: Минобороны.
19.05.2021. Новости по теме: Барановичи, Крушение самолета в Барановичах, Происшествие Просмотров: Подпишитесь на Новости Бреста в Google Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости ———————- Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь! Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Что известно о летчиках, которые погибли в Барановичах?
Майор Андрей Ничипорчик родился в Поставах 17 октября 1987 года в семье военного летчика-снайпера. В 2010 году он окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси. С 2016 года служил инструктором, готовил к полетам на Як-130 молодых специалистов.
Майор был летчиком первого класса. Мог выполнять боевые задачи днем и ночью во всех метеорологических условиях.
В 2016 году Андрей Ничипорчик участвовал в выполнении сложнейшего вида летной подготовки – посадки на аэродромный участок дороги самолета Як-130.
Принимал участие в воздушных парадах, демонстрационных полетах с 2017 года. В Беларуси и за рубежом участвовал в учениях и международных конкурсах.
Освоил Як-52, Л-39, Су-25, Як-130. В авиабазе о нем отзывались как о терпеливом и внимательном инструкторе, который любит небо и курсантов.
Майора наградили медалью «За безупречную службу» 3 степени за образцовое исполнение служебных обязанностей. Лейтенант Никита Куконенко родился 18 сентября 1998 года в Полоцке. С детства мечтал о небе. Окончил Полоцкое кадетское училище. В 2020 году – авиационный факультет Военной академии Беларуси.
В 2021 году начал службу в Лидской штурмовой авиабазе. Никиту назначили летчиком звена учебно-боевой эскадрильи на Як-130.
Освоил Л-39 и Як-130. Майор Андрей Ничипорчик был его летчиком-инструктором.
Что о погибших в Барановичах пилотах рассказали их близкие
В среду, 19 мая, в Барановичах разбился военный самолет Як-130. Пилоты – 33-летний Андрей Ничипорчик и 22-летний Никита Куконенко – стремились увести самолет от города, однако сами спастись не смогли. Какими были погибшие парни, с журналистами поделились их близкие и знакомые.
Летчики Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко погибли 19 мая в Барановичах и спасли жизни жителей города. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ
Андрей Ничипорчик отучился в Военной академии Беларуси на авиационном факультете, окончил его в 2010 году, стал летчиком первого класса. Парень начинал военную карьеру в Лиде, где проходил летную практику. Летать он начал на самолете Л-39, потом перешел на Су-25, а уже затем переучился на Як-130. Летчик участвовал в воздушных парадах и демонстрационных полетах, военных учениях в Беларуси и за рубежом. С 2016 года Ничипорчик работал инструктором — готовил молодых пилотов.
Андрей Ничипорчик. Фото: пресс-служба Министерства обороны
— Андрей был отличником и мог поступить в любой вуз страны, но решил пойти по стопам отца — тот был военный летчик-снайпер, отслужил 33 года. Сейчас отец уже не летает, ушел в запас в должности полковника, — рассказал Алексей, двоюродный брат погибшего летчика. — Как братья, мы созванивались, встречались на праздниках на даче у бабушки с дедушкой, любили очень посидеть в бане. У Андрея было очень много друзей.
Семья Андрея Ничипорчика живет в Лиде, у мужчины трое детей.
Никите Куконенко было 22 года. Он родился в Полоцке, но все детство проводил в городском поселке Боровуха Полоцкого района, где базировалась вертолетная база.
Никита Куконенко. Фото: пресс-служба Министерства обороны
Как рассказывается в сюжете о нем на канале «ВоенТВ», разговоры об авиации в семье были постоянными. Никита окончил Полоцкое кадетское училище.
— Смотрел видео — как группы выполняют различные фигуры пилотажа. Мне очень понравилось, и я захотел стать летчиком, управлять этой машиной. Нравится маневренность, скорость, испытываешь чувство свободы, полета, — рассказывал парень.
Курс Никиты Куконенко в Военной академии был экспериментальным. До него курсанты изучали Л-39, а Никита и его однокурсники освоили и Як-130. Тот самый, на котором летал Андрей Ничипорчик и на котором в свой последний полет отправился и молодой пилот.
Как сообщалось в сюжете на «ВоенТВ», в планах Никиты на 2021-й было получить доказательство своего мастерства: стать летчиком третьего класса. Увы, этим планам было не суждено сбыться.
— Никита учился в Военной академии с 2015-го по 2020 год. Это был веселый и позитивный парень, тот самый случай, когда солнечная рыжая внешность совпадает с характером, — рассказал о своем воспитаннике Евгений Ростов, который был для курсантов «мамой и папой» — начальником курса.
Ростов вспомнил, что рыжий курсант «залетным» не был, учился хорошо, очень любил играть в футбол, декламировал стихи.
— Помню, был случай. Никита ругнулся и в качестве наказания мы поручили ему выучить отрывок из «Евгения Онегина». Он выучил, потом рассказывал его перед всем курсом.
Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Приказ «катапультироваться» звучал 10 раз, но лётчики ослушались: что стало известно о трагедии в Барановичах после расшифровки черных ящиков
Лётчики, которые погибли в Барановичах, совершили подвиг. Теперь об этом говорят не только люди, но и факты. Сегодня открылись новые подробности трагедии. Получены первые расшифровки чёрных ящиков. Они чётко дают понять: лётчики знали, на что шли.
Приказ катапультироваться звучал 10 раз. Экипаж ослушался. Цена была слишком велика – жизни, возможно, не двух мирных жителей. Они отдали свои. Хотя дома одного из них ждали три пары маленьких глаз. Времени на раздумья и сомненья у них не было. Всего лишь минута от потери управляемости самолёта до столкновения с землёй. 60 секунд они рисковали собой, чтобы уберечь жизни других. О новых героях Беларуси, тех, кто улетел, но уже не вернётся – материал наших корреспондентов.
Кадры с места падения Як-130, пожалуй, лучше всего характеризуют, что под Барановичами случилось настоящее чудо. Впрочем, у тех, кто сделал его возможным, есть имена: майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко до последнего уводили железную машину от жилых домов и «положили» практически неуправляемый Як ровно на пустырь. Сегодня в интернете появилось видео крушения, момент попал в объектив автомобильного регистратора. Вообще в телеэфире показывать такие кадры не принято, чтобы не терзать души родственников погибших. Но это и правда – ценой собственных жизней: жертв на земле от такого взрыва – ни одной.
Когда началась расшифровка бортовых самописцев, по всей стране во второй раз прокатилась волна восхищения мужеством и самоотверженностью пилотов. А у военных есть ёмкое слово – доблесть… С момента отказа бортовых систем и практически полной потери управляемости до столкновения с землёй прошло всего около минуты. 60 секунд на попытки увести самолёт от домов, решения рисковать – снова и снова… Хотя в этот момент в наушниках не раз звучала команда диспетчера по всеми заученной на зубок инструкции для таких инцидентов – «Катапультироваться!». Но это был тот приказ, который офицеры выполнить не могли.
Игорь Голуб, командующий ВВС и войсками ПВО Вооружённых Сил Беларуси:«Достоверно могу сказать: первое – аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков. В данной ситуации, согласно требованию руководящих документов, а именно руководства по летной эксплуатации самолета Як-130, экипаж обязан был покинуть самолет – катапультироваться. Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение, и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города. Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления. В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полета и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту – высота продолжала интенсивно падать. На высоте где-то около 50 метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета неимоверными усилиями и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек».
А это, выражаясь языком авиаторов, и есть высший пилотаж! От места падения до жилого дома всего несколько десятков метров. А ведь там – люди. Эксперты признают, лётчики сработали максимально профессионально. Иначе жертв и пострадавших не избежать. А так в Барановичскую больницу доставили только одного пациента. Ему уже сделали операцию.
Сергей Ковш, заведующий травматологическим отделением Барановичской городской больницы: «Госпитализирован вчера с множественной травмой, с закрытым переломом правой плечевой кости на границе верхней средней трети со смещением, рваной раной грудной клетки справа, с множественными ссадинами в области конечностей и туловища. В данной ситуации, после того, как стабилизирован перелом, мы минимизируем риски возможных осложнений в результате этого перелома. После таких операций, как правило, пациенты находятся в стационаре недолго, если не будет каких-либо осложнений».
Казимир Кузьмич – как раз жилец того дома, неподалёку от которого упал самолёт. Он пил чай на кухне. Самого падения не видел – всё произошло в одно мгновение – взрывная волна сбила с ног и впечатала в стену. Но сейчас говорит, физическая боль ничто по сравнению с тем, что на душе.
Казимир Кузьмич:«Это заживет, а пацанов не поднять. Их надо наградить. Хоть бы одну улицу назвали в Барановичах их именами. Это герои Беларуси. С большой буквы. Они спасли город ».
Сразу после крушения межведомственная комиссия начала расследование, а на точке и в радиусе падения самолёта местные власти принялись устранять последствия падения обломков. В общем-то, не в чистоте или порядке дело, те, кто чудом не пострадал, уж точно не думают о повреждённых фасадах. Но всё же были те, кто испугался, и для них важно вернуться к привычному виду спасительного пустыря.
Соболезнования родным и близким пилотов сразу после трагедии направил Александр Лукашенко, а расследование Главнокомандующий взял на личный контроль. Сегодня рабочий день во Дворце Независимости Президент предложил начать с минуты молчания. И сегодня же на высшем уровне прозвучало слово «герои».
Отец троих детей Андрей Ничипорчик был настоящим асом и чуть ли не легендой учебной авиации Беларуси, участвовал в вылетах на парады в День Победы и День Независимости, то есть доверяли ему и как пилоту, и как человеку. Лучшие свои качества, увы, проявить пришлось… Молодой лейтенант Никита Куконенко только мечтал повторить пусть своего наставника. Не так давно в интервью нашим коллегам он рассказывал, за что любит небо.
И тема, которая, к сожалению, тоже оказалась возможной. Пока вся страна восхищается героизмом ребят и оплакивает утрату, нашлись те, кто публично, скажем так, говорил о лётчиках и их гибели другое. Цитировать не будем: для одних зрителей это будет больно, у других вызовет гнев. Это точно не та история для хайпа.
И, как говорится, на контрасте – как к поступку лётчиков относятся те, кто тоже носит форму и давал присягу самоотверженно служить Родине. Ведь несмотря на то, что в Беларуси спокойно, военные понимают, что беречь и защищать – это не просто слова, в это нужно верить и быть к этому готовым.
Владимир Рышкевич, заместитель командира звена:«Это были летчики моего звена – командир звена Андрей Ничипорчик и старший летчик Никита Куконенко. О них можно говорить много, они молодцы. Ценой своей жизни спасли других людей, уводя практически неуправляемый самолет от частного сектора жилых домов. Парни не погибли, они, наверное, улетели и не вернулись. Мы одна семья, эскадрилья – одна семья, как отец, мать, брат, сестра… Это больше, чем просто друг».
Владимир Карев, командир звена учебно-боевой эскадрильи:«Ощущение того, что их нет – пока не верится. Просто кажется, знаете, вот как они куда-то уехали надолго, и просто их сейчас нету, потому что вот в классе, когда к его столу подходишь, пока не осознаешь, что их нет».
Антон Ганевич, летчикучебно-боевой эскадрильи: « Я обоим доверял. Доверял, как себе, доверял в полете свою жизнь не раз, когда летали в составе экипажа на учениях, когда Андрей Владимирович меня молодым офицером учил летать на этом самолете. Я думаю, что летчик Никита Куконенко достоин своего командира звена. И они реально были очень похожи, слаженным экипажем».
Сегодня в Барановичах прошла панихида по погибшим пилотам. А прощался город со своими героями на аэродроме. Тот случай, когда минута молчания – громче любых слов. И только горечь наполнила сердца…
Проводить в последний полёт своих сыновей и мужей приехали и родные погибших.
Тела в Лиду доставил специальный рейс АН-26. И это действительно последний полёт героев. Хотя в авиации, впрочем, принято говорить: « Лётчики не умирают, они просто улетают и не возвращаются». Но память о них будет вечной. Ведь жизни граждан своей страны они защищали до конца.
Десять лет назад два барановичских летчика погибли, спасая чужие жизни
Трагедия произошла 30 августа 2009 года на авиашоу в польском городе Радом. Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич разбились во время выполнения фигуры высшего пилотажа. Они отвели самолет от населенного пункта, пожертвовав своими жизнями.
Александр Журавлевич и Александр Марфицкий (справа). Фото: архив Intex-press
В первые минуты после трагедии было неизвестно даже, чей самолет потерпел крушение. Позже выяснилось, что разбившийся Су-27 УБМ принадлежал 61-й истребительной авиационной базе, которая дислоцируется в Барановичах.
Очевидцы трагедии и специалисты задавались вопросом: почему пилоты не смогли катапультироваться и тем самым спасти себя от неминуемой гибели? На это в Министерстве обороны был дан ответ: настоящие профессионалы, каковыми бесспорно были погибшие пилоты, в сложившейся ситуации не могли поступить иначе, ведь стоило им покинуть самолет, он бы неминуемо упал на жилые дома.
Начальник пресс-службы Министерства обороны Беларуси в интервью информагентству БелаПАН сообщил, что, осознав неизбежное падение самолета, летчики приняли решение отвести машину на максимальное расстояние от населенного пункта и пожертвовали своими жизнями, чтобы спасти сотни людей.
Марфицкий Александр Эдуардович.
Марфицкий Александр Эдуардович
– заместитель командующего войсками ЗОТК по авиации, полковник.
Родился 16 мая 1956 г. в пгт. Богушевск Витебской области.
Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, командный факультет Военно-воздушной академии им. Гагарина.
В 1992 году получил высшую профессиональную квалификацию – летчик-снайпер.
За штурвалом самолета провел 2320 часов.
У Александра Эдуардовича остались жена и две дочери.
Журавлевич Александр Адиславович
– заместитель командира по летной подготовке 61-й истребительной авиабазы, полковник.
Родился 28 мая 1963 г. в с. Кемерово Михайловского района Приморского края.
В 1984 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.
Квалификацию летчик-снайпер получил в 2009 году.
Общий налет – 1620 часов.
У Александра Адиславовича остались жена и дочь.
«Надеялись, что пилоты успели катапультироваться»
Информагентства и средства массовой информации Польши, России и Беларуси наперебой сообщали, что в 14.15 по белорусскому времени самолет Су-27 после выполнения очередной фигуры пилотажа на глазах у двухсоттысячной толпы начал резко терять высоту и рухнул на землю в двух километрах от аэропорта, всего в 100 метрах от жилых домов. Очевидцы трагедии надеялись, что пилотам, которые сумели увести машину от зрительных трибун и жилых домов, удалось катапультироваться, и они еще долго смотрели в сторону леса, за которым скрылась железная птица, но облако густого черного дыма, взметнувшееся из-за деревьев, накрыло эти надежды.
«Самолет летел очень низко. Возможно, у него было не все в порядке с двигателем, потому что сначала мы слышали рев двигателей, а потом стало тихо, и самолет начал опускаться все ниже и ниже. Когда он был на высоте деревьев, пилот направил машину в поле, видимо, чтобы спасти жизни людей, – цитирует слова поляка Конрада, который одним из первых оказался на месте падения самолета, Gazeta Wyborcza. – На месте падения самолета мы искали парашюты, надеясь, что пилоты успели катапультироваться. Но кроме обломков самолета, разбросанных в радиусе 100 м от падения самолета, так ничего и не обнаружили».
На место трагедии тут же прибыли спасатели и медики, но помочь пилотам, к сожалению, они уже не могли. Все показательные полеты в тот день были отменены, польские власти объявили в городе Радом двухдневный траур. Была создана комиссия (в ее состав вошли белорусские и польские специалисты), которая и занялась расследованием трагедии.
Александр и Светлана Журавлевич с дочерью Ольгой.
Август 2009 года, город Радом (Польша). Александр Марфицкий и Александр Журавлевич.
Две жизни спасли сотни
В первые минуты после трагедии было не известно даже, чей самолет потерпел крушение. Позже выяснилось, что разбившийся Су-27 УБМ принадлежал 61-й истребительной авиационной базе, которая дислоцируется в Барановичах. Он прибыл на авиашоу вместе с другой белорусской техникой – бомбардировщиком Су-24М и транспортным самолетом Ил-76МД. Управляли истребителем наши земляки, первоклассные летчики Александр Марфицкий и Александр Журавлевич.
Очевидцы трагедии и специалисты задавались вопросом: почему пилоты не смогли катапультироваться и тем самым спасти себя от неминуемой гибели? На это в Министерстве обороны был дан ответ: настоящие профессионалы, каковыми бесспорно были погибшие пилоты, в сложившейся ситуации не могли поступить иначе, ведь стоило им покинуть самолет, он бы неминуемо упал на жилые дома. Начальник пресс-службы Министерства обороны Беларуси в интервью информагентству БелаПАН сообщил, что, осознав неизбежное падение самолета, летчики приняли решение отвести машину на максимальное расстояние от населенного пункта и пожертвовали своими жизнями, чтобы спасти сотни людей.
Через несколько часов после трагедии Министерство обороны Беларуси озвучило и предположительную причину катастрофы: падение самолета могло быть вызвано попаданием птицы в воздухозаборник двигателя.
Почти весь город пришел проститься
Транспортный самолет польских ВВС с телами погибших летчиков, который сопровождали командир 4-го учебного крыла Воздушных сил Польши Томаш Древняк (именно он руководил полетами на авиашоу в Радоме) и военнослужащие Роты почетного караула Войска Польского, приземлился на аэродроме Барановичской 61-й истребительной авиабазы 2 сентября.
На следующий день состоялась официальная церемония прощания. С летчиками Александром Марфицким и Александром Журавлевичем пришел проститься почти весь город. Уже с самого утра к центру идеологической и культурно-массовой работы ЗОТК (Дом офицеров) горожане несли живые цветы. К началу церемонии на площади перед Домом офицеров выстроились длинные очереди, которые не иссякали на протяжении нескольких часов. Люди подолгу стояли под палящим солнцем, тихо переговариваясь между собой.
Попрощаться с летчиками в этот день пришли как простые горожане, знакомые и сослуживцы погибших, так и высокопоставленные чиновники: делегации белорусского правительства и парламента Беларуси, представители Министерства обороны, Генерального штаба, Брестского облисполкома, Барановичского горисполкома. На траурную церемонию также прибыли зарубежные коллеги погибших – летчики из пилотажной группы «Русские витязи», а также Войска Польского во главе с командующим воздушными силами Польши Анджеем Власиком.
Выступая на траурном митинге, состоявшемся на кладбище Русино (именно там тела погибших летчиков были преданы земле), министр обороны Беларуси Леонид Мальцев назвал Александра Марфицкого и Александра Журавлевича блестящими летчиками, профессионалами своего дела, оставившими «глубокий след в развитии военной авиации Беларуси». О высоком профессионализме барановичских летчиков говорили и командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Азаренок, и его польский коллега Анджей Власик.