биография маршала новикова авиации

Месть Василия Сталина

За что был репрессирован в 1946 году главный маршал авиации Александр Новиков

биография маршала новикова авиации

65 лет назад в апреле 1946 года был арестован главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР главный маршал авиации Александр Новиков. Через месяц его и группу авиаторов приговорили к разным срокам заключения. Длительное время среди историков была в ходу версия о том, что «свинью» Новикову подложил Василий Сталин, якобы отомстив за то, что главный маршал авиации противился при подписании представления о присвоении сыну вождя генеральского звания. Так ли это на самом деле? Корреспондент «СП» ознакомился с некоторыми судебными и следственными документами по «делу авиаторов». Вот что прояснилось.

Миф о злом мальчике Васе

Для начала подробнее расскажу о кочующей по страницам прессы мифической версии про сына генералиссимуса. Якобы незадолго до нового 1946 года главкому ВВС главному маршалу авиации Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал. А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала. Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию. Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: «Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком…»

Якобы разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву: «Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом». — «Для генеральского звания нужны заслуги», — возразил Фалалеев.

Новиков после объяснения со Сталиным якобы позвонил Жукову в Германию: «Что делать, Георгий Константинович?» Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются. И уже 1 марта 1946 года постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально три дня главком ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён. Причиной было якобы то, что Василий Сталин «накапал» отцу на Новикова: мол, тот принимал от промышленности в годы войны неготовую технику.

В этой версии лично меня очень смущает то, что вождь якобы просил за сына. Разве это похоже на Сталина, который не удосужился спасти жизнь другого сына — Якова, попавшего в плен, заявив: «Я солдата на маршала не меняю»?

Скорее всего версия о мести Василия Сталина это миф.

Сам Василий Сталин писал по этому поводу впоследствии так: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

Что же было на самом деле?

В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП (б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.

Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?

Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.

В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП (б).

Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942—1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.

Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР.

Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Судя по всему, он в них не поверил. К тому же Новиков с 1942 года считался его любимцем — не зря он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин потребовал от председателя военной коллегии Верховного суда Ульриха, чтобы наказание подсудимым было определено минимальное, — «учитывая их заслуги в войне».

10 и 11 мая 1946 года военная коллегия в закрытом судебном заседании рассмотрела дело по обвинению Шахурина, Репина, Селезнева, Новикова, Шиманова, Будникова, Григорьяна. Подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из выступлений в суде.

Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление».

Репин: «Фронт требовал самолетов, а дефекты устранялись на месте».

Шиманов: «Вместо того, чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально „годные“, а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян: «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП (б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества: Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».

Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».

Кстати, ранее в письме к И. Сталину Новиков писал: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».

Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Селезнева к шести, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения.

Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству военной коллегии президиум Верховного совета СССР 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий. Осужденные были лишены правительственных наград.

В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП (б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП (б) стал Жданов.

После смерти Сталина и ареста Абакумова военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Из материалов уголовного дела юристы сделали теперь противоположный вывод — обвиняемые свои служебные обязанности выполняли добросовестно, а производственные дефекты в обстановке спешки, ажиотажа, отсутствия необходимых технологических условий были неизбежны и не могут быть поставлены в вину руководителям авиапрома и ВВС.

Все семеро осужденных в 1953 году были освобождены из ГУЛага. Им возвратили награды и воинские звания. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.

Источник

Новиков Александр Александрович

А.А. Новиков родился 6 (19) ноября 1900 г. в деревне Крюково Блазновской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье.

В июле 1918 г. отца будущего маршала авиации призвали в Красную армию, и Александр остался единственным кормильцем в семье. Он вновь стал учителем, а затем заведующим Пешевской школы, располагавшейся в полутора верстах от родной деревни. Учительствуя, он помогал матери по хозяйству и в воспитании младших сестёр и брата. Жилось им трудно. Вся месячная зарплата А. Новикова составляла пуд ржаной муки, но это был важный источник существования всей семьи.

Осенью 1919 г. и самого Александра призвали на службу в Красную армию, направив его в 27-й Приволжский запасной пехотный полк, который дислоцировался в Нижнем Новгороде. Полк располагался в Тобольских казармах. Не хватало дров, спать приходилось не раздеваясь. Скудным было и питание. Но молодые бойцы не унывали, упорно овладевали азами военного дела, жили в ожидании радостных сообщений с фронта. В начале декабря 1919 г. Новикова как грамотного и развитого красноармейца из запасного полка отправили на пехотные командные курсы, которые находились здесь же, в Нижнем Новгороде. Учась на курсах, Александр организовывал коллективные читки газет, делал сообщения о событиях на фронтах, помогал товарищам с низким уровнем образования. В мае 1920 г. он вступил в ряды РКП(б).

биография маршала новикова авиации


После окончания Нижегородских пехотных курсов комсостава в июне 1920 г. А.А. Новиков был назначен командиром взвода, а затем помощником командира роты 22-го пехотного запасного полка. В июле того же года его переводят помощником командира роты в 33-й стрелковый полк (г. Петрозаводск), в составе которого он участвует в боях с белофинами. В августе 1920 г. Новиков становится заведующим (начальником) разведки 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии. В феврале 1921 г. Александра Александровича назначают адъютантом в продовольственный транспорт 127-й бригады, а уже в марте переводят в Петроград к начальнику штаба 128-й стрелковой бригады, в составе которой он участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, осуществляя контроль за войсковой разведкой в полосе наступления со стороны Лисьего Носа. После окончания боёв Новиков был оставлен при штабе 128-й бригады помощником заведующего разведкой. Но мысли об учёбе, об овладении новыми знаниями никогда не покидали молодого командира.

биография маршала новикова авиации

Высшая тактическо-стрелковая школа командного состава РККА имени III Коминтерна. Второй справа в первом ряду А.А. Новиков. 1922 г.

биография маршала новикова авиации

биография маршала новикова авиации

биография маршала новикова авиации


1933 г. В сентябре 1932 г. после удачно проведённых учений Новикова прикомандировали к штабу ВВС округа. А в марте 1933 г. он назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады в Смоленске. Глубокие военные знания, природный ум, умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке помогли ему за короткий срок понять особенности службы в авиации, изучить личный состав подчинённых частей, завоевать авторитет у сослуживцев.

Через пять месяцев после перехода в авиацию А.А. Новикову поручили руководить авиационной группой на большом опытном учении, которое проходило в районе Минска. Эскадрильям предстояло атаковать с бреющего полета колонну танков на марше, произвести бомбометание по боевым порядкам пехоты во втором эшелоне обороны полка, вести воздушный бой.
По результатам учений командующий округом И.П. Уборевич в целом положительно оценил действия авиации и её руководства. Попав в авиацию, Новиков решает научиться летать. За короткое время он осваивает самолёт и уже с сорокового полёта самостоятельно управляет машиной. После этого Александр Александрович стремится перейти на лётную работу.

Осенью 1935 г. А.А. Новикова назначают командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи БВО. Не пропуская ни одной лётной смены, он становится лучшим, наиболее подготовленным в части лётчиком. Примеру своего командира последовали экипажи всей эскадрильи, которая по результатам года вышла в число передовых в округе. За успехи по службе 28 марта 1936 г. Александру Александровичу было присвоено воинское звание полковник. Всё лето эскадрилья под его руководством готовилась к манёврам, проведение которых планировалось осенью 1936 г. Руководил манёврами командарм 1 ранга И.П. Уборевич. На них присутствовали народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, его первый заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба РККА А.Е. Егоров, члены ЦК КП(б) и правительства Белоруссии. Шесть раз поднималась в небо 42-я легкобомбардировочная эскадрилья, и все шесть раз её действия были высоко оценены руководством РККА.

Летом 1937 г., после ареста И.П. Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Ему объявили строгий выговор с предупреждением и с занесением в учётную карточку. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, только что назначенного на эту должность, к которому Александр Александрович обратился с жалобой на несправедливость, он был восстановлен в воинском звании и должности. Большего А.И. Мезис сделать не успел, так как сам был арестован. Чуть позже с Новикова сняли и партийное взыскание, поскольку в феврале 1938 г. его эскадрилья заняла первое место в 116-й авиационной бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.

биография маршала новикова авиации

Летом 1940 г. Новиков некоторое время командовал ВВС 8-й общевойсковой армии (г. Псков), но потом вновь был возвращён на должность начальника штаба ВВС ЛВО. В августе того же года он стал командующим ВВС округа.

Вступление Новикова в новую должность совпало с проведением опытного учения с высадкой воздушного десанта. В ходе учения на самолётах доставлялись орудия, миномёты, автомашины, танки и другая техника. В воздушно-десантной бригаде совершались одиночные и групповые прыжки десантников с полным снаряжением и вооружением с высоты 400, 300 и 200 м.

В ходе подготовки и проведения воздушных операций А.А. Новиков действовал как подлинный новатор, постоянно изыскивая новые формы и методы управления войсками: внедрил в войска опыт управления по радио лётными экипажами, а также силами и средствами ВВС в интересах двух (Северо-Западного и Северного) фронтов и Балтийского флота.

За боевые действия на Ленинградском фронте в самые трудные для города месяцы генерал Новиков в октябре 1941 г. был награждён орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта авиации.

В феврале 1942 г. А.А. Новиков назначен первым заместителем командующего ВВС и членом Военного совета ВВС Красной армии. Вступив в должность и побывав на Западном фронте у Г.К. Жукова, ознакомившись с состоянием и действиями фронтовой авиации, он пришёл к выводу, что авиация разъединена, её не собрать для массированного удара. Каждая общевойсковая армия цепко держалась за свои авиачасти. Исходя из опыта борьбы на Ленинградском фронте, он рекомендовал создать единый ударный авиакулак, хотя бы смешанный авиакорпус, состоявший из истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. После посещения Северо-Западного фронта он предложил авиации и зимой летать на колёсах, без лыж, которые снижали манёвренность машин.

Одновременно началась перестройка организационной структуры центрального аппарата ВВС. Почти все отделы штаба были развёрнуты в управления, которые возглавили наиболее подготовленные генералы и командиры, проявившие себя в трудном начальном периоде войны. Создание новых управлений и служб позволило расширить функции штаба в вопросах оперативного использования авиации и руководства штабами ВВС фронтов.

А.А. Новиков постоянно анализировал состояние дел на фронтах и все больше убеждался в том, что распыление авиации по общевойсковым армиям не отвечало основным принципам централизованного управления и массированного применения авиации в масштабе фронта, не обеспечивало достижения высокой результативности её боевых действий. По предложению Александра Александровича с мая 1942 г. на базе ВВС фронтов и общевойсковых армий начали создаваться воздушные армии, а чуть позже авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Эта коренная перестройка авиационной структуры ВВС имела большое значение: она позволила централизованно управлять всеми силами авиации, решать не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи. Новая организационная структура ВВС стала одним из важнейших факторов завоевания советскими ВВС полного господства в воздухе, а затем и победы в воздушной войне.

биография маршала новикова авиации

биография маршала новикова авиации

биография маршала новикова авиации


. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г. А.А. Новиков координировал взаимодействие воздушных армий, где наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широко использовалась и военно-транспортная авиация: не только для обеспечения войск горючим, боеприпасами и продовольствием, но и для высадки воздушных десантов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 г. главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу «за образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вторую медаль «Золотая Звезда» он получил 8 сентября 1945 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами».

После Великой Отечественной войны судьба А.А. Новикова сложилась трагически. Несмотря на то, что он являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 гг.), по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали. Александр Александрович был обвинён в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники. Под избиениями признал себя виновным. 11 мая 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР осудила его на пять лет лишения свободы по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 г. А.А. Новиков был лишён воинского звания главный маршал авиации, почётного звания дважды Героя Советского Союза, орденов и медалей.

В январе 1956 г. по состоянию здоровья А.А. Новиков был уволен из армии в запас с правом ношения военной формы одежды и уехал в Ленинград. Он решил посвятить себя воспитанию и выучке лётчиков Гражданского воздушного флота. Его просьба была удовлетворена, и в августе 1956 г. он был назначен начальником Высшего авиационного училища Гражданского воздушного флота в Ленинграде. Одновременно А.А. Новиков возглавил кафедру лётной эксплуатации и занялся педагогической деятельностью. В 1958 г. ему присвоили учёное звание профессора.

В училище А.А. Новиков проработал десять лет. Под его руководством была воспитана целая плеяда руководителей гражданской авиации, заложен фундамент материально-технической базы учебного заведения, развёрнута научно-исследовательская работа. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки в сентябре 1961 г. Александра Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени.

А.А. Новиков выступал с докладами по истории авиации и оперативно-тактическому искусству ВВС в годы Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией», «Нормандия», «В небе России», «Реактивная техника в транспортной авиации», учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «В битве за Берлин» и другие).

В 1966 г. Александр Александрович перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. Скончался А.А. Новиков 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

биография маршала новикова авиации


В соответствии с Положением о звании Героя Советского Союза, в 1958 г. на Комсомольской площади в Костроме установили бронзовый бюст главного маршала авиации А.А. Новикова (скульптор Е.В. Вучетич). В декабре 1972 г. А.А. Новикову было присвоено звание «Почётный гражданин города Костромы». Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде, а также Государственное среднее специальное образовательное учреждение «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Награжден: 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст. и Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, многими медалями, а также иностранными орденами: французским – Почётного легиона 2-й ст., американским – «Легион Почёта» 1-й ст., монгольским – Боевого Красного Знамени.

Источник

Маршал Новиков: биография и интересные факты из жизни

Новиков Александр Александрович – маршал авиации, военачальник, профессор, член коммунистической партии. Участник гражданской и отечественной войны. Защитник Сталинграда. Главный реформатор структуры ВВС в военное время. Дважды герой СССР.

Начало карьеры

Александр Александрович Новиков, биография которого будет описана в этой статье, родился в деревне Крюково (Костромская губерния) в 1900 году. Своё образование будущий маршал получил в 1918 году в учительской семинарии. Через год Новиков попал в Советскую армию. Александр Александрович принимал участие в гражданской войне, подавлении мятежа в Кронштадте, а также сражался на Кавказе. Будущий маршал проявил незаурядные лидерские качества и был принят в академию имени Фрунзе. Это учебное заведение было ступенью для продвижения по службе (получения командных должностей) в Красной армии. После завершения учёбы Новикова отправили в 11-й пехотный корпус Белорусского округа.

биография маршала новикова авиации

Стремительный взлёт

Значительное увеличение производства авиационной техники способствовало появлению соответствующих военных частей и тактических соединений. В 30-х годах в военную авиацию направили огромное количество офицеров. Среди них был и будущий маршал Новиков А. А. Именно в то время его карьера стала стремительно идти вверх. В 1936 году он получил звание полковника, а спустя два года возглавил штаб Ленинградского округа. После войны с Финляндией Александра Александровича ждала новая должность – командующий ВВС.

Встреча с Жуковым

Накануне Отечественной войны Новикова перевели в Киевский военный округ. В 1942 году он встретился с Жуковым. Тот сразу предложил ему возглавить ВВС Советской армии. После назначения Александр Александрович получил прозвище Летающее крыло Жукова.

биография маршала новикова авиации

Преобразования ВВС

Сталинградская битва и другие сражения

3000 – такое число вражеских самолётов помогла уничтожить система радиоуправления, которую координировал маршал авиации Новиков А. А. 1943 г. стал для него триумфальным, ведь именно слаженная работа лётчиков под командованием Александра Александровича помогла одержать победу. Они разгромили танки, пытавшиеся прорваться к Паулюсу. А под Сталинградом Новиков под свою ответственность сделал ставку на штурмовики. Маршал считал, что в плохих погодных условиях они гораздо лучше бомбардировщиков помогут в прорыве обороны противника. Также под них легче было искать аэродромы. Как мы знаем из истории, стратегия Александра Александровича оказалась верной.

Стоит отметить, что воздушная армия под его командованием участвовала в Кубанском сражении, помогала в освобождении Белоруссии и Украины, а также разгромила Квантунскую армию на Дальнем Востоке. За свою результативную работу главный маршал авиации Новиков получил много наград как от СССР, так и от иностранных государств. Самые значимые из них – это орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (была вручена дважды).

биография маршала новикова авиации

Начало расследования

Несмотря на все свои заслуги, Александр Александрович не смог избежать участи большинства советских военачальников. Победы на войне ощутимо усилили роль армии в глазах общества. А это грозило ослаблением влияния партийной верхушки. К тому же Сталин никогда не доверял военным и считал, что их нужно держать в страхе и под жёстким контролем. Поводом к проверке маршала Новикова и армии ВВС послужила встреча Иосифа Виссарионовича с сыном Василием. Тот пожаловался отцу на «плохие» отечественные самолёты и заявил о высоком качестве американских летательных аппаратов.

Конфликт с сыном Сталина

Василий Сталин всегда не очень хорошо отзывался о маршале авиации Новикове. И на то у него были свои причины. Всё образование сына вождя состояло из незаконченной средней школы, Качинской школы лётчиков и годичного пребывания на авиакурсах. Тем не менее в 21 год Василий был уже полковником и возглавлял инспекцию ВВС КА. Сам Иосиф Виссаринович старался поддерживать миф о собственной скромности в быту. Его же сын, наоборот, беззастенчиво попирал армейские порядки, вёл себя высокомерно и регулярно устраивал дебоши, кутежи, пьянки и безобразия. Маршал Новиков потребовал от сына Сталина неукоснительного соблюдения армейской дисциплины и постарался укоротить высокомерные замашки Василия. Например, он забрал две из его трёх машин. По должности Василию полагалась только одна. Александр Александрович прекрасно понимал, что сам Сталин был в курсе подобных выходок сына, но ничего не предпринимал. В 1945 году Новиков не подписал приказ о присвоении Василию звания генерал-майора. Самолюбие сына Сталина было задето, и он стал плести интриги, дожидаясь удобного случая для мести.

биография маршала новикова авиации

Арест

Через несколько месяцев главный маршал авиации А. А. Новиков, биографии которого опубликованы во многих журналах армейской тематики, был снят с занимаемой должности без всяких объяснений и оснований. Затем его арестовали вместе с несколькими людьми, занимавшими ключевые посты в ВВС. Так появилось «дело авиаторов». Все обвинения по нему были надуманными. Маршал Новиков не занимался вредительством, а лишь отдавал приказы на устранение недостатков летательных машин. Кстати, количество технических поломок было гораздо ниже допустимой нормы. В условиях такого торопливого производства это можно назвать чудом.

Открывшая «дело авиаторов» организация «Смерш» во главе с Абакумовым, разрабатывала три основных линии. Первая – сбор компромата на маршала Жукова. Он должен был предстать главой заговора с целью совершения в СССР военного переворота. Вторая – выявление всех «вредителей» в военной промышленности и военной авиации. Третья – выявление связей между политическими и военными деятелями. Главным стремлением следователей было найти причины для обвинения Жукова. При этом они не гнушались пытками, выбивая из людей показания. Но основную роль в преследовании Жукова сыграл Александр Новиков. Маршал авиации подписал на него донос.

биография маршала новикова авиации

Сфабрикованный донос

Сразу после ареста Новикова отвезли на Лубянку. К слову, там он отсидел целых шесть лет. Сталин не отправил его в лагерь, так как понимал, что Александр Александрович может ему пригодиться. На Лубянке каждый день проходили допросы. Они длились до пяти утра. Потом Новикову давали час на отдых, и всё продолжалось снова. Заснуть было невозможно, так как в маленькой камере всё время горела лампочка в 500 ватт. Да и на живот нельзя было переворачиваться. После нескольких дней такого допроса, когда дважды Герой Советского Союза Новиков был сломлен и измучен бессонницей, ему подсунули бумагу с печатным текстом. Обессилевший и находившийся в полубредовом состоянии Александр Александрович её подписал. Да и вряд ли могло быть по-другому. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что донос составлен безграмотно, на скорую руку. Никакой конкретики в нём не было. Да и суть доноса просто абсурдна – якобы Жуков приписывал все заслуги и победы лично себе. Вполне понятно, что Сталин просто использовал Новикова для устранения Жукова.

биография маршала новикова авиации

Освобождение

В начале декабря 1954 года состоялся суд над Абакумовым и следователями, сфабриковавшими «дело авиаторов». Александр Новиков (биография, отзывы о маршале есть в любом учебнике истории) лично давал показания. Маршалу вернули должность и имущество. Но произошедшее сильно его подкосило, и проработал он всего несколько месяцев.

Завершение карьеры

В марте 1955 года главный маршал авиации А. А. Новиков был освобождён от должности. В качестве основной причины отстранения назвали «техническую отсталость». Конечно, это сказалось на здоровье Александра Александровича. Он тяжело заболел и перенёс инфаркт. Потом была хирургическая операция и полугодовая реабилитация в больнице. В начале 1956 года маршала уволили в запас по болезни. При этом он сохранил право ношения военной формы.

В 1966 году бывший маршал авиации Новиков перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. До самой своей смерти он трудился над книгой, в которой описывал подвиги ленинградских лётчиков. Третья жена маршала Тамара делала всё возможное для продления его жизни. Она служила в Главном штабе ВВС и, по сути, была ниточкой, связывающей Александра Александровича с главным делом его жизни – военной авиацией. Скончался Новиков в Москве в 1976 году.

биография маршала новикова авиации

Реабилитация

В апреле 1993 года Военной прокуратурой РФ было направлено заявление в Верховный Совет РФ о признании семерых человек, участвующих в «авиационном деле», незаконно репрессированными. Спустя месяц Верховный Совет признал факт репрессии по политическим мотивам. Но в конце 1993 года после расстрела здания Верховного Совета все документы сгорели. К счастью, Светлана (дочь Новикова) успела вручную скопировать соответствующий документ.

В конце 90-х по просьбе жены Новикова Комиссия жертв репрессий по политическим мотивам тщательно изучила информацию по «авиационному делу» 1946 года. Главный вывод, к которому она пришла, был такой: «Дело полностью сфабриковано и имеет не уголовный, а политический подтекст». Военная прокуратура полностью согласилась с такой формулировкой. И в конце 2000 года главного маршала авиации А. А. Новикова полностью реабилитировали.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *