биография матрены матренин двор

Матрёна — образ и характеристика героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Двор Матрёны

Символично название рассказа. Двор Матрёны Васильевны, её дом и подворье являются своеобразным отражением натуры хозяйки, её судьбы. Здесь прошла вся её жизнь, здесь она трудилась и рожала детей, ждала с войны мужа, любила и страдала. Матрёнин двор, как это ни парадоксально, стал причиной гибели героини. Она умирает из-за разобранной горницы, части дома, давно обещанной приёмной дочери Кире.

Дом Матрёны поражает скудостью убранства, почти запущенностью, в нём нет создающих уют обывательско-мещанских мелочей: бумажных цветочков вокруг фотографий и открыток на стене, салфеточек, вышитых скатертей и наволочек. Женщина не слишком озабочена созданием уюта в своём доме, не любит готовить. То, что подаётся на стол, не отличается ни разнообразием, ни вкусом.

Дело вовсе не в лени хозяйки. Она труженица по природе. Труд — средство от невзгод, отдых, способ забыть об обидах и единственно возможный смысл жизни. Работа возвращает на её лицо добрую улыбку. Если Матрёна Васильевна не занята на огороде, то идёт в лес за ягодами, за травой для козы, или, взяв мешок, отправляется за торфом. Никогда не откажет ни родне, ни соседям, ни колхозу в помощи и будет с полной отдачей трудиться на чужом участке, не прося за это никакого награждения. Просто ей жаль времени для себя, собственного уюта и благополучия. Она привыкла довольствоваться малым, самым необходимым.

Судьба

Жизнь Матрёны типична для сурового времени, в которое ей выпало родиться. Безропотно принимает она обрушивающиеся на неё несчастья и находит утешение в безвозмездной, щедрой, от души помощи окружающим. Берёт на воспитание дочь своего несостоявшегося жениха Киру. Государство, на которое всю жизнь за мифические трудодни гнула спину Матрёна, на старости лет оставляет её в нищете, год от года уменьшая участок земли при доме, подталкивая к воровству, выплачивая мизерную пенсию. Да и ту вечная труженица и бессребреница начинает получать лишь в конце жизни. Колхоз, который регулярно в страду пользуется её бесплатным трудом, не обеспечивает даже топливом на зиму, и ей приходится воровать торф, рискуя на старости лет оказаться под судом.

Так раскрывается основная тема рассказа – жизнь праведника и труженика в нашей стране.

Праведник среди людей

Делать что-то для людей, забывая о себе, — это постоянная потребность героини. Но жизнь праведницы, не заслуживает ни уважения в глазах окружающих, ни даже внимания. Односельчане и родня считают её не совсем нормальной, не стесняются пользоваться её добротой. Даже после её смерти думают о том, как урвать лишний кусок от её скудного добра, как отвести от себя обвинения в её гибели. Похороны Матрёны превращаются в своеобразное представление: над телом родственники в форме плача произносят обвинительные или оправдательные монологи, обращённые больше друг к другу.

Гибель Матрёны не заставила людей задуматься о том, что между ними жил человек праведный, чистосердечный, не имеющий на совести ни единого пятна. Герой рассказа с удивлением слышит сплетни и домыслы о жизни покойной. Людям по непонятной ему причине хочется запачкать имя единственного между ними чистого человека. Горький путь праведника русской земли, не заслужившего ни уважения, ни понимания, оставшегося незамеченным, даже осуждаемым, — такова основная идея рассказа Солженицына. Вместе с тем, рассказ отнюдь не безрадостен. В нём выражается уверенность, что таких Матрён много живёт в русской земле, и потому она ещё стоит и не оскудевает добрыми людьми.

Вывод

Характеристика образа Матрёны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Матрёна («Матрёнин двор»)

Судьба Матрёны

Матрёна Васильевна Григорьева — простая русская женщина, которая другого мира, кроме родной деревни, не знает. Здесь она родилась, встретила свою любовь и дожила до пожилого возраста (автор указывает, что ей лет шестьдесят).

Когда Игнатич приезжает в деревню и попадает в дом к Матрёне, женщина предстаёт перед ним совершенно больная. Даже цвет лица и взгляд свидетельствуют о том, что женщина страдает неизлечимым недугом. Раз в месяц на неё накатывает «немочь», и она два-три дня лежит замертво. По состоянию здоровья пришлось ей уйти из колхоза, которому отданы все силы не за деньги, а за трудодни.

Матрёна прожила непростую жизнь. По ходу рассказа по крупицам складывается сложная история её личной жизни. Первая любовь была у девушки ещё до Первой мировой войны. Готовились к свадьбе. Отец жениха даже построил для молодых избу. Но грянула война, и жених Матрены Фаддей призывается в армию. Долгие годы войны от него не было никаких вестей, и его родные думали, что он убит.

На семейную жизнь героини рассказа будто порчу кто навел. С мужем она жила неплохо. Но вот все дети умирали, прожив на свете несколько месяцев. В Великую Отечественную войну Ефим отправился на фронт. История для Матрёны повторилась. Муж пропал без вести, и она осталась одна. Но женщина никому не жалуется на свою судьбу, она верит в то, что Ефим остался в живых, попал в какую-нибудь далёкую страну, где всё у него хорошо.

Характер

Добротой её пользуются все кому не лень: колхоз, в котором она уже не работает, соседи, родные сестрицы. Никто даже не ставит под сомнение, что она придёт на помощь по первому зову. А вот самой Матрёне никто не помогает, лишь единственная подруга Маша, помогает ей в те дни, когда она не может встать из-за непонятной болезни.

Отсутствие детей омрачало жизнь Матрёны. Но и тут она находит выход, обратившись к жене Фаддея. Им Бог дал тоже шестерных детей. Младший родился, когда они были уже пожилые. Матрёна выпросила у них на воспитание одну из дочерей. Кира прожила с ней более десяти лет. Но пришло время, и повзрослевшая девушка вышла замуж и уехала в другой посёлок.

Отношение окружающих к Матрёне

Беззлобность главной героини рассказа, её беззаветная привязанность к Кире становятся причиной её гибели. Часть своего дома (сруб горницы) она завещает воспитаннице, а остальное имущество своим сёстрам. Но отец девушки не хочет ждать, требует отдать горницу ещё при жизни Матрёны. Во время перевозки разобранного сруба и случается трагедия: застрявшие на железнодорожном перегоне сани вместе с людьми раздавили два сцепленных паровоза, ехавших задом. Среди погибших оказалась и героиня рассказа.

Внешне страдая, родные погибшей думают только о том, что достанется каждому из её скудного имущества, и ругают её за то, что нажила она совсем немного. Никто не вспоминает беззлобность Матрёны и то, что она за свою работу ничего не брала с людей. При её совсем маленькой пенсии богатству взяться неоткуда. Да и не стремилась к нему Матрёна. Есть «картовь», торф для топки печи, сено для козы, и достаточно.

Источник

Жизнь Матрены с цитатами в рассказе Матренин двор Солженицына

В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

Жизнь Матрены с самого детства была нелегкой. Уже в 19 лет ее сосватали за соседского парня Фаддея. Но свадьба не состоялась, помешала война. Жених уходит на «германскую».

« Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…».

Женщина мечтает о семье, детях и соглашается на предложение выйти замуж за младшего брата своего бывшего жениха.

«… и присватался ко мне Ефим. Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди. Был Ефим моложе меня на год. Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я… На Петров день повенчались»

Неожиданно бывший жених Матрены возвращается с войны, все это время он был в плену. Он прощает невесту и решает жениться сам, но обязательно только на Матрене. Девушку с таким именем находит в соседней деревне.

Семейная жизнь героини складывается трагически. Умирают все ее шестеро детей, еще в младенчестве. Односельчане говорят, что женились не по любви. Очередная война еще одно трагическое событие в жизни Матрены. Она опять остается одна.

«А муж Матрёны не вернулся с этой войны. Похоронного тоже не было. Односельчане, кто был с ним в роте, говорили, что либо в плен он попал, либо погиб, а только тела не нашли».

Свое стремление к семье и женскому счастью она находит, когда просит на воспитание одну из дочерей у Фаддея. Матрена воспитала и вырастила ее как родную.

При этом она готова помогать каждому кто попросит. «Покидала свой черед дел, да шла помогать». Делала она это все бесплатно, так и дожила до пенсии. Теперь ее жизнь стала намного легче. «Купила новую телогрейку и пальто». Даже начинает, как все бабушки копить себе на похороны – «И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей – себе на похороны. Повеселела».

Погибает Матрена трагически, попав под поезд. Опять она бросается на помощь, спасает застрявшие на переезде сани. Бывшие подруги начинают делить имущество погибшей, даже не дождавшись похорон. Фаддея тоже больше заботит, кому дом достанется. Соседки сразу после ее гибели забывают ее добрые дела, многие говорят о ней плохо –«и нечистоплотная она была и глупая, помогала другим бесплатно…».

Практически вся жизнь Матрены состояла из трагедий и потерь. Односельчане считали ее убогой и ненормальной. Однако Солженицын сделал ее героиней. Она все делала для других. Все ее поступки были добрыми и искренними. Ей удалось пронести в жизни главное – живую душу и любовь.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

История жизни Матрены

В образе Матрены писатель изобразил типичную русскую женщину, какой она должна быть, согласно его представлениям.

Солженицын изобразил простую деревенскую женщину, ничем особенным не примечательную, которая всю жизнь исполняла свои обязанности по отношению к другим.

Личная жизнь Матрены – олицетворение нелегкой женской доли. Она должна была выйти замуж за Фаддея, но тот был отправлен на фронт, так как Первая мировая война. Жених пропадает без вести она выходит замуж за его брата Ефима. Примечательно, что делает это женщина не по своей воле, а уступая давлению Ефима. Этим автор показывает покорность простой русской женщины, ее склонность делать, как ей велят другие.

У Матрены умирает шестеро детей, еще в самом малом возрасте. Это показывает и ее несчастную судьбу, и, одновременно, отсутствие сочувствие к ней родственников и односельчан, о котором ничего не говорится.

Ефима также забирает война, с которой он не возвращается, хотя и нет документов о его гибели. В рассказе не говорится об этом прямо, но есть намеки, что муж предпочел просто устроить свою жизнь на другом месте.

Фаддей, все же вернувшийся в село и судя по всему сохранивший чувства к прежней невесте (он специально находит себе жену, которую зовут также), не стал мстить ей и своему брату. Матрена берет у него на воспитание одну из дочерей, демонстрируя нерастраченные материнские чувства. Однако это же становится причиной ее гибели.

Приемная дочь Кира выходит замуж и покидает старую Матрену. А любимый когда-то Фаддей требует с Матрены отдать ему избу, завещанную дочери. Она не пытается спорить и жертвует последним своим ценным имуществом, считая что оно больше пригодится молодым. Матрена погибает в результате несчастного случая при перевозке избы не по вине Фаддея, но он становится косвенным виновником ее гибели.

Отношение к Матрене государства сродни поведению родственников. Женщина всю жизнь работала в колхозе и власть даже не дала ей пенсию за тяжкий, но малооплачиваемый многолетний труд. Также относились к героине рассказа и ее соседи.

Матрена в произведении выступает, прежде всего, в образе жертвы. Она, кроме того, символизирует покорность и бескорыстие. Рассказ проникнут сочувствием к простым русским женщинам, которое испытывал его автор. По мысли Солженицына Россия держится на самоотверженности таких русских старух (Автор подчеркивает физическую силу и выносливость Матрены). Он как бы ставит перед читателем вопрос: что будет со страной, когда они уйдут из жизни.

Источник

Матрена

История персонажа

Главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.

биография матрены матренин дворИллюстрация к рассказу Солженицына «Матренин двор»

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.

биография матрены матренин дворВнешность Матрены

Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив — тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.

биография матрены матренин дворОбраз Матрены

Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».

биография матрены матренин дворМатренин двор

Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик — собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.

биография матрены матренин дворИллюстрации по мотивам рассказа «Матренин двор»

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.

биография матрены матренин двор«Матренин двор» на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, — и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.

биография матрены матренин дворИллюстрация к рассказу «Матренин двор»

Матрена — суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы Глинки. Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».

«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Источник

Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах

Меню статьи:

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

биография матрены матренин двор

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.

биография матрены матренин двор

Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.

биография матрены матренин двор

Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *