биография майкова аполлона николаевича
Аполлон Майков
Биография
Поэт Аполлон Майков — представитель древней дворянской фамилии, чей род подарил отечественной культуре многих талантливых людей. Помимо поэзии он трудился над переводами и контролировал содержание печатной продукции.
Детство и юность
Аполлон появился на свет 4 июня 1821 года в Москве в дворянской семье Евгении и Николая Майковых. Отец мальчика занимался живописью, а мать, писательница и поэтесса, возглавляла литературный салон.
Интеллигентное семейство проводило много времени в Москве и Подмосковье, а с 1834-го обосновалось в Петербурге — столице Российской империи. Домашним образованием в детстве Аполлона занималась мама, обучавшая сына русскому и французскому языкам, а позже передала ребенка в руки профессионалов: переводчика-редактора Владимира Солоницына и критика-писателя Ивана Гончарова.
К 16 годам Майков освоил гимназическую программу и поступил на юрфак Петербургского университета. В вузе молодой человек осваивал римскую и греческую историю, и это оказало влияние на его ранние труды — в начале пути творца сравнивали с античными поэтами, а сам Аполлон упоминал в стихах олимпийских богов, нимф и сатиров.
Творчество
В юности Аполлон хотел пойти по стопам отца и занялся живописью, но затем стал терять зрение и увлекся поэзией, как мать. Первые строки вышли из-под его пера в конце 1830-х, а в 1842-м был напечатан дебютный сборник стихов, за который император Николай I заплатил щедрый гонорар в тысячу рублей.
На эти средства молодой русский поэт уехал в Европу, исколесив Италию, Францию, Австрию, Саксонию. В Париже Аполлон с младшим братом Валерианом несколько месяцев посещали лекции в Коллеж де Франс и Сорбонне.
Вернувшись на родину 2 года спустя, Майков выразил впечатления о путешествии в собрании «Очерки Рима». За неподдельную страсть к античности Аполлона считали язычником, хотя тот вырос в православной семье и придерживался христианства. Впрочем, впоследствии поэт доказал это в поздних произведениях.
В Петербурге литератор подготовил кандидатскую диссертацию о праве древних славян и устроился в Румянцевский музей при министерстве финансов. С 1845 года поэт также интенсивно пополнял творческую биографию: писал поэмы, драмы, баллады, публиковался в печатных изданиях. Если в первых произведениях прослеживались либеральные настроения, то в более поздних Аполлон переключился на консерватизм. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что многие соратники поэта были высланы из столицы за революционные настроения.
В середине 1850-х Майков много писал о природе, деревнях, истории России. Стихотворения того времени «Весна», «Ласточка», «Бездарных несколько семей» и ряд других признаны хрестоматийными. Многие произведения поэта положены на музыку Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов и стали классикой русских романсов. А вот о любви Аполлон не писал, чтобы «каждого не пускать со своим носом к себе в сердце».
Постепенно Майков дорос до должности цензора и был возведен в действительные статские советники, а также занялся переводами. Так, творец переложил на русский язык произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Адама Мицкевича и перевел в стихах «Слово о полку Игореве» — эта работа признана выдающейся.
В 1874-м литератор вошел в состав Ученого комитета Минпросвещения, затем — Русского литературного общества и других ведомств, сотрудничал с изданиями «Новое слово» и «Театральная газета». После 1880-х Аполлон сконцентрировался на написании очерков и рецензий на книги, правке собственных сочинений для сборников и новых произведений почти не писал. Самым известным стихотворением того периода стал текст о православном празднике Пасхи «Христос воскрес!».
Личная жизнь
С будущей женой Анной Штеммер Аполлон познакомился в 1847 году. Спустя 5 лет бурного романа они связали личную жизнь узами брака, а через год после свадьбы супруга родила поэту первенца Николая. Через время в семье Майковых появились еще трое детей: дочь Вера, которая скончалась в 11 лет, сыновья Владимир и Аполлон.
Поэт Аполлон Майков с родственниками на даче в Сиверской, 1890-е
В 1876 году Апполон Николаевич с семьей переехал на дачу вблизи станции Сиверской Санкт-Петербургской губернии, где прожил до самой смерти. В 1890-е поэт с многочисленными родственниками сделал памятное фото на крыльце дома, которое сохранилось до сих пор.
Смерть
В конце февраля 1897-го Аполлон вышел прогуляться легко одетым и сильно простудился. Пролежав около недели в тяжелом состоянии, поэт скончался в возрасте 75 лет. Причиной смерти Майкова стало воспаление легких. Его могила расположена на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря, где похоронены Николай Некрасов, Федор Тютчев, Сергей Боткин и другие известные люди.
Биография Майкова Аполлона
Всего получено оценок: 68.
Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Творчество Майкова проникнуто большой любовью к русской деревне, природе, а также к античному миру, который писатель изучал на протяжении всей жизни. Аполлон Майков, биография которого будет полезна для детей в 5 классе, оставил большой след в русской литературе XIX века.
Детство и юность
Родился будущий поэт 23 мая (4 июня) 1821 года в Москве в дворянском семействе. Родители Аполлона были представителями творческой интеллигенции: отец, Николай Аполлонович, был академиком живописи, а мать, Евгения Петровна, — писательницей и поэтессой.
Аполлон и четверо его братьев воспитывались в атмосфере искренней любви и интереса к искусству. Гостеприимный дом Майковых часто посещали известные художники и литераторы. Подобная обстановка способствовала раннему проявлению творческих задатков Аполлона, который уже в раннем детстве начал рисовать и писать стихи.
Интересный факт: юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за прогрессирующей близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.
В 1834 году семейство Майковых переехало в Петербург, где начальным образованием старших сыновей, Аполлона и Валериана, занимались лучшие преподаватели. Под их чутким руководством Аполлон всего за 3 года прошёл семилетний гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.
Пробы пера
В университете Аполлон Майков стал изучать древнегреческую и римскую историю, которая увлекла его на долгие годы. Античный мир оказал большое влияние на творчество Майкова, который писал в манере, свойственной для древних поэтов.
В 1842 году был опубликован дебютный сборник начинающего поэта, который был тепло встречен не только простыми читателями, но и литературными критиками. Но самое главное — за свою работу Аполлон Николаевич получил внушительное денежное вознаграждение от императора Николая I. Полученное пособие позволило поэту отправиться в путешествие по Европе, которое продлилось почти 2 года.
Впечатления от этой поездки Майков отразил в новом поэтическом сборнике — «Очерки Рима», который был издан в 1847 году. Направленность его творчества заметно переменилось: от античности Майков перешёл к современным реалиям.
Духовные поиски
По возвращении в Петербург в 1844 году Майков стал активно сотрудничать с литературными журналами «Современник» и «Отечественные записки».
Будучи уже известным поэтом, он случайно попал на заседание социалистического кружка, организованного Михаилом Петрушевским. Именно там Майков познакомился и подружился с выдающимися людьми своего времени: Достоевским, Плещеевым и другими.
В этот период произведения Майкова были пронизаны гражданской тематикой. Его поэма «Две судьбы», написанная в 1845 году, была удостоена Пушкинской премией Академии наук. Год спустя вышла поэма «Машенька».
Аполлон Николаевич изменил своё отношение к революционному движению в России, когда многие участники кружка Петрушевского оказались в ссылке.
Начиная с 1850-х годов Майков увлёкся славянофильскими идеями. Он начал много писать о красоте русской природы, и его лирические произведения были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами. Лучшими его произведениями стали стихи «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки», отличающиеся задушевностью и напевностью.
При изучении краткой биографии Майкова стоит отметить, что в этот период он увлёкся историей Древней Руси. Самой важной его работой стал перевод «Слова о полку Игореве», который был признан одним из лучших.
Личная жизнь
О личной жизни Аполлона Николаевич известно совсем немного. Первой и единственной его супругой стала Анна Ивановна Штеммер, подарившая поэту четырёх детей: сыновей Николая, Владимира, Аполлона и дочь Веру.
Лучшим другом Майкова был выдающийся писатель Федор Достоевский, с которым он породнился, став крёстным отцом всех его детей.
Скончался Аполлон Николаевич Майков 8 (20) марта 1897 года. Причиной смерти стала пневмония.
Аполлон Николаевич Майков
Фото Все
Видео Все
Простые истории. Русский поэт Аполлон Николаевич Майков
Аполлон Майков — биография
Аполлон Николаевич Майков — русский поэт, являлся членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской АН, с 1888 года имел должность тайного советника.
Русская поэзия в XIX веке могла похвастаться многими поэтами и писателями, творчество которых востребовано и по сей день. Одним из таких поэтов является Аполлон Майков, который оставил своим потомкам своё творческое наследие.
Детство
Аполлон Николаевич дворянского рода происхождения. Свой талант Майков унаследовал от своих родителей. Которые в свою очередь являлись представителями творческой интеллигенции, Николай Аполлонович Майков отец поэта — академик живописи, и мать Евгения Петровна — писательница и поэтесса. В творческой семье родилось пятеро сыновей. Детство Аполлона прошло в Москве, но были поездки и в имение родителя в Никольское, и в имение бабушки поэта в деревню Чепчиха, которая находится в Подмосковье Клинского уезда. Этим поездкам молодой поэт посвятит свои стихотворения «Рыбная ловля» и «Себя я помнить стал в деревне под Москвою».

В 1834 году Майковы перебираются в Петербург. Двух сыновей Аполлона и Валериана родители предпочли учить дома. Их обучением занимались Солоницын и Гончаров, который являлся кандидатом Императорского Московского университета. Именно он способствовал развитию юного дарования в литературе и поэзии. С Солоницыным Аполлон изучил семилетний гимназический курс всего за три года. Позднее Иван Гончаров, который преподавал детям литературу и русский язык вспоминал: «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств».
Выбор профессии перед молодым человеком не стоял, он был уверен, что его место среди литераторов. Но юноша ещё был наделён талантом и в живописи. Но всё же из-за близорукости, которой он страдал выбирает поэзию. Так же этому выбору поспособствовала похвала его ранних произведений историка литературы Александра Никитенко и поэта Петра Плетнева.

В 1837 года Аполлон поступает в Императорский Московский университет, и выбирает юридический факультет. Николай I отметил первую книгу молодого поэта премией в размере одной тысячи рублей. Свой первый гонорар Аполлон решил потратить на путешествие.
Творчество
Первая публикация произведений Майкова состоялась в 1930 году. А в 1842 году он издаёт свой первый сборник. Виссарион Белинский дал высокую оценку его творчеству про его стихотворение строгий критик написал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

В 1842 году он выезжает за границу и посещает несколько стран: Италию, Австрийскую империю, Францию и Саксонию. На родину возвращается уже в 1844 году. В поездке Аполлон Николаевич увлекается древнегреческой и римской историей. И несомненно это отразилось на его творчестве. Современники отзывались о стихотворениях того времени, говоря, что он смотрит на жизнь глазами греков, а его произведения напоминают античных поэтов.
В 1847 году Майков издаёт сборник под названием «Очерки Рима», в котором поделится со своими читателями впечатлением о своей поездки. Его мысли и чувства стали яснее отражаться в его более поздних произведениях, от древней античности он постепенно переключился на проблемы современной жизни. Позднее он пишет кандидатскую диссертацию темой которой стала древнеславянское право.

Аполлон Николаевич поступает на службу в Министерство финансов, и работает в библиотеке в Румянцевском музее. В 1867 году он младший цензор Санкт-Петербургского комитета иностранной цензуры, а позднее получает назначение действительного статского советника. В 1877 году получает очередное повышение по должности и занимает пост старшего цензора.
Затем стал исполнять обязанность председателя Центрального комитета иностранной цензуры. С 1874 года, до конца своей трудовой деятельности он работает в отделе Учетного комитета Министерства народного просвещения. Он занимается рассмотрением книжных издательств. А в 1888 году становится тайным советником.
Кружок Петрашевского
После возвращения в столицу в 1844 году, Майков становится заметной фигурой в литературном обществе Петербурга. Принимает активное участие в жизни журнала «Современник» и Отечественные записки». Его друзьями становятся Виссарион Белинский, Николай Некрасов и Иван Тургенев.

Вместе со своим братом Виссарионом, Аполлон посещает собрание первого в России социалистического кружка, под организацией Михаила Петрашевского. В этом кружке он знакомится с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым, позднее между ними завязывается тесная дружба. Идеи этого общества Майков разделял далеко не все, но общение с прогрессивно настроенными людьми всё же оказало на его творчество большое влияние. Произведения, написанные поэтом в 1840 годах пронизаны гражданскими мотивами. Эти стихотворения Аполлон Николаевич публикует в журнале «Отечественные записки». А в 1845 году выходит в свет поэма «Две судьбы», впоследствии за это произведение он был награжден Пушкинской премией. В 1846 году Николай Некрасов публикует в своём «Петербургском сборнике» поэму Майкова «Машенька».
После ареста и ссылки участников кружка Петрашевского, Аполлон Николаевич изменяет своё мнение к революционному движению в России. Вскорости он напишет поэту Якову Полонскому об этом периоде своей жизни: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».
С 1850 годов в произведениях поэта всё больше становится заметно его консервативное настроение. Эти изменения в творчестве связаны с его сближением с издательством «Москвитянин». Майков разделяет славянофильский взгляд издателя журнала Михаила Погодина. Эти идеи были близки и новым знакомым поэта, Фёдору Тютчеву и Михаилу Катаеву. Аполлон Николаевич становится ярым противником влияния западноевропейской культуры.
Излюбленной темой поэта была красота русской природы. На многие его стихотворения была написана музыка. Его поэзией вдохновились самые известные композиторы того времени: Николай Римский-Корсаков и Пётр Ильич Чайковский.
С 1866 года Майков серьёзно увлекается славянским фольклором. И начинает перевод «Слово о полку Игореве». Его поэтический перевод признан самым лучшим. С 1882 года Майков, занимающий должность действительного статского советника, получает новое назначение и теперь он председатель Комитета по иностранной цензуре. В этот период времени Аполлон Николаевич пишет очень мало. Он редактирует и подготавливает к издательству уже написанные им произведения.
Личная жизнь
Николай Аполлонович был женат. Его супругой стала Анна Ивановна Штеммер, которая родила поэту четверых детей: троих сыновей Николая, Владимира, Аполлона и дочь Веру. Они прожили счастливую долгую жизнь.

Вообще жизнь знаменитого поэта была размеренна и спокойна. В его биографии нет наполненных горем событий, жизнь его прошла без потрясений, принося ему только удовольствие от занятия творчеством и его служению отечеству.
Смерть
В феврале 1897 года Майков вышел на прогулку, одевшись совсем не по погоде, и как следствие простудился и заболел воспалением лёгких. Восстановить своё здоровье поэту уже не удалось.

Скончался Аполлон Николаевич 20 марта в 1897 году, у себя дома в Петербурге. Его похоронили на Воскресенском кладбище Новодевичьего монастыря.
Произведения
Ссылки
Биография Аполлона Николаевича Майкова
Семейное воспитание
Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома – все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.
В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.
Образование. Первый сборник
В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.
Заграничные путешествия
Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.
В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.
Идейная направленность
Майков сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями «в антологическом роде», из которых по ясности и законченности образов выдаются: «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Поэзия»; выше всяких похвал в своем роде «Барельеф». Одна из «эпикурейских песен» начинается редким у Майкова лирическим порывом:
Мирта Киприды мне дай!
Что мне гирлянды цветные?
но затем во второй строфе грациозно переходит в обычный ему тон:
Мирта зеленой лозой
Старцу, венчавшись, отрадно
Пить под беседкой густой,
Крытой лозой виноградной.
Характерно для поэзии Майкова стихотворение «После посещения Ватиканского музея». Скульптурные впечатления этого музея напоминают поэту другие такие же впечатления из раннего детства, сильно повлиявшие на характер его творчества:
Еще в мдаденчестве любил блуждать мой взгляд
По пыльным мраморам потемкинских палат.
Антики пыльные живыми мне казались,
И властвуя моим младенческим умом,
Они роднились с ним, как сказки умной няни,
В пластической красе мифических преданий.
Теперь, теперь я здесь в отчизне светлой их,
Где боги меж людей, прияв их образ, жили
И взору их свой лик бессмертный обнажили.
Как дальний пилигрим, среди святынь своих,
Средь статуй я стоял.
В превосходном стихотворении «Розы» (отдел «Фантазии») мгновенное впечатление переносит поэта из современного бала в родной ему античный мир:
. Ах, вы всему виною
О розы Пестума, классические розы!..
Но замиравшие опять яснеют звуки.
И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки.
Растет он, все растет, и льется уж рекой.
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далеко трелится. но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье
И каждый шаг его грохочет надо мной.
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе. увы! надежды нет.
Он ноет. и среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельный.
Из «Камей» выдаются «Анакреон», «Анакреон у скульптора», «Алкивиад», «Претор» и особенно характерное выражение добродушного и невинного эпикурейства «Юношам»:
Из «Посланий» первое к Я. П. Полонскому очень метко характеризует этого поэта; прекрасно по мысли и по форме послание к И. А. Плетневу («За стаею орлов двенадцатого года с небес спустилася к нам стая лебедей»). Простотою чувства и изяществом выдаются некоторые весение стихотворения Майкова. В отделе «Мисс Мери. Неаполитанский альбом» действительно преобладает альбомное остроумие, весьма относительного достоинства. В «Отзывах истории» истинным перлом можно признать «Емшан».
Стихотворные рассказы и картины из средневековой истории («Клермонтский собор», «Савонарола», «На соборе на Констанцском», «Исповедь королевы» и др.), сделавшиеся самыми популярными из произведений Майкова, заслуживают одобрения особенно за гуманный дух, которым они проникнуты. Главный труд всей поэтической жизни Майкова есть историческая трагедия, в окончательном своем виде названная «Два мира». Первый ее зародыш, забытый, по-видимому, самим автором (так как он о нем не упоминает, когда говорит о генезисе своего произведения), мы находим в стихотв. (1845) «Древний Рим» (в отделе «Очерки Рима»), в окончании которого прямо намечена тема «Трех смертей» и «Смерти Люция».
В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк «Три смерти», дополненный «Смертью Люция» (1863), и, наконец, лишь в 1881 г., через 36 лет после первоначального наброска, явились в окончательном виде «Два мира». Произведение, над которым так долго работал умный и даровитый писатель, не может быть лишено крупных достоинств.
Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:
Герой трагедии живет верою в Рим и с нею умирает, отстаивая ее и против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:
Пейзажная лирика
Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.
Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.
В общем поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.
Могила Аполлона Николаевича Майкова на Новодевичьем кладбище













