биография мерзлякова алексея федоровича
Мерзляков, Алексей Фёдорович
7 августа (26 июля) 1830 ( 1830-07-26 ) (52 года)
Содержание
Биография
Родился в весьма небогатой купеческой семье. Отец его Фёдор Алексеевич научил сына только читать и писать. Особенную охоту к учению и отличные способности в мальчике первым заметил его дядя Алексей Алексеевич Мерзляков, служивший правителем канцелярии при тогдашнем генерал-губернаторе Пермской и Тобольской губерний А. А. Волкове. Он уговорил, хотя и не без труда, отпустить мальчика в Пермь.
При открытии в Перми народных училищ директор их И. И. Панаев принял в своё заведывание пермское народное училище. Посетив однажды вечером А. А. Мерзлякова, он случайно завёл разговор с 14-летним худо одетым его племянником, принёсшим чайник (А. А. Мерзляков был небогатый человек, и племянник исполнял у него роль слуги). Ответы мальчика понравились Панаеву, и он, сделав дяде выговор за пренебрежение воспитанием племянника, на другой же день записал Алексея в училище и стал следить за его успехами.
Спустя год Мерзляков принёс ему своё стихотворение «Ода на заключение мира со шведами», которая Панаевым была представлена Волкову, а им отправлена главному начальнику народных училищ П. В. Завадовскому; тот поднёс её императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при Академии журнале и повелела, чтобы Мерзляков по окончании курса наук в училище был отправлен для продолжения образования в Петербург или Москву.
В 1793 году Мерзляков прибыл в Москву и был препоручен куратору Московского университета М. М. Хераскову; после окончания университетской гимназии стал студентом университета. В 1798 году из студентов переименован был в бакалавры, в 1799 году первенствовал в печатном списке казённокоштных студентов и получил золотую медаль.
В это время он сблизился с В. А. Жуковским и принимал участие в литературном собрании, которое было основано Жуковским при университетском благородном пансионе. По выходе Жуковского из пансиона учреждено было новое «Дружеское литературное общество», правила которого были подписаны основателями 12 января 1801 года. Эти дружеские общества соединяли тогда юношество университета и пансиона.
В 1804 году Мерзляков занял (и занимал до самой своей смерти) кафедру российского красноречия и поэзии; с 1817 по 1818 год был деканом словесного отделения, с 1821 по 1828 год был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете от основания его и временным его председателем. Не проходило ни одного собрания, в котором он не читал бы своих стихов или прозы; кроме того, он был также действительным членом Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал его в свои почётные члены. В 1818, 1820—1826 годах профессор Мерзляков служил цензором в Московском цензурном комитете.
В 1812 году Мерзляков открыл публичный курс словесности. Беседы его, прерванные нашествием Наполеона, возобновились в 1816 году. Особенной их целью было принести пользу тем молодым людям, которые по любви к словесности хотели бы познакомиться с нею, но которым служебные обязанности или другие занятия не дозволяли посещать университет. В первый курс (10 бесед) Мерзляков рассмотрел общие правила красноречия и поэзии и особенные правила разных родов сочинений; во второй (24 беседы) представил разборы известнейших русских стихотворцев, преимущественно ломоносовского периода. Чтения имели большой успех. Их посещали не одни только молодые любители словесности, но и знатнейшие особы столицы, видные литераторы, дамы.
В 1815 году Мерзляков женился на Любови Васильевне Смирновой. В супружестве прожил 15 лет, будучи примерным супругом и отцом четверых детей.
Мерзляков тяжело и изнурительно болел. В 26 июля 1830 года на празднестве 75-летнего юбилея Московского университета он, уже больной и слабый, читал свои стихи «Юбилей», а ровно через месяц, 26 июля, скончался на своей даче в Сокольниках; 29 июля тело его предано было земле на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник.
Литературная деятельность
Мерзляков написал много стихотворений, для своего времени замечательных; перевёл с итальянского стихами «Освобождённый Иерусалим» Тассо, переводил также произведения древних поэтов, греческих и римских: Пиндара, Феокрита, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и проч. В 1815 издавал журнал «Амфион», в котором участвовали Жуковский, Батюшков, кн. Вяземский, Денис Давыдов и др. Романсы Мерзлякова и в особенности песни его (в основном созданные в 1805—1810 гг.), в которых он подражал народным песням, пользовались большим распространением в публике.
Мерзляков Алексей Фёдорович
Алексей Фёдорович Мерзляков (1778-1830) – поэт, переводчик, критик.
Алексей Мерзляков родился 17 марта (28 марта) 1778 г. в небогатой купеческой семье. Охоту к учению у мальчике заметил его дядя Алексей Алексеевич Мерзляков, управлявший канцелярией генерал-губернатора Пермской и Тобольской губерний. Он уговорил отпустить мальчика в Пермь.
В доме дяди на Алексея обратил внимание директор пермских народных училищ И.И. Панаев, который записал его в училище. Однажды Мерзляков принёс Панаеву своё стихотворение «Ода на заключение мира со шведами». От Панаева через губернатора и начальника народных училищ П.В. Завадовского «Ода» попала к Екатерине II. Императрица приказала напечатать оду и повелела, чтобы Мерзлякова по окончании училища отправили для продолжения образования в Петербург или Москву.
В 1793 г. Мерзляков прибыл в Москву, где за выполнением приказа императрицы проследил куратор Московского университета М.М. Херасков. После окончания университетской гимназии Мерзляков стал студентом университета. Окончив университет, он преподавал в нём более 25 лет.
Современникам Алексей Мерзляков запомнился, как человек удивительной простоты и искренности. По литературным взглядам он был консерватором, писал тяжеловесные оды, выступал против появившегося романтизма. Однако читая «Кавказского пленника» Пушкина, он не переставал удивляться, как это вещь, не отвечающая его принципам, так ему нравится.
В памяти любителей поэзии А.Ф. Мерзляков остался, как автор стихотворения «Среди долины ровныя», ставшего популярной песней.
Написано оно было в 1810 г. в доме, где жила Анисья Фёдоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Фёдорович учил её словесности и был безнадежно влюблён в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия.
Однажды вечером Алексей Фёдорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал всё стихотворение. О девушке мы почти ничего не знаем, но получилось так, что теперь с «его названьем стали повторять её». Своей любви он подарил долгую жизнь. В 1815 г. Алексей Мерзляков женился на Любови Васильевне Смирновой. Прожил с ней 15 лет, став отцом четверых детей.
Оставил Алексей Мерзляков добрую память у своих учеников. А его учениками были Веневитинов, Тютчев, Грибоедов, Лермонтов. Конечно, зачастую ученики неизмеримо превосходили талантом своего учителя. В сравнении с некоторыми из них он и поэтом не был. Но Алексей Фёдорович раскрыл перед ними законы русского языка и поэзии.
В 1810-1820 гг. его лекции были чрезвычайно популярны. Алексей Мерзляков обладал даром импровизатора, чувством красоты языка, прекрасно излагал свои мысли. Слушатели видели, как мысль и слова её выражающие рождаются одновременно, прямо на их глазах. Его выступления запоминались на всю жизнь. И это несмотря на то, что Мерзляков слегка заикался и довольно беспечно относился к лекциям: мог на них не придти или, увлёкшись, далеко отклониться от программы.
Великие ученики Мерзлякова
Мерзляков для Тютчева и Лермонтова был больше, чем преподаватель.
В начале 1818 г. Алексей Фёдорович Мерзляков, будучи литературным критиком, зачитал на заседании Общества любителей российской словесности стихотворный перевод послания Горация к Меценату. Автором перевода был 14-летний Ф. Тютчев. Уже на заседании 30 марта 1818 г. по рекомендации Мерзлякова автора приняли в число сотрудников Общества, а послание напечатали в «Трудах» Общества. Это имело огромное значение в глазах родителей Фёдора. В том же году он поступил в университет. Здесь тоже не обошлось без свидетельства со стороны Мерзлякова. Алексей Фёдорович стал частым и желанным гостем в доме Тютчевых.
Возможно, мы обязаны Мерзлякову не только тем, что он помог развиться таланту Михаила Лермонтова, но и способствовал появлению одного из невероятных циклов стихов, посвящённых Н.Ф. Ивановой.
До того, как Михаил стал студентом университета, его бабушка, Арсеньева, пригласила Мерзлякова давать Мишелю домашние уроки русской словесности и стихотворчества. Так что, преподаватель и будущий поэт были хорошо знакомы. В то же время, Мерзляков хорошо знал отца Натальи Фёдоровны – драматурга Ф.Ф. Иванова, и вполне мог познакомить Михаила с Ивановой. В результате в 1830-1832 гг. появился цикл стихотворений, адресованных «Н.Ф.И.» Они обессмертили имена Михаила Лермонтова и Натальи Ивановой. Помните «Любил с начала жизни я», «Я не достоин, может быть», «Я не унижусь пред тобою»?
Жизнь после смерти
26 июля 1830 г. в возрасте 52 лет умер от холеры профессор А.Ф. Мерзляков. Выражая свою любовь к учителю, студенты несли гроб на руках от Сокольников до Ваганькова. У Лермонтова есть стихотворение датированное «1830, Октября 9»:
Закат горит огнистой полосою,
Любуюсь им безмолвно под окном,
Быть может, завтра он заблещет надо мною,
Безжизненным, холодным мертвецом.
В это время была эпидемия холеры.
В городе есть Мерзляковский переулок. В небольшом доме, стоявшем на месте пятиэтажного дома 13, в 1809-1810 гг. жил А.Ф. Мерзляков. К названию переулка это отношения не имеет. Еще в XVII в. переулок назывался Мамстрюковым по имени предка одного из домовладельцев – князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. Москвичи же просто заменили название на более удобное.
И, всё же, город хранит память об А.Ф. Мерзлякове: его имя высечено на памятнике-обелиске, стоящем напротив Дома Лазаревых.
Новое в блогах
Забытые имена Алексей Федорович Мерзляков автор русских песен.
Алексей Федорович Мерзляков известен как автор песни «Чернобровый, черноокий…», ставшей визитной карточкой хора им. Пятницкого. Ему, лучшему русскому переводчику поэтов античности начала XIX века, литературному критику, поэту и ученому принадлежит авторство и другой, может быть, даже более известной, песни «Среди долины ровныя…».
Оба поэта сделали очень много для того, чтобы русская песня стала любимым жанром не только в народе, но и среди дворян, городской интеллигенции и мещан. Но, в отличие от Н.Г.Цыганова,обрабатывавшего уже существующие песни, Мерзляков и Дельвиг создавали варианты русских песен, используя литературные приемы, рифмы и фольклоризмы.
Эти песни стали предшественниками русского авторского романса, начавшего свое триумфальное шествие в пушкинско-глинковские времена. Алексей Федорович Мерзляков жил в переломное время. Когда он родился (1778), еще царствовала Екатерина II, а умер (1830), когда на престол взошел Николай I. Алексей Федорович пережил не только Екатерину II, Павла I, Александра I, войну с Наполеоном и восстание декабристов, но и самого себя.

Он перестал следить за новинками, стал писать тяжеловесные оды к различным торжествам, подражая Державину. Когда-то поэт над ними смеялся, а теперь вынужден был это делать, т.к. семья росла, ее надо было кормить. Последние годы профессор жил в откровенной бедности.
После смерти Мерзлякова Александр Сергеевич Пушкин напишет чень несправедливые слова, что профессор был добрым пьяницей, но ужасным невеждой. И далее называет его воплощением предрассудков и вандализма, которые царили в Московском Университете в те годы.
Университет был единственным местом служения Алексея Федоровича: он отдал ему более четверти века, пройдя все ступени преподавательской карьеры от бакалавра, магистра, профессора, заведующего кафедрой русской словесности до декана факультета.
Еще резче о Мерзлякове высказывался Кюхельбекер, назвав стареющего профессора отставшим от современной мысли лет на двадцать, а молодой Вяземский с аристократическим снобизмом буквально третировал профессора как «школьного учителя» с гордостью разночинца.
Впрочем, этому удивляться не приходится, если учесть, что дворяне достаточно снисходительно и даже с презрением относились к разночинцам, никогда не опускаясь до профессиональных служителей науки и искусства. Подтверждением этому служит то, что Карамзин в 1802 году называл событием исключительной важности, когда университетскую кафедру впервые занял профессор-дворянин.
И понятна досада родственников Гнедича, переводчика «Илиады», узнавших, что он избрал путь учителя, несовместимый с дворянским званием; понятно и осуждение графа Ф.П.Толстого, решившего посвятить себя живописи вопреки тому, что это считалось унизительным не только для него, но и для всего дворянского сословия.
Алексей Федорович Мерзляков был чужаком в дворянской среде и всегда чувствовал себя не в своей тарелке, когда приходилось бывать в светском обществе. Он был интеллигентом-разночинцем, водившим дружбу с такими же, как он, профессионалами: художниками, музыкантами, актерами, скульпторами, преподавателями.
О Мерзлякове как авторе русских песен восторженно отзывался фольклорист Максимович, сравнивавший его народность с народностью басен Крылова, а Белинский писал, что песни Мерзлякова выше песен Дельвига, хотя и не дотягивают до песен Кольцова:
«Это был талант мощный, энергический: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях!…это не подделки под народный такт — нет: это живое, естественное излияние чувства, где все безыскусственно и естественно!»
Выходец из пермской купеческой семьи, тринадцатилетний подросток совершенно случайно попадает в Москву: написал «Оду. » по поводу заключения мира со шведами». Она дошла до Екатерины II. Императрица потребовала, чтобы юный талант был определен на казенный счет в московскую гимназию при университете.
Далее его путь был прямым как дорога: от студента до декана МГУ. Наверное, поэтому многие исследователи видят в нем больше чиновника от образования, чем поэта, создавшего такие шедевры, как «Черноглазый-черноокий…» и «Среди длины ровныя…».
Среди долины ровныя
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдет ли красно солнышко —
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка —
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Есть много сребра, золота —
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей —
Но с кем их разделить?
Встречаюсь ли с знакомыми —
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими —
Поклон — да пара слов.
Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!
Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд.
(Песня, 1810)
Чаще всего называют трех композиторов: Д.Н.Кашина, крепостного композитора, с которым Алексей Федорович дружил и сотрудничал, С.И.Давыдова, приятеля Мерзлякова, и О.А.Козловского, профессионального дирижера и композитора, но еще чаще музыку называют народной.
История этой песни связана с тем периодом жизни Марзлякова, когда он был страстно влюблен в свою ученицу Анисью Федоровну Вельяминову-Зернову. Он преподавал ей словесность и постоянно ездил из Москвы в имение ее отца Жодочи. Девушка была на десять лет моложе учителя и хороша собой, но сословные различия между ними были непреодолимой преградой.
К профессору все относились с любовью, ценили его душевность и простоту, но несчастная любовь, одиночество, безнадежность и грусть не оставляли его. И в один из таких грустных вечеров он взял мелок и на зеленом сукне карточного стола написал двенадцать строф о своем одиночестве.
Вторую жизнь песня обрела после появления картины И.И.Шишкина с одноименным названием. Она написана в 1883 году в связи с трагической смертью второй жены художника, его лучшей ученицей, с которой он прожил всего год. В одиночестве дуба художник увидел собственную судьбу…
И.Шишкин. Среди долины ровныя.
Это правило воспринято им из практики церковных песнопений, где в Триодях и Октоихе на любую стихиру указывается глас и стих, на который она поется. Популярными были и другие песни Мерзлякова:
«Тошно девице ждать мила друга», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Вылетала бедна пташка на долину…», «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь…», «Малютка, шлем нося, просил…» и любимая мной «Черноокий, чернобровый молодец удалый…».
Мерзляков Алексей Федорович (1778 – 1830)– поэт, профессор словесности и красноречия, переводчик, оратор, профессиональный критик.
Алексей Мерзляков родился 17 (28) марта 1778 года в небогатой купеческой семье в селе Николаевском Шадринского уезда Пермской губернии.
Его отец, Фёдор Алексеевич Мерзляков, научил сына читать, писать и считать. Особенную охоту к учению и отличные способности в мальчике первым заметил его дядя Алексей Алексеевич Мерзляков, служивший правителем канцелярии при тогдашнем генерал-губернаторе Пермской и Тобольской губерний А. А. Волкове. Он уговорил отпустить восьмилетнего мальчика в Пермь и позднее поступил в Пермское народное училище.
В возрасте 15 лет Мерзляков написал стихотворение «Ода на заключение мира со шведами», которое было отправлено императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при Академии журнале и повелела, чтобы Мерзляков по окончании курса наук в училище был отправлен для продолжения образования в Петербург или Москву.
Так, в 1793 году Алексей Фёдорович Мерзляков прибыл в Москву и был зачислен в гимназию при Московском университете, а через пять лет переведён студентом в Московский университет. В том же 1798 году из студентов он был переименован в бакалавры, а в следующем году был отмечен золотой медалью.
В 1804 году Мерзляков, переименованный из бакалавров в кандидаты, а с 10 февраля 1804 года — в магистры словесных наук, занял (и занимал до самой своей смерти) кафедру российского красноречия и поэзии словесного отделения Московского университета; в 1805 году получил степень доктора философии и звание адъюнкта; 23 января 1807 года избран экстраординарным профессором; 30 октября 1810 года утверждён ординарным профессором. В 1817/1818 уч. году стал первый раз деканом словесного отделения; затем постоянно был деканом с 1821 по 1828 год. Его учениками были Тютчев, Грибоедов, Лермонтов.
Алексей Фёдорович Мерзляков был действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, действительным членом Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал его в свои почётные члены. В 1818, 1820—1826 годах профессор Мерзляков служил цензором в Московском цензурном комитете.
В 1812 году Мерзляков открыл публичный курс словесности. Чтения имели большой успех. Он обладал даром импровизатора, чувством красоты языка, прекрасно излагал свои мысли. Его лекции посещали не одни только молодые любители словесности, но и знатнейшие особы столицы, видные литераторы, дамы. Зачастую, лекции кончались аплодисментами, или восторженные студенты выносили его на руках из аудитории. Не случайно, А.С. Грибоедов назвал учителя «великим златоустом».
Это был очень талантливый человек. Он знал пять языков, переводил с древнегреческого языка, писал стихи и романсы, занимался литературной критикой, стремился привить любовь к русской культуре.
Декабристы не раз вспоминали «своего замечательного профессора-словесника Мерзлякова», неизменно называя его «красотой университета».
Мерзляков написал много стихотворений, для своего времени замечательных; переводил произведения древних поэтов, греческих и римских: Феокрита, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и проч. В 1815 издавал журнал «Амфион», в котором участвовали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, кн. П.А. Вяземский, Денис Давыдов, кн. И. М. Долгоруков и др. Романсы Мерзлякова и в особенности его песни пользовались большим распространением в публике. В статье «Литературные мечтания» Белинский отдал справедливую дань литературным заслугам Мерзлякова и в первую очередь его песням: «…это был талант могучий, энергический: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях! как живо сочувствовал он в них русскому народу и как верно выразил в их поэтических звуках лирическую сторону его жизни!»
Последние годы жизни Мерзляков провел в бедности. Он тяжело и изнурительно болел. 26 июня 1830 года на празднестве 75-летнего юбилея Московского университета он, уже больной и слабый, читал свои стихи «Юбилей», а ровно через месяц, 26 июля (7 августа) 1830 года, в возрасте 52 лет он скончался от холеры на своей даче в Сокольниках.
29 июля тело его предано было земле на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник. Выражая свою любовь к учителю, студенты несли гроб на руках от Сокольников до Ваганькова.
В нашем городе одна из библиотек носит славное имя нашего земляка. Это библиотека-филиал № 7, расположенная в северо-восточном поселке по ул. Автомобилистов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Мерзляков, Алексей
Алексе́й Фёдорович Мерзляко́в (17 (28) марта 1778, г. Далматово Пермской губернии — 26 июля (7 августа) 1830, Москва) — русский поэт и литературный критик.
Содержание
Биография
Родился в весьма небогатой купеческой семье. Отец его, Фёдор Алексеевич, научил сына только читать и писать. Особенную охоту к учению и отличные способности в мальчике первым заметил его дядя, Алексей Алексеевич Мерзляков, служивший правителем канцелярии при тогдашнем генерал-губернаторе Пермской и Тобольской губерний А. А. Волкове. Он уговорил, хотя и не без труда, отпустить мальчика в Пермь.
При открытии в Перми народных училищ, директор их, И. И. Панаев, принял в свое заведывание пермское народное училище. Посетив однажды вечером А. А. Мерзлякова, он случайно завел разговор с 14-летним худо одетым его племянником, принесшим чайник (А. А. Мерзляков был недостаточный человек, и племянник исполнял у него роль слуги). Ответы мальчика понравились Панаеву и он, сделав дяде выговор за пренебрежение воспитанием племянника, на другой же день записал его в училище и стал следить за его успехами.
Спустя год Мерзляков принес ему свое стихотворение: «Оду на заключение мира со шведами», которая Панаевым была представлена Волкову, а им отправлена к главному начальнику народных училищ П. В. Завадовскому; тот же поднес ее императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при Академии журнале и повелела, чтобы Мерзляков, по окончании курса наук в училище, был отправлен для продолжения образования в Петербург или Москву.
В 1793 году Мерзляков прибыл в Москву и был препоручен куратору Московского университета М. М. Хераскову; после окончания университетской гимназии стал студентом университета. В 1798 году из студентов переименован был в бакалавры, в 1799 году первенствует в списке печатном казеннокоштных студентов и получает золотую медаль.
В это время он сблизился с В. А. Жуковским и принимал участие в литературном собрании, которое было основано Жуковским при университетском благородном пансионе. По выходе Жуковского из пансиона учреждено было новое «Дружеское литературное общество», которого правила подписаны основателями 1801 года января 12-го. Эти дружеские общества соединяли тогда юношество университета и пансиона.
В 1804 Мерзляков занял (и занимал до самой своей смерти) кафедру российского красноречия и поэзии; с 1817 По 1818 был деканом словесного отделения, с 1821 по 1828 был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете от основания его и временным его председателем. Не проходило ни одного собрания, в котором он не читал бы своих стихов или прозы; кроме того, он был также действительным членом Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал его в свои почетные члены.
В 1812 году Мерзляков открыл публичный курс словесности. Беседы его, прерванные нашествием Наполеона, возобновились в 1816 году. Особенной их целью было принести пользу тем молодым людям, которые, по любви к словесности, хотели бы познакомиться с нею, но которым служебные обязанности или другие занятия не дозволяли посещать университет. В первый курс (10 бесед) Мерзляков рассмотрел общие правила красноречия и поэзии и особенные правила разных родов сочинений; во второй (24 беседы) представил разборы известнейших русских стихотворцев, преимущественно ломоносовского периода. Чтения имели блистательный успех. Их посещали не одни только молодые любители словесности, но и знатнейшие особы столицы, первые литераторы, дамы.
Лучшее время жизни Мерзлякова было до 1812 года. Это время для него было самое приятнейшее, самое цветущее и для человека, и для поэта; время, исполненное мечтаний: несбывшихся, но тем не менее оживлявших пылкую его душу. В это время он проводил летние месяцы в сельце Жадочах, подмосковной даче Вельяминовых-Зерновых, где его любили, ценили его талант, его добрую душу, его необыкновенное простосердечие, лелеяли и берегли его природную беспечность…
В 1815 году Мерзляков женился на Любови Васильевне Смирновой. В супружестве прожил 15 лет, будучи, как семьянин, примерным супругом и отцом детей, которых оставил четверо, от 14 лет до полутора года.
В остальные года жизни Мерзляков нередко подвергался изнурительным болезням. В 1830 году июня 26-го, на празднестве 75-летнего юбилея Московского университета, он, уже больной и слабый, читал свои стихи «Юбилей», а ровно через месяц, 26-го июля, скончался на своей даче в Сокольниках; июля 29-го тело его предано было земле на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник.
Литературная деятельность
Мерзляков написал много стихотворений, для своего времени замечательных; перевёл с итальянского стихами «Освобожденный Иерусалим» Тассо, переводил также произведения древних поэтов, греческих и римских: Пиндара, Феокрита, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и проч. В 1815 издавал журнал «Амфион», в котором участвовали Жуковский, Батюшков, кн. Вяземский, Денис Давыдов и др. Романсы Мерзлякова и в особенности песни его (в основном созданные в 1805-1810 гг.), в которых он подражал народным песням, иногда удачно, пользовались большим распространением в публике, а некоторые до сих пор (писано в 1866 году) поются.
Песни
Литература
Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов. — Издание третье в серии «Дешевая библиотека» А. С. Суворина, Спб., 1886.



