биография михаила петровича лазарева
Лазарев Михаил Петрович
Русский военный деятель. Флотоводец и мореплаватель. Адмирал. Один из основателей города-героя Новороссийск. Командующий Черноморским флотом и один из первооткрывателей Антарктиды. Кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Георгия IV класса.
Михаил Лазарев родился 14 ноября 1788 года в городе Владимир. Мальчик появился на свет в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, являющегося представителем ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых. В 1800 году отец определил троих сыновей: Андрея, Михаила, Алексея в Морской кадетский корпус.
В 1803 году молодой человек выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведен в первый офицерский чин: мичмана. В числе тридцати лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
До 1813 года Лазарев служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 года и Отечественной войне в Наполеоном. В 1813 году лейтенант Михаил Петрович получил новое назначение: командира фрегата «Суворов», отправляющегося в кругосветное плавание. В начале октября подготовка к путешествию завершилась, и на рассвете 9 октября 1813 года «Суворов» отошел с Кронштадтского рейда. Данная экспедиция продолжалась до лета 1815 года.
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать «фрегатом Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. В июне прибыл капитан 2 ранга Фаддей Беллинсгаузен, которому поручено как командование фрегатом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев произведен в капитаны 2 ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Город Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон»: единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе обеспечить не мог. Поэтому принято решение направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» на его младшего брата Андрея.
Корабли под командованием Михаила Лазарева 17 августа 1822 года покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в середине мая 1823 года «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити, где встретился с «Ладогой», с которой разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.
Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта Отто Коцебу. «Крейсер» 16 октября 1824 года покинул Ново-Архангельск и 5 августа 1825 года подошел к Кронштадтскому рейду. За образцовое выполнение задания Михаил Лазарев произведен в капитаны первого ранга.
Михаил Петрович 27 февраля 1826 года назначен командиром 12 флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, с 5 августа по 19 сентября 1826 года Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
Командуя кораблем «Азов» с 10 июня по 6 октября 1827 года Лазарев совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», Михаил Петрович принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: потопил два больших фрегата и один корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
За участие в Наваринском сражении Михаил Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами. С 1828 по 1829 года руководил блокадой Дарданелл. В 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. С февраля по июнь 1833 года командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой заключен Ункяр-Искелесийский договор. В этом же году Михаила Петрович назначен главным командиром Черноморского флота и портов, военным губернатором Николаева и Севастополя. Помимо этого, в 1833 году произведен в вице-адмиралы.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе реорганизовал Морскую библиотеку, построил Дом собраний и открыл школу для матросских детей. При нем построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. В 1843 году произведен в чин адмирала.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Его заслуги перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны. Адмирал пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Под его руководством обучались такие известные русские флотоводцы как: Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Григорий Бутаков. Михаил Петрович выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость Российской Империи того времени являлась главным препятствием на этом пути.
В последние годы жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако болезнь становилась только агрессивнее.
Михаил Петрович Лазарев скончался 23 апреля 1851 года в Вене, в результате рака желудка. Тело адмирала отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы советской власти потребовалось перезахоронение останков, которое торжественно состоялось в 1992 году.
Российские
Орден Святого Георгия IV степени;
Орден Святого Владимира IV степени;
Орден Святого Владимира III степени;
Орден Святого Владимира II степени;
Орден Святого Андрея Первозванного;
Орден Святого Владимира I степени;
Орден Белого орла;
Орден Святого Александра Невского.
Иностранные
Командорский крест ордена Спасителя (Греция);
Орден Бани (Великобритания);
Орден Святого Людовика (Франция).
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
В 1867 году в Севастополе установлен памятник Михаилу Лазареву (снесен в 1928 году, планируется к восстановлению).
В 1978 году в Николаеве на «Аллее адмиралов»установлен Памятник русскому флотоводцу и мореплавателю, первооткрывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, военному губернатору Николаева и Севастополя, адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
В 1996 году в Севастополе в эдикуле здания установлен бронзовый бюст адмиралу (архитектор Н. Н. Гуров и скульпторы Г. А. Лысенко и Э. В. Лысенко).
Имя адмирала М. П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.
В сентябре 1996 года в Новороссийске открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) установлен бюст адмиралу Лазареву.
В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».
В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
В 2004 году во Владимире на стене дома по адресу ул. Большая Московская, д. 26, где Михаил Петрович Лазарев родился и жил с 1788 по 1797 годы, установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова.
В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев».
В 2017 году открытие фонтана-памятника в честь 950 города Азова. Изображен адмирал Лазарев.
В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст М. П. Лазарева.
В филателии
Почтовые марка, 1950 года
Почтовые марка, 1987 года
Почтовый конверт, 1962 год
В географических объектах
В честь Лазарева названы:
Лазаревское и Лазаревский район города Сочи;
Поселок городского типа Лазарев в Хабаровском крае;
Атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
Мысы : в проливе Невельского; в Севастополе; на острове Унимак (Аляска);
Риф рядом с мысом на острове Унимак;
Река на острове Унимак;
Бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;
Остров (ныне исчез) в Аральском море;
Горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;
Море, бухта, берег, шельфовый ледник, желоб и подводная гора в Антарктике.
Многочисленные улицы, площади и переулки в населенных пунктах бывшего СССР:
Улицы Адмирала Лазарева в Запорожье, Липецке, Москве, Николаеве и Одессе;
Улицы Лазарева в Воронеже, Минске; Сочи и Томске;
Лазаревские улицы в Новороссийске и Севастополе; ранее такое же название носили также улицы в Новороссийске (ныне ул. Конституции) и Феодосии (ныне ул. Куйбышева);
Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
Набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
Лазаревский переулок в Кронштадте.
Мосты в Санкт-Петербурге и Сочи.
Скверы в Севастополе, Владимире и Феодосии.
В браке воспитали детей:
Лазарев Михаил Петрович
Семья и начало военной карьеры
Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.
В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.
Кругосветные путешествия
В 1813 — 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне «Суворов» совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.
С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом «Крейсер», на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822—25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.
С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля «Азов».
В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.
8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.
Командование Черноморским флотом
В феврале — июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.
Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне.
10 октября 1843 года М.П. Лазарев был произведен в адмиралы.
Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.
Современные оценки деятельности М.П. Лазарева
Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.
В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.
В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов». 7
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Михаил Лазарев
Биография
Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.
Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.
Флот и экспедиции
После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.

В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.
В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.

По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.
Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».

Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.
У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.
8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.

В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.
Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.

Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.
Личная жизнь
В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.

Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.
Смерть
В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.
Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске
В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.
Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.
При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.
Михаил Петрович Лазарев
Михаил Лазарев родился 3 (14 по новому стилю) ноября 1788 года во Владимире.
В 1803 году Михаил Лазарев выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
Произведен в мичманы 21 мая 1808 года как «прибывший из Англии».
В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года.
Кругосветное путешествие Михаила Лазарева на фрегате «Суворов»
Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Санкт-Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.
В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошел с кронштадтского рейда.
В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.
В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» вышел из Портсмута и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошел в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошел с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию.
14 августа 1814 года «Суворов» вошел в залив Порт-Джэксон и направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.
Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечен экватор.
На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.
В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву еще предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-американской компании.
После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.
Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а еще через пять недель вернулся в Кронштадт.
Плавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов»
Первая русская антарктическая экспедиция Михаила Лазарева
Совместно с Фаддеем Беллинсгаузеном командовал Первой русской антарктической экспедицией 1819-1821 годов, которая впервые в истории человечества подошла к шельфовым ледникам Антарктиды.
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть в Антарктику в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.
4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к Антарктике.
«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.
Во время экспедиции было совершено кругосветное плавание преимущественно в антарктических морях, открыты несколько островов в Южном и Тихом океанах. Главное событие экспедиции, которое вписало имена Беллинсгаузена и Лазарева в историю мореплавания, случилось 16 (28) января 1820, когда корабли впервые в истории человечества подошли к шельфовым ледникам Антарктиды. Всего двумя днями позже Антарктиду увидел британский мореплаватель Эдвард Брансфилд. В связи с тем, что он подошел не только к шельфовым льдам, как Беллинсгаузен и Лазарев, но и к гористому полуострову Тринити, часто считается, что Антарктиду открыл имено Брансфилд.
За участие в антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
Кругосветное плавание Михаила Лазарева на фрегате «Крейсер»
17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.
Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.
Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.
Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море.
5 августа 1825 года «Крейсер» подошел к Кронштадтскому рейду.
За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.
Плавание Михаила Лазарева на фрегате «Крейсер»
Командующий Черноморским флотом
В 1828-1829 годах, будучи начальником штаба эскадры Гейдена, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
6 декабря 1850 года был награжден орденом Св. Андрея Первозванного.
Смерть Михаила Лазарева
Похоронен в Севастополе в склепе Владимирского собора (строительство которого в тот момент было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы потребовалось перезахоронение останков, которое состоялось в 1992 году.
Географические объекты, названные в честь Михаила Лазарева:
— Море, бухта, берег, шельфовый ледник, желоб и подводная гора в Антарктике;
— Атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
— мысы: в проливе Невельского; в Севастополе; на острове Унимак (Аляска);
— Риф рядом с мысом на острове Унимак;
— Река на острове Унимак;
— Бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;
— Остров (ныне исчез) в Аральском море;
— Горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;
— Лазаревское и Лазаревский район города Сочи;
— Поселок городского типа Лазарев в Хабаровском крае.
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Михаила Лазарева.
В 1867 году в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву (снесен в 1928 году).
Имя адмирала Михаила Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.
12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
14 января 2020 года ЦБ РФ выпустил в обращение серебряную монету номиналом 3 рубля «200-летие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым».
Адмирал Михаил Петрович Лазарев
Личная жизнь Михаила Лазарева:
В браке с 1835 года.
У них родились дети:
— Татьяна Михайловна (1836-1916), фрейлина, интимная подруга принцессы Марии Баденской; в 1885 году была награждена орденом Св. Екатерины 2 степени. В нее был влюблен прусский генерал Герман Тресков, просил руки, но получил отказ. С тех пор в течение 25 лет ежегодно до самой своей смерти в день, когда он сделал предложение, Тресков посылал ей букет фиалок;
— Михаил Михайлович (1839-1908);
— Петр Михайлович (1843-1845);
— Анна Михайловна (1845-1893), фрейлина, с 1871 года замужем за шталмейстером Н. А. Скалоном (1832-1903);
— Александра Михайловна (1848-1853);
— Петр Михайлович (1850-1919), сенатор.
Екатерина Тимофеевна в 1845 году основала женское благотворительное общество, в 1873 году преобразованное в Николаевское благотворительное общество. Состояла обер-гофмейстериной при великой княгине Александре Иосифовне. Похоронена в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Награды Михаила Лазарева:
— орден Св. Георгия 4-й степени (1817);
— орден Св. Владимира 4-й степени;
— орден Св. Владимира 3-й степени;
— орден Св. Владимира 2-й степени;
— орден Св. Андрея Первозванного;
— орден Св. Владимира 1-й степени;
— орден Белого орла;
— орден Св. Александра Невского;
— командорский крест ордена Спасителя (Греция);
— орден Бани (Великобритания);
— орден Св. Людовика (Франция)
последнее обновление информации: 18.07.2020




