биография микаэла таривердиева и подробности личной жизни
Микаэл Таривердиев
Биография
Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.
Детство и юность
Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.
Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.
Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.
В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.
Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.
Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.
В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.
Музыка
В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.
Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».
В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.
В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».
О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.
Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.
Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.
О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.
Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.
Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.
Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:
«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».
Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.
Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.
За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.
Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.
Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.
Небеса обетованные Микаэла Таривердиева: каким был знаменитый композитор


Когда директор 43-й школы избил одноклассника Таривердиева, и тот из-за этого оглох, будущий композитор смело осудил взрослого мужчину на комсомольском собрании.

Через Лейлу Микаэл познакомился с ее знаменитым дядей и загорелся желанием поехать учиться к нему в Москву, в Гнесинку. Так и вышло. И хотя дальше помолвки с его племянницей у Таривердиева дело не пошло, незлопамятный маэстро Хачатурян принял его на свой курс.

Роковая авария
В 1962-м семья переехала в собственную квартиру на Профсоюзной. Но отдельное жилье, увы, не укрепило их семью, а наоброт. У Микаэла вспыхивало то одно, то другое увлечение на стороне. И оставив Елене с сыном это уютное гнездышко, Таривердиев ушел с одним чемоданом.
В 1964-м у него вспыхнул роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Их трехлетнюю страсть оборвала трагедия, причины которой сегодня трактуют по-разному.

Однако Максакова утверждает, что машину вел Микаэл.
По словам Людмилы, в тот вечер Микаэл в «Национале» приревновал ее к режиссеру «Баллады о солдате» Чухраю и выпил лишнего. Поэтому и не успел среагировать, когда человек перебегал дорогу.
Криминальная история привела к разрыву отношений актрисы и композитора, а переживания из-за всей этой катавасии стали причиной его проблем с сердцем. Именно они послужили причиной столь раннего, в 64 года, ухода Таривердиева из жизни.
Вежливый отказ
Всем известно, что именно Микаэл Леонович стал крестным отцом дуэта Галины с Сергеем Тараненко.
Но в другом интервью Беседина, развивая тему, призналась-таки, что Таривердиев все-таки отчаянно добивался ее. На 11-м Всемирном фестивале молодежи в Гаване ночью позвал кататься на лодке и признался: «Ну что добилась своего… Я люблю тебя!»
Груз 200
От этих любовных метаний композитора не могли отвлечь даже проблемы единственного сына.
Карен вырос, окончил военное училище, стал офицером спецназа ГРУ. Два с половиной года воевал в Афганистане. Выполнил 63 опасных разведзадания. Несколько раз был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, пятью медалями.
Карен принял последнюю жену отца Веру, с которой композитор познакомился в 1983 году, когда та, молодая журналистка из «Советской культуры», обратилась к маэстро с просьбой написать статью о Родионе Щедрине. Таривердиев начал ухаживать за Верочкой, несмотря на то, что та была замужем, растила сына.
Позже она призналась, как ее преследовал страх, что роман с Таривердиевым откроется, и муж отберет у нее Васеньку. Микаэл Леонович даже обзавелся женщиной для прикрытия, отводящей подозрения от его романа с журналисткой. А когда перед Новым годом, днем 31 декабря Вера приходила к нему домой, они задергивали шторы, включали на видике «Иронию судьбы» с его чудесной музыкой и наслаждались друг другом…
Но бесконечно прятаться было невозможно. Она подала на развод и съехалась с Таривердиевым. Хотя все 13 лет их совместной жизни продолжала уважительно называть его на «вы».
Фото из личного архива семьи Таривердиева.
Предательство любимой, обида на Рязанова и другие факты о Микаэле Таривердиеве
15 августа 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. В творческом наследии композитора 132 мелодии к кинофильмам и спектаклям, среди которых «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны». Для каждого проекта маэстро находил уникальные сочетания инструментов, приемы и ритмику, становившиеся с первых аккордов узнаваемыми. Интересные факты о Микаэле Таривердиеве – в материале 24СМИ.
Предательство любимой
Микаэла Таривердиева знали как джентльмена, который не хвастался победами и не отзывался о дамах сердца в негативном ключе. Как истинный тбилисский мужчина композитор считал, что на любимых женщинах следует жениться, даже если страсть слегка утихла. Своих избранниц музыкант наделял чертами, которые не всегда так ярко проявлялись в возлюбленных.
А первое разочарование в женщинах Таривердиев испытал в детском саду. Микаэл оказался не по годам развит и самостоятельно ходил в группу, которая располагалась в соседнем доме. Как настоящий мужчина будущий композитор рано влюбился. Выбор пал на воспитательницу детского сада.
Однако возлюбленная не оценила чувств ребенка-детсадовца и вышла замуж. Такой обиды Таривердиев стерпеть не смог и наотрез отказался ходить в детское заведение.
Обида на Рязанова
Еще один роковой роман в жизни Таривердиева случился в 60-е годы. Избранницей композитора стала Людмила Максакова, ради которой музыкант был готов сесть в тюрьму.
Как-то влюбленные ехали по Ленинградскому шоссе, за рулем сидела актриса. Время было темное. Водитель с пассажиром не заметили пешехода, и машина совершила наезд. 16-летний парень спустя три дня от полученных травм скончался. Выяснилось, что молодой человек оказался к тому же нетрезвым и бросился под колеса автомобиля неожиданно.
Когда на место происшествия приехали правоохранительные органы, то Микаэл Леонович пересел за руль и взял вину на себя. Судебное разбирательство тянулось два года. Для композитора самым тяжелым оказалось находиться в зале суда за решеткой.
Во время финального заседания Максакова не пришла поддержать музыканта. Вместо этого она отправилась гулять с друзьями. Предательство поставило точку в отношениях Таривердиева и актрисы, хотя позднее женщина и пыталась воскресить былые чувства.
Поговаривают, от пережитой драмы у Микаэла Леоновича отказали ноги. Позднее композитор назвал чувства к Максаковой болезнью.
А в 1982 году Эльдар Рязанов выпустил фильм «Вокзал для двоих». Не подозревая о деталях сюжета, Таривердиев пришел на премьеру. Однако содержание фильма напомнило события прошлых лет, а постановка шокировала композитора. После просмотра ему казалось, будто все на него кивают.
Этот факт из жизни заставил Микаэла Таривердиева пересмотреть отношение к друзьям-киношникам и отдалиться от кинематографистов.
Жестокий розыгрыш
Еще одним поводом для разочарования оказался неудачный розыгрыш после того, как к Таривердиеву пришла всенародная любовь. Пронзительная композиция из сериала «Семнадцать мгновений весны» стала государственным трендом. Музыка звучала по телевидению и радио.
А затем в Союз композиторов пришла телеграмма от имени французского композитора Франсиса Ле, где намекалось, что музыка к телефильму украдена. Интересный факт Микаэл Таривердиев комментировал так: «…Если бы вы знали, как это было унизительно!» Подозрения в плагиате больно ударили по самомнению Микаэла Леоновича, который был уверен, что обладает уникальным собственным стилем.
Добавило разочарования любопытство слушателей, которые во время творческих вечеров стали присылать вопросы о том, правдива ли сплетня. Музыка, как оказалось, поклонников волновала меньше, чем скандал.
Три месяца советского композитора травили: корреспонденты задавали неуместные вопросы, иностранные издания просили интервью, по телефону раздавались провокационные звонки. Этот факт из жизни негативно сказался на отношениях Микаэла Леоновича с публикой, которую Таривердиев перестал любить.
Точку в скандале поставил сам Франсис Ле, приславший телеграмму, в которой говорилось, что француз посланий не отправлял, а слухи – это провокация.
Позже выяснилось, что автором шутки оказался Никита Богословский, который слыл в музыкальной среде любителем розыгрышей. Перед смертью Богословский рассказал правду жене. Однако шестеренки людского любопытства были запущены, и в эти жернова невольно попал Таривердиев.
Бутылка
Микаэл Леонович родился в армянской семье. Детство композитора прошло в Тбилиси. Занятия музыкой начались совершенно случайно. У соседей стоял рояль, и Микаэл часто приходил в гости, чтобы побренчать на инструменте. Это надоело хозяевам дома, и те предложили, чтобы папа все же купил наследнику пианино.
За увлечение Таривердиева во дворе прозвали Бутылкой. Мальчик был неспортивный, нескладный и высокий. И пока ребятня гоняла мяч, Микаэл спешил на урок музыки с портфелем под мышкой.
На прозвище Микаэл не обижался. А вот в детских стычках будущий композитор предпочитал не участвовать. Страха перед дракой у Таривердиева не было, но сразу после школы мальчик спешил в «музыкалку». Одноклассники иногда кричали будущей знаменитости вслед, что он трус. Однако увлеченный ребенок не реагировал на обидные слова и со временем немного отгородился от школьных товарищей.
К слову, увлечения ребенка часто менялись, и уж совсем «ботаником» Микаэла назвать было сложно. Таривердиева кидало в бокс, фотографию, плавание, фехтование и конный спорт.
Помимо музыки, главной страстью мальчика оказалось чтение. Чтобы убедить маму в том, что он занимается, Таривердиев ставил на пюпитр книгу и, пока пальцы импровизировали, читал.
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев — биография
Фамилия известного композитора Микаэла Таривердиева знакома всем любителям кинематографа. Достаточно назвать его шедевры, которыми засматривались многие поколения зрителей и сделали музыканта всенародно известным: «Ирония судьбы или с лёгким паром!» или «Семнадцать мгновений весны».
Его музыка звучит в 130 кинофильмах, а инструментальные концерты считаются одними из лучших среди творений современных композиторов. А ведь когда-то в Микаэла Таривердиева верила только мама.
Детство и юность, семья
Родился Микаэл Таривердиев 15 августа 1931 года в армянской семье в грузинской столице Тбилиси, ранее её названием был Тифлис. В семье были смешаны грузинские и армянские корни. Дедушка по материнской линии владел огромным фруктовым садом и трёхэтажным домом. Мама мальчика Сатеник Акопова была увлечена идеями большевизма, некоторое время она провела в тюремных застенках у меньшивиков. Отец Микаэла Леон Таривердиев командовал конным полком в Красной Армии.
Микаэл не успевал играть с мальчишками в футбол, забрасывал занятия в школе. Но юноша был совсем не похож на своих сверстников. Он подарил своей школе гимн. Мальчик всегда имел своё мнение, но когда он пошёл против решения директора школы, его тут же отчислили, и Таривердиев перешёл в вечернюю школу.
Музыкальная карьера
В музыкальное училище Михаил поступил в 16 лет и смог закончить его за год обучения. Парень получил первый свой заказ: необходимо было для театра оперы и балета написать два балета. Оба шедевра молодого композитора украшали сцену театра в Тбилиси. Два года эти постановки были настоящим украшением на родине Таривердиева. Композитор получил свой первый гонорар и купил модную шляпу.
Когда Микаэл учился в институте имени Гнесиных, к ним пришли ребята из ВГИКа. Они искали композитора, который написал бы музыку к готовящемуся к выпуску фильму. За работу студенты не могли предложить денег, а на творческих началах сотрудничать с ними отказались все, кроме. Таривердиева. Это был фильм «Человек за бортом», который стал в каком-то смысле пробой пера.
Когда она пригласила композитора подняться на сцену и поприветствовать зрителей, тот скромно отказался. А позже признался: он попросту испугался, что из-за волнения упадет на лестнице перед сценой. Отца арестовали. Он занимал пост Директора Центробанка в Грузии. Мать и сын не вдавались в подробности, прав или виноват их муж и отец. Они вынуждены были переезжать, менять квартиры, скрываясь от преследований.
Иногда им нечего было есть. Микаэл смог прокормить себя и мать, давая уроки музыки. Нужно было продолжать обучение по профессии музыканта и композитора. Таривердиев недолго проучился в консерватории в городе Ереван, его не устроило преподавание, и он, недолго думая, уехал в Москву. В Гнесинке у Микаэла принимал экзамен Арам Хачатурян, который только Таривердиеву поставил самую высокую оценку. Педагог вскоре сделал Микаэла своим любимым студентом.
Таривердиев сделал свой выбор в пользу нескольких музыкальных направлений: оперу и камерную музыку. С огромной любовью он относился к музыке к кинофильмам. Учился студент Таривердиев хорошо, но он испытывал материальные трудности. Отец вышел из тюрьмы, но устроиться на работу было очень тяжело, поэтому Микаэл вынужден был сам подрабатывать грузчиком. На Рижском вокзале работали студенты ВГИКа, они проговорились, что им нужен композитор.
Таривердиев получил второй заказ на создание музыки, он написал все музыкальные темы для фильма «Человек за бортом», а позже родилась музыка к картине «Юность наших отцов». Композитор Таривердиев впервые дебютировал в стенах Гнесинки с исполнительницей его романсов Зарой Долухановой.
В самом начале шестидесятых композитор Таривердиев пробует соединять поэзию и музыку. Так создалось трио «Меридиан», Микаэл Леонович соединил в дуэт Галину Беседину и Сергея Тараненко. Композитор помог найти себя Елене Камбуровой, открыл Аллу Пугачёву. Примадонна тогда только была в самом начале своего звёздного пути. Прямота в суждениях сделала невыездным композитора на целых 12 лет. Только после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны» о Таривердиеве заговорили во весь голос.
Композитору предстояло выбрать исполнителя для песен в культовом фильме о советском разведчике. На пробы приглашали Муслима Магомаева, слушали Вадима Мулермана. Таривердиева что-то не устраивало, тогда ему предложили Иосифа Кобзона. Были и обиды на композитора, но фильм только выиграл от такого придирчивого выбора исполнителя. Создатель фильма Татьяна Лиознова не включила Микаэла Леоновича в списки для награждения Государственной премией. Но две премии «Песни-72» восстановили несправедливость.
Композитору многие завидовали, пытались сделать подложные документы о том, что музыка Таривердиева была украдена у композитора из Франции. Микаэлу Леоновичу пришлось потратить много нервов и здоровья, пока друзья не нашли подтверждения у самого французского композитора Франсиса Лея, что вся музыка, звучащая в фильме «Семнадцать мгновений весны» принадлежит перу Таривердиева.
Государственная премия всё же нашла композитора. Её вручили после «Иронии судьбы», а через 9 лет Микаэл Таривердиев стал Народным артистом. Микаэлу Леоновичу принадлежат оперы, органная музыка, балеты. Муза приходила по ночам. Когда Таривердиев побывал в зоне Чернобыля после аварии, то он написал симфонию для органа, посвящённую этому городу. Фильмов, в которых звучит музыка композитора, насчитывается более 130.
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал. на Красной площади!
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
Личная жизнь
У высокого, стройного, всегда одетого по моде красавца Микаэла всегда было много женщин. Первые его две жены недолго были с ним в браке. Но первая супруга Елена Андреева родила единственного сына Таривердиева Карена. Сын выбрал для себя биографию военного: Рязанское военное училище, Война в Афганистане в спецназе ГРУ. Со второй женой Элеонорой Маклаковой тоже семьи не получилось.

На фото: Микаэл Таривердиев с женой Верой
С третьей женой Микаэл Леонович познакомился на «Московской осени». Вера Колосова по профессии музыковед. Вместе они прожили 13 лет, это был счастливый брак. Рядом с Верой Колосовой Микаэл Таривердиев впервые за долгие годы почувствовал, что не одинок. Ему было уже за пятьдесят, но новое чувство захватило мастера. Он мечтал, что встретит с Верой старость. Почему бы и нет? Здоровье до тех пор не подводило. Но. до поры до времени.

На фото: Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова
Ему дали два года. Максакова же, вместо того чтобы присутствовать на заседаниях суда и поддерживать Микаэла, отдыхала и веселилась с друзьями. Это было предательство, простить которое Таривердиев не смог. К тому моменту за его плечами уже было два неудачных брака. Подрастал сын Карен.
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал. на Красной площади!
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
Смерть
В 1990 году начало пошаливать сердце. Весной Таривердиеву сделали плановую операцию в Лондонском королевском госпитале. Один из клапанов сердца заменили на искусственный, после чего Микаэл Леонович любил повторять: «Теперь у меня железное сердце! Гарантия 40 лет!» Вот только срок службы нового органа оказался куда меньше. После чего прожил 6 лет.
Летом 1996 года вместе с Верой Гориспавовной композитор Микаэл Леонович отправился в Сочи, в санаторий «Актер». Там они провели незабываемые недели отдыха. Накануне возвращения в Москву Таривердиев умер внезапно во время отдыха в одном из санаториев в Сочи. Жена композитора написала книгу, в которой рассказала о его биографии.




