биография нестерова михаила васильевича краткое содержание

Мемория. Михаил Нестеров

биография нестерова михаила васильевича краткое содержание

31 (19) мая 1862 года родился Михаил Нестеров, русский и советский живописец.

Личное дело

Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Его отец, Василий Иванович, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами, интересовался историей и много читал. Мать, Мария Михайловна, также происходила из купеческой семьи, была родом из Ельца. В 12 лет по распоряжению отца Нестеров переехал в Москву для поступления в техническое училище. Однако, провалив экзамены, пошел в реальное училище, а в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Любимым преподавателем Нестерова стал художник-передвижник Василий Перов. Проучившись три года, Нестеров переехал в Петербург, где год проучился в Академии художеств. Вернувшись в Москву, Нестеров застал Перова уже угасающим от чахотки. Художник успел написать портрет своего наставника, которого не стало в том же году. Во время летних каникул 1883 года в Уфе познакомился со своей будущей женой Марией Мартыновской. В 1885 году окончил московское училище, за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника и обвенчался с Мартыновской, несмотря на протесты его родителей. Они считали, что брак слишком ранний и поспешный. В 1886 году после родов жена Нестерова скончалась. У художника осталась дочь Ольга. «Любовь к Маше и потеря ее, — вспоминал Нестеров, — сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве».

Первой работой, обратившей внимание на самобытность Нестерова, стал «Пустынник», написанный в 1888—1889 годах. Полотно купил для своей коллекции Павел Третьяков. На полученные за картину деньги Нестеров отправился в путешествие по Австрии, Италии, Франции и Германии. К этому периоду относится первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Работа стала сенсацией следующей выставки передвижников и также была приобретена Третьяковым. Нестеров называл ее самым лучшим своим произведением. «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

С 1890 года Нестерова приглашали расписывать храмы в Киеве (Владимирский собор), в грузинском Абастумане (церковь Александра Невского), Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В 1902 году женился на Екатерине Васильевой — классной даме института, где училась его дочь. У пары появились на свет дочери Наталья и Анастасия и сын Алексей. До революции Нестеров создал цикл картин о старообрядцах, за полотно «Великий постриг» был удостоен звания академика живописи. C началом Гражданской войны семья художника перебралась в Армавир. В 1920 году они вернулись в Москву. Главным в советском периоде творчества Нестерова стали портреты. Он писал художников и скульпторов В. М. Васнецова, И. Д. Шадра, А. В. Щусева, В. И. Мухину, ученых — А. Н. Северцова, И. П. Павлова, артистов, врачей и других выдающихся людей того времени.

В 1938 году Нестеров был арестован, однако через две недели отпущен. Мужа его старшей дочери Ольги, юриста и профессора Виктора Шретера, расстреляли за шпионаж, саму Ольгу сослали в казахский Джамбул, ее выпустили в 1941 году. В 1942 году Нестеров в возрасте 80 лет скончался от инсульта в Боткинской больнице Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Один из самых ярких художников-передвижников, посвятивший большую часть своего творчества христианской Руси. В советское время — блестящий портретист, увековечивший известных писателей, музыкантов, скульпторов и художников своей эпохи.

О чем надо знать

биография нестерова михаила васильевича краткое содержание

В 1937 году в присутствии Нестерова были арестованы его дочь Ольга с мужем Виктором Шретером. Кроме того, был посажен и приговорен к смерти муж его дочери Натальи Михаил Беляев, основавший музей-квартиру А. С. Пушкина на Мойке. После письма Сталину смертную казнь Беляеву заменили ссылкой, затем Нестеров смог добиться освобождения пушкиниста. Дочь Ольгу ему удалось вернуть в 1941 году. Из ссылки она пришла на костылях, хромала до конца дней.

В революцию, когда Нестеров был с семьей в Армавире, их квартиру обокрали, пропала коллекция работ, хранившихся у художника в мастерской. «Я — гол как сокол» — писал Нестеров другу, — так, как было лет тридцать назад». Обнаружить большинство исчезнувших работ Нестерова так и не удалось. Впоследствии вторая жена художника Екатерина Петровна экономила и ходила по комиссионным магазинам в надежде найти пропавшие работы. Кое-что из рисунков ей удалось обнаружить и выкупить, однако основная часть коллекции исчезла.

Прямая речь:

«Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной ни делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги, а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком. Пробовали меня класть в печь, побывал я и в снегу на морозе, пока однажды не показалось моей матери, что я вовсе отдал богу душу. Меня обрядили, положили под образ. На грудь положили небольшой финифтяный образок Тихона Задонского. Мать молилась, а кто-то из близких поехал к Ивану Предтече заказать могилу возле дедушки Ивана Андреевича Нестерова. Но случилось так: одновременно у тетушки Е. И. Кабановой скончался младенец, и ему тоже понадобилась могилка. Вот и съехались родственники и заспорили, кому из внуков лежать ближе к дедушке Ивану Андреевичу. А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила бога, приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни». — из книги Михаила Нестерова «Давние дни»

3 факта о Михаиле Нестерове

Источник

Краткая биография Михаила Нестерова

Нестеров Михаил Васильевич (1862— 1942), художник.

Родился 31 мая 1862 г. в Уфе в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии.

В 1874 г. уехал в Москву, чтобы продолжить образование в реальном училище.

В 1876—1881 гг. занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге у таких известных художников, как В. Г. Перов и И. Н. Крамской.

В 1885 г. Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника.

Свою самую известную картину «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) художник начал компоновать с пейзажа. «Ряд пейзажей и пейзажных деталей, — вспоминал Нестеров, — были сделаны около Комякина. Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота.

Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря)… Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея” такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а, главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности”, историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать».

Нестеров был членом Товарищества передвижных художественных выставок и одним из членов – учредителей Союза русских художников.

В 1907 г. в Петербурге состоялась его персональная выставка.

В 1917 г. Нестеровым созданы портреты русских философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова.

С приходом к власти большевиков художник окончательно перешёл к работе в жанре психологического портрета.

Источник

Биография Михаила Васильевича Нестерова

биография нестерова михаила васильевича краткое содержание

31 мая исполняется 150 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова.

Выдающийся русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Васильевич Нестеров родился 31 (19 по старому стилю) мая 1862 года в Уфе в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Нестерова, происходила из старинного рода Ростовцевых. Отец, Василий Нестеров, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.

До двенадцати лет Нестеров учился в Уфимской гимназии. В 1874 году будущий художник переехал в Москву, в 1874-1876 годах учился в реальном училище К.П. Воскресенского.

В 1876-1880 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди преподавателей училища были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов.

С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в проводившихся в училище ученических выставках. Его работы раннего периода, такие как «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе», были написаны в традициях русского передвижничества.

В 1881 году Нестеров, пребывающий в поисках своего художественного стиля, перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Академия не оправдала надежд художника, и в 1883 году он вернулся в Москву. Вновь поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров попал в класс к Владимиру Маковскому.

В последние годы обучения в училище Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени «Прием послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника.

В 1889 году Нестеров предложил свою картину «Пустынник» на XVII передвижную выставку в Санкт-Петербурге. Еще до открытия на полотно обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его для своей галереи. Картина стала одной из первых работ Нестерова, заявивших особый почерк художника. Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в его творчестве.

В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ «Рождество Христово».

В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном «Святая Русь». Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.

В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец».

После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси», он написал такие картины, как «Молитва», «Мать Евпраксия», «У монастырской стены».

Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».

В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела большой успех.

Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник

Краткая биография Михаила Нестерова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Очень краткая биография (в двух словах)

Краткая биография (подробно)

биография нестерова михаила васильевича краткое содержаниеМихаил Васильевич Нестеров был известным русским художником-живописцем. Он родился в Уфе 31 мая 1862 года. Учился в мужской гимназии Оренбурга, а затем — в одном из московских реальных училищ. После юноша стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1881 году молодой Нестеров поступил в Академию художеств Петербурга. Вскоре он решил продолжить обучение в МУЖВЗ.

В середине 80-х художник обратился к написанию исторических полотен. В это время он также работал иллюстратором.

В 1886 году Нестеров создал картину «До государя челобитчики», удостоенную многих наград. В этом же году из жизни ушла жена художника — М. И. Мартыновская. Ей в дальнейшем он посвятил серию картин: «Царевна» (1887), «Христова невеста» (1887) и др.

Далее в творчестве Нестерова наступил новый период. Созданная им в 1888—1889 годах картина «Пустынник» сделала художника выдающимся живописцем своего времени.

Вскоре Нестеров отправился путешествовать по Европе. Результатом поездки стало создание полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Произведение было посвящено Сергию Радонежскому и открыло цикл работ художника на эту тему.

Вскоре Нестерова пригласили для росписи киевского Владимирского собора. В последующие годы художник также расписал еще несколько других храмов.

В дальнейшем творчестве Нестерова главной стала религиозная тема. Ей посвящены произведения Соловецкого цикла (1901—1917).

После революции Нестеров долго не мог работать из-за болезни. Он вновь взялся за кисть лишь в 30-е годы. В этот период был создан «Портрет И. П. Павлова», удостоенный Сталинской премии.

Последней работой Нестерова стало полотно «Осень в деревне» (1942). В этом же году 18 октября живописца не стало. На тот момент художнику было 80 лет.

Источник

Михаил
Васильевич Нестеров

Биография и информация

Михаил Васильевич Нестеров ( 6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».

Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.

Ученичество

Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).

Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова». При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество – искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.

Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888-1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.

При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897–1898) и «На Волге» (1905).

Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Юность Сергия» (1893).

Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901-1906) и «На Руси. Душа народа» (1915-1916).

Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.

Семья

Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской. Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку. Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.

Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой – 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.

При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.

Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».

У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын – Наталия, Анастасия и Алексей – от второго брака.

Портретист

Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.

Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).

В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя – юриста Шретера – обвинили в шпионаже.

Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака – Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака – Наталии.

Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.

Художник скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня держал в руках палитру и кисть – писал. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *