биография николая алексеевича некрасова подробно
Некрасов: биография, интересные факты
Некрасов, биография которого полна интересных и неожиданных поворотов, прославился как русский поэт-демократ, певец нелегкой женской судьбы. Изучите страницы жизнеописания лирика и узнайте, почему женщина стала центром его поэтического мира, какую роль представительницы прекрасного пола сыграли в его судьбе.
Николай Алексеевич Некрасов: биография
«Русские женщины», «Дед Мазай и зайцы», «Мороз Красный нос» — эти стихи Некрасова знает каждый школьник. Лирик, певец народного горя, поэт, поклонявшийся женщине — матери, труженице и защитнице, — таким был Николай Алексеевич Некрасов.
Он оставил заметный след в развитии русской литературы XIX века — прославился как лирик, драматург и публицист. Под его руководством приобрел весомое общественное и литературное значение журнал «Современник» (Некрасов был владельцем издания), вошли в период расцвета «Отечественные записки».
Однако путь к известности и славе был непростым. О сложных житейских перипетиях судьбы поэта поведает биография Некрасова.
Фото: onlylviv.com: UGC
В 1817 году блистательная красавица, наследница древнего литовско-польского рода Закревских Елена Андреевна без разрешения именитых родителей вышла замуж за поручика Алексея Некрасова. Этот брак был явным мезальянсом, поскольку ни знатностью, ни богатством ярославский помещик не мог сравниться с именитыми Закревскими.
Несмотря на это, Елена Андреевна выходит замуж и поселяется в Немирове (Винницкая область, Украина), где в это время стоял полк мужа. Здесь через четыре года после венчания Закревской с Некрасовым (в 1821 году) на свет появился сын Николай. Вскоре молодая семья перебирается в Ярославскую губернию, в поместье Грешнево, где и проходят детские годы будущей звезды.
Отец Некрасова унаследовал не лучшие черты характера от своих предков. Игрок и мот, любитель женщин, он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Николая. Тот был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и сформировало впоследствии особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа, что отразилось на тематике его произведений.
Второе впечатление детства Николая — издевательства отца над матерью, кротость, с которой она терпела его деспотический нрав и несдержанный характер. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.
Системное образование Николай Алексеевич получил в гимназии. Правда, проучился не обязательные восемь, а всего лишь пять лет. Тяга к знаниям у мальчика отсутствовала напрочь, более всего его привлекало творчество. На гимназической лаве рождаются первые стихотворные произведения Некрасова.
Отец, видевший в сыне бравого офицера, после гимназии отправил юношу в Петербург в дворянский полк. Однако Николай ослушался Алексея Сергеевича и сделал попытку покорить приемную комиссию Петербургского университета. Она была неудачной: Некрасов стал вольным слушателем отделения филологии. Лишенный материальной поддержки отца, он искал подработки, прозябал в бедности.
Тяжелые времена отступили, когда в 1840 году Некрасов начал сотрудничать с Александринским театром, занялся журналистикой, стал писать рецензии и критические статьи в «Литературную газету». Благодаря небольшим заработкам Николаю Алексеевичу удалось опубликовать первый сборник стихов.
«Мечты и звуки» — так называлось первое издание, куда включил Некрасов стихи, написанные в студенческие годы. Сборник не произвел впечатления на критиков. Поэт был разочарован и подавлен. Подобно Гоголю, он практически полностью уничтожил первое издание своих стихов.
В дальнейшем Некрасов решает заняться прозой. На ту пору в моде были рассказы о разночинцах, о девушках, обманутых дворянами-богачами, о падении нравов среди молодых дворян. «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» — одно из таких успешных произведений автора. Его отметил в выступлении именитый и влиятельный критик Белинский. Он позитивно отозвался о реалистических поисках литературного неофита, что вселило уверенность в молодое дарование.
Вскоре писатель переключается на издательскую деятельность. Он выкупает детище Пушкина — «Современник» — и прикладывает титанические усилия, чтобы сделать его успешным. Журнал переживает второй расцвет: на его страницах появляются произведения Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, Огарева, Герцена, Белинского, Толстого.
Некрасову удалось защитить журнал от натиска цензуры, пережить драматический раскол в середине авторского коллектива. В период перед реформой в государстве максимально обострилось социальное противостояние. Крестьянские бунты, растущее среди масс недовольство подтолкнули Некрасова к написанию «Железной дороги», поэмы «Поэт и гражданин». Так он выразил свою приверженность грядущим социальным переменам. Это стало причиной репрессивных мер, принятых в адрес его журнала и его самого: за Некрасовым устанавливают жандармский надзор, а издание закрывают.
Поэт не сдается: в его руках оказываются «Отечественные записки» (Краевский отдает ему в аренду журнал). В 1870-х гг. происходит поворот Некрасова к сатире. Он пишет памфлеты, острые сатирические статьи. Чтобы не навлечь беды на действующее издание, по инициативе поэта учреждается дополнение к журналу. «Свисток» стал платформой для сатирических выступлений прогрессивных писателей.
Кардинальные изменения в жизни Некрасова произошли по его собственной вине. Боясь того, что издания, которыми он руководил, закроют, на заседании Английского клуба поэт зачитывает хвалебную оду, посвященную душителю революционного движения генералу Муравьеву. Этот поступок кардинально изменил отношение общества к писателю. Его презирали, с ним отказывались сотрудничать, общаться. В таком положении Некрасов пребывал до конца своих дней.
Несмотря на это, поэт не прекращал активной социальной деятельности. В 1861 году он откликается на отмену крепостничества поэмой «Кому на Руси жить хорошо», в которой поставил вопрос о том, стали ли крестьяне счастливее.
Два года перед кончиной в 1877 году были для Николая Алексеевича мучительными. Онкологическое заболевание приковало его к постели. Однако поэт не прекращал писать: он создает социально острые стихотворения, пишет фольклорные стилизации.
Уход поэта из жизни стал тяжелой утратой для революционно настроенной интеллигенции. Однако он оставил произведения, которые вдохновляли на борьбу.
Некрасов: интересные факты
В официальных биографиях писателей редко упоминаются самые интересные факты их жизни. А именно они могут многое рассказать о характере писателя, о его вкусах, интересах. Благодаря такой информации биографические портреты знаменитостей оживают, становятся ближе и реалистичнее.
Фото: bg.trendexmexico.com: UGC
Так и в случае с певцом непростой народной судьбы Николаем Некрасовым, жизненный путь которого полон интересных моментов:
Семья Некрасовых была огромной — четырнадцать детей, рожденных в браке с Еленой Андреевной, и бесчисленное количество незаконнорожденных. Отец Николая был развратником и бабником. Как и большинство дворян, он соблазнял и совращал крепостных девушек, а затем держал перед крестом (как крестный отец) своих же детей.
Елена Андреевна, мать поэта, вынуждена была терпеть бесчинство мужа. Он унижал и третировал ее, однако женщина с христианским смирением принимала свою судьбу. Этот духовный стоицизм и целомудрие матери восхищали Николая.
Из-за страстей отца Некрасовы были бедными. Алексей Сергеевич, проиграв поместье, вынужден был идти на службу, чтобы прокормить огромную семью.
Что такое нищенское существование, Николай знал не понаслышке. В студенческие годы ему пришлось зарабатывать частными уроками, составлением прошений. Однако не всегда денег хватало, чтобы купить обед и оплатить жилье.
Однажды из-за недоедания Некрасов тяжело заболел. Солдат, у которого он квартировал, из-за неуплаты выставил его на улицу. Помог поэту нищий, который привел его в приют, поделился едой. Эта ситуация отразилась на отношении Некрасова к бедным людям.
Двадцатишестилетний Николай Некрасов был приглашен в литературный салон жены знаменитого русского писателя Ивана Панаева Авдотьи. Молодой поэт был сражен красотой, образованностью, тонким вкусом и нежностью хозяйки собрания.
Фото: culture.ru: UGC
Однако он был не единственным литератором, которого покорила Авдотья. У ее ног был Достоевский и Тургенев. Страсть к женщине настолько захватила Некрасова, что он, получив отказ Авдотьи, решил покончить с собой. Дама не могла остаться равнодушной к такой пылкости, поэтому уступила молодому дарованию.
И с этого момента начинается интрига, всколыхнувшая петербургское общество 1850-х гг. Некрасов перебирается на квартиру к Панаевым и открыто живет в гражданском браке с Авдотьей под одной крышей с ее мужем Иваном. Более того, он закатывает последнему сцены ревности.
Вместе с Авдотьей он пишет несколько романов, которые высоко оценили критики, издает «панаевский» цикл лирики. Этот период самый счастливый и самый несчастный в жизни Некрасова.
После расставания с Авдотьей Панаевой Николай Алексеевич завязал отношения с Селиной Лефрен — актрисой труппы Михайловского театра. Он отправился с ней в заграничное турне, однако в Северную Пальмиру вернулся один. Еще некоторое время они поддерживали отношения, но брак так и не заключили.
Законной супругой Некрасова стала деревенская девушка Фекла. Она была малообразованной, недалекой, но искренне восхищалась творчеством своего избранника. Возрастная разница между поэтом и его пассией была огромной — 24 года.
Фото: novgorodmuseum.ru: UGC
Некрасов занимался образованием девушки: давал читать литературу, посещал с ней театральные премьеры, художественные выставки. Чтобы завуалировать ее простое происхождение, поэт придумал ей другое имя — Зинаида Николаевна.
Брак с Феклой-Зиной Николай Алексеевич заключил, уже пребывая на смертном одре.
Карты — страсть, погубившая отца Некрасова, сделала поэта весьма состоятельным человеком. Благодаря чете Панаевых, успеху журнала «Современник» Николай Алексеевич стал членом Английского клуба. Здесь собирались самые знаменитые и самые богатые люди Петербурга — чиновники, государственные деятели, состоятельные помещики.
От скуки они расписывали пульку. Николай Некрасов, прекрасно разбирающийся в картах (благодаря наследственности), с легкостью выигрывал у невнимательных огромные суммы. Так, главный финансист Российской империи проиграл ему более миллиона франков, проигрыши остальных исчислялись тысячами рублей.
Богачи играли невнимательно и расслабленно. Этим и пользовался умный и проницательный Некрасов. Игру он использовал как один из видов заработка. Деньги пошли на выкуп родового поместья и на издание детища — «Современника».
Страсть к охоте на лесного зверя и дичь — признак благородства. Некрасов был азартным охотником. У него был прекрасный выезд и отличные охотничьи собаки. В общей сложности поэт посвятил этому занятию 43 года из прожитых им 56 лет.
С особым увлечением он ходил на медведя, любил пострелять птиц. Компанию чаще всего ему составлял другой знаменитый писатель и страстный охотник — Иван Тургенев. Однако из-за недоразумений личного характера друзья расстались, и напарницей Некрасова стала Зинаида Николаевна.
Эта страсть нашла отображение в лирике поэта: у него есть стихи, посвященные медвежьей охоте, охоте на болотных птиц.
Николай Некрасов прожил не очень длинную жизнь, но оставил заметный след в истории русской литературы. Будучи барином, он близко воспринимал трагедию крестьян, живших в извечной бедности и борьбе за выживание. Его восхищало духовное целомудрие и трудолюбие русской женщины, которая стала воплощением измученной, но сильной России.
Какие факты биографии Некрасова стали для вас открытием?
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Детство и юность писателя
Важно! Несмотря на то, что Алексей совсем не интересовался поэзией, именно у него в библиотеке талантливым сыном была прочитана запрещенная в то время элегия “Вольность” знаменитого русского писателя А. С. Пушкина.
Важно! Одновременно с этим он записывает в домашнюю тетрадь и другие свои произведения, из которых складывается первый период творчества и ярко просматривается впечатления от семейного уклада жизни родителей.
Образование и начало творческого пути
Творческая деятельность
Важно! В полное собрание сочинений Некрасова этот сборник не входит, и до сегодняшнего дня считается исключительной редкостью.
Работа в “Современнике”
Важно! За время своей деятельности и развития “Современника” Некрасов сумел разглядеть яркие таланты. Именно благодаря ему стали известны Тургенев и Огарев, Герцен и Островский, Салтыков-Щедрин и Чернышевский с Добролюбовым.
Н. А. Некрасов — классик отечественной поэзии
Николай Алексеевич Некрасов (биография 1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847–1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Краткая биография Некрасова Н. А. для детей
Вариант 1
Некрасов — краткая биография
Родился Николай Некрасов 28 ноября/10 декабря 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии. Детство провёл в родовом имении Некрасова в Ярославской губернии в деревне Грешнева. Семья была большая – 14 детей.
Отец мальчика был суровым и жестоким, он часто наказывал крестьян. Доставалось и собственным детям. Мама была ласковой и всегда заступалась за обиженных.
В ярославской гимназии, куда поступил Николай в 1832г, он проучился до пятого класса. Учился средне, но зато очень любил читать. Отец всегда мечтал о военной карьере сына и, в 1838г, Николай уезжает в Петербург.
Встретив своего бывшего гимназиста, и познакомившись со студентами, поступает в университет. Отец же, узнав о непослушании сына, лишает его материальной поддержки.
Во время учёбы (до 1841 г), Некрасов постоянно искал работу, чтобы заплатить за обед и комнату. Он писал статьи в газеты, фельетоны, сочинял сказки в стихах — “Мороз, красный нос”. На скопленные свои сбережения, Николай Некрасов выпустил сборник «Мечты и звуки» в 1840 году. Спросом книга не пользовалась, расстроенный автор скупил часть сборников и уничтожил их.
Встреча с Белинским в 1842 году принесла большую пользу Некрасову. Белинский, видя талант молодого поэта, старался всячески помочь и поддержать юношу. Вскоре выходят два альманаха Некрасова – «Физиология Петербурга» (1845г) и «Петербургский сборник» (1846г).
В 1847 году Николай Алексеевич становится редактором и издателем журнала «Современник», где проработает до 1866 года. Затем возглавит журнал «Отечественные записки» (1868г) и будет редактором до конца своей жизни.
Ещё в детстве, маленький Коля видел, как мужики (бурлаки) тащат баржу на Волге, он плакал потом. Постоянно призывал в своих произведениях к совести, боролся за свободу, за народ. Он создал свою собственную «некрасовскую школу», его творчество, в то время, стало новой ступенью в развитии русской лирики.
Поэт в своих произведениях отобразил особенности своего времени и оказал влияние на общественную атмосферу эпохи. Его стихотворения становились народными песнями. В них мы слышим трагедию и фарс, иронию и отчаяние, народный смысл и русскую мечтательность.
В 1875 году Николай Некрасов тяжело заболел. Умер 27 декабря 1877года в Петербурге.
Вариант 2
22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным. Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов, зажиточный дворянин, имел пристрастие к картежничеству и был достаточно жестоким человеком. Все детство маленький Николай и его 13 братьев и сестер наблюдали грубость отца к слугам и родным.
Кроме того, частые разъезды с отцом оставили в памяти будущего поэта печальную картину быта русских крестьян. Позже увиденное воплотится в знаменитом произведении «Кому на Руси жить хорошо».
В 1832 году 11-летний Некрасов начинает учиться в ярославской гимназии. Несмотря на то, что учеба давалась будущему поэту тяжело, именно в этот период стали появляться его первые стихотворения. В 17 лет по распоряжению отца Николай Некрасов пробует поступить на военную службу, но судьба распоряжается иначе: тяга к знаниям приводит поэта к дверям Петербургского университета. Он ходит вольнослушателем посещает лекции филологического факультета и дает частные уроки, чтобы заработать немного денег. В это время Некрасов знакомится с В. Г. Белинским, он оказывает существенное влияние на творческий путь поэта.
Николай Некрасов известен не только как знаменитый поэт, но и как превосходный журналист и публицист. В 1840 году он начинает писать в журнал «Отечественные записки», а уже в начале 1847 года вместе с Иваном Панаевым приобретает в аренду основанный еще А.С. Пушкиным журнал «Современник».
Смерть застала Николая Некрасова 27 декабря 1877 года.
Вариант 3
Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. Кроме этого, Некрасов был революционером-демократом, руководителем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки». Наиболее известным произведением писателя является поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо».
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет.
Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда Николай отказался стать военным по настоянию отца, то его лишили материальной поддержки.
В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить, писал стихи на заказ. В этот период он познакомился с Белинским. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым, выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать.
Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети» и «Коробейники». В 1840‑х годах Некрасов также стал также сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году арендовал его у Краевского.
В этот же период он написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ещё целый ряд сатирических произведений, включая популярную поэму «Современники».
В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель скончался 8 января 1878 года и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище.
Биография Некрасова Н. А. по годам
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, воспринимавшийся современниками как флагман революционно-демократической лирики и олицетворение «совести эпохи». В некрасовской лирике, открывшей новую страницу в развитии русского реализма, разворачивались драмы и трагедии повседневной жизни представителей социальных низов и раскрывались глубинные свойства национального характера.
Жизнь Н. Некрасова в датах и фактах
10 декабря 1821 г. — родился в дворянской семье в городке Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Через три года семья переехала в деревню Грешнево Ярославской губернии.
1832–1837 гг. — учился в Ярославской гимназии.
В 1838 г. — приехал в Петербург в надежде продолжить там образование, но при попытке поступить в университет провалился и, записавшись вольным слушателем, занялся профессиональным литературным трудом.
1840 г. — вышел в свет первый поэтический сборник Некрасова «Мечты и звуки», который критика оценила негативно. Огорченный неудачей автор скупил имевшиеся в книжных лавках экземпляры и сжег их.
1840–1844 гг. — период тяжелой литературной поденщины, открывший, однако, поэту доступ к известным периодическим изданиям. В эти годы Н.А. Некрасов сблизился с литературным критиком Белинским и супругами Панаевыми, игравшими заметную роль в российской литературой жизни.
1845–1846 гг. — вышли в свет сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», в состав которых вошли некрасовские произведения.
С 1847 г. и в течение последующих 19 лет Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник». Концепция этого издания в 40‑е гг. во многом определялась Белинским. Вопреки жестокому давлению цензуры, «Современник» удерживал за собой позицию форпоста прогрессивной мысли.
1856 г. — был издан сборник «Стихотворения», включивший лучшие произведения поэта, созданные им за 10 лет. Эта книга имела большой успех у читателей. В том же году Некрасов отправился в заграничное путешествие, продлившееся около года.
1860‑е гг. были омрачены тягостными событиями: арестом нескольких сотрудников «Современника» и последующим закрытием журнала, смертью Н.А. Добролюбова, одного из самых талантливых литературных критиков и ближайших единомышленников Некрасова. Вместе с тем, указанный период был для поэта чрезвычайно благотворным в творческом отношении, о чем свидетельствует появление его многочисленных стихотворений и знаменитой поэмы «Мороз, Красный Нос» (1864), а также начало работы над монументальной поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», которую он писал до конца жизни.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом.
1868 г. — устроился одним из редакторов в журнал «Отечественные записки».
1870–1873 гг. — были созданы поэмы «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1873), посвященные теме декабристов.
В 1877 г. вышел в свет некрасовский сборник «Последние песни».
8 января 1878 г. — поэт умер вследствие тяжелой болезни.
Вариант 2
1824–1832 гг. – жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 г. – покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.
1840 г. – первый подражательный сборник стихов “Мечты и звуки”.
1843 г. – знакомство с В. Г. Белинским.
1845 г. – стихотворение “В дороге”. Восторженный отзыв В.Г.Белинского.
1845–1846 гг. – издатель двух сборников писателей натуральной школы – “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”.
1847–1865 гг. – редактор и издатель журнала “Современник”.
1853 г. – цикл “Последние элегии”.
1856 г. – первый сборник “Стихотворения Н.Некрасова”.
1861 г. – поэма “Коробейники”. Выход второго издания “Стихотворений Н.Некрасова”.
1862 г. – поэма “Рыцарь на час”, стихотворения “Зеленый шум”, “В полном разгаре страда деревенская”.
Приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.
1863–1864 гг. – поэма “Мороз, Красный нос”, стихотворения “Орина, мать солдатская”, “Памяти Добролюбова”, “Железная дорога”.
1865 г. – опубликована первая часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
1868 г. – выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова “Отечественные записки” с поэмой “Кому на Руси жить хорошо”.
1868–1877 гг. – совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал “Отечественные записки”.
1869 – появление в № 1 и № 2 “Отечественных записок” “Пролога” и первых трех глав “Кому на Руси жить хорошо”.
Второе заграничное путешествие. Привлечение В. А. Зайцева к сотрудничеству в “Отечественных записках”.
1870 – сближение с Феклой Анисимовной Викторовой – будущей женой поэта (Зина).
В № 2 “Отечественных записок” печатаются IV и V главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, а в № 9 – поэма “Дедушка” с посвящением Зинаиде Николаевне.
1871–1872 – поэмы “Княгиня Трубецкая” и “Княгиня Волконская”.
1873 – в № 2 “Отечественных записок” опубликована вторая часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Вышли также пять частей последнего прижизненного (шестого) издания “Стихотворений” Некрасова.
1874 – в № 1 “Отечественных записок” помещена третья часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Окончание шестого издания “Стихотворений”. Возобновление отношений с Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым.
1875 – избрание Некрасова товарищем председателя Литературного фонда. Работа над поэмой “Современники”, появление первой части (“Юбиляры и триумфаторы”) в № 8 “Отечественных записок”. Начало последней болезни.
1876 – работа над четвертой частью поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
Стихотворения “Сеятелям”, “Молебен”, “Скоро стану добычею тления”, “Зине”.
1877 – в начале апреля – выход книги “Последние песни”.
4 апреля – венчание на дому с Зинаидой Николаевной.
12 апреля – операция.
Начало июня – свидание с Тургеневым.
В августе – прощальное письмо от Чернышевского.
Декабрь – последние стихотворения (“О, Муза! Я у двери гроба”).
Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г. – по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Вариант 3
Хронологическая таблица Некрасова
Хронологическая таблица Некрасова – это один из лучших способов кратко ознакомиться с периодами жизни великого поэта. Именно в ней сконцентрированы все самые важные события, повлиявшие на судьбу автора. Эти значимые этапы его биографии помогут как школьникам, так и выпускникам лучше понять мотивы деятельности поэта и особенности его характера.
По сути, вы сможете проследить жизнь и творчество Некрасова Николая Алексеевича по датам. Такой формат рассчитан на тех, кто хочет быстро и четко получить основную информацию и факты. Помимо стандартных данных о рождении и смерти поэта, памятка ознакомит вас с ключевыми периодами его творческой деятельности. Вы узнаете много нового о любимом авторе и его работах, сможете быстро запомнить важные даты. На нашем сайте представлена детальная биография Некрасова в таблице.
1821 год, 28 ноября (10 декабря) – Родился Н.А. Некрасов на Украине в местечке
Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.
1824–1832 – Жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 – Покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет;
отец лишает его средств к существованию.
1840 – Первый подражательный сборник стихов “Мечты и звуки”.
1843 – Знакомство с В. Г. Белинским.
1845 – Стихотворение “В дороге”;
восторженный отзыв В.Г.Белинского.
1845–1846 – Издатель двух сборников писателей натуральной школы – “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”.
1847–1865 – Редактор и издатель журнала “Современник”.
1853 – Цикл “Последние элегии”.
1856 – Первый сборник “Стихотворения Н.Некрасова”.
1861 – Поэма “Коробейники”;
выход второго издания “Стихотворений Н.Некрасова”.
1862 – Поэма “Рыцарь на час”, стихотворения “Зеленый шум”, “В полном разгаре страда деревенская”;
приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.
1863–1864 – Поэма “Мороз, Красный нос”, стихотворения “Орина, мать солдатская”, “Памяти Добролюбова”, “Железная дорога”.
1865 – Опубликована первая часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
1868 – Выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова “Отечественные записки” с поэмой “Кому на Руси жить хорошо”.
1868–1877 – Совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал “Отечественные записки”.
1870 – Поэма “Дедушка”.
1871–1872 – Поэмы “Княгиня Трубецкая” и “Княгиня Волконская”.
1876 – Работа над четвертой частью поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
1877 – Выходит из печати книга “Последние песни”.
1877, 27 декабря (1878, 8 января) – Умер Некрасов в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Полная биография Некрасова Н. А.
Вариант 1
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.
Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой…
Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.
Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» и др.).
Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.
В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.
Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.
В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день…»
Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.
Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.
В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демократов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.
Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.
Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» стали таким же боевым журналом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.
Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!
Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
И о свекле, которую только что выдернули из земли:
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.
О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.
Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.
Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.
Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,
…на место сетей крепостных
Люди придумали много иных…
В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь.
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней – сломалися…
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь?
Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:
Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.
Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».
Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.
Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.
«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».
Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…»
Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа.
Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:
Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется –
Несокрушимая!
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца – Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.
Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны – все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.
Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, – утверждал Белинский, – что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и – скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.
Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни – и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».
Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844–1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха – «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».
«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи – на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем – как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.
В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.
1860‑е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы – М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».
Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70‑е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871–1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).
В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.
В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его…», – так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, – своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем – темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.
Вариант 3
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью, и рядом со знаменитой Сибиркой, или Владимиркой, о которой вспоминал:
“Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства”.
1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.
В 1838 году началась его литературная жизнь, продолжавшаяся сорок лет.
1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
Так же в 1838 году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный “Н. Н.”. Сборник успеха не имел и после критики В.Г. Белинского в “Отечественных Записках” был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.
Впервые его отношение к условиям жизни беднейших слоев российского населения и откровенному рабству высказано в стихотворении «Говорун» (1843 год). С этого периода Некрасов начинает писать стихотворения фактически социальной направленности, которыми немного позже заинтересовалась цензура. Появились такие антикрепостнические стихотворения, как «Рассказ ямщика», «Родина», «Перед дождем», «Тройка», «Огородник». Стихотворение «Родина» было запрещено цензурой сразу же, но распространялось в рукописях и стало особенно популярным в кругах революционеров. Это стихотворение Белинский оценил настолько высоко, что пришел в полнейший восторг.
На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет журнал «Современник» в аренду. В журнал стекаются молодые передовые писатели и все те, кому крепостное право было ненавистно. Первый выпуск нового «Современника» состоялся в январе 1847 года. Это был первый в России журнал, выражающий революционно-демократические идеи и, самое главное, имеющий стройную и четкую программу действий. В первых же номерах вышли «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Некрасов из своих произведений опубликовал «Псовую охоту».
Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.
В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов в 1868 приобрел право на издание журнала “Отечественные записки”, с которым были связаны последние годы его жизни.В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871–1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).
Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: “Три элегии”(1873 год), “Утро”, “Уныние”, “Элегия” (1874 год), “Пророк” (1874 год), “Сеятелям” (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов “Последние песни”.
Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.
Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, П. В. Засодимский, Г. В. Плеханов и др. В 1881 на могиле установлен памятник (скульптор М. А. Чижов).
Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 (бывшая Бассейная, см. Некрасова улица), в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке № 9 Смольнинского района и Педагогическому училищу № 1. В 1971 на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. С. Васильковский).
14 интересных фактов о Некрасове Н. А.
Певец горестей народных — так Некрасова называли поклонники его творчества. Стихи великого русского поэта пронизаны любовью и состраданием к простым людям — жизнь поэта наложила свой отпечаток на стихотворения, вышедшие из-под его талантливого пера. При этом жизнь самого Некрасова была очень своеобразной, и при этом не всегда лёгкой и простой.
Интересные факты из жизни Некрасова.












