биография николая андреевича римского корсакова
Биография Николая Римского-Корсакова
Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.
Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.
С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.
В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.
В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.
В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.
Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.
Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.
Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.
В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.
По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.
В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.
В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.
Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).
В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.
В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.
Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».
Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).
Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».
Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.
Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.
Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.
В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.
Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.
Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.
Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.
В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.
В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.
В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.
Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.
Римский-Корсаков. Биография
Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.
В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.
Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».
Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.
Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.
Этапы творчества и семья
В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.
Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.
Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.
Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Произведения
Оперы
Симфонические произведения
Вокальные работы
Читайте также:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Фото Все
Видео Все
Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд. Больше, чем любовь
Николай Римский-Корсаков. Биография
Известные люди Николай Римский Корсаков Док фильм
Николай Римский-Корсаков — биография
Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.
Юность и детство
Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.
С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.
Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.
Музыкальная карьера
В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Балакирев вдохновляет Николая на написание первого масштабного музыкального произведения. Композиция вышла под названием «Первая симфония ор. 1». У юного музыканта уже были приготовлены эскизы – нужно было только набраться смелости и объединить наброски в единое произведение. Перед окончанием училища у Николая уже были закончены почти все части будущей симфонии. Однако завершающую часть композиции музыканту пришлось дописывать в открытом море – он отправился в кругосветное плаванье в качестве первоклассного моряка.
Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.
Николая все больше и больше начинает интересовать фольклор. Под влиянием опытного наставника, он постигает русские народные мотивы, старается переложить их на классическую музыку. Вскоре он создает красочную музыкальную зарисовку, которую называет «Садко». Позже музыкальные материалы будут использованы для создания легендарной оперы, которая тут же прославит своего автора. Публика приходит в восторг, а критики отмечают новаторство Николая в звучании.

Композитор был известен своими экспериментами с классическим звучанием, он импровизировал и достигал невероятных результатов. Классическая музыка при его обработке приобрела фантастическое звучание. Николай старался наделить мелодию цветом, создать гармоничную картину, которую зритель мог бы услышать, а не увидеть. Отмечается, что у самого композитора от рождения был цветной слух, каждая нота для него слышалась в определенном цвете. Некоторые тональности он «ощущал» желтыми или белыми, а какие-то ноты у него ассоциировались с морем или синим ночным небом.
После создания первой симфонии молодой музыкант не мог остановиться – он начинает творить. Вскоре выходит его сюита («Антар»). Композитор пишет оперы, внимательно изучая жанр и занимаясь разработкой оркестровок для композиций других авторов. Однако первая опера юного музыканта выходит только 1872 году, называлась она «Псковитянка». Сюжетной основой для композиции стало драматическое произведение знаменитого на тот момент Льва Мея. Спустя год постановка «гремела» в театре.
В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.
Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.
Мужчина был очарован фольклорными мотивами, именно они и сделали его имя знаменитым. Композитор создает свои самые известные шедевры – оперы «Снегурочка», «Майская ночь», «Млада», сюиту «Шехеразада» и многие другие.
Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

В 1890-е годы в творческой биографии композитора случается новая эпоха – его начинают интересовать философские композиции. Также он активно занимается теорией музыки, редактирует собственные шедевры прошлых лет. Николай пишет новые успешные произведения – оперу «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Садко» и другие.
Первые годы наступившего двадцатого столетия композитор встречает настоящим творческим прорывом, который выразился в написании целого ряда музыкальных шедевров. Он в который раз вдохновляется фольклором и пишет сказочные оперы, которые в будущем будут ассоциироваться у поклонников с русской культурой – «Золотой петушок», «Кащей бессмертный». Одной из самых знаменитых стала интермедия, написанная специально для оперы по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Впоследствии композиция была названа «Полет шмеля».
Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.
Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.
Личная жизнь
В личной жизни, равно как и в музыке, Римский-Корсаков был крайне удачлив. На одном из музыкальных вечеров он увидел юную пианистку по имени Надежда. Отношения будущих супругов начались с рабочего сотрудничества. Юный Коля как раз подыскивал помощницу для инструментовки, поскольку работал над новой оперой. С предложением о совместной работе юноша обращается к Надежде, которая ответила согласием. Молодые музыканты начинают работать вместе и хорошо узнают друг друга.

Вскоре рабочие отношения перерастают в любовные, в 1872 году Коля и Надя сочетались браком. Первый сын родился у четы уже через год. В будущем Михаил Николаевич станет прославленным лесоведом и зоологом. Вскоре рождается второй ребенок – дочка София. Девушка станет популярной оперной дивой и будет исполнять самые известные произведения.
Третьего сына назвали Андреем. Мальчика также ждала замечательная судьба – он найдет себя в исследовании истории музыки и в философии, получив звание профессора. Четвертый сын получил имя Владимир, он будет работать в качестве альтиста в Мариинском театре. Младшенькой любимицей родителей станет дочь Надежда, которую назвали в честь матери. Родится в семействе еще два ребенка, но они умрут в младенчестве.
У великого деятеля музыки и педагогики был счастливый брак, который внезапно оборвался смертью супруги. Женщина умерла от оспы, Николай переживет дорогую Надю на целых 11 лет. Любимой супруге композитор посвятит пронзительный романс под названием «Колыбельная песня».

В 70-х годах XX века квартира великого композитора превратится в его музей. Будет с тщательностью восстановлена обстановка, которая царила в комнатах во время жизни музыканта и его семьи. В импровизированном доме-музее будут размещены рукописные тексты самых популярных произведений маэстро и его личные фотографии.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Русский композитор. Дирижер. Музыкальный критик. Педагог. Профессор. Основатель Русской композиторской школы. Входил в состав творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка». Являлся автором пятнадцати опер, трех симфоний, множества романсов и духовной музыки.
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвин, Ленинградская область. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. В 1862 году, после смерти отца семья переехала в город Санкт-Петербург.
В то же время, благодаря Федору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в состав его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов Римского-Корсакова. Так же, в число членов Балакиревского кружка, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо Милия и Николая, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой молодых коллег, подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений и помогал инструментовкой.
После окончания кадетского корпуса, молодой человек отправился в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора и вскоре за ней последовали такие произведения как «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году.
Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь» и «Снегурочка».
Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», поставленная в 1897 году на Московской оперной сцене, имела успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина: в 1898 году с успехом прошла в Москве, а через год в Санкт-Петербурге.
Успешно строилась и симфоническая работа Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, композитор написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
В продолжении своей творческой деятельности, Николай Андреевич произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского. Принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди которых были: Анатолий Лядов, Ливерий Сакетти и Александр Глазунов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня 1908 года в городе Любенск. Причиной смерти великого композитора стал сердечный приступ. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Избранные произведения Николая Римского-Корсакова
Оперы
Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
Майская ночь (1880)
Снегурочка (1881)
Млада (1892)
Ночь перед Рождеством (1895)
Садко (1896)
Моцарт и Сальери (1898)
Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
Царская невеста (1899)
Сказка о царе Салтане (1900)
Сервилия (1902)
Кащей Бессмертный (1902)
Пан воевода (1904)
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
Вокальные сочинения
79 романсов
хоры с оркестром и a capella
сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен», (собранных Т. Филипповым) (1882)
Книги
Летопись моей музыкальной жизни (1909)
Практический учебник гармонии (1885)
Основы оркестровки (1913)
Память о Николае Римском-Корсакове
Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
В 1952 году Римскому-Корсакову установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Ленинграде в 1971 году открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее
Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
Семья Николая Римского-Корсакова












