биография николая крючкова актера кино
Николай Крючков
Имя: Николай Крючков (Nikolai Kriuchkov)
Отчество: Афанасьевич
День рождения: 24 декабря 1910
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Москва
Дата смерти: 13 апреля 1994 (83 года)
Причина смерти: узнать рак гортани
Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Карьера: актер
Биография Николая Крючкова
Детство и юношеские годы
Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».
Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.
Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.
Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.
Актерская карьера
Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.
Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.
До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».
В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.
Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.
В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.
Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.
Но большинство ролей Крючкова все же были сыграны в картинах легкого комедийного жанра («Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова», «Дайте жалобную книгу», «Осенний марафон»), он даже неоднократно снимался в сатирическом киножурнале «Фитиль».
Личная жизнь Николая Крючкова
Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.
Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.
Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.
Николай Афанасьевич Крючков
Фото Все
Видео Все
Николай Крючков. Легенды мирового кино
‘Исторические хроники’ с Николаем Сванидзе 1939 год Николай Крючков
Николай Крючков. Парень из нашего города
Николай Крючков — биография
Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.
Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».
Детство и юность
Родился Николай Крючков 24 декабря 1910 года в Москве. Он всегда считал себя живучим, и это соответствовало истине. Его жизнь — это сплошное преодоление и борьба за выживание. Николай родился в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой. Когда женщина была на седьмом месяце беременности, она пошла в погреб, подвернула ногу и упала. Погреб был глубоким, темным и сырым, она начала кричать, но ее не слышали. В это время у нее начались схватки, и мальчик родился недоношенным. Он был тощий, маленький и синюшный. Думали не выживет, но Коленька начал хорошо есть и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком своих родителей, но выжить удалось только ему одному.

Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что девятилетним пацаном уже работал на том же предприятии, что и вся семья. Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он сдал документы в ФЗУ, по окончании которого должен был стать гравером-накатчиком.
Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.
Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.
Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.
В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.
Фильмы
Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.
С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.
Настоящим успехом пользовалась новая работа Крючкова – картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.
В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.
В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.
В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков.
Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова. В 1948-м вышла картина «Три встречи», с участием актера Крючкова. В фильме шел рассказ о том, как живут люди в первые послевоенные годы.
После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.
В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.
В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову.
В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить.
В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому.
В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.
В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.
В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.
В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».
Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.
Личная жизнь
В жизни актера было четыре официальных брака. Первой женой Николая Крючкова стала актриса Мария Пастухова, в браке с которой родился сын Борис. Второй раз актер женился на Алле Парфиньяк, и стал отцом сына Николая.
В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м. Женщины не стало спустя 3 месяца после бракосочетания, она попала под машину и погибла прямо на руках у мужа. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.

Через 2 года после трагедии в личной жизни артиста наступили перемены. Он женится в четвертый раз. Женщину звали Лидией, она работала помощником режиссера на киностудии, и была намного моложе Николая. Их семья была крепкой и счастливой, они прожили вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста родилась дочка Эльвира.
Смерть
В перестроечный период началось гонение на все, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете.

Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни.
Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.
Избранная фильмография
Ссылки
Николай Крючков
Биография
Николай Афанасьевич Крючков – актер советского театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Всесоюзную славу приобрел после выхода на экраны кинофильмов «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».
Детство и юность
Актер Николай Крючков, с которым связана целая эпоха советского кино, родился в Москве 24 декабря 1910 года по старому стилю. Семья, в которой воспитывался мальчик, была самой обыкновенной – отец зарабатывал на хлеб тяжелым трудом грузчика на «Трехгорной мануфактуре», а мать, в основном занимавшаяся домашним хозяйством, подрабатывала ткачихой на том же предприятии. Пережив революцию и Первую мировую войну, отец, здоровье которого было подорвано, рано ушел из жизни.
Можно сказать, что детства у актера не было – ему приходилось много работать и учиться. С девяти лет мальчик вынужден был работать на той же фабрике, что и родители. В четырнадцать лет Николай пошел в ФЗУ получать профессию гравера-накатчика. В годы учебы парень удивлял трудовой коллектив своей художественной самодеятельностью: он играл на баяне, пел веселые песни и даже отбивал чечетку.

Талантливого гравера-накатчика приметило начальство, которое и помогло юному Крючкову попасть в школу-студию актерского мастерства при театре рабочей молодежи в 1928 году. Какое-то время парню приходилось совмещать игру на театральной сцене с работой на мануфактуре, чтобы помочь семье, но уже тогда стало понятно, что по профессии юноша работать не будет.
Фильмы
В 1930 году репетицию труппы Московского театра рабочей молодежи посетил режиссер Борис Барнет. Из всех актеров он выделил только Крючкова и вскоре пригласил его на съемки картины «Окраина». Эта картина была тепло принята зрителем и стала пропуском в советское кино для начинающего артиста. Спустя год Николай Крючков снялся еще в одной ленте того же режиссера под названием «У самого синего моря». Жизнерадостный моряк Алеша полюбился многим зрителям, творческой биографией актера заинтересовались новоявленные поклонники.

С этого момента Крючкову стали поступать многочисленные предложения по поводу съемок. В последующие годы были роли в фильмах «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Выборгская сторона», «На границе», «Человек с ружьем».
Очередной громкий успех пришел к Николаю Крючкову в 1939 году, после выхода музыкального фильма с его участием «Трактористы». Лента Ивана Пырьева настолько полюбилась зрителю, что исполнители главных ролей Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников стали настоящими народными героями.
В 1939 году завершились съемки драмы «Член правительства» о том, как бывшая батрачка Александра (Вера Марецкая) сумела стать народным депутатом от колхоза. Николай исполнил роль весельчака Никиты, брата ревнивого супруга колхозницы Ефима (Василий Ванин).

В том же году актер снялся в эпизодических ролях в драме «Щорс» и комедии «Станица дальняя». Через год Крючков появился в картине «Яков Свердлов» и экранизации «Брат героя». Второй фильм был посвящен событиям финской войны, в нем Николай перевоплотился в красноармейца Бойкова, выполняющего задание в тылу врага. Во время разведывательной операции военный получает смертельное ранение.
Как только началась война, Крючков стал рваться на фронт, но его заявление военком отказывался визировать, мотивируя отказ тем, что, снимаясь в кино, он Родине принесет не меньше пользы. Период творческого расцвета Крючкова как раз совпал с годами Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжелое время, Николай продолжал сниматься.
В середине 40-х с участием Крючкова вышли военные картины «Котовский», «Парень из нашего города», «Во имя Родины», «Фронт». Наиболее известными работами актера тогда стали музыкальный фильм «Свинарка и пастух», где главные роли исполнили также Марина Ладынина и Владимир Зельдин, и лирическая комедия «Небесный тихоход» с Аллой Парфаньяк в роли юной журналистки.

После окончания войны на экраны вышел патриотический фильм «Свет над Россией», построенный на воспоминаниях матроса Рыбакова, участника Октябрьской революции. Главная роль досталась Николаю Крючкову. В 1948 году актер снялся в кинокартине «Три встречи», в которой речь пошла о первых мирных годах после войны.
В конце 40-х годов последовали работы артиста в военных драмах «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949 году Крючков попал в основной актерский состав музыкальной комедии «Счастливый рейс» вместе с Михаилом Жаровым и Верой Орловой. В фильме рассказывалось о беззаботной жизни и первой любви молодого шофера.
В послевоенное время картины с участием Николая Крючкова продолжали поддерживать его популярность. Среди них – «Максимка», «Садко», «Дело Румянцева», «Жестокость».

В 1956 году фильмография артиста пополнилась очередным военным фильмом «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости. Кинолента получила почетный диплом международного кинофестиваля в Венеции. В этом же году Крючков засветился в фильме Григория Чухрая «Сорок первый», где главных героев сыграли Изольда Извицкая и Олег Стриженов. Сюжет был основан на реальных событиях, произошедших во время гражданской войны.
В 1958 году завершились съемки фильма о блокадном городе «Ленинградская симфония», в котором Николай Крючков исполнил главную роль. Конец 50-х ознаменовался для Крючкова еще одной ведущей ролью в популярной картине «Баллада о солдате», где также сыграли Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Евгений Урбанский.
Если в 1950-х годах Николай Крючков снимался в основном в фильмах об историческом наследии Отечества, то в 1960-х он стал чаще появляться в комедиях. В тот период актер появился в лентах комедийного жанра «Женитьба Бальзаминова», «Большой фитиль», «Дайте жалобную книгу».

В музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» прославленный артист предстал перед зрителями в роли пожилого слуги. Исполнители главных ролей – Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский – после выхода киноленты на экраны проснулись знаменитыми. В первый год проката комедию посмотрело 48 миллионов зрителей.
В драме Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!», где главную роль исполнил Юрий Никулин, Николай Крючков перевоплотился в генерала милиции. В экранизации произведения Ф. Достоевского «Дядюшкин сон» артист примерил на себя образ Москалева, супруга первой дамы города Марии Александровны (Лидия Смирнова).
Также Николай Крючков снялся в фильмах «Жили-были старик со старухой», «Доктор Вера», «Служили два товарища». В 70-е годы наиболее удачными работами стали «Телеграмма», «Адрес вашего дома», «Горожане», «Бархатный сезон», «Мой друг дядя Ваня», «Осенний марафон».

С приходом 80-х Николай Афанасьевич снимался гораздо реже. Среди фильмов того периода можно отметить «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Верую в любовь», «Вспомним, товарищ!», «Сталинград».
В последний раз актер работал в картинах «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», которые вышли в 1991 и 1993 годах.
Личная жизнь
Сложилось так, что Николай Крючков был женат четыре раза. Первые два брака были с актрисами Марией Пастуховой и Аллой Парфиньяк. В этих союзах у актера появилось двое детей – сыновья Борис и Николай.
В третий раз его женой стала спортсменка Зоя Кочановская, которая трагически погибла под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел прямо на глазах у мужа. Этот инцидент стал причиной затяжной депрессии и других серьезных проблем со здоровьем у Крючкова.

Спустя время личная жизнь актёра наладилась – Николай Афанасьевич женился снова. Его избранницей стала помощница режиссера, которая была значительно младше супруга. Разница в возрасте не помешала создать крепкий и счастливый союз. У Лидии Николаевны уже была дочь Эльвира, которую после заключения брака Крючков усыновил.
Родные люди артиста после его смерти стали героями передачи «Прямой эфир» с Андреем Малаховым из-за конфликта. Весной 2021 года в передачу обратилась внучка актера, сообщив: ее мать Эльвира отправила Лидию Николаевну в психиатрическую клинику. Екатерина выразила уверенность, что так поступили с бабушкой из-за квартиры.
Приемная дочь Николая Афанасьевича также появилась на ток-шоу, уверяя зрителей и экспертов в неадекватном поведении вдовы Крючкова, ее матери. Близкие родственники этой семьи обвинили Эльвиру в том, что та намеренно «кормила» таблетками Лидию Николаевну, чтобы побыстрее решить вопрос с квартирой.
Смерть
В годы перестройки советское кино 1930-1950-х годов нарекли сталинским, а популярных актеров того времени стали обвинять в пособничестве коммунистическому режиму. Не минула эта участь и Крючкова: власти особо не жаловали народного артиста, который в преклонном возрасте впал в нищету.
Под конец жизни Николай Крючков жил в дачном поселке Икша вместе с супругой. Он уже почти не мог разговаривать, от курения в его горле появилась опухоль — рак и стал причиной смерти мужчины. Лидия Крючкова, вспоминая о последних днях мужа, говорила, что они много шутили и даже пели.

Николай Афанасьевич лежал в больнице, а жена навещала его каждый день. Незадолго до смерти артист стал засыпать среди дня примерно на полчаса. Лидия Николаевна будила мужа, а он просил, чтобы ему не мешали, ведь он уходит в другую жизнь. Когда актёр просыпался, супруга спрашивала: «Ну как там, в другой жизни?». Он отвечал: «Пока не приняли. Сказали – рано».
Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. На посмертном памятнике вместо фото установили барельеф с изображением артиста.






















