биография нины меньшиковой актрисы
Как «мама Вера» из «Девчат» похоронила мужа и сына. Судьба Нины Меньшиковой
Актриса, которую миллионы советских зрителей помнят по фильмам «Девчата» и «Доживём до понедельника», подобно своим персонажам, прожила правильную и достойную жизнь, но это не уберегло её от страданий.
Нина Меньшикова родилась в Москве в 1928 году в семье военного и домохозяйки. Детство девочки выпало на военные годы: она пережила эвакуацию, трудилась на заводе и даже получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После окончания войны Нина решила стать актрисой и в 1947 году поступила во ВГИК.
На пути к своей мечте Меньшиковой пришлось преодолевать трудности: руководитель её курса Борис Бабочкин не считал девушку достаточно талантливой, и она перевелась в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, причём на год младше. Это решение оказалось правильным: под руководством Герасимова Нина успешно закончила вуз, после чего устроилась в Театр-студию киноактёра и начала активно сниматься в кино.
Первым по-настоящему популярным фильмом, в котором она появилась, стала военная мелодрама 1959 года «Баллада о солдате», где Меньшикова сыграла эпизодическую роль телеграфистки.

Через год на экраны вышла антицерковная драма «Чудотворная», в которой актриса исполнила одну из ведущих партий, а ещё через два — культовая комедийная мелодрама «Девчата». Образ мудрой и спокойной «мамы Веры» в последней картине принёс Меньшиковой всесоюзную известность.

Актриса продолжала много сниматься, но следующего большого успеха ей пришлось ждать шесть лет. В 1968 году Нина появилась в школьной драме «Доживём до понедельника», снятой её мужем, режиссёром Станиславом Ростоцким. Роль строгого завуча Светланы Михайловны стала, возможно, главным достижением её актёрской карьеры. При этом ни до, ни после Меньшикова в картинах своего супруга больше не снималась.
С Ростоцким, который был на шесть лет старше её, она познакомились ещё во ВГИКе. Нина сразу влюбилась в красавца-фронтовика, но долго не решалась ничего предпринять, считая, что у неё нет шансов. Однако через какое-то время шанс представился: Ростоцкий вместе со своим товарищем, сценаристом Владимиром Красильщиковым, решил отправиться в деревню работать над своим первым фильмом. Правда, для успеха этого начинания творческому дуэту нужен был человек, который занимался бы бытовыми вопросами. Меньшикова согласилась без колебаний, и между ней и Ростоцким быстро закрутился роман. Оказалось, что красавец-режиссёр не был очень уж уверен в своей привлекательности: в результате тяжёлого ранения, полученного на фронте, он лишился ноги. Но Нину это не смущало.

В результате брак Ростоцкого и Меньшиковой оказался удачным и единственным для обоих. Актриса продолжала регулярно сниматься вплоть до развала СССР. Самыми знаменитыми картинами с её участием стали мелодрама «Сто дней после детства», драма «Школьный вальс», военный фильм «В небе “ночные ведьмы”» и детектив «Визит к Минотавру».
Как и многие советские артисты, в новой России Нина Евгеньевна осталась без работы. Зато ей было чем заняться в семье: в 1989 году у их с мужем единственного сына Андрея родилась дочь Ольга.

В начале нулевых, несмотря на обрушившиеся на неё трагедии, Нина Евгеньевна нашла в себе силы сняться в паре сериалов. После смерти сына она прожила ещё пять лет и, как и муж, ушла из жизни в 79.
Единственная наследница Ростоцких Ольга тоже закончила ВГИК и работала в киноиндустрии. Сейчас она занимается производством рекламных видео, а 7 сентября 2020 года, судя по записи в её фейсбуке, родила сына Йозефа.
Нина Меньшикова
Нина Меньшикова родилась 8 августа 1928 года в Москве.
В школьные годы посещала музыкальную школу. С ранних лет мечтала стать актрисой, в старших классах обучалась в театральной студии.
Во время войны работала на заводе. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Также имела медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда».
Именно Сергей Апполинариевич Герасимов раскрыл своеобразие большого таланта Нины Меньшиковой, её актёрское обаяние, воспитал профессионализм. Нина Меньшикова стала сталинской стипендиаткой. При выпуске из института в характеристике, выданной актрисе, было сказано: «Одарённая молодая актриса, способная к решению самостоятельных актёрских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет; решая творческие задачи, проявляет волевые качества».
Дипломной экранной работой для Меньшиковой стала главная роль в фильме «Переполох» (по рассказу А. П. Чехова), который снимали студенты режиссёрского факультета Василий Ордынский и Яков Сегель.
Нина Меньшикова в молодости
С 1954 года снималась в кино, дебютировав в короткометражке «Переполох». Далее сыграла в картинах «Первые радости» (Ксения Афанасьевна Рогозина), «Человек с планеты Земля» (Люба Циолковская), «Память сердца» (Екатерина Ивановна), «Первый день мира» (фрау Мария Фишер), «Баллада о солдате» (телеграфистка на вокзале), «Первое свидание» (Тоня Смурова) и др.
Нина Меньшикова в фильме «Чудотворная»
Широкую известность ей принесла роль Веры Тимофеевны Кругловой в знаменитой картине «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина.
Нина Меньшикова в фильме «Девчата»
В 1970 году за работу в фильме «Доживём до понедельника» актрисе была присуждена Государственная премия СССР.
Нина Меньшикова в фильме «Доживём до понедельника»
Стоит также отметить работы актрисы в таких фильмах как «Возврата нет» (Антонина Ивановна Короткова), «»Посейдон» спешит на помощь» (Надежда Васильевна Чигринова), «Школьный вальс» (Соловьёва, мама Дины), «В небе «Ночные ведьмы»» (Марья Ивановна), «Открытое сердце» (Наталья Павловна), «Визит к Минотавру» (Анна Александровна Яблонская, педагог по вокалу Гнесинского училища, бывшая жена Иконникова), «Ссуда на брак» (Варвара Петровна).
Нина Меньшикова в фильме «Визит к Минотавру»
Всего сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и спектаклях, поставленных такими режиссёрами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Фёдорова, Эльдор Уразбаев, Алексей Сахаров, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова, Константин Воинов и многими другими.
Принимала активное участие в озвучивании фильмов.
Скончалась 26 декабря 2007 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем Станиславом Ростоцким.
Нина Меньшикова
Личная жизнь Нины Меньшиковой:
Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий
Нина Меньшикова, Станислав Ростоцкий и сын Андрей Ростоцкий
Вместе со Станиславом Ростоцким они прожили сорок пять лет, и до последних дней в семье царили любовь и взаимопонимание.
Могила Нины Меньшиковой
Фильмография Нины Меньшиковой:
Озвучивание Нины Меньшиковой:
Нина Меньшикова
Биография
Советская и российская актриса Нина Меньшикова недаром получила звание «Народная артистка РСФСР». Из-за неброской внешности женщина не могла играть роковых красавиц, но ее талант позволял справляться с другими ролями. Зрителям она запомнилась в образе Светланы Михайловны в фильме «Доживем до понедельника» и по киноленте «Девчата».

Нина родилась в Москве летом 1928 года. Евгений Александрович, ее отец, нес военную службу, а мать Татьяна Григорьевна занималась домашними делами и воспитанием ребенка. Хотя семья Меньшиковой никакого отношения к кино не имела, девочка с детства всячески себя проявляла. Ей нравилось быть в центре внимания, а позднее она твердо решила, что ее профессия будет связана со съемками в фильмах.
Детские годы Нины нельзя назвать безоблачными, начавшаяся в 1941 году война лишила ее многого. Она знала, что такое голод, холод и страх за свою жизнь и здоровье родителей. А с началом первых военных действий ее отправили в эвакуацию. Хотя Меньшикова и сопротивлялась, не хотел оставлять родной дом, все же ее вывезли в деревню, где та прожила следующие 2 года.

Чтобы обеспечить себя едой, как и другим детям, Нине приходилось работать. Так девочка познакомилась с тяжелым сельским трудом и на время перестала мечтать о фильмах, а только ждала момента, когда сможет вернуться в Москву.
В 1943 году Меньшикова переезжает обратно в столицу, там оканчивает среднюю школу. Когда пришло время выбирать вуз, Нина даже не задумывалась и сразу подала заявление во ВГИК. Девушка выбрала актерский факультет и попала на курс советского актера и режиссера театра и кино Бориса Бабочкина.

Обучение для девушки было интересным и увлекательным, однако руководителю курса она не нравилась. Он заявил, что внешность не позволит ей играть ярких запоминающихся персонажей и вообще не видит в ней перспективы. Бабочкин утверждал, что Нина не соответствует стандартам кинематографии, а все ее учебные работы намеренно забраковывал и не выставлял оценку выше среднего балла.
Вероятно, другая студентка после такой характеристики и предвзятого отношения пала бы духом. Но Нина недолго расстраивалась, она имела сильный и стойкий характер и быстро придумала решение своей проблемы, что впоследствии кардинально изменило ее биографию.

После 2 лет критики от Бабочкина Меньшикова решила перевестись на другой курс. Причем ее не смутило, что там обучались студенты на год младше ее. Новым руководителем Нины стал кинорежиссер, актер и сценарист Герасимов Сергей. Под его руководством девушка раскрылась, показала талант, а после нескольких лет обучения стала профессионалом выбранного дела.
Талант начинающей актрисы не был незамечен, ей назначили сталинскую стипендию, а после окончания обучения выдали характеристику, в которой отметили любознательность и наблюдательность, способность самостоятельного решения задач, а также игру персонажей разных возрастов. Подтверждением тому стали дипломные работы студентки в постановках «Юность Петра» и «Анна Каренина».
Фильмы
Дебют в кино у артистки состоялся в 1954 году с игры в короткометражной ленте «Переполох» в роли гувернантки. Картину снимали студенты ВГИКа для дипломной работы. Роль была маленькой, Нина с ней справилась, показав преподавателям свой талант и профессионализм.

В дальнейшем девушку приглашали в основном на главные роли. Среди узнаваемых работ артистки – фильмы «Баллада о солдате», «Девчата» и «Доживем до понедельника». Хотя список фильмографии у Меньшиковой и так внушительный, ролей могло быть еще больше, если бы она принимала все предложения от режиссеров.
В комедийной ленте «Девчата» Меньшикова сыграла «маму Веру» – добрую, понимающую и правильную женщину. Самым трагичным персонажем, которого представила на экране актриса, стала Варвара в фильме «Чудотворная». Женщине пришлось перевоплотиться в маму мальчика Ивана, который нашел икону, и с того момента все жители села верят, что он святой. Однако от такого внимания Ваня и его мать страдают.

Отрицательную роль Меньшикова сыграла в ленте «Доживем до понедельника». Женщине пришлось показать противоречивый характер учителя литературы Светланы Михайловны. Артистка успешно справилась с поставленной задачей и заставила зрителей переживать личную драму персонажа. За эту роль ее наградили Государственной премией СССР.
В последние годы актерской карьеры Меньшикова снялась всего в двух лентах. Ими стали телесериал «Евлампия Романова. Дело ведет дилетант» в 2003 году и фильм «Человек безвозвратный» в 2006 году.
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитой актрисы сложилась удачно, ей посчастливилось встретить человека, с которым она прожила всю жизнь. Мужем Меньшиковой стал Станислав Ростоцкий. Их знакомство состоялось еще в студенческие годы, мужчина тоже учился во ВГИКе и впоследствии стал известным кинорежиссером, актером и сценаристом.

Нина с первого взгляда влюбилась в него, но из-за природной скромности на взаимность чувств даже не рассчитывала. Другие студентки тоже восхищались красавцем, а он тем временем даже не собирался связывать жизнь с актрисами, поскольку считал их несерьезными.
Более близкое знакомство режиссера и будущей жены Ростоцкого состоялось во время их совместной поездки в деревню. Точнее, Станислав ехал туда с товарищем, а Меньшикову взяли с собой как повариху. Там мужчина и понял, что Нина – это его судьба. В 1956 году молодые люди поженились.

Для Нины этот брак стал подарком судьбы, их отношения строились на понимании, взаимном уважении и огромной любви. А вскоре после свадьбы Нина родила мужу сына Андрея, больше детей в семье Меньшиковой-Ростоцкого не было. Кстати сын решил продолжить династию актеров, отучился и тоже стал сниматься в фильмах, работал каскадером и режиссером.
Смерть
Супруги счастливо прожили до середины 2001 года. В августе актриса потеряла мужа, причиной смерти Станислава стал обширный инфаркт. А через год на женщину свалилось новое несчастье, скончался ее единственный сын Андрей, который к тому моменту успел подарить матери внучку.

Нина Евгеньевна Меньшикова
Фото Все
Видео Все
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова. Больше, чем любовь
Нина Меньшикова. Сердце матери | Телеканал «История»
«Частная история»: Нина Меньшикова
Нина Меньшикова — биография
У этой актрисы неприметная внешность, поэтому ей никогда не доставались роли роковых красавиц или ярых революционерок. Она была скованная и неуверенная в себе, но тем не менее, знала, что она хочет от жизни и умела добиться своего. У актрисы Нины Меньшиковой оказался очень твердый характер, который не позволил ей отчаяться и бросить начатое дело.
Нина Меньшикова прославилась после выхода фильмов «Девчата», где сыграла маму Веру и «Доживем до понедельника», в котором блестяще перевоплотилась в Светлану Михайловну.
Детство
Родилась Нина Меньшикова в Москве 08.08.1928 года. Папа девочки Евгений Александрович был военным, мама Татьяна Григорьевна обычной домохозяйкой. Семья была очень далека от искусства, но Нине с детства нравилось что-то изображать, и она твердо решила стать артисткой.

На ее детские годы выпала война, поэтому девочка знала что такое холод, голод, лишения. В самом начале войны детей отправили в эвакуацию. Нину пришлось увозить насильно, она не хотела оставлять родной город, пыталась спрятаться под кроватью. Целых два года девочка жила в деревне, поэтому хорошо знакома с тяжелым сельским трудом. Возвращение в родной город произошло в 1943 году.
Девушка окончила школу и в 1947 году подала документы во ВГИК. Она стала студенткой актерского факультета, попав на курс в Б.Бабочкину. Нине очень нравился процесс обучения, но все происходило далеко не так, как хотелось бы юной студентке. Руководителю курса совершенно не нравилась его студентка, он хотел чтобы ее внешность была более яркой и выразительной и считал, что с такими данными, как у Меньшиковой добиться успеха в искусстве практически невозможно.
Он был уверен, что Нина совершенно не соответствует требованиям кинематографии, и никогда не станет популярной. Все учебные работы Меньшиковой были забракованы предвзято настроенным Бабочкиным и получили удовлетворительную оценку. Нина могла впасть в отчаяние и бросить институт, как сделали многие из ее однокурсников. Но это было не в ее характере. Она приняла решение, которое кардинально изменило ее биографию.
Учеба у Герасимова
Меньшикова два года проучилась(промучилась) у Бабочкина, а потом решила перейти в мастерскую к Сергею Герасимову. Девушку не смутило даже то, что она перешла на курс ниже. Так началась совершенно новая страница ее жизни и творческой биографии.
Под руководством Герасимова она смогла полностью раскрыться, показать свой незаурядный талант и своеобразное видение мира. Она стала настоящим профессионалом.
Успехи Меньшиковой были вознаграждены – ей присвоили сталинскую стипендию. Вместе с дипломом об окончании, Нина получила характеристику, в которой подчеркивается ее любознательность, отличное образование, способность самостоятельно принимать решение.
Отмечена также и способность перевоплощаться в самых разноплановых персонажей, даже возрастных.
Лучшим подтверждением стали ее дипломные работы – в постановке «Анна Каренина» Меньшикова сыграла Долли, в спектакле «Юность Петра» — Анну Монс.
Дебют
Дебютной работой Нины Меньшиковой стала короткометражка «Переполох», снятая ее однокашниками в качестве дипломной работы. Они решили отдать роль Машеньки молодой начинающей актрисе и пригласили Нину Меньшикову. Роль была небольшая и немногословная, но в ней было столько драматургии, что справиться было нелегко.
Меньшикова постоянно прибегала к новым приемам, чтобы зрителю было понятно, что чувствует ее героиня, как меняется ее душевное состояние. Нина справилась, ее героиня была настоящая, так же как и ее трагедия. Меньшикова доказала педагогам свой профессионализм, умение выражать эмоции и чувства, хорошо двигаться и воплощать на сцене все замыслы режиссера. Она способна самостоятельно решить любую творческую задачу.
Фильмы
Дебют Меньшиковой в кино начался с главных ролей. Среди самых известных работ можно отметить фильмы «Девчата», «Чудотворная», «Баллада о солдате», «Доживем до понедельника». Ролей могло быть и больше, если бы актриса принимала все предложения, с которым обращались к ней режиссеры. Потом она засветилась в картинах «Школьный вальс», «Визит к минотавру», «Возврата нет», «Шестой», «В ожидании чуда».
В комедии «Девчата» Меньшиковой досталась роль мамы Веры, так ее называли подружки по общежитию, хотя Нине только исполнилось 32. Ее героиня – добрая, очень правильная и все понимающая, точно такая же, как и сама Меньшикова. Хотя одна из подружек актрисы когда — то подчеркнула, что у нее есть стальной стержень, помогающий выстоять в трудных ситуациях.
В фильме «Чудотворная» Меньшиковой досталась роль Варвары – самая трагическая из всех, что играла актриса. Речь идет о мальчике Ване, нашедшем икону. Все жители села считают Ваню святым, но мальчик от этого только страдает, также как и его мама, сыгранная Ниной Меньшиковой.
Одной из запоминающихся стала роль учителя литературы Светланы Михайловны из фильма «Доживем до понедельника». Роль отрицательная, но актриса так тонко передала противоречивость характера героини, что заставила зрителя переживать ее личную драму. Талант Меньшиковой позволил раскрыть образ учительницы с совершенно другой стороны, сделав его если не привлекательным, то хотя бы понятным. После выхода этого фильма Меньшикова была награждена Государственной премией СССР.
Личная жизнь
Есть актеры, которые способны пожертвовать своим призванием, талантом и любовью зрителей ради семьи. Именно такой была и Нина Меньшикова.
Знакомство с мужем Станиславом Ростоцким состоялось во времена студенчества. Нина влюбилась в него, но даже не рассчитывала на взаимность, ведь он был предметом обожания всех девушек на курсе. Куда уж Нине было до красавицы Аллы Ларионовой, которая тоже была без ума от Ростоцкого. А сам Станислав даже не собирался связывать свою жизнь с актрисой, считая их всех несерьезными.

Но однажды он собрался в поездку в деревеньку Киржач со своим другом В.Красильщиковым и пригласил Нину в качестве поварихи. После этой поездки он понял, что Нина его судьба. Именно ей он доверил тайну, которую так тщательно скрывал от всех поклонниц – у прославленного режиссера не было ноги, он передвигался на протезе. Они поженились в 1956 году, а через год стали родителями сына Андрея. И личная жизнь вышла на первый план. Для актрисы нет ничего важнее чем любимый муж и сын. Андрей продолжил семейную традицию и стал актером, каскадером и режиссером.
Они были очень счастливы, пока в августе 2001 года не умер глава семейства. Причиной смерти Станислава Ростоцкого стал обширный инфаркт. Нина очень тяжело пережила эту потерю, но главное испытание ждало актрису впереди. Ей довелось пережить собственного сына, который погиб в Сочи 05.05.2002 года. Семьей для Нины Меньшиковой стали невестка и внучка Оля, рожденная в 1989 году.

Умерла Нина Меньшикова 27.12.2007 года, после повторно перенесенного инсульта. Местом ее упокоения стало Ваганьковское кладбище, где и похоронена рядом с любимым мужем.





















