биография о классической гитаре

Краткая история гитары

биография о классической гитаре

История гитары :

Как бы ни парадоксально звучало, гитара – это древний музыкальный инструмент, т. к. ее история возникла еще в глубокой древности. А рождение произошло в странах Ближнего и Среднего Востока, тысячи лет назад. Она словно живое существо на протяжении всего времени эволюционировала. По мнению некоторых исследователей выяснилось, что биография о классической гитаре«предками» гитары являются древние кифары.

На ассирийских архитектурных памятниках и древнеегипетских пирамидах существуют иероглифы, на которых изображен муз. инструмент наблу, по форме немного напоминающий гитару. Любопытно то, что таким же иероглифом древние египтяне обозначали понятия «хорошо», «добро», «красиво».

В самом начале нашей эры в Европейских странах Средиземноморья была популярна латинская гитара – ближайшая родственница греческой. Муз. инструмент лютня — также связана родственными узами с гитарой. Кстати, название «лютня» появилось от арабского «эль-ауд», что означает «благозвучный» и «деревянный».

Одна из версий появления гитары и лютни в Европе – культурные связи между Древней Грецией и странами Ближнего и Среднего Востока.

Можно удивиться и следующему факту, что до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой ( «плектор» – что-то наподобие современного медиатора :)).

Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную гитару. С этого времени она стала носить название – испанская гитара. Из всех стран мира, наибольшее человеческое признание гитара получила именно в Испании, став подлинно народными музыкальными инструментом.

С увеличением художественно-исполнительских возможностей испанской гитары (из-за дополнительной пятой струны), она постепенно вытеснила своих предшественниц – лютню и виуэлу.

Еще в те времена появились первые виртуозы и композиторы, поднявшие искусство игры на гитаре на заметно — высокий уровень. Появляются первые табулатуры и учебники для освоения гитары.

Не смотря на появление семиструнной гитары, шестиструнная остается самым популярным типом гитар и по сей день!

Источник

Классическая гитара: история появления и разновидности

Классическая гитара – это музыкальный инструмент щипкового типа с шестью струнами. Она наделена многообразием тембра и возможностями художественного исполнения. По праву считается одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов.

История появления классической гитары

История возникновения уходит корнями в далекое прошлое. Первые похожие предметы были изготовлены 2500 лет до нашей эры. Древние народы мира изобретали различные инструменты, которые могли стать прототипом гитары:

Общих черт у них было немало: пустотелый округлый предмет с цельным корпусом-резонатором, чаще всего изготовленный из таких материалов:

Деки, а также обечайки присутствовали у китайских инструментов жуань и юэцинь. Наиболее похожим предметом, имеющим основные характерные черты современной гитары (корпус, гриф, головку), можно назвать инструмент, найденный в Испании и относящийся ко 2-му веку нашей эры.

Постепенно щипковые музыкальные инструменты получали все большее распространение – их строение эволюционировало. Широкое использование гитара приобрела в Испании в 13 веке. Здесь одновременно применялись две ее разновидности: мавританская и латинская. Первый вариант имел форму овала и довольно резкое звучание. Второй – усложненный корпус, мягкий звук. Начиная с 16-го века очень популярной становится ручная виуэла с выпуклым и узким корпусом. Именно она стала основой для формирования современного вида гитар. Аккомпанирующий инструмент быстро становится солирующим, благодаря таланту музыкантов М. де Фуэнльяна и Луиса Милано.

В 17-м веке произошел бурный всплеск интереса к гитаре. В 1674 году было написано самое первое, но очень полезное, руководство по игре. Авторство принадлежит священнику Гаспару Сансу, который также был талантливым композитором.

Важно! Современный внешний вид инструмент получил в 18-м веке. Первоначально количество струн на гитаре составляло от 4 до 10 штук, но классическая модель в результате имеет 6 струн.

В 19-м веке фортепиано значительно потеснило гитару. Обозначился спад интереса к игре на этом инструменте. Новый всплеск популярности произошел в 20-м веке. Стали массово открываться школы, в которых обучали основам игры. Кроме того, производство перешло на промышленный уровень. Это позволило инструменту стать доступным для большинства простых людей.

Гитара в России

До того, как итальянские музыканты Джузеппе Сарти и Карло Коноббио сделали инструмент популярным в России, гитара была достаточно редкой. Начиная с 17-го века она получила довольно широкое распространение, хотя долго считалась непрестижным инструментом. В быту гитара была часто используема. Талантливый и яркий русский гитарист Николай Макаров стал первым исполнителем высокого уровня и морового масштаба.

Только в конце 20-го века произошел новый подъем профессионального интереса к гитарной музыке. Появились новые модели, технология изготовления значительно усовершенствовалась. Стали применяться совершенно другие материалы, на первый план вышли электрические варианты. Сейчас многие музыканты постепенно возвращаются к классическим моделям акустического типа, так как их характеристики и возможности гораздо шире и ярче.

Характерные особенности классической гитары

Стоит отметить следующие характерные особенности шестиструнного инструмента:

На больших концертных площадках для усиления используют микрофоны или пьезоэлектрические звукосниматели.

Конструкция классической гитары

Производством и ремонтом гитар занимаются специальные мастера – лютье. В 19-м веке специалист Антонио Торрес изготовил классическую модель с формой и размером, которые применяются до сих пор.

Состоит из грифа, корпуса и струн. Характерен своеобразный изгиб корпуса.

Корпус

Для того чтобы получить более мягкий звук, нижнюю деку иногда изготавливают из скрипичного клена.

Струны

Есть варианты «жильных» струн. Они изготавливаются из кишок животных.

Материалом для изготовления грифов является кедр, ель, красное дерево. Верхняя часть выполняется плоской, нижняя – полукруглой.

Крепление грифа с корпусом и обечайками производится в верхней части при помощи киля.

Разновидности классической гитары

История создания гитары – это долгий путь, в течение которого инструмент видоизменялся много раз. Сейчас кроме стандартной модели есть следующие разновидности:

Выпускаются также женские и детские варианты – они меньшего размера. У детской модели корпус более плоский, несколько уменьшенное расстояние между порожками.

Как выбрать классическую гитару

Кто собирается купить классический струнный вариант впервые – следует учесть некоторые моменты:

Даже недорогие модели могут быть высокого качества. Такая возможность появилась благодаря компьютерным технологиям производства материалов и сборки.

Как настроить классическую гитару

Вопрос настройки часто интересует не только начинающих гитаристов, но и более опытных музыкантов. Эта операция выполняется при помощи вращения колков на головке грифа. Они натягивают струны, повышая тон, либо отпускают их – тональность звука снижается.

Основной строй струн:

Настройку звучания струн выполняют, используя:

Важно! При любом из вариантов настройки требуется, чтобы изначально правильно звучала хотя бы одна струна.

Обычно в первую очередь настраивают первую. Сделать это можно камертоном. Вибрирование прибора соответствует ноте «ля». Также звучит на пятом ладу первая струна. Добившись полного соответствия в звуке, приступайте к настраиванию остальных струн.

Замена струн

Немаловажным моментом также является замена старых струн на новые. Иногда требуется поменять одну-две, но лучше сразу все. Для начала стоит ослабить старые детали и снять их.

После установки остальных струн приступают к настройке инструмента.

У гитары древнее происхождение. С абсолютной точностью нельзя назвать ее предка. Инструмент в классическом исполнении получил широкое распространение во всем мире благодаря ярким художественным характеристикам звучания.

Источник

Краткая история шестиструнной гитары

биография о классической гитаре

Классическая шестиструнная (испанская) гитара

Гитара — струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» — санскрит­ского происхождения (от слова «кутур», что озна­чает «четырехструнный»).

История ее возникновения уходит в глубь тыся­челетий и ведет свое начало от колыбели человече­ской цивилизации — Древнего Востока.

Предшественники гитары на Древнем Востоке

Первое изображение музыкального инструмен­та, по форме напоминающего гитару, было обнару­жено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.

На глиняном барельефе, относящемся к середи­не III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инстру­мента и длинный гриф позволяют сделать предпо­ложение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инстру­мент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколь­кими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же ин­струмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.

Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н. э. и получает название нефера или наблы. По другой — этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии пример­но в одно время. Его иероглифическое изображение можно видеть на древнеегипетских пирамидах. Ин­тересно отметить, что этим же иероглифом обозна­чались такие понятия, как «добро», «хорошо», «кра­сиво».

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден ба­рельеф с изображением торжественного богослу­жения в храме. На барельефе мы видим двух тан­цовщиков в львиных масках и музыканта с инст­рументом, напоминающим гитару. Корпус инстру­мента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкаль­ный инструмент замечателен тем, что похож на ла­тинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инстру­мент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.

Гитара в Европе

Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто кита­ры (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.

В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкаль­ный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.

Гитара в XVI—XVIII веках

В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, из­вестным еще с древних времен, прибавляется пя­тая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гита­ры. Струны на ней были сдвоенными, и только пер­вая ставилась иногда одинарной.

Пятиструнная гитара начинает успешно конку­рировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственницами.

Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатура — запись музыки, распро­страненная до начала XVIII в.), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии и другие, а также испанские пес­ни и романсы. Постоянно ведутся поиски усовер­шенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.

Выдвигается целый ряд блестящих виртуозов и композиторов-гитаристов: Г. Санз (1640—1710); Ф. Корбетта (1620—1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650—1725), придвор­ный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Ф. Кампион (1686—1748) и многие другие.

В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинар­ными. С этого времени шестиструнная гитара на­чинает свое триумфальное шествие по странам мира.

Шестиструнная гитара в первой половине XIX века

В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М. Вебер.

Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрип­ку. Паганини написал для гитары сто сорок соль­ных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычко­вых инструментов с гитарой.

В это время выдвигается целый ряд выдающих­ся исполнителей-виртуозов и композиторов, под­нявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической му­зыкальной литературы для нее. Это испанцы Ф. Сор и Д. Агуадо, итальянцы М. Джулиани, Ф. Карулли и М. Каркасси.

Фернандо Сор

биография о классической гитаре

Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барсело­не. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католи­ческом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.

В 1824 г. вместе со своей женой, известной ба­лериной Ф. Гюллень-Сор, он приезжает в Россию. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкально-театральной жизни. Сор часто выступает и как гитарист-солист. В память о пре­бывании в России он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), где использова­ны мелодии русских народных песен.

Вернувшись во Францию в 1826 г., музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим зна­менитым соотечественником гитаристом Д. Агуадо. Живя в одном доме, они часто встречаются и иг­рают дуэтом. Творческим результатом этой дружбы стал известный гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором Сор выявил и собственные исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.

В последние годы своей жизни Ф. Сор занимал­ся в основном педагогической деятельностью. Им создан «Трактат о гитаре», в котором освещены все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание и известность во Франции, Англии и России.

Композитором написано свыше семидесяти со­чинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, ва­риации, этюды, дуэты и другие пьесы).

Мауро Джулиани

биография о классической гитаре

Мауро Джулиани (1781 —1829) родился в Ита­лии (близ Неаполя).

С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гита­ристом Италии.

В 1807 г. Джулиани приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно приз­нали его величайшим гитаристом в мире.

Он поселяется в Вене, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Среди друзей и почитателей Джулиани — И. Гайдн и Л. Бетховен, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.

В 1816 г. Джулиани с большим успехом гаст­ролирует в Германии. В 1821 г. он возвращается на родину и поселяется в Риме, время от времени предпринимая концертные поездки по странам Ев­ропы. В последние годы жизни Джулиани побывал в Польше, России и Англии, всюду вызывая своим искусством восторг и изумление.

М. Джулиани —автор «Школы игры на гитаре». Среди его произведений (им написано около трех­сот сочинений для гитары) три концерта для гита­ры с оркестром, камерные ансамбли с гитарой, со­наты, рондо, фантазии, скерцо, дивертисменты, этюды и т. д.

Дионисио Агуадо

биография о классической гитаре

Дионисио Агуадо (1784—1849) родился в Мад­риде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Базилио и пев­ца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаме­нитостью.

Жизнь Д. Агуадо небогата внешними события­ми. В 1803 г. он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живет долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.

В 1819 г. Агуадо публикует в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». В 1825 г. в переработан­ном виде оно было издано как «Школа игры на ги­таре». Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило свою ценность и до наших дней.

В 1826 г. Агуадо переезжает в Париж, где за­нимается концертной и педагогической деятельно­стью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекали к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты.

Последние годы своей жизни Агуадо провел на родине, живя в Мадриде и занимаясь издательской и педагогической работой.

Фердинанд Карулли

биография о классической гитаре

Фердинанд Карулли (1770—1841) родился в Неаполе.

Начав свое обучение музыке с игры на виолон­чели, он затем оставляет ее и посвящает себя гита­ре, занимаясь самостоятельно. Достигнув профес­сионального мастерства, Карулли с успехом высту­пает с концертами в своем родном городе, а затем и в других городах Италии. Отличительными свой­ствами игры Ф. Карулли были красивый тон, чистота и виртуозность. В 1808 г. он переезжает в Париж, где быстро приобретает известность как концертант и педагог.

Ф. Карулли — автор «Школы игры на гитаре», имевшей большой успех у гитаристов, пособия «Гармония в применении к гитаре», а также свыше четырехсот сочинений для нее. Среди них — «Маленький концерт для гитары с оркестром», камер­ные сочинения с гитарой, сонаты, дуэты, этюды и т. д.

Маттео Каркасси

биография о классической гитаре

Маттео Каркасси (1792—1853) родился во Фло­ренции. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Появившись в Пари­же несколькими годами позже Ф. Карулли, он стал известен как последователь и продолжатель его традиций. С большим успехом Каркасси гастроли­ровал в Лондоне, в городах Германии и у себя на родине во Флоренции.

М. Каркасси — автор «Школы игры на гитаре», пользовавшейся большой популярностью, а также свыше ста сочинений для гитары, среди которых сонаты, рондо, каприччио, вальсы и ставшие клас­сическими этюды.

Шестиструнная гитара в России

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.

Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI в. н. э. славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в во­енных походах.

Была известна в России и четырехструнная ги­тара.

В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включавшие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.

В конце XVIII в. в России появляется шести­струнная гитара.

В начале XIX в. она становится модным инстру­ментом и привлекает к себе поклонников из вели­косветского общества.

Появляются первые школы игры на этом инст­рументе. Старейшей школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоуч­кою на гитаре» Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках.

Тогда же в Петербурге издаются «Этюды» и «Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары» П. Гальяни, известного исполнителя и пе­дагога, «Новый журнал для шестиструнной гита­ры» А. Березовского, «Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра» композитора Ашанина (1815 г.).

В 1821—1823 гг. в Москве и Нижнем Новгоро­де были открыты «Музыкальные академии», в ко­торые принимались юноши и девушки для обуче­ния игре на гитаре.

Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: М. Соколовский и Н. Мака­ров.

Марк Данилович Соколовский (1818—1883) — крупнейший гитарист-виртуоз XIX в. Его концерты в России и в странах Западной Европы проходили с огромным успехом и снискали ему славу первого гитариста Европы. М. Соколовский — гордость отечественной музыкальной культуры.

Николай Петрович Макаров (1810—1890) — из­вестный исполнитель и энергичный пропагандист шестиструнной гитары, организатор Международ­ного конкурса в Брюсселе на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. Им написаны книги «Мои семидесятилетние воспоминания», «Задушев­ная исповедь» и другие, в которых приводятся ин­тересные сведения о гитаре и гитаристах; он яв­ляется автором брошюры «Несколько правил выс­шей гитарной игры» и обработок народных песен.

Большой вклад в развитие отечественного ги­тарного искусства внесли П. Петтолетти (ок. 1800— 1875), И. Деккер-Шенк (1826—1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839—1905), В. Лебедев (1867—1907), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910) и дру­гие.

Названные гитаристы были известными испол­нителями и педагогами, авторами школ и самоучи­телей, оригинальных сочинений, обработок и пере­ложений для шестиструнной гитары.

Шестиструнная гитара во второй половине XIX века

биография о классической гитаре

Классическая шестиструнная (испанская) гитара, изготовленная болгарской фирмой «Кремона»

Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России.

На несколько десятилетий гитара была отодви­нута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.

Новое поколение гитаристов-виртуозов и компо­зиторов продолжило лучшие классические тради­ции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.

Источник: Е. Ларичев. Шестиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Источник

Классическая гитара

биография о классической гитаре

биография о классической гитаре

Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Содержание

Характерные особенности

Классическая гитара имеет ряд особенностей:

Составные части классической гитары

биография о классической гитаре

биография о классической гитаре

биография о классической гитаре

биография о классической гитаре

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки. [1]

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2.5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В её очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см. [1]

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (чёрного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн. [1]

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих её деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин. [1]

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам. [1]

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (чёрного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа. [1]

На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с винтовым механизмом. [1]

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *