биография образцова сергея владимировича

Сергей Владимирович Образцов

биография образцова сергея владимировича

Сергей Образцов родился 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в Москве.

В 1918 году окончил реальное училище. Далее работал учителем рисования в детском доме «Улей» у Преображенской заставы.

В том же 1918-м поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет, его педагогами были А.Е. Архипов и В.А. Фаворский.

В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко актером Музыкальной студии Московского художественного театра, МХАТа 2-го.

16 сентября 1931 года его пригласили в Дом художественного воспитания детей и предложили возглавить Государственный центральный театр кукол. Четыре года театр был бродячим, собственной сцены не имел и ставил ширму где придется. А потом Образцову отдали здание Реалистического театра на площади Маяковского (который объединяли с Камерным).

Центральным театром кукол руководил до конца жизни. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

С 1948 года театр осуществлял зарубежные гастроли.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный аназиз, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, «анатомии» кукол.

Сергей Образцов в молодости

биография образцова сергея владимировича

биография образцова сергея владимировича

С 1956 года работал также в кино как сценарист и режиссёр, создатель жанра документального киномонолога. В этом же году на киностудии «Союзмультфильм» вместе с Георгием Натансоном создал полнометражный кукольный мультфильм «Небесное создание».

биография образцова сергея владимировича

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

С 1935 года вёл педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа.

Необыкновенный концерт

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Имя Образцова присвоено Государственному Академическому Центральному театру кукол, которым он руководил 60 лет. Рядом с театром его имени в 2006 году установлен памятник. В доме, где жил и работал С.В. Образцов, открыт Музей-квартира.

С 2012 году один из теплоходов 305 проекта Московского речного пароходства носит имя «Сергей Образцов».

С 2013 года один из самолётов авиакомпании Аэрофлот носит имя «Сергей Образцов».

Личная жизнь Сергея Образцова:

В декабре 1925 года у пары родился сын Алексей.

В 1928 году у них родилась дочь Наталья. Но при родах жена умерла. Это стало большим ударом для Образцова.

Сергей Образцов и первая жена Софья

биография образцова сергея владимировича

Первая жена Сергея Образцова с сыном Алексеем

биография образцова сергея владимировича

Во втором браке детей не было. Шаганова как могла пыталась заменить мать детям Образцова Алеше и Наташе.

биография образцова сергея владимировича

Дочь Наталья окончила ГИТИС, работала в Московском кукольном театре на Спартаковской площади. Затем отец позвал ее к себе, доверил роль Шахерезады Степановны в «Необыкновенном концерте». Еще одной знаменитой работой Натальи Образцовой стал заяц Тепа в «Спокойной ночи, малыши!» (предшественник нынешнего Степашки в 60-70-х годах).

Сын Алексей стал архитектором.

Сергей Владимирович Образцов был заядлым птичником, особую любовь питал к голубям. Держал голубятню, при том что у него была аллергия на птиц.

Фильмография Сергея Образцова:

Озвучивание Сергея Образцова:

Режиссерские работы Сергея Образцова:

Сценарии работы Сергея Образцова:

Награды и звания Сергея Образцова:

Источник

Сергей Образцов

Биография

Он играл в куклы до последнего дня своей жизни. В руках мастера безвольные игрушки оживали, пели, танцевали и выступали на сцене. Публика боготворила его представления. Со своим театром советский актер Сергей Образцов объездил почти весь мир, повсюду встречая восторженные аплодисменты.

Детство и юность

Образцов Сергей Владимирович появился на свет 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в столице России. Члены его семьи русской национальности являлись потомственными дворянами. Отец Владимир Николаевич работал инженером железных дорог и был ученым человеком. Он входил в состав Академии наук Советского Союза.

Мужчина 2 года подряд становился лауреатом Сталинской премии (в 1942 и 1943 годах). Образцов-старший заслужил всероссийское признание после того, как во время начала Великой Отечественной войны подарил самолет модели ЯК-1 герою СССР Александру Лавренову. Мать Сергея была преподавательницей. У будущего актера также был младший брат Борис, работающий ученым-зоологом.

Несмотря на то, что родители юноши мечтали о получении сыном высшего образования, Сергей осознанно и самостоятельно сделал выбор в пользу училища. После этого он поступил в Высшую художественно-театральную мастерскую на живописный факультет.

Образцов впоследствии с успехом окончил Высшую художественную театральную мастерскую, где являлся учеником В. А. Фаворского и А. Е. Архипова. Далее Сергей стал студентом студии столичного Художественного театра и в 1922 году присоединился к актерскому составу МХАТа-2, работая у народного артиста СССР и одного из основателей театра В. И. Немировича-Данченко.

Творчество

В музыкальной студии мужчина выступал вплоть до 1930 года. Первое его представление с театральными куклами состоялось 10 годами раньше. За это время Образцов успел приобрести популярность в качестве эстрадного артиста, ставившего спектакли в комедийном стиле «романсов с куклами».

Спектакль «Необыкновенный концерт» Театра кукол Сергея Образцова

Кроме того, он сочинил и самостоятельно реализовал на сцене несколько постановок в жанре водевиль. В своих пародиях Сергей обличал пошлость и обывательское мещанство, характерные некоторым известным эстрадным артистам.

Центральный театр кукол сыграл огромную роль в творческой биографии мужчины, он руководил заведением до самой своей смерти. Сергей Владимирович внес немалый вклад в разработку методики и теории, а также в определение жанровых особенностей кукольного театра.

Источник

Сергей Образцов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

биография образцова сергея владимировича

Работой Театра Сергея Образцова наслаждались не только советские зрители. Со своим детищем он объехал практически весь мир. А вот о его биографии, карьерном пути, личной жизни известно мало. Кто он и откуда? Чем примечательна его биография? Как он пришел в мир кукол?

Биография Сергея Владимировича Образцова

Будущий мэтр кукольного театрального и эстрадного направления родился 5 июля (22 июня по старому стилю) 1901 года, в Москве, в семействе потомственных дворян. На момент рождения мальчика его отец служил инженером на железной дороге, позже вошел в состав Академии наук СССР. Мама маленького Сережи была педагогом. Кроме него в семье был еще один ребенок – младший сын Борис.

биография образцова сергея владимировича

Кем хочет стать, Сергей решил еще в юности, когда мама принесла в дом куклу, одевающуюся на руку. Игра с ней так увлекала мальчика, что это служило предметом жарких споров, а иногда даже становилось причиной наказания сына.

Тем не менее, Сергей сумел отстоять свою позицию, после гимназии поступил в Высшую художественно-театральную мастерскую, на курс живописи. Он знал, что именно искусство станет его призванием, и не ошибся в этом. Более того, именно куклы принесли ему его первый доход. Еще учась в гимназии, мальчик увлекался их изготовлением. Его работы с удовольствием покупали друзья семьи, а потом и их знакомые.

Творчество Сергея Образцова

В 1922 году Сергей Владимирович стал членом труппы Московского художественного театра. Там он отслужил 8 лет, затем перешел в МХАТ-2, где ему доверяли более сложные, острохарактерные роли. Но основным его призванием и страстью так и остались куклы. С ними он начал выступать раньше, чем вышел на сцену театра в качестве актера – в 1920 году.

Через несколько лет о нем, как о кукольнике-пародисте, уже говорила вся Москва. Острые, сатирические номера, разбивающие в пух и прах пошлость, надменность и другие пороки общества, были по нраву многим. На представления Сергея Образцова с куклами публика «текла рекой».

биография образцова сергея владимировича

В 1931 году Сергей Владимирович добился разрешения властей на открытие собственного театра. Так появился Центральный театр кукол и целое направление искусства. Своим детищем Образцов руководил до самой своей кончины, до 1992 года.

В творческой копилке Образцова и его театра более 70 кукольных постановок для зрителей разных возрастов. С 1935 года Сергей Владимирович начал делиться своим талантом и навыками с юными актерами – преподавал в ГИТИСе. В 1976 году он возглавил Международный союз кукольников.

Фильмография и режиссерский труд Сергея Владимировича Образцова

Этот уникальный человек, талант «с большой буквы» занимался не только своим театром и своими куклами. В качестве режиссера он снял более 20 документальных проектов и фильмов-спектаклей, в том числе и 1 анимационную картину. Для трех из них он сам написал сценарии – «Небесное создание», «Необыкновенный концерт», «Наша Чукоккала». В фильме «Небесное создание» Образцов сам читал закадровый текст автора.

биография образцова сергея владимировича

У Сергея Владимировича была огромная коллекция экзотических кукол. Можно смело сказать, что именно они были для него самыми близкими «людьми». О них он написал почти 10 книг, которые печатались и в СССР, и за рубежом.

Образцов является создателем авторской методики работы с куклами. Именно он придумал систему, благодаря которой актер-кукловод стал не просто безликим участником процесса, а его полноправным звеном. «По Образцову» обучались и обучаются сейчас новые поколения его последователей. Через много лет после его кончины дело Сергея Владимировича не просто живет, а еще и развивается.

Личная жизнь Сергея Образцова

Мэтр кукольного театра был женат дважды, у него остались двое детей и внуки. Первой супругой Сергея Владимировича стала учительница из детского дома «Улей» Софья Семеновна Смыслова. С ней он прожил 9 лет, с 1919 до 1928 года. В браке родился сын Алексей, затем дочь Наталья. После вторых родов женщина скончалась. Чем занимался или занимается сын Образцова неизвестно, а вот его дочь и его внучка продолжили дело Сергея Владимировича. Наталья Сергеевна была актрисой Центрального театра кукол, а внучка Екатерина, дочь Наталья, возглавила его и стал его режиссером.

биография образцова сергея владимировича

Второй женой Сергея Владимировича стала актриса Ольга Шаганова. На ней режиссер-кукольник женился через 3 года после смерти своей первой супруги, в 1931 году. Общих детей у пары не было, но Ольга Александровна заменила детям Образцова от первого брака мать. А еще супругов объединяла любовь к животным. Много лет в семье прожила собака дог по имени Муза.

На момент кончины Сергею Владимировичу был 91 год. До последнего дня он оставался активным, работал, с удовольствием общался с молодыми актерами. Он сам шутил о том, что может побороть все – болезни, невзгоды, трудности, но справиться со старостью не в силах.

Дело Сергея Образцова, его театр, живет и развивается. В память об основателе, в 2008 году рядом с театром был установлен памятник. Кроме этого, на доме, где провел большую часть своей жизни Образцов, весит мемориальная доска, открыт его музей-квартира, где можно увидеть его знаменитую и уникальную коллекцию кукол, в том числе и ручного изготовления.

Источник

Новое в блогах

Сергей Образцов.

биография образцова сергея владимировича

О Сергее Образцове :

«КУКОЛЬНЫЙ ВОЛШЕБНИК»

биография образцова сергея владимировича

Мы с ним почти ровесники — разница всего в один год. (Он моложе.) Но судьба так распорядилась, что столетие со дня рождения он отмечал в мире ином, а я пока задержался на нашей грешной земле. И не ему обо мне доводится писать воспоминания, а мне о нем. И я это делаю с искренним, глубоким, добрым чувством.

На мою долю выпала радость быть в дружеских отношениях с этим удивительным, уникальным, феноменально и многосторонне талантливым человеком на протяжении десятков лет. По существу, вся его на редкость яркая, кипучая творческая биография прошла на моих глазах.

Мы, старые москвичи, хорошо помним, какой огромный успех у зрителей завоевал за короткое время молодой актер МХАТа Сергей Образцов, появлявшийся на концертах и праздничных вечерах с маленькой портативной ширмой, из-за которой забавные куклы в его искусных руках проделывали настоящие чудеса. Аудитория буквально стонала от хохота, когда эти куклы исполняли старинные романсы, оперные арии, всевозможные пародии и интермедии. Это было необычайно смешно, остроумно, талантливо.

…Я размышляю над жизненными парадоксами: наверно, в почтенной семье крупного ученого, выдающегося деятеля науки, профессора Владимира Образцова возникло немалое огорчение и даже переполох, когда выяснилось, что любимый сын Сережа, вместо того, чтобы пойти по стопам отца по научной части, неожиданно потянулся к актерской профессии. Это было бы еще полбеды, поскольку он вышел на сцену всеми уважаемого Московского Художественного театра, но оказалось — о ужас! — что он одновременно стал эстрадным кукольником, чем-то вроде балаганного Петрушки. Чуть ли не ярмарочным скоморохом… И кто мог предвидеть, что в будущем не станут говорить: «Знаете, Сергей Образцов — это сын известного ученого профессора Образцова», а скажут: «Вы знаете, профессор Образцов — это отец знаменитого кукольника Сергея Образцова». Но Сергей Владимирович был не только кукольником — его талантов не счесть. Он был артистом, певцом, художником, музыкантом, писателем, режиссером, организатором, общественным деятелем, строителем, архитектором, публицистом.

…Я хочу вспомнить небольшое двухэтажное здание, которое выходило на площадь Маяковского. На фасаде его красовалось изображение раскрытой ладони с шариком, надетым на указательный палец — всем хорошо известная эмблема Центрального театра кукол, возглавляемого Сергеем Образцовым. Раньше в этом здании была так называемая Четвертая студия МХАТ. Когда здание перешло к Образцову, он со свойственной ему выдумкой и изобретательностью превратил его в подлинный маленький дворец чудес, входя в который мы сразу обретали какое-то особенное, приятное и приподнятое расположение духа. Предвкушая радость очередной встречи с обаятельным искусством Образцова, мы как бы заранее настраивались на соответствующую волну и как будто немного молодели, даже если шли на взрослый, а не детский спектакль. Как зачарованные, помню, смотрели мы один из первых образцовских спектаклей «Лампа Аладдина», восхищенно дивясь тому, как эффектно вырастал сказочный золотой восточный город с его дворцами и мечетями. А как потрясающе была в кукольном воспроизведена знаменитая сказка Ершова «Конек-Горбунок». Перед нами удивительно достоверно и по-сказочному правдиво представали — и простой, честный, трудолюбивый Иванушка, и рассудительный верный Конек, и глупый жадный Царь, и злой завистливый Спальник. Без излишней пестроты и скучного натурализма, с остроумной и тактичной условностью, скупо, но красочно воспроизведена обстановка сказки: одежда персонажей, утварь, различные постройки, животные. Стилистически точно, по-сказочному красиво показана природа — поле, лес, облака, «море-окиян» и все остальное. Но кукла — это еще только кукла, внешняя оболочка сказочного образа. Чтобы сделать ее участником сценического действия, надо придать ей движение, голос, собственные интонации, характер, короче говоря, — вдохнуть в нее жизнь. И тут выступает на сцену (на самом деле, он ни на секунду на ней не появляется) актер-кукловод. Невидимый зрительному залу, он чудесным образом сливается с куклой, которая начинает жить: двигаться, разговаривать, петь, сердиться, смеяться, плакать, завидовать, любить. Кукла становится доброй или злой, благородной или хвастливой, глупой или хитрой — она становится человеческим образом. Трудное и тонкое искусство «очеловечивания» куклы нашло в театре Образцова великолепных мастеров, подлинных артистов кукловождения.

Подлинно триумфальным был успех образцовского спектакля «Необыкновенный концерт». Вначале он назывался «Обыкновенный концерт». Но кто-то из высокопоставленных перестраховщиков в органах, которым было положено осуществлять всестороннюю бдительность, усмотрели в этом названии недопустимое «огульное охаивание» концертной деятельности Москонцерта, хотя в «Обыкновенном концерте» остроумно и справедливо высмеивались только концертные штампы и весьма нередкая халтура. И «Обыкновенный концерт» было рекомендовано переименовать в «Необыкновенный», то есть нетипичный.

Популярность и успех образцовских спектаклей росли, как говорится, не по дням, а по часам. И скоро уютный, но небольшой зал на площади Маяковского уже не вмещал всех желающих увидеть их. И Сергей Владимирович совершил поистине титанический подвиг — преодолев все мыслимые и немыслимые преграды — бюрократические, организационные, финансовые и всякие прочие, он добился предоставления ему участка на Садовом кольце, на котором за рекордно короткий срок выросло монументальное здание нового театра Образцова. И только Сергей Владимирович мог придумать, чтобы на фасаде этого здания, над входом в театр были установлены, огромные причудливые чудо-часы с аллегорическими фигурами различных зверей. При этом часы играли красивые мелодии, собирая толпы прохожих. Конечно, соответственным — нарядным и оригинальным — было и внутреннее оформление нового театра. И зрители валом пошли к «новому» Образцову.

Нельзя не упомянуть и о бесчисленных зарубежных гастролях образцовского коллектива. Это — Германия, Франция, Соединенные Штаты, Англия, Латинская Америка, Китай, Япония и другие страны. Любопытно, что в каждой стране некоторые номера «Необыкновенного концерта» исполнялись на соответствующем языке, в чем преуспевал талантливейший Зиновий Гердт, с непревзойденным юмором исполнявший в «Необыкновенном концерте» роль конферансье. Надо сказать, что в каждой поездке Образцова-режиссера неизменно сопровождал Образцов-литератор. Так, после поездки в Англию появилась остроумно написанная книга «Что я увидел и понял в Лондоне». После посещения Китая вышел в свет довольно объемистый труд — впечатления Образцова о китайском театре, после возвращения из Японии — рассказ о театре Кабуки и т.д.

Интересно, что при этом широчайшем диапазоне своей деятельности Образцов не бросал и того, с чего он начинал — эстрадные выступления со знаменитой ширмой, из-за которой он звонким голосом исполнял популярные романсы, одновременно манипулируя соответствующими куклами, надетыми на его пальцы. Уже будучи главным режиссером и директором большого театра, видным общественным деятелем, он охотно устраивал персональные эстрадные выступления к большому удовольствию публики.

Как-то, еще в году 38-ом, Образцов мне позвонил и попросил прийти на его новую квартиру в доме по Глинищевскому переулку (потом улица Немировича-Данченко). Я при этом убедился, что он режиссер не только в театре, но и у себя дома. Квартира напоминала театральную постановку — какие-то диковинные музыкальные инструменты, живописные панно и тому подобное.

— А столовую, — сказал он, — я пока еще не могу показать. Она еще не готова.

Я застал у него еще одного Сергея Владимировича — это был Сергей Михалков. Оказалось, что меня пригласили не случайно. Дело было в том, что Михалков предложил Образцову сделать эстрадный номер в связи с известными событиями на Дальнем Востоке, на озере Хасан в форме пародии на популярную тогда песенку «Все хорошо, прекрасная маркиза…». А оформить образы соответствующих кукол то есть японских захватчиков, они решили предложить мне.

— Но, позвольте, друзья мои, — сказал я, — ведь это уже сделано.

— Как? — в один голос воскликнули оба Сергея Владимировича.

— Да, к сожалению, именно о событиях на озере Хасан, именно о разгроме японцев, именно как пародия на «Все хорошо, прекрасная маркиза…». Я сам слышал, как это исполнял на вечере в ЦДРИ Илья Набатов.

Образцов был вне себя от досады.

— Ах, черт возьми! — простонал он. — Лопоухий, ушастый, губошлеп, а увел из-под носа такую тему.

И, обращаясь к Михалкову:

— Ничего не поделаешь, Сережа, надо искать другую тему, а может быть, другой вариант.

Мы договорились, что Образцов мне позвонит, когда такой вариант будет найден, и расстались.

Но звонков больше не последовало. Дело в том, что через некоторое короткое время я стал персоной нон грата, как «брат врага народа».

Скажу честно — я нисколько не обиделся на Образцова, ибо таковы были неписаные законы того времени, а когда эти достопамятные времена прошли и я перестал быть персоной нон грата, наши дружеские отношения с Сергеем Владимировичем продолжились. Мы встречались и в ЦДРИ, и в ЦДЛ, не раз бывал я на спектаклях его театра.

Поговаривали, между прочим, что у Образцова крутой нрав, что с ним трудно работать. Возможно, так и было, но тут уместен такой вопрос, чисто риторический, — что предпочтительней в человеке: «крутой нрав», строгость и требовательность в работе или — равнодушная снисходительность, мягкотелость, приспособленчество. А Образцов был, может быть, и крут, но тверд и принципиален в своих нравственных позициях. Я хочу привести такой пример. Я слышал об этом из уст самого Образцова. В памятный период борьбы с пресловутым космополитизмом, Образцова пригласили в некую партийную инстанцию и очень вежливо ему сказали:

— Уважаемый Сергей Владимирович! Нам известно, что у вас в театре работают слишком много лиц определенной национальности. Как бы вам от них освободиться?

— Это очень просто сделать, — холодно ответил Образцов. — Освободите меня от должности, а потом освобождайте, сколько вам угодно, людей нужных и полезных для театра. Посмотрим, что станет с театром.

Таков был Образцов — ему был отвратителен расизм и, в частности, такая его разновидность, как антисемитизм.

До старости лет Сергей Владимирович щедро отдавал созданному им великолепному театру свой неугасимый талант режиссера, художника, выдумщика, организатора. Все новые постановки, зрители — и дети, и взрослые — принимали с огромным удовольствием, с неизменным успехом шли и прежние спектакли. Театр процветал.

Автор: Борис Ефимов

«Беспартийный дворянин»

биография образцова сергея владимировича

Он был обласкан жизнью – зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами.

Любовью зрителей он очень дорожил. Дорожил ли он любовью власти? И да и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться.

Незадолго до новоселья театра решено было вместо обыкновенной наборной афиши выпустить плакат-телеграмму. Вот ее полный текст: «СРОЧНАЯ МОСКВА ВОСТРЕБОВАНИЕ ВСЕМ МОСКВИЧАМ ОТ 5 ДО 125 ЛЕТ НОВЫЙ СЕЗОН МЫ ОТКРОЕМ В НОВОМ ДОМЕ ТЧК В НЕМ ДВА ЗАЛА ТЧК ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ ТЧК ЗИМНИЙ САД ЗПТ БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ ТЧК В АКВАРИУМАХ РЫБЫ ЗПТ В КЛЕТКАХ ПТИЦЫ ТЧК ДЕТЯМ ПРИГОТОВИЛИ СПЕКТАКЛЬ «СОЛДАТ И ВЕДЬМА» ЗПТ ВЗРОСЛЫМ ГАЛА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЧК ЖДЕМ НЕТЕРПЕНИЕМ – КУКЛЫ».

Художник нарисовал все точно, как на бланке телеграммы. Заказ сдали в типографию и через два месяца получили тираж. Отсылаем плакат в расклейку, а нас отправляют в Министерство культуры РСФСР за разрешением: оказалось, что именно в этот момент произошло очередное обострение идеологической борьбы, и любая афиша может появиться в городе только с разрешения вышестоящей организации. Пишем письмо в министерство, прилагаем плакат, просим решить вопрос оперативно. На другой день меня как завлита вызывают к заместителю министра. Принимает, конечно, не он лично, а его доверенное лицо.

– Вот посмотрите, как мы предлагаем откорректировать текст, – говорит лицо и показывает плакат, из которого изъяты всего три слова: «в клетках птицы».

– Но у нас действительно в фойе устроен зимний сад. В нем стоит дерево, и на нем висят клетки с канарейками.

– Ну, не будем играть в прятки. Мы не отрицаем: был 37-й год, был культ личности, имелись невинные жертвы. Но к чему это сейчас снова будировать? Какое это имеет отношение к театру кукол?

Понимая, что без Образцова мне с такой «редактурой» не справиться, отправляюсь в театр. Когда Сергей Владимирович злился, зрачки у него расширялись, и он почему-то начинал наматывать прядь волос на указательный палец:

– Сейчас же отправьте плакат в «Вечернюю Москву» и попросите срочно напечатать его как платное объявление. А там поглядим.

Все так и сделали. После публикаций в газетах нам, конечно, разрешили расклейку по городу без всяких купюр.

15 декабря 1970 года состоялось долгожданное новоселье театра на Садовой-Самотечной, 3. Образцов был безмерно счастлив. На торжественную церемонию прибыли первые персоны партии и государства. Обращаясь к ним со словами благодарности, Сергей Владимирович задал высоким гостям «невинный» вопрос:

– Я – коренной москвич, родился в самом начале века. Помню Ходынское поле, 300-летие Дома Романовых, первую конку, первый трамвай, первый троллейбус. Первые 16 лет прожил в то проклятое время. Затем жил счастливо, как все. Сегодня у нас большой праздник: мы открываем настоящий дворец. Днем будем играть для ребят, по вечерам – для взрослых. Здание это начали строить еще в 30-е годы для Студии Станиславского. Но Константин Сергеевич умер, стройка приостановилась, началась война. Десять лет назад эту коробку передали нам и торжественно объявили, что 7 ноября 1967 года мы покажем здесь первый спектакль. Сегодня – 15 декабря 1970 года. Но вчера я узнал из «Вечерки», что строители закончили все работы на две недели раньше намеченного срока. (В зале хохот.) Вот я, беспартийный дворянин, хотел бы воспользоваться вашим присутствием, чтобы выяснить, почему мы систематически ничего не успеваем сделать вовремя, но потом каким-то образом оказывается, что все планы выполняются досрочно?

Подобные «невинные» вопросы Сергей Владимирович мог задать кому угодно. Помню, еще в старом здании на площади Маяковского за месяц до очередного съезда КПСС в кабинет к Образцову в полной растерянности вошел директор-распорядитель театра Климентий Климентьевич Мирский. Только что поступил приказ от министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, согласно которому театру предписывалось ежедневно выделять по 712 билетов улучшенного качества для обслуживания делегатов и гостей съезда.

– Ну, так в чем проблема? – спросил Образцов.

– Где мы столько возьмем, если в зале всего 252 кресла вместе с неудобными местами.

– Так это же замечательный приказ! – обрадовался С.В. – Соедините меня с кем-нибудь в министерстве. Здравствуйте, это Образцов говорит. Мы тут с Климентием Климентьевичем только что получили приказ от Екатерины Алексеевны и хотели бы с кем-нибудь посоветоваться. Дело в том, что в зале всего 252 места, а по приказу нас обязывают бронировать 712 билетов. Как быть? Ах, это недоразумение? Не стоит все понимать буквально? Большое спасибо за разъяснение!

Однажды и Образцов попал в немилость. Вместе с И.Греком он снял документальный фильм «Кинокамера обвиняет» – публицистическую ленту против войны и насилия, нищеты и голода, порожденных «проклятым империализмом». Больше года фильм продержался в репертуаре кинотеатра «Россия», неизменно собирая полные залы. Массовому прокату предшествовали просмотры в редакциях нескольких центральных газет. Они сопровождались встречей с авторами фильма.

Пригласили С.В. и в газету «Советская Россия». Он охотно принял предложение и прихватил меня с собой. Мы приехали к концу показа, и, как обычно, в финале раздались аплодисменты. Образцов вышел на сцену, ему вручили цветы, раскланялся. и надо было бы на этом закончить.

Однако как на грех главный редактор решил «пошутить». Сперва он от имени собравшихся поблагодарил С.В. за нужный и своевременный фильм, «срывающий маски с акул империализма» и «проповедующий мир во всем мире».

Но, с другой стороны, счел своим долгом пожурить Образцова за то, что тот, видимо, не совсем в курсе дел газетной иерахии. Оказывается, только «Правда» и «Советская Россия» – официальные органы ЦК КПСС. А Сергей Владимирович до «Советской России» успел побывать с фильмом в «Известиях», «Литературной газете», «Советской культуре», «Труде», «Учительской газете».

С.В. за словом в карман не полез:

– Простите, но этот упрек не ко мне. Как только из вашей редакции позвонили, я тут же принял приглашение. Так что, как говорит Вадим Синявский, счет 1:0 в мою пользу!

– Согласен, – улыбнулся, но не унимался главный редактор, – это наша недоработка! Но ведь вы не только выдающийся режиссер, но и прекрасный автор, я с удовольствием читаю ваши статьи в разных изданиях, но только, к сожалению, не в «Советской России». (Смех, аплодисменты.)

– Боюсь, вы не сравняли счет, а забили еще один гол в собственные ворота: кто-то из присутствующих может сказать, что я когда-нибудь отказался писать для «Советской России»? (Снова смех и бурные аплодисменты.)

– Хорошо, и тут вы правы! Тогда разрешите мне, как главному редактору, попросить вас написать для нашей газеты статью на любую волнующую вас тему!

– С удовольствием, но при условии, что вы дадите гарантию ее опубликовать.

– Тогда я обязательно передам вам уже через несколько дней материал, в котором хочу выразить серьезную озабоченность по поводу процветающего в нашей стране махрового антисемитизма. И не только на бытовом уровне. Я, народный артист СССР, сын советского академика, не могу понять, откуда у нас берется эта зараза? (Гробовая тишина, зал на глазах пустеет.)

Впрочем, ответ не заставил себя долго ждать. Со следующего дня по указанию Главлита все газеты перестали писать, как прежде, «Государственный центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова»: имя из названия театра бесследно исчезло.

Я мог сколько угодно сочувствовать С.В., но чем я мог помочь? Я искал, но не мог найти повода для привлечения внимания прессы к театру, чтобы прервать тот заговор молчания, который воцарился вокруг фигуры Образцова. И вдруг – эврика! Случайно обнаруживаю, что вскоре исполняется 30 лет со дня премьеры очаровательного спектакля для детей «По щучьему веленью», который, кстати, до сих пор идет с огромным успехом и в будущем сезоне с полным правом может справить свое 70-летие. Выпустить афишу по такому поводу никто театру запретить не может.

Изготавливаем специальное приглашение и с помощью отдела печати МИДа проводим пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов. Что тут поднялось! Звонили из ЦК КПСС, Совета Министров, из всех редакций, не говоря уже о знаменитых друзьях Образцова: видно, всем захотелось «отведать» «Щуку». Во всяком случае, и радио, и телевидение, а вместе с ними и все газеты, отечественные и зарубежные, незамедлительно откликнулись на наш призыв, на что, собственно, мы и надеялись: так имя Образцова вернулось на свое законное место.

Он был не только режиссером и актером, не только публицистом и полемистом, но и тонким педагогом. Детей он действительно любил, и некоторым людям его «уроки» пригодились на всю жизнь. Я вспоминаю его рассказ о том, как он участвовал в Потсдамской конференции.

В конце июля – начале августа 1945 года под Берлином, в Потсдаме, встретились главы государств-союзников для решения судеб послевоенной Германии. По вечерам для их развлечения проводились концерты с участием выдающихся мастеров, в том числе советских. Сталин любил Образцова, поэтому позвали в Потсдам и Сергея Владимировича.

биография образцова сергея владимировича

Один из этих VIP-концертов решили повторить на ступенях рейхстага – что называется, для широкой публики. Выступление Образцова прошло с большим успехом, он исполнил два своих коронных номера, «Кармен» и «Налей бокал», и уже готовился к отбытию в гостиницу, когда к нему обратился немец-инвалид. Он поведал печальную историю своей семьи.

В декабре 1941 года он потерял ногу в боях под Москвой. В 1943 году под Сталинградом погиб его единственный сын. До недавнего времени они жили втроем с невесткой и маленькой внучкой в Берлине, но 8 мая 1945 года на глазах у четырехлетней Греты от шальной пули погибла мама. С тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает, забилась в угол. Дедушка не знает, как вывести внучку из шокового состояния. Может быть, господин Образцов согласится как-то помочь ему?

Образцов, не раздумывая, согласился навестить сироту. Идти оказалось не слишком далеко. Правда, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное женщинами, стариками и детьми, ютившимися здесь при тусклом свете керосиновой коптилки. С трудом добрались до места в дальнем углу, где притаилась бедная девочка. Дедушка попытался представить ей русского гостя, но в ответ она еще больше натянула на себя плед. Образцов попросил деда оставить внучку в покое, достал из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа – и тихо-тихо запел колыбельную песенку. В подвале все умолкли: никто не понимал, кто этот господин и что ему здесь нужно.

Между тем через какое-то время из-под пледа показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Продолжая петь, Образцов сделал шаг навстречу ребенку. И вот они уже вместе держат «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не нарушить «сон младенца», а главное, не спугнуть Грету, снимает куклу со своей руки, и она остается в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную – вероятно, ту самую, с помощью которой еще совсем недавно мама укладывала ее спать. Девочке робко вторят другие голоса: эту песенку здесь знают многие. Сольное исполнение постепенно превращается в хоровое, в котором, как и должно быть в колыбельной, доминирует нежное пиано-пианиссимо. Пение заканчивается, и в полной тишине неожиданно раздается какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом, помимо Греты, еще и канарейка в красивой клетке. Она тоже жертва только что завершившейся войны: во время бомбардировки лишилась одного глаза и несколько месяцев не издавала никаких звуков. И вот то ли знакомый голос Греты, то ли умиротворяющая мелодия заставила канарейку вновь запеть.

Прошло много лет. Образцов давал свой сольный концерт в Западном Берлине. По окончании выступления к нему подошла женщина средних лет и протянула небольшой букет цветов. Сергей Владимирович поблагодарил ее, а женщина спросила: «Вы меня не узнаете? Помните, в 1945 году инвалид пригласил вас к девочке с канарейкой в бомбоубежище?»

– Как же, – сразу вспомнил Образцов, – я подарил вам тогда своего любимого Тяпу.

– Тяпа жив до сих пор и, в отличие от меня, совсем не повзрослел, – не без кокетства заметила дама. – Только теперь он помогает мне укладывать спать мою внучку.

биография образцова сергея владимировича

Автор: Борис Поюровский

биография образцова сергея владимировича

— Екатерина Михайловна, а с чего вообще все началось?

— Есть замечательный фильм (он, правда, снят года два назад), который называется «Би-Бо-Бу». Может быть, это словосочетание имеет какое-то особое значение?

— А где он показывал своих кукол?

— Сергей Владимирович возглавил собственный театр, когда ему было 30. Наверное, нужно было быть уже некоей фигурой, чтобы такое получить?

биография образцова сергея владимировича

— А он сам писал своей рукой?

— Сам рукой. Тогда компьютеров не было, но были пишущие машинки. Потом, наверное, диктовал машинистке.

— Как вы думаете, в какой момент к театру Образцова и его руководителю пришла подлинно народная слава?

— Мне кажется, после войны со спектаклем «Необыкновенный концерт». Он, кстати, внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый в мире. Из комнатенки уже переехали в помещение на Маяковской, я помню, что еще сама туда ходила в детстве.

— Театр, который сейчас существует, открылся в 70-е годы. Когда его планировали архитекторы, Образцов лично принимал участие в проектных разработках?

— То есть это такой его автограф. А кроме кукол были у него еще увлечения?

— А часто ли Сергей Владимирович что-то предвидел?

— А не было ли ощущения, когда вы с ним общались, что он давно уже все знает?

— Коллекция механической игрушки, он собирал музыкальные шкатулки и шарманки. На даче держал разных животных, интересовался их жизнью и привычками. Любил играть с собаками. Привез как-то сенбернару сани, пытался запрячь, ничего не вышло. Сенбернар никого возить не хотел. Потом была, как он ее назвал, московская несторожевая. Все животные в доме становились тихими-тихими. Мечтал дедушка завести таких птиц, которые бы никуда никогда не улетали. Он построил голубятню, и это было самым большим развлечением.

— И что, он сидел на крыше и со свистом гонял голубей?

— Обязательно, и знал все про каждую птицу, а были целые истории, которые он рассказывал очень весело. Всегда в доме жили животные, и даже как-то поселились два крокодила. Их подарил в Америке сын Шаляпина, и они приехали оттуда маленькими в целлофановом пакете. Потом стали расти, и бассейн в театре рассчитан, кстати, именно на этих крокодилов. Но они и его переросли. И потом уже жили в большом бассейне во дворце пионеров. А сюда запустили рыбок.

— А как был организован быт в семье?

— Как такового его не было или, скажем, он был незаметен. В пище все было очень просто, и никто вообще на это не обращал внимания. Любимой дедушкиной едой была гречневая каша с молоком. С возрастом у него обнаружили диабет, но он не замечал и не признавал своих болезней. Когда же это случилось, ему вдруг очень понравилось есть сладкое и конфеты.

биография образцова сергея владимировича

Образцов и правнучка

— Сергей Владимирович был очень занятым человеком. В какие моменты вы общались с ним и как это выглядело?

— Часто ли в доме бывали гости?

— А кто был из близких-неродственников?

— Екатерина Михайловна, а какое ваше первое воспоминание о дедушке?

— Был такой в семье праздник (раз в два месяца примерно), который назывался объезд родственников. Дедушка в один день заезжал ко всем, а потом они собирались вместе, а мне поручалось подготовить дом к приезду. Я вытирала пыль с пианино (мне доверяли) и очень этим гордилась.

— Я понимаю, что Сергей Владимирович был легким человеком, а любил ли он пошалить и как?

— Как-то с мужем мы решили отметить Рождество, хотя такой традиции в семье не было. Надели костюмы, изображая ряженых. Только вышли на лестничную площадку, приезжает дедушка с концерта, на лацкане пдижака Звезда Героя. Тут же повязал платочек и пошел с нами. У каждой двери он пел колядки. Все обрадовались и включились в праздник, а мы получили много подарков и сладостей. Потом соседи собрались в нашей квартире, принесли, кто что мог, и устроили настоящее Рождество. Праздник стал традицией для жильцов нашего подъезда. В этом году я решила ее возродить. Все с восторгом откликнулись, опять собрались в дедушкиной квартире и вспоминали, как было когда-то. Его квартира вообще не вызывает ощущение нежилой, там очень легко себя чувствуешь, в ней нет мемориальности и до сих пор много людей бывает. Скоро она станет музеем-квартирой Сергея Владимировича.

— А что вам нравится в его доме?

— Шкатулка «Обезьяний оркестр», она огромная и даже выставлялась в Музее изобразительных искусств. «Поющие соловьи», как были у китайского императора. Когда по всем комнатам заводишь все шарманки и они поют, удивительное и невероятное ощущение. Я там бываю почти каждый день.

— Екатерина Михайловна, как будет праздноваться юбилей? Дата ведь серьезная.

— А кукольники мира хорошо знают Сергея Образцова?

— Меня поразило, что знают больше, чем многие люди у нас. Только что я была в Испании и Португалии, где молодые кукольники считают его театр школой для себя. И «Необыкновенный концерт» по-прежнему производит на зарубежную публику сногсшибательное впечатление.

— Екатерина Михайловна, а как праздновался день рождения Сергея Владимировича при жизни?

— Очень широко. Помню его 80-летие. В театре было огромное представление, называлось «День открытых дверей». Затем в ресторане «Националь» был устроен большущий прием для кукольников, которые приехали со всего мира поздравить. Поздно вечером домой были приглашены особо близкие друзья, среди которых англичанка, индианка, японка. Они к утру трогательно перемыли всю посуду. Сергей Владимирович особенно никогда не готовил сюрпризов для гостей, но всегда были искрометные экспромты. То он сочинял новый номер и на руках (с куклами) тут же его показывал. То просил кого-то подыграть на пианино и пел, пел, кстати, очень хорошо и будучи в весьма почтенном возрасте.

— А что в праздники было на столе?

— Что в какие годы бывало на столах у каждого из нас, то и у него было. Селедочку с картошкой очень все любили. Водка обязательно, он ее предпочитал и называл «утешительной». Бывало, спрашивал маму: «Наталочка, у нас не осталось ли утешительной?» Но я никогда не видела его пьяным, каждый раз он знал, сколько может выпить.

— А присутствует ли дедушка в театре сегодня?

— Мне кажется, присутствует. Лучшее, что идет на сцене, создано им. На гастролях, когда рукоплещет зал и приходит успех, мы всегда говорим: «Спасибо, Сергей Владимирович». Он до сих пор, кажется, нам помогает.

— А как получилось, что он избежал крайних сложностей в жизни?

— Был какой-то эпизод общения с дедушкой, который стал для вас самым значительным?

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *