биография одинцовой в романе отцы и дети
Анна Сергеевна Одинцова — образ и характеристика героини романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Характеристика образа Анны Одинцовой дана Тургеневым достаточно полно, но его личное отношение к героине не выражено так однозначно, как, например, к Фенечке.
Первое знакомство с героиней
Впервые Базаров (а вместе с ним и читатели) увидел Одинцову на балу у губернатора. Аркадий танцевал плохо, а Базаров совсем не танцевал, поэтому они во время танцев примостились в уголке. Они увидели в дверях зала женщину, которая привлекла их внимание. Она была довольно высокого роста, с достойной осанкой, спокойным взглядом и чуть заметной улыбкой. Аркадия поразил её облик, и Базаров обратил на неё внимание, но с присущим ему цинизмом в отношении женщин спросил: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».
В разговоре с Одинцовой Аркадий с таким восторгом рассказывал о Базарове, что она заинтересовалась им и пригласила приятелей к себе в гости сначала в гостиницу, где она остановилась, а затем в своё имение Никольское.
Из прошлой жизни героини
Её отец был красавцем, аферистом и игроком, проигрался и поселился в деревне, оставив двум дочерям, Анне и Катерине, маленькое состояние. Мать их умерла.
Анна получила в Петербурге хорошее образование, но не была приспособлена к деревенскому быту, поэтому вначале ей было тяжело. Но в деревенском уединении она не теряла даром времени — читала, воспитывала младшую сестру.
Случайно она познакомилась с 46-летним богатым помещиком, который сделал ей предложение, и вышла за него замуж. Через 6 лет он умер, оставив ей всё состояние.
Она редко выезжала из Никольского. В губернии её не любили, как и отца, и рассказывали о ней разные небылицы, но она на это никак не реагировала, всегда была спокойна и сдержанна, даже холодна. «Спокойствие все-таки лучше всего на свете», — говорила она.
Внешность и характер
Одинцова красива, выглядит даже младше своего возраста — Тургенев подчёркивает девическое выражение её чистого и свежего лица. Волосы она гладко зачёсывала за уши и открывала высокий лоб.
Движения Одинцовой плавны и естественны.
Она умная женщина (по словам Базарова, «баба с мозгом»), умела скрывать свои чувства, её лицо было приветливым, но невозмутимым. Анна Сергеевна умела с участием выслушать человека, но сама говорила мало. Некоторую её холодность Базаров охарактеризовал словом «замороженная».
Многие считали Одинцову прелестной женщиной, особенно восхищался ею Аркадий. Сестра Катя говорила, что Анна очень горда и более всего дорожит своей независимостью. К природе Одинцова, в отличие от Кати, была равнодушна, но любила роскошь и комфорт, неспешную жизнь, порядок и чистоту.
К светской жизни Анна Сергеевна также была равнодушна и избегала поездок в город. Ей всего 28 лет, но она признаётся, что уже устала от жизни и чувствует себя несчастной. У неё нет охоты жить. Возможно, усталость от жизни появилась оттого, что она никогда никого не любила. Когда в неё влюбились молодые приятели Аркадий и Евгений, она не ответила взаимностью ни одному из них: Аркадий был слишком молод для неё, а Базаров слишком сложен. Некоторые чувства к нему у неё всё-таки возникли, но она выбрала спокойствие. Базаров понимал, что госпожа Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом её несчастье.
Сам же Базаров, отрицавший любовь и заменявший её физиологией, сразу же, при первой встрече с Одинцовой, испытал к ней некое чувство, которое его самого сконфузило. Он рассердился на себя, подумав: «Вот тебе раз! бабы испугался!» и начал говорить преувеличенно развязно.
Именно с этого момента начинается внутренний конфликт Базарова и его постепенный отход от принципов нигилизма.
Базаров и Одинцова
В имении Анны Сергеевны Одинцовой Аркадий и Базаров провели около двух недель. Евгений влюбляется в Одинцову, но своё чувство пытается скрыть. Она тоже не безразлична к нему.
Чем же привлёк Базаров холодную барыню Одинцову?
Конечно же, своей неординарностью. Ей интересно с ним, она тоже сильно отличается от женщин светского общества губернского города, которое её не привлекает, и она там чувствует себя чужой. И вот появился человек, не похожий на других, смело выражающий свои взгляды, имеющий на всё своё мнение. Конечно, он мог заинтересовать умную Одинцову. Она, возможно, готова полюбить Базарова, но эта любовь и притягивает, и страшит её.
А молодой нигилист и вовсе не готов к этому чувству, он его отрицает и не может допустить в себе. К тому же Базаров не знает, как вести себя с женщиной, в его готовые нигилистические схемы это чувство не укладывается: в любовь он не верит, но не понимает, что за томление испытывает. Сцена признания в любви Базарова к Одинцовой описана автором как мучительный процесс: это не просто любовь, а любовь-злоба. Он злится на неё и на себя самого за слабость. Он не ожидал, что в его душе может возникнуть чувство, которое он высмеивал в других.
И хотя Анна Сергеевна обладает всеми привлекательными для женщины качествами, она не способна на искреннюю, всепоглощающую любовь, на безрассудный поступок. Она понимает, что Базаров не может дать ей то, в чём она нуждается: покой, комфорт, гармонию.
Они расстаются. Но любовь в душе Базарова всё-таки восторжествовала: умирая, он хочет видеть именно Одинцову.
После смерти Базарова Анна Одинцова выходит замуж. Вот как об этом сообщает автор: «…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению…». Однако далее он выражает надежду на то, что супруги могут дожиться до счастья и до любви, т.к. живут в ладу друг с другом.
Вывод
Благодаря истории любви к Одинцовой легче понять характер Базарова во всей его неоднозначности.
Во-первых, Базаров — не такая уж цельная натура, какой она казалась в первой части романа.
Во-вторых, автор не разделял нигилистических убеждений Базарова, но и сам их не совсем понимал. Поэтому образ Анны Одинцовой был создан им не случайно: благодаря любви к этой женщине Базаров сам постепенно отходит от нигилистических принципов, которые так убеждённо и настойчиво проповедовал в начале романа.
Перед самой смертью Базаров примирился сам с собой, смягчился, открылся для любви — всё это произошло благодаря встрече с Одинцовой.
Характеристика образа Анны Одинцовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Анна Одинцова
Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.
Кто такая Анна Сергеевна Одинцова
Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.
Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.
Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.
Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.
Анна Сергеевна Одинцова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве — Локтева) — один из центральных персонажей романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Богатая 28-летняя вдова; красивая, умная, независимая женщина («Умница, богачка, вдова»). После смерти родителей воспитывает младшую сестру Катю. Она симпатизирует Базарову, но после его признания в любви, не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви. Она считает, что уже прожила долгую и несчастную жизнь, однако, говорит, что «воспоминаний много, а вспоминать нечего».
История жизни
Не смотря на репутацию отца, дочка его сильно любила, как и он ее. Мать же она почти не помнила:
Ещё до переезда в деревню Анна получила отличное воспитание в Петербурге, но не была готова к деревенской жизни. После смерти отца, оставившего дочерям крошечное состояние, 20-летняя Анна оказалась в тяжёлом положении от свалившихся на неё забот по хозяйству. В отсутствие знакомых, девушка «выписала» к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х…ю, злую и чванную старуху:
Анна Сергеевна терпела злую тетку, и взяла на себя заботу о 12-летней младшей сестре Катерине. Вскоре вышла замуж за очень богатого 46-летнего Одинцова, который, случайно её увидев, влюбился и предложил ей руку. Они прожили вместе шесть лет, до смерти Одинцова. Умирая он оставил ей почти все свое состояние:
Покойного мужа она не любила и вышла за него по расчету:
Спустя год после смерти мужа Анна вместе с сестрой уехали в Германию, но вскоре соскучилась по родине и вернулась в свою деревню:
Она самостоятельно вела дела своего имения:
В губернии ее недолюбливали и распускали различные «дряные» слухи о ней, но она «пропускала их мимо ушей»:
В июне 1859 года на балу в губернском городе Анна знакомится с Евгенем Базаровым и Аркадием Кирсановым и приглашает их погостить у себя в имении. Между ней и Базаровым возникают чувства. Для него Анна становится первой и последней любовью, но она дорожит спокойной жизнью, и отвергает ухажера. Аркадий же сначала увлекается Одинцовой, но позже женится на ее сестре.
Спустя два месяца после знакомства с Анной, базаров умирает от заражения крови. Перед смертью его навещает Анна привезя с собою немецкого доктора, но больному уже было нельзя помочь. Девушка прощается с Базаровым и он засыпает в последний раз.
В январе 1860 года, через неделю после свадьбы сестры Кати с Аркадием, Анна уезжает в Москву. В дальнейшем вышла замуж, но «не по любви, но по убеждению»:
Внешность
Анна Сергеевна Одинцова является красивой женщиной. Высокая, стройная, с достоинством осанки, плечи — покатые. Глаза — светлые. Волосы — блестящие, гладко зачесанные за уши, придающие девическое выражение ее лицу. Лицо милое, важное и умное:
У нее темные волосы:
Особое внимание автор уделяет фигуре Одинцовой:
В то же время Тургенев далек от того, чтобы наделить свою героиню чертами ослепительной красоты или безукоризненного совершенства. В ней есть недостатки («нос у ней был немного толст»), но она мила, и покоряет окружающих своим спокойствием и манерами:
Образ героини дополняет ее ровный, ласковый голос:
Одевается она изысканно, и особенно любит пышные платья из шелка:
Краткая характеристика
Анне Сергеевне Одинцовой 28 лет, то есть она родилась в 1831 году, но ее поведение не соответствует возрасту:
Не смотря на богатство, молодость и независимость, в свои 28 лет, она считает, что уже прожила долгую и несчастную жизнь:
Жизненный опыт Одинцовой заметен и в ее речах, что уже при первой встречи отмечает Аркадий:
Она утверждает, что не имеет «охоты жить», и оттого несчастна:
По мнению Базарова, Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом ее несчастье:
Характер у неё сильный. По мнению губернских остряков она «прошла через огонь, воду и медные трубы»:
Она горда и независима, и не обращает на «дряные» слухи распускаемые о ней по всей губернии:
Проведя детство в Петербурге Анна получила блестящее образование, а уже в деревне «прочла несколько хороших книг», но перед сном любит почитать пару страниц «глупого французского романа».
Аркадий сразу отмечает ее красивую и грамотную русскую речь:
Даже Базаров, утверждающий, что «свободно мыслят между женщинами только уроды», признает ее ум, и называет «бабой с мозгом»:
Сама себя Одинцова также считает умной женщиной:
Помимо крошечного состояния, Анна Сергеевна унаследовала от отца и любовь к роскоши:
Она любит чистоту и порядок во всем:
Сама Одинцова объясняла свою страсть к порядку тем, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет»:
Холодность Одинцовой
Наиболее яркой чертой Анны Одинцовой является спокойствие во всем и ко всему. Автор даже называет ее «странным существом:
Она не любит светское общество и избегает поездок по делам в город:
Базаров полагает, что Одинцова живет в деревне, так как равнодушна ко всему кроме комфорта:
Базаров сразу отмечает ее спокойный нрав, но сама Одинцова утверждает, что она нетерпелива и настойчива:
Тем не менее, холодность Одинцовой привлекает Базарова:
Когда ей нужно выбрать между яркими любовными отношениями с Базаровым или спокойствием и одиночеством, она выбирает второе:
Похожая история происходила с Одинцовой и раньше, когда она познакомилась за границей с молодым красавцем шведом, который «оставил ей довольно глубокое впечатление», но это не помешало ей вернуться на родину (национальность парня выбрана неслучайно — это символ порядка и спокойствия. Как указано в формуляре Тургенева: «Французики ей противны — она хотела бы найти Шведа»):
Отношение к Базарову
Анна Одинцова знакомится с Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым на губернаторском балу. Базарова сразу привлекает внешность девушки, но узнав ее ближе влюбляется в нее. Анну также интересует Базаров:
Не смотря на свою гордость, она несколько заискивает перед ним.
За время пребывания Базарова у нее в гостях, Анна сильно привязалась к гостю, и узнав о его скором отъезду у нее даже «в сердце кольнуло», но будучи уверенной в том, что полюбить она не может, Анна не придала этому особого значения:
В итоге Анна отвергает Базарова, решив, что спокойная жизнь дороже чувств:
Позже она расскажет Базарову, что после его отъезда сильно хандрила и даже собиралась уехать за границу:
Отношение к Кирсанову
Аркадий Кирсанов также влюбляется в Одинцову, но она не проявляет к нему особого интереса, относясь как к младшему брату:
Позже она расскажет Базарову, что считала Аркадия «незначительным», но со временем она оценила его ум:
Тем не менее он все равно был для нее слишком юным. Да и Аркадий робел и терялся в её присутствии. Оставаясь наедине они оба не могли найти тем для разговора:
При этом Одинцова даже не догадывалась, что Аркадий Кирсанов любил ее:
Прототип
Анна Сергеевна Одинцова — один из немногих персонажей романа «Отцы и дети» не имеющий определенного прототипа. Сам Тургенев описывал ее в письме к К. К. Случевскому как представительницу «наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок»:
Однако, Тургенев в «формуляре» прямо указал на прототип её внешности — А. С. Долгорукова-Альбединская, фаворитка императора Александра II (она же была прототипом Ирины в романе «Дым» И. С. Тургенева):
Усадьба Никольское
Одинцовой принадлежит имение Никольское, что в 40 верстах от неназванного губернского города ***, где развивается вторая половина роман:
Описание усадьбы в романе подробно, поэтично воспроизводится её атмосфера, порожденная повседневным бытом обитателей усадьбы:
Анна Одинцова
Анна Сергеевна – важный второстепенный персонаж романа «Отцы и дети». С образом Одинцовой связана дополнительная сюжетная линия – отношения между мужчиной и женщиной. Это позволяет автору провести Базарова через испытание любовью и полнее раскрыть его многосложный характер. Литературоведы считают, что прототипом Анны Одинцовой была певица Полина Виардо. Также этот образ мог быть связан с украинской писательницей Марией Маркович.
Описание героя
Наталья Данилова в роли Анны Одинцовой. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Анна Одинцова – по происхождению знатная аристократка. Семья ее разорилась по вине азартного отца, промотавшего в карты все свое состояние. Он умер, оставив двум дочерям крохотные сбережения, которые почти сразу закончились. Мать девочек умерла еще раньше, поэтому на плечи двадцатилетней Анны легла ответственность за двенадцатилетнюю сестру Катю. Она обучила ее всему, чем должна обладать девушка из высшего света – поведению, манерам, умению поддерживать светские беседы. Но ее авторитарность угнетала юную Катю, она чувствовала себя некомфортно и подавленно в обществе старшей сестры.
Вскоре один очень богатый, но уже немолодой человек по фамилии Одинцов сделал Анне предложение, и она его приняла. Это был брак по расчету, и мужа она не любила, более того, он был ей отвратителен. Через некоторое время Анна овдовела. Супруг «умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии».
На момент появления в романе «Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год». Она – владелица богатого имения «Никольское», где проживает вместе с сестрой. Внешне это очень привлекательная женщина высокого роста, с хорошей фигурой и роскошными темными волосами. Глаза же, напротив, у Анны светлые, «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». «Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист». Несмотря на это, она выглядит очень эффектно, вызывая интерес у мужчин и зависть у женщин. Гардероб ее тщательно подобран и отличается изысканностью каждой детали. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий».
От остальных женщин Одинцову отличает нелюбовь к светским тусовкам. Вместо них Анна предпочитает чтение, оно является частью ее постоянного саморазвития, изучения всего нового. «Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком». Разносторонняя образованность позволяет ей поддерживать беседы практически на любые темы. Однако Одинцова редко принимает участие в разговорах а, тем более, в спорах, при всей ее начитанности она немногословна, больше любит слушать и молчать. «У вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение», – говорит ей Базаров.
Самостоятельный опыт преодоления трудностей, которые выпали на ее долю, добавил к ее характеру такие черты, как свобода и независимость. По словам Кати, «над ней никто долго взять верх не может… Она очень горда, она очень дорожит своею независимостью». Несмотря на отсутствие мужа, ее имение содержится в идеальном порядке, благодаря ее рационализму и грамотным распоряжениям. Это в одной из бесед отмечает Базаров: «я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается».
Несмотря на молодой возраст, Анна считает себя старухой, возможно, этим объясняется полное отсутствие у нее темперамента, того, что так отличает молодежь от старшего поколения. Ей больше по душе размеренная и предсказуемая жизнь. Ради собственного покоя она может пожертвовать всем, включая любовные отношения: «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Несмотря на внешнюю холодность («по лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления»), она очень приветливо общается с окружающими людьми. В обществе ее воспринимают, как милую и доброжелательную женщину, лишенную каких-либо недостатков.
Слабостью Одинцовой является ее любовь к роскоши и комфорту: «она унаследовала от отца частицу его наклонности к роскоши». Эти два критерия составляют главную ценность ее жизни. Ко всему остальному она остается совершенно равнодушной: «Катя обожала природу, Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров».
Анна Сергеевна не терпит ни малейшего беспорядка, поэтому в ее доме царит идеальная чистота, каждая вещь имеет свое место, а все события происходят по строго определенному времени. «Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору», «все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных». «Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни: «как по рельсам катишься».
Была ли в жизни Анны Сергеевны настоящая любовь? Скорее «нет», чем «да»: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно». Ей не довелось испытать ни сердечных мук, ни страсти, которые случаются в жизни каждой молодой женщины. Даже ее симпатии удостаивался далеко не каждый мужчина. Отвергнув Аркадия, которого она совсем не рассматривала в качестве возлюбленного, она вдруг, неожиданно для себя, проявила интерес к человеку, который ни в чем не подходил под стандарты привычного ей общества. Все больше сближаясь с Базаровым, Анна, которой всегда руководил разум, а не сердце, начинает испытывать смятение. Ее пугает, что вместе с симпатией ее захватывает такое незнакомое для нее чувство, как страсть.
Когда на самом пике отношений Базаров признается ей в своих чувствах, Анна не торопится с ответом. Ее страх перед переменами одерживает верх, и она решает пустить ситуацию на самотек, что и приводит к коллапсу в их отношениях. Одинцову тянет к Евгению, но ее не устраивает его положение в обществе. Она понимает, что связь с ним может положить конец тому непоколебимому балансу в ее жизни, которого она так добивалась и которым дорожила больше всего на свете. Она не готова расстаться со своим привычным комфортом и благополучием ради любви простого человека, каким для нее был Базаров.
После разрыва с Евгением Одинцова остается в Никольском, а он возвращается к родителям. Тургенев не описывает состояние Анны Сергеевны после расставания с Базаровым. Можно лишь предположить, что она не страдала, так как сама была инициатором их разрыва. Ни Базаров, ни Одинцова не искали встреч друг с другом. Их последнее свидание состоялось по воле трагического случая, у кровати умирающего Евгения. Ее приезд стал последним желанием в его жизни и она, несмотря на свою холодность и прагматичность, не отказала ему в этой просьбе. По сути, она облегчила ему последние часы его страданий.
Смерть Базарова оставила след в душе Одинцовой, но она быстро оправилась и стала жить прежней жизнью. «Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…»
Роль героя в произведении
Анна Одинцова представляет в романе тот тип женщин, которые не способны делать счастливыми других людей. Несмотря на внешнюю красоту, образованность и ум, они лишены самого главного – умения любить и быть любимыми. Такова героиня романа И.С. Тургенева. Даже отношения с родной сестрой не складываются у нее из-за ее авторитарности, принципиальности и гордости. Весь ее образ – холодный и эгоистичный, не притягивает, а только отталкивает от себя.
Не научилась Одинцова по-настоящему ни любить, ни ощущать кипение жизни и красоту природы, поэтому ее удел – одиночество, о чем говорит сама ее фамилия. Когда она поняла, какую бурю чувств вызвала у Базарова, она испугалась и отреклась от него, не понимая, что отрекается от самой жизни. Его попытка пробудить ее возымела обратное действие – в итоге это она пробудила Базарова. Когда он влюбился, ему открылась та самая истина, которую он всегда отрицал. Он понял, что на свете, помимо экспериментов, теорий и фактов есть что-то большее, что скрывалось под маской его нигилизма. В отличие от Евгения, Анна Сергеевна так и осталась в своем нигилистическом мире, потому что отсутствие душевного тепла, сострадания, отрицание любви и нежности, самой жизни – это и есть тот же нигилизм. В этом смысле героиня вызывает не столько осуждение, сколько сочувствие.
Анна Сергеевна Одинцова – характеристика, образ, описание, внешность, характер | Роман «Отцы и дети»
Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героини
«. Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год. « (глава XIV)
«. в ее обаятельно-стройном и спокойном теле. » (глава XVI)
«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий. « (глава XIV)
«. как строен показался ему ее стан. » (глава XIV)
«. у ней такие плечи, каких я не видывал давно. » (глава XIV)
«. протянула обоим свою красивую белую руку. » (глава XV)
«. Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр. » (глава XV)
«. гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. » (глава XVI)
«. движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. » (глава XIV)
«. увидал женщину высокого роста, в черном платье. » (глава XIV)
«. глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо. » (глава XIV)
«. оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое. « (глава XV)
«Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. « (глава XIV)
«. спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. « (глава XIV)
«. спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. « (глава XIV)
«. ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным. « (глава XV)
«. эти умные глаза с нежностию – да, с нежностию остановятся на его глазах. » (глава XVII)
У нее темные волосы:
«Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. » (глава XVII)
У нее ровный, ласковый голос:
«. «Здравствуйте, беглец!» – проговорила она своим ровным, ласковым голосом. « (глава XXII)
Об одежде Анны Одинцовой известно следующее:
«. слегка шумя своим красивым платьем. » (глава XXV)
«. ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка. » (глава XIV)
«. Одинцова в простом утреннем платье. » (глава XV)
«. На ней было легкое барежевое* платье. » (глава XVI) (*бареж — легкая шерстяная ткань)
«. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками. » (глава XVII)
«. тонкий свист и шелест скользившего перед ним шелкового платья. » (глава XVIII)
«. под соломенною круглою шляпой. легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. » (глава XVI)
«. изящно, даже изысканно одетая, она стояла на дорожке и кончиком раскрытого зонтика шевелила уши Фифи. » (глава XXV)
«А я, по вашему, аристократка. » (Анна о себе, глава XVII)
«. вы думаете: это говорит «аристократка». » (Анна о себе, глава XVII)
«Вы здоровы, независимы, богаты; чего же еще. » (глава XVII)
После смерти мужа госпожа Одинцова стала богатой вдовой:
Она владеет имением Никольское, которое находится в 40 верстах от ближайшего провинциального города:
Не имея мужа, она сама занимается своим имением. По словам Базарова, она наверняка отлично распоряжается своим имением:
Анна Сергеевна — умная женщина, по ее собственному мнению, а также по мнению Евгения Базарова. Базаров называет ее грубо «бабой с мозгом»:
«. мы оба, – к чему церемониться? – умны. « (Анна о себе, глава XXVI)
Она является спокойной женщиной, по мнению Базарова:
Больше всего в жизни она ценит спокойствие. Когда ей нужно выбрать между яркими любовными отношениями с Базаровым или спокойствием и одиночеством, она выбирает второе:
Она является вежливой, любезной женщиной:
«. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. » (глава XIV)
«Она приветствовала их с обыкновенною своей любезностью. « (глава XXII)
Анна Сергеевна — неразговорчивая женщина:
Она является очень милой женщиной, но при этом холодной и строгой, по мнению Аркадия Кирсанова. Базаров называет ее «замороженной»:
– В тихом омуте… ты знаешь! – подхватил Базаров. – Ты говоришь, она холодна. В этом то самый вкус и есть.» (глава XIV)
«Вишь, как она себя заморозила. » (Базаров о ней, глава XV)
Госпожа Одинцова — прелестная, чудесная женщина, по мнению Аркадия Кирсанова, Ситникова и Кукшиной:
Она является независимой и гордой женщиной, по словам ее сестры и по ее собственным словам:
«. над ней никто долго взять верх не может. Она очень горда… я не то хотела сказать… она очень дорожит своею независимостью. « (сестра Катя о ней, глава XXV)
«Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву. » (автор о ней, глава XVI)
«. я слишком горда, чтобы позволить им меня беспокоить. » (глава XVII)
«. эти гордые губы ответят на его поцелуй. « (глава XVII)
«Я, во первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во вторых, я очень легко увлекаюсь. «
«Она выслушала его. и продолжала делать по своему. «
Она является слишком требовательной дамой, по мнению Базарова:
«Притом, вы, может быть, слишком требовательны. » (Базаров о ней, глава XVII)
«По моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою. «
Анна Сергеевна — эгоистичный человек:
Она является любопытной женщиной, у нее пытливый ум:
«. любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм. «
«Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. «
Одинцова получила блестящее воспитание в Петербурге:
Она хорошо говорит по-русски (многие дворяне в то время говорили по-русски хуже, чем по-французски):
«. исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши…»
«. характер у нее был свободный и довольно решительный. «
Она очень любит роскошь и комфорт и равнодушна ко всему остальному. Например, она равнодушна к природе:
«. вы себя избаловали, потому, что вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны. » (Базаров о ней, глава XVII)
«Я и не скрываюсь: я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. » (Одинцова о себе, глава XVII)
«А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня. «(Базаров о ней, глава XVI)
«. Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. « (глава XVI)
«. Катя обожала природу. Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. » (глава XVII)
Она любит скучную и неспешную жизнь:
«. ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. «
«. Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься». «
«. и ему и Аркадию оттого и жилось так легко у Одинцовой, что все в ее доме «катилось как по рельсам». «
«В доме, видимо, царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким то приличным запахом, точно в министерских приемных. «
«Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору. «
Одинцова не любит светское общество и избегает поездок по делам в город:
«В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго. « (глава XV)
«. вы чуждаетесь общества, вы им тяготитесь. » (Базаров о ней, глава XVII)
За свою жизнь Анна Сергеевна пережила много трудностей, «прошла огонь, воду и медные трубы». Она чувствует себя очень уставшей. Будучи богатой женщиной, она очень несчастлива в глубине души. Она признается, что в ней ней желания жить:
««Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы». «
«В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала. «
«. знание жизни сказывалось в ее словах. эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое. «
В свои 28 лет она считает себя старой женщиной, дамой не первой молодости. Ей кажется, что она давно живет на свете:
«. мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара. « (глава XVII)
«А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. « (Одинцова о себе и Базарове, глава XXV)
Госпожа Одинцова является «странным существом»:
«. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. «
«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. «
«Вам хочется полюбить, – перебил Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие. «
Это был цитатный образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности, личности и характера героини.
